Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.

№ 68 (308), 8 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН Ш к о л а п е р е д о в о г о onb im a В борьбе за высокое качество сельди ПередовЫе люди корабля МvMC' Рыбмастер среднего траулера № 688 Вячеслав Иванович Воробьев — умелый организатор моря­ ков своего корабля. Под его руководством и непосредственном участии уборка выловленной сельди ведется тщательно, с соблюдением уста­ новленных технологических правил. Внимательно относится он к обработке уловов, сдаче рыбопро­ дукции на пловучие базы и получению с них боч­ котары и консервирующих материалов. В каждом отдельном случае он своевременно готовит доку­ менты, лично присутствует при погрузо-разгрузоч- ных операциях, а главное — не проходит мимо недостатков как в работе экипажа среднего трау­ лера № 688, так и в работе коллективов плову- чих баз. / В первом квартале 1955 года, как и в прош­ лом году, тов. Воробьев добился хороших пока­ зателей по сортности рыбы. В неблагоприятных условиях, когда экипажи большинства кораблей сельдяного флота не справились с заданиями по сортности, тов. Воробьев 96 процентов продук­ ции сдал первым сортом. Ниже помещается рассказ тов. Воробьева о методах и приемах работы в борьбе за высокое качество продукции. 'М офяки сельдяного флота вместе со вюеми тружениками Мурманского рыбного бассейна, руководимые пар­ тийными организациями, вьгпол- Обработна сельди Сельдь должна быть обработана так, чтобы сдаваемая продукция няют ответственную и почетную за- 1соответствовала всем требованиям дачу создания обилия продуктов пи- технологических инструкций. тагаия для населения нашей стра- Сортировку и посол сельди я про- ны. Сельдь, выловленная моряками давожу на рыборазделочном столе, в Северной Атлантике, далеко от который одним концом крепится на (родных берегов, можно увидеть в 1планшире с помощью болта, встав- ма-газинах шопих городов и сел на- | ляемого в отверстие для леерной шей необъятной Родины. | стойки; другой шшед стола ложится Я хочу рассказать, <как экипаж (на комингс трюма и закрепляется среднего траулера № 688 борется рььмом. Хорошо закрепленный ры- не только за высокие уловы, но и за высокую сортность рыбопродук­ ции. Мастер по обработке рыбы на среднем траулере л его помощник здрают важную роль в обеспечении успеха промысла. От их умения правильно организовать обработку •сельди зависит качество рыбопро­ дукции. Кроме того, мастер по обра­ ботке обязан бороться за точное соб­ людение технологического процесса, за сокращение потерь рыбы и мате­ риалов. Подготовна н рейсу От качества бочкотары и от того, как она будет уложена после полу­ чения в трюмы, от наличия запас­ ных доньев, шкантов и от количе­ ства полученной соли в значитель­ ной степени зависит успех обработ­ ки селыди. Зная об этом, мы с по­ мощником при подходе нашего -ко­ рабля к базе заранее готовим заяв­ ки на получение всего необходимого. Много внимания уделяется на суд­ не санитарной обработке палубы и трюмов после сдачи очередного гру­ за. рыбы? палуба тщательно очи­ щается от грязи и пятен горючего и масла, а трюмы подвергаются са­ нитарной обработке. Перед тем, как дать заявку на по­ лучение соли, я советуюсь с ка­ питаном, сколько ее следует взять. Прием соли произвожу в ботои. Это облегчает подсчет полученной соли и дает возможность взять лишних 50—70 бочек. Кроме того, затарен­ ную в бочки соль легче переместить с палубы в трюм. 'По-сле приема соли получаю боч­ котару. В порту бочки получать легче. Здесь мы можем их аккурат­ но снять с автомашин, по лотку опу­ стить в трюм и уложить на место. С пловучих баз -бочки приходится получать только после тщательного осмотра, так как после неоднократ­ ных перевалок они часто не дер­ жат тузлук. Как только средний траулер отой­ дет от пловучей базы, мы начи­ наем готовить все необходимое для работы на промысле, проверяем ис­ правность рыборазделочного стола, инструмента и т. д. Вечером, после выметки сетей, достаем из трюма бочки, раскупори­ ваем их и, если позволяет погода, заливаем водой. Утром, пока выби­ рают вожак, бочки ставим на один борт в два ряда. В штормовую по­ году и при уловах в 15— 30 тонн бочки замачивать не удается. В этом случае они тщательно осматри­ ваются, а сомнительные по качест­ ву рыбой не заполняются. Практика показала, что лучшие по качеству бочки выпускает Мурманский бон­ дарный завод. боразделочшый стол позволяет ра­ ботать при волнении в семь—во­ семь баллов. Между трюмами уста­ навливаются доски, и таким образом получается ящик для ссыпки рыбы. Вода уходит через отверстия в бор­ товой обшивке и поэтому сельдь в ящике не перемещается, не сбивает чешуи и не получает повреждений. Как происходит обработка улова? В большинстве случаев мы выбираем сети «ходом». Два члена команды стоят у рола, трое — на тряске сетей, трое — на их укладке, а трое — на выборке вожака и поводцов. Я, мой помощник и бондарь убираем рыбу. Если улов составляет менее 100 ки­ лограммов на сеть, то засолку произ­ вожу я один, помощник подает на стол сельдь и одновременно обезглавлива­ ет рыбу, получившую механические повреждения, а бондарь купорит боч­ ки, откатывает их и наносит трафа­ рет. При уловах более 100 килограм­ мов на сеть на палубу выходит под- вахта. В ее обязанности вменяется подача сельди на стол и обезглавли­ вание рыбы с механическими пов­ реждениями. Мы с помощником за­ нимаемся только посолом, а бондарь — своим делом. Сельдь на рыборазделочный стол подается равномерно: один сачек на одну сторону, другой — на вторую. Пока я разбираю один сачек и ото­ двигаю отобранную рыбу в один угол, помощник на своей стороне проделывает то же самое. Мы как бы чередуемся в выполнении этой опе­ рации. Остановка бывает лишь на время перестановки бочек. Сельдь с солью перемешивается, когда отсек уже заполнен отобран- Надо прямо сказать, что единого для всех баз порядка приема сельди нет. Подходишь к базе и не знаешь, каким «нововведением» тебя встре­ тят. Например, на плавбазе «Атлан­ тика» одно время бригады рыбообра­ ботчиков не были укомплектованы мастерами-приемщиками и анализ сельди, сдаваемой нами, производил совершенно- посторонний человек... — судовой пекарь. Хорошо принимали рыбу на базе «Воркута». Труд рыбообработчиков здесь хорошо организован. Быстро и умело производилась выгрузка рыбы и погрузка соли, бочек, промыслового вооружения. Необходимо отметить небрежность бондарей на плавбазах при вскрытии и укупорке бочек. Последние вскры­ ваются для докладои сельди неорга­ низованно, донья перепутываются, часто ставятся трафаретом внутрь бочки. Это aeinieri нормальному -оду сдачи рыбы, вызывает различные не­ доразумения. Отсутствие весов или какой-либо меры веса при погрузке соли приводит к ошибкам. Например, на плавбазе «Атлантика» нам как-то раз вместо 15 тонн дали 12 тонн соли. А такие ошибки могут привести к снижению сортности рыбы. * * * В борьбе за высокие уловы и вы­ сокие качественные показатели при­ нимал участие весь экипаж нашего среднего траулера. После сдачи каж­ дого очередного груза рыбы капитан регулярно собирал совещания для подведения итогов работы. Выявля­ лись и устранялись имеющиеся недо­ статки, ставились задачи на буду­ щее. Эти совещания и общие собра­ ния экипалса сыграли свою положи­ тельную роль в постоянном стремле­ нии моряков больше выловить рыбы и сдать ее высоким качеством. * * * Многие мастера по обработке ры­ бы, капитаны средних траулеров, ма­ стера с пловучих баз указывают на недостатки в обработке рыбы на от­ дельных средних траулерах, в лри- емке и определении сортности сель- ной рыбой. Сверху она посыпается ди и в погрузке бочек на пловучих солью по всей поверхности, а затем базах, руками постепенно перемешивается с краю от «окна». В это же время рыба ссыпается в бочку. Ссыпав Дружная, слаженная работа машинной команды траулера «Орион» создает благоприятные условия для успешного выполнения экипажем судна годового плана добычи рыбы.%В последнем промыс­ ловом рейсе произошла техническая авария в машине: лопнула сек­ ция пароперегревателя. Поломка грозила длительным простоем и срывом промыслового задания. Члены машинной команды решили произвести ремонт своими силами. Они снизили давление пара до 30 атмосфер и при температуре около 80е, воодушевленные личным при­ мером старшего механика корабля Б. П. Нуромского, обнаружили вышедшую из строя деталь и, поочередно меняясь, произвели ее за­ мену. Траулер «Орион» пришел в порт с полным грузом. На снимке (слева направо): судовой слесарь А. И. КОШКИН, второй механик П. И. КОТЕЛЬНИКОВ и старший механик Б. П. НУ- РОМСКИЙ. Фото Б. Алексеева. Капитаны меняются, моряки уходят с траулера немного сельди в бочку, я добавляю туда соли и снова продолжаю эту операцию. После* наполнения бочки посыпаю сельдь еще сверху слоем соли, потом бочку встряхиваю и от­ катываю в сторону. Бондарь закры­ вает бочки, не путая доньев. Я и мой помощник несем ответственность за качество посола и сортировку ры­ бы, а бондарь отвечает за качество укупорки. Если дно бочки поврежде­ но, мы ставим на ней особую отметку и потом обращаем на нее при пере­ валках особое внимание. В трюме Так, например, на среднем трауле­ ре N° 836 имелись серьезные недо­ статки в организации труда. Здесь капитан не считался с мнением ма­ стера, не помогал ему. Были случаи, когда сети с рыбой находились за' бортом до двух суток, что приводило к снижению сортности за счет техни­ ческой рвани. Выгрузка бочек из трюмов мно­ гих средних траулеров сплошь и ря­ дом производится без подкатки; из дальних отсеков бочки выдерги­ ваются храпцами с помощью лебед­ ки, чем наносится серьезное повреж­ дение бочкотаре. Часто средние трау- бочки ставим «на стакан», стремясь j леры подходят к базе, не подготовив- предотвратить течь тузлука. Особое , шись как следует к выгрузке, и этим вызывают простои. Мастера по обра­ ботке со средних траулеров часто яв­ ляются просто свидетелями при сда­ че рыбы, пассивно относятся к оформ­ лению документов, а на отдельных кораблях самоустраняются от всех работ, кроме посола сельди, не забо­ тятся о заготовке рыбы высшими сор­ тами, не осуществляют постоянного внимание обращается нанесению трафарета. Наносится он четко, хими­ ческим карандашом. Сдача улова на пловучие базы За время работы на промысле нам приходилось сдавать сельдь на плав­ базы «Воркута», «Атлантика», «Но­ восибирск», «Памяти Ильича», j контроля за качеством принимаемой «Антарктика» и «Онега». ' тары и т. д. В последнее время на траулере ' «Севастополь» многие члены экипа­ жа, проработавшие на судне по два | и более года, дорожившие своим ко- раблем, теперь уходят с него. В чем же дело? Ведь на большегрузном дизельном траулере бытовые уело- ' вия значительно лучше, чем на па- ( ровых промысловых кораблях. Да и на палубе при работе с орудиями лова есть где развернуться. А уело-! вия для уборки рыбы несравненно( лучше, так как численность коман-, ды как палубной, так и машинной здесь намного больше, чем на паро­ вых траулерах. И все же факт остается фактом. Ушли с судна такие высококвалифи­ цированные специалисты, как стар­ ший помощник капитана тов. Хацен- ко и второй помощник капитана тов. Полысалов. Не вернулись на корабль после отпуска матросы тт. Догодь- кин, Васильев, Пимкин и другие. Одной из основных причин теку­ чести кадров является отсутствие постоянного 'руководителя — капи­ тана. После ремонта судна прошло только четырнадцать месяцев, а на траулере за этот срок сменилось уже шесть капитанов, а сейчас командует седьмой. Все эти перемещения отрицатель­ но сказываются на работе траулера, на сплоченности и сработанности экипажа. Отрицательно сказалось на моряках и то обстоятельство, что в связи с переводом корабля на по­ исковую работу средний заработок намного снизился по сравнению с тем временем, когда траулер был промысловым. Произошло так пото­ му, что больших дизельных поиско­ вых кораблей в траловом флоте только один и его используют не только как поисковый, но и как научно-экспериментальный, причем при оплате труда моряков приме­ няются неопределенные расценки. Например, за обнаруженные кон­ центрации рыбы нас приравнивают к паровым траулерам с командой до сорока человек, а на «Севастополе» численность экипажа достигает ше­ стидесяти человек. За рыбопродук­ цию в рейсе, проходившем в сентяб­ ре — ноябре, оплатили сто про­ центов, а за рейс в декабре — фев­ рале — в самое штормовое время — только пятьдесят процентов. Когда же улучшится положение на нашем корабле с закреплением кадров и с установлением твердой оплаты? Хотелось бы получить от­ вет руководителей тралового флота на эти вопросы. н. КОШКИН. Матрос траулера «Севасто­ поль». В число передовых коллективов Экипаж траулера «Навага» до- сандр Горбунов, пришедшие на трау- срочно выполнил план первого полу- | лер в нынешнем году, переняли, годия, справившись к 1 шоня и с приемы 'обработки рьгбы опытного принятым на себя обязательством — , мат^са Петра Савельевича Вар- выловить за пять месяцев 22.500 флусьева и показывают образцы центнеров рьгбы. Из каждого рейса труда. Так, тов. Горячев под, соль судно возвращалось в порт досроч- обрабатывает 11 рыбин в минуту, а но, с полным грузом. тов. Горбунов рубит до 45 рыбных Сейчас на корабле развернулось голов. Хорошо работает на подаче соревнование за досрочное выполне- I рыбы, осваивая приемы ее обработ- ние плана второго полугодия. Темпы труда растут. Пятый рейс был за­ вершен досрочно на четверо суток, шестой рейс — на пять суток. Первенство в соревновании удер­ живает первая вахта, где старшиной матрос Алексей Ведловский. С пер­ вых дней рейса эта вахта ежесуточ­ но обрабатывала под соль до восьми с половиной тонн рыбы. Молодые матросы Евгений Горячев и Алек- ки, новичок матрос тов. Дюний. За пять месяцев экипаж нашего корабля опередил в выполнении плана не один десяток траулеров. Мы имеем все условия для того, чтобы команда траулера «Навага» вышла в число передовых коллек­ тивов тралового флота. КУЗНЕЦОВ. Первый помощник капитана траулера «Навага».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz