Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 72 (312), 17 июня 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Как работать в прибрежных районах До Великой Отечественной войны прибрежная часть Баренцова моря, •тянущаяся вдоль северного берега Кольского полуострова, считалась районом, мало пригодным для трало­ вого лова рыбы. Капитаны-промыс­ ловики не знали этого района и ста­ рались избегать его ввиду того, что в прибрежных районах каменистый грунт, что затрудняет промысловую работу. В дни Великой Отечественной войны, когда отдаленные районы мо­ ря были небезопасны, морякам на хо­ ду пришлось осваивать прибрежные районы и добывать рыбу для нашего народа и армии. По радио в то время говорить было нельзя, совещания ка­ питанов не проводились, промысло­ вых радио.сводок не было. Промысло­ вики могли обмениваться опытом своей работы только тогда, когда траулеры находились в порту. Капи­ таны рассказывали друг другу о промысловых площадках с хорошими грунтовыми условиями. Осваивая прибрежные банки, моряки возвра­ щались в порт с богатым уловом. Траулер «Палтус» в 1943—44 го­ дах восемнадцать раз возвращался отсюда в порт с полным грузом. После окончания Великой Отече­ ственной войны промысловики, рабо­ тавшие в прибрежных районах, по­ лучили свободу действий, забросили работу в прибрежных районах и ушли в дальние районы моря с хо­ рошими грунтовыми условиями. Но малые траулеры, имея ограниченные районы плавания, продолжали свою промысловую работу около берегов. В октябре 1949 года траулер «Кумжа» обнаружил в районе Киль- Время Направление Скорость дина большую концентрацию круп­ ной пикши, и в этот район были пе­ реключены все корабли тралового флота. Хотя корабли имели большой расход орудий лова, каждый траулер возвращался в порт с полным грузом, и октябрьский план по рыбодобыче был значительно перевыполнен. До последнего времени мы не име­ ли никаких материалов по промыс­ ловым районам Мурманского побе­ режья, но сейчас уже есть планшеты по многим районам побережья, со­ ставленные нашими судоводителями и капитанами-наставниками. Успешно промышлять можно везде, в том числе и в трудных по рельефу дна и грунтам прибрежных рай­ онах. Но для этого судоводителям нужно внимательно относиться к своим обязанностям, тщательно соб­ людать правила промыслового судо­ вождения. Это, бесспорно, поможет снизить аварийность трала. При работе в прибрежных районах особенно важна правильная работа вахтенных помощников капитана. Поэтому капитаны должны осущест­ влять строгий контроль за работой своих помощников. Судоводители обязаны знать, что при тралении на течение нужно уве­ личивать обороты машины. Если это­ го не делать, то уловы будут меньше, и трал будет рваться больше, так как он плохо расправляется. Поэтому для каждого района, где происходит про­ мысел, необходимо ежедневно со­ ставлять специальные таблицы при- ливо-отливных течений. Составлять такие таблицы рекомендуется всем кораблям флота. Вот образец такой таблицы. Примечание течения течения 1 ---- ---- Малая вода 2 ЮВ 8,4 мили Прилив 3 юв 0,5 мили » 4 ЮВ 0,7 мили » 5 юв 0,9 мили » 6 юв 1,0 мили » 7 0,3 мили Полная вода 8 сз 0,2 мили Отлив 9 сз 0,3 мили » 10 сз 0,5 ш ли » И сз 0,5 мили » 12 сз 0,4 мили » 13 сз 0,2 мили » 14 юв 0,3 мили Прилив 15 юв 0,6 мили » и т Пользуясь такими таблицами, мож­ но не только держаться на косяке, но и выбирать правильные курсы для траления. В прибрежных районах, как пра­ вило, производится траление на мел­ ководье, где действуют сильные при­ ливо-отливные течения. Производить траление поперек течения не ре­ комендуется, потому что в этом слу­ чае трал полностью не открывается. Судоводителям необходимо свои кур­ сы располагать по течению, или на течение. Пользование таблицами об­ легчает эту задачу. Нужно производить цромер глубин эхолотом во время траления че­ рез равные короткие промежутки времени и полученные данные зано­ сить в промысловый журнал в графу примечаний, а на планшете про­ водить только изобаты. При задевах трала место задева необходимо точно определить в тот момент, когда трал пришел на панер. Все это нужно нанести на планшет. Капитаны обязаны тщательно изучать районы прибрежного промыс­ ла и свой опыт передавать своим штурманам. Несмотря на наличие многочисленных береговых ориенти­ ров, кеобходимо в обязательном по­ рядке в начале промысловой пло­ щадки с хорошим грунтом ставить буй. Если есть возможность, то ста­ вить и второй буй в другом конце площадки. Момент окончания траления опре­ деляется не по продолжительности времени траления, а по пройденному расстоянию и по определению по бе­ реговым предметам места траления. Перед спуском трала вахтенный помощник капитана должен опреде­ лить местонахождение судна. Если траулер оказался не на месте, то следует без-трала подойти на тече­ ние к началу площадки и только здесь произвести спуск трала. При работе в прибрежном районе не рекомендуется брать пеленга бе­ реговых предметов, стоящих на раз­ ных берегах (например, при работе в Мотовском заливе брать пеленги береговых предметов на Рыбачьем полуострове и береговых предметов, стоящих на материковом берегу), так как местонахождение судна окажет­ ся далеко не точным. При работе в прибрежном районе, учитывая тяжелые грунтовые усло­ вия по сравнению с другими райо­ нами, вооружение нижней подборы трала следует произвести следующим способом: на центральном грунтропе нужно поставить шеетисотмиллим р . т- ровые металлические бобинцы по пяти штук на крыло, причем на первом крыловом грунтропе первым ставить металлический шаровый че­ тырехсотмиллиметровый бобинец, ко­ торый будет первым принимать удары от препятствия на грунте. При работе от Вайда-губы до Свя­ того Носа нужно максимально облег­ чить нижнюю подбору трала, для че­ го следует снять с «нее все чугунные катушки. Для уменьшения подтирания двух­ рядного мешка его следует укоротить на два—два с половиной- метра, а также вооружить кухтылями (до 20 штук на мешок); кухтыли желатель­ но привязать по швам во внутрен­ нюю часть мешка. При этом способе кухтыли не мешают в работе при де­ лежке улова и не обрываются о вожжи или планшир. Для уменьшения порывов сетей однорядного мешка нужно к нижней части по футропу нижнего гужа при­ вязать пять—шесть металлических кухтылей. Для того чтобы квартро- пы не попадали под грунтроп и не задевали за грунт, следует поставить на стропике по два свободно движу­ щихся металлических кухтыля на каждый квартроп. Учитывая возможность задевов, стопоры на барабанах лебедки нуясно держать слабо, во избежание обрывов ваеров. В случае задева рекомендует­ ся сразу стопорить ход, отдать вае- ра со стопора и поднять трал для его осмотра. В случае порывов нижних крыльев рекомендуется их не чи­ нить, а переставлять сборочный трос ближе к конусу — этим достигается большая экономия времени. Умень­ шения улова при укорачивании ниж­ них крыльев не замечается. Промысел в прибрежной зоне про­ текает с марта по ноябрь, т. е. тог­ да^ когда меньше всего ветров север­ ной четверти. Поэтому наиболее плотная и устойчивая концентрация рыбы у берега наблюдается при вет­ рах южных четвертей. При наличии же волнения косяки трески и пикши, как правило, откатываются от берега. Это необходимо учитывать при работе и не уходить в другие районы. Необ­ ходимо отойти дальше от берега на большую глубину и сделать выдерж­ ку до улучшения погоды. Для работы в прибрежных районах следует, по моему мнению, на одном из бортов траулера иметь на воору­ жении 25-метровый трал, что умень­ шит потери времени на ремонт орудия лова. Работа в прибрежных районах весьма перспективна и может дать еще лучшие результаты, если про­ мысловики будут выполнять все не­ обходимые требования при работе в этих районах. Прибрежные районы играют важную роль для тралового флота, так как они расположены очень близко к базе. Добывается же в этих районах около 20 процентов всей рыбы на Мурмане. При облове камбалы в районе Кильдина нижнюю подбору необхо­ димо вооружить так: по центрально­ му грунтропу поставить пять четы­ рехсотмиллиметровых металлических бобинцев, а на крыловые грунтропы только по одному концевому четырех­ сотмиллиметровому шаровому бобин- цу; остальные бобинцы — мелкие деревянные и резиновые прокладки, кухтыли с футропа нужно снять. Промысловые площадки с хороши­ ми грунтовыми условиями в при­ брежном районе имеют разные на­ правления и разные расстояния от берега, на берегу же иногда имеется только один заметный ориентир, по которому определить место судна не­ возможно. В этих случаях поступают следующим образом: берут один пе­ ленг и выходят на один из концов промысловой площадки, находят нужную глубину, указанную на планшете, ставят буй и затем только приступают к спуску трала. Если обнаружится хорошая концентрация рыбы, то на другом конце площадки ставят второй буй. Имеются промысловые площадки, которые имеют задевистые места. Работая с тралом на таких площад­ ках, необходимо все время произво­ дить определение места судна. На таяшх площадках следует поставить буй на одном из задавов. Имеются промысловые площадей, где не тре­ буется становить буй, а приходится ориентироваться только по фактиче­ скому расстоянию до берега и глу­ бинами. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник На пу г пи к п о б е д е Экипаж траулера «Уран» — один из передовых в траловом флоте. Имея план в полуфабрикате, моряки упорно борются за максимальный выпуск товарной продукции. Как только начался облов окуня, кол­ лектив активно включился в промысел этой ценной рыбы. Корабль совершил три рейса на Копытовскую балку, доставив в порт 687,8 тонны окуня. Неоднократно возвращаясь в порт с полными грузами ры­ бы, экипаж траулера создал предпосылки для успешного выполнения плана выпуска полуфабриката. Много внимания на траулере «Уран» уделялось и уделяется до­ ставке свежей рыбы. Полугодовой план был выполнен досрочно. По состоянию на 11 июня на счету экипажа траулера «Уран» было 17.121 центнер рыбы в полуфабрикате. Успеху способствовал напря­ женный труд членов коллектива на всех производственных участках. Внесли свой вклад в достижение трудовой победы палубная команда, мастера по добыче и обработке рыбы, судоводители и механики. Руководитель коллектива моряков капитан Геннадий Вацлавович Буевич творчески подходит к выполнению плана выпуска готовой про­ дукции, умело нацеливает экипаж на решение этой важной хозяйст­ венной задачи в нашем рыбопромысловом бассейне. И моряки корабля, входящего в группу семи траулеров, имеющих план доставки рыбы в полуфабрикате, умело используя промысловую обстановку, уверенно идут к намеченной цели, к трудовой победе. На снимке: передовые моряки траулера «Уран» (слева напра­ во): третий механик А. А. ПРИДЫБАИЛО, старший механик И. И. ТЫСЬКО, мастер по обработке рыбы А. М. ПАТРАШЕВ, уголь­ щик В. А. ПЕТРОВ, матрос Т. П. МИТРОШКИН. Текст П. БЫСТРОУМОВА. Фото Б. Алексеева. У с п е х э к и п а ж а Первого июня этого года эки­ паж траулера «Двина», находя­ щийся в открытом море, подвел итога своей работы за прошедшие пять месяцев. Итоги оказались не­ плохими. При годовом плане в 39.000 центнеров моряки «Дви­ ны» обязались выловить в этом году 45.000 центнеров трески, окуня, зубатки... Свое слово они держат с честью. На месяц раньше срока экипаж траулера «Двина» выполнил полугодовой план по до­ быче рыбы. Успешно идет выра­ ботка консервов, рыбьего ясира и других субпродуктов. В этом году моряки траулера «Двина», борясь за успешное вы­ полнение своих социалистических обязательств, прилагают все уси­ лия к тому, чтобы как молено больше дать Родине рыбы. Приме­ ром их самоотверженного труда мо­ жет служить хотя бы итог работы последнего .рейса. Этот рейс по праву можно наз­ вать скоростным. Он продолжал­ ся всего тринадцать суток. Моря­ ки доставили в порт сверх зада­ ния: 51 тонну рыбы в полуфабри­ кате, 2000 банок консервов и 50 центнеров рыбьего жира. Добиваться успехов в работе мо­ рякам помогает их трудовая доб­ лесть, любовь к работе. На ко­ рабле немало опытных, прошед­ ших школу суровой морской жиз­ ни, промысловиков. Очень часто можно видеть, как матросы тт. Остров, Бушмаев и другие за ры­ боразделочным столом показыва­ ют своим молодым товарищам, как нужно правильно и быстро обраба­ тывать рыбу. Большим уважением пользуется на корабле старший мастер по до­ быче тов. Балков, мастера по до­ быче тт. Опарин и Черкасцев. Орудия лова у них всегда нахо­ дятся в образцовом состоянии. Именно поэтому в последнем рей­ се, несмотря на то, что промыс­ ловики работали в районах моря с плохим грунтом, тралы очень ред­ ко рвались. На корабле шутят: — Балкову помогает само море. Как-то в трал вместе с рыбой попала старая подбора. Все вылов­ ленные со дна океана металличе­ ские бобинцы были использованы. Вот уже год нижние подборы тра­ ла «Двины» не требуют ремонта. На корабле регулярно проходят занятия по повышению квалифи­ кации. Многие моряки, пришед­ шие на корабль в начале года, те­ перь стали настоящими бывалыми промысловиками. Молодой матрос тов. Каверин совсем еще недавно был новичком на корабле, теперь он с помощью старших товарищей стал опытным кочегаром. Пришед­ ший в начале этого года на ко­ рабль тов. Зайцев в совершенстве изучил морское дело, стал матро­ сом первого класса и попутно ознакомился с правилами обработ­ ки рыбы. В последнем рейсе он успешно выполнял обязанности за­ сольщика. Отлично трудятся члены машин­ ной команды, возглавляемые стар­ шим механиком Иваном Макарови­ чем Брус. Все механизмы на ко­ рабле работают четко и безотказно. Досрочно выполнив полугодовой план по добыче рыбы, экипаж траулера «Двина» обязуется при­ ложить все силы к тому, чтобы успешно справиться с социалисти­ ческими обязательствами и дать в этом году 45.000 центнеров рыбы. И. ЧАИКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz