Рыбный Мурман. 1955 г. Июнь.
№ 68 (308), 8 июня 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН Ш к о л а п е р е д о в о г о onb im a В борьбе за высокое качество сельди ПередовЫе люди корабля МvMC' Рыбмастер среднего траулера № 688 Вячеслав Иванович Воробьев — умелый организатор моря ков своего корабля. Под его руководством и непосредственном участии уборка выловленной сельди ведется тщательно, с соблюдением уста новленных технологических правил. Внимательно относится он к обработке уловов, сдаче рыбопро дукции на пловучие базы и получению с них боч котары и консервирующих материалов. В каждом отдельном случае он своевременно готовит доку менты, лично присутствует при погрузо-разгрузоч- ных операциях, а главное — не проходит мимо недостатков как в работе экипажа среднего трау лера № 688, так и в работе коллективов плову- чих баз. / В первом квартале 1955 года, как и в прош лом году, тов. Воробьев добился хороших пока зателей по сортности рыбы. В неблагоприятных условиях, когда экипажи большинства кораблей сельдяного флота не справились с заданиями по сортности, тов. Воробьев 96 процентов продук ции сдал первым сортом. Ниже помещается рассказ тов. Воробьева о методах и приемах работы в борьбе за высокое качество продукции. 'М офяки сельдяного флота вместе со вюеми тружениками Мурманского рыбного бассейна, руководимые пар тийными организациями, вьгпол- Обработна сельди Сельдь должна быть обработана так, чтобы сдаваемая продукция няют ответственную и почетную за- 1соответствовала всем требованиям дачу создания обилия продуктов пи- технологических инструкций. тагаия для населения нашей стра- Сортировку и посол сельди я про- ны. Сельдь, выловленная моряками давожу на рыборазделочном столе, в Северной Атлантике, далеко от который одним концом крепится на (родных берегов, можно увидеть в 1планшире с помощью болта, встав- ма-газинах шопих городов и сел на- | ляемого в отверстие для леерной шей необъятной Родины. | стойки; другой шшед стола ложится Я хочу рассказать, <как экипаж (на комингс трюма и закрепляется среднего траулера № 688 борется рььмом. Хорошо закрепленный ры- не только за высокие уловы, но и за высокую сортность рыбопродук ции. Мастер по обработке рыбы на среднем траулере л его помощник здрают важную роль в обеспечении успеха промысла. От их умения правильно организовать обработку •сельди зависит качество рыбопро дукции. Кроме того, мастер по обра ботке обязан бороться за точное соб людение технологического процесса, за сокращение потерь рыбы и мате риалов. Подготовна н рейсу От качества бочкотары и от того, как она будет уложена после полу чения в трюмы, от наличия запас ных доньев, шкантов и от количе ства полученной соли в значитель ной степени зависит успех обработ ки селыди. Зная об этом, мы с по мощником при подходе нашего -ко рабля к базе заранее готовим заяв ки на получение всего необходимого. Много внимания уделяется на суд не санитарной обработке палубы и трюмов после сдачи очередного гру за. рыбы? палуба тщательно очи щается от грязи и пятен горючего и масла, а трюмы подвергаются са нитарной обработке. Перед тем, как дать заявку на по лучение соли, я советуюсь с ка питаном, сколько ее следует взять. Прием соли произвожу в ботои. Это облегчает подсчет полученной соли и дает возможность взять лишних 50—70 бочек. Кроме того, затарен ную в бочки соль легче переместить с палубы в трюм. 'По-сле приема соли получаю боч котару. В порту бочки получать легче. Здесь мы можем их аккурат но снять с автомашин, по лотку опу стить в трюм и уложить на место. С пловучих баз -бочки приходится получать только после тщательного осмотра, так как после неоднократ ных перевалок они часто не дер жат тузлук. Как только средний траулер отой дет от пловучей базы, мы начи наем готовить все необходимое для работы на промысле, проверяем ис правность рыборазделочного стола, инструмента и т. д. Вечером, после выметки сетей, достаем из трюма бочки, раскупори ваем их и, если позволяет погода, заливаем водой. Утром, пока выби рают вожак, бочки ставим на один борт в два ряда. В штормовую по году и при уловах в 15— 30 тонн бочки замачивать не удается. В этом случае они тщательно осматри ваются, а сомнительные по качест ву рыбой не заполняются. Практика показала, что лучшие по качеству бочки выпускает Мурманский бон дарный завод. боразделочшый стол позволяет ра ботать при волнении в семь—во семь баллов. Между трюмами уста навливаются доски, и таким образом получается ящик для ссыпки рыбы. Вода уходит через отверстия в бор товой обшивке и поэтому сельдь в ящике не перемещается, не сбивает чешуи и не получает повреждений. Как происходит обработка улова? В большинстве случаев мы выбираем сети «ходом». Два члена команды стоят у рола, трое — на тряске сетей, трое — на их укладке, а трое — на выборке вожака и поводцов. Я, мой помощник и бондарь убираем рыбу. Если улов составляет менее 100 ки лограммов на сеть, то засолку произ вожу я один, помощник подает на стол сельдь и одновременно обезглавлива ет рыбу, получившую механические повреждения, а бондарь купорит боч ки, откатывает их и наносит трафа рет. При уловах более 100 килограм мов на сеть на палубу выходит под- вахта. В ее обязанности вменяется подача сельди на стол и обезглавли вание рыбы с механическими пов реждениями. Мы с помощником за нимаемся только посолом, а бондарь — своим делом. Сельдь на рыборазделочный стол подается равномерно: один сачек на одну сторону, другой — на вторую. Пока я разбираю один сачек и ото двигаю отобранную рыбу в один угол, помощник на своей стороне проделывает то же самое. Мы как бы чередуемся в выполнении этой опе рации. Остановка бывает лишь на время перестановки бочек. Сельдь с солью перемешивается, когда отсек уже заполнен отобран- Надо прямо сказать, что единого для всех баз порядка приема сельди нет. Подходишь к базе и не знаешь, каким «нововведением» тебя встре тят. Например, на плавбазе «Атлан тика» одно время бригады рыбообра ботчиков не были укомплектованы мастерами-приемщиками и анализ сельди, сдаваемой нами, производил совершенно- посторонний человек... — судовой пекарь. Хорошо принимали рыбу на базе «Воркута». Труд рыбообработчиков здесь хорошо организован. Быстро и умело производилась выгрузка рыбы и погрузка соли, бочек, промыслового вооружения. Необходимо отметить небрежность бондарей на плавбазах при вскрытии и укупорке бочек. Последние вскры ваются для докладои сельди неорга низованно, донья перепутываются, часто ставятся трафаретом внутрь бочки. Это aeinieri нормальному -оду сдачи рыбы, вызывает различные не доразумения. Отсутствие весов или какой-либо меры веса при погрузке соли приводит к ошибкам. Например, на плавбазе «Атлантика» нам как-то раз вместо 15 тонн дали 12 тонн соли. А такие ошибки могут привести к снижению сортности рыбы. * * * В борьбе за высокие уловы и вы сокие качественные показатели при нимал участие весь экипаж нашего среднего траулера. После сдачи каж дого очередного груза рыбы капитан регулярно собирал совещания для подведения итогов работы. Выявля лись и устранялись имеющиеся недо статки, ставились задачи на буду щее. Эти совещания и общие собра ния экипалса сыграли свою положи тельную роль в постоянном стремле нии моряков больше выловить рыбы и сдать ее высоким качеством. * * * Многие мастера по обработке ры бы, капитаны средних траулеров, ма стера с пловучих баз указывают на недостатки в обработке рыбы на от дельных средних траулерах, в лри- емке и определении сортности сель- ной рыбой. Сверху она посыпается ди и в погрузке бочек на пловучих солью по всей поверхности, а затем базах, руками постепенно перемешивается с краю от «окна». В это же время рыба ссыпается в бочку. Ссыпав Дружная, слаженная работа машинной команды траулера «Орион» создает благоприятные условия для успешного выполнения экипажем судна годового плана добычи рыбы.%В последнем промыс ловом рейсе произошла техническая авария в машине: лопнула сек ция пароперегревателя. Поломка грозила длительным простоем и срывом промыслового задания. Члены машинной команды решили произвести ремонт своими силами. Они снизили давление пара до 30 атмосфер и при температуре около 80е, воодушевленные личным при мером старшего механика корабля Б. П. Нуромского, обнаружили вышедшую из строя деталь и, поочередно меняясь, произвели ее за мену. Траулер «Орион» пришел в порт с полным грузом. На снимке (слева направо): судовой слесарь А. И. КОШКИН, второй механик П. И. КОТЕЛЬНИКОВ и старший механик Б. П. НУ- РОМСКИЙ. Фото Б. Алексеева. Капитаны меняются, моряки уходят с траулера немного сельди в бочку, я добавляю туда соли и снова продолжаю эту операцию. После* наполнения бочки посыпаю сельдь еще сверху слоем соли, потом бочку встряхиваю и от катываю в сторону. Бондарь закры вает бочки, не путая доньев. Я и мой помощник несем ответственность за качество посола и сортировку ры бы, а бондарь отвечает за качество укупорки. Если дно бочки поврежде но, мы ставим на ней особую отметку и потом обращаем на нее при пере валках особое внимание. В трюме Так, например, на среднем трауле ре N° 836 имелись серьезные недо статки в организации труда. Здесь капитан не считался с мнением ма стера, не помогал ему. Были случаи, когда сети с рыбой находились за' бортом до двух суток, что приводило к снижению сортности за счет техни ческой рвани. Выгрузка бочек из трюмов мно гих средних траулеров сплошь и ря дом производится без подкатки; из дальних отсеков бочки выдерги ваются храпцами с помощью лебед ки, чем наносится серьезное повреж дение бочкотаре. Часто средние трау- бочки ставим «на стакан», стремясь j леры подходят к базе, не подготовив- предотвратить течь тузлука. Особое , шись как следует к выгрузке, и этим вызывают простои. Мастера по обра ботке со средних траулеров часто яв ляются просто свидетелями при сда че рыбы, пассивно относятся к оформ лению документов, а на отдельных кораблях самоустраняются от всех работ, кроме посола сельди, не забо тятся о заготовке рыбы высшими сор тами, не осуществляют постоянного внимание обращается нанесению трафарета. Наносится он четко, хими ческим карандашом. Сдача улова на пловучие базы За время работы на промысле нам приходилось сдавать сельдь на плав базы «Воркута», «Атлантика», «Но восибирск», «Памяти Ильича», j контроля за качеством принимаемой «Антарктика» и «Онега». ' тары и т. д. В последнее время на траулере ' «Севастополь» многие члены экипа жа, проработавшие на судне по два | и более года, дорожившие своим ко- раблем, теперь уходят с него. В чем же дело? Ведь на большегрузном дизельном траулере бытовые уело- ' вия значительно лучше, чем на па- ( ровых промысловых кораблях. Да и на палубе при работе с орудиями лова есть где развернуться. А уело-! вия для уборки рыбы несравненно( лучше, так как численность коман-, ды как палубной, так и машинной здесь намного больше, чем на паро вых траулерах. И все же факт остается фактом. Ушли с судна такие высококвалифи цированные специалисты, как стар ший помощник капитана тов. Хацен- ко и второй помощник капитана тов. Полысалов. Не вернулись на корабль после отпуска матросы тт. Догодь- кин, Васильев, Пимкин и другие. Одной из основных причин теку чести кадров является отсутствие постоянного 'руководителя — капи тана. После ремонта судна прошло только четырнадцать месяцев, а на траулере за этот срок сменилось уже шесть капитанов, а сейчас командует седьмой. Все эти перемещения отрицатель но сказываются на работе траулера, на сплоченности и сработанности экипажа. Отрицательно сказалось на моряках и то обстоятельство, что в связи с переводом корабля на по исковую работу средний заработок намного снизился по сравнению с тем временем, когда траулер был промысловым. Произошло так пото му, что больших дизельных поиско вых кораблей в траловом флоте только один и его используют не только как поисковый, но и как научно-экспериментальный, причем при оплате труда моряков приме няются неопределенные расценки. Например, за обнаруженные кон центрации рыбы нас приравнивают к паровым траулерам с командой до сорока человек, а на «Севастополе» численность экипажа достигает ше стидесяти человек. За рыбопродук цию в рейсе, проходившем в сентяб ре — ноябре, оплатили сто про центов, а за рейс в декабре — фев рале — в самое штормовое время — только пятьдесят процентов. Когда же улучшится положение на нашем корабле с закреплением кадров и с установлением твердой оплаты? Хотелось бы получить от вет руководителей тралового флота на эти вопросы. н. КОШКИН. Матрос траулера «Севасто поль». В число передовых коллективов Экипаж траулера «Навага» до- сандр Горбунов, пришедшие на трау- срочно выполнил план первого полу- | лер в нынешнем году, переняли, годия, справившись к 1 шоня и с приемы 'обработки рьгбы опытного принятым на себя обязательством — , мат^са Петра Савельевича Вар- выловить за пять месяцев 22.500 флусьева и показывают образцы центнеров рьгбы. Из каждого рейса труда. Так, тов. Горячев под, соль судно возвращалось в порт досроч- обрабатывает 11 рыбин в минуту, а но, с полным грузом. тов. Горбунов рубит до 45 рыбных Сейчас на корабле развернулось голов. Хорошо работает на подаче соревнование за досрочное выполне- I рыбы, осваивая приемы ее обработ- ние плана второго полугодия. Темпы труда растут. Пятый рейс был за вершен досрочно на четверо суток, шестой рейс — на пять суток. Первенство в соревновании удер живает первая вахта, где старшиной матрос Алексей Ведловский. С пер вых дней рейса эта вахта ежесуточ но обрабатывала под соль до восьми с половиной тонн рыбы. Молодые матросы Евгений Горячев и Алек- ки, новичок матрос тов. Дюний. За пять месяцев экипаж нашего корабля опередил в выполнении плана не один десяток траулеров. Мы имеем все условия для того, чтобы команда траулера «Навага» вышла в число передовых коллек тивов тралового флота. КУЗНЕЦОВ. Первый помощник капитана траулера «Навага».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz