Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 69 (309), 10 июня 1955 г. Ч" ........... ■■ I р ы б н ы й м у р м а н 3 Старшина вахты—важнаяфигура На каждом промысловом и поиско вом корабле матросы разбиваются на вахты, во главе которых стоит старшина, обычно лучший матрос. Старшина вахты — это, по сущест ву, тот же бригадир; он несет от ветственность за своевременный вы ход моряков на работу, обучает ма лоопытных людей передовым произ водственным приемам и т. д. Однако в траловом флоте старши ны вахт поставлены в такие усло вия, что они ничем не отличаются от рядовых матросов. Материально они ничем не поощряются, и не слу чайно при (назначении передового матроса старшиной вахты он .-с неохотой соглашается на это выдви жение. Некоторые старшины не бо рются за укрепление трудовой и производственной дисциплины в коллективе, а порой и сами являют ся нарушителями. На траулере «Ненец» старшиной первой вахты является матрос пер вого класса тов. Тузов. Работник он хороший, дело свое знает. Но орга низующей его роли на производстве не чувствуется. Да и может ли он воспитывать людей, если в период нахождения судна в порту пьянст вует, а недавно даже совершил про гул? Немногим лучше ведет себя и старшина второй вахты матрос пер вого класса Королев, у которого ред кая стоянка проходит без того, что бы он не появился на корабле в нетрезвом состоянии. А командова ние траулера мирится с этими фак тами. Важность роли старшины вахты в улучшении работы коллектива, в воспитании людей, в повышении их квалификации бесспорна. Старший помощник 'капитана траулера «Сев- госрыбтрест» тов. Коковин рассказал такой характерный факт: — Когда мне пришлось плавать на траулере «Москва», старшиной одной из вахт на этом судне был матрос первого класса тов. Зернов — энергичный, волевой человек. Он помогал людям, готовил из них квалифицированных матросов. Бла годаря его помощи многие моря ки стали сейчас мастерами своего дела. Так, например, матрос тов. Иксанов, пришедший на траулер «Москва» малоопытным моряком, с помощью тов. Зернова стал передо вым промысловиком и теперь яв ляется одним из лучших матросов тралового флота. II таких примеров можно при вести очень много. На траулере «Навага» вахта, возглавляемая тов. Варфлусьевым, была одно время от стающей. Благодаря инициативе и умению старшины вахты она являет ся теперь передовой на корабле. Повышение авторитета старшины вахты будет способствовать улучше нию работы возглавляемого им кол лектива моряков. В этом «случае за сольщику или мастеру по обработке не придется часто подниматься из трюма на палубу, чтобы показать матросам, как правильно разделы вать рыбу, мастерам по добыче не нужно будет следить за действиями каждого матроса, так как он станет больше полагаться на старшину, и, наконец, вахтенному помощнику ка питана представится больше воз можности заниматься выполнением судоводительских обязанностей: он будет знать, что старшина вахты при необходимости даст правильное распоряжение, так расставит людей, чтобы каждый из них работал наи более производительно. — На нашем корабле, — расска зывает старший помощник капитана траулера «Ленин» тов. Свайкин, — старшиной второй вахты является матрос первого класса тов. Лебедев. Это передовой производственник, умелый организатор работ, на него могут положиться и вахтенный по мощник капитана, и мастера по до быче рыбы, и трюмная команда. Старшиной вахты должен быть передовой во всех отношениях матрос и обязательно первого клас са. Для этого отдел кадров тралово го флота должен комплектовать су да, особенно выходящие из ремонта или шовь вступающие в строй, с таким расчетом, чтобы на каждом корабле плавали люди, которым можно доверить старшинство. Меж ду тем этого в работе отдела кадров пока еще -нет. На некоторых судах плавает по шесть — семь матросов первого класса, а на других — только по одному, по два. Так, на пример, на траулере «Севгосрыб- трест» старшиной первой вахты назначен матрос второго класса тов. Романков, который сам не может по- настоящему обращаться с орудиями лова, да и в вопросах обработки не силен. Ясно одно: настала пора решить вопрос о старшинах вахт матросов. И дело это — руководства тралового флота. С. КЕДРОВ. Передовые моряки траулера «Двина» — третий механик В. Т. КОШЕВОЙ (слева) и матрос первого класса И. М. СВЕРД- ЛИКОВ. Фото Б. Алексеева. Применяя мягкие контейнеры В третьем и четвертом промысло- ' вых рейсах нынешнего года трюм-, ная команда нашего траулера при меняла для укладки рыбы мягкие контейнеры конструкции инженера Мурманского рыбного порта тов. Хра повицкого. Применение этого удой ного приспособления имеет много преимуществ перед обычным спосо бом разгрузки траулеров: корабль меньше стоит под выгрузкой, не до пускаются повреждения рыбы стам- пами и грузчиками во время раз грузки прямого просвета трюма, когда фронт разгрузочных работ ограничен. При обычном способе вы грузки тяжелые стампы ставятся в прямом просвете на рыбу, мнут ее, да к тому же в этом узком простран стве работают и грузчики, нарушая правила техники безопасности. А при разгрузке рыбы с помощью кон тейнеров *работа значительно упро щается. Грузчик крепит стропы к контейнеру, затем уходит из трюма, и тяжелый груз немедленно подается на стеллинг, а оттуда — в рыбо- мойку. Как мы работали с контейнерами? Применялись они пока только для укладки рыбы в прямом просвете трюма. Здесь набираются четыре площадки, на которых располагается по два контейнера на каждой пло щадке. Контейнеры мы устанавли вали попеременно на одной площад ке вдоль трюма, а на другой — по перек. Делалось это для того, чтобы определить, в каком положении кон тейнеры удобнее крепить в трюме перед укладкой рыбы и как удобнее их разгружать в порту. Укладка рыбы производилась обычным способом, без какого-либо изменения установленного техноло гического процесса. В прямой про свет укладывается обычно свежая рыба. Она изолировалась с помощью льда от трюмных досок и сетного полотна контейнера. Большую помощь в освоении мяг ких контейнеров мне оказал автор этого приспособления тов. Храповиц кий, который не только обстоятель но рассказал о них, но и дал чертежи и инструкцию. Хорошо работали в прошедших рейсах засольщики тт. Новиков, Марденский и Урицкий. Трюмная команда не отставала от палубной команды на промысле окуня и трески. Мы уверены, что мягкие кон тейнеры скоро получат широкое применение на всех кораблях трало вого флота. Это может принести ог ромную экономию времени при раз грузке траулеров в порту. М. СОКОЛОВ. Рыбмастер траулера «Пол- лукс». Повторяются старые ошибки Траулер «Кедровка» был принят в ремонт 23 мая. 24 мая в начале ра бочего дня я получил из планово- распределитсльного бюро завода на ряды на производство трубопровод ных работ на этом корабле. Выпол нение заказа было поручено брига- ае тов. Климовича. Трубопроводчи ки, закончив ремонт на траулере «Узбекистан», в 13 часов* пошли на «Кедровку». В нарядам, полученных рабочи ми, не было точных указаний о ме сте производства работ. Когда тру бопроводчики пришли на корабль, на вахте находился старший маши нист, который заявил, что он не может показать, где'производить ре монт, к тому же, жиротопенное отделение, где нужно было исправ лять магистрали, было закрыто; ключи от него моряки унесли с собой на берег. Так, в тот день рабочие и не приступили к выполнению зака за. П только 25 мая, около 11 ча сов, с приходом старшего механика и мастера по жиротоплению, были точно указаны места производства работы и судоремонтшши смогли приступить к выполнению ремонта. Этот факт говорит о том, что на отдельных траулерах повторяются старые ошибки, о которык неодно кратно говорилось на различных производственных совещаниях и в местной печати. М. ГОЛУБЦОВ. Мастер трубопроводного участка судоремонтного за вода Главмурманрыбпрома. По новой технологии В последнее время установлено, что во внутренностях рыбы содер жится большое количество витамина В 12 . Рыбная мука, выработанная из рыбьих внутренностей, обладает большей кормовой ценностью для животноводства, чем изготовленная из рыбьих голов. В связи с этим двадцать трауле ров, в порядке эксперимента, полу чили задание вырабатывать рыбную муку из несортированного сырья, иначе говоря из смеси рыбьих голов, внутренностей и непромысловой ме лочи. В ближайшее время эти ко рабли доставят первые партии такой муки. р ЕОРГИЙ Пономарев начал зани маться рыбной ловлей еще в детские годы. Целыми днями цроси- живал он на озерах с сетями, охо тясь за постоянными их обитателями — карасями, любившими ил и зарос ли, а ребята-одногодки, не имеющие сетей, с присущей им детской за вистью, смотрели на его, хотя и не большие, уловы рыбы. Заветной мечтой * Георгия было стать настоящим рыбаком. Эта меч та не покидала его с самого детства. О море он и знал только из школь ных учебников и по художественной литературе. В 1940 году родители Пономарева переезжают на ст. Апатиты. Вместе с ними приехал и семнадцатилетиий их сын. Поезд мчался все дальше и даль ше на север, а Георгий стоял у окна пассажирского вагона и смотрел на ровную гладь больших озер, которых он еще никогда не видел. В это вре мя ему хотелось, чтобы поезд оста новился хотя бы на две — три ми нуты, и молено было бы выбежать из вагона и посмотреть ближе на воду, накатывающуюся на берег, покры тый кустарником. Когда озеро начинало скрываться, у Георгия на сердце становилось грустно. — Что, Егор, увидел что-нибудь? — изредка спрашивал его отец. — Посмотри, во-о-он удочками ловят рыбу, — отвечал сын, указы вая пальцем в сторону озера на ры В просторах Северной Атлантики баков-любителей, находящихся да леко от берега. Они сидели с удоч ками в лодках, привязанных к тор чащим из воды бревнам. Так одно озеро сменялось другим... На станцию Апатиты поезд при шел ночью, и Георгий в темноте ни чего не мог увидеть. Утром он вы шел на улицу. Перед его глазами бежала небольшая, но быстрая ре чушка, по берегу которой стояли вы сокие и стройные ели. У проходив ших мимо него ребят-подростков Георгий спросил: — У вас где-нибудь рыбу ловят? — На озере Имандра, — продол жая идти, ответили ребята. Через несколько дней Георгий в составе местных рыбаков вышел на промысел окуня на озеро Имандра. Но работать долго не пришлось. Гит леровцы вероломно напали на нашу страну и Георгий ушел на фронт... А в 1954 году он снова возвра щается к своему любимому, никогда не покидавшему его мысли, делу. На этот раз, промысел на озере Имандра его не удовлетворял. Тянуло на ши рокие просторы вечно бушующего моря и Георгий поступил в сельдя ной флот. Вскоре корабль, на кото ром он стал работать, уходил в пер- I выи рейс. Северную Атлантику Георгий видел только на карте, да кое-что успели рассказать ему то варищи в период непродолжитель ной стоянки в порту. Хотелось ско рее увидеть необъятные океанские просторы своими глазами. Траулер выходил из Кольского залива. Море было спокойно. Только медленно перекатывалась небольшая зыбь. Корабль, слегка покачиваясь, все дальше и дальше уходил от род ных берегов. На третий день подул северо-во сточный ветер. Волны, вершины ко торых были покрыты белыми бараш ками, одна за другой с шумом кати лись на идущий корабль. Его броса ло с одной волны на другую. А через несколько дней судно прибыло на промысел. Молодого моряка, впервые попав шего на корабль, интересовало бук вально все. Внимательно слушал он рассказы руководителя на занятиях по технической учебе, проводивших ся с палубной командой, перенимал опыт старых моряков, и за короткий срок овладел теми знаниями, кото рые необходимы ему, чтобы стать матросом первого класса. Стоял октябрь. Коллектив экипа жа СРТ-4123 под командованием капитана тов. Дидерихс взял на I себя обязательство выловить за год 10 тысяч центнеров атлантической сельди. Благодаря умению и на стойчивости экипаж успешно доби вался его выполнения. В один из дней корабль-постигла неприятность, получилась намотка на винт. Сердце корабля перестало биться. Машина работать не могла. Каждый из членов команды ясно себе представлял, что корабль вы шел из строя на несколько дней. Каждому из них было жаль промыс ловое время. Тогда Георгий, смотря прямо в задумчивые глаза капитана, сказал: — Разрешите мне попробовать устранить намотку на винт. Капитан поднял голову. Перед ним стоял невысокий, коренастый матрос в зюйд-вестке. Капитан сме рил взглядом его широкие плечи и, посмотрев на большие кисти его рук, подумал: «Да, этот крепыш, пожа луй, сделает». — Хорошо, давайте попробуем, товарищ Пономарев, — сказал Ди дерихс. Через несколько минут под корму корабля был спущен плотик. Воору женный резаком, на него спустился Георгий. Погода была свежая. Нахо дясь по пояс в холодной морской во де, Пономарев начал устранять на мотку. Руки замерзали, но матрос продолжал выполнять ответственную задачу. С кормы корабля, из группы сто явших там товарищей, изредка до него доносился возглас: — Может быть погреешься? Не поднимая головы и продолжая работать, он отвечал: — Погреюсь, когда все сделаю. А море попрежнему волновалось, волны набегали на плотик. Прошло два с половиной часа упорной борьбы и сердце корабля забилось. Гребной винт снова рабо тал. Капитан, собрав весь личный состав, объявил приказ, в котором за стойкость и выносливость Георгию Ильичу Пономареву объявлялась благодарность. Сейчас Пономарев работает на этом же корабле помощником дриф- меистера. На всем протяжении плавания на судне каждый раз его фамилия зна чится на судовой Доске почета. Но Георгий не останавливается на до стигнутом. В настоящее время, кро ме посещения занятий по техниче ской учебе, он учится самостоятель но, повышая свою квалификацию, и мечтает впоследствии стать дриф- мейстером. Т. ХОРШЕВ. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz