Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 70 (310), 12 июня 1955 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Первые результаты хозяйственного расчета Хозяйственный расчет является ме­ тодом социалистического хозяйство­ вания, способствующим выполнению государственных планов с наимень­ шими затратами материальных и денежных средств. Опираясь на со­ циалистическое соревнование, на передовые методы работы, хозрасчет открывает широкие возможности для максимального использования (внут­ ренних резервов, способствует внед­ рению строжайшего режима эконо­ мии на всех участках производства, в результате чего достигается сни­ жение себестоимости продукции, как основного показателя хозяйственной деятельности. Исключительно большое значение имеет внедрение хозрасчета на ры­ боловных траулерах и плавбазах сельдяного флота. Правильная организация хозяйст­ венного расчета и хорошо налажен­ ный учет всех материальных и де­ нежных средств дают возможность анализировать деятельность каждого корабля за определенный отрезок времени (лучше всего за рейс). Из анализа работы средних трау­ леров, промышлявших сельдь в Се­ верной Атлантике, видно, .какие ог­ ромные резервы имеются на каждом корабле для увеличения добычи ры­ бы, повышения производительности труда и снижения • себестоимости рыбопродукции. Средний траулер № 223 (капитан тов. Циварев) находился на про­ мысле четыре с половиной месяца. Рейсовое задание по вылову сельди экипаж выполнил на 177,5 про­ цента, дав сверх плана 1490 цент­ неров сельди. Моряки повысили производительность труда на 77 про­ центов и снизили себестоимость до­ бычи рыбы на 11,4 процента. При всех этих бесспорных успехах команда траулера не использовала всех резервов но увеличению добычи сельди и снижению ее себестои­ мости. В чем же заключаются эти ре­ зервы? В течение рейса из-за неисправ­ ности механизмов корабль потерял девять суток промыслового времени; больше двух суток непроизводитель­ но было потеряно у плавбаз. За это время команда траулера могла бы выловить дополнительно 650 цент­ неров сельди, что повысило бы производительность труда на 19 процентов и значительно бы снизи­ ло себестоимость. Команда не вела настоящей борь­ бы за экономию материалов и ору­ дий лова, в результате чего превы­ сила расходы: по орудиям лова — на 9 тысяч рублей и по бочкотаре — на 19,7 тысячи рублей; кроме того, экипаж перерасходовал на 3,4 тысячи рублей соли. Команда среднего рыболовного траулера «№ 439 (капитан тов. Митрофанов), работая в одно и то же время и в одинаковых условиях, что и траулер № 223, добилась значи­ тельно лучших показателей. Стои­ мость одного центнера добытой сельди на этом корабле оказалась на 44 рубля ниже, чем ца траулере № 223, затраты по орудиям лова на один центнер ниже на 8 руб. .75 коп., по бочкотаре — на 2 руб­ ля 74 копейки и по соли — на 1 рубль 52 копейки. Следовательно, команда траулера Л? 439 бережли­ вее относилась к орудиям лова и бочкотаре и сэкономила на этом де­ сятки тысяч рублей. А вот как работал экипаж трауле­ ра «Ns 688 (бывший капитан тов. Фадеев), трудившийся в одинаковых условиях с командами предыдущих кораблей. Моряки этого судна не справились с выполнением рейсозо- го плана по вылову сельди, реализо­ вав его только на 75,2 процента. Не выполнено задание и по произво­ дительности труда. Себестоимость добычи сельди повышена против плана на 18 процентов, в результа­ те чего получен убыток 127,5 ты­ сячи рублей. Стоимость добычи одно­ го центнера рыбы на 47 рублей 94 копейки выше, чем у траулера Л5 223 и на 91 рубль 68 копеек выше, чем у траулера № 439. Только по одним орудиям лова до­ пущен перерасход на 70,5 тысячи рублей, по таре — на 21,2 тысячи рублей и по топливу — на 21,2 тысячи рублей. Эти факты убедительно свиде­ тельствуют о том, что бывший ка­ питан траулера № 688 и команд­ ный состав судна не мобилизовали экипаж на выполнение плана добы­ чи рыбы и снижение ее себестоимо­ сти, всю работу пустили на само­ тек, ослабили трудовую и производ­ ственную дисциплину, в результате чего непроизводительно теряли дра­ гоценное промысловое время. А ведь экипаж траулера № 688 в 1954 го- 1 ду находился в числе передовых кораблей, выловив 10.591 центнер сельди. Очевидно прошлогодние ус­ пехи вскружили кое-кому головы, а руководство экспедиции не контро­ лировало работу команд кораблей, не оказало своевременно действен­ ной помощи капитану тов. Фадееву, и лишь после того, когда план .по вылову сельди был окончательно провален этим кораблем, капитан был отстранен от командования судном. Устранение недостатков в работе флота непосредственно на промысле, подтягивание отстающих до уровня передовиков дали бы дополнитель­ но десятки тысяч центнеров сельди и сэкономили бы сотни тысяч руб­ лей государственных средств. Для того, чтобы хозрасчет был более действенный и всеобъемлю­ щий, необходимо шире вести разъяс­ нительную работу на кораблях о его значении, показывать на кон­ кретных примерах пути и методы снижения себестоимости продукции. Командный состав судов еще сла­ бо разбирается в вопросах экономи­ ки и хозрасчета. Для устранения этого недостатка необходимо органи­ зовать учебу командного состава кораблей, стоящих в порту, по изу­ чению экономических вопросов, связанных непосредственно с добы­ чей и обработкой рыбы. Следует также широко популяризировать работу, лучших экипажей судов, до­ бивающихся высоких уловов, ис­ пользования техники, повышения производительности труда и сниже­ ния себестоимости. Проведение этих мероприятий послужит укреплению хозрасчета, снижению себестоимости и выполнению принятых социали­ стических обязательств. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника пла- ново-производственного отдела управления сельдяного флота. Н о в Ы й к о р а б л Ь Как и моряки Мурманского тралового флота, рыбаки Архан­ гельска получают новые промыс­ ловые корабли. Недавно Архан­ гельский траловый флот Глав- мурмапрыбпрома пополнился но­ вым судном — траулером «Ва­ енга», названным так в честь одной из бухт Кольского залива. Траулер «Ваенга» оснащен новейшей радионавигационной аппаратурой и приборами судо­ вождения. На всех производст­ венных участках созданы все возможности для высокопроиз­ водительной работы на промыс­ ле рыбы. На снимке: траулер «Ваенга» в порту под разгрузкой после очередного р^йса. Фото Б. Алексеева. Когда дело не доводится до конца Участники Всесоюзного совещания работников промышленности в своем Обращении к рабочим и работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Советского Союза отме­ тили необходимость «объявить бес­ пощадную борьбу рутине и косности, быстрее ос-ваивать в производстве все то новое, передовое, что создает­ ся в наших научно-исследователь- ских институтах, конструкторских бюро и на предприятиях; добиваться такого положения, чтобы внедрение новой техники обязательно сопро­ вождалось совершенствованием орга­ низации труда и производства, улуч­ шением методов управления пред­ приятиями». В недалеком будущем на наших траулерах найдут широкое примене­ ние мягкие контейнеры, которые да­ дут возможность ускорить разгрузку рыбы, доставленной с промысла в порт. Но уже сейчас можно сказать, что о. приемкой рыбы из контейнеров в существующих условиях Мурман­ ский рыбокомбинат не справится. Корень :зла — в несовершенстве конструкции •рыбомойки, применяе­ мой в настоящее время на комбина­ те. Она не отвечает не только усло­ виям работы с контейнерами, но и требованиям, которые предъявляют­ ся к мойке рыбы. Мойки не отде­ ляют от рыбы соли и льда, рыба моется плохо. При разгрузке трауле­ ров к мойке становится 1 рузчик, чтобы вылавливать лед, поданный вместе с рыбой. На рыбокомбинате в течение мно­ гих лет не занимаются конструиро­ ванием и изготовлением такой мойки, в которой бы рьгба тщательно про­ мывалась, а лед и соль хорошо отде­ лялись. Применение контейнеров, из которых рыба будет в мойку посту- ЛИКВИДИРОВАТЬ УЗКИЕ МЕСТА ПРОИЗВОДСТВА пать большими порциями и сюльдом, настоятельно требует немедленно приступить к созданию новой кон­ струкции рыбной мойки. Активное участие в решении этой задачи должны принять рационализаторы. Необходимо также рассмотреть и принять конкретные решения^ по тем предложениям, которые были поданы в последнее время. Медленно решаются на предприя­ тии вопросы ускорения отдельных разгрузочных операций. Например, силами коллектива рыбного порта проложена дополнительная магист­ раль лсирового трубопровода, но его нельзя эксплуатировать только по­ тому, что .завод медицинского жира не подготовил дополнительных мерных емкостей. По вине управления тралового флота задерживается внедрение предложения портовиков по увели­ чению диаметра труб, по которым из емкостей кораблей выкачивается рыбий жир. Прошло уже четыре месяца со дня принятия этого пред­ ложения, «но ни на одном из трауле­ ров работы по увеличению диаметра труб не начаты. Не все благополучно с механиза­ цией и улучшением отдельных опе­ раций и в Мурманском рыбном пор­ ту. Так, здесь не механизирована колка льда на бунтах, рыхление соли в зимнее время 41 другие тру­ доемкие работы. Все более отстают от уровня предъявляемых к ним требований расходные соляные склады. Всесоюзным научно-исследо- вательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) была предложена для ис­ пытания и эксплуатации пневмати­ ческая установка для рыхления и транспортировки соли в трю-мы ко­ раблей. Технический отдел рыбного порта, познакомившись с этой уста­ новкой, прошедшей испытания на юге страны, не имел возражений против внедрения ее в производство, в условиях Заполярья. Но институт ограничился только предложением и посчитал на этом свою миссию за­ конченной. Вопросы улучшения организации труда береговых предприятий, соз­ дания и внедрения новой техники на предприятиях нашей промышленно­ сти можно и нужно решать ком­ плексно. Особенно это важно на транспортировке и обработке рыбы *с момента выгрузки ее из трюмов траулеров до отправки потребителю. Увеличение производительности тру­ да грузчиков с применением нов­ шеств должно неизбежно повлечь за собой улучшение работы и таких важных звеньев, как приемный цех и рыбозаводы рыбокомбината. Необходимо ликвидировать все узкие места производства. Такова задача рабочих и инженерно-техни- , ческих работников береговых пред­ приятий. Это поможет ликвидировать простои траулеров под выгрузкой, поможет лучше использовать техни­ ку, увеличивая съем продукции с единицы оборудования и с каждого квадратного метра производственной площади. Активное участие в этом деле должны принять рационализа­ торы. А. ХРАПОВИЦКИЙ. Инженер-конструктор Мур­ манского рыбного порта. Покончить с недооценкой механизации трудоемких работ Корабли можно снабжать быстрее Сейчас пловучая база «Памяти Ильича» снабжает топливом и водой средние траулеры двумя насосами. Если лее удвоить количество насо­ сов, то, естественно, и дело пошло бы в два раза быстрее, так как в этом случае можно обеспечивать сразу четыре корабля. При больших скоплениях судов это дало бы возможность быстрее отпускать корабли на промысел, но дело тормозится тем, что на плав­ базе отсутствуют счетчики отпуска топлива. Мне кажется, что счетчики обой­ дутся гораздо дешевле, чем простой кораблей у борта базы. С. КАЛИНИН. Старший донкерман плав­ базы «Памяти Ильича». В Терибероких судоремонтных ма­ стерских тяжелые детали судовых; механизмов, инструмент, запчасти и другие грузы рабочие вынуждены переносить вручную с причала через три — четыре корпуса рядом стоя­ щих кораблей. Случается, что пере­ носимые судоремонтниками детали падают за борт в воду и их прихо­ дится изготовлять вновь. Не лучше обстоит дело и в цехе Териберокой моторно-рыболовной станции, где готовятся новые орудия лова. Часто пластины кошелькового невода весом до 500 килограммов перемещаются вручную на 100 — 150 метров. Рабочие этого же цеха занимаются переноской бобинцев, грузил, колец и других деталей воо­ ружения тралов или кошельковых неводов. Погрузо-разпрузочные работы на всех причалах моторно-рыболовных ■станций Териберского, Полярного и Терского районов не механизирова­ ны. Разнообразные грузы: 80-кило- граммовые кипы сетного полотна, лесоматериалы, кирпич, дрова вы­ гружаются вручную, дедовским спо­ собом. Рабочая сила используется неправильно, происходит перерасход фонда заработной платы, повы­ шается себестоимость продукции. На общем собрании коллектива Териберской моторно-рыболовной станции работница цеха производст­ ва орудий лова тов. Корчагина ука­ зала на недопустимость использова­ ния квалифицированных рабочих на тяжелых подсобных операциях. За­ траченные усилия по переноске тя­ желых грузов сказываются на произ­ водительности труда по изготовлению орудий лова. Областное управление моторно­ рыболовных станций выделило для Териберской станции автомашину, и этим по существу ограничилось, но из-за ветхости использовать автома­ шину для транспортировки црузов невозможно. А директор и главный инженер не заботятся о механизации трудоемких работ на предприятии. Пора уже решить этот вопрос. Не так сложно на причалах и на тран­ спортных судах моторно-рыболовных станций установить лебедки, а на причале Терибероких судоремонтных мастерских — башенный кран, с помощью которого можно механизи­ ровать попрузо-разгрузочные работы пс. перемещению судовых деталей, инструмента и других грузов. В при­ обретении такого крана нужна по­ мощь Главмурманрыбцрома. Необхо­ димо так же выделить Териберокой моторно-рыболовной станции новую автомашину для перевозки орудий лова. Нужно создать рабочим все усло­ вия для выполнения норм выработки и дальнейшего роста производитель­ ности труда. В этом должна сыграть решающую роль механизация тяже­ лых и трудоемких производственных процессов. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного управления моторно-рыбо­ ловных станций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz