Рыбный Мурман. 1955 г. Июль.

рыбный мурман № 85 (325), 17 июля 1955 г $ W 1 0 H O t£ аыиХоиконои ИСПОЛЬЗУЙ В БЕСЕДЕ + За годы, прошедшие после XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, социа­ листическая промышленность до­ стигла значительных успехов. Пя­ тый пятилетний план по общему объему промышленного производ­ ства выполнен к 1 мая 1955 года, то есть за 4 года и 4 месяца. Это является большой победой совет­ ского народа в борьбе за укрепле­ ние экономического могущества Советского государства, за даль­ нейшее продвижение нашей страны к коммунизму. + Крупные успехи имеет тяже­ лая промышленность, являющаяся, основой развития всего народного хозяйства, неуклонного роста бла-1 госостояния трудящихся и укрепле-1 ния оборонной мощи страны. Про-' изводство средств производства! возрастет к концу 1955 года по j сравнению с 1950 годом не менее чем на 84 процента и составит бо-1 лее 70 процентов всей промышлен-, ной продукции Советского Союза. -+■ Большим достижением по­ слевоенного времени является строительство грандиозных гидро­ электростанций на Волге — в Куй­ бышеве и Сталинграде — и на ре­ ках Сибири. Мощность строящихся сейчас в стране гидроэлектростан­ ций почти втрое превысит мощ­ ность всех гидроэлектростанций, действовавших к началу 1954 года. + Общий объем продукции ма­ шиностроительной промышлен­ ности увеличивается в 1955 году по сравнению с 1950 годом более чем в 2 раза, а по сравнению с 1940 годом — в 4,6 раза. -4- Рост производства продукции машиностроения дал возможность повысить уровень механизации тя­ желых и трудоемких работ в важ­ нейших отраслях промышленности — угольной, металлургической, нефтяной, лесной, а также в строи­ тельстве, на транспорте и в сель­ ском хозяйстве. В настоящее вре­ мя на колхозных и совхозных по­ лях работает тракторов, зерновых комбайнов и других сельскохозяй­ ственных машин в 2 раза больше, чем в 1940 году; на базе этой мощ­ ной техники успешно решаются за­ дачи освоения целинных и залеж­ ных земель, увеличения производ­ ства зерна, технических культур и продуктов животноводства. + На основе всемерного роста тяжелой индустрии развивается легкая и пищевая промышленность. Уровень производства товаров на­ родного потребления в 1955 году превысит уровень производства 1950 года на 72 процента против 65 процентов, предусмотренных пятилетним планом. О б з о р с т е п н о й п с ч а т и Больше внимания пропаганде передового опыта На траулере «Луч» выходит стен­ ная газета того же названия. Внача­ ле этого года на корабле состоялось общее собрание экипажа, на котором был избран новый состав редколле­ гии. Редактором стенгазеты был изб­ ран третий помощник капитана тов. Петров. В результате текучести не­ которые члены редколлегии списа­ лись с судна. Теперь в редколлегии осталось три человека — кроме ре­ дактора матрос тов. Свириденко и мастер по обработке рыбы тов. Пы- лаев. Последний, кстати, недавно ушел в ошуюк. В судовой стенгазете отмечаются передовики производства, рассказы­ вается о результатах работы вахт и отдельных людей, критикуются не­ достатки в деятельности и поведе­ нии членов экипажа. В последнем номере, вышедшем 23 июня, помеще­ на передовая статья «Больше рыбы стране». В ней говорится о том, что экипаж траулера досрочно выполнил план первого полугодия по вылову рыбы и выработке субпродуктов. Однако, как отмечается далее, моря­ ки не использовали всех возможно­ стей для того, чтобы показатели их работы были еще лучше. По вине администрации уборка выловленной рыбы была организована плохо, тралмейстерский состав не справил­ ся со своими задачами, Мастер по обработке рыбы тов. Пылаев, выступивший в стенгазете с заметкой «Главная задача коллекти­ ва», отмечает, что в рейсе № 7 вахтенные помощники капитана ма­ ло интересовались вопросами обра­ ботки рыбы. В результате этого сорт­ ность доставленной в порт продукции снижена на 15 процентов, не вы­ полнено задание по заготовке свежья. Члены зкшшжа траулера «Луч» с интересом читают стенную газету, делятся впечатлениями. Однако у моряков к редколлегии есть ряд пре­ тензий, с когщрыми нельзя не со­ гласиться. Одним из существенных недостатков в публикуемых мате­ риалах является то, что мало вни­ мания в них уделяется пропаганде и распространению передового опыта. Отмечая передовиков производства, стенгазета не рассказывает, как они добились успеха, что им помогло ра­ ботать лучше, чем другим. Взять, к примеру, ту же заметку мастера по обработке рыбы тов. Пылаева. В ней отмечалось, что вахта третьего по­ мощника капитана тов. Петрова до­ билась лучших результатов в обра­ ботке рыбы по сравнению с другими коллективами. Но что помогло дости­ жению успеха, как организован труд на вахте — об этом не говорится. Да и вред ли можно увидеть в стен­ газете материалы, в которых рас­ крывался бы положительный опыт. — При неполном составе редкол­ легии, — рассказывает тов. Петров, — работать трудно. Приходится пе­ чатать те материалы, которые удает­ ся «достать». Кроме того, если чле,- ны редколлегии сами изредка и вы­ ступают в газете со своими коррес­ понденциями, то в организации дру­ гих материалов и в оформлении стенгазеты участия никакого не принимают. Первому помощнику капитана тов. Драндусу следует прислушаться к этому заявлению. Он должен оказы­ вать больше практической помощи редколлегии. Необходимо также больше внима­ ния уделять развертыванию критики и самокритики в стенгазете. Между тем в этом отношении дело пока об­ стоит неблагополучно. В номере восьмом, о которое речь шла выше, хотя и вскрываются некоторые не­ достатки в деятельности экипажа, но не названо конкретно ни одного дез­ организатора производства, тянуще­ го коллектив назад. А говорить об этом следовало бы. Моряки траулера «Луч» убедились в том, что деловая, справедливая критика в стенгазете помогает устранять недостатки в ра­ боте. Всем, например, памятен такой случай. Несколько1рейсов назад по­ мощник повара тов. Беликова недоб­ росовестно относилась к работе. Однажды она даже сварила уху, плохо очистив рыбу от внутренно­ стей. В одном из номеров стенгазеты была помещена карикатура с под­ писью, в которой рассказывалось о недобросовестном отношении Белико­ вой к порученному делу. Эта крити­ ка помогла, и сейчас помощник по­ вара показывает пример в работе. Привлекая к участию в стенной газете широкий актив моряков, ред­ коллегия стенгазеты траулера «Луч» может успешно справиться со стоя­ щими перед ней задачами, сделает стенгазету содержательной, целеуст­ ремленной, поможет морякам в устранении недостатков, в передаче положительного опыта. С. КОРОТКОВ. ' Еще раз о вахтенной службе О плохом Несении вахтенной служ­ бы на судах тралового флота в пе­ риод стоянки кораблей в порту гово­ рилось уже неоднократно.-Однако до последнего времени руководство тралового флота не приняло почти никаких мер для того, чтобы навести в этом деле порядок. Редко на ко­ раблях, стоящих в порту, можно увидеть вахтенного матроса. Если же он и находится на своем месте, то не обращает внимания на беспо­ рядки, творящиеся около него. На судно может зайти кто угодно и делать там что ему заблагорассудит­ ся. Не случайно поэтому у нас еще наблюдаются случаи хищения рыб­ ной продукции и личного имущества М'оряжов и хулиганство. В последнее время некоторые мо­ ряки за хулиганство и кражи при­ влечены к уголовной ответственно­ сти. Так, например, осужден матрос Безруков, который похитил двадцать четыре килограмма рыбы. К двум годам лишения свободы осужден матрос Ювайнен за хулиганские действия. У нас еще слабо ведется борьба с пьянством. Дело доходит до того, что некоторые моряки ухитряются проносить спиртные напитки на тер­ риторию порта, хотя это строжайше запрещено. А командный состав су­ дов, иногда являясь свидетелями пьянства моряков на кораблях, про­ ходит мимо этого. Недавно за по­ пытку пронести спиртные напитки на территорию порта были задержа­ ны в проходной третий' помощник капитана траулера «Арга» Голубен­ ко, тонга траулера «Анадырь» Ва­ леева и старший помощник капита­ на траулера «Волхов» Сокур. При этом установлено, что на траулерах «■Молдавия» п «Москва» были орга­ низованы коллективные пьянки. Несколько дней назад, ^при про­ верке несения вахтенной службы, было установлено, что в четыре ча­ са ночи на траулерах «Чирчик» и «Сосковец» никого из членов экипа­ жа на палубе не было, хотя вахту должны были нести моряки. На траулере «Белуга» отсутствовал в это время вахтенный помощник ка­ питана, а матрос Котельников, нахо­ дившийся на вахте, был пьяный. Почти такая же картина наблюда­ лась и на траулере «Одесса», где вахтенный помощник капитана спал, а вахтенный матрос находился в одной из кают. ' Нунены решительные меры для того, чтобы улучшить положение с несением вахтенной службы. Это по­ может успешно вести борьбу с бес­ порядками. Б- КУЗНЕЦОВ. Доставлять на промысел хорошую воду Моряки сельдяного флота добыва­ ют ценную рыбу для трудящихся Советского Союза. Они вправе требо­ вать от руководителей «Мурман- сельди» всесторонней заботы о себе. Во многих вопросах моряки такую заботу ощущают — получают хоро­ шее питание, медицинскую помощь, обеспечиваются журналами, газетами и т. д. Но что касается снабжения пресной водой, то в этом у нас име­ ются серьезные недостатки. В конце мая и начале июня был случай, когда с танкера «Карталы» была передана свежая вода на плавбазу «Новосибирск». На «Ново­ сибирске» танки ржавые, поэтому моряки промысловых кораблей по­ лучали с плавбазы некачественную коду. Неужели в порту нельзя было очистить танки? Моряки, находя­ щиеся в Северной' Атлантике, долж­ ны получать доброкачественную воду. Л. БАКАЛЕИНИКОВ. Радист среднего траулера № 242 По с л е д а м н аши х в ы с т у п л е н и й «ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЛЕТНЕГО ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ» Заместитель начальника Главмур- манрыбпрома тов. Таран сообщил, что в корреспонденции, опубликованной под таким заголовком («Рыбный IМурман» от 19 июня с. г.), правиль­ но поставлен вопрос об увеличении вылова мурманской сельди. Разработаны мероприятия, кото­ рые должны обеспечить до' конца года вылов мурманской сельди в количе­ стве 139 тысяч центнеров. ПисЬма с траулера «Сосновец» 6. Корабль вернулся в порт • • • — Вернемся мы все-таки с невы­ полненным заданием, — говорили моряки. — Ведь до прихода в порт осталось всего несколько суток, а в трюме немногим больше двухсот тонн полуфабриката. Опасения были не напрасны. В море установилась тихая, почти штилешая погода. Только бы ловить и ловить рыбу, но треска, как гово­ рят на флоте, «внезапно отказала». Только что поднимали за одно тра­ ление по три — пять тонн и вдруг стали брать по полтонны. После со­ вещания, проведенного по радио, капитан Соколов отдал приказ идти ближе к берегу, где рыба ловилась не то что лучше, чем на Мурманской банке, но все-таш попадала в трал равномерно, по одной — полторы тонны за траление. Еще на переходе тов. Соколов внимательно изучил промысловые сводки, выяснил, на каких глубинах лучше всего ловится рыба. И ко­ рабль пришел в район острова Киль- дин, где моряки траулера «Сосно­ вец» начали промысел. В районе Кильдина морское дно каменистое. Орудия лова здесь часто .рвутся, траловые «мешки протираются, и ры­ ба, уже попавшая в сети, уходит об­ ратно в море. Чтобы избежать это­ го, промысловики градировали не больше одного-полутора часов, стро­ го придерживались заданного каши- таном курса. Опыт показал, что ры­ ба держится на узкой полосе, где глубина моря не превышает 1 1 0 — 115 метров. Умелая организация промыслового судовождения принесла свои плоды. Тонна за тонной укладывалась в трюм разделанная рыба. За трое су­ ток было выловлено более шестиде­ сяти тонн трески. Все свободные от вакты промысловики стали »а рыбо­ разделочные столы. Вместе с вах­ тенными матросами они быстро об­ рабатывали улов. Вся пойманная рыба не уместилась в трюм. Часть улова была уложена в рыбные ящи­ ки на палубе. Дав три прощальных гудка, трау­ лер покинул район -промысла и ушел в порт. Вместо двухсот пятидесяти тонн рыбы в полуфабрикате в трюме и на. палуюе находилось двести семь- I десят шесть, тонн разделанной, замо- Iроженной п засоленной трески. Ко­ рабль набрал полный груз. — Надо поднять флаги расцвечи­ вания, — сказал кто-то. — Пусть все видят, как хорошо мы порабо­ тали. — А хорошо ли? Этот вопрос вызвал у многих чле­ нов экипажа недоумение. Действи­ тельно, почаму не хорошо?! Рейсо­ вое задание перевыполнено, корабль возвращается в порт с полным гру­ зом. Чего же еще требовать от коллектива?! И все-таки экипаж траулера мог бы поработать в этом рейсе лучше. Если бы на судне пол­ ностью бы,ли всюрыты внутрен­ ние резервы, использованы все воз­ можности, оно бы пришло в порт раньше и доставило бы на рыбоком­ бинат больше рыбной продукции Когда оба трюма — и главный и резервный — были до самых ко­ мингсов заполнены рыбой, ее стали брать на палубу. — Сделаем еще два — три трале­ ния, — сказал капитан несшему ночную вахту второму помощнику Васину, — и пойдем в порт. Только помните — близко к берегу подхо­ дить нельзя. Порвем трал. Рыба луч­ ше всего здесь ловится на глубине сто десять — сто двадцать метров. 'Капитан отдал приказание и умел к себе в каюту, а. вактенный помощ­ ник капитана поступил по-своему. Он самовольно изменил курс кораб­ ля. Подошел близко к берегу, стал тралировать на глубине в шестьде­ сят метров, решив почему-то, что здесь уловы будут больше, и, конеч­ но, ошибся. Трал был поднят из во­ ды порванным. Ни одного килограм­ ма рыбы в нем не оказалось. После этого корабль ушел в порт. — Груз-то полный, — сокрушен­ но говорили моряки, — да не сов­ сем. Еще тонн десять могши бы на­ брать. Много возможностей было упуще­ но в этом рейсе моряками траулера «Сосновец». В начале плавания из­ рядное количество рыбы, которую можно было бы разделать, выброси­ ли за борт. Выбросили потому, что привыкли в предыдущие рейсы к обильным уловам. Моряки не захоте­ ли «возиться с мелочью», — нало­ вим, мол, крупную рыбу. Однажо промысловая обстановка в море из­ менилась к худшему и в последних числах июня траулер «Сосновец» был вынужден идти в Тюва-губу для пополнения запасов угля и во­ ды. Не будь этой возможности, эки­ паж корабля вернулся бы в порт не только без полного груза, но и с невыполненным рейсовым заданием. .Правильно не подняли перед воз­ вращением в порт на траулере фла­ гов расцвечивания. Экипаж трауле­ ра мог бы иметь более высокие ре­ зультаты в работе. Все возможно­ сти к этому имелись. Ведь на судне начало опытных, любящих свое де­ ло моряков. Здесь работает много комсомольцев, большинство из них повышает свою квалификацию. Но, к сожалению, есть здесь и такие промысловики, которые тянут весь коллектив назад. Постоянный капитан траулера «Сосновец» тов. Смолокуров мало до сих пор занимался воспитанием команды. На судне слаба трудовая дисциплина, не организована борь­ ба за экономию дорогого промысло­ вого времени, слабо популяризирует­ ся опыт передовиков. А между тем это-то и мешает коллективу. Оа может работать хорошо и без авра­ лов. Траулер «Сосновец» не входит в число десяти передовых судов тра­ лового флота, не является он и от­ стающим. Однако его экипаж не­ полностью использует свои возмож­ ности. Хорошо ведя лов рыбы при благоприятных промысловых усло­ виях, моряки корабля еще не при­ няли мер для того, чтобы добивать­ ся успеха при любых трудностях. Траулер «Сосновец» может возвра­ щаться из каждого рейса досрочно, под флагами расцвечивания. С. ДЕМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz