Рыбный Мурман. 1955 г. Июль.
№ 85 (325), 17 июля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН УВЕЛИЧЕНИЕМ ВЫЛОВА РЫБЫ, ВНЕДРЕНИЕМ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОТВЕТИМ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЮЛЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС! Пути повышения выработки рыбьего тира Рыбный Мурман дает основную массу трескового жира для медицин ских целей. Выработка этого ценно го продукта из .года в год возрастает, но есть все возможности увеличить производство жира каждым промыс ловым траулером не менее чем на 15 процентов. Для этого необходимо произвести замену существующей аппаратуры, дающей низкие выходы жира из печени, аппаратурой, кото рая обеспечивает наилучшие ре зультаты по выходу готовой про дукции. Очень долгое время жир из печени тресковых ,рыб получался примитив ным способом. До 1950 года на. каж дом рыболовном траулере -для полу чения жира из печени трески было установлено по два жиротопенньгх котла, с рабочим объемом в 230—250 килограммов печени каждый. Котлы безотказны в работе и очень просты по устройству. Сущность метода по лучения жира в жиротопенном кот ле заключается в выгреве жира при помощи острого пара, то есть пара., который поступает непосредственно •в печень, загруженную в котел, по догревая ее до кипения. Печень в процессе прощрева и кипения из мельчается. После окончания выгре- ва масса отстаивается, жир всплы вает наверх. Гракса же (смесь бел ка с жщром) занимает среднее поло жение, а конденсационная вода за нимает нижнее положение. Отстояв шийся жир слива.ют в специальные баки, где он и хранится до порта. При этом способе потеря жира, ко леблется* от 15 до 25 процентов, так как основная масса граксы выбра сывается за борт из-за отсутствия ‘емкостей. С 1950 года рыболовный флот стал пополняться траулерами, на ко торых жиротопенные цехи оборудо ваны сепараторными жировыми уста новками. Они состоят из дробилки (дезинтегратора) с двумя электромо торами, предназначенной для из мельчения печени, шнекового насоса с электромотором для перекачки мас сы в бак-смеситель, бака-смесителя для частичного подогрева массы и создания резерва массы, бака для подогрева воды и сепаратора — ос новного агрегата, приводящегося в движение электромотором. Сущность метода получения жира на сепараторной установке заклю чается в измельчении печени на дез интеграторе совместно с горячей водой, подогреве массы до 65— 75°С с последующим отделением жира от массы на сепараторе. Мы ждали, что эта установка даст лучшие результаты, чем простые котлы. Начали осваивать эту слож ную технику, штат пришлось увели чить на одного человека — дать ма- пшниста-свпараторщика, но резуль таты по выходу жира остались те же, что и на жигротопеняых кот лах. Одновременно с этим слож ность агрегатов увеличила объем междурейсового ремонта траулеров. Оказалось, что в процессе дробления печени в дезинтеграторе происхо дит чрезмерное распыление и сме- шиЕание жировых частиц с частица ми воды, то есть образуется стойкая эмульсия. Эта эмульсия в основном п уходит за борт с промывными во дами. Часть жира вообще не выде ляется из клеток, так как они не разрушаются;. Часть жировых частиц, смешан- ныхГс частицами воды в виде очень стойкой эмульсии, попадает вместе с жиром в баки-яранилища. Это имеет важнейшее значение для дальнейшей переработки жира-полуфабриката, доставляемого траулерами на заводы медицинского жира. Охлаждение и фильтрация жира, полученного на сепараторных установках, серьезно осложняется. При охлаждении тако го жира не происходит нормального кристаллообразования стеарина, жир пенится, образуя тестообразную мас су. При фильтрации такого жира за биваются салфетки фильтра, и филь трация жира прекращается. Производительность фильтропресса снижается в несколько раз, в то время как переработка жир», полу ченного из жиротопенных котлов, проходит нормально. Таким образом, нормальной работе установки мешает дезинтегратор. Мною совместно с механиком по консервно-жиротопенному оборудо ванию тов. Зайцевым Н. П. предло жен новый способ получения жира, названный нами комбинированным. Поскольку выход жира и в жиро топенных котлах и на сепараторных установках на одном уровне, мы ре шили взять самое ценное от сепара торной установки — сепаратор. Первоначально печень перегре вается в котлах, массе дается отстой, жир сливается и в дальнейшем . пракса перерабатывается на сепара торе. Такая установка уже имеется на траулере «Меркурий». Испытания установки в мае 1955 года показа ли, что она дает дополнительно 15,6 I процента жира из граксы. Причем жир, полученный таким способом, не влияет на ход дальнейшей его пере работки на заводе меджира. Кроме того, необходимо отметить, что труд рабочих облегчается, отпадает необ ходимость в запасных частях для дезинтегратора, смесителя и элек тромотора, так как они вообще уп раздняются и заменяются жирото- пенными котлами, которые безотказ ны в работе. . В сепараторной установке при вы ходе из строя одного из узлов вся установка выходит ив строя до пор та, и печень приходится перераба тывать дедовским методом в бочке- трещанке, подводя шлангом в нее пар. В этих случаях потеря жира достигает 50 процентов. В предложенной нами установке в случае выхода из строя сепаратора переработка печени будет произво диться в котлах, и потери останут ся на существующем уровне. Затра та труда на единицу продукции зна чительно уменьшается, так как не требуется систематической беспре рывной загрузки печени в дезинте гратор, не нужно производить раз борку, чистку, сборку дезинтеграто ра, щелочение смесителя и очистку трубопроводов. После загрузки котлов в течение трех—четырех часов в период выг- рева жира и отстоя мастер по вы- греву жира может производить под готовку печени на -консервы и на жир, очистку сепаратора и другие работы, что благоприятно скажется на увеличении выработки консервов. Применение такого способа позво лило бы, например, в прошлом году получить дополнительно тринадцать тысяч центнеров рыбьего жира. Технический совет тралового фло та принял наше предложение, но для окончательного внедрения его при ходится ожидать _решения главка и Министерства рыбной промышленно сти СССР. Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра ботки тралового флота. Передовики^соревнования >х*У x->>x<jx‘:;x v /'.v K y K vX w j !;Й -Й ;Й Щ£ 11111 Щ ;Й у Й ;: Экипаж траулера «Трал», включившись в социалистическое соревнование за увеличение вылова рыбы, настойчиво борется за выполнение принятых обязательств. Сейчас на счету моряков имеется уже около 27 тысяч центнеров выловленной рыбы. На снимке: передовики социалистического соревнования на траулере «Трал» — консервный мастер А. КУЗНЕЦОВ, старший помощник капитана И. СОКОЛЫХ и матрос Б. НОВИКОВ. Фото «Полярной правды». Новая промысловая обстановка застала экипаж врасплох Ц е н н о е н о в ш е с т в о Известно, что одной из особенно стей дрифтерного лова сельди яв ляется способ освобождения объя- чеившейся сельди из сети. Этот спо соб заключается в том, что при вы борке сетей матросы резким встря хиванием сети с рыбой сверху вниз освобождают от нее запутавшуюся сельдь. Каким бы осторожным не было эго встряхивание, часть сельди при значительных уловах и волне нии вылетает за борт. Чтобы лик видировать эти потери уловов, моря ки отдельных судов вдоль борта протягивали различные защитные сетки. Эти сетки хотя частично и предохраняли отцепившуюся сельдь от вылетания за борт, но меишыи ра ботам по выборке сетей. В мае нынешнего года на средних траулерах № 835 и Кг 4164 для этой же цели была применена за щитная сетка, которая не только полностью задерживает всю сельдь, отцепившуюся и выбрасываемую за борт при резком встряхивании дрифтерной сети, но и не создает никаких помех в работе. Защитная сетка составлялась из частей дрифтерной сети, бывшей в употреблен™. Обычно бралась боко вая часть сети длиной в три метра (по первую вертикальную пожили- ну). На расстоянии двух метров с одной стороны, делался небольшой вырез, чтобы можно было выбирать двух бочек улова, то есть около 150—180 килограммов. При боль ших же уловах потери сельди при обычном способе возрастают и по- сеть ролом. Нижняя кромка сети и j этому применение такой защитаой Н О С О В Ы * ftJ ttT h t сетное полотно выреза прикрепля лись к подборе. Сеть устанавлива лась между вантами и надстройкой по правому борту (см. схему). Крепилась она: вверху — к но совым ванггам и релеигам крыла надстройки, внизу — к вантам, кронштейнам вертикальных валиков рола и к планширю. Опыт применения защитных сеток на траулерах NsMI 835 и 4164 по казал, что при уловах в пять—шесть тонн этой сеткой сохраняется около сети дает больший эффект. С целью сокращения потерь улова при выборке сетей опыт средних тра улеров 835 и 4164 следует бы стро распространить на все суда флота. Защитная сетка должна быть принята на вооружение всего сель дяного флота и входить в обяза тельный норматив промыслового во оружения судов. И. АХЛЫНОВ. Инженер-инструктор по до быче управления «Мурман- сельдь». Экипаж траулера «Семга» неплохо потрудился в начале нынешнего го да. План первого квартала выполнен на 142,1 процента. В апреле корабль стоял в ремонте, а в мае дал почти полтора месячных плана. Однако в июне моряки снизили темпы труда, выполнив месячное задание всего на 67,6 процента. Недавно траулер «Семга» вернул ся из очередного рейса, задание ко^ торого не было выполнено. Почему экипаж, успешно работавший в на чале года, оказался застигнутым врасплох новой обстановкой на про мысле, когда концентрации рыбы стали разреженными? Ответ — в создавшейся на корабле атмосфере самоуспокоенности, неподготовлен ности моряков к более сложным ус ловиям работы. Когда была на ред кость богатая сырьевая база и все траулеры, даже с неопытными су доводителями, не ловили, а, как го ворят, «черпали» рыбу, моряки «Семпи» тоже работали успешно, не заботясь о будущем. После снятия капитана Разумова — зазнавшегося руководителя, по терявшего чувство ответственности за порученное дело, экипаж возгла вил Анатолий Евгеньевич Афанасьев. Посылая на «Семгу» нового капита на, руководители тралового флота не оказали ему помощи, которая на первых порах была весьма необхо дима. Капитан тов. Афанасьев, шед ший на промысел впервые после двадцатидвухлетнего перерыва, не был обеспечен ни помощью капита- на-наставника, ни промысловыми пособиями: атласом течений, табли цами приливов и отливов. А ведь известно, что без них в прибрежных районах работать исключительно трудно. Не зная направления тече ний, времени приливов и отливов, невозможно добиться высоких уло вов, правильно вести промысловое судовождение. К моменту смены руководства на траулере «Семга» плохо обстояло дело с трудовой дисциплиной, ряд производственных участков оказался в неудовлетворительном состоянии. Все это при хорошей промысловой обстановке может быть и незначи тельно повлияло бы на темпы рабо ты, но в новых, худших, УСЛОВИЯУ оно резко сказалось на результатах деятельности экипажа. В период истекшего рейса глаз ная машина и вспомогательные ме ханизмы работали четко, но про мысловые устройства подвели моря ков. Столор-бяоки по обоим бо-ртам не работали, ваера брались на сто пор старым способом, неудобным и опасным для моряков, выполняющих эту операцию. Отошедший еще ра нее бортовой киль дважды рвал трал. Только в результате этого бы ло потеряно не менее десяти тонн рыбы, много времени ушло на по чинку трала. Беда, как говорится, в одиночку не ходит. В новой обстановке, когда приходилось дорожить при каждом тралении любым, даже незначитель ным количеством рыбы, вдруг плохо стали работать траловые доски. Од на доска всплывала над грунтом, Еггорая ложилась плашмя. Если это не заметно было при богатых уло вах, то теперь судно сразу же ока залось в пролове. Тщательный ос мотр досок показал, что одна из них стала легче из-за того, что вымыло цемент, который пришлось заменить другим грузом, а вторая имела за диры на своей поверхности и тоже работала ненормально. Неопытность капитана, неисправ ности отдельных деталей орудий лова безусловно повлияли на ход выполнения рейсового задания: мо ряки «Семги» недодали стране более семидесяти тонн рыбы. Многое предстоит сделать экипа жу корабля для устранения недо статков. Чтобы впредь не допускать промахов в промысловой работе, необходимо укрепить трудовую и производственную дисциплину/ Нельзя допускать повторения отста вания моряков от траулера. А ведь перед отходом судна в прошлый рейс на корабль не явилось четыре чело века. Июльский Пленум ЦК КПСС от метил в своих решениях неудовле творительную работу рыбной про мышленности. К морякам траулера «Семга», как и к экипажам других судов, это имеет прямое отношение. Поэтому задача промысловиков — решительно улучшать свою деятель ность, в любых условиях выполнять государственные задания. Моряки траулера «Семга» могут и должны восстановить былую славу своего корабля. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz