Рыбный Мурман. 1955 г. Июль.

№ 90 (330), 29 июля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН НОВОМУ, ПЕРЕДОВОМУ-ШИРОКУЮ ДОРОГУ Смелее экспериментировать! В настоящее в-ремя проблема по - j исков косяков донных и пелагиче-! ских рыб при помощи гидроакусти­ ческих приборов 'разрешена оконча- тельно. Косяки донных рыб отме­ чаются приборами как в промежу­ точных слоях толщи ©оды, так и у дна. Облов косяков рыб тресковых по­ род, находящихся у дна моря, также давно освоен. Успех добычи обеспе­ чивают умение держать корабль на косяках рыбы и исправное 'состояние орудий лова. Однако облов рыбы, находящейся в промежуточных сло- ях толщи воды, до настоящего вре­ мени остается неразрешенным. Над созданием разноглубинного трала Полярный институт работает уже несколько лет, но положитель­ ных результатов добычи этим тра­ лом пока не видно. Следовательно, решение вопроса вылова донных рыб, находящихся в промежуточных слоях толщи воды, остается пробле­ мой. Если вопрос 'буксировки разноглу­ бинного трала по заданной глубине будет разрешен положительно, то и в этом случае едва ли можно ожи­ дать хороших уловов: рыба, кото­ рую ©спутает трал, опустится на несколько метров вниз, и трал пой­ дет впустую. Пока производится «доводка» раз­ ноглубинного трала, я предлагало произвести опытны^ лов донных рыб в промежуточных слоях толщи воды обыкновенным 35-метровым тралом. Отмечены случаи, когда поисковое судно, оборудованное рыболокатором, обнаруживает обильные косяки ры­ бы в промежуточных слоях толщи воды. Так это было, например, в ноябре 1954 г. в Северо-централь­ ном районе и в мае 1955 г. в при­ брежных районах, когда косяки тре­ ски отмечались приборами на боль­ ших пространствах, начиная от грунта и до 60 — 80 метров выше к поверхности моря. При этом более мощные скопления рыбы отмечались приборами в 20 — 25 метрах от грунта и менее плотные — выше этого горизонта воды у дна. JB таких случаях, и в особенности тогда, когда уловы трала, идущего по грунту, низкие, эксперименталь­ ный траулер должен делать пробные траления на месте обнаруженных косяков рыбы следующим образом. Вначале производить спуск трала обыкновенным способом, а когда трал опустится, ориентировочно на глубину верхней части расположе­ ния косяка, уменьшить ход, прекра­ тить травить ваера и взять их на стопорчблок. После этого надо дать ход, обеспечивающий нормальное раскрытие трала, и начинать очень медленно вытравливать ваера, с не­ большими (по 5 — 7 минут) оста­ новками (сообразуясь с обстанов­ кой). Скорость хода надо держать около 2,5 миль. Таким образам, опускаясь медлен­ но к грунту и перемещаясь вперед, трал пойдет через косяки рыбы, по гипотенузе прямоугольного треу­ гольника, захватывая разные гори­ зонты расположения косяка. Рыба, накрываемая сквером, будет попа­ дать в зен трала и в мотню. Когда трал дойдет до грунта, его рекомен­ дуется начинать поднимать обыкно­ венным способом. По грунту трал буксировать не следует для того, чтобы быть уве­ ренным, что рыба попала действи­ тельно в толще воды, а не у дна. При удовлетворительных результа­ тах дальнейшие испытания можно производить беа бобинцев, поставив на нижнюю подбору только груз. Для проведения такого опытного лова никаких дополнительных при­ способлений и затрат не потре­ буется. Свое предложение я основываю на небольшом опыте, произведенном на старом поисковом дрифтерботе «Сазан» в январе 1946 г., когда пробовали ловить сельдь обыкновен­ ным малым тресковым тралом с ру­ башкой, вставленной в мотню. Лов производился указанным вы­ ше способом, без эхолота и без ка­ ких-либо признаков о наличии ко­ сячной сельди, при скорости хода 1,2 дали, т. к. большей скорости дрифтербот развивать не мог. Правда, уловы были незначительными — до 200 кг. за траление. Однако при всей примитивности опыта уловы все же (были, а там, где были уловы в 200 кг. может быть и гораздо больше рыбы. Я полагаю, если проведенные указанным выше способом пробные траления по облову трески обыкно­ венным тралом в промежуточных слоях толщи воды положительных результатов не дадут, то можно быть уверенным, что и разноглубинный трал, на испытание которого уже по­ трачено и должно быть потрачено в будущем много средств и времени, положительных результатов также не даст. Зато, если этот опыт ока­ жется удачным, необходимо будет форсировать создание разноглубин­ ного трала. Надо только смелее эк­ спериментировать. Капитан С. КОПЫТОВ. Они и д у т в п е р е д и Экипаж траулера «Арга» в честь XX съезда Коммунистиче­ ской партии Советского Союза принял на себя ответственное социалистическое обязательство — дать стране 30 тысяч цент­ неров рыбы в полуфабрикате ко Дню Конституции СССР. На ко­ рабле много хороших производ­ ственников, добивающихся успе­ ха в выполнении своих обязан­ ностей. Второй механик тов. Зафири- ди в составе машинной команды умело эксплуатирует судовые механизмы, помогая морякам в выполнении государственного плана и принятых обязательств по вылову рыбы. Старший ма­ стер по добыче рыбы тов. Епи­ фанов работает в траловом фло­ те более двадцати лет. За это время он в совершенстве изучил свое дело и мастерски исполь­ зует орудия лова в любой про­ мысловой обстановке. Так, в последнее время, когда многие корабли тралового флота оказа­ лись в пролове, он умело воору­ жил тралы, и экипаж добился успеха, работая в прибрежном районе. На снимке: передовые люди траулера «Арга» (слева напра­ во) старший мастер по добыче рыбы В. Епифанов и второй ме­ ханик Д. Зафириди. Фото «Полярной правды» Консультация Порядок премирования судовых команд за выполнение рейсовых заданий Новая технология в действии До последнего времени при вы- j работке на траулерах рыбной муки применялась обязательная сортиров­ ка сырья. Рыбная мука изготовля­ лась преимущественно из треско­ вых голов. В редких случаях в дело шел прилов — непшомысловая ме­ лочь. Внутренности для выработки рыбной муки не использовались. Это объясняется тем, что предъяв­ лялись определенные жесткие тре­ бования к жирности и влажности муки. Кроме того, считалось, что пе­ реработка рыбных внутренностей на муку осложнит производственный процесс, в частности удлинит сушку продукта. Сейчас выяснилось, что в рыбных внутренностях содержится большое количество витамина В-12 и что именно содержанием этого витамина в муке определяется ее ценность для нужд сельского хозяйства. В мае нынешнего года нашему траулеру было дано задание выраба- j тывать рыбную муку по новой тех­ нологии, то-есть приготовлять ее из несортированного сырья. В этом слу­ чае в переработку шли вместе и рыбьи головы, и рыбьи внутренно­ сти, и непромысловая мелочь. Вна­ чале нам также казалось, что воз­ никнут осложнения, но предположе­ ние оказалось неосновательным. На­ оборот, процесс выработки муки уп­ ростился, облегчился и ускорился. Прежде всего облегчился труд ма­ тросов. Теперь им не надо отбирать и отбрасывать отдельно головы и отдельно внутренности. Мне остает­ ся только (скатить отходы шлангом и •загрузить (бункер. Бели раньше при выработке рыб­ ной муки из голов процесс сушки полуфабриката в нижнем барабане длился пять — шесть часов, так как на стенках барабана нарастала кор­ ка, что задерживало сушку, то те­ перь сушка сократилась до трех ча­ сов тридцати минут — четырех ча­ сов. Нарастания корки на стенках барабана при этом не происходит. «Раньше на сортировку сырья у машиниста рыбомучной установки | уходило много 'времени. Теперь з а - ; грузка «бункера сырьем производится ; на пятнадцать — двадцать минут I быстрее. Если раньше верхний 'бара­ бан загружался одной тонной сырья ,1 то теперь ©та загрузка увеличилась j до одной тонны двухсот килограм­ мов. Жак же происходит выработка рыбной муки по новой технологии? 'Ковда на палубе наберется сырья! в количестве, достаточном для одной зарядки, я беру шланг и смываю ■все ©то сырье к решетке загрузочно­ го бункера, а затем произвожу за­ рядку бункера. Зарядив бункер, спу­ скаюсь в помещение рыбомучной установки и тщательно осматриваю ее, чтобы на цепь Галля, в барабаны и шнеки не попали посторонние предметы. Убедившись, что все в по­ рядке, смазываю установку и зали­ ваю редуктор, затем открываю кла­ паны отработанного и свежего пара и пропреваю установку в течение 1 5 — 20 минут. Затем, закрыв клинкет верхнего барабана, присту­ паю к его 'загрузке и к прогреву массы. Давление пара в зарубашеч- ном пространстве поддерживаю в пределах до полутора — двух кило­ граммов. Пока происходит прогрев массы в верхнем 'барабане, снова произвожу зарядку (бункера. Варка массы в верхнем барабане длится четыре часа. Убедившись, что мас­ са дошла до полусухого состояния и образовались комки, открываю клинкет верхнего барабана и пере­ пускаю массу в нижний барабан для окончательной сушки муки. |Когда вся масса перешла в ниж­ ний барабан, закрываю клинкет вер­ хнего барабана и произвожу заряд- j ку. Через каждые полчаса смазываю валы. Смазку цепей Галля делаю че­ рез каждые четыре часа. В нижнем 'барабане мука из не­ сортированного сырья бывает готова через три часа тридцать минут — четыре часа, тогда как из одних рыбьих голов только черев шесть часов. Готовность рыбной муки опреде­ ляю следующим- (путем. При пере­ пускании массы из верхнего (бараба­ на в нижний, тщательно ветошью протираю от мучной пыли решетку смотрового лтока. (Когда же мука вы­ сохнет, то решетка смотрового люка покрывается легкой мучной пыль­ цой. Это означает, что мука уже го­ това, высохла. Тогда я открываю клинкет ниж­ него (барабана, включаю шнек и вы­ гружаю муку из барабана в мучные бункера. Затем закрываю клинкет, перепускаю сварившуюся к этому времени массу из верхнего бараба­ на в нижний и шова повторяю весь процесс. Чтобы добиться максимальной (вы­ работки рыбной муки, я тщательно слежу за техническим состоянием рыбомучной установки и устраняю немедленно всякие,' самые незначи­ тельные неисправности. При новом технологическом про­ цессе количество зарядок увеличи­ вается с четырех до шести и сама зарядка с тысячи килограммов до тысячи двухсот пятидесяти кило­ граммов. Это позволило мне довести выработку рыбной муки за рейс до двадцати тонн при продолжительно­ сти рейса в пятнадцать суток. Благодаря применению новой тех­ нологии я завершил выполнение го­ дового плана к началу июля и те­ перь взял на себя обязательство до конца года выполнить второй годо­ вой план. Решения июльского Пленума ЦК КПСС вдохновляют меня на новые успехи в труде, на дальнейшее ос­ воение передовой технологии. Б. БОРИСОВ. Машинист рыбомучной уста­ новки траулера «Трал». Положение об оилате плавсостава флота рыбной промышленности пре­ дусматривает премирование команд промысловых траулеров за выполне­ ние рейсовых заданий в следующем размере: командный состав — 30 процентов и рядовой состав — 20 процентов рейсового оклада. Обязательным условием получе­ ния рейсовой премии, наряду с вы­ полнением рейсового плана по выло- ву| рыбы, является выполнение за­ дания по качеству сдаваемой про­ дукции. При этом работники кон­ сервной бригады — мастер и его помощники по консервам и жиру — и машинисты рыбомучных устано­ вок премируются за выполнение плана по количеству! и качеству продукции на своем производствен­ ном участке. Выплата премии про­ изводится |Ц 0 распоряжению началь­ ника флота. Однако существующая до недав­ него времени оценка качества про­ дукции по выполнению планового удельного веса в процентах высших п первых сортов рыбы являлась ма­ ло стимулирующей для команд трау­ леров. Начиная с 9 июля с. г., в Положение о премировании внесено изменение. Теперь рейсовая премия выплачивается при уешовии выпол­ нения задания по количеству! выс­ ших и первых сортов рыйы в тоннах. Поясним это на примере. Траулер «Аксай» за рейс № 6 в текущем году выполнил задание по вылову рыбы на 129 процентов и имеет следующие показатели по сортности сданной рыбы-полуфаб­ риката: %% Рыба высшего и первого сортов Рыба второго сорта ИТОГО сдано: Рейсовое зада­ ние (план) в %|% В тон- в нах "94 ,4 236 92,1 5,6 14 7,9 100,0 250 100,0 Фактически В тон­ нах 264,1 2 - 2,8 286,9 Несмотря на то, что удельный вес высших и первых сортов сданной ры­ бы ниже, чем по плану— 92,1 про­ цента вместо 94,4 процента, — при новом* порядке премирования экипаж тра|улера имеет право на премию, так как задание по высшпм и пер­ вым сортам рыбы в тоннах перевы­ полнено: сдано 264Д тонны при плане по рыбе высшего и первого сортов 236 тонн. Такой порядок облегчает возмож­ ность получения премии за вылов рыбы и исключает случаи недоис­ пользования уловов мелкой рыбы, пертуя и зубатки, создает стимул для увеличения заготовки свежей рыбы. Рейсовая премия начисляется в процентах на должностные оклады, исчисленные из плановой продолжи­ тельности рейса, включая плановую междурейсовую стоянку. Поясним это на примере того же •траулера «Аксай» за рейс 6. Рейсовым заданием были установле­ ны: продолжительность плавания — 19 суток, продолжительность между­ рейсовой стоянки — 4,5 суток. Сле­ довательно, продолжительность пол­ ного рейсооборота составляет 23,5 суток. Несмотря на то, что экипаж трау­ лера сократил плановую продолжи­ тельность рейса (рейс продолжался всего 13,2 суток), премия выплачи­ вается из плановой продолжитель­ ности рейса. Подсчет размера рейсовой премии для матроса первого класса следую­ щий: ' 1. Определяется оклад за плано­ вый рейсооборот, то есть 23,5 су­ ток — 715 руб .: 30,5 х 23,5 сут .= 550 руб. 84 коп. 2. Определяется сумма премии — 550 руб. 84 коп.х 20% = 110 руб. По такому же принципу подсчи­ тывается сумма премии для других членов команды. А. БУРКОВ. И. о. начальника отдела труда и зарплаты управле­ ния тралового флота. В е с т и с п р о м ы с л а (Капитан поискового траулера | «Енисей» нашел концентрацию пик- .«Салют» тов. Крупский сообщает, ши. Уловы за траление достигают что на южном склоне Медвежинской ! трех и более тонн. Таким образом, банки обнаружены концентрации промысловики тралового флота по- трескн. В восточно-прибрежном рай- лучили дополнительную сырьевую оне экипаж поискового траулера базу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz