Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 72 (312), 17 июня 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Как работать в прибрежных районах До Великой Отечественной войны прибрежная часть Баренцова моря, •тянущаяся вдоль северного берега Кольского полуострова, считалась районом, мало пригодным для трало вого лова рыбы. Капитаны-промыс ловики не знали этого района и ста рались избегать его ввиду того, что в прибрежных районах каменистый грунт, что затрудняет промысловую работу. В дни Великой Отечественной войны, когда отдаленные районы мо ря были небезопасны, морякам на хо ду пришлось осваивать прибрежные районы и добывать рыбу для нашего народа и армии. По радио в то время говорить было нельзя, совещания ка питанов не проводились, промысло вых радио.сводок не было. Промысло вики могли обмениваться опытом своей работы только тогда, когда траулеры находились в порту. Капи таны рассказывали друг другу о промысловых площадках с хорошими грунтовыми условиями. Осваивая прибрежные банки, моряки возвра щались в порт с богатым уловом. Траулер «Палтус» в 1943—44 го дах восемнадцать раз возвращался отсюда в порт с полным грузом. После окончания Великой Отече ственной войны промысловики, рабо тавшие в прибрежных районах, по лучили свободу действий, забросили работу в прибрежных районах и ушли в дальние районы моря с хо рошими грунтовыми условиями. Но малые траулеры, имея ограниченные районы плавания, продолжали свою промысловую работу около берегов. В октябре 1949 года траулер «Кумжа» обнаружил в районе Киль- Время Направление Скорость дина большую концентрацию круп ной пикши, и в этот район были пе реключены все корабли тралового флота. Хотя корабли имели большой расход орудий лова, каждый траулер возвращался в порт с полным грузом, и октябрьский план по рыбодобыче был значительно перевыполнен. До последнего времени мы не име ли никаких материалов по промыс ловым районам Мурманского побе режья, но сейчас уже есть планшеты по многим районам побережья, со ставленные нашими судоводителями и капитанами-наставниками. Успешно промышлять можно везде, в том числе и в трудных по рельефу дна и грунтам прибрежных рай онах. Но для этого судоводителям нужно внимательно относиться к своим обязанностям, тщательно соб людать правила промыслового судо вождения. Это, бесспорно, поможет снизить аварийность трала. При работе в прибрежных районах особенно важна правильная работа вахтенных помощников капитана. Поэтому капитаны должны осущест влять строгий контроль за работой своих помощников. Судоводители обязаны знать, что при тралении на течение нужно уве личивать обороты машины. Если это го не делать, то уловы будут меньше, и трал будет рваться больше, так как он плохо расправляется. Поэтому для каждого района, где происходит про мысел, необходимо ежедневно со ставлять специальные таблицы при- ливо-отливных течений. Составлять такие таблицы рекомендуется всем кораблям флота. Вот образец такой таблицы. Примечание течения течения 1 ---- ---- Малая вода 2 ЮВ 8,4 мили Прилив 3 юв 0,5 мили » 4 ЮВ 0,7 мили » 5 юв 0,9 мили » 6 юв 1,0 мили » 7 0,3 мили Полная вода 8 сз 0,2 мили Отлив 9 сз 0,3 мили » 10 сз 0,5 ш ли » И сз 0,5 мили » 12 сз 0,4 мили » 13 сз 0,2 мили » 14 юв 0,3 мили Прилив 15 юв 0,6 мили » и т Пользуясь такими таблицами, мож но не только держаться на косяке, но и выбирать правильные курсы для траления. В прибрежных районах, как пра вило, производится траление на мел ководье, где действуют сильные при ливо-отливные течения. Производить траление поперек течения не ре комендуется, потому что в этом слу чае трал полностью не открывается. Судоводителям необходимо свои кур сы располагать по течению, или на течение. Пользование таблицами об легчает эту задачу. Нужно производить цромер глубин эхолотом во время траления че рез равные короткие промежутки времени и полученные данные зано сить в промысловый журнал в графу примечаний, а на планшете про водить только изобаты. При задевах трала место задева необходимо точно определить в тот момент, когда трал пришел на панер. Все это нужно нанести на планшет. Капитаны обязаны тщательно изучать районы прибрежного промыс ла и свой опыт передавать своим штурманам. Несмотря на наличие многочисленных береговых ориенти ров, кеобходимо в обязательном по рядке в начале промысловой пло щадки с хорошим грунтом ставить буй. Если есть возможность, то ста вить и второй буй в другом конце площадки. Момент окончания траления опре деляется не по продолжительности времени траления, а по пройденному расстоянию и по определению по бе реговым предметам места траления. Перед спуском трала вахтенный помощник капитана должен опреде лить местонахождение судна. Если траулер оказался не на месте, то следует без-трала подойти на тече ние к началу площадки и только здесь произвести спуск трала. При работе в прибрежном районе не рекомендуется брать пеленга бе реговых предметов, стоящих на раз ных берегах (например, при работе в Мотовском заливе брать пеленги береговых предметов на Рыбачьем полуострове и береговых предметов, стоящих на материковом берегу), так как местонахождение судна окажет ся далеко не точным. При работе в прибрежном районе, учитывая тяжелые грунтовые усло вия по сравнению с другими райо нами, вооружение нижней подборы трала следует произвести следующим способом: на центральном грунтропе нужно поставить шеетисотмиллим р . т- ровые металлические бобинцы по пяти штук на крыло, причем на первом крыловом грунтропе первым ставить металлический шаровый че тырехсотмиллиметровый бобинец, ко торый будет первым принимать удары от препятствия на грунте. При работе от Вайда-губы до Свя того Носа нужно максимально облег чить нижнюю подбору трала, для че го следует снять с «нее все чугунные катушки. Для уменьшения подтирания двух рядного мешка его следует укоротить на два—два с половиной- метра, а также вооружить кухтылями (до 20 штук на мешок); кухтыли желатель но привязать по швам во внутрен нюю часть мешка. При этом способе кухтыли не мешают в работе при де лежке улова и не обрываются о вожжи или планшир. Для уменьшения порывов сетей однорядного мешка нужно к нижней части по футропу нижнего гужа при вязать пять—шесть металлических кухтылей. Для того чтобы квартро- пы не попадали под грунтроп и не задевали за грунт, следует поставить на стропике по два свободно движу щихся металлических кухтыля на каждый квартроп. Учитывая возможность задевов, стопоры на барабанах лебедки нуясно держать слабо, во избежание обрывов ваеров. В случае задева рекомендует ся сразу стопорить ход, отдать вае- ра со стопора и поднять трал для его осмотра. В случае порывов нижних крыльев рекомендуется их не чи нить, а переставлять сборочный трос ближе к конусу — этим достигается большая экономия времени. Умень шения улова при укорачивании ниж них крыльев не замечается. Промысел в прибрежной зоне про текает с марта по ноябрь, т. е. тог да^ когда меньше всего ветров север ной четверти. Поэтому наиболее плотная и устойчивая концентрация рыбы у берега наблюдается при вет рах южных четвертей. При наличии же волнения косяки трески и пикши, как правило, откатываются от берега. Это необходимо учитывать при работе и не уходить в другие районы. Необ ходимо отойти дальше от берега на большую глубину и сделать выдерж ку до улучшения погоды. Для работы в прибрежных районах следует, по моему мнению, на одном из бортов траулера иметь на воору жении 25-метровый трал, что умень шит потери времени на ремонт орудия лова. Работа в прибрежных районах весьма перспективна и может дать еще лучшие результаты, если про мысловики будут выполнять все не обходимые требования при работе в этих районах. Прибрежные районы играют важную роль для тралового флота, так как они расположены очень близко к базе. Добывается же в этих районах около 20 процентов всей рыбы на Мурмане. При облове камбалы в районе Кильдина нижнюю подбору необхо димо вооружить так: по центрально му грунтропу поставить пять четы рехсотмиллиметровых металлических бобинцев, а на крыловые грунтропы только по одному концевому четырех сотмиллиметровому шаровому бобин- цу; остальные бобинцы — мелкие деревянные и резиновые прокладки, кухтыли с футропа нужно снять. Промысловые площадки с хороши ми грунтовыми условиями в при брежном районе имеют разные на правления и разные расстояния от берега, на берегу же иногда имеется только один заметный ориентир, по которому определить место судна не возможно. В этих случаях поступают следующим образом: берут один пе ленг и выходят на один из концов промысловой площадки, находят нужную глубину, указанную на планшете, ставят буй и затем только приступают к спуску трала. Если обнаружится хорошая концентрация рыбы, то на другом конце площадки ставят второй буй. Имеются промысловые площадки, которые имеют задевистые места. Работая с тралом на таких площад ках, необходимо все время произво дить определение места судна. На таяшх площадках следует поставить буй на одном из задавов. Имеются промысловые площадей, где не тре буется становить буй, а приходится ориентироваться только по фактиче скому расстоянию до берега и глу бинами. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник На пу г пи к п о б е д е Экипаж траулера «Уран» — один из передовых в траловом флоте. Имея план в полуфабрикате, моряки упорно борются за максимальный выпуск товарной продукции. Как только начался облов окуня, кол лектив активно включился в промысел этой ценной рыбы. Корабль совершил три рейса на Копытовскую балку, доставив в порт 687,8 тонны окуня. Неоднократно возвращаясь в порт с полными грузами ры бы, экипаж траулера создал предпосылки для успешного выполнения плана выпуска полуфабриката. Много внимания на траулере «Уран» уделялось и уделяется до ставке свежей рыбы. Полугодовой план был выполнен досрочно. По состоянию на 11 июня на счету экипажа траулера «Уран» было 17.121 центнер рыбы в полуфабрикате. Успеху способствовал напря женный труд членов коллектива на всех производственных участках. Внесли свой вклад в достижение трудовой победы палубная команда, мастера по добыче и обработке рыбы, судоводители и механики. Руководитель коллектива моряков капитан Геннадий Вацлавович Буевич творчески подходит к выполнению плана выпуска готовой про дукции, умело нацеливает экипаж на решение этой важной хозяйст венной задачи в нашем рыбопромысловом бассейне. И моряки корабля, входящего в группу семи траулеров, имеющих план доставки рыбы в полуфабрикате, умело используя промысловую обстановку, уверенно идут к намеченной цели, к трудовой победе. На снимке: передовые моряки траулера «Уран» (слева напра во): третий механик А. А. ПРИДЫБАИЛО, старший механик И. И. ТЫСЬКО, мастер по обработке рыбы А. М. ПАТРАШЕВ, уголь щик В. А. ПЕТРОВ, матрос Т. П. МИТРОШКИН. Текст П. БЫСТРОУМОВА. Фото Б. Алексеева. У с п е х э к и п а ж а Первого июня этого года эки паж траулера «Двина», находя щийся в открытом море, подвел итога своей работы за прошедшие пять месяцев. Итоги оказались не плохими. При годовом плане в 39.000 центнеров моряки «Дви ны» обязались выловить в этом году 45.000 центнеров трески, окуня, зубатки... Свое слово они держат с честью. На месяц раньше срока экипаж траулера «Двина» выполнил полугодовой план по до быче рыбы. Успешно идет выра ботка консервов, рыбьего ясира и других субпродуктов. В этом году моряки траулера «Двина», борясь за успешное вы полнение своих социалистических обязательств, прилагают все уси лия к тому, чтобы как молено больше дать Родине рыбы. Приме ром их самоотверженного труда мо жет служить хотя бы итог работы последнего .рейса. Этот рейс по праву можно наз вать скоростным. Он продолжал ся всего тринадцать суток. Моря ки доставили в порт сверх зада ния: 51 тонну рыбы в полуфабри кате, 2000 банок консервов и 50 центнеров рыбьего жира. Добиваться успехов в работе мо рякам помогает их трудовая доб лесть, любовь к работе. На ко рабле немало опытных, прошед ших школу суровой морской жиз ни, промысловиков. Очень часто можно видеть, как матросы тт. Остров, Бушмаев и другие за ры боразделочным столом показыва ют своим молодым товарищам, как нужно правильно и быстро обраба тывать рыбу. Большим уважением пользуется на корабле старший мастер по до быче тов. Балков, мастера по до быче тт. Опарин и Черкасцев. Орудия лова у них всегда нахо дятся в образцовом состоянии. Именно поэтому в последнем рей се, несмотря на то, что промыс ловики работали в районах моря с плохим грунтом, тралы очень ред ко рвались. На корабле шутят: — Балкову помогает само море. Как-то в трал вместе с рыбой попала старая подбора. Все вылов ленные со дна океана металличе ские бобинцы были использованы. Вот уже год нижние подборы тра ла «Двины» не требуют ремонта. На корабле регулярно проходят занятия по повышению квалифи кации. Многие моряки, пришед шие на корабль в начале года, те перь стали настоящими бывалыми промысловиками. Молодой матрос тов. Каверин совсем еще недавно был новичком на корабле, теперь он с помощью старших товарищей стал опытным кочегаром. Пришед ший в начале этого года на ко рабль тов. Зайцев в совершенстве изучил морское дело, стал матро сом первого класса и попутно ознакомился с правилами обработ ки рыбы. В последнем рейсе он успешно выполнял обязанности за сольщика. Отлично трудятся члены машин ной команды, возглавляемые стар шим механиком Иваном Макарови чем Брус. Все механизмы на ко рабле работают четко и безотказно. Досрочно выполнив полугодовой план по добыче рыбы, экипаж траулера «Двина» обязуется при ложить все силы к тому, чтобы успешно справиться с социалисти ческими обязательствами и дать в этом году 45.000 центнеров рыбы. И. ЧАИКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz