Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.

№ 22 (262), 20 февраля 1955 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н . а 3 Бдительность вахтенного механика Бдительное несение вахтенной службы является одним из условий правильной технической эксплуата­ ции судов. Вот случай, свидетельст­ вующий об этом. ...В море свирепствовала штормо­ вая погода, волны достигали трех— четырехметровой высоты. Поисковый траулер «В. Головнин» шел с тралом. Вдруг в цилиндре среднего давления послышались сильные стуки. Вах­ тенный механик тов. Александров немедленно сообщил об этом на мо­ стик и старшему механику тов. Ло­ банову. Машина была остановлена. При обследовании цилиндра было установлено, что в него попал по­ сторонний предмет. Когда цилиндр вскрыли и из него вытащили поршень, на дне его уда­ лось обнаружить шпильку золотни­ ка цилиндра высокого давления и какие-то металлические обломки. Извлечь шпильку из цилиндра за­ трудняло то, что сам цилиндр был сильно нагрет. Второй механик тов. Горелов ре­ шил извлечь шпильку магнитом. Но под руками его не оказалось. Тогда взяли адапторную головку, сняли с нее магнит и с его помощью извлек­ ли шпильку и металлические об­ ломки. Благодаря бдительному несению вахты третьим механиком тов. Алек­ сандровым и находчивости второго механика тов. Горелова авария была предотвращена, и через полтора ча­ са стоянки машина вновь заработала. Командование корабля за хорошее несение вахтенной службы объяви­ ло третьему механику тов. Алек­ сандрову благодарность. П. НОВИКОВ. Первый помощник капита­ на траулера «В. Головнин». В р ы б н о м п о р т у Ежедневно из рыбного порта уходят в широкие морские просторы промысловые и поисковые траулеры. Ежедневно из дальних промысловых рейсов возвращаются в порт корабли с грузом рыбы и рыботоваров. В порту их ожидают бригады грузчиков, чтобы скорее разгрузить суда и дать им путевку в новые плавания. На этом снимке показано возвращение траулера в рыбный порт. По низкой осадке корпуса видио, что корабль возвращается с моря с большим грузом. Фото-этюд И. Воронкова. Отвечаем на вопросы читателей Почему происходит порыв трала? По с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й «МАЛО ЗАБОТЫ О БЫТЕ МОЛОДЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ» В заметке, опубликованной под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» за 9 февраля, говорилось о том, что дирекция, парнийная и профсоюзная организации Абрам- мысских судоремонтных мастерских не проявляют должной заботы о бы­ товых нуждах молодых рабочих. Председатель рабочкома профсою­ за мастерских тов. Медведев сообщил в редакцию, что дирекция и проф­ союзная организация приняли меры к устранению указанных в заметке недостатков. На .промысле бывают случаи, ког­ да после траления поднятый на борт трал имеет большие повреждения сетей по верхним крыльям и по скверу в районе верхней подборы. При этом нижние крылья и нилсняя часть матицы по всему футропу со­ вершенно целые, но в мешке трала совсем нет рыбы. Такой характер порыва сетей мо­ жет произойти по двум причинам: Во-первых, это моясет произойти в свежую ветреную погоду при зна­ чительном волнении моря. В этих условиях при спуске трала судно на полном ходу описывает циркуля­ цию с подключенными, но неотрав­ ленными в воду, траловыми досками. Трал тянется на кабелях близко от судна. Поэтому трал, кроме нагруз­ ки, испытываемой от скорости судна на циркуляции, испытывает еще дополнительную динамическую на­ грузку, получаемую сильными рыв­ ками вследствие качки корабля. Эти две нагрузки оказываются настолько значительными, что сети трала по верхней подборе не выдерживают и разрываются. Посколько верхняя подбора находится ближе к поверх­ ности неспокойного моря, ее сети первыми подвергаются разрыву. Та­ кой порыв скорее произойдет у бо­ лее ветхого трала, а новый трал останется совершенно целым. Капитан траулера «Волхов» тов. Д. Савинов просит ответить на следующий вопрос: «Из-за каких причин может произойти порыв верхних крыльев и верх­ ней подборы трала при условии, что нижняя подбора остается целой, а в кутке рыбы не оказы­ вается? Этот вопрос интересует мно- j гих судоводителей и мастеров i по добыче рыбы». На вопрос тов. Савинова от­ вечает, по просьбе редакции, один из старейших судоводите­ лей тралового флота, капитан траулера «Слава» С. М. Сухо- пяткин. Если волнение большое и судно при циркуляции имеет большую ско­ рость, то порыв может произойти и тогда, когда судно опишет циркуля­ цию с вытравленными в воду доска­ ми до первой ваерной марки. Для устранения подобных случаев в свежую погоду нужно делать цир­ куляцию при спуске трала обяза­ тельно с досками, то-есть стравить доски в воду до первой ваерной мар­ ки. Скорость при циркуляции дер­ жать умеренную. Когда судно ували­ вается под ветер, обороты машины следует временно сбавлять до ма­ лых. При выходе судна на курс травления ваеров нужно сначала подавать команду «трави ваера», а потом заказывать форсированные обороты машины. Примерно такого же характера по­ рыв трала может произойти'и в шти­ левую погоду. В этих условиях спу­ скается трал и травятся кабеля. Травление кабелей происходит не­ равномерно. Поэтому, когда судно начинает делать циркуляцию, одна из клячевок, чаще всего носовая, мо­ жет попасть в крыло другой клячев- ки или в сквер, и при буксировке в момент циркуляции, зацепившись, порвет и то и другое. Следовательно, в штилевую погоду ни в коем слу­ чае нельзя травить носовую клячев- ку впереди кормовой; нужно хотя бы толчками давать ход судну, чтобы трал мог бы раскрыться. Почему в трале нет рыбы? — спрашивает тов. Савинов. В трале нет рыбы потому, что он порвался еще у поверхности воды и не мог раскрыться, так как сети по верхней подборе были оторваны и, свисая, прижались к нижней подбо­ ре, закрыв зев трала. Если бы порыв произошел при тралении на грунте, то рыба обяза­ тельно оказалась бы в трале в боль­ ших или меньших количествах. С. СУХОПЯТКИН. Улучшить работу ц е х а Коллектив котельно-сварочного цеха Абрам-мысских мастерских не­ плохо потрудился в прошлом году. С первых же дней нового года мы решили работать еще лучше, чтобы достойно встретить день выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся. Сейчас судоремонтные предприя­ тия нашего бассейна в связи с под­ ходом в порт многих средних трау­ леров работают с большой нагрузкой и часто сроки окончания ремонта срываются. Судоремонтники могли бы трудиться значительно лучше и при сложившейся обстановке, но вся беда в том, что ко многим недостат­ кам у нас относятся примиренчески, а это сказывается на работе отдель­ ных производственных участков и предприятия в целом. В котельно-сварочном цехе имеются пресс-ножницы. Но вот уже год, как часть ножей на них вышла из строя. Они заказаны нашему же цеху, но отдел главного механика не забо­ тится о приведении в порядок нож­ ниц. Есть в цехе и вальцы для изго­ товления труб, но они находятся в таком запущенном состоянии, что о «механизации» здесь и говорить не приходится. Казалось бы, пустяк изготовить хорошие защитные маски для элект­ росварщиков. Однако об этом тоже никто не заботится и люди работают в неисправных масках, портят зре­ ние. Может быть кто-либо подумает, что о всем этом неизвестно руково­ дителям предприятия? К сожалению, руководители знают об этих недо­ статках. Мы неоднократно говорим о них на собраниях, но дело от этого не улучшается. Беззаботно отнеслись руководите­ ли предприятия и к созданию усло­ вий для работы коллектива нашего цеха в зимних условиях. Паровое отопление давно уже не работает, нет тамбуров, по цеху гуляют сквоз­ няки. Недавно заболели из-за этого восемь человек, в том числе и на­ чальник цеха тов. Голубев. Временно, на время болезни тов. Голубева, руководство цехом взял на себя директор мастерских тов. Дзят- ко. Но пока ощутимых перемен от этого не наблюдается. Пора решить все вопросы, связанные с механиза­ цией трудоемких процессов, и наве­ сти порядок в организации труда и снабжения в нашем цехе. Н. КОМЛЕВ. Котельщик Абрам-мысских судоремонтных мастерских, профорг горячих цехов. По ночам, когда на море тихая по­ года и хорошая видимость и когда промысловые корабли большими группами сосредоточиваются в рай­ онах концентрации рыбы, можно наблюдать десятки огоньков, и ярко и тускло мерцающих, словно спу­ стившиеся на море звезды. Кругом тишина и спокойствие, нарушаемое лишь ритмичной работой машины. В это время на траулере «Комсомо­ лец» всегда можно увидеть бодр­ ствующего боцмана Ивана Василье­ вича Сметанина. — И когда он только спит, — го­ ворят о нем моряки траулера, — и днем и ночью работает, свое дело вы­ полняет и на подвахту выходит на­ равне с матросами. В этих словах не только удивле­ ние, но и заслуженная похвала боц­ ману, который по праву считается одним из передовых членов экипажа. За шесть лет работы на траулере «Комсомолец» Иван Васильевич не имел ни одного замечания. А при подведении результатов работы за месяц или квартал никогда не об­ ходится, чтобы фамилия бопмана не была отмечена в числе передовиков. Человек, родившийся и выросший у морского побережья, Сметанин не мыслит без моря своей жизни. Детст­ во его прошло в деревне Сюзьма, Ар­ хангельской области. У самого берега Л Ю Д И Н А Ш Е Г О Б А С С Е Й Н А Беспокойный человек Белого моря расположено селение и почти все его жители становятся мо­ ряками или рыбаками. А Ивану Ва­ сильевичу, хотя его отец и был по­ томственный помор, в юности приш­ лось заняться другим делом. До двад­ цати двух лет он батрачил у кулака. Потом работал на лесопильном заво­ де, на строительстве ботов. И все-та­ ки настал день, когда море оконча­ тельно притянуло его к себе, он ушел матросом на рыболовный бот, а с 1936 года трудится на судах тра­ лового флота. Специальности деревообработчика и судостроителя, приобретенные им ранее, особенно пригодились Ивану Васильевичу, когда он стал боцма­ ном. Сколько, на первый взгляд, не­ значительных, но необходимых ра­ бот выполняет он своими руками. В последнем рейсе траулера «Комсомо­ лец», например, боцман отремонти­ ровал двери во многих каютах, уст­ ранил повреждения в надстройках и грузоподъемных приспособлениях. Большое хозяйство у боцмана. На­ чиная от свистка и кончая забороч- ными досками и стрелами, за всем он должен смотреть. И всегда они у Сметанина в порядке. А это отнимает немало времени. Во время хороших уловов боцману вместе с матросами приходится убирать рыбу. И здесь Иван Васильевич зарекомендовал се­ бя умелым специалистом. Матросы внимательно присматриваются к его работе, а боцман никогда не отказы­ вает им в передаче своего опыта, внимательно обучает молодежь. Сколько матросов, которые сейчас являются хорошими мастерами обра­ ботки рыбы, с благодарностью вспо­ минают о Сметанине, который нема­ ло положил труда, чтобы их обучить. Вот, например, старшина вахты мат­ рос первого класса Клавдий Соловь­ ев, считающийся одним из лучших на траулере «Комсомолец». Он многим обязан боцману тем, что стал хоро­ шим специалистом. То же самое мож­ но сказать и о бывшем матросе Швец, который сейчас учится на штурмана, и о старшине кочегаров Барашеве, который в свое время работал матро­ сом, показывая образцы в труде. Это­ го он достиг тоже с помощью боц­ мана. Но дело не только в том, чтобы передать людям свои навыки. Не ме­ нее важно привить людям любовь к судну, воспитать в них качества, не­ обходимые советскому моряку. Боц­ ману Сметанину в этом деле принад­ лежит не последнее место. Его не­ редко можно видеть в каютах, где живут матросы и кочегары, беседую­ щим о славных морских традициях, о том, как должны вести себя моря­ ки на корабле и на берегу. Но совер­ шенно иной тон принимает речь боцмана, если он заметит беспорядок, увидит моряка, позорящего это вы­ сокое звание. Не щадит Иван Васильевич в таких случаях и начальствующий состав. Любопытно в этом отношении выска­ зывание одного молодого командира траулера «Комсомолец», который пришел-однажды на судно, как гово­ рят, навеселе, появился в таком ви­ де среди матросов и решил учить их уму-разуму. Вот что <хн рассказал: — Боцман вежливо отвел меня в каюту, зашел ко мне и стал гово­ рить так, как много видевший в жизни дедушка со своим нашко­ дившим внуком. Он мне выска­ зал все, что его возмущало, неод­ нократно подчеркивая мое неумение или нежелание оправдать оказанное мне высокое доверие, мое неуваже­ ние к людям и к себе. И, нужно признаться, внушение боцмана силь­ но подействовало, значительно силь­ нее, чем самое строжайшее взы­ скание. Моряки, плавающие вместе с боц­ маном Сметаниным, могут расска­ зать много случаев, свидетельствую­ щих о его находчивости и самоот­ верженности,— о том, как однажды он вместе со старшим мастером по добыче рыбы тов. Ульяновым в те­ чение трех часов ^работал над исправ­ лением (разбитой штормом стрелы; о том, как он вместе с матросами спустился в ледяную воду освобож­ дать винт от намотавшегося на него трала; о том, как за сутки он при­ вел в рабочий порядок стрелу, штор­ мовой волной разбитую на три части. Таков боцман траулера «Комсомо­ лец» Иван Васильевич Сметанин — человек с беспокойным характером, родившийся у моря в семье рыбака и решивший посвятить жизнь морю и той специальности, которую унасле­ довал от отца. _______ С. КОРОТКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz