Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 69 (309), 10 июня 1955 г. Ч" ........... ■■ I р ы б н ы й м у р м а н 3 Старшина вахты—важнаяфигура На каждом промысловом и поиско­ вом корабле матросы разбиваются на вахты, во главе которых стоит старшина, обычно лучший матрос. Старшина вахты — это, по сущест­ ву, тот же бригадир; он несет от­ ветственность за своевременный вы­ ход моряков на работу, обучает ма­ лоопытных людей передовым произ­ водственным приемам и т. д. Однако в траловом флоте старши­ ны вахт поставлены в такие усло­ вия, что они ничем не отличаются от рядовых матросов. Материально они ничем не поощряются, и не слу­ чайно при (назначении передового матроса старшиной вахты он .-с неохотой соглашается на это выдви­ жение. Некоторые старшины не бо­ рются за укрепление трудовой и производственной дисциплины в коллективе, а порой и сами являют­ ся нарушителями. На траулере «Ненец» старшиной первой вахты является матрос пер­ вого класса тов. Тузов. Работник он хороший, дело свое знает. Но орга­ низующей его роли на производстве не чувствуется. Да и может ли он воспитывать людей, если в период нахождения судна в порту пьянст­ вует, а недавно даже совершил про­ гул? Немногим лучше ведет себя и старшина второй вахты матрос пер­ вого класса Королев, у которого ред­ кая стоянка проходит без того, что­ бы он не появился на корабле в нетрезвом состоянии. А командова­ ние траулера мирится с этими фак­ тами. Важность роли старшины вахты в улучшении работы коллектива, в воспитании людей, в повышении их квалификации бесспорна. Старший помощник 'капитана траулера «Сев- госрыбтрест» тов. Коковин рассказал такой характерный факт: — Когда мне пришлось плавать на траулере «Москва», старшиной одной из вахт на этом судне был матрос первого класса тов. Зернов — энергичный, волевой человек. Он помогал людям, готовил из них квалифицированных матросов. Бла­ годаря его помощи многие моря­ ки стали сейчас мастерами своего дела. Так, например, матрос тов. Иксанов, пришедший на траулер «Москва» малоопытным моряком, с помощью тов. Зернова стал передо­ вым промысловиком и теперь яв­ ляется одним из лучших матросов тралового флота. II таких примеров можно при­ вести очень много. На траулере «Навага» вахта, возглавляемая тов. Варфлусьевым, была одно время от­ стающей. Благодаря инициативе и умению старшины вахты она являет­ ся теперь передовой на корабле. Повышение авторитета старшины вахты будет способствовать улучше­ нию работы возглавляемого им кол­ лектива моряков. В этом «случае за­ сольщику или мастеру по обработке не придется часто подниматься из трюма на палубу, чтобы показать матросам, как правильно разделы­ вать рыбу, мастерам по добыче не нужно будет следить за действиями каждого матроса, так как он станет больше полагаться на старшину, и, наконец, вахтенному помощнику ка­ питана представится больше воз­ можности заниматься выполнением судоводительских обязанностей: он будет знать, что старшина вахты при необходимости даст правильное распоряжение, так расставит людей, чтобы каждый из них работал наи­ более производительно. — На нашем корабле, — расска­ зывает старший помощник капитана траулера «Ленин» тов. Свайкин, — старшиной второй вахты является матрос первого класса тов. Лебедев. Это передовой производственник, умелый организатор работ, на него могут положиться и вахтенный по­ мощник капитана, и мастера по до­ быче рыбы, и трюмная команда. Старшиной вахты должен быть передовой во всех отношениях матрос и обязательно первого клас­ са. Для этого отдел кадров тралово­ го флота должен комплектовать су­ да, особенно выходящие из ремонта или шовь вступающие в строй, с таким расчетом, чтобы на каждом корабле плавали люди, которым можно доверить старшинство. Меж­ ду тем этого в работе отдела кадров пока еще -нет. На некоторых судах плавает по шесть — семь матросов первого класса, а на других — только по одному, по два. Так, на­ пример, на траулере «Севгосрыб- трест» старшиной первой вахты назначен матрос второго класса тов. Романков, который сам не может по- настоящему обращаться с орудиями лова, да и в вопросах обработки не силен. Ясно одно: настала пора решить вопрос о старшинах вахт матросов. И дело это — руководства тралового флота. С. КЕДРОВ. Передовые моряки траулера «Двина» — третий механик В. Т. КОШЕВОЙ (слева) и матрос первого класса И. М. СВЕРД- ЛИКОВ. Фото Б. Алексеева. Применяя мягкие контейнеры В третьем и четвертом промысло- ' вых рейсах нынешнего года трюм-, ная команда нашего траулера при­ меняла для укладки рыбы мягкие контейнеры конструкции инженера Мурманского рыбного порта тов. Хра­ повицкого. Применение этого удой­ ного приспособления имеет много преимуществ перед обычным спосо­ бом разгрузки траулеров: корабль меньше стоит под выгрузкой, не до­ пускаются повреждения рыбы стам- пами и грузчиками во время раз­ грузки прямого просвета трюма, когда фронт разгрузочных работ ограничен. При обычном способе вы­ грузки тяжелые стампы ставятся в прямом просвете на рыбу, мнут ее, да к тому же в этом узком простран­ стве работают и грузчики, нарушая правила техники безопасности. А при разгрузке рыбы с помощью кон­ тейнеров *работа значительно упро­ щается. Грузчик крепит стропы к контейнеру, затем уходит из трюма, и тяжелый груз немедленно подается на стеллинг, а оттуда — в рыбо- мойку. Как мы работали с контейнерами? Применялись они пока только для укладки рыбы в прямом просвете трюма. Здесь набираются четыре площадки, на которых располагается по два контейнера на каждой пло­ щадке. Контейнеры мы устанавли­ вали попеременно на одной площад­ ке вдоль трюма, а на другой — по­ перек. Делалось это для того, чтобы определить, в каком положении кон­ тейнеры удобнее крепить в трюме перед укладкой рыбы и как удобнее их разгружать в порту. Укладка рыбы производилась обычным способом, без какого-либо изменения установленного техноло­ гического процесса. В прямой про­ свет укладывается обычно свежая рыба. Она изолировалась с помощью льда от трюмных досок и сетного полотна контейнера. Большую помощь в освоении мяг­ ких контейнеров мне оказал автор этого приспособления тов. Храповиц­ кий, который не только обстоятель­ но рассказал о них, но и дал чертежи и инструкцию. Хорошо работали в прошедших рейсах засольщики тт. Новиков, Марденский и Урицкий. Трюмная команда не отставала от палубной команды на промысле окуня и трески. Мы уверены, что мягкие кон­ тейнеры скоро получат широкое применение на всех кораблях трало­ вого флота. Это может принести ог­ ромную экономию времени при раз­ грузке траулеров в порту. М. СОКОЛОВ. Рыбмастер траулера «Пол- лукс». Повторяются старые ошибки Траулер «Кедровка» был принят в ремонт 23 мая. 24 мая в начале ра­ бочего дня я получил из планово- распределитсльного бюро завода на­ ряды на производство трубопровод­ ных работ на этом корабле. Выпол­ нение заказа было поручено брига- ае тов. Климовича. Трубопроводчи­ ки, закончив ремонт на траулере «Узбекистан», в 13 часов* пошли на «Кедровку». В нарядам, полученных рабочи­ ми, не было точных указаний о ме­ сте производства работ. Когда тру­ бопроводчики пришли на корабль, на вахте находился старший маши­ нист, который заявил, что он не может показать, где'производить ре­ монт, к тому же, жиротопенное отделение, где нужно было исправ­ лять магистрали, было закрыто; ключи от него моряки унесли с собой на берег. Так, в тот день рабочие и не приступили к выполнению зака­ за. П только 25 мая, около 11 ча­ сов, с приходом старшего механика и мастера по жиротоплению, были точно указаны места производства работы и судоремонтшши смогли приступить к выполнению ремонта. Этот факт говорит о том, что на отдельных траулерах повторяются старые ошибки, о которык неодно­ кратно говорилось на различных производственных совещаниях и в местной печати. М. ГОЛУБЦОВ. Мастер трубопроводного участка судоремонтного за­ вода Главмурманрыбпрома. По новой технологии В последнее время установлено, что во внутренностях рыбы содер­ жится большое количество витамина В 12 . Рыбная мука, выработанная из рыбьих внутренностей, обладает большей кормовой ценностью для животноводства, чем изготовленная из рыбьих голов. В связи с этим двадцать трауле­ ров, в порядке эксперимента, полу­ чили задание вырабатывать рыбную муку из несортированного сырья, иначе говоря из смеси рыбьих голов, внутренностей и непромысловой ме­ лочи. В ближайшее время эти ко­ рабли доставят первые партии такой муки. р ЕОРГИЙ Пономарев начал зани­ маться рыбной ловлей еще в детские годы. Целыми днями цроси- живал он на озерах с сетями, охо­ тясь за постоянными их обитателями — карасями, любившими ил и зарос­ ли, а ребята-одногодки, не имеющие сетей, с присущей им детской за­ вистью, смотрели на его, хотя и не­ большие, уловы рыбы. Заветной мечтой * Георгия было стать настоящим рыбаком. Эта меч­ та не покидала его с самого детства. О море он и знал только из школь­ ных учебников и по художественной литературе. В 1940 году родители Пономарева переезжают на ст. Апатиты. Вместе с ними приехал и семнадцатилетиий их сын. Поезд мчался все дальше и даль­ ше на север, а Георгий стоял у окна пассажирского вагона и смотрел на ровную гладь больших озер, которых он еще никогда не видел. В это вре­ мя ему хотелось, чтобы поезд оста­ новился хотя бы на две — три ми­ нуты, и молено было бы выбежать из вагона и посмотреть ближе на воду, накатывающуюся на берег, покры­ тый кустарником. Когда озеро начинало скрываться, у Георгия на сердце становилось грустно. — Что, Егор, увидел что-нибудь? — изредка спрашивал его отец. — Посмотри, во-о-он удочками ловят рыбу, — отвечал сын, указы­ вая пальцем в сторону озера на ры­ В просторах Северной Атлантики баков-любителей, находящихся да­ леко от берега. Они сидели с удоч­ ками в лодках, привязанных к тор­ чащим из воды бревнам. Так одно озеро сменялось другим... На станцию Апатиты поезд при­ шел ночью, и Георгий в темноте ни­ чего не мог увидеть. Утром он вы­ шел на улицу. Перед его глазами бежала небольшая, но быстрая ре­ чушка, по берегу которой стояли вы­ сокие и стройные ели. У проходив­ ших мимо него ребят-подростков Георгий спросил: — У вас где-нибудь рыбу ловят? — На озере Имандра, — продол­ жая идти, ответили ребята. Через несколько дней Георгий в составе местных рыбаков вышел на промысел окуня на озеро Имандра. Но работать долго не пришлось. Гит­ леровцы вероломно напали на нашу страну и Георгий ушел на фронт... А в 1954 году он снова возвра­ щается к своему любимому, никогда не покидавшему его мысли, делу. На этот раз, промысел на озере Имандра его не удовлетворял. Тянуло на ши­ рокие просторы вечно бушующего моря и Георгий поступил в сельдя­ ной флот. Вскоре корабль, на кото­ ром он стал работать, уходил в пер- I выи рейс. Северную Атлантику Георгий видел только на карте, да кое-что успели рассказать ему то­ варищи в период непродолжитель­ ной стоянки в порту. Хотелось ско­ рее увидеть необъятные океанские просторы своими глазами. Траулер выходил из Кольского залива. Море было спокойно. Только медленно перекатывалась небольшая зыбь. Корабль, слегка покачиваясь, все дальше и дальше уходил от род­ ных берегов. На третий день подул северо-во­ сточный ветер. Волны, вершины ко­ торых были покрыты белыми бараш­ ками, одна за другой с шумом кати­ лись на идущий корабль. Его броса­ ло с одной волны на другую. А через несколько дней судно прибыло на промысел. Молодого моряка, впервые попав­ шего на корабль, интересовало бук­ вально все. Внимательно слушал он рассказы руководителя на занятиях по технической учебе, проводивших­ ся с палубной командой, перенимал опыт старых моряков, и за короткий срок овладел теми знаниями, кото­ рые необходимы ему, чтобы стать матросом первого класса. Стоял октябрь. Коллектив экипа­ жа СРТ-4123 под командованием капитана тов. Дидерихс взял на I себя обязательство выловить за год 10 тысяч центнеров атлантической сельди. Благодаря умению и на­ стойчивости экипаж успешно доби­ вался его выполнения. В один из дней корабль-постигла неприятность, получилась намотка на винт. Сердце корабля перестало биться. Машина работать не могла. Каждый из членов команды ясно себе представлял, что корабль вы­ шел из строя на несколько дней. Каждому из них было жаль промыс­ ловое время. Тогда Георгий, смотря прямо в задумчивые глаза капитана, сказал: — Разрешите мне попробовать устранить намотку на винт. Капитан поднял голову. Перед ним стоял невысокий, коренастый матрос в зюйд-вестке. Капитан сме­ рил взглядом его широкие плечи и, посмотрев на большие кисти его рук, подумал: «Да, этот крепыш, пожа­ луй, сделает». — Хорошо, давайте попробуем, товарищ Пономарев, — сказал Ди­ дерихс. Через несколько минут под корму корабля был спущен плотик. Воору­ женный резаком, на него спустился Георгий. Погода была свежая. Нахо­ дясь по пояс в холодной морской во­ де, Пономарев начал устранять на­ мотку. Руки замерзали, но матрос продолжал выполнять ответственную задачу. С кормы корабля, из группы сто­ явших там товарищей, изредка до него доносился возглас: — Может быть погреешься? Не поднимая головы и продолжая работать, он отвечал: — Погреюсь, когда все сделаю. А море попрежнему волновалось, волны набегали на плотик. Прошло два с половиной часа упорной борьбы и сердце корабля забилось. Гребной винт снова рабо­ тал. Капитан, собрав весь личный состав, объявил приказ, в котором за стойкость и выносливость Георгию Ильичу Пономареву объявлялась благодарность. Сейчас Пономарев работает на этом же корабле помощником дриф- меистера. На всем протяжении плавания на судне каждый раз его фамилия зна­ чится на судовой Доске почета. Но Георгий не останавливается на до­ стигнутом. В настоящее время, кро­ ме посещения занятий по техниче­ ской учебе, он учится самостоятель­ но, повышая свою квалификацию, и мечтает впоследствии стать дриф- мейстером. Т. ХОРШЕВ. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz