Рыбный Мурман. 1955 г. Июль.
№ 90 (330), 29 июля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН НОВОМУ, ПЕРЕДОВОМУ-ШИРОКУЮ ДОРОГУ Смелее экспериментировать! В настоящее в-ремя проблема по - j исков косяков донных и пелагиче-! ских рыб при помощи гидроакусти ческих приборов 'разрешена оконча- тельно. Косяки донных рыб отме чаются приборами как в промежу точных слоях толщи ©оды, так и у дна. Облов косяков рыб тресковых по род, находящихся у дна моря, также давно освоен. Успех добычи обеспе чивают умение держать корабль на косяках рыбы и исправное 'состояние орудий лова. Однако облов рыбы, находящейся в промежуточных сло- ях толщи воды, до настоящего вре мени остается неразрешенным. Над созданием разноглубинного трала Полярный институт работает уже несколько лет, но положитель ных результатов добычи этим тра лом пока не видно. Следовательно, решение вопроса вылова донных рыб, находящихся в промежуточных слоях толщи воды, остается пробле мой. Если вопрос 'буксировки разноглу бинного трала по заданной глубине будет разрешен положительно, то и в этом случае едва ли можно ожи дать хороших уловов: рыба, кото рую ©спутает трал, опустится на несколько метров вниз, и трал пой дет впустую. Пока производится «доводка» раз ноглубинного трала, я предлагало произвести опытны^ лов донных рыб в промежуточных слоях толщи воды обыкновенным 35-метровым тралом. Отмечены случаи, когда поисковое судно, оборудованное рыболокатором, обнаруживает обильные косяки ры бы в промежуточных слоях толщи воды. Так это было, например, в ноябре 1954 г. в Северо-централь ном районе и в мае 1955 г. в при брежных районах, когда косяки тре ски отмечались приборами на боль ших пространствах, начиная от грунта и до 60 — 80 метров выше к поверхности моря. При этом более мощные скопления рыбы отмечались приборами в 20 — 25 метрах от грунта и менее плотные — выше этого горизонта воды у дна. JB таких случаях, и в особенности тогда, когда уловы трала, идущего по грунту, низкие, эксперименталь ный траулер должен делать пробные траления на месте обнаруженных косяков рыбы следующим образом. Вначале производить спуск трала обыкновенным способом, а когда трал опустится, ориентировочно на глубину верхней части расположе ния косяка, уменьшить ход, прекра тить травить ваера и взять их на стопорчблок. После этого надо дать ход, обеспечивающий нормальное раскрытие трала, и начинать очень медленно вытравливать ваера, с не большими (по 5 — 7 минут) оста новками (сообразуясь с обстанов кой). Скорость хода надо держать около 2,5 миль. Таким образам, опускаясь медлен но к грунту и перемещаясь вперед, трал пойдет через косяки рыбы, по гипотенузе прямоугольного треу гольника, захватывая разные гори зонты расположения косяка. Рыба, накрываемая сквером, будет попа дать в зен трала и в мотню. Когда трал дойдет до грунта, его рекомен дуется начинать поднимать обыкно венным способом. По грунту трал буксировать не следует для того, чтобы быть уве ренным, что рыба попала действи тельно в толще воды, а не у дна. При удовлетворительных результа тах дальнейшие испытания можно производить беа бобинцев, поставив на нижнюю подбору только груз. Для проведения такого опытного лова никаких дополнительных при способлений и затрат не потре буется. Свое предложение я основываю на небольшом опыте, произведенном на старом поисковом дрифтерботе «Сазан» в январе 1946 г., когда пробовали ловить сельдь обыкновен ным малым тресковым тралом с ру башкой, вставленной в мотню. Лов производился указанным вы ше способом, без эхолота и без ка ких-либо признаков о наличии ко сячной сельди, при скорости хода 1,2 дали, т. к. большей скорости дрифтербот развивать не мог. Правда, уловы были незначительными — до 200 кг. за траление. Однако при всей примитивности опыта уловы все же (были, а там, где были уловы в 200 кг. может быть и гораздо больше рыбы. Я полагаю, если проведенные указанным выше способом пробные траления по облову трески обыкно венным тралом в промежуточных слоях толщи воды положительных результатов не дадут, то можно быть уверенным, что и разноглубинный трал, на испытание которого уже по трачено и должно быть потрачено в будущем много средств и времени, положительных результатов также не даст. Зато, если этот опыт ока жется удачным, необходимо будет форсировать создание разноглубин ного трала. Надо только смелее эк спериментировать. Капитан С. КОПЫТОВ. Они и д у т в п е р е д и Экипаж траулера «Арга» в честь XX съезда Коммунистиче ской партии Советского Союза принял на себя ответственное социалистическое обязательство — дать стране 30 тысяч цент неров рыбы в полуфабрикате ко Дню Конституции СССР. На ко рабле много хороших производ ственников, добивающихся успе ха в выполнении своих обязан ностей. Второй механик тов. Зафири- ди в составе машинной команды умело эксплуатирует судовые механизмы, помогая морякам в выполнении государственного плана и принятых обязательств по вылову рыбы. Старший ма стер по добыче рыбы тов. Епи фанов работает в траловом фло те более двадцати лет. За это время он в совершенстве изучил свое дело и мастерски исполь зует орудия лова в любой про мысловой обстановке. Так, в последнее время, когда многие корабли тралового флота оказа лись в пролове, он умело воору жил тралы, и экипаж добился успеха, работая в прибрежном районе. На снимке: передовые люди траулера «Арга» (слева напра во) старший мастер по добыче рыбы В. Епифанов и второй ме ханик Д. Зафириди. Фото «Полярной правды» Консультация Порядок премирования судовых команд за выполнение рейсовых заданий Новая технология в действии До последнего времени при вы- j работке на траулерах рыбной муки применялась обязательная сортиров ка сырья. Рыбная мука изготовля лась преимущественно из треско вых голов. В редких случаях в дело шел прилов — непшомысловая ме лочь. Внутренности для выработки рыбной муки не использовались. Это объясняется тем, что предъяв лялись определенные жесткие тре бования к жирности и влажности муки. Кроме того, считалось, что пе реработка рыбных внутренностей на муку осложнит производственный процесс, в частности удлинит сушку продукта. Сейчас выяснилось, что в рыбных внутренностях содержится большое количество витамина В-12 и что именно содержанием этого витамина в муке определяется ее ценность для нужд сельского хозяйства. В мае нынешнего года нашему траулеру было дано задание выраба- j тывать рыбную муку по новой тех нологии, то-есть приготовлять ее из несортированного сырья. В этом слу чае в переработку шли вместе и рыбьи головы, и рыбьи внутренно сти, и непромысловая мелочь. Вна чале нам также казалось, что воз никнут осложнения, но предположе ние оказалось неосновательным. На оборот, процесс выработки муки уп ростился, облегчился и ускорился. Прежде всего облегчился труд ма тросов. Теперь им не надо отбирать и отбрасывать отдельно головы и отдельно внутренности. Мне остает ся только (скатить отходы шлангом и •загрузить (бункер. Бели раньше при выработке рыб ной муки из голов процесс сушки полуфабриката в нижнем барабане длился пять — шесть часов, так как на стенках барабана нарастала кор ка, что задерживало сушку, то те перь сушка сократилась до трех ча сов тридцати минут — четырех ча сов. Нарастания корки на стенках барабана при этом не происходит. «Раньше на сортировку сырья у машиниста рыбомучной установки | уходило много 'времени. Теперь з а - ; грузка «бункера сырьем производится ; на пятнадцать — двадцать минут I быстрее. Если раньше верхний 'бара бан загружался одной тонной сырья ,1 то теперь ©та загрузка увеличилась j до одной тонны двухсот килограм мов. Жак же происходит выработка рыбной муки по новой технологии? 'Ковда на палубе наберется сырья! в количестве, достаточном для одной зарядки, я беру шланг и смываю ■все ©то сырье к решетке загрузочно го бункера, а затем произвожу за рядку бункера. Зарядив бункер, спу скаюсь в помещение рыбомучной установки и тщательно осматриваю ее, чтобы на цепь Галля, в барабаны и шнеки не попали посторонние предметы. Убедившись, что все в по рядке, смазываю установку и зали ваю редуктор, затем открываю кла паны отработанного и свежего пара и пропреваю установку в течение 1 5 — 20 минут. Затем, закрыв клинкет верхнего барабана, присту паю к его 'загрузке и к прогреву массы. Давление пара в зарубашеч- ном пространстве поддерживаю в пределах до полутора — двух кило граммов. Пока происходит прогрев массы в верхнем 'барабане, снова произвожу зарядку (бункера. Варка массы в верхнем барабане длится четыре часа. Убедившись, что мас са дошла до полусухого состояния и образовались комки, открываю клинкет верхнего барабана и пере пускаю массу в нижний барабан для окончательной сушки муки. |Когда вся масса перешла в ниж ний барабан, закрываю клинкет вер хнего барабана и произвожу заряд- j ку. Через каждые полчаса смазываю валы. Смазку цепей Галля делаю че рез каждые четыре часа. В нижнем 'барабане мука из не сортированного сырья бывает готова через три часа тридцать минут — четыре часа, тогда как из одних рыбьих голов только черев шесть часов. Готовность рыбной муки опреде ляю следующим- (путем. При пере пускании массы из верхнего (бараба на в нижний, тщательно ветошью протираю от мучной пыли решетку смотрового лтока. (Когда же мука вы сохнет, то решетка смотрового люка покрывается легкой мучной пыль цой. Это означает, что мука уже го това, высохла. Тогда я открываю клинкет ниж него (барабана, включаю шнек и вы гружаю муку из барабана в мучные бункера. Затем закрываю клинкет, перепускаю сварившуюся к этому времени массу из верхнего бараба на в нижний и шова повторяю весь процесс. Чтобы добиться максимальной (вы работки рыбной муки, я тщательно слежу за техническим состоянием рыбомучной установки и устраняю немедленно всякие,' самые незначи тельные неисправности. При новом технологическом про цессе количество зарядок увеличи вается с четырех до шести и сама зарядка с тысячи килограммов до тысячи двухсот пятидесяти кило граммов. Это позволило мне довести выработку рыбной муки за рейс до двадцати тонн при продолжительно сти рейса в пятнадцать суток. Благодаря применению новой тех нологии я завершил выполнение го дового плана к началу июля и те перь взял на себя обязательство до конца года выполнить второй годо вой план. Решения июльского Пленума ЦК КПСС вдохновляют меня на новые успехи в труде, на дальнейшее ос воение передовой технологии. Б. БОРИСОВ. Машинист рыбомучной уста новки траулера «Трал». Положение об оилате плавсостава флота рыбной промышленности пре дусматривает премирование команд промысловых траулеров за выполне ние рейсовых заданий в следующем размере: командный состав — 30 процентов и рядовой состав — 20 процентов рейсового оклада. Обязательным условием получе ния рейсовой премии, наряду с вы полнением рейсового плана по выло- ву| рыбы, является выполнение за дания по качеству сдаваемой про дукции. При этом работники кон сервной бригады — мастер и его помощники по консервам и жиру — и машинисты рыбомучных устано вок премируются за выполнение плана по количеству! и качеству продукции на своем производствен ном участке. Выплата премии про изводится |Ц 0 распоряжению началь ника флота. Однако существующая до недав него времени оценка качества про дукции по выполнению планового удельного веса в процентах высших п первых сортов рыбы являлась ма ло стимулирующей для команд трау леров. Начиная с 9 июля с. г., в Положение о премировании внесено изменение. Теперь рейсовая премия выплачивается при уешовии выпол нения задания по количеству! выс ших и первых сортов рыйы в тоннах. Поясним это на примере. Траулер «Аксай» за рейс № 6 в текущем году выполнил задание по вылову рыбы на 129 процентов и имеет следующие показатели по сортности сданной рыбы-полуфаб риката: %% Рыба высшего и первого сортов Рыба второго сорта ИТОГО сдано: Рейсовое зада ние (план) в %|% В тон- в нах "94 ,4 236 92,1 5,6 14 7,9 100,0 250 100,0 Фактически В тон нах 264,1 2 - 2,8 286,9 Несмотря на то, что удельный вес высших и первых сортов сданной ры бы ниже, чем по плану— 92,1 про цента вместо 94,4 процента, — при новом* порядке премирования экипаж тра|улера имеет право на премию, так как задание по высшпм и пер вым сортам рыбы в тоннах перевы полнено: сдано 264Д тонны при плане по рыбе высшего и первого сортов 236 тонн. Такой порядок облегчает возмож ность получения премии за вылов рыбы и исключает случаи недоис пользования уловов мелкой рыбы, пертуя и зубатки, создает стимул для увеличения заготовки свежей рыбы. Рейсовая премия начисляется в процентах на должностные оклады, исчисленные из плановой продолжи тельности рейса, включая плановую междурейсовую стоянку. Поясним это на примере того же •траулера «Аксай» за рейс 6. Рейсовым заданием были установле ны: продолжительность плавания — 19 суток, продолжительность между рейсовой стоянки — 4,5 суток. Сле довательно, продолжительность пол ного рейсооборота составляет 23,5 суток. Несмотря на то, что экипаж трау лера сократил плановую продолжи тельность рейса (рейс продолжался всего 13,2 суток), премия выплачи вается из плановой продолжитель ности рейса. Подсчет размера рейсовой премии для матроса первого класса следую щий: ' 1. Определяется оклад за плано вый рейсооборот, то есть 23,5 су ток — 715 руб .: 30,5 х 23,5 сут .= 550 руб. 84 коп. 2. Определяется сумма премии — 550 руб. 84 коп.х 20% = 110 руб. По такому же принципу подсчи тывается сумма премии для других членов команды. А. БУРКОВ. И. о. начальника отдела труда и зарплаты управле ния тралового флота. В е с т и с п р о м ы с л а (Капитан поискового траулера | «Енисей» нашел концентрацию пик- .«Салют» тов. Крупский сообщает, ши. Уловы за траление достигают что на южном склоне Медвежинской ! трех и более тонн. Таким образом, банки обнаружены концентрации промысловики тралового флота по- трескн. В восточно-прибрежном рай- лучили дополнительную сырьевую оне экипаж поискового траулера базу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz