Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.
- № 21 (261), 18 февраля 1935 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Все резервы сельдяного флота — в действие С СОБРАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО а к т и в а * «МУРМАНСЕЛЬДИ» Почему экипаж не выполнил о б я з а т е л ь с т в о На днях состоялось собрание хо зяйственного актива сельдяного фло та. С докладом об итогах работы в 1954 году и январе 1955 года и за дачах по досрочному выполнению го дового государственного плана вы ступил исполняющий обязанности начальника управления «Мурман- сельдь» тов. Бородулин. — Перед нашим коллективом, — говорит докладчик, — в 1954 году была поставлена задача выловить 790 тысяч центнеров рыбы, в том числе 660 тысяч центнеров сельди. Благодаря повседневному вниманию Коммунистической партии и Совет ского правительства годовой план был выполнен в прошлом году на 108,2 процента, а по вылову сельди — на 100,4 процента. Экипажи су дов, руководимые капитанами тт. Те рентьевым, Фадеевым, Яковлевым, Смирновым, Бойко, Сухоруковым, Шаповаловым, Астаховым, Дидерих- сом, выловили в течение года по 10 и более тысяч центнеров сельди. Но вместе с этим докладчик отме чает, что дополнительное задание по вылову сельди не было выполнено. Многие суда имели сверхплановые простои в ремонте, не справлялись с установленным режимом работы по обработке орудий лова, имели низкий вылов на дрейф но сравнению с пе редовыми судами. В этом повинны руководители сельдяной экспедиции тт. Шаповалов, Жуков и Серпенин, а также руководитель управления тов. Гунин. Промысловая разведка совме стно с ПИНРО работала неудовлетво- ров, в последних рейсах увеличив доставку утиля в два раза больше, чем они приняли от рыбаков. Недостатки, имевшие место в про шлом году, повторяются и в 1955 году. Это получается потому, что в сельдяном флоте не до конца исполь зуются богатые резервы. Часть су дов вместо того, чтобы находиться на промысле, простаивает в порту из-за несвоевременного ремонта. Не благополучно обстоит дело с ремон том машин и механизмов силами су довых машинных команд. Капитан плавбазы «Воркута» тов. Тарасов, выступивший в прениях, говорит о неудовлетворительном снабжении судов промысловым воо ружением, тарой и продуктами пи тания. На необходимость расширения складских помещений и площадей для продукции и материалов в пор ту указал начальник отдела снабже ния управления «Мурмансельдь» тов. Никифоров. На Тюва-губской сетеремонтной базе, говорит тов. Сборщиков, необ ходимо построить хороший сушиль- В прошедшем году экипаж трауле ра «Ногин» план по добыче рыбы выполнил на 116,2 процента. Себе стоимость одного центнера рыбы- сырца была снижена на 9,3 процен та. Сверхплановая прибыль состави ла 439,9 тысячи рублей. На первый взгляд, показатели как будто неплохие. Однако при более тщательном ознакомлении с положе нием дел картина становится не столь уж утешительная. Экипаж, не использовав многих резервов и воз можностей, не справился с принятым на 1954 год социалистическим обя зательством. Как в деятельности су довой администрации, так . и в рабо те палубной и машинной команд на жа, не проводятся. Обмен опытом пе редовиков не организован. Всему флоту, например, известна фамилия матроса тов. Карпусенко, который зарекомендовал себя замечательным производственником. Но о том, как он работает, каким путем добивает ся успехов, молодые моряки судна не знают. Даже план подготовки кадров на траулере в прошлом году не был выполнен: вместо двадцати пяти специалистов подготовлено все го лишь пять человек — два матро са первого и три матроса второго класса. Судовая администрация и судовой комитет профсоюза мало проявляют заботы о бытовых нуждах моряков. корабле наблюдались существенные | В каютах грязно, постельное белье недостатки, которые не изжиты и до сих пор. Один из существенных недостат ков заключается в том, что на суд не плохо организовано социалисти ческое соревнование, командный со став формально относится к этому важному делу. Капитан тов. Богомо лов не докладывает на заседаниях судового комитета профсоюза об итогах работы экипажа за рейс и квартал. Итоги соревнования подво дятся нерегулярно, передовики производства не заносятся на судо вую Доску почета. Неудовлетворительно поставлена на траулере и наглядная агитация, она не мобилизует моряков на достиже ние новых успехов в труде. Даже ный цех, механизировать трудоемкие I се®час> когда весь советский народ процессы работы, отремонтировать и расширить причальное хозяйство. Г Капитан среднего траулера № 181 тов. Миненко отмечает задержку ко раблей в ремонте. Сроки окончания ремонтных работ часто переносятся, из-за чего суда, простаивая в порту, теряют промысловое время. Участники собрания тт. Ткач, Ми- готовится к выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы де путатов трудящихся, на корабле нет ни одного лозунга, призывающего экипаж достойно встретить знамена тельную дату. Производственные совещания, на которых можно выявить резервы и вскрыть недостатки в работе экипа- меняется редко, культинвентаря на судне нет только потому, что не жела ют возиться с получением его со скла да отдела снабжения и из музыкаль ной мастерской. На судне много дру гих неполадок. И не случайно по этому на корабле наблюдается боль шая текучесть кадров. В прошлом году только одних машинистов сме нилось восемь человек. Этот факт объясняется также и тем, что стар ший механик тов. Логинов не за нимается воспитанием членов ма шинной команды. Все эти и ряд других недостатков не могли не сказаться на результа тах деятельности экипажа, а в ито ге моряки не выполнили при нятое на себя социалистическое обя зательство. Неотложная задача ад министрации, общественности и всей команды траулера «Ногин» — устра нить все эти недостатки и в 1955 году добиться лучших показателей в работе. А. БАРИНКОВ. Заместитель председателя базового комитета проф союза тралового флота. рительно, особенно в третьем квар- халкин, Александров, Шабаев, Кузне- тале. Недостаточно велась работа по закреплению и подбору кадров. В прошлом году сменились 161 капи тан, 75 старших механиков, 77 ма стеров лова и т. д. Недостаточно за нимались этими вопросами главный капитан флота тов. Молчанов, на чальник отдела связи тов. Сурков и начальник отдела обработки тов. Курдасов. Со стороны мастеров и технологов не было должной борьбы за высокое качество продукции. Особенно плохо работал бывший технолог плавбазы «Атлантика» тов. Чернов и технолог плавбазы «Новосибирск» тов. Замо- цов, Серпенин и Огарков говорили о необходимости использования всех резервов сельдяного флота для ус пешного выполнения государствен ной программы 1955 года и досроч ного завершения пятилетнего плана. На собрании выступил начальник отдела флота Министерства рыбной промышленности СССР тов. Степанов. Собрание хозяйственного актива приняло решение, направленное на устранение имеющихся недостатков и успешное выполнение плана до бычи сельди в 1955 году. Судьба „ срочного * заказа Абрам-мысские судоремонтные ма стерские кроме ремонта промысловых судов выполняют различные заказы по производству отдельных деталей промыслового вооружения, механиз мов для рыбообрабатывающих пред приятий и т. д. На их выполнение устанавливаются определенные сро ки. Однако заказчики иногда забы вают о своих «срочных» заказах. Так получилось с плавом из пено пласта, который изготовлен нашими мастерскими для «Мурмансельди». Сейчас около четырех тонн плава скопилось на складе, не пригодном для хранения такого груза. Руководи тели мастерских неоднократно обра щались в «Мурмансельдь» с требова нием принять плав и увезти его с территории предприятия, но пока это еще не сделано. Мы надеемся, что Главмурманрыб- пром поможет нам решить этот вопрос. И. БАЕВ. Техник-сметчик Абрам-мыс- скнх судоремонтных ма стерских. сельдь подымается в поверхностные горизонты моря. Обычно явления переходного пе риода наступают со второй половины января, но могут быть несколько раньше или позже в зависимости от условий того или иного сезона. Нача лом движения сельди к местам не рестилищ следует считать обнаруже ние сельди при высоких температу рах воды, порядка плюс 6 — плюс 7 градусов (тогда как основной про мысел производится при температу ре плюс 3 — плюс 4 градуса), а также массовый переход основных скоплений сельди от мест осенне- зимнего залегания к более повы шенным температурам воды и уси ление вертикальных суточных миг раций. Поведение сельди становится бо лее беспокойным, что также является признаком перехода рыбы в нересто вую стадию. Этот переход заметен и по развитию половых продуктов. Период зимнего промысла отли чается от предыдущего тем, что про мысел производится в поверхностных слоях воды при высокой поверхност ной температуре плюс 7 градусов, что означает выход сельди в теплые атлантические воды. Промысел сельди перемещается на отмели Северного моря, вокруг банки Викинг и вдоль Норвежского жолоба. Ориентиром для выхода на промысло вые скопления могут служить изоба ты, которые располагаются примерно по параллели с небольшими отклоне ниями и постоянным уменьшением глубин к югу. В сочетании с обсерва цией определение места по глубинам может явиться хорошим дополни тельным средством определения сно са корабля за время дрейфа с сетями. Сельдь в начале этого периода промысла очень подвижна как в го ризонтальном, так и в вертикальном направлениях: в горизонтальном на правлении сельдь передвигается к местам нерестилищ, а в вертикальном — совершает суточные миграции, подымаясь ночью к поверхностным слоям моря, а днем опускаясь на глубины. В соответствии с этим сле дует и строить рабочий распорядок дня на промысле. Что же касается выметки сетей, то не следует торо питься до сумерок, используя это время на выбор места для выметки сетей. Штормовые условия промысла зимнего времени как на глубинном, так и на поверхностном (нерестовом) лову требуют большого мастерства от промысловиков. Но в отличие от глубинного лова не следует до пускать штормования на сетях, так как воздействие волнения приведет к преждевременному износу сетей. Воо ружение порядков с сетями также результаты можно иметь, если увели чить вертикальйое перекрытие пути движения сельди — увеличить стену (высоту) сети. Во второй период зим него лова (нерестовый) лучших успе хов можно добиться, если увеличить перекрытие пути движения сельди в длину, посколько косяки сельди в толщину не распространяются более 2 — 5 метров. В соответствии с этим вооружение порядка будет изменяться. В этот период должен лучших результатов дать порядок с вожаком понизу. Тактика промысла в этот период должна сводиться к тому, чтобы ко рабли были как можно дальше удале ны друг от друга и располагались в дрейфе с сетями в шахматном поряд ке, избегая случаев перекрытия се тей друг другу. Посколько генеральное направле ние движения сельди в момент ее перехода к местам нереста известно так же, как и направление течения, то следует стремиться располагать сети поперек течений и хода сельди. Капитаны-флагманы, исходя из местных условий, должны решить за дачу организации промысла, исполь зуя средства, имеющиеся в их распо ряжении, как в определении скоро сти и направления сноса кораблей за время дрейфа с сетями, так и в оп ределении собственного движения должно исходить из того, что лучшие i сельди. Для этого нужно использо вать данные сводок всех флотилий и найти наиболее аффективный так тический прием лова в переходный период промысла и быть готовым к непосредственно нерестовому перио ду промысла, который также имеет свои особенности. Практическими наблюдениями установлено, что в период нереста сельдь совершает вертикальные миг рации, опускаясь днем на глубины (до грунта), а ночью подымаясь до поверхности моря. Записи приборов показывают подъем сельди до 10— 15 метров от поверхности моря. Эта особенность должна учитываться промысловиками. Для определения наиболее улови-, стого горизонта следует пользоваться контрольными сетями. Поисковым кораблям следует ставить ступенча тый порядок: с вожаком поверху и с вожаком понизу на различных углуб лениях для того, чтобы определить наиболее эффективный горизонт. При этом не следует забывать, что рабо та в зимних условиях затруднена частыми свежими ветрами и волне нием, что вызывает преждевремен ный износ орудий лова. Поэтому за дача должна быть решена в направ лении — как при наименьшей затра те материальных средств добиться наилучших результатов. Г. ШАПОВАЛОВ. На снимке: бригадир передо вой бригады слесарей завода междурейсового ремонта Глав- мурманрыбпрома тов. А. ЗАХА РОВ (слева) и один из лучших слесарей предприятия Я. ОС- НАЧ. Путьк увеличению добычи рыбы Промысловый флот моторно-рыбо ловных станций, обслуживающий рыболовецкие колхозы Мурманской области, за последние пять лет коренным образом изменился не столько за счет увеличения количе ства ал а®единиц, сколько в основ ном за счет качественного их соста ва и мощности, которая увеличилась более чем в шесть раз. За четыре года в МРС поступило более сорока малых рыболовных траулеров и десять рыболовных сей неров с большим радиусом плавания. Сейнеры, например, могут добывать рыбу не только в Баренцевом море, во и в Северной Атлантике. Наличие радиостанций как на малых трауле рах, так и на сейнерах обеспечивает бесперебойную связь с береговыми радиостанциями, плавающими судами и МРС. Как сейнеры, так и малые рыбо ловные траулеры наряду с траловым промыслом успешно ведут дриф терный и кошельковый лов. Принято считать, что треска яв ляется основным и единственным объектом промысла тралом, но для флота МРС такое мнение является ошибочным. Это можно подтвердить следующими фактами. В прошлом го ду малые траулеры «Фрунзе» и «Боец» впервые в истории прибреж ного промысла выловили тралом в Баренцевом море около 700 центне ров сайды. Успешно шел лов н мур манской сельди. Можно и обязательно нужно в прибрежной полосе Баренцева хоря ловить не только треску, но органи зовать устойчивый промысел сайды и камбалы, запасы которых не под даются учету, но, к большому сожа лению, совершенно не изучены. Ка питаны промысловых судов не знают, в каких местах нерестится камбала, не знают путей ее миграции к местам нагула. Это же можно сказать и о сайде и других породах рыб в Ба ренцевом море, промысел которых нужно всемерно увеличивать. ПИНРО и промразведка обязаны оказать по мощь капитанам флота МРС, подска зать в каких районах, в какое время года можно ловить камбалу, сайду и другую рыбу, попадающую в настоя щее время в трал как прилов. Для максимального увеличения рыбодобычи вопрос о выявлении но вых пород промысловых рыб для фло та МРС должен быть изучен и решен положительно, не откладывая это важное дело на длительное время. н. СОКОЛОВ. Старший инженер-эконо мист Мурманского областно го управления МРС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz