Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 70 (310), 12 июня 1955 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Первые результаты хозяйственного расчета Хозяйственный расчет является ме тодом социалистического хозяйство вания, способствующим выполнению государственных планов с наимень шими затратами материальных и денежных средств. Опираясь на со циалистическое соревнование, на передовые методы работы, хозрасчет открывает широкие возможности для максимального использования (внут ренних резервов, способствует внед рению строжайшего режима эконо мии на всех участках производства, в результате чего достигается сни жение себестоимости продукции, как основного показателя хозяйственной деятельности. Исключительно большое значение имеет внедрение хозрасчета на ры боловных траулерах и плавбазах сельдяного флота. Правильная организация хозяйст венного расчета и хорошо налажен ный учет всех материальных и де нежных средств дают возможность анализировать деятельность каждого корабля за определенный отрезок времени (лучше всего за рейс). Из анализа работы средних трау леров, промышлявших сельдь в Се верной Атлантике, видно, .какие ог ромные резервы имеются на каждом корабле для увеличения добычи ры бы, повышения производительности труда и снижения • себестоимости рыбопродукции. Средний траулер № 223 (капитан тов. Циварев) находился на про мысле четыре с половиной месяца. Рейсовое задание по вылову сельди экипаж выполнил на 177,5 про цента, дав сверх плана 1490 цент неров сельди. Моряки повысили производительность труда на 77 про центов и снизили себестоимость до бычи рыбы на 11,4 процента. При всех этих бесспорных успехах команда траулера не использовала всех резервов но увеличению добычи сельди и снижению ее себестои мости. В чем же заключаются эти ре зервы? В течение рейса из-за неисправ ности механизмов корабль потерял девять суток промыслового времени; больше двух суток непроизводитель но было потеряно у плавбаз. За это время команда траулера могла бы выловить дополнительно 650 цент неров сельди, что повысило бы производительность труда на 19 процентов и значительно бы снизи ло себестоимость. Команда не вела настоящей борь бы за экономию материалов и ору дий лова, в результате чего превы сила расходы: по орудиям лова — на 9 тысяч рублей и по бочкотаре — на 19,7 тысячи рублей; кроме того, экипаж перерасходовал на 3,4 тысячи рублей соли. Команда среднего рыболовного траулера «№ 439 (капитан тов. Митрофанов), работая в одно и то же время и в одинаковых условиях, что и траулер № 223, добилась значи тельно лучших показателей. Стои мость одного центнера добытой сельди на этом корабле оказалась на 44 рубля ниже, чем ца траулере № 223, затраты по орудиям лова на один центнер ниже на 8 руб. .75 коп., по бочкотаре — на 2 руб ля 74 копейки и по соли — на 1 рубль 52 копейки. Следовательно, команда траулера Л? 439 бережли вее относилась к орудиям лова и бочкотаре и сэкономила на этом де сятки тысяч рублей. А вот как работал экипаж трауле ра «Ns 688 (бывший капитан тов. Фадеев), трудившийся в одинаковых условиях с командами предыдущих кораблей. Моряки этого судна не справились с выполнением рейсозо- го плана по вылову сельди, реализо вав его только на 75,2 процента. Не выполнено задание и по произво дительности труда. Себестоимость добычи сельди повышена против плана на 18 процентов, в результа те чего получен убыток 127,5 ты сячи рублей. Стоимость добычи одно го центнера рыбы на 47 рублей 94 копейки выше, чем у траулера Л5 223 и на 91 рубль 68 копеек выше, чем у траулера № 439. Только по одним орудиям лова до пущен перерасход на 70,5 тысячи рублей, по таре — на 21,2 тысячи рублей и по топливу — на 21,2 тысячи рублей. Эти факты убедительно свиде тельствуют о том, что бывший ка питан траулера № 688 и команд ный состав судна не мобилизовали экипаж на выполнение плана добы чи рыбы и снижение ее себестоимо сти, всю работу пустили на само тек, ослабили трудовую и производ ственную дисциплину, в результате чего непроизводительно теряли дра гоценное промысловое время. А ведь экипаж траулера № 688 в 1954 го- 1 ду находился в числе передовых кораблей, выловив 10.591 центнер сельди. Очевидно прошлогодние ус пехи вскружили кое-кому головы, а руководство экспедиции не контро лировало работу команд кораблей, не оказало своевременно действен ной помощи капитану тов. Фадееву, и лишь после того, когда план .по вылову сельди был окончательно провален этим кораблем, капитан был отстранен от командования судном. Устранение недостатков в работе флота непосредственно на промысле, подтягивание отстающих до уровня передовиков дали бы дополнитель но десятки тысяч центнеров сельди и сэкономили бы сотни тысяч руб лей государственных средств. Для того, чтобы хозрасчет был более действенный и всеобъемлю щий, необходимо шире вести разъяс нительную работу на кораблях о его значении, показывать на кон кретных примерах пути и методы снижения себестоимости продукции. Командный состав судов еще сла бо разбирается в вопросах экономи ки и хозрасчета. Для устранения этого недостатка необходимо органи зовать учебу командного состава кораблей, стоящих в порту, по изу чению экономических вопросов, связанных непосредственно с добы чей и обработкой рыбы. Следует также широко популяризировать работу, лучших экипажей судов, до бивающихся высоких уловов, ис пользования техники, повышения производительности труда и сниже ния себестоимости. Проведение этих мероприятий послужит укреплению хозрасчета, снижению себестоимости и выполнению принятых социали стических обязательств. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника пла- ново-производственного отдела управления сельдяного флота. Н о в Ы й к о р а б л Ь Как и моряки Мурманского тралового флота, рыбаки Архан гельска получают новые промыс ловые корабли. Недавно Архан гельский траловый флот Глав- мурмапрыбпрома пополнился но вым судном — траулером «Ва енга», названным так в честь одной из бухт Кольского залива. Траулер «Ваенга» оснащен новейшей радионавигационной аппаратурой и приборами судо вождения. На всех производст венных участках созданы все возможности для высокопроиз водительной работы на промыс ле рыбы. На снимке: траулер «Ваенга» в порту под разгрузкой после очередного р^йса. Фото Б. Алексеева. Когда дело не доводится до конца Участники Всесоюзного совещания работников промышленности в своем Обращении к рабочим и работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Советского Союза отме тили необходимость «объявить бес пощадную борьбу рутине и косности, быстрее ос-ваивать в производстве все то новое, передовое, что создает ся в наших научно-исследователь- ских институтах, конструкторских бюро и на предприятиях; добиваться такого положения, чтобы внедрение новой техники обязательно сопро вождалось совершенствованием орга низации труда и производства, улуч шением методов управления пред приятиями». В недалеком будущем на наших траулерах найдут широкое примене ние мягкие контейнеры, которые да дут возможность ускорить разгрузку рыбы, доставленной с промысла в порт. Но уже сейчас можно сказать, что о. приемкой рыбы из контейнеров в существующих условиях Мурман ский рыбокомбинат не справится. Корень :зла — в несовершенстве конструкции •рыбомойки, применяе мой в настоящее время на комбина те. Она не отвечает не только усло виям работы с контейнерами, но и требованиям, которые предъявляют ся к мойке рыбы. Мойки не отде ляют от рыбы соли и льда, рыба моется плохо. При разгрузке трауле ров к мойке становится 1 рузчик, чтобы вылавливать лед, поданный вместе с рыбой. На рыбокомбинате в течение мно гих лет не занимаются конструиро ванием и изготовлением такой мойки, в которой бы рьгба тщательно про мывалась, а лед и соль хорошо отде лялись. Применение контейнеров, из которых рыба будет в мойку посту- ЛИКВИДИРОВАТЬ УЗКИЕ МЕСТА ПРОИЗВОДСТВА пать большими порциями и сюльдом, настоятельно требует немедленно приступить к созданию новой кон струкции рыбной мойки. Активное участие в решении этой задачи должны принять рационализаторы. Необходимо также рассмотреть и принять конкретные решения^ по тем предложениям, которые были поданы в последнее время. Медленно решаются на предприя тии вопросы ускорения отдельных разгрузочных операций. Например, силами коллектива рыбного порта проложена дополнительная магист раль лсирового трубопровода, но его нельзя эксплуатировать только по тому, что .завод медицинского жира не подготовил дополнительных мерных емкостей. По вине управления тралового флота задерживается внедрение предложения портовиков по увели чению диаметра труб, по которым из емкостей кораблей выкачивается рыбий жир. Прошло уже четыре месяца со дня принятия этого пред ложения, «но ни на одном из трауле ров работы по увеличению диаметра труб не начаты. Не все благополучно с механиза цией и улучшением отдельных опе раций и в Мурманском рыбном пор ту. Так, здесь не механизирована колка льда на бунтах, рыхление соли в зимнее время 41 другие тру доемкие работы. Все более отстают от уровня предъявляемых к ним требований расходные соляные склады. Всесоюзным научно-исследо- вательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) была предложена для ис пытания и эксплуатации пневмати ческая установка для рыхления и транспортировки соли в трю-мы ко раблей. Технический отдел рыбного порта, познакомившись с этой уста новкой, прошедшей испытания на юге страны, не имел возражений против внедрения ее в производство, в условиях Заполярья. Но институт ограничился только предложением и посчитал на этом свою миссию за конченной. Вопросы улучшения организации труда береговых предприятий, соз дания и внедрения новой техники на предприятиях нашей промышленно сти можно и нужно решать ком плексно. Особенно это важно на транспортировке и обработке рыбы *с момента выгрузки ее из трюмов траулеров до отправки потребителю. Увеличение производительности тру да грузчиков с применением нов шеств должно неизбежно повлечь за собой улучшение работы и таких важных звеньев, как приемный цех и рыбозаводы рыбокомбината. Необходимо ликвидировать все узкие места производства. Такова задача рабочих и инженерно-техни- , ческих работников береговых пред приятий. Это поможет ликвидировать простои траулеров под выгрузкой, поможет лучше использовать техни ку, увеличивая съем продукции с единицы оборудования и с каждого квадратного метра производственной площади. Активное участие в этом деле должны принять рационализа торы. А. ХРАПОВИЦКИЙ. Инженер-конструктор Мур манского рыбного порта. Покончить с недооценкой механизации трудоемких работ Корабли можно снабжать быстрее Сейчас пловучая база «Памяти Ильича» снабжает топливом и водой средние траулеры двумя насосами. Если лее удвоить количество насо сов, то, естественно, и дело пошло бы в два раза быстрее, так как в этом случае можно обеспечивать сразу четыре корабля. При больших скоплениях судов это дало бы возможность быстрее отпускать корабли на промысел, но дело тормозится тем, что на плав базе отсутствуют счетчики отпуска топлива. Мне кажется, что счетчики обой дутся гораздо дешевле, чем простой кораблей у борта базы. С. КАЛИНИН. Старший донкерман плав базы «Памяти Ильича». В Терибероких судоремонтных ма стерских тяжелые детали судовых; механизмов, инструмент, запчасти и другие грузы рабочие вынуждены переносить вручную с причала через три — четыре корпуса рядом стоя щих кораблей. Случается, что пере носимые судоремонтниками детали падают за борт в воду и их прихо дится изготовлять вновь. Не лучше обстоит дело и в цехе Териберокой моторно-рыболовной станции, где готовятся новые орудия лова. Часто пластины кошелькового невода весом до 500 килограммов перемещаются вручную на 100 — 150 метров. Рабочие этого же цеха занимаются переноской бобинцев, грузил, колец и других деталей воо ружения тралов или кошельковых неводов. Погрузо-разпрузочные работы на всех причалах моторно-рыболовных ■станций Териберского, Полярного и Терского районов не механизирова ны. Разнообразные грузы: 80-кило- граммовые кипы сетного полотна, лесоматериалы, кирпич, дрова вы гружаются вручную, дедовским спо собом. Рабочая сила используется неправильно, происходит перерасход фонда заработной платы, повы шается себестоимость продукции. На общем собрании коллектива Териберской моторно-рыболовной станции работница цеха производст ва орудий лова тов. Корчагина ука зала на недопустимость использова ния квалифицированных рабочих на тяжелых подсобных операциях. За траченные усилия по переноске тя желых грузов сказываются на произ водительности труда по изготовлению орудий лова. Областное управление моторно рыболовных станций выделило для Териберской станции автомашину, и этим по существу ограничилось, но из-за ветхости использовать автома шину для транспортировки црузов невозможно. А директор и главный инженер не заботятся о механизации трудоемких работ на предприятии. Пора уже решить этот вопрос. Не так сложно на причалах и на тран спортных судах моторно-рыболовных станций установить лебедки, а на причале Терибероких судоремонтных мастерских — башенный кран, с помощью которого можно механизи ровать попрузо-разгрузочные работы пс. перемещению судовых деталей, инструмента и других грузов. В при обретении такого крана нужна по мощь Главмурманрыбцрома. Необхо димо так же выделить Териберокой моторно-рыболовной станции новую автомашину для перевозки орудий лова. Нужно создать рабочим все усло вия для выполнения норм выработки и дальнейшего роста производитель ности труда. В этом должна сыграть решающую роль механизация тяже лых и трудоемких производственных процессов. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного управления моторно-рыбо ловных станций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz