Рыбный Мурман. 1955 г. Март.
№ 31 (271). 13 марта 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н а БОЛЬШЕ СВЕЖЕЙ РЫБЫ СТРАНЕ Выполнять план по товарной продукции Два рейса— два результата В нынешнем году в январе и феврале траулер «Двина» сделал два рейса: один — удлиненный, с доснабжением углем и водой у лихтеров, общей продолжительно стью в 27 суток; второй — обыч ный, без доснабжения, который продолжался 13,7 суток. Если в первом рейсе выловлено 2223 центнера и доставлено 132,5 тонны рыбы, то во втором добыто 1879 центнеров и доставлено 110,5 тонны рыбы. Таким образом, нет смотря на то, что в первом рейсе корабль находился почти на 13 су ток дольше, рыбы было выловлено больше всего на 344 центнера, а товарной продукции (с учетом удельного веса необезглавленной рыбы) доставлено почти одинаковое количество. Свежей рыбы из первого рейса было сдано всего лишь 27,9 тон ны; удельный вес свежья со ставил только 21 процент. Посол четырех пятых улова повлек за со бой неизбежные в этом случае по тери. Соленая рыба хранилась в трюмах траулера значительно дольше обычного, а в результате получилось увеличение утечек. Во втором рейсе была избрана лучшая технология. При посоле рыбы применялись три площадки в чердаках. Свежьем рыбу начали заготовлять так: крупную с расче том девятисуточного хранения, ровную — за восемь суток, мелкую — за меньший срок. Свежье укла дывали в чердаки на четыре пло щадки. Удельный вес свежей рыбы в общей продукции траулера за рейс составил 51 процент. Качест во рыбы оказалось значительно выше, чем в первом рейсе, в осо бенности по свежью. Экипаж траулера целесообразнее и экономичнее использовал сырье — выловленную рыбу. На одну тонну полуфабриката затрачивали во втором рейсе на 2,3 центнера сырца меньше, чем в первом. Это и понятно. Направление более чем половины улова на выработку све жего полуфабриката ликвидирова ло потери, неизбежные при посоле рыбы. Сократило утечки и приме нение трех площадок при посоле и четырех при укладке свежья в лед. В общей сложности экономия сыр ца составила 242,5 центнера за рейс. Сэкономлены полные про мысловые сутки, сбережены уголь, сетематериалы, немало других ма териалов и государственные сред ства. Если же учесть продолжитель ность плавания в первом и втором рейсах, расход топлива, различных материалов, амортизацию, неиз бежные утечки при длительном хранении соленой рыбы, уменьше ние выхода при посоле рыбы вме сто выработки свежих рыботоваров, то можно смело сказать, что пер вый рейс был явно убыточным для государства. Добрый десяток дней в этом рейсе был потрачен впустую — на переходы к лихтеру и обрат но, на получение дополнительного снабжения, на «приспособление» вновь к району промысла и к промысловой обстановке, на «под бивку» чердаков с соленой рыбой для покрытия утечек. Таким обра зом, удлинение плавания траулера на десять дней дало дополнитель ный вылов всего в сто (!) центне ров. Есть ли смысл в таком удли нении рейса?! Траулер — пищевое предприятие В своем докладе на январском Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев указывал на большую ошибку, до пускавшуюся работниками мини стерств сельского хозяйства и сов хозов и Госплана, которые видели путь решения животноводческой проблемы только в одном — в уве личении поголовья, забывая при этом о выходе товарной продукции. Пример двух рейсов траулера «Двина» показывает, что подобная ошибка допускается и в Мурман ском траловом флоте, где в основ ном все внимание обращено на увеличение добычи в «сырце» и забывается вторая, не менее важ ная задача — увеличение выхода товарной продукции, увеличение выработки продуктов питания, тогда как в Постановленйи Цент рального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года «Об изменении практики пла нирования сельского хозяйства» подчеркивается, что «отправным началом должен быть объем товар ной продукции». К сожалению, и руководство флота, и многие капи таны промысловых судов не заду мываются над этим. Траулер чаще всего рассматри вается как транспортное судно, а не как пищевое предприятие. Счи тается важным забить до отказа трюмы предпочтительно соленой рыбой (она плотнее укладывается); это дает высокий выход «сырца». Но соленая рыба дает осадку; тог да без конца «подбивают» чердаки, затрачивая на это сотни и тысячи центнеров выловленной рыбы-сыр ца, а в результате много труда и средств затрачивается впустую. На днях вернулся в порт с хо рошим грузом рыбы траулер «Сталин», находившийся в удли ненном плавании. Он доставил 157 тонн соленой рыбы. — Мы, по меньшей «мере, триж ды подбивали чердаки с соленой рыбой. На каждый чердак у нас ушло минимум еще по 2,5 — 3 тонны, — заявил капитан. Это означает, что на подбивку каждого чердака пошло целиком одно траление. Если бы рейс был обычным, а не удлиненным, если бы соленую рыбу хранили только 16 суток, вместо 30 суток, если бы к тому же посол рыбы произ водился на три и на четыре площадки, а не на две, то утечки были бы неизмеримо меньше, вы ход товарной продукции увеличил ся, не были бы потеряны впустую и время, и средства, и материалы, и труд людей. Траулер «Сталин» доставил в порт около 80 тонн свежей рыбы, начав ее заготовку 12 февраля, за десять суток до возвращения в порт. Случилось так, что когда ко рабль вернулся, выгрузку произво дить нельзя было вследствие силь ных морозов, и свежая рыба проле жала в. трюме судна тринадцать су ток. И все же она была принята рыбокомбинатом сортностью выше плана. Надо отдать должное мо рякам этого траулера во главе с капитаном тов. Бронзовым и рыб- мастеру тов. Соколову. Рыба, предназначенная для заготовки свежьем, правильно разделывалась, тщательно, под сильным напором воды, промывалась, укладывалась на площадки руками (без помощи гребка!), крупные куски льда дро бились, высота слоя рыбы состав ляла 45 — 50 сантиметров. Для удобства фронт работы в трюме был более широким, чем обычно. И вот результат — рыба замеча тельно выдержала хранение в тече ние тринадцати суток! Кому и зачем нужны были из лишние потери на посоле рыбы, затраты времени на дополнитель ное снабжение?! Против шаблона в работе Бесспорно, удлинение плавания траулера с помощью дополнитель ного снабжения с лихтеров, плав баз или даже вспомогательных бе реговых баз в некоторых случаях даст положительные результаты. ОднакЪ в этом деле не может быть шаблона. Положительный эффект новшества можно получить только в том случае, если промысловый, район весьма отдален от порта, а вспомогательная база (лихтер и т. п.) расположена в непосредст венной близости от места лова, по тому что основной выигрыш вре мени может быть получен только за счет переходов судна от порта к месту промысла и обратно. Так, например, положительный резуль тат можно получить, работая на Канинской и Колгуевской банках, при условии, что доснабжение бу дет производиться у Канина или Колгуева; при работе в Восточно прибрежном районе база должна быть в Иоканьге или в Порчнихе; при работе в Вайгачском районе — где-нибудь у Вайгача, у южной части Новой Земли или у Кол гуева. Доснабжение же в том виде, как оно применяется сейчас, когда траулеры промышляют в Цент ральном районе или на Гусиной банке, а доснабжаются в Тюва-гу- бе или в Могильном, не дает ни выигрыша времени, ни увеличения вылова и товарной продукции, от рицательно сказывается на выпол нении заданий по выработке све жих рыботоваров. Какой же смысл почти любому кораблю 15 — 18 суток солить рыбу, без конца «подбивать» чер даки, потом тратить 3 — 5 суток на доснабжение и затем только 6 — 7 суток заготовлять свежую рыбу? Гораздо рентабельнее, целе сообразнее, экономичнее 6 — 7 суток направлять рыбу в посол, а затем за 11 — 13 суток до воз вращения в порт переходить на за готовку охлажденной рыбы, ходить без всякого дополнительного снаб жения и с успехом применять вполне оправдавшие себя в прош лом свежьевые рейсы для • судов с короткими, не свыше 17—18 су ток, сроками плавания. Пора понять, что главное и ре шающее мерило для оценки дея тельности каждого корабля и всего флота в целом — сколько, каких и какого качества рыбных продук тов получат страна, советские пот ребители. В. КОВАЛЕВ. НОВЫЙ ОТРЯД РЫБООБРАБОТЧИКОВ На днях закончила учебу и сдала зачеты группа мастеров по обработке рыбы тралового флота. Хорошие знания по технологии обработки рыбы и хранении ее показали бывший засольт^ик трау лера «Анадырь» тов. Великжанин и засольщик траулера «Кронш тадт» тов. Колпаков. Хорошо и отлично сдали зачеты засольщик траулера «Пикша» тов. Подшивалов, засольщик траулера «Кремль» тов. Ефремцев и другие. ■"'■tJt Сейчас новые специалисты направляются на промысловые ко рабли. На снимке: курсанты под руководством преподавателя О. П. КРОТОВОЙ знакомятся с технологией производства консерв ных банок. Фото Б. Алексеева. Резервы сельдяного флота К а к « з а г р уЖают с я » с м е н Ь Выполнение производственных за даний в значительной мере зависит от правильной организации труда в смене. Своевременное распределение работы, подготовка материалов и чертежей, полная загрузка оборудо вания — вот слагаемые успеха сме ны и пека в целом. В механическом же цехе судоремонтного завода Глав- мурманрыбпрома загрузка смен не отвечает интересам 'Производства. Вот как «загружается», например, вторая смена. Начинается с того, что мастер ждет, когда будет составлен график заданий. Затем разверты вается основное действие— загруз ка. Выглядит она так. «Яков Ива нович, — обращается мастер иди то карь к технологу, — на поршни ручной помпы нет материала». «Найдем, — отвечает тот. — Нужно будет посмотреть подснегом». Тормо шат токари другого технолога, Гур- лева: «Павел Иванович, щв мате риал на муфту сцепления?». «В кузнице, — следует ответ, — сейчас подсобница принесет». Бурно протекает «загрузка». Здесь можно услышать и о том, что запла нированная работа выполнена в пре дыдущей смене («Успели-таки пере хватить»), и о поковках, которые еще находятся в кузнице («горя ченькие, из-под молота, сейчас при- I несут»), о многих других производ ственных неполадках. Такая неприглядная картина в планово-производственном бюро заво да повторяется ежедневно, Видят эту картину, являются ее свидетелями и участниками руководители цеха и завода, но каких-либо мер для созда ния деловой обстановки на этом участке не принимают. А пора бы навести здесь порядок, отвечающий интересам производства, интересам коллектива цеха. Редколлегия стенгазеты «Ре зец» механического цеха су- доремонтнго завода Главмур- гланрыбпрома — коллектив ный корреспондент газеты «Рыбный Мурман». Моряки сельдяного флота настой чиво борются за увеличение вылова рыбы, за выполнение принятых со циалистических обязательств. В «Мурмансельди» насчитывается не мало судов, экипажи которых еще в феврале справились с выполнением квартального плана вылова сельди. Ряд экипажей уже близок к завер шению задания первых трех месяцев этого года. В результате упорного труда промысловиков коллектив фло та успешно справился с двухмесяч ным заданием по вылову сельди и дал сверх двухмесячного задания семь тысяч центнеров рыбы. Эти показатели свидетельствуют о том, что моряки «Мурмансельди» имеют все возможности для того, что бы не только выполнить, но и зна чительно перекрыть государственный план вылова сельди и принятые со циалистические обязательства. Сель дяной флот может работать еще луч ше, чем он работал до сих нор, если будут использованы все резервы и возможности, если руководители и весь коллектив будут более реши тельно и настойчиво бороться с не достатками. А недостатки имеются, причем очень существенные. В период нереста сельди рыба держится мощными косяками. Но нельзя сказать, чтобы на всех судах до конца были использованы бога тые промысловые возможности не рестового периода. Об этом свиде тельствует тот факт, что, работая в одинаковых условиях и при одина ковом вооружении, экипажи судов имеют различные показатели. Бели, к примеру, средний траулер Ms 441 за 59 суток нахождения на промыс ле выловил 2.067 центнеров сельди, средний траулер Xi 223 за 56 су ток — 2.065 центнеров, а средний траулер М» 4145 за 59 суток дал стране 2.039 центнеров сельди, то на ряде других судов дело обстоит совершенно иначе. Так, средний тра улер INI 641 за 32 суток промысла выловил 587 центнеров, М5 156 за 33 суток — 414 центнеров, N: 183 за 31 сутки — 237 центнеров, а средний траулер X» 468 за 28 про мысловых суток взял всего 197 центнеров сельди. Важным резервом увеличения вы лова рыбы коллективом сельдяного флота является ликвидация простоев судов из-за ремонта. Между тем, до последнего времени судооемонтный завод Главмурманрыбпрома задержи вает средние траулеры в ремонте сверх намеченного графиком срока. Задержку кораблей на заводе стремятся объяснить большим скоп лением судов, требующих ремонта. Но главная причина не в этом. Ос новная беда состоит в том, что на предприятии не уделяется должного внимания вопросам организации тру да. Ежедневно проводятся графики представителей завода и «Мурман сельди». На них предъявляются вза имные претензии, намечаются сроки сдачи траулеров. Но эти сроки, как правило, не выдерживаются. Так, на пример, средний траулер >2 4122 встал в ремонт 21 января этого года, окончание работ было намечено на 6 февраля. Этот срок ремонтники не выдержали и на графике было ре шено перенести его на 8 февраля. Однако и на этот раз ремонтники подвели: работы были закончены только 10 февраля. Аналогичное по ложение было с траулерами №№ 242, 4222 и другими Особенно поучительна история со средним траулером Лг 242. который встал в ремонт 24 января. Выход его в море был первоначально определен на 10 февраля, потом перенесен на 11 февраля. Но и в это время рабо чие не уложились. Последний срок сдачи был назначен на 1У февраля, и опять ремонтники не справились и судно после этого еще на несколько дней задержалось в порту. Ремонтни ки не только не заботятся о соблюде нии сроков сдачи судов в эксплуата цию по графику, но и некачественно выполняют некоторые работы. А это в ряде случаев ведет к переделка*. Так, в частности, произошло со сред ним траулером JM5 242, на котором дважды переделывалось крыло бот- дека из-за некачественной сварки. Простаивают суда в порту и по вийе работников управления «Мур-' мансельдь», которые не проявляют достаточной оперативности и разво- ротливости. Так. например, в январе в море было почти на семь кораблей меньше, чем предусматривалось пла ном. Такая же картина наблюдалась и в феврале. Не изжиты до конца и простои по вине экипажей. На среднем траулере № 242, например, в феврале был разморожен водогрейный котелок отопления носовых помещений. Ви новаты в этом некоторые моряки, из-за расхлябанности которых судно задержалось в порту несколько су ток. Устранение всех этих недостатков — важный резерв увеличения выло ва рыбы коллективом сельдяного флота. В этом состоит задача работ ников управления флота, промысло виков и судоремонтников. С. КОРОТКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz