Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 75 (315), 24 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАВ Выполнить принятые обязательства—вашдолг, топарищи промысловики! ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ Неиспользованные возможности На х о д о в о й в а х т е В начале июня закончился про­ мысел окуня на Копытовской банке. За полтора месяца работы траловым флотом выловлено здесь 252 тысячи центнеров этой рыбы. Квартальный план по вылову окуня был пере­ крыт, но оперативное задание, пре­ дусмотренное мероприятиями Глав- мурманрыбпрома и утвержденное за­ местителем Министра рыбной про­ мышленности тов. Сухорученко, в количестве 365 тысяч центнеров окуня (из них 320 тысяч центнеров по Мурманскому флоту) осталось невыполненным, хотя все возмож­ ности для этого были. Следует сказать, что в текущем году подготовка к массовому облову окуня, не в пример прошлым годам, была проведена заблаговременно и организованно. Поисковые корабли начали работу в этом районе в пер­ вых числах марта. Они тщательно следили за подходами окуня, его рас­ пределением и накоплением концен­ траций. С конца марта на Копытов­ ской банке находился начальник промысловой разведки и 'научный сотрудник ПИНРО, которые руково­ дили работой поисковых судов. . В середине апреля было установ­ лено, что концентрации окуня-клю- вача вполне обеспечивают уловы для скоростных рейсов, и в порт пошла подробная радиограмма, характери­ зующая обстановку. Из порта были направлены промысловые корабли, вместе с которыми вышел и заме­ ститель начальника управления тралового флота тов. Маевский для общего руководства промыслом. К 20 апреля здесь уже работала группа, состоящая из тринадцати промысло­ вых, двух поисковых и одного ис­ следовательского кораблей. Десять судов находились на переходе в рай­ он Копытова. На месте были и пло- вучие маяки. Казалось бы, все идет нормально, и разработанные мероприятия начали претворяться в жизнь. Но 20 апреля в море поступила радиограмма, за­ прашивающая обстановку и пер­ спективу промысла. В тот же день в порт был дан исчерпывающий ответ, подробно излагающий обстановку и необходимость высылки запланиро­ ванного количества кораблей. Радио- О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ МАССОВОГО ОБЛОВА ОКУНЯ грамму подписали начальник про­ мысловой разведки и группа науч­ ных сотрудников ПИНРО. Такая же радиограмма была дана и руководи­ телем промысла тов. Маевским. Сле­ дует сказать, что и капитаны про­ мысловых судов на совещании в мо­ ре также давали высокую оценку сырьевой базе, которая обеспечивала скоростные рейсы. Однако на *промысловом совете, состоявшемся 21 апреля, было при­ знано, что посылка в район Копыто­ ва двадцати промысловых траулеров была «ошибочной и преждевремен­ ной». Для нас, находящихся в это время в море и наблюдавших, как подчас от больших уловов лопались мешки трала и капитаны судов, сильно занижая уловы, тем не ме­ нее вынуждены были записывать подъемы по десять тонн и выше, та­ кое решение было, по меньшей мере, непонятным. Правда, погода в течение всего апреля в этом районе была неустой­ чивой, иной раз ветер достигал силы шторма, и за период с 18 апреля, когда начали подходить первые про­ мысловые корабли, до 1 мая флот прекращал работу на двое суток (24 и 25 апреля). Но в это время корабли штормовали и в южной ча­ сти моря на тресковом промысле.. В течение всего мал сырьевая б а - : за морского окуня была чрезвычай-; но богатой, корабли за четыре— | пять суток брали полные грузы и ! приходили в порт досрочно. Однако количество промысловых кораблей в последней декаде мая постепенно снижалось и к 1 июня здесь оста­ лось только два промысловых трау­ лера. На этом облов окуня в Копытов­ ском районе был закончен. На промысловом совете 21 мая бы­ ло решено держать здесь поисковые корабли с тем, чтобы они могли про­ следить дальнейшую миграцию окуня с Копытовской банки по ..предпола­ гаемым путям отхода: вдоль западно­ го склона Медвежинской* банки и вдоль свала западного жолоба на се-] веро-восток. Однако находившийся здесь поисковый траулер «Калинин» | 14 июня был переведен на запад- j ный склон Медвежинской банки, на облов трески, к работавшему там по -1 исковому траулеру «Киев». Район, между Копытовской банкой и запад­ ным склоном Медвежинской им про­ верен не был. Между тем 16 июня было получено сообщение исследо- j вательского судна «Академик Берг» о том, что в северной части Копытов- j ского района работает группа п о - ; сторонних траулеров и успешно про­ мышляет окуня. 13 июня капитан траулера «Киев» тов. Иванов ради­ ровал, что судно имело подъем за один час траления на глубине 270 метров на западном склоне Медве- жииской банки. В трале оказалось около пяти тонн золотистого окуня ’ крупного размера. Биология и миграции морского окуня, в особенности клювача, изу­ чены очень слабо. По данным про­ мысла мы можем судить о весьма значительных запасах этой ценной рьгбы. Знание биологии окуня по­ может значительно увеличить его вылов, удлинив сроки промысла. Эту работу с успехом могли бы про­ вести поисковые суда промысловой разведки, однако усилия экипажей этих кораблей были больше направ­ лены на вылов рыбы, нежели на по­ исковую и исследовательскую ра­ боту. Удивляет равнодушное отношение руководителей хозяйственных орга­ низаций к этому высокоэффективно­ му виду промысла, дающему воз­ можность значительно увеличить товарную продукцию, выпуск рыбо­ товаров высокого качества. В немалой степени тормозит раз­ витие окуневого промысла и плани­ рование работы флота в сырце, а не в полуфабрикате, о чем уже не раз поднимался вопрос на -страницах пе­ чати, но, к сожалению, до сих пор не получивший удовлетворительного решения. В. БОРОДАТОВ. Старший научный сотруд­ ник ПИНРО. Судоводительский состав экипажа траулера «Ъ'ран» прила- гает много усилий для достижения успеха на промысле рыбы. Многие матросы хорошо несут ходовые вахты на переходах ко­ рабля в порт и к месту лова. На снимке: один из лучших рулевых траулера «Уран» Бо­ рис Павлович КОСКИН (на переднем плане) и старший помощник капитана Евгений Григорьевич ЕДЕМСКИЙ на ходовой вахте. Фото Б. Алексеева. Передовики соревнования ТРАУЛЕР «КОЛХОЗНИК». (По ра­ дио). Экипаж траулера «Колхозник» ве­ дет настойчивую борь'бу аа выполне­ ние принятых социалистических обя­ зательств. Делом отвечая на Обраще­ ние участников Всесоюзного совеща­ ния работников промышленности и Обращение работников рыбной про­ мышленности Мурманской и Архан­ гельской областей ко всем [рыбакам Советского Союза, моряки «Колхозни­ ка» 16 июня завершили выполне­ ние полугодового плана добычи ры­ бы и выработки субпродуктов. На траулере много передовиков производства, показывающих образ­ цы социалистического отношения к выполнению порученного дела» Сре­ ди них — старший мастер по добыче рыбы тов. Гапоненко, помощник ка­ питана тов. Ремезов, мехаиик тов. Терновскпй; кочегары тт. Гордиенко и Богомолов, мастер рыбомучной установки тов. Вторыгин, матросы тт. Козырев, Костенко, Уманский и другие. Они идут в первых рядах соревнующихся, отдают много сил тощ7, чтобы из очередного рейса траулер вернулся в порт досрочно и с полным грузом. И. РЯБЦОВСКИИ — капитан. И. ДАНИЛОВ — первый по­ мощник капитана. П о ш р е б иш е л я м - Продолжается лов мурманской сельди в Мотовском заливе. 19 июня за один замет кошельковых неводов суда Полярной моторно-рыболовной станции «Мираж» и «Вест» выло- сили 356 центнеров сельди. Рыба- ки-колхозники богатые уловы рыбы -свеЖая селЬдЬ сдают на приемные суда. 20 июня в Мурманский рыбный порт рефриже­ раторное судно № 168 доставило из Мотовского залива 33 тонны рыбы. Потребитель получил высококачест­ венную свежую сельдь. Утраченная слава Еще недавно средний рыболов-j ный траулер № 241 был в числе' передовых судов сельдяного фло­ та. Экипаж этого корабля ставили в пример другим коллективам, ре­ комендовали изучать и перенимать методы его работы, учиться у него. В начале нынешнего года эки­ паж одним из первых на сельдя­ ном флоте включился в соревнова­ ние за вылов десяти тысяч центне ров сельди в год. Но вот траулер № 241 вернулся в порт из очеред­ ного плавания в Северной Атлан­ тике, где он находился почти пять месяцев. Итоги длительной работы корабля в сельдяной экспедиции оказались печальными. Экипаж не только не справляется с большим, весьма ответственным социалисти­ ческим обязательством, не держит данного им слова, но даже не вы­ полнил рейсового задания. При хорошей сырьевой базе, когда многие суда перевыполняли свои задания, моряки траулера № 241 выловили только 2.373 центнера сельди вместо 2.690 центнеров по плану; задание по сортности продукции не выполне­ но. Этим нанесен ущерб государ­ ству в размере 156 тысяч рублей. Но ущерб этим не ограничивает­ ся. Здесь слабо боролись за эконо­ мию материалов, промыслового вооружения, сети часто выходили из строя. Только потеря одного дрифтерного порядка этим кораб­ лем обошлась «Мурмансельди» в| 57 тысяч рублей. Итак экипаж растерял свою былую славу передовика производ­ ства. Он теперь может служить примером того, как не надо инель­ зя работать, примером того, к чему приводит самоуспокоенность, заз­ найство, забвение политико-воспи­ тательной работы, отсутствие забо­ ты об организации производства и неустанной борьбы за выполнение государственного плана по всем показателям. Собственно говоря, спад рабо­ ты на траулере № 241 начался еще в минувшем году, но первые сигналы об этом прошли мимо вни­ мания руководства сельдяного флота. Вначале траулер был укомплек­ тован опытными, дисциплинирован­ ными моряками. Команда работала \ дружно, сознавая всю полноту своей ответственности перед стра­ ной за порученное дело. Затем! от­ дел кадров, пополняя экипаж но­ вичками взамен выбывающих, стал посылать случайных, непроверен­ ных людей. Началось ослабление трудовой дисциплины, пьянки. Так, например, предсудкома Колесов во время прошлой стоянки кораб­ ля ушел с судна й восемь суток не являлся. Однако он остался безна­ казанным. Капитан подал рапорт в отдел кадров, настаивая на списа­ нии нескольких членов команды за систематическое пьянство, за нару­ шение трудовой дисциплины. Ра­ порт был положен под сукно. Трудовая и производственная дисциплина падала с каждым днем, приказания не выполнялись, рабо­ та шла спустя рукава. Отделом главного капитана (тов. Молчанов) на корабль были пос­ ланы судоводители-штурманы с незначительным промысловым опытом. Нередко выметка дриф­ терного порядка производилась на­ столько неумело, что его складыва­ ло «гармошкой», это приводило к пролову, спутыванию порядка и порыву сетей. Один порядок был утерян в штормовую погоду, потому что судоводители не сумели удер­ жаться возле него во время штор­ ма, потеряли его из виду и не иска­ ли потом. На судне испытывали недостаток тросов, сетей, кухты- лей и т. д., но капитан тов. Кап- цан не побеспокоился получить не­ достающее промысловое снаряже­ ние на плавбазах. Поэтому норма­ тивы выметки сетей не только не перевыполнялись, как на передо­ вых судах, но даже не выполня­ лись. Корабль за рейс недообрабо- тал 957 сетей против нормы. Если бы нормативы выполнялись, то да­ же при том уровне добычи, кото­ рый был у траулера № 241, эки­ паж выловил бы еще 384 центнера сельди, а ведь до выполнения рей­ сового задания не хватало всего 317 центнеров. Из-за того, что корабль не вы­ полнил рейсового задания, не спра­ вился с заданием по сортности и поэтому потерял право на получе­ ние премии, каждый матрос недо­ получил около двух тысяч рублей. Все это явилось прямым следстви­ ем очень плохой организации про­ мысла. Неудовлетворительная работа корабля в немалой степени объяс­ няется тем, что капитан тов. Кап- цан недостаточно уделял внимания наведению порядка на судне, про­ являл мягкотелость, либерализм, не использовал предоставленные ему Уставом права. Достаточно сказать, что приказы о наложении взысканий на некоторых членов команды, проявлявших недисцип­ линированность, нарушавших по­ рядок, остались неподписанными капитаном. Требовательность стар­ шего помощника тов. Буркова, присланного впоследствии на ко­ рабль, не встретила поддержки ни капитана, ни партийной организа­ ции. Видя, что промысел сельди идет неудовлетворительно, капитан Капцан не обратился за помощью к командованию экспедиции, к наставникам. На судне имеется партийная ор­ ганизация. В ней пять коммуни­ стов. Однако партийно-политиче­ ской и массово-воспитательной ра­ боты фактически не велось. Пар­ тийные собрания проводились фор­ мально. Партийная организация не мобилизовала коллектив на борьбу за план, коммунисты не заняли авангардной роли. Наоборот, сек­ ретарь партийной организации Черняев и председатель судкома коммунист Колесов не только не показывали пример другим, но са­ ми систематически нарушали тру­ довую и производственную дисцип­ лину, пьянствовали. На судне незадолго до его возв­ ращения в порт побывал помполит отряда тов. Фирсов. Однако он «не заметил», что на корабле соз­ далась нездоровая обстановка, что здесь отсутствует порядок, чтопар­ тийная организация работает не­ удовлетворительно. Характерно и то, что руководст­ во экспедиции и сельдяного фло­ та и партийный комитет прогля­ дели все это, занялись траулером N ° 241 только тогда, когда он про­ валил план. Это означает, что и ру­ ководство флота и партийный ко­ митет не контролируют системати­ чески работу судов, не следят по­ стоянно за их деятельностью, не изучают, что делается на том или другом корабле и, следовательно, не принимают и не могут принять своевременно мер, чтобы не допу­ стить отставания судна, выправить положение на нем. К. СТАНИЦКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz