Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 71 (311), 15 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН Неиспользованные возможности увеличения товарной продукции Морскому окуню не везет на про­ тяжении ряда лет. От облова его ко­ сяков систематически уклонялись под самыми различными предлогами, корабли посылались с опозданием, заготовка и доставка его в круглом виде — единственно возможном для интенсивного промысла — все время находились под угрозой запрещения, а если и разрешались, то только от случая к случаю, притом на корот­ кий срок. В разгар хода окуня траулеры набирали полный груз за четыре— шесть суток, а в общем его вылав­ ливалось крайне мало, возможности не использовались, хотя морской окунь не может «пожаловаться» на отсутствие опекунов, защитников, энтузиастов окуневого промысла и в траловом флоте, и в Главмурманрыб- проме, и в Министерстве рыбной про­ мышленности; энтузиастов, судя по их словам, по их выступлениям до начала окуневого промысла или спу­ стя некоторое время после его окон­ чания, но только не во время самой, окуневой путины. Особо ретивые энтузиасты уже в прошлом году собирались выловить на Копытовской банке не менее трехсот—четырехсот тысяч центне­ ров окуня без достаточно продуман­ ной подготовки, без материального обеспечения. Им казалось, что до­ статочно только одного желания и административного окрика. Однако окрики не помогли, «шапкозакида­ тельство» не удалось. Да и не могло удасться. Как не везло морскому окуню в прошлые, так не повезло и в ны­ нешнем году, хотя, как будто, уроки прошлых лет и были учтены. ХОРОШИЕ ПЛАНЫ Управлением тралового флота был впервые разработан план облова концентраций окуня на Копытовской банке, выделены для этой цели наи­ более подходящие корабли, с учетом скорости хода, емкости трюмов, на­ личия оборудования, улучшающего условия хранения рыбы в трюмах. Сконструированы более прочные мешки для тралов. Все эти корабли были заранее снабжены дополни­ тельными ваерами для работы на больших глубинах. Промысловая разведка начала следить за этим районом еще с на­ чала марта. Как только от поисковых судов поступили сигналы о наличии Едва только заседание совета за­ кончилось, как дневная радиосвод- ка того же 21 апреля сообщила, что шторм стих и траулеры стали брать много окуня. Однако в силу решения промыслового совета об «ошибочности» и «преждевременно­ сти» посылка кораблей на Копытов­ скую банку почти не производилась — траловому флоту было дано зада­ ние подтягивать апрельскую добычу рыбы в сырце, а для этого корабли направлялись на облов трески. Траулеры возвращались с Копы­ товской банки с полным грузом морского окуня, которого набирали за считанные дни. Вылов на сутки промысла доходил до четырехсот центнеров, 'но политика «выжида­ ния» побеждала. 1—2 мая здесь оставалось всего пятнадцать трауле­ ров, включая четыре поисковых суд­ на. И только к концу первой декады мая на промысел окуня было пере­ ключено то количество траулеров, которое было предусмотрено меро­ приятиями, включая находящиеся на переходах. Не успели еще эти суда дойти до Копытовской банки, как траловый флот 9 мая получил новое распоря­ жение: «В связи с резким недовыполнени­ ем плана в первой декаде мая по до­ быче рыбы предлагаю на добыче окуня оставить 30 траулеров, ос­ тальной флот направлять на треско­ вый промысел». Но дело было сделано — корабли, посланные на лов окуня, нельзя бы­ ло переключить на треску, у них не было соли. Поэтому во второй дека­ де на Копытовской банке промыш­ ляло окуня в среднем 34 — 35 ко­ раблей, бравших в полуфабрикате до 400 центнеров в сутки на траулер. Однако к 21 мая здесь оставалось 17 траулеров, а включая и корабли, находившиеся на переходах на бан­ ку и обратно, 40 судов. «ДЕРЖАТЬ НЕ СВЫШЕ ТРИДЦАТИ ТРАУЛЕРОВ» 21 мая снова состоялся промыс­ ловый совет. Несмотря на замеча­ тельную сырьевую базу и высокие уловы, он, опираясь на «умозаклю­ чения» и ссылаясь «на опыт прош­ лых лет», вынес решение: «До 27 мая держать на окуневом промысле, включая переходы, до На с т р о и т е л ь с т в е К а р а - К у S\ с к о г о к а н а л а на К опы товской банке п р ом ы сл о вы х тридцати траулеров. Корабли из пор- концентрации морского окуня, тра­ ловый флот стал направлять туда корабли. 19 апреля там находилось уже тринадцать траулеров, 21 апре­ ля — восемнадцать судов. Первые дни пребывания этих судов на Ко­ пытовской банке совпали со штор­ мом. 21 апреля состоялся промысловый совет при управлении тралового флота, на котором присутствовали также заместитель Министра рыбной промышленности тов. Сухорученко и начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе. Накануне, перед заседанием совета, были запрошены по радио об обстановке на Копытов­ ской банке находившиеся там заме­ ститель начальника тралового флота тов. Маевский, начальник промраз­ ведки тов. Бурков, научные сотруд­ ники ПИНРО тт. Бородатов и Тра­ вин. Они дали очень высокую оцен­ ку сырьевой базы, обеспечивавшей, по их словам, скоростные рейсы и полный груз траулерам за 3—5 суток работы, и настаивали на быст- , рейшей присылке кораблей. ПЕЧАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Однако, несмотря на это, промыс­ ловый совет вынес решение: «Нап­ равление траловым флотом 20 трау­ леров в районы Копытова считать ошибочным и преждевременным. Дальнейшее направление траулеров в зтот район прекратить впредь до улучшения погоды». та направлять на восток» (то есть на треск/). Это указание было понягго трало­ вым флотом буквально, то есть держать «не свыше 30 судов». 23 мая на окуневом промысле числи­ лось 24 траулера (10 — на лову, 14 — на переходах). 25 -мая — 15 траулеров (из них 11 — на лову), 27 мая — 12 траулеров (из них 7 — на лову, остальные на переходах, т. е. возвращались в порт с полными грузами). А еще 3—4 дня спустя здесь ра­ ботал только один промысловый траулер «Уран». За пять суток про­ мысловой работы моряки «Урана» выловили, обработали, уложили в трюмы и затем доставили в порт 238 тонн высококачественного морского окуня, но результаты их работы уже никого ни в траловом флоте, ни в главке не интересовали — окуне­ вая путина считалась законченной. ЧТО ПОТЕРЯЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ Одним словом, снова не повезло морскому окуню, хотя за полтора месяца (за вторую половину апреля и май) и было выловлено 252 ты­ сячи центнеров, хотя квартальные план по добыче окуня и перевыпол­ нен. Траловый флот мог выловить гораздо больше окуня и выполнить за это время годовое задание по вы­ лову атой рыбы, мог дать стране * советским потребителям гораздо больше ценной продукции, на го­ раздо большую сумму, если бы. ему не мешали со стороны, сдерживая посылку траулеров на облов окуня, запрещая доставку парного окуня в палубных ящиках, и если бы само руководство флота внимательнее и заботливее отнеслось к этому делу, решительнее отстаивало правильно понятые общегосударственные инте­ ресы, решительнее боролось за .уве­ личение товарной продукции. Действительно, средний вылов на промысловые сутки за этот период со­ ставил: на окуне — 298 центнеров, на треске — 235 центнеров (в сыр­ це). Полуфабриката (товарной про­ дукции) каждые промысловые сутки давали траулеру: на треске— 143,1 центнера, на окуне — 220 центне­ ров — почти вдвое больше. — Нельзя считать на промысловые сутки, — говорят и во флоте и в 1 главке. — Окуневая банка очень! удалена. Велики переходы. Затем, по- » скольку рейсы короче, то потер!» «на переходы и на междурейсовые стоян­ ки получаются больше, непроизводи­ тельные затраты времени возр(асгают по сравнению с тресковыми рейсами. Но вот, что дает пересчет на так называемые календарные сутки ра­ боты кораблей, т. е. со включением и переходов, и междурейсовых стоянок, и всех задержек в порту и в Тюва- губе. На каждые календарные сутки траулер, работавший на облове тре­ ски, давал товарной продукции (по­ луфабриката) 96,4 центнера, а на облове морского окуня — 125,8 центнера, т. е. на 2 9 ,4 центнера (на 3 0 ,5 процента) больше! Кроме того, каждые сто центнеров окуня дают товарной продукции боль­ ше на 2660 рублей (по расчетным ценам), а валовой продукции— на 12.060 рублей. Отсюда видно, какие большие суммы потерял траловый флот. Таким образом, недооценка про­ мысла морского окуня дорого обо­ шлась и государству, которому тра­ ловый флот недодал миллионы руб­ лей, и советским потребителям, не получившим десятки тысяч центне­ ров высококачественной продукции. ПОРА ПОКОНЧИТЬ С ПОРОЧНЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ Снова на повестку дня и траловому Флоту и Главмурманрыбпрому необ­ ходимо поставить Bonpioc, не допу­ скающий дальнейшего отлагательст­ ва, — вопрос о методике планирова­ ния, о переводе отдельных траулеров и всего флота, как предприятия в целом, с планирования работы в сырце на планирование в полуфаб­ рикате. Планирование в сырце явно сдер­ живает развитие окуневого промыс­ ла. Капитаны траулеров очень не­ охотно идут на облов концентраций окуня. Им это «невыгодно» для вы­ полнения плана, исчисляемого в сыр­ це. Да и само руководство флота то­ же не стремится развивать окуцевый промысел,, потому что при пересчете из окуня получается сырца меньше, хотя окунь дает больше товарной продукции, что выгодно и государст­ ву и потребителю. Но сейчас интере­ сы и государства и потребителя при­ носятся в жертву статистическому показателю, хотя, как известно, он не имеет товарной ценности, не яв­ ляется пищевым товаром. Хар1актерно, что капитаны немно­ гих траулеров, получивших в нынеш­ нем году план в полуфабрикате, не только охотно шли на облов окуня, но даже настаивали на посылке их в Копытовский район. Январский Пленум ЦК КПСС поста­ вил задачу всемерного увеличения товарной продукции. Траловый флот имеет все возможности в кратчай­ ший ср1ок успешно решить эту зада^- чу — повысить выпуск товарной продукции. В. КОВАЛЕВ. эшз 'гМШк Туркменская ССР. На снимке: разгрузка с барж автокраном механизмов и строительных материалов, прибывших для строи­ тельства канала. Фото И. Капканца. " Фотохроника ТАСС. Холодильные мощности эксплуатируются неправильно На Мурманский рыбокомбинат ежедневно наступает о кораблей до 800 и более тонн полуфабриката рыбы в охлажденном виде. Поступ­ ление такого количества свежья требует от работников комбината большой оперативности по своевре­ менной его приемке и обработке. Для обработки свежей рыбы Мур­ манский 'рыбокомбинат располагает определенными холодильными мощ­ ностями. Но по своей мощности хо­ лодильный завод не обеспечивает своевременное замораживание посту­ пающего от судов свежья. П(ри та­ ком положении, во избежание сни­ жения качества поступающего по­ луфабриката, комбинат вынужден значительное количество его направ­ лять на другие виды охлаждения. При недостаточности холодиль­ ных мощностей необходимо, чтобы имеющиеся мощности использовались с наибольшей загрузкой и тем са­ мым обеспечивался максимально воз­ можный пропуск рыбы на замора­ живание через холодильный завод. В практической работе холодильные мощности Мурманского рыбокомби­ ната используются не с полной за­ грузкой. Особенно это относится к филейному цеху холодильного за­ вода. Филейный цех имеет в своем ве^- дении скороморозильные многопли­ точные аппараты. По мощности мно­ гоплиточных скороморозильных ап­ паратов филейный цех имеет воз­ можность обеспечить ежесуточный выпуск до 70 и более тонн мороже­ ного филе. Фактическое же исполь­ зование морозильных аппаратов определяется в пределах 30 тонн в сутки. Таким образом, аппараты ис­ пользуются меннее чем на 50 про­ центов. Такое положение наблю­ дается вследствие неправильной их эксплуатации. В работе скороморозильных аппа­ ратов филейного цеха допускается ряд нарушений, оказывающих влия­ ние на пропускную способность. Имеет место несвоевременная за­ грузка и разгрузка аппаратов в течение суточной их работы. Не налажено освобождение плит аппаратов от намерзающей влаги. Вместо оттайки плит с помощью го­ рячего аммиака, очистка намерзаю­ щей на плитах влаги производится вручную с помощью скребков. Это задерживает аппараты в нерабочем состоянии и не дает полного осво­ бождения плит от намерзающей влаги, что в свою очередь сказы­ вается на пропускной способности аппаратов. ^ При заполнении противней рыбой не соблюдается плотность и равно­ мерность укладки. В результате на­ рушается полный контакт рыбы с поверхностью плит, образуются про­ слойки воздуха. Холод в аппараты подается недо­ статочной температуры. Все эти моменты крайне отрица­ тельно сказываются на работе ап­ паратов. Руководству рыбокомбината необходимо обратить самое серьезное внимание на работу скороморозиль­ ных аппаратов. Нормальная работа аппаратов, устранение в работе аппаратов от­ меченных выше недостатков дадут возможность значительно увели­ чить выпуск мороженой рыбы вы­ сокого качества. М. БУЛАШЕВИЧ. Н а ш и п р е т е н з и и Корабли нашей группы ооорудова-1 ны новейшими сепараторными уста­ новками по выработке рыбьего жира. Как показала практика семи промы­ словых рейсов, сепараторы надежны в эксплуатации и высокопроизводи­ тельны. В четвертом рейсе за один­ надцать промысловых суток мастер тов. Толстов выработал более четыр­ надцати тонн рыбьего жира и , KPiOMe того, изготовил 13 тысяч банок кон­ сервов. Жира можно было вырабо­ тать и больше, но часть сырья ушла на выполнение задания по заготовке и доставке в порт 500 килограммов печени в свежем виде. В текущем, седьмом рейсе, только за четверо промысловых суток моря­ ки выработали четыре тонны рыбь­ его жира и изготовили более пяти тысяч банок консервов. Имеются все возможности вырабатывать за рейс более шестнадцати тонн жира и двад­ цати тысяч банок консервов. Но достижение этих реальных показате­ лей ограничивается заданием по до­ ставке в порт 500 килограммов све­ жей тресковой печени. Нам кажется, что такое планирование заранее обре­ кает на простой сепараторную и кон­ сервную установки. Государство дало нам в эксплуата­ цию корабли, оборудованные совре­ менной новейшей техникой, а при указанном «планировании» в обще- флотском масштабе недодается госу­ дарству много ценной продукции: консервов и рыбьего жира. Отделу рыбообработки нужно лучше изучить производственные возможности каж­ дого траулера и добиться планирова­ ния заготовки свежей печени на те корабли, где нет сепараторных уста- Н№(>К‘ В. ЕЛФИМОВ. Старший механик траулера - «Азербайджан» Баренцово* море. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz