Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.

р ы б н ы й м у р м а н № 21 (261), 18 февраля 1955 г. П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З Н Ь П о к о н ч и т ь с н е д о с т а т к а м и в политическом просвещении Коммунистическая партия прида­ ет очень большое значение вопросам политического просвещения. Необхо­ димо постоянно вооружать коммуни­ стов политическими знаниями и тем самым повышать их ведущую, аван­ гардную роль во всех областях на­ родного хозяйства, всемерно разви­ вать активность партийных масс. В нынешнем учебном году' в пар­ тийных организациях тралового фло­ та, как и повсюду, были приняты меры к ликвидации нарушений прин­ ципа добровольности в политиче­ ской учебе членов и кандидатов в члены КПСС. Кружки и политшколы созданы на тех кораблях, где комму­ нисты и комсомольцы пожелали из­ брать именно эту форму учебы. Воз­ росло 'число товарищей, занимаю­ щихся политическим самообразова­ нием. Со времени начала учебного года прошло четыре с половиной месяца. Можно подвести некоторые итоги ра­ боты, проделанной партийными орга­ низациями кораблей флота в деле руководства этим важным участком. Эти итоги свидетельствуют о том, что на тех траулерах, где партийные организации уделяют внимание по­ литической учебе, проявляют заботу об идейном содержании занятий, своевременно вскрывают недостатки в работе кружков и политшкол, дело идет неплохо, коммунисты и комсо­ мольцы выполняют свою уставную обязанность. Именно так обстоит дело на трау­ лерах «Тбилиси», «Касатка», «Ры­ бец» и некоторых других кораблях, где коммунисты и комсомольцы, не­ смотря на большую загруженность производственной работой, находят время для повышения своих полити­ ческих знаний, а партийные органи­ зации умело направляют деятель­ ность сети партийного просвещения. Общеизвестно, что в условиях промысла не всегда можно выпол­ нять план работы кружка или по­ литшколы. Жизнь вносит в него свои коррективы. Но было бы совер­ шенно неправильно утверждать, как это делают некоторые секретари партийных организаций, что в рейсе нет никакой возможности проводить занятия. Эта ошибочная точка зре­ ния и недооценка политической уче­ бы со стороны ряда политработни­ ков привели к тому, что на многих кораблях флота партийное просве­ щение оказалось наиболее запущен­ ным участком партийной работы. На траулере «Ногин», например, политическая учеба вовсе не орга­ низована. А между тем у моряков имеется большая тяга к знаниям. Здесь хотят заниматься, повышать сьой идейно-политический уровень не только коммунисты, но и многие комсомольцы, командный состав ко­ рабля. Они выражают желание соз­ дать кружок по изучению текущей политики, чтобы быть постоянно в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за границей. Второй механик траулера комсомолец тов. Ивашенцев заявил о том, что отдель­ ные моряки хотят изучать историю партии и политическую экономию. Но секретарь партийной организации тов. Насонов ничего не сделал для того, чтобы была налажена учеба коммунистов и комсомольцев. Со многими товарищами он даже не бе­ седовал по этому вопросу. Не лучше дела и на траулере «Аскольд». Здесь есть коммунисты, насчитывается 14 комсомольцев, од­ нако по-настоящему никто из них не повышает политические знания. Сек­ ретарь партийной организации тов. Петров все еще собирается потолко­ вать с людьми о выборе формы поли­ тической учебы. Особенно неблагополучное положе­ ние с. политической учебой созда­ лось на кораблях за последние два месяца. Большая группа политработ­ ников, являющихся одновременно пропагандистами, занималась на курсах, и работа кружков и полит­ школ фактически прекратилась. А ведь этого могло не быть, если бы своевременно были приняты меры по подбору заместителей пропаганди­ стов. В партийном комитете придер­ живаются мнения, что на судах нет коммунистов, которые бы могли спра­ виться с этим поручением. Нельзя согласиться с таким мнением, так как партком по сути дела и не стре­ мился иметь на траулерах замести­ телей пропагандистов. При желании, конечно, была возможность подо­ брать на эту работу людей, если не на все, то на многие корабли. Вызывает серьезную тревогу и положение с политическим самообра­ зованием коммунистов. Число това­ рищей, решивших самостоятельно работать над книгой, велико, а по­ мощи им оказывается очень мало. Только этим можно объяснить тот факт, что, например, на траулере «Поллукс» почти все коммунисты изучали первую главу Краткого кур­ са истории партии в течение трех и больше месяцев, а член КПСС тов. Ковалев уже третий год подряд на­ чинает изучение истории партии с первой главы и дальше третьей не идет. Подавляющее большинство комму­ нистов, работающих в управлении тралового флота, изъявило желание самостоятельно изучать марксистско- ленинскую теорию. Но лишь немно­ гие из них действительно занимают­ ся учебой. Партийные организации слабо контролируют политическое самооб­ разование коммунистов. Этот конт­ роль должен сводиться не к беседам формально-бюрократического харак­ тера и не к учинению «разноса», а к проведению хорошо подготовлен­ ных теоретических собеседований, индивидуальных бесед по теоретиче­ ским вопросам. Вину и ответственность за серьез­ ные недостатки в политическом про­ свещении несут партком тралового! флота и в первую очередь его руко­ водители тт. Киселев и Кирьянов. В парткоме ведется специальный жур­ нал учета работы кружков и полит­ школ, куда аккуратно вносятся дан­ ные, получаемые с кораблей. А под­ линного контроля за политической учебой коммунистов и комсомольцев, действительного руководства этим важнейшим участком нет. Красноре­ чиво об этом свидетельствует уже тот факт, что партком еще ни разу в нынешнем учебном году не обсудил деятельность сети партийного про­ свещения ни на одном из кораблей, ни в целом на флоте. Как видно из заявлений тт. Киселева и Кирьяно­ ва, они знают о неблагополучном по­ ложении дел с политической учебой, но ждут... возвращения на корабли политработников, занимавшихся на курсах. С недооценкой политической уче­ бы на кораблях тралового флота должно быть покончено. Партийные организации и партком обязаны неустанно совершенствовать методы руководства партийным просвещени­ ем, проявлять заботу о том, чтобы все коммунисты строго выполняли уставную обязанность — повышали свои политические знания. В. ПОПОВ. Е. БРОИДО. НАШИ КАНДИДАТЫ Он оправдает высокое доверие избирателей Коллектив управления тралового флота выдвинул кандидатом в депу­ таты Мурманского городского Совета депутатов трудящихся первого по­ мощника капитана траулера «Киров» Алексея Федоровича Трапезникова. Большой жизненный путь прошел Алексей Федорович, и на всех участ­ ках, куда его посылала Коммунисти­ ческая партия, успешно справлялся с порученным делом. Он был в числе первых североморцев, которые при­ няли активное участие в превраще­ нии северных морских границ в не­ приступные рубежи Заполярья. Пос­ ле демобилизации из рядов Военно- Морского флота тов. Трапезников остается в Мурманске. В годы Великой Отечественной войны он снова возвращается на ко­ рабли Северного флота и участвует в боях с немецко-фашистскими зах­ ватчиками. Более десяти лет Алексей Федоро­ вич плавает на судах тралового флота, выполняя обязанности перво­ го помощника капитана. На этой ра­ боте он отдает все свои силы и зна­ ния воспитанию моряков, мобилиза­ ции их на борьбу за высокие уловы. Особенно хорошо раскрылись боль­ шие организаторские способности тов. Трапезникова на траулере «Ки­ ров», где он работает с августа 1950 года. На протяжении всех этих лет траулер «Киров» уверенно занимает одно из первых мест на флоте, не раз выступал инициатором социали­ стического соревнования за досроч­ ное выполнение государственного плана. В 1954 году моряки этого ко­ рабля выловили свыше 60 тысяч центнеров рыбы. Руководимая тов. Трапезниковым партийная организация умело ис­ пользует предоставленное ей право контроля деятельности судовой ад­ министрации. В результате этого на партийных собраниях систематиче­ ски обсуждаются вопросы, связанные не только с увеличением вылова ры­ бы, но и повышением качества про­ дукции, снижением ее себестоимо­ сти, ростом производительности труда. На траулере «Киров» хорошо по­ ставлена работа по воспитанию мо­ ряков. Здесь систематически прово­ дятся доклады, беседы, политиче­ ские информации. К проведению этих мероприятий тов. Трапезников привлек командный состав, членов судового агитколлектива. Много вни­ мания уделяется вопросам укрепле­ ния трудовой дисциплины, пропа­ ганде здорового быта. Моряки изу­ чают историю своего корабля, пере­ нимают и приумножают лучшие Флотские традиции. В 1953 году Алексей Федорович Трапезников был избран депутатом Мурманского городского Совета де­ путатов трудящихся. Оказанное до­ верие он оправдал. Не раз он встре­ чался со своими избирателями, от­ кликался на их запросы, оказывал посильную помощь. Когда моряки траулера «Жемчуг» обратились к не­ му за содействием в связи с непра­ вильным начислением заработной платы, депутат городского Совета тов. Трапезников добился правиль­ ного решения этого вопроса. Алексей Федорович Трапезников— верный сын советского народа. Он предан делу нашей Коммунистиче­ ской партии. Я призываю всех избирателей 301 избирательного округа по выборам в Мурманский городской Совет депутат тов трудящихся в день выборов — 27 февраля 1955 года — отдать свои голоса за кандидата нерушимого бло­ ка коммунистов и беспартийных, первого помощника капитана пере­ дового траулера «Киров» Алексея Федоровича Трапезникова. А. МОКРЕЦОВ. Доверенное лицо. Лекция на агитпункте Многолюдно было в прошедшее воскресенье на агитпункте избира­ тельного участка JM1 42. Лектор по­ литуправления рыбопромыслового флота Министерства рыбной промыш­ ленности СССР тов. Двинских высту­ пил перед избирателями с лекцией о международном положении. Лекция была прослушана присут­ ствующими с большим вниманием. В ПОМОЩ Ь ПРОМЫСЛОВИКАМ О зимнем лове сельди Лов сельди в зимнее время в из­ вестных нам промысловых районах Норвежского и Северного морей име­ ет свои особенности, которые зависят от биологического состояния сельди и среды ее обитания. В поведении сельди в зимнее время отмечаются три характерных периода: преднере­ стовый, нерестовый и переходный от преднерестового к нерестовому. Чтобы успешно ловить сельдь, сле­ дует иметь в виду эти биологические особенности и использовать их для достижения наилучших результатов промысла. В чем же они зак­ лючаются? С ноября сельдь начинает опус­ каться на глубину и к декабрю про­ мысел ее становится более устойчив. В этот период сельдь почти не пере­ мещается в горизонтальном направ­ лении и совершает главным образом вертикальные миграции — опускает­ ся все глубже и глубже, достигая го­ ризонта 6 0— 80 метров, а возможно и глубже. Наблюдения показывают, что скопления сельди на указанных глубинах иногда достигают толщины в несколько десятков метров. Про­ мысловики наблюдали и суточные вертикальные миграции, когда сельдь ночью поднимается до глубин 50— 40 метров от поверхности, а затем вновь опускается. Эти явления хорошо фиксируются приборами — эхолотами, что дает возможность | промысловикам устанавливать сети | на соответственную глубину. В этих условиях наилучший про- j мысловый успех может дать группо- I вая тактика лова — отрядом, при соответствующей высокой организа­ ции, надежной своевременной связи и внимательности личного состава команд судов. Групповая тактика лова сводится к следующему: капитан-флагман совместно с кораблями своего отряда устанавливает площадь, занимаемую косяком или скоплениями сельди и глубину ее залегания; выяснив это, капитан-флагман выходит в центр площади зафиксированных скоплений и располагает корабли своего отряда вокруг флагманского корабля на рас- j стоянии длины порядка сетей. Каж- ! дое судно должно расположить свой порядок так, чтобы быть удаленным от ближайших кораблей на расстоя­ ние, равное величине порядка. Сцеплений порядков не произойдет при условии, если все корабли отря­ да будут иметь одинаковое количест­ во сетей в порядке и одинаковую установку их по глубине. Это объ­ ясняется тем, что сети всех судов будут находиться в одинаковых ус­ ловиях дрейфа от воздействия силы течений и усилий ветра на корабли, т. к. все они однотипные. В 1950 году подобный метод груп­ пового лова был испытан отрядом в десять судов и дал положительные результаты. Делалось так: один корабль определял площадь скоп­ ления сельди, занимал место вымет- ки сетей в центре указанной площа- | ди и располагал корабли вокруг себя на расстояние, равное длине по­ рядка. Для того, чтобы определить длину порядка соседнего судна, от которо­ го начинается выметка сетей, необхо­ димо проделать следующий маневр: идущий на выметку сетей корабль | заходит с кормы лежащего в дрейфе и располагает свой курс вдоль вы ­ метанного порядка. Дойдя до кораб­ ля-ориентира, засекает момент, когда находится на траверзе и, продолжая следовать курсом вдоль порядка, вы­ держивает равное число оборотов главного двигателя. Дойдя до конце­ вого буя порядка, вновь засекает время. Таким образом, по первому и второму моменту мы получим отре­ зок времени, за который был прой­ ден порядок. Это и дает расстояние, которое занимает порядок корабля- флагмана или ориентира, от которо­ го выходят на замет своего порядка. В то же время представляется воз­ можность просчитать буи (кухтыли) и таким путем определить количество сетей в порядке. Отойдя на расстоя­ ние, которое определили, следует смело метать сети. Если выметка производится под ветер, то необходи­ мо пройти двойное расстояние и взять запас на возможные задержки перед выметкой Этот прием исполь­ зовался и дал положительные ре­ зультаты. Глубинный лов нынешнего сезона требует большой бдительности, так как имелось много случаев гибели орудий лова от обильного улова сель­ ди. Для того, чтобы не допускать этих аварий, необходимо на каждом корабле выставлять контрольные се­ ти. Практикой установлено, что при улове на контрольную сеть 50— 60 ко1., улов в дрифтерном порядке 'до­ стигает 300— 400 кг. на сеть. В зависимости от вылова на контроль­ ную сеть и следует начинать выбор­ ку всего дрифтерного порядка, не до­ жидаясь рассвета. Поэтому организация труда и рас­ порядок дня при зимнем глубинном промысле могут (быть изменены в соответствии с требованиями обста­ новки промысла, т. е. основная ра­ бота по выборке сетей должна начи­ наться не с 8— 9 часов, а с 4-х часов. Особенно следует вести наблюде­ ние за состоянием порядков и окру­ жающей обстановкой, используя все технические средства для того, что­ бы определить положение своего по­ рядка и соседних кораблей. В переходный период сельдь поки­ дает места зимнего залегания и уст­ ремляется к местам нереста. В боль­ шинстве случаев нам не удается ис­ пользовать этот период по той при­ чине, что он очень кратковременный, и может составлять всего лишь не­ сколько дней. Если эти дни выпадают на штормовую погоду, после которой все корабли заняты поисками сельди, то мы сталкиваемся с фактом, что весь флот оказывается без рыбы, и в то же время на местах нереста обнаруживаются промысловые скоп­ ления. В этих случаях флот сразу следует направлять на северные склоны отмели Северного моря к ме­ стам нерестилищ, так как там про- 1мысел гораздо легче, поскольку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz