Рыбный Мурман. 1955 г. Март.

№ 31 (271). 13 марта 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н а БОЛЬШЕ СВЕЖЕЙ РЫБЫ СТРАНЕ Выполнять план по товарной продукции Два рейса— два результата В нынешнем году в январе и феврале траулер «Двина» сделал два рейса: один — удлиненный, с доснабжением углем и водой у лихтеров, общей продолжительно­ стью в 27 суток; второй — обыч­ ный, без доснабжения, который продолжался 13,7 суток. Если в первом рейсе выловлено 2223 центнера и доставлено 132,5 тонны рыбы, то во втором добыто 1879 центнеров и доставлено 110,5 тонны рыбы. Таким образом, нет смотря на то, что в первом рейсе корабль находился почти на 13 су­ ток дольше, рыбы было выловлено больше всего на 344 центнера, а товарной продукции (с учетом удельного веса необезглавленной рыбы) доставлено почти одинаковое количество. Свежей рыбы из первого рейса было сдано всего лишь 27,9 тон­ ны; удельный вес свежья со­ ставил только 21 процент. Посол четырех пятых улова повлек за со­ бой неизбежные в этом случае по­ тери. Соленая рыба хранилась в трюмах траулера значительно дольше обычного, а в результате получилось увеличение утечек. Во втором рейсе была избрана лучшая технология. При посоле рыбы применялись три площадки в чердаках. Свежьем рыбу начали заготовлять так: крупную с расче­ том девятисуточного хранения, ровную — за восемь суток, мелкую — за меньший срок. Свежье укла­ дывали в чердаки на четыре пло­ щадки. Удельный вес свежей рыбы в общей продукции траулера за рейс составил 51 процент. Качест­ во рыбы оказалось значительно выше, чем в первом рейсе, в осо­ бенности по свежью. Экипаж траулера целесообразнее и экономичнее использовал сырье — выловленную рыбу. На одну тонну полуфабриката затрачивали во втором рейсе на 2,3 центнера сырца меньше, чем в первом. Это и понятно. Направление более чем половины улова на выработку све­ жего полуфабриката ликвидирова­ ло потери, неизбежные при посоле рыбы. Сократило утечки и приме­ нение трех площадок при посоле и четырех при укладке свежья в лед. В общей сложности экономия сыр­ ца составила 242,5 центнера за рейс. Сэкономлены полные про­ мысловые сутки, сбережены уголь, сетематериалы, немало других ма­ териалов и государственные сред­ ства. Если же учесть продолжитель­ ность плавания в первом и втором рейсах, расход топлива, различных материалов, амортизацию, неиз­ бежные утечки при длительном хранении соленой рыбы, уменьше­ ние выхода при посоле рыбы вме­ сто выработки свежих рыботоваров, то можно смело сказать, что пер­ вый рейс был явно убыточным для государства. Добрый десяток дней в этом рейсе был потрачен впустую — на переходы к лихтеру и обрат­ но, на получение дополнительного снабжения, на «приспособление» вновь к району промысла и к промысловой обстановке, на «под­ бивку» чердаков с соленой рыбой для покрытия утечек. Таким обра­ зом, удлинение плавания траулера на десять дней дало дополнитель­ ный вылов всего в сто (!) центне­ ров. Есть ли смысл в таком удли­ нении рейса?! Траулер — пищевое предприятие В своем докладе на январском Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев указывал на большую ошибку, до­ пускавшуюся работниками мини­ стерств сельского хозяйства и сов­ хозов и Госплана, которые видели путь решения животноводческой проблемы только в одном — в уве­ личении поголовья, забывая при этом о выходе товарной продукции. Пример двух рейсов траулера «Двина» показывает, что подобная ошибка допускается и в Мурман­ ском траловом флоте, где в основ­ ном все внимание обращено на увеличение добычи в «сырце» и забывается вторая, не менее важ­ ная задача — увеличение выхода товарной продукции, увеличение выработки продуктов питания, тогда как в Постановленйи Цент­ рального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года «Об изменении практики пла­ нирования сельского хозяйства» подчеркивается, что «отправным началом должен быть объем товар­ ной продукции». К сожалению, и руководство флота, и многие капи­ таны промысловых судов не заду­ мываются над этим. Траулер чаще всего рассматри­ вается как транспортное судно, а не как пищевое предприятие. Счи­ тается важным забить до отказа трюмы предпочтительно соленой рыбой (она плотнее укладывается); это дает высокий выход «сырца». Но соленая рыба дает осадку; тог­ да без конца «подбивают» чердаки, затрачивая на это сотни и тысячи центнеров выловленной рыбы-сыр­ ца, а в результате много труда и средств затрачивается впустую. На днях вернулся в порт с хо­ рошим грузом рыбы траулер «Сталин», находившийся в удли­ ненном плавании. Он доставил 157 тонн соленой рыбы. — Мы, по меньшей «мере, триж­ ды подбивали чердаки с соленой рыбой. На каждый чердак у нас ушло минимум еще по 2,5 — 3 тонны, — заявил капитан. Это означает, что на подбивку каждого чердака пошло целиком одно траление. Если бы рейс был обычным, а не удлиненным, если бы соленую рыбу хранили только 16 суток, вместо 30 суток, если бы к тому же посол рыбы произ­ водился на три и на четыре площадки, а не на две, то утечки были бы неизмеримо меньше, вы­ ход товарной продукции увеличил­ ся, не были бы потеряны впустую и время, и средства, и материалы, и труд людей. Траулер «Сталин» доставил в порт около 80 тонн свежей рыбы, начав ее заготовку 12 февраля, за десять суток до возвращения в порт. Случилось так, что когда ко­ рабль вернулся, выгрузку произво­ дить нельзя было вследствие силь­ ных морозов, и свежая рыба проле­ жала в. трюме судна тринадцать су­ ток. И все же она была принята рыбокомбинатом сортностью выше плана. Надо отдать должное мо­ рякам этого траулера во главе с капитаном тов. Бронзовым и рыб- мастеру тов. Соколову. Рыба, предназначенная для заготовки свежьем, правильно разделывалась, тщательно, под сильным напором воды, промывалась, укладывалась на площадки руками (без помощи гребка!), крупные куски льда дро­ бились, высота слоя рыбы состав­ ляла 45 — 50 сантиметров. Для удобства фронт работы в трюме был более широким, чем обычно. И вот результат — рыба замеча­ тельно выдержала хранение в тече­ ние тринадцати суток! Кому и зачем нужны были из­ лишние потери на посоле рыбы, затраты времени на дополнитель­ ное снабжение?! Против шаблона в работе Бесспорно, удлинение плавания траулера с помощью дополнитель­ ного снабжения с лихтеров, плав­ баз или даже вспомогательных бе­ реговых баз в некоторых случаях даст положительные результаты. ОднакЪ в этом деле не может быть шаблона. Положительный эффект новшества можно получить только в том случае, если промысловый, район весьма отдален от порта, а вспомогательная база (лихтер и т. п.) расположена в непосредст­ венной близости от места лова, по­ тому что основной выигрыш вре­ мени может быть получен только за счет переходов судна от порта к месту промысла и обратно. Так, например, положительный резуль­ тат можно получить, работая на Канинской и Колгуевской банках, при условии, что доснабжение бу­ дет производиться у Канина или Колгуева; при работе в Восточно­ прибрежном районе база должна быть в Иоканьге или в Порчнихе; при работе в Вайгачском районе — где-нибудь у Вайгача, у южной части Новой Земли или у Кол­ гуева. Доснабжение же в том виде, как оно применяется сейчас, когда траулеры промышляют в Цент­ ральном районе или на Гусиной банке, а доснабжаются в Тюва-гу- бе или в Могильном, не дает ни выигрыша времени, ни увеличения вылова и товарной продукции, от­ рицательно сказывается на выпол­ нении заданий по выработке све­ жих рыботоваров. Какой же смысл почти любому кораблю 15 — 18 суток солить рыбу, без конца «подбивать» чер­ даки, потом тратить 3 — 5 суток на доснабжение и затем только 6 — 7 суток заготовлять свежую рыбу? Гораздо рентабельнее, целе­ сообразнее, экономичнее 6 — 7 суток направлять рыбу в посол, а затем за 11 — 13 суток до воз­ вращения в порт переходить на за­ готовку охлажденной рыбы, ходить без всякого дополнительного снаб­ жения и с успехом применять вполне оправдавшие себя в прош­ лом свежьевые рейсы для • судов с короткими, не свыше 17—18 су­ ток, сроками плавания. Пора понять, что главное и ре­ шающее мерило для оценки дея­ тельности каждого корабля и всего флота в целом — сколько, каких и какого качества рыбных продук­ тов получат страна, советские пот­ ребители. В. КОВАЛЕВ. НОВЫЙ ОТРЯД РЫБООБРАБОТЧИКОВ На днях закончила учебу и сдала зачеты группа мастеров по обработке рыбы тралового флота. Хорошие знания по технологии обработки рыбы и хранении ее показали бывший засольт^ик трау­ лера «Анадырь» тов. Великжанин и засольщик траулера «Кронш­ тадт» тов. Колпаков. Хорошо и отлично сдали зачеты засольщик траулера «Пикша» тов. Подшивалов, засольщик траулера «Кремль» тов. Ефремцев и другие. ■"'■tJt Сейчас новые специалисты направляются на промысловые ко­ рабли. На снимке: курсанты под руководством преподавателя О. П. КРОТОВОЙ знакомятся с технологией производства консерв­ ных банок. Фото Б. Алексеева. Резервы сельдяного флота К а к « з а г р уЖают с я » с м е н Ь Выполнение производственных за­ даний в значительной мере зависит от правильной организации труда в смене. Своевременное распределение работы, подготовка материалов и чертежей, полная загрузка оборудо­ вания — вот слагаемые успеха сме­ ны и пека в целом. В механическом же цехе судоремонтного завода Глав- мурманрыбпрома загрузка смен не отвечает интересам 'Производства. Вот как «загружается», например, вторая смена. Начинается с того, что мастер ждет, когда будет составлен график заданий. Затем разверты­ вается основное действие— загруз­ ка. Выглядит она так. «Яков Ива­ нович, — обращается мастер иди то­ карь к технологу, — на поршни ручной помпы нет материала». «Найдем, — отвечает тот. — Нужно будет посмотреть подснегом». Тормо­ шат токари другого технолога, Гур- лева: «Павел Иванович, щв мате­ риал на муфту сцепления?». «В кузнице, — следует ответ, — сейчас подсобница принесет». Бурно протекает «загрузка». Здесь можно услышать и о том, что запла­ нированная работа выполнена в пре­ дыдущей смене («Успели-таки пере­ хватить»), и о поковках, которые еще находятся в кузнице («горя­ ченькие, из-под молота, сейчас при- I несут»), о многих других производ­ ственных неполадках. Такая неприглядная картина в планово-производственном бюро заво­ да повторяется ежедневно, Видят эту картину, являются ее свидетелями и участниками руководители цеха и завода, но каких-либо мер для созда­ ния деловой обстановки на этом участке не принимают. А пора бы навести здесь порядок, отвечающий интересам производства, интересам коллектива цеха. Редколлегия стенгазеты «Ре­ зец» механического цеха су- доремонтнго завода Главмур- гланрыбпрома — коллектив­ ный корреспондент газеты «Рыбный Мурман». Моряки сельдяного флота настой­ чиво борются за увеличение вылова рыбы, за выполнение принятых со­ циалистических обязательств. В «Мурмансельди» насчитывается не­ мало судов, экипажи которых еще в феврале справились с выполнением квартального плана вылова сельди. Ряд экипажей уже близок к завер­ шению задания первых трех месяцев этого года. В результате упорного труда промысловиков коллектив фло­ та успешно справился с двухмесяч­ ным заданием по вылову сельди и дал сверх двухмесячного задания семь тысяч центнеров рыбы. Эти показатели свидетельствуют о том, что моряки «Мурмансельди» имеют все возможности для того, что­ бы не только выполнить, но и зна­ чительно перекрыть государственный план вылова сельди и принятые со­ циалистические обязательства. Сель­ дяной флот может работать еще луч­ ше, чем он работал до сих нор, если будут использованы все резервы и возможности, если руководители и весь коллектив будут более реши­ тельно и настойчиво бороться с не­ достатками. А недостатки имеются, причем очень существенные. В период нереста сельди рыба держится мощными косяками. Но нельзя сказать, чтобы на всех судах до конца были использованы бога­ тые промысловые возможности не­ рестового периода. Об этом свиде­ тельствует тот факт, что, работая в одинаковых условиях и при одина­ ковом вооружении, экипажи судов имеют различные показатели. Бели, к примеру, средний траулер Ms 441 за 59 суток нахождения на промыс­ ле выловил 2.067 центнеров сельди, средний траулер Xi 223 за 56 су­ ток — 2.065 центнеров, а средний траулер М» 4145 за 59 суток дал стране 2.039 центнеров сельди, то на ряде других судов дело обстоит совершенно иначе. Так, средний тра­ улер INI 641 за 32 суток промысла выловил 587 центнеров, М5 156 за 33 суток — 414 центнеров, N: 183 за 31 сутки — 237 центнеров, а средний траулер X» 468 за 28 про­ мысловых суток взял всего 197 центнеров сельди. Важным резервом увеличения вы­ лова рыбы коллективом сельдяного флота является ликвидация простоев судов из-за ремонта. Между тем, до последнего времени судооемонтный завод Главмурманрыбпрома задержи­ вает средние траулеры в ремонте сверх намеченного графиком срока. Задержку кораблей на заводе стремятся объяснить большим скоп­ лением судов, требующих ремонта. Но главная причина не в этом. Ос­ новная беда состоит в том, что на предприятии не уделяется должного внимания вопросам организации тру­ да. Ежедневно проводятся графики представителей завода и «Мурман­ сельди». На них предъявляются вза­ имные претензии, намечаются сроки сдачи траулеров. Но эти сроки, как правило, не выдерживаются. Так, на­ пример, средний траулер >2 4122 встал в ремонт 21 января этого года, окончание работ было намечено на 6 февраля. Этот срок ремонтники не выдержали и на графике было ре­ шено перенести его на 8 февраля. Однако и на этот раз ремонтники подвели: работы были закончены только 10 февраля. Аналогичное по­ ложение было с траулерами №№ 242, 4222 и другими Особенно поучительна история со средним траулером Лг 242. который встал в ремонт 24 января. Выход его в море был первоначально определен на 10 февраля, потом перенесен на 11 февраля. Но и в это время рабо­ чие не уложились. Последний срок сдачи был назначен на 1У февраля, и опять ремонтники не справились и судно после этого еще на несколько дней задержалось в порту. Ремонтни­ ки не только не заботятся о соблюде­ нии сроков сдачи судов в эксплуата­ цию по графику, но и некачественно выполняют некоторые работы. А это в ряде случаев ведет к переделка*. Так, в частности, произошло со сред­ ним траулером JM5 242, на котором дважды переделывалось крыло бот- дека из-за некачественной сварки. Простаивают суда в порту и по вийе работников управления «Мур-' мансельдь», которые не проявляют достаточной оперативности и разво- ротливости. Так. например, в январе в море было почти на семь кораблей меньше, чем предусматривалось пла­ ном. Такая же картина наблюдалась и в феврале. Не изжиты до конца и простои по вине экипажей. На среднем траулере № 242, например, в феврале был разморожен водогрейный котелок отопления носовых помещений. Ви­ новаты в этом некоторые моряки, из-за расхлябанности которых судно задержалось в порту несколько су­ ток. Устранение всех этих недостатков — важный резерв увеличения выло­ ва рыбы коллективом сельдяного флота. В этом состоит задача работ­ ников управления флота, промысло­ виков и судоремонтников. С. КОРОТКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz