Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 75 (315), 24 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАВ Выполнить принятые обязательства—вашдолг, топарищи промысловики! ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ Неиспользованные возможности На х о д о в о й в а х т е В начале июня закончился про мысел окуня на Копытовской банке. За полтора месяца работы траловым флотом выловлено здесь 252 тысячи центнеров этой рыбы. Квартальный план по вылову окуня был пере крыт, но оперативное задание, пре дусмотренное мероприятиями Глав- мурманрыбпрома и утвержденное за местителем Министра рыбной про мышленности тов. Сухорученко, в количестве 365 тысяч центнеров окуня (из них 320 тысяч центнеров по Мурманскому флоту) осталось невыполненным, хотя все возмож ности для этого были. Следует сказать, что в текущем году подготовка к массовому облову окуня, не в пример прошлым годам, была проведена заблаговременно и организованно. Поисковые корабли начали работу в этом районе в пер вых числах марта. Они тщательно следили за подходами окуня, его рас пределением и накоплением концен траций. С конца марта на Копытов ской банке находился начальник промысловой разведки и 'научный сотрудник ПИНРО, которые руково дили работой поисковых судов. . В середине апреля было установ лено, что концентрации окуня-клю- вача вполне обеспечивают уловы для скоростных рейсов, и в порт пошла подробная радиограмма, характери зующая обстановку. Из порта были направлены промысловые корабли, вместе с которыми вышел и заме ститель начальника управления тралового флота тов. Маевский для общего руководства промыслом. К 20 апреля здесь уже работала группа, состоящая из тринадцати промысло вых, двух поисковых и одного ис следовательского кораблей. Десять судов находились на переходе в рай он Копытова. На месте были и пло- вучие маяки. Казалось бы, все идет нормально, и разработанные мероприятия начали претворяться в жизнь. Но 20 апреля в море поступила радиограмма, за прашивающая обстановку и пер спективу промысла. В тот же день в порт был дан исчерпывающий ответ, подробно излагающий обстановку и необходимость высылки запланиро ванного количества кораблей. Радио- О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ МАССОВОГО ОБЛОВА ОКУНЯ грамму подписали начальник про мысловой разведки и группа науч ных сотрудников ПИНРО. Такая же радиограмма была дана и руководи телем промысла тов. Маевским. Сле дует сказать, что и капитаны про мысловых судов на совещании в мо ре также давали высокую оценку сырьевой базе, которая обеспечивала скоростные рейсы. Однако на *промысловом совете, состоявшемся 21 апреля, было при знано, что посылка в район Копыто ва двадцати промысловых траулеров была «ошибочной и преждевремен ной». Для нас, находящихся в это время в море и наблюдавших, как подчас от больших уловов лопались мешки трала и капитаны судов, сильно занижая уловы, тем не ме нее вынуждены были записывать подъемы по десять тонн и выше, та кое решение было, по меньшей мере, непонятным. Правда, погода в течение всего апреля в этом районе была неустой чивой, иной раз ветер достигал силы шторма, и за период с 18 апреля, когда начали подходить первые про мысловые корабли, до 1 мая флот прекращал работу на двое суток (24 и 25 апреля). Но в это время корабли штормовали и в южной ча сти моря на тресковом промысле.. В течение всего мал сырьевая б а - : за морского окуня была чрезвычай-; но богатой, корабли за четыре— | пять суток брали полные грузы и ! приходили в порт досрочно. Однако количество промысловых кораблей в последней декаде мая постепенно снижалось и к 1 июня здесь оста лось только два промысловых трау лера. На этом облов окуня в Копытов ском районе был закончен. На промысловом совете 21 мая бы ло решено держать здесь поисковые корабли с тем, чтобы они могли про следить дальнейшую миграцию окуня с Копытовской банки по ..предпола гаемым путям отхода: вдоль западно го склона Медвежинской* банки и вдоль свала западного жолоба на се-] веро-восток. Однако находившийся здесь поисковый траулер «Калинин» | 14 июня был переведен на запад- j ный склон Медвежинской банки, на облов трески, к работавшему там по -1 исковому траулеру «Киев». Район, между Копытовской банкой и запад ным склоном Медвежинской им про верен не был. Между тем 16 июня было получено сообщение исследо- j вательского судна «Академик Берг» о том, что в северной части Копытов- j ского района работает группа п о - ; сторонних траулеров и успешно про мышляет окуня. 13 июня капитан траулера «Киев» тов. Иванов ради ровал, что судно имело подъем за один час траления на глубине 270 метров на западном склоне Медве- жииской банки. В трале оказалось около пяти тонн золотистого окуня ’ крупного размера. Биология и миграции морского окуня, в особенности клювача, изу чены очень слабо. По данным про мысла мы можем судить о весьма значительных запасах этой ценной рьгбы. Знание биологии окуня по может значительно увеличить его вылов, удлинив сроки промысла. Эту работу с успехом могли бы про вести поисковые суда промысловой разведки, однако усилия экипажей этих кораблей были больше направ лены на вылов рыбы, нежели на по исковую и исследовательскую ра боту. Удивляет равнодушное отношение руководителей хозяйственных орга низаций к этому высокоэффективно му виду промысла, дающему воз можность значительно увеличить товарную продукцию, выпуск рыбо товаров высокого качества. В немалой степени тормозит раз витие окуневого промысла и плани рование работы флота в сырце, а не в полуфабрикате, о чем уже не раз поднимался вопрос на -страницах пе чати, но, к сожалению, до сих пор не получивший удовлетворительного решения. В. БОРОДАТОВ. Старший научный сотруд ник ПИНРО. Судоводительский состав экипажа траулера «Ъ'ран» прила- гает много усилий для достижения успеха на промысле рыбы. Многие матросы хорошо несут ходовые вахты на переходах ко рабля в порт и к месту лова. На снимке: один из лучших рулевых траулера «Уран» Бо рис Павлович КОСКИН (на переднем плане) и старший помощник капитана Евгений Григорьевич ЕДЕМСКИЙ на ходовой вахте. Фото Б. Алексеева. Передовики соревнования ТРАУЛЕР «КОЛХОЗНИК». (По ра дио). Экипаж траулера «Колхозник» ве дет настойчивую борь'бу аа выполне ние принятых социалистических обя зательств. Делом отвечая на Обраще ние участников Всесоюзного совеща ния работников промышленности и Обращение работников рыбной про мышленности Мурманской и Архан гельской областей ко всем [рыбакам Советского Союза, моряки «Колхозни ка» 16 июня завершили выполне ние полугодового плана добычи ры бы и выработки субпродуктов. На траулере много передовиков производства, показывающих образ цы социалистического отношения к выполнению порученного дела» Сре ди них — старший мастер по добыче рыбы тов. Гапоненко, помощник ка питана тов. Ремезов, мехаиик тов. Терновскпй; кочегары тт. Гордиенко и Богомолов, мастер рыбомучной установки тов. Вторыгин, матросы тт. Козырев, Костенко, Уманский и другие. Они идут в первых рядах соревнующихся, отдают много сил тощ7, чтобы из очередного рейса траулер вернулся в порт досрочно и с полным грузом. И. РЯБЦОВСКИИ — капитан. И. ДАНИЛОВ — первый по мощник капитана. П о ш р е б иш е л я м - Продолжается лов мурманской сельди в Мотовском заливе. 19 июня за один замет кошельковых неводов суда Полярной моторно-рыболовной станции «Мираж» и «Вест» выло- сили 356 центнеров сельди. Рыба- ки-колхозники богатые уловы рыбы -свеЖая селЬдЬ сдают на приемные суда. 20 июня в Мурманский рыбный порт рефриже раторное судно № 168 доставило из Мотовского залива 33 тонны рыбы. Потребитель получил высококачест венную свежую сельдь. Утраченная слава Еще недавно средний рыболов-j ный траулер № 241 был в числе' передовых судов сельдяного фло та. Экипаж этого корабля ставили в пример другим коллективам, ре комендовали изучать и перенимать методы его работы, учиться у него. В начале нынешнего года эки паж одним из первых на сельдя ном флоте включился в соревнова ние за вылов десяти тысяч центне ров сельди в год. Но вот траулер № 241 вернулся в порт из очеред ного плавания в Северной Атлан тике, где он находился почти пять месяцев. Итоги длительной работы корабля в сельдяной экспедиции оказались печальными. Экипаж не только не справляется с большим, весьма ответственным социалисти ческим обязательством, не держит данного им слова, но даже не вы полнил рейсового задания. При хорошей сырьевой базе, когда многие суда перевыполняли свои задания, моряки траулера № 241 выловили только 2.373 центнера сельди вместо 2.690 центнеров по плану; задание по сортности продукции не выполне но. Этим нанесен ущерб государ ству в размере 156 тысяч рублей. Но ущерб этим не ограничивает ся. Здесь слабо боролись за эконо мию материалов, промыслового вооружения, сети часто выходили из строя. Только потеря одного дрифтерного порядка этим кораб лем обошлась «Мурмансельди» в| 57 тысяч рублей. Итак экипаж растерял свою былую славу передовика производ ства. Он теперь может служить примером того, как не надо инель зя работать, примером того, к чему приводит самоуспокоенность, заз найство, забвение политико-воспи тательной работы, отсутствие забо ты об организации производства и неустанной борьбы за выполнение государственного плана по всем показателям. Собственно говоря, спад рабо ты на траулере № 241 начался еще в минувшем году, но первые сигналы об этом прошли мимо вни мания руководства сельдяного флота. Вначале траулер был укомплек тован опытными, дисциплинирован ными моряками. Команда работала \ дружно, сознавая всю полноту своей ответственности перед стра ной за порученное дело. Затем! от дел кадров, пополняя экипаж но вичками взамен выбывающих, стал посылать случайных, непроверен ных людей. Началось ослабление трудовой дисциплины, пьянки. Так, например, предсудкома Колесов во время прошлой стоянки кораб ля ушел с судна й восемь суток не являлся. Однако он остался безна казанным. Капитан подал рапорт в отдел кадров, настаивая на списа нии нескольких членов команды за систематическое пьянство, за нару шение трудовой дисциплины. Ра порт был положен под сукно. Трудовая и производственная дисциплина падала с каждым днем, приказания не выполнялись, рабо та шла спустя рукава. Отделом главного капитана (тов. Молчанов) на корабль были пос ланы судоводители-штурманы с незначительным промысловым опытом. Нередко выметка дриф терного порядка производилась на столько неумело, что его складыва ло «гармошкой», это приводило к пролову, спутыванию порядка и порыву сетей. Один порядок был утерян в штормовую погоду, потому что судоводители не сумели удер жаться возле него во время штор ма, потеряли его из виду и не иска ли потом. На судне испытывали недостаток тросов, сетей, кухты- лей и т. д., но капитан тов. Кап- цан не побеспокоился получить не достающее промысловое снаряже ние на плавбазах. Поэтому норма тивы выметки сетей не только не перевыполнялись, как на передо вых судах, но даже не выполня лись. Корабль за рейс недообрабо- тал 957 сетей против нормы. Если бы нормативы выполнялись, то да же при том уровне добычи, кото рый был у траулера № 241, эки паж выловил бы еще 384 центнера сельди, а ведь до выполнения рей сового задания не хватало всего 317 центнеров. Из-за того, что корабль не вы полнил рейсового задания, не спра вился с заданием по сортности и поэтому потерял право на получе ние премии, каждый матрос недо получил около двух тысяч рублей. Все это явилось прямым следстви ем очень плохой организации про мысла. Неудовлетворительная работа корабля в немалой степени объяс няется тем, что капитан тов. Кап- цан недостаточно уделял внимания наведению порядка на судне, про являл мягкотелость, либерализм, не использовал предоставленные ему Уставом права. Достаточно сказать, что приказы о наложении взысканий на некоторых членов команды, проявлявших недисцип линированность, нарушавших по рядок, остались неподписанными капитаном. Требовательность стар шего помощника тов. Буркова, присланного впоследствии на ко рабль, не встретила поддержки ни капитана, ни партийной организа ции. Видя, что промысел сельди идет неудовлетворительно, капитан Капцан не обратился за помощью к командованию экспедиции, к наставникам. На судне имеется партийная ор ганизация. В ней пять коммуни стов. Однако партийно-политиче ской и массово-воспитательной ра боты фактически не велось. Пар тийные собрания проводились фор мально. Партийная организация не мобилизовала коллектив на борьбу за план, коммунисты не заняли авангардной роли. Наоборот, сек ретарь партийной организации Черняев и председатель судкома коммунист Колесов не только не показывали пример другим, но са ми систематически нарушали тру довую и производственную дисцип лину, пьянствовали. На судне незадолго до его возв ращения в порт побывал помполит отряда тов. Фирсов. Однако он «не заметил», что на корабле соз далась нездоровая обстановка, что здесь отсутствует порядок, чтопар тийная организация работает не удовлетворительно. Характерно и то, что руководст во экспедиции и сельдяного фло та и партийный комитет прогля дели все это, занялись траулером N ° 241 только тогда, когда он про валил план. Это означает, что и ру ководство флота и партийный ко митет не контролируют системати чески работу судов, не следят по стоянно за их деятельностью, не изучают, что делается на том или другом корабле и, следовательно, не принимают и не могут принять своевременно мер, чтобы не допу стить отставания судна, выправить положение на нем. К. СТАНИЦКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz