Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.
№ 22 (262), 20 февраля 1955 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н . а 3 Бдительность вахтенного механика Бдительное несение вахтенной службы является одним из условий правильной технической эксплуата ции судов. Вот случай, свидетельст вующий об этом. ...В море свирепствовала штормо вая погода, волны достигали трех— четырехметровой высоты. Поисковый траулер «В. Головнин» шел с тралом. Вдруг в цилиндре среднего давления послышались сильные стуки. Вах тенный механик тов. Александров немедленно сообщил об этом на мо стик и старшему механику тов. Ло банову. Машина была остановлена. При обследовании цилиндра было установлено, что в него попал по сторонний предмет. Когда цилиндр вскрыли и из него вытащили поршень, на дне его уда лось обнаружить шпильку золотни ка цилиндра высокого давления и какие-то металлические обломки. Извлечь шпильку из цилиндра за трудняло то, что сам цилиндр был сильно нагрет. Второй механик тов. Горелов ре шил извлечь шпильку магнитом. Но под руками его не оказалось. Тогда взяли адапторную головку, сняли с нее магнит и с его помощью извлек ли шпильку и металлические об ломки. Благодаря бдительному несению вахты третьим механиком тов. Алек сандровым и находчивости второго механика тов. Горелова авария была предотвращена, и через полтора ча са стоянки машина вновь заработала. Командование корабля за хорошее несение вахтенной службы объяви ло третьему механику тов. Алек сандрову благодарность. П. НОВИКОВ. Первый помощник капита на траулера «В. Головнин». В р ы б н о м п о р т у Ежедневно из рыбного порта уходят в широкие морские просторы промысловые и поисковые траулеры. Ежедневно из дальних промысловых рейсов возвращаются в порт корабли с грузом рыбы и рыботоваров. В порту их ожидают бригады грузчиков, чтобы скорее разгрузить суда и дать им путевку в новые плавания. На этом снимке показано возвращение траулера в рыбный порт. По низкой осадке корпуса видио, что корабль возвращается с моря с большим грузом. Фото-этюд И. Воронкова. Отвечаем на вопросы читателей Почему происходит порыв трала? По с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й «МАЛО ЗАБОТЫ О БЫТЕ МОЛОДЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ» В заметке, опубликованной под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» за 9 февраля, говорилось о том, что дирекция, парнийная и профсоюзная организации Абрам- мысских судоремонтных мастерских не проявляют должной заботы о бы товых нуждах молодых рабочих. Председатель рабочкома профсою за мастерских тов. Медведев сообщил в редакцию, что дирекция и проф союзная организация приняли меры к устранению указанных в заметке недостатков. На .промысле бывают случаи, ког да после траления поднятый на борт трал имеет большие повреждения сетей по верхним крыльям и по скверу в районе верхней подборы. При этом нижние крылья и нилсняя часть матицы по всему футропу со вершенно целые, но в мешке трала совсем нет рыбы. Такой характер порыва сетей мо жет произойти по двум причинам: Во-первых, это моясет произойти в свежую ветреную погоду при зна чительном волнении моря. В этих условиях при спуске трала судно на полном ходу описывает циркуля цию с подключенными, но неотрав ленными в воду, траловыми досками. Трал тянется на кабелях близко от судна. Поэтому трал, кроме нагруз ки, испытываемой от скорости судна на циркуляции, испытывает еще дополнительную динамическую на грузку, получаемую сильными рыв ками вследствие качки корабля. Эти две нагрузки оказываются настолько значительными, что сети трала по верхней подборе не выдерживают и разрываются. Посколько верхняя подбора находится ближе к поверх ности неспокойного моря, ее сети первыми подвергаются разрыву. Та кой порыв скорее произойдет у бо лее ветхого трала, а новый трал останется совершенно целым. Капитан траулера «Волхов» тов. Д. Савинов просит ответить на следующий вопрос: «Из-за каких причин может произойти порыв верхних крыльев и верх ней подборы трала при условии, что нижняя подбора остается целой, а в кутке рыбы не оказы вается? Этот вопрос интересует мно- j гих судоводителей и мастеров i по добыче рыбы». На вопрос тов. Савинова от вечает, по просьбе редакции, один из старейших судоводите лей тралового флота, капитан траулера «Слава» С. М. Сухо- пяткин. Если волнение большое и судно при циркуляции имеет большую ско рость, то порыв может произойти и тогда, когда судно опишет циркуля цию с вытравленными в воду доска ми до первой ваерной марки. Для устранения подобных случаев в свежую погоду нужно делать цир куляцию при спуске трала обяза тельно с досками, то-есть стравить доски в воду до первой ваерной мар ки. Скорость при циркуляции дер жать умеренную. Когда судно ували вается под ветер, обороты машины следует временно сбавлять до ма лых. При выходе судна на курс травления ваеров нужно сначала подавать команду «трави ваера», а потом заказывать форсированные обороты машины. Примерно такого же характера по рыв трала может произойти'и в шти левую погоду. В этих условиях спу скается трал и травятся кабеля. Травление кабелей происходит не равномерно. Поэтому, когда судно начинает делать циркуляцию, одна из клячевок, чаще всего носовая, мо жет попасть в крыло другой клячев- ки или в сквер, и при буксировке в момент циркуляции, зацепившись, порвет и то и другое. Следовательно, в штилевую погоду ни в коем слу чае нельзя травить носовую клячев- ку впереди кормовой; нужно хотя бы толчками давать ход судну, чтобы трал мог бы раскрыться. Почему в трале нет рыбы? — спрашивает тов. Савинов. В трале нет рыбы потому, что он порвался еще у поверхности воды и не мог раскрыться, так как сети по верхней подборе были оторваны и, свисая, прижались к нижней подбо ре, закрыв зев трала. Если бы порыв произошел при тралении на грунте, то рыба обяза тельно оказалась бы в трале в боль ших или меньших количествах. С. СУХОПЯТКИН. Улучшить работу ц е х а Коллектив котельно-сварочного цеха Абрам-мысских мастерских не плохо потрудился в прошлом году. С первых же дней нового года мы решили работать еще лучше, чтобы достойно встретить день выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся. Сейчас судоремонтные предприя тия нашего бассейна в связи с под ходом в порт многих средних трау леров работают с большой нагрузкой и часто сроки окончания ремонта срываются. Судоремонтники могли бы трудиться значительно лучше и при сложившейся обстановке, но вся беда в том, что ко многим недостат кам у нас относятся примиренчески, а это сказывается на работе отдель ных производственных участков и предприятия в целом. В котельно-сварочном цехе имеются пресс-ножницы. Но вот уже год, как часть ножей на них вышла из строя. Они заказаны нашему же цеху, но отдел главного механика не забо тится о приведении в порядок нож ниц. Есть в цехе и вальцы для изго товления труб, но они находятся в таком запущенном состоянии, что о «механизации» здесь и говорить не приходится. Казалось бы, пустяк изготовить хорошие защитные маски для элект росварщиков. Однако об этом тоже никто не заботится и люди работают в неисправных масках, портят зре ние. Может быть кто-либо подумает, что о всем этом неизвестно руково дителям предприятия? К сожалению, руководители знают об этих недо статках. Мы неоднократно говорим о них на собраниях, но дело от этого не улучшается. Беззаботно отнеслись руководите ли предприятия и к созданию усло вий для работы коллектива нашего цеха в зимних условиях. Паровое отопление давно уже не работает, нет тамбуров, по цеху гуляют сквоз няки. Недавно заболели из-за этого восемь человек, в том числе и на чальник цеха тов. Голубев. Временно, на время болезни тов. Голубева, руководство цехом взял на себя директор мастерских тов. Дзят- ко. Но пока ощутимых перемен от этого не наблюдается. Пора решить все вопросы, связанные с механиза цией трудоемких процессов, и наве сти порядок в организации труда и снабжения в нашем цехе. Н. КОМЛЕВ. Котельщик Абрам-мысских судоремонтных мастерских, профорг горячих цехов. По ночам, когда на море тихая по года и хорошая видимость и когда промысловые корабли большими группами сосредоточиваются в рай онах концентрации рыбы, можно наблюдать десятки огоньков, и ярко и тускло мерцающих, словно спу стившиеся на море звезды. Кругом тишина и спокойствие, нарушаемое лишь ритмичной работой машины. В это время на траулере «Комсомо лец» всегда можно увидеть бодр ствующего боцмана Ивана Василье вича Сметанина. — И когда он только спит, — го ворят о нем моряки траулера, — и днем и ночью работает, свое дело вы полняет и на подвахту выходит на равне с матросами. В этих словах не только удивле ние, но и заслуженная похвала боц ману, который по праву считается одним из передовых членов экипажа. За шесть лет работы на траулере «Комсомолец» Иван Васильевич не имел ни одного замечания. А при подведении результатов работы за месяц или квартал никогда не об ходится, чтобы фамилия бопмана не была отмечена в числе передовиков. Человек, родившийся и выросший у морского побережья, Сметанин не мыслит без моря своей жизни. Детст во его прошло в деревне Сюзьма, Ар хангельской области. У самого берега Л Ю Д И Н А Ш Е Г О Б А С С Е Й Н А Беспокойный человек Белого моря расположено селение и почти все его жители становятся мо ряками или рыбаками. А Ивану Ва сильевичу, хотя его отец и был по томственный помор, в юности приш лось заняться другим делом. До двад цати двух лет он батрачил у кулака. Потом работал на лесопильном заво де, на строительстве ботов. И все-та ки настал день, когда море оконча тельно притянуло его к себе, он ушел матросом на рыболовный бот, а с 1936 года трудится на судах тра лового флота. Специальности деревообработчика и судостроителя, приобретенные им ранее, особенно пригодились Ивану Васильевичу, когда он стал боцма ном. Сколько, на первый взгляд, не значительных, но необходимых ра бот выполняет он своими руками. В последнем рейсе траулера «Комсомо лец», например, боцман отремонти ровал двери во многих каютах, уст ранил повреждения в надстройках и грузоподъемных приспособлениях. Большое хозяйство у боцмана. На чиная от свистка и кончая забороч- ными досками и стрелами, за всем он должен смотреть. И всегда они у Сметанина в порядке. А это отнимает немало времени. Во время хороших уловов боцману вместе с матросами приходится убирать рыбу. И здесь Иван Васильевич зарекомендовал се бя умелым специалистом. Матросы внимательно присматриваются к его работе, а боцман никогда не отказы вает им в передаче своего опыта, внимательно обучает молодежь. Сколько матросов, которые сейчас являются хорошими мастерами обра ботки рыбы, с благодарностью вспо минают о Сметанине, который нема ло положил труда, чтобы их обучить. Вот, например, старшина вахты мат рос первого класса Клавдий Соловь ев, считающийся одним из лучших на траулере «Комсомолец». Он многим обязан боцману тем, что стал хоро шим специалистом. То же самое мож но сказать и о бывшем матросе Швец, который сейчас учится на штурмана, и о старшине кочегаров Барашеве, который в свое время работал матро сом, показывая образцы в труде. Это го он достиг тоже с помощью боц мана. Но дело не только в том, чтобы передать людям свои навыки. Не ме нее важно привить людям любовь к судну, воспитать в них качества, не обходимые советскому моряку. Боц ману Сметанину в этом деле принад лежит не последнее место. Его не редко можно видеть в каютах, где живут матросы и кочегары, беседую щим о славных морских традициях, о том, как должны вести себя моря ки на корабле и на берегу. Но совер шенно иной тон принимает речь боцмана, если он заметит беспорядок, увидит моряка, позорящего это вы сокое звание. Не щадит Иван Васильевич в таких случаях и начальствующий состав. Любопытно в этом отношении выска зывание одного молодого командира траулера «Комсомолец», который пришел-однажды на судно, как гово рят, навеселе, появился в таком ви де среди матросов и решил учить их уму-разуму. Вот что <хн рассказал: — Боцман вежливо отвел меня в каюту, зашел ко мне и стал гово рить так, как много видевший в жизни дедушка со своим нашко дившим внуком. Он мне выска зал все, что его возмущало, неод нократно подчеркивая мое неумение или нежелание оправдать оказанное мне высокое доверие, мое неуваже ние к людям и к себе. И, нужно признаться, внушение боцмана силь но подействовало, значительно силь нее, чем самое строжайшее взы скание. Моряки, плавающие вместе с боц маном Сметаниным, могут расска зать много случаев, свидетельствую щих о его находчивости и самоот верженности,— о том, как однажды он вместе со старшим мастером по добыче рыбы тов. Ульяновым в те чение трех часов ^работал над исправ лением (разбитой штормом стрелы; о том, как он вместе с матросами спустился в ледяную воду освобож дать винт от намотавшегося на него трала; о том, как за сутки он при вел в рабочий порядок стрелу, штор мовой волной разбитую на три части. Таков боцман траулера «Комсомо лец» Иван Васильевич Сметанин — человек с беспокойным характером, родившийся у моря в семье рыбака и решивший посвятить жизнь морю и той специальности, которую унасле довал от отца. _______ С. КОРОТКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz