Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.

- № 21 (261), 18 февраля 1935 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Все резервы сельдяного флота — в действие С СОБРАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО а к т и в а * «МУРМАНСЕЛЬДИ» Почему экипаж не выполнил о б я з а т е л ь с т в о На днях состоялось собрание хо­ зяйственного актива сельдяного фло­ та. С докладом об итогах работы в 1954 году и январе 1955 года и за­ дачах по досрочному выполнению го­ дового государственного плана вы­ ступил исполняющий обязанности начальника управления «Мурман- сельдь» тов. Бородулин. — Перед нашим коллективом, — говорит докладчик, — в 1954 году была поставлена задача выловить 790 тысяч центнеров рыбы, в том числе 660 тысяч центнеров сельди. Благодаря повседневному вниманию Коммунистической партии и Совет­ ского правительства годовой план был выполнен в прошлом году на 108,2 процента, а по вылову сельди — на 100,4 процента. Экипажи су­ дов, руководимые капитанами тт. Те­ рентьевым, Фадеевым, Яковлевым, Смирновым, Бойко, Сухоруковым, Шаповаловым, Астаховым, Дидерих- сом, выловили в течение года по 10 и более тысяч центнеров сельди. Но вместе с этим докладчик отме­ чает, что дополнительное задание по вылову сельди не было выполнено. Многие суда имели сверхплановые простои в ремонте, не справлялись с установленным режимом работы по обработке орудий лова, имели низкий вылов на дрейф но сравнению с пе­ редовыми судами. В этом повинны руководители сельдяной экспедиции тт. Шаповалов, Жуков и Серпенин, а также руководитель управления тов. Гунин. Промысловая разведка совме­ стно с ПИНРО работала неудовлетво- ров, в последних рейсах увеличив доставку утиля в два раза больше, чем они приняли от рыбаков. Недостатки, имевшие место в про­ шлом году, повторяются и в 1955 году. Это получается потому, что в сельдяном флоте не до конца исполь­ зуются богатые резервы. Часть су­ дов вместо того, чтобы находиться на промысле, простаивает в порту из-за несвоевременного ремонта. Не­ благополучно обстоит дело с ремон­ том машин и механизмов силами су­ довых машинных команд. Капитан плавбазы «Воркута» тов. Тарасов, выступивший в прениях, говорит о неудовлетворительном снабжении судов промысловым воо­ ружением, тарой и продуктами пи­ тания. На необходимость расширения складских помещений и площадей для продукции и материалов в пор­ ту указал начальник отдела снабже­ ния управления «Мурмансельдь» тов. Никифоров. На Тюва-губской сетеремонтной базе, говорит тов. Сборщиков, необ­ ходимо построить хороший сушиль- В прошедшем году экипаж трауле­ ра «Ногин» план по добыче рыбы выполнил на 116,2 процента. Себе­ стоимость одного центнера рыбы- сырца была снижена на 9,3 процен­ та. Сверхплановая прибыль состави­ ла 439,9 тысячи рублей. На первый взгляд, показатели как будто неплохие. Однако при более тщательном ознакомлении с положе­ нием дел картина становится не столь уж утешительная. Экипаж, не использовав многих резервов и воз­ можностей, не справился с принятым на 1954 год социалистическим обя­ зательством. Как в деятельности су­ довой администрации, так . и в рабо­ те палубной и машинной команд на жа, не проводятся. Обмен опытом пе­ редовиков не организован. Всему флоту, например, известна фамилия матроса тов. Карпусенко, который зарекомендовал себя замечательным производственником. Но о том, как он работает, каким путем добивает­ ся успехов, молодые моряки судна не знают. Даже план подготовки кадров на траулере в прошлом году не был выполнен: вместо двадцати пяти специалистов подготовлено все­ го лишь пять человек — два матро­ са первого и три матроса второго класса. Судовая администрация и судовой комитет профсоюза мало проявляют заботы о бытовых нуждах моряков. корабле наблюдались существенные | В каютах грязно, постельное белье недостатки, которые не изжиты и до сих пор. Один из существенных недостат­ ков заключается в том, что на суд­ не плохо организовано социалисти­ ческое соревнование, командный со­ став формально относится к этому важному делу. Капитан тов. Богомо­ лов не докладывает на заседаниях судового комитета профсоюза об итогах работы экипажа за рейс и квартал. Итоги соревнования подво­ дятся нерегулярно, передовики производства не заносятся на судо­ вую Доску почета. Неудовлетворительно поставлена на траулере и наглядная агитация, она не мобилизует моряков на достиже­ ние новых успехов в труде. Даже ный цех, механизировать трудоемкие I се®час> когда весь советский народ процессы работы, отремонтировать и расширить причальное хозяйство. Г Капитан среднего траулера № 181 тов. Миненко отмечает задержку ко­ раблей в ремонте. Сроки окончания ремонтных работ часто переносятся, из-за чего суда, простаивая в порту, теряют промысловое время. Участники собрания тт. Ткач, Ми- готовится к выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы де­ путатов трудящихся, на корабле нет ни одного лозунга, призывающего экипаж достойно встретить знамена­ тельную дату. Производственные совещания, на которых можно выявить резервы и вскрыть недостатки в работе экипа- меняется редко, культинвентаря на судне нет только потому, что не жела­ ют возиться с получением его со скла­ да отдела снабжения и из музыкаль­ ной мастерской. На судне много дру­ гих неполадок. И не случайно по­ этому на корабле наблюдается боль­ шая текучесть кадров. В прошлом году только одних машинистов сме­ нилось восемь человек. Этот факт объясняется также и тем, что стар­ ший механик тов. Логинов не за­ нимается воспитанием членов ма­ шинной команды. Все эти и ряд других недостатков не могли не сказаться на результа­ тах деятельности экипажа, а в ито­ ге моряки не выполнили при­ нятое на себя социалистическое обя­ зательство. Неотложная задача ад­ министрации, общественности и всей команды траулера «Ногин» — устра­ нить все эти недостатки и в 1955 году добиться лучших показателей в работе. А. БАРИНКОВ. Заместитель председателя базового комитета проф­ союза тралового флота. рительно, особенно в третьем квар- халкин, Александров, Шабаев, Кузне- тале. Недостаточно велась работа по закреплению и подбору кадров. В прошлом году сменились 161 капи­ тан, 75 старших механиков, 77 ма­ стеров лова и т. д. Недостаточно за­ нимались этими вопросами главный капитан флота тов. Молчанов, на­ чальник отдела связи тов. Сурков и начальник отдела обработки тов. Курдасов. Со стороны мастеров и технологов не было должной борьбы за высокое качество продукции. Особенно плохо работал бывший технолог плавбазы «Атлантика» тов. Чернов и технолог плавбазы «Новосибирск» тов. Замо- цов, Серпенин и Огарков говорили о необходимости использования всех резервов сельдяного флота для ус­ пешного выполнения государствен­ ной программы 1955 года и досроч­ ного завершения пятилетнего плана. На собрании выступил начальник отдела флота Министерства рыбной промышленности СССР тов. Степанов. Собрание хозяйственного актива приняло решение, направленное на устранение имеющихся недостатков и успешное выполнение плана до­ бычи сельди в 1955 году. Судьба „ срочного * заказа Абрам-мысские судоремонтные ма­ стерские кроме ремонта промысловых судов выполняют различные заказы по производству отдельных деталей промыслового вооружения, механиз­ мов для рыбообрабатывающих пред­ приятий и т. д. На их выполнение устанавливаются определенные сро­ ки. Однако заказчики иногда забы­ вают о своих «срочных» заказах. Так получилось с плавом из пено­ пласта, который изготовлен нашими мастерскими для «Мурмансельди». Сейчас около четырех тонн плава скопилось на складе, не пригодном для хранения такого груза. Руководи­ тели мастерских неоднократно обра­ щались в «Мурмансельдь» с требова­ нием принять плав и увезти его с территории предприятия, но пока это еще не сделано. Мы надеемся, что Главмурманрыб- пром поможет нам решить этот вопрос. И. БАЕВ. Техник-сметчик Абрам-мыс- скнх судоремонтных ма­ стерских. сельдь подымается в поверхностные горизонты моря. Обычно явления переходного пе­ риода наступают со второй половины января, но могут быть несколько раньше или позже в зависимости от условий того или иного сезона. Нача­ лом движения сельди к местам не­ рестилищ следует считать обнаруже­ ние сельди при высоких температу­ рах воды, порядка плюс 6 — плюс 7 градусов (тогда как основной про­ мысел производится при температу­ ре плюс 3 — плюс 4 градуса), а также массовый переход основных скоплений сельди от мест осенне- зимнего залегания к более повы­ шенным температурам воды и уси­ ление вертикальных суточных миг­ раций. Поведение сельди становится бо­ лее беспокойным, что также является признаком перехода рыбы в нересто­ вую стадию. Этот переход заметен и по развитию половых продуктов. Период зимнего промысла отли­ чается от предыдущего тем, что про­ мысел производится в поверхностных слоях воды при высокой поверхност­ ной температуре плюс 7 градусов, что означает выход сельди в теплые атлантические воды. Промысел сельди перемещается на отмели Северного моря, вокруг банки Викинг и вдоль Норвежского жолоба. Ориентиром для выхода на промысло­ вые скопления могут служить изоба­ ты, которые располагаются примерно по параллели с небольшими отклоне­ ниями и постоянным уменьшением глубин к югу. В сочетании с обсерва­ цией определение места по глубинам может явиться хорошим дополни­ тельным средством определения сно­ са корабля за время дрейфа с сетями. Сельдь в начале этого периода промысла очень подвижна как в го­ ризонтальном, так и в вертикальном направлениях: в горизонтальном на­ правлении сельдь передвигается к местам нерестилищ, а в вертикальном — совершает суточные миграции, подымаясь ночью к поверхностным слоям моря, а днем опускаясь на глубины. В соответствии с этим сле­ дует и строить рабочий распорядок дня на промысле. Что же касается выметки сетей, то не следует торо­ питься до сумерок, используя это время на выбор места для выметки сетей. Штормовые условия промысла зимнего времени как на глубинном, так и на поверхностном (нерестовом) лову требуют большого мастерства от промысловиков. Но в отличие от глубинного лова не следует до­ пускать штормования на сетях, так как воздействие волнения приведет к преждевременному износу сетей. Воо­ ружение порядков с сетями также результаты можно иметь, если увели­ чить вертикальйое перекрытие пути движения сельди — увеличить стену (высоту) сети. Во второй период зим­ него лова (нерестовый) лучших успе­ хов можно добиться, если увеличить перекрытие пути движения сельди в длину, посколько косяки сельди в толщину не распространяются более 2 — 5 метров. В соответствии с этим вооружение порядка будет изменяться. В этот период должен лучших результатов дать порядок с вожаком понизу. Тактика промысла в этот период должна сводиться к тому, чтобы ко­ рабли были как можно дальше удале­ ны друг от друга и располагались в дрейфе с сетями в шахматном поряд­ ке, избегая случаев перекрытия се­ тей друг другу. Посколько генеральное направле­ ние движения сельди в момент ее перехода к местам нереста известно так же, как и направление течения, то следует стремиться располагать сети поперек течений и хода сельди. Капитаны-флагманы, исходя из местных условий, должны решить за­ дачу организации промысла, исполь­ зуя средства, имеющиеся в их распо­ ряжении, как в определении скоро­ сти и направления сноса кораблей за время дрейфа с сетями, так и в оп­ ределении собственного движения должно исходить из того, что лучшие i сельди. Для этого нужно использо­ вать данные сводок всех флотилий и найти наиболее аффективный так­ тический прием лова в переходный период промысла и быть готовым к непосредственно нерестовому перио­ ду промысла, который также имеет свои особенности. Практическими наблюдениями установлено, что в период нереста сельдь совершает вертикальные миг­ рации, опускаясь днем на глубины (до грунта), а ночью подымаясь до поверхности моря. Записи приборов показывают подъем сельди до 10— 15 метров от поверхности моря. Эта особенность должна учитываться промысловиками. Для определения наиболее улови-, стого горизонта следует пользоваться контрольными сетями. Поисковым кораблям следует ставить ступенча­ тый порядок: с вожаком поверху и с вожаком понизу на различных углуб­ лениях для того, чтобы определить наиболее эффективный горизонт. При этом не следует забывать, что рабо­ та в зимних условиях затруднена частыми свежими ветрами и волне­ нием, что вызывает преждевремен­ ный износ орудий лова. Поэтому за­ дача должна быть решена в направ­ лении — как при наименьшей затра­ те материальных средств добиться наилучших результатов. Г. ШАПОВАЛОВ. На снимке: бригадир передо­ вой бригады слесарей завода междурейсового ремонта Глав- мурманрыбпрома тов. А. ЗАХА­ РОВ (слева) и один из лучших слесарей предприятия Я. ОС- НАЧ. Путьк увеличению добычи рыбы Промысловый флот моторно-рыбо­ ловных станций, обслуживающий рыболовецкие колхозы Мурманской области, за последние пять лет коренным образом изменился не столько за счет увеличения количе­ ства ал а®единиц, сколько в основ­ ном за счет качественного их соста­ ва и мощности, которая увеличилась более чем в шесть раз. За четыре года в МРС поступило более сорока малых рыболовных траулеров и десять рыболовных сей­ неров с большим радиусом плавания. Сейнеры, например, могут добывать рыбу не только в Баренцевом море, во и в Северной Атлантике. Наличие радиостанций как на малых трауле­ рах, так и на сейнерах обеспечивает бесперебойную связь с береговыми радиостанциями, плавающими судами и МРС. Как сейнеры, так и малые рыбо­ ловные траулеры наряду с траловым промыслом успешно ведут дриф­ терный и кошельковый лов. Принято считать, что треска яв­ ляется основным и единственным объектом промысла тралом, но для флота МРС такое мнение является ошибочным. Это можно подтвердить следующими фактами. В прошлом го­ ду малые траулеры «Фрунзе» и «Боец» впервые в истории прибреж­ ного промысла выловили тралом в Баренцевом море около 700 центне­ ров сайды. Успешно шел лов н мур­ манской сельди. Можно и обязательно нужно в прибрежной полосе Баренцева хоря ловить не только треску, но органи­ зовать устойчивый промысел сайды и камбалы, запасы которых не под­ даются учету, но, к большому сожа­ лению, совершенно не изучены. Ка­ питаны промысловых судов не знают, в каких местах нерестится камбала, не знают путей ее миграции к местам нагула. Это же можно сказать и о сайде и других породах рыб в Ба­ ренцевом море, промысел которых нужно всемерно увеличивать. ПИНРО и промразведка обязаны оказать по­ мощь капитанам флота МРС, подска­ зать в каких районах, в какое время года можно ловить камбалу, сайду и другую рыбу, попадающую в настоя­ щее время в трал как прилов. Для максимального увеличения рыбодобычи вопрос о выявлении но­ вых пород промысловых рыб для фло­ та МРС должен быть изучен и решен положительно, не откладывая это важное дело на длительное время. н. СОКОЛОВ. Старший инженер-эконо­ мист Мурманского областно­ го управления МРС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz