Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 71 (311), 15 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН Неиспользованные возможности увеличения товарной продукции Морскому окуню не везет на про тяжении ряда лет. От облова его ко сяков систематически уклонялись под самыми различными предлогами, корабли посылались с опозданием, заготовка и доставка его в круглом виде — единственно возможном для интенсивного промысла — все время находились под угрозой запрещения, а если и разрешались, то только от случая к случаю, притом на корот кий срок. В разгар хода окуня траулеры набирали полный груз за четыре— шесть суток, а в общем его вылав ливалось крайне мало, возможности не использовались, хотя морской окунь не может «пожаловаться» на отсутствие опекунов, защитников, энтузиастов окуневого промысла и в траловом флоте, и в Главмурманрыб- проме, и в Министерстве рыбной про мышленности; энтузиастов, судя по их словам, по их выступлениям до начала окуневого промысла или спу стя некоторое время после его окон чания, но только не во время самой, окуневой путины. Особо ретивые энтузиасты уже в прошлом году собирались выловить на Копытовской банке не менее трехсот—четырехсот тысяч центне ров окуня без достаточно продуман ной подготовки, без материального обеспечения. Им казалось, что до статочно только одного желания и административного окрика. Однако окрики не помогли, «шапкозакида тельство» не удалось. Да и не могло удасться. Как не везло морскому окуню в прошлые, так не повезло и в ны нешнем году, хотя, как будто, уроки прошлых лет и были учтены. ХОРОШИЕ ПЛАНЫ Управлением тралового флота был впервые разработан план облова концентраций окуня на Копытовской банке, выделены для этой цели наи более подходящие корабли, с учетом скорости хода, емкости трюмов, на личия оборудования, улучшающего условия хранения рыбы в трюмах. Сконструированы более прочные мешки для тралов. Все эти корабли были заранее снабжены дополни тельными ваерами для работы на больших глубинах. Промысловая разведка начала следить за этим районом еще с на чала марта. Как только от поисковых судов поступили сигналы о наличии Едва только заседание совета за кончилось, как дневная радиосвод- ка того же 21 апреля сообщила, что шторм стих и траулеры стали брать много окуня. Однако в силу решения промыслового совета об «ошибочности» и «преждевременно сти» посылка кораблей на Копытов скую банку почти не производилась — траловому флоту было дано зада ние подтягивать апрельскую добычу рыбы в сырце, а для этого корабли направлялись на облов трески. Траулеры возвращались с Копы товской банки с полным грузом морского окуня, которого набирали за считанные дни. Вылов на сутки промысла доходил до четырехсот центнеров, 'но политика «выжида ния» побеждала. 1—2 мая здесь оставалось всего пятнадцать трауле ров, включая четыре поисковых суд на. И только к концу первой декады мая на промысел окуня было пере ключено то количество траулеров, которое было предусмотрено меро приятиями, включая находящиеся на переходах. Не успели еще эти суда дойти до Копытовской банки, как траловый флот 9 мая получил новое распоря жение: «В связи с резким недовыполнени ем плана в первой декаде мая по до быче рыбы предлагаю на добыче окуня оставить 30 траулеров, ос тальной флот направлять на треско вый промысел». Но дело было сделано — корабли, посланные на лов окуня, нельзя бы ло переключить на треску, у них не было соли. Поэтому во второй дека де на Копытовской банке промыш ляло окуня в среднем 34 — 35 ко раблей, бравших в полуфабрикате до 400 центнеров в сутки на траулер. Однако к 21 мая здесь оставалось 17 траулеров, а включая и корабли, находившиеся на переходах на бан ку и обратно, 40 судов. «ДЕРЖАТЬ НЕ СВЫШЕ ТРИДЦАТИ ТРАУЛЕРОВ» 21 мая снова состоялся промыс ловый совет. Несмотря на замеча тельную сырьевую базу и высокие уловы, он, опираясь на «умозаклю чения» и ссылаясь «на опыт прош лых лет», вынес решение: «До 27 мая держать на окуневом промысле, включая переходы, до На с т р о и т е л ь с т в е К а р а - К у S\ с к о г о к а н а л а на К опы товской банке п р ом ы сл о вы х тридцати траулеров. Корабли из пор- концентрации морского окуня, тра ловый флот стал направлять туда корабли. 19 апреля там находилось уже тринадцать траулеров, 21 апре ля — восемнадцать судов. Первые дни пребывания этих судов на Ко пытовской банке совпали со штор мом. 21 апреля состоялся промысловый совет при управлении тралового флота, на котором присутствовали также заместитель Министра рыбной промышленности тов. Сухорученко и начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе. Накануне, перед заседанием совета, были запрошены по радио об обстановке на Копытов ской банке находившиеся там заме ститель начальника тралового флота тов. Маевский, начальник промраз ведки тов. Бурков, научные сотруд ники ПИНРО тт. Бородатов и Тра вин. Они дали очень высокую оцен ку сырьевой базы, обеспечивавшей, по их словам, скоростные рейсы и полный груз траулерам за 3—5 суток работы, и настаивали на быст- , рейшей присылке кораблей. ПЕЧАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Однако, несмотря на это, промыс ловый совет вынес решение: «Нап равление траловым флотом 20 трау леров в районы Копытова считать ошибочным и преждевременным. Дальнейшее направление траулеров в зтот район прекратить впредь до улучшения погоды». та направлять на восток» (то есть на треск/). Это указание было понягго трало вым флотом буквально, то есть держать «не свыше 30 судов». 23 мая на окуневом промысле числи лось 24 траулера (10 — на лову, 14 — на переходах). 25 -мая — 15 траулеров (из них 11 — на лову), 27 мая — 12 траулеров (из них 7 — на лову, остальные на переходах, т. е. возвращались в порт с полными грузами). А еще 3—4 дня спустя здесь ра ботал только один промысловый траулер «Уран». За пять суток про мысловой работы моряки «Урана» выловили, обработали, уложили в трюмы и затем доставили в порт 238 тонн высококачественного морского окуня, но результаты их работы уже никого ни в траловом флоте, ни в главке не интересовали — окуне вая путина считалась законченной. ЧТО ПОТЕРЯЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ Одним словом, снова не повезло морскому окуню, хотя за полтора месяца (за вторую половину апреля и май) и было выловлено 252 ты сячи центнеров, хотя квартальные план по добыче окуня и перевыпол нен. Траловый флот мог выловить гораздо больше окуня и выполнить за это время годовое задание по вы лову атой рыбы, мог дать стране * советским потребителям гораздо больше ценной продукции, на го раздо большую сумму, если бы. ему не мешали со стороны, сдерживая посылку траулеров на облов окуня, запрещая доставку парного окуня в палубных ящиках, и если бы само руководство флота внимательнее и заботливее отнеслось к этому делу, решительнее отстаивало правильно понятые общегосударственные инте ресы, решительнее боролось за .уве личение товарной продукции. Действительно, средний вылов на промысловые сутки за этот период со ставил: на окуне — 298 центнеров, на треске — 235 центнеров (в сыр це). Полуфабриката (товарной про дукции) каждые промысловые сутки давали траулеру: на треске— 143,1 центнера, на окуне — 220 центне ров — почти вдвое больше. — Нельзя считать на промысловые сутки, — говорят и во флоте и в 1 главке. — Окуневая банка очень! удалена. Велики переходы. Затем, по- » скольку рейсы короче, то потер!» «на переходы и на междурейсовые стоян ки получаются больше, непроизводи тельные затраты времени возр(асгают по сравнению с тресковыми рейсами. Но вот, что дает пересчет на так называемые календарные сутки ра боты кораблей, т. е. со включением и переходов, и междурейсовых стоянок, и всех задержек в порту и в Тюва- губе. На каждые календарные сутки траулер, работавший на облове тре ски, давал товарной продукции (по луфабриката) 96,4 центнера, а на облове морского окуня — 125,8 центнера, т. е. на 2 9 ,4 центнера (на 3 0 ,5 процента) больше! Кроме того, каждые сто центнеров окуня дают товарной продукции боль ше на 2660 рублей (по расчетным ценам), а валовой продукции— на 12.060 рублей. Отсюда видно, какие большие суммы потерял траловый флот. Таким образом, недооценка про мысла морского окуня дорого обо шлась и государству, которому тра ловый флот недодал миллионы руб лей, и советским потребителям, не получившим десятки тысяч центне ров высококачественной продукции. ПОРА ПОКОНЧИТЬ С ПОРОЧНЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ Снова на повестку дня и траловому Флоту и Главмурманрыбпрому необ ходимо поставить Bonpioc, не допу скающий дальнейшего отлагательст ва, — вопрос о методике планирова ния, о переводе отдельных траулеров и всего флота, как предприятия в целом, с планирования работы в сырце на планирование в полуфаб рикате. Планирование в сырце явно сдер живает развитие окуневого промыс ла. Капитаны траулеров очень не охотно идут на облов концентраций окуня. Им это «невыгодно» для вы полнения плана, исчисляемого в сыр це. Да и само руководство флота то же не стремится развивать окуцевый промысел,, потому что при пересчете из окуня получается сырца меньше, хотя окунь дает больше товарной продукции, что выгодно и государст ву и потребителю. Но сейчас интере сы и государства и потребителя при носятся в жертву статистическому показателю, хотя, как известно, он не имеет товарной ценности, не яв ляется пищевым товаром. Хар1актерно, что капитаны немно гих траулеров, получивших в нынеш нем году план в полуфабрикате, не только охотно шли на облов окуня, но даже настаивали на посылке их в Копытовский район. Январский Пленум ЦК КПСС поста вил задачу всемерного увеличения товарной продукции. Траловый флот имеет все возможности в кратчай ший ср1ок успешно решить эту зада^- чу — повысить выпуск товарной продукции. В. КОВАЛЕВ. эшз 'гМШк Туркменская ССР. На снимке: разгрузка с барж автокраном механизмов и строительных материалов, прибывших для строи тельства канала. Фото И. Капканца. " Фотохроника ТАСС. Холодильные мощности эксплуатируются неправильно На Мурманский рыбокомбинат ежедневно наступает о кораблей до 800 и более тонн полуфабриката рыбы в охлажденном виде. Поступ ление такого количества свежья требует от работников комбината большой оперативности по своевре менной его приемке и обработке. Для обработки свежей рыбы Мур манский 'рыбокомбинат располагает определенными холодильными мощ ностями. Но по своей мощности хо лодильный завод не обеспечивает своевременное замораживание посту пающего от судов свежья. П(ри та ком положении, во избежание сни жения качества поступающего по луфабриката, комбинат вынужден значительное количество его направ лять на другие виды охлаждения. При недостаточности холодиль ных мощностей необходимо, чтобы имеющиеся мощности использовались с наибольшей загрузкой и тем са мым обеспечивался максимально воз можный пропуск рыбы на замора живание через холодильный завод. В практической работе холодильные мощности Мурманского рыбокомби ната используются не с полной за грузкой. Особенно это относится к филейному цеху холодильного за вода. Филейный цех имеет в своем ве^- дении скороморозильные многопли точные аппараты. По мощности мно гоплиточных скороморозильных ап паратов филейный цех имеет воз можность обеспечить ежесуточный выпуск до 70 и более тонн мороже ного филе. Фактическое же исполь зование морозильных аппаратов определяется в пределах 30 тонн в сутки. Таким образом, аппараты ис пользуются меннее чем на 50 про центов. Такое положение наблю дается вследствие неправильной их эксплуатации. В работе скороморозильных аппа ратов филейного цеха допускается ряд нарушений, оказывающих влия ние на пропускную способность. Имеет место несвоевременная за грузка и разгрузка аппаратов в течение суточной их работы. Не налажено освобождение плит аппаратов от намерзающей влаги. Вместо оттайки плит с помощью го рячего аммиака, очистка намерзаю щей на плитах влаги производится вручную с помощью скребков. Это задерживает аппараты в нерабочем состоянии и не дает полного осво бождения плит от намерзающей влаги, что в свою очередь сказы вается на пропускной способности аппаратов. ^ При заполнении противней рыбой не соблюдается плотность и равно мерность укладки. В результате на рушается полный контакт рыбы с поверхностью плит, образуются про слойки воздуха. Холод в аппараты подается недо статочной температуры. Все эти моменты крайне отрица тельно сказываются на работе ап паратов. Руководству рыбокомбината необходимо обратить самое серьезное внимание на работу скороморозиль ных аппаратов. Нормальная работа аппаратов, устранение в работе аппаратов от меченных выше недостатков дадут возможность значительно увели чить выпуск мороженой рыбы вы сокого качества. М. БУЛАШЕВИЧ. Н а ш и п р е т е н з и и Корабли нашей группы ооорудова-1 ны новейшими сепараторными уста новками по выработке рыбьего жира. Как показала практика семи промы словых рейсов, сепараторы надежны в эксплуатации и высокопроизводи тельны. В четвертом рейсе за один надцать промысловых суток мастер тов. Толстов выработал более четыр надцати тонн рыбьего жира и , KPiOMe того, изготовил 13 тысяч банок кон сервов. Жира можно было вырабо тать и больше, но часть сырья ушла на выполнение задания по заготовке и доставке в порт 500 килограммов печени в свежем виде. В текущем, седьмом рейсе, только за четверо промысловых суток моря ки выработали четыре тонны рыбь его жира и изготовили более пяти тысяч банок консервов. Имеются все возможности вырабатывать за рейс более шестнадцати тонн жира и двад цати тысяч банок консервов. Но достижение этих реальных показате лей ограничивается заданием по до ставке в порт 500 килограммов све жей тресковой печени. Нам кажется, что такое планирование заранее обре кает на простой сепараторную и кон сервную установки. Государство дало нам в эксплуата цию корабли, оборудованные совре менной новейшей техникой, а при указанном «планировании» в обще- флотском масштабе недодается госу дарству много ценной продукции: консервов и рыбьего жира. Отделу рыбообработки нужно лучше изучить производственные возможности каж дого траулера и добиться планирова ния заготовки свежей печени на те корабли, где нет сепараторных уста- Н№(>К‘ В. ЕЛФИМОВ. Старший механик траулера - «Азербайджан» Баренцово* море. (По радио).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz