Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 66 (306), 3 июня 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н S S S S tSS 1 1 ggg ■-11 3 Н о в о е в т е х н о л о г и и рыбообрабатывающей промышленности Важнейшим разделом технологии рыбообрабатывающей промышленно сти, наиболее перспективным и. по жалуй, наименее разработанным сле дует признать обработку рыбы холо дом. В самом деле, единственной технологической системой доставки свежей рьгбы в Мурманском трало вом флоте являлась укладка продук ции на траулере в лед и дообработка ее на берегу при помощи заморажи вания. Отгрузка охлажденной- рыбы во льду из Мурманска производилась очень редко. Объяснялось это глав ным образом отсутствием уверен ности, что общая длительность хра нения рыбы во льду не превысит сроков, допустимых, по соображе ниям качества продукции, для хра нения ее при 0° (температура тая ния льда). В ряде капиталистиче ских стран, в частности в Англии, считают, что треску молено сохра нить в хорошем качественном со стоянии во льду 12— 14 дней и в пригодном для пищевых целей виде до 18—20 дней с момента улова. После этого качество рыбы может начать ухудшаться настолько, что она окажется непригодной для пи щевого использования. Эти сроки рыба выдерживает лишь при усло вии быстрой разделки, хорошей мой ки, хорошего санитарного состояния судна и правильной перекладки льдом, обеспечивающей быстрое ох лаждение продукции до 0°, и регу лярное поддерживание этой темпе ратуры рыбы в течение всего срока хранения. Весной текущею года, до наступ ления теплой погоды, в порядке опыта многие тысячи тонн трески, доставленной в Мурманск траулера ми во льду, отгружались из Мур манска поездами с машинным ох лаждением с температурой в вагонах —2°. Эта продукция доходила до потребителя в удовлетворительном качественном состоянии. Общая дли тельность хранения рыбы (без замо раживания, при температуре тела 0°, —1 ) достигала 22—23 суток, а в отдельных случаях и несколько больше. Такие результаты были до стигнуты в холодное время года, когда рыба не отеплялась как на траулере, в ожидании разделки, так и в рыбном порту, от момента вы грузки из корабля до погрузки в ва гоны, и на местах потребления, от выгрузки из вагонов до продажи в магазине. Можно ли принять такие же сро ки для охлажденной, рыбы в теплое время года? Это нуждается в опыт ной проверке, но дело мне представ ляется вполне реальным при усло вии резкого улучшения санитарного состояния судов и принятия практи ческих мер против повышения тем пературы тела рыбы на траулере (перед разделкой и укладкой в лед), в Мурманском порту и при реали зации. Что нужно сделать для удлинения сроков хранения рыбы (без полного замораживания)? Такие меры подго товлены и проверены на массовых партиях трески и окуня, причем достигнуты хорошие результаты. В первую очередь следует подморажи вать тонкий поверхностный слой рыбы холодным рассолом, путем ускоренного (в четыре и более раз) пропуска через мокрые морозилки. Опасения, что медленное распростра нение холода (зоны образования льда) во внутренние слои рыбы при ее хранении приведет к ухудшению консистенции рьгбы (разрыхление мяса), на опытных партиях при по лупромышленной проверке лаборато рией Мурманского рыбокомбината не подтвердились. Не подтвердились + * Н. БЕРЕЗИН. Лауреат Сталинских ^премий, главный технолог Министерства рыбной промышленности СССР. эти опасения также и на опытных вагонных партиях, просмотренных в Москве. Эти работы являются принци пиально новыми в холодильной тех нологии обработки рыбы и значи тельно расширяют перспективы от грузки из Мурманска охлажденной рыбы в течение круглого года. Важнейшей задачей ближайших месяцев является создание такой механизации, которая обеспечивала бы максимальную скорость прохож дения рыбы в Мурманске от трауле ра до вагона, например, за шесть — двенадцать часов вместо двух — трех суток в настоящее время. Однако необходимо все же при знать, что длительное хранение про дукции при нулевой или несколько более низкой температуре не обеспе чивает получение рыбы отличных вкусовых и пищевых свойств, | свойственных живой или только что уснувшей рыбе. Поэтому одновре- j менно с разработкой и внедрением улучшенных способов охлаждения следует внедрить и освоить в массэ-; вом масштабе замораживание рыбы на 'борту кораблей. Очень интересным техническим решением этого способа является траулер — филейная фабрика — «Пушкин». Основы технологии на этом судне следующие: рыба (тр е -1 ска) потрошится вручную, без пол -! ной очистки и мойки брюшной поло- j сти; печень адет на консервы или жир; рыба — на одну из двух ли- | ний: филейную и для выработки | мороженой обезглавленной и потро шеной трески. Линия для разделки трески на филе состоит из трех машин — обезглавливающей, снимающей филе и снимающей с филе кожу. Филе укладывается вручную в противни, которые закрываются крышками, а затем устанавливаются на тележки (подвесные) и направляются в сухие морозилки с интенсивной циркуля цией воздуха. После замораживания блок филе освобождается от крышки и противня, проходит глазировку и направляется в машину, упаковы вающую филе в картонные ящики. Линия морозки обезглавленной рыбы аналогичная, но имеет лишь одну разделочную машину (обезглавли- вающую). Траулер имеет на борту консерв ную и рьгбомучную установки. Такой траулер является новинкой мировой техники. Кормовое траление и рыборазделочная машина на борту до настоящего времени работали только на двух опытных английских траулерах. Параллельно с описанной техно логической схемой за рубежом раз рабатывается, в порядке промыш ленного опыта, другое техническое решение морозильного траулера, с окончательной продукцией также в виде мороженого филе. Схема этого траулера «Денавир» резко отличает ся от имеющейся схемы на траулере «Пушкин». Рыба на борту «Дена- вира» замораживается в мокрой (рассольной) погружной морозилке целиком (без разделки) и затем хра нится 'в трюме при температуре — 18°. По прибытии судна в порт рыба на береговом холодильнике частично размораживается, разделы вается на филе, которое вновь замо раживается. Эта схема проверена на большой серии опытов и дает филе не хуже, чем то, которое получается из рыбы, хранившейся во льду на траулере. Необходимо отметить, что амери канские антлантические траулеры ловят в основном пикшу и морского окуня и печень пикши не исполь зуют, предпочитая импортировать тресковый жир из Норвегии. В на ших условиях подобная схема, на мой взгляд, неприемлема, так как пре небречь тресковой печенью мы не можем. Предпочтительна, по моему мнению, такая схема: рыба замора живается на борту траулера цели ком (без разделки), хранится в рефрижераторном трюме при темпе ратуре — 30°, — 35° и по прибы тии в порт разделывается на диско вых пилах, которые отделяют голо вы и (Внутренности, используемые для производства муки, спинку (в виде балычка) и брюшную часть — тешу, которая отдельно от толстой спинки может быть использована в кулинарии значительно лучше, чем в настоящее время, при тушке. Пе чень пойдет на выработку консер вов и жира. Такой траулер будет иметь мини мум рабочей силы и сложного обо рудования на борту. Упрощение обработки на борту ликвидирует простои в море. Против такой схемы выдвигаются два ос новных возражения: частичное недо использование емкости трюма и до роговизна низкотемпературного ре жима. Однако создание низкотемпе ратурного режима не представляет значительных технических трудно стей, так как на берегу, например, в Норвегии, строят крупнейшие хо лодильники с температурами испа рения в. минус 40° и минус 50°. Содержание людей, занятых на тра улере разделкой рыбы, стоит Доро же, чем механическая энергия. Рас ход кубатуры трюма для хранения рыбы с головами вряд ли будет мно го больше, чем сумма кубатуры по мещений, занимаемых консервной мастерской, утильустановкой и по мещением (на твиндеке) для раздел ки (потрошения и обезглавливания) рыбы. Решить этот вопрос может оконча тельно только работа соответствую щего опытного судна. Несколько слов об установке для выработки кормовой муки. Работы института биохимии им. Баха Ака демии наук СССР и зарубежных ин ститутов показали, что ценность кормовой муки заключается не толь ко в содержащихся в ней полноцен ных белках, но также и, в особен ности, в содержании в ней витами на В 12 , стимулирующего рост живот ных и обеспечивающего усвоение животными растительных белков ос новного корма. У рыб, как это пока зали исследования, В 12 содержится, главным образом, во внутренних ор ганах (кишечниках и почках). По этому в кормовую муку должны итти не только головы и непромысловая мелочь, но и, обязательно, внутрен ности. Добавка внутренностей повышает жирность муки и по действующему стандарту она переводится из выс шего сорта в первый. В настоящее время институт биохимии совместно с Братцевской птицефабрикой про водит широкие испытания крупных образцов кормовой муки из различ ного сырья. На основе новых массо? вых данных будет решен вопрос о приведении стандарта на кормовую муку в соответствие с ее кормовой ценностью. Смена мастера тов. Анучина считается лучшей на заводе рыб ной муки Мурманского рыбокомбината. На -снимке: передовые ра ботницы смены Т. Ф. КАПИЦА и 3. В. КОРОЛЬКОВА штабели руют готовую продукцию. Справа мастер смены М. И. АНУЧИН. Фото Б. Алексеева. Борьба за чистоту и порядок дело всей общественности Чистота, тщательное соблюдение правил санитарии — обязательное условие для рыболовных кораблей тралового флота, являющихся пище выми предприятиями. Да и морякам, выполняющим тяжелую .работу в мо ре, чистота и порядок на судне по могают хорошо отдохнуть и произ водительно трудиться. На траулерах «Ковда», «Мезень», «Метеор», «Челябинск», «Украи на» и других капитаны и их помощ ники требовательно относятся к со блюдению санитарных правил на кораблях, борются за содержание производственных и бытовых поме щений в образцовом порядке. Но далеко не везде дело обстоит так благополучно. Среди командного состава кораблей есть и такие люди, которые считают, что их дело — ловить рыбу, а все остальное их со вершенно не касается. Так, напри мер, на траулерах «Акула» (капи тан тов. Пятков), «М. Горький» (ка питан тов. Транков), «Нева» (капи тан тов. Варзугин), «Севгосрыб- трест» (капитан тов. Дубенский) из рейса в рейс не следят за чистотой и порядком. На этих кораблях в быто вых помещениях грязно, валяются окурки, всевозможный мусор, на столах в каютах — остатки пищи и т. д. Видимо, капитаны и их помощ ники уже смирились с запущен ностью и бескультурьем на своих ко раблях и не предъявляют к подчи ненным должной требовательности. На многих кораблях той приходе в порт следят за чистотой, а при от ходе на промысел считают излишним даже подмести палубу. На ряде судов, таких, как трауле ры «Кит», «Чайка», «Москва» и других, санитарные правила не со блюдаются не по вине команды. Здесь в камбузах нет умывальников, к ваннам для мытья посуды не под ведена ни холодная, ни горячая во да, в каюты попадает забортная во да, нет вентиляции и т. д. Вина за все это ложится на работников тех нического отдела флота и главного инженера тов. Камйщева, которые мало внимания уделяют созданию нормальных бытовых условий моря кам, не используют для этого меж дурейсовые ремонты. Серьезное внимание нужно обра тить на доставку и хранение про дуктов питания на судах. Имеется немало случаев, когда артельщика ми работают случайные люди, кото рых никто не инструктирует, а они не соблюдают правил приемки и храдения продуктов. Зачастую мож но видеть, когда хлеб перевозится в открытых мешках, затем его высы пают на палубу и перекладывают в хлебные ящики. Мясо и другие ско ропортящиеся продукты хранить негде и они быстро портятся. 24 мая, например, на траулере «Нева» в продовольственной кладовой был беспорядок, мясо лежало на полу и т. д. Одним из проявлений антисани тарии на кораблях является наличие тараканов и крыс. Дегазационный отдел рыбного порта слабо борется с этим. Его работники неэффективно проводят дезинсекцию помещений, не следят за тем, чтобы на кораблях полностью соблюдались правила уничтожения насекомых. Порошок, применяемый для этого, уже через час убирается из помещений кораб ля, что не дает никакого эффекта в борьбе с уничтожением тараканов. Отдел снабжения флота так же не беспокоится об обеспечении кораб лей капканами для уничтожения крыс. С бескультурьем, антисанитарией на кораблях надо решительно по кончить. Но силами только одних работников санитарной службы это го не сделаешь. К этому важному делу нужно привлечь не только ад министрацию флота, но и широкую общественность. В борьбу за чи стоту и порядок должны включиться партийные, профсоюзные и комсо мольские организации кораблей. В. РОМАШКЕВИЧ. • Врач санитарно-карантин ного пункта рыбного порта. За 12 сутон— рейс в Северную Атлантику Танкер «Карталы» доставляет пресную воду для экипажей промыс ловых кораблей «Мурмансельди», промышляющих в Северной Атлан тике. Недавно наш корабль вернулся из очередного рейса. Перед этим танкер длительное время находился в порту из-за ремонта вспомогатель ных механизмов. Экипаж корабля, решив во что бы то ни стало наверстать упущенное, приложил все усилия для того, что бы сократить рейс. В результате слаженной работы всего экипажа танкер предельно со кратил время нахождения на про мысле за счет быстрой сдачи водьт на плавбазы. Выйдя 17 мая из пор та, он вернулся обратно 28 мая, на трое суток раньше срока. Рейсовое задание по сдаче воды экипаж вы полнил на 130 процентов. Г. БАЦЕНЮК. Матрос танкера «Карталы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz