Рыбный Мурман. 1955 г. Июль.

№ 85 (325), 17 июля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН УВЕЛИЧЕНИЕМ ВЫЛОВА РЫБЫ, ВНЕДРЕНИЕМ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОТВЕТИМ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЮЛЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС! Пути повышения выработки рыбьего тира Рыбный Мурман дает основную массу трескового жира для медицин­ ских целей. Выработка этого ценно­ го продукта из .года в год возрастает, но есть все возможности увеличить производство жира каждым промыс­ ловым траулером не менее чем на 15 процентов. Для этого необходимо произвести замену существующей аппаратуры, дающей низкие выходы жира из печени, аппаратурой, кото­ рая обеспечивает наилучшие ре­ зультаты по выходу готовой про­ дукции. Очень долгое время жир из печени тресковых ,рыб получался примитив­ ным способом. До 1950 года на. каж­ дом рыболовном траулере -для полу­ чения жира из печени трески было установлено по два жиротопенньгх котла, с рабочим объемом в 230—250 килограммов печени каждый. Котлы безотказны в работе и очень просты по устройству. Сущность метода по­ лучения жира в жиротопенном кот­ ле заключается в выгреве жира при помощи острого пара, то есть пара., который поступает непосредственно •в печень, загруженную в котел, по­ догревая ее до кипения. Печень в процессе прощрева и кипения из­ мельчается. После окончания выгре- ва масса отстаивается, жир всплы­ вает наверх. Гракса же (смесь бел­ ка с жщром) занимает среднее поло­ жение, а конденсационная вода за­ нимает нижнее положение. Отстояв­ шийся жир слива.ют в специальные баки, где он и хранится до порта. При этом способе потеря жира, ко­ леблется* от 15 до 25 процентов, так как основная масса граксы выбра­ сывается за борт из-за отсутствия ‘емкостей. С 1950 года рыболовный флот стал пополняться траулерами, на ко­ торых жиротопенные цехи оборудо­ ваны сепараторными жировыми уста­ новками. Они состоят из дробилки (дезинтегратора) с двумя электромо­ торами, предназначенной для из­ мельчения печени, шнекового насоса с электромотором для перекачки мас­ сы в бак-смеситель, бака-смесителя для частичного подогрева массы и создания резерва массы, бака для подогрева воды и сепаратора — ос­ новного агрегата, приводящегося в движение электромотором. Сущность метода получения жира на сепараторной установке заклю­ чается в измельчении печени на дез­ интеграторе совместно с горячей водой, подогреве массы до 65— 75°С с последующим отделением жира от массы на сепараторе. Мы ждали, что эта установка даст лучшие результаты, чем простые котлы. Начали осваивать эту слож­ ную технику, штат пришлось увели­ чить на одного человека — дать ма- пшниста-свпараторщика, но резуль­ таты по выходу жира остались те же, что и на жигротопеняых кот­ лах. Одновременно с этим слож­ ность агрегатов увеличила объем междурейсового ремонта траулеров. Оказалось, что в процессе дробления печени в дезинтеграторе происхо­ дит чрезмерное распыление и сме- шиЕание жировых частиц с частица­ ми воды, то есть образуется стойкая эмульсия. Эта эмульсия в основном п уходит за борт с промывными во­ дами. Часть жира вообще не выде­ ляется из клеток, так как они не разрушаются;. Часть жировых частиц, смешан- ныхГс частицами воды в виде очень стойкой эмульсии, попадает вместе с жиром в баки-яранилища. Это имеет важнейшее значение для дальнейшей переработки жира-полуфабриката, доставляемого траулерами на заводы медицинского жира. Охлаждение и фильтрация жира, полученного на сепараторных установках, серьезно осложняется. При охлаждении тако­ го жира не происходит нормального кристаллообразования стеарина, жир пенится, образуя тестообразную мас­ су. При фильтрации такого жира за­ биваются салфетки фильтра, и филь­ трация жира прекращается. Производительность фильтропресса снижается в несколько раз, в то время как переработка жир», полу­ ченного из жиротопенных котлов, проходит нормально. Таким образом, нормальной работе установки мешает дезинтегратор. Мною совместно с механиком по консервно-жиротопенному оборудо­ ванию тов. Зайцевым Н. П. предло­ жен новый способ получения жира, названный нами комбинированным. Поскольку выход жира и в жиро­ топенных котлах и на сепараторных установках на одном уровне, мы ре­ шили взять самое ценное от сепара­ торной установки — сепаратор. Первоначально печень перегре­ вается в котлах, массе дается отстой, жир сливается и в дальнейшем . пракса перерабатывается на сепара­ торе. Такая установка уже имеется на траулере «Меркурий». Испытания установки в мае 1955 года показа­ ли, что она дает дополнительно 15,6 I процента жира из граксы. Причем жир, полученный таким способом, не влияет на ход дальнейшей его пере­ работки на заводе меджира. Кроме того, необходимо отметить, что труд рабочих облегчается, отпадает необ­ ходимость в запасных частях для дезинтегратора, смесителя и элек­ тромотора, так как они вообще уп­ раздняются и заменяются жирото- пенными котлами, которые безотказ­ ны в работе. . В сепараторной установке при вы­ ходе из строя одного из узлов вся установка выходит ив строя до пор­ та, и печень приходится перераба­ тывать дедовским методом в бочке- трещанке, подводя шлангом в нее пар. В этих случаях потеря жира достигает 50 процентов. В предложенной нами установке в случае выхода из строя сепаратора переработка печени будет произво­ диться в котлах, и потери останут­ ся на существующем уровне. Затра­ та труда на единицу продукции зна­ чительно уменьшается, так как не требуется систематической беспре­ рывной загрузки печени в дезинте­ гратор, не нужно производить раз­ борку, чистку, сборку дезинтеграто­ ра, щелочение смесителя и очистку трубопроводов. После загрузки котлов в течение трех—четырех часов в период выг- рева жира и отстоя мастер по вы- греву жира может производить под­ готовку печени на -консервы и на жир, очистку сепаратора и другие работы, что благоприятно скажется на увеличении выработки консервов. Применение такого способа позво­ лило бы, например, в прошлом году получить дополнительно тринадцать тысяч центнеров рыбьего жира. Технический совет тралового фло­ та принял наше предложение, но для окончательного внедрения его при­ ходится ожидать _решения главка и Министерства рыбной промышленно­ сти СССР. Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра­ ботки тралового флота. Передовики^соревнования >х*У x->>x<jx‘:;x v /'.v K y K vX w j !;Й -Й ;Й Щ£ 11111 Щ ;Й у Й ;: Экипаж траулера «Трал», включившись в социалистическое соревнование за увеличение вылова рыбы, настойчиво борется за выполнение принятых обязательств. Сейчас на счету моряков имеется уже около 27 тысяч центнеров выловленной рыбы. На снимке: передовики социалистического соревнования на траулере «Трал» — консервный мастер А. КУЗНЕЦОВ, старший помощник капитана И. СОКОЛЫХ и матрос Б. НОВИКОВ. Фото «Полярной правды». Новая промысловая обстановка застала экипаж врасплох Ц е н н о е н о в ш е с т в о Известно, что одной из особенно­ стей дрифтерного лова сельди яв­ ляется способ освобождения объя- чеившейся сельди из сети. Этот спо­ соб заключается в том, что при вы­ борке сетей матросы резким встря­ хиванием сети с рыбой сверху вниз освобождают от нее запутавшуюся сельдь. Каким бы осторожным не было эго встряхивание, часть сельди при значительных уловах и волне­ нии вылетает за борт. Чтобы лик­ видировать эти потери уловов, моря­ ки отдельных судов вдоль борта протягивали различные защитные сетки. Эти сетки хотя частично и предохраняли отцепившуюся сельдь от вылетания за борт, но меишыи ра­ ботам по выборке сетей. В мае нынешнего года на средних траулерах № 835 и Кг 4164 для этой же цели была применена за­ щитная сетка, которая не только полностью задерживает всю сельдь, отцепившуюся и выбрасываемую за борт при резком встряхивании дрифтерной сети, но и не создает никаких помех в работе. Защитная сетка составлялась из частей дрифтерной сети, бывшей в употреблен™. Обычно бралась боко­ вая часть сети длиной в три метра (по первую вертикальную пожили- ну). На расстоянии двух метров с одной стороны, делался небольшой вырез, чтобы можно было выбирать двух бочек улова, то есть около 150—180 килограммов. При боль­ ших же уловах потери сельди при обычном способе возрастают и по- сеть ролом. Нижняя кромка сети и j этому применение такой защитаой Н О С О В Ы * ftJ ttT h t сетное полотно выреза прикрепля­ лись к подборе. Сеть устанавлива­ лась между вантами и надстройкой по правому борту (см. схему). Крепилась она: вверху — к но­ совым ванггам и релеигам крыла надстройки, внизу — к вантам, кронштейнам вертикальных валиков рола и к планширю. Опыт применения защитных сеток на траулерах NsMI 835 и 4164 по­ казал, что при уловах в пять—шесть тонн этой сеткой сохраняется около сети дает больший эффект. С целью сокращения потерь улова при выборке сетей опыт средних тра­ улеров 835 и 4164 следует бы­ стро распространить на все суда флота. Защитная сетка должна быть принята на вооружение всего сель­ дяного флота и входить в обяза­ тельный норматив промыслового во­ оружения судов. И. АХЛЫНОВ. Инженер-инструктор по до­ быче управления «Мурман- сельдь». Экипаж траулера «Семга» неплохо потрудился в начале нынешнего го­ да. План первого квартала выполнен на 142,1 процента. В апреле корабль стоял в ремонте, а в мае дал почти полтора месячных плана. Однако в июне моряки снизили темпы труда, выполнив месячное задание всего на 67,6 процента. Недавно траулер «Семга» вернул­ ся из очередного рейса, задание ко^ торого не было выполнено. Почему экипаж, успешно работавший в на­ чале года, оказался застигнутым врасплох новой обстановкой на про­ мысле, когда концентрации рыбы стали разреженными? Ответ — в создавшейся на корабле атмосфере самоуспокоенности, неподготовлен­ ности моряков к более сложным ус­ ловиям работы. Когда была на ред­ кость богатая сырьевая база и все траулеры, даже с неопытными су­ доводителями, не ловили, а, как го­ ворят, «черпали» рыбу, моряки «Семпи» тоже работали успешно, не заботясь о будущем. После снятия капитана Разумова — зазнавшегося руководителя, по­ терявшего чувство ответственности за порученное дело, экипаж возгла­ вил Анатолий Евгеньевич Афанасьев. Посылая на «Семгу» нового капита­ на, руководители тралового флота не оказали ему помощи, которая на первых порах была весьма необхо­ дима. Капитан тов. Афанасьев, шед­ ший на промысел впервые после двадцатидвухлетнего перерыва, не был обеспечен ни помощью капита- на-наставника, ни промысловыми пособиями: атласом течений, табли­ цами приливов и отливов. А ведь известно, что без них в прибрежных районах работать исключительно трудно. Не зная направления тече­ ний, времени приливов и отливов, невозможно добиться высоких уло­ вов, правильно вести промысловое судовождение. К моменту смены руководства на траулере «Семга» плохо обстояло дело с трудовой дисциплиной, ряд производственных участков оказался в неудовлетворительном состоянии. Все это при хорошей промысловой обстановке может быть и незначи­ тельно повлияло бы на темпы рабо­ ты, но в новых, худших, УСЛОВИЯУ оно резко сказалось на результатах деятельности экипажа. В период истекшего рейса глаз­ ная машина и вспомогательные ме­ ханизмы работали четко, но про­ мысловые устройства подвели моря­ ков. Столор-бяоки по обоим бо-ртам не работали, ваера брались на сто­ пор старым способом, неудобным и опасным для моряков, выполняющих эту операцию. Отошедший еще ра­ нее бортовой киль дважды рвал трал. Только в результате этого бы­ ло потеряно не менее десяти тонн рыбы, много времени ушло на по­ чинку трала. Беда, как говорится, в одиночку не ходит. В новой обстановке, когда приходилось дорожить при каждом тралении любым, даже незначитель­ ным количеством рыбы, вдруг плохо стали работать траловые доски. Од­ на доска всплывала над грунтом, Еггорая ложилась плашмя. Если это не заметно было при богатых уло­ вах, то теперь судно сразу же ока­ залось в пролове. Тщательный ос­ мотр досок показал, что одна из них стала легче из-за того, что вымыло цемент, который пришлось заменить другим грузом, а вторая имела за­ диры на своей поверхности и тоже работала ненормально. Неопытность капитана, неисправ­ ности отдельных деталей орудий лова безусловно повлияли на ход выполнения рейсового задания: мо­ ряки «Семги» недодали стране более семидесяти тонн рыбы. Многое предстоит сделать экипа­ жу корабля для устранения недо­ статков. Чтобы впредь не допускать промахов в промысловой работе, необходимо укрепить трудовую и производственную дисциплину/ Нельзя допускать повторения отста­ вания моряков от траулера. А ведь перед отходом судна в прошлый рейс на корабль не явилось четыре чело­ века. Июльский Пленум ЦК КПСС от­ метил в своих решениях неудовле­ творительную работу рыбной про­ мышленности. К морякам траулера «Семга», как и к экипажам других судов, это имеет прямое отношение. Поэтому задача промысловиков — решительно улучшать свою деятель­ ность, в любых условиях выполнять государственные задания. Моряки траулера «Семга» могут и должны восстановить былую славу своего корабля. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz