Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.
р ы б н ы й м у р м а н № 21 (261), 18 февраля 1955 г. П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З Н Ь П о к о н ч и т ь с н е д о с т а т к а м и в политическом просвещении Коммунистическая партия прида ет очень большое значение вопросам политического просвещения. Необхо димо постоянно вооружать коммуни стов политическими знаниями и тем самым повышать их ведущую, аван гардную роль во всех областях на родного хозяйства, всемерно разви вать активность партийных масс. В нынешнем учебном году' в пар тийных организациях тралового фло та, как и повсюду, были приняты меры к ликвидации нарушений прин ципа добровольности в политиче ской учебе членов и кандидатов в члены КПСС. Кружки и политшколы созданы на тех кораблях, где комму нисты и комсомольцы пожелали из брать именно эту форму учебы. Воз росло 'число товарищей, занимаю щихся политическим самообразова нием. Со времени начала учебного года прошло четыре с половиной месяца. Можно подвести некоторые итоги ра боты, проделанной партийными орга низациями кораблей флота в деле руководства этим важным участком. Эти итоги свидетельствуют о том, что на тех траулерах, где партийные организации уделяют внимание по литической учебе, проявляют заботу об идейном содержании занятий, своевременно вскрывают недостатки в работе кружков и политшкол, дело идет неплохо, коммунисты и комсо мольцы выполняют свою уставную обязанность. Именно так обстоит дело на трау лерах «Тбилиси», «Касатка», «Ры бец» и некоторых других кораблях, где коммунисты и комсомольцы, не смотря на большую загруженность производственной работой, находят время для повышения своих полити ческих знаний, а партийные органи зации умело направляют деятель ность сети партийного просвещения. Общеизвестно, что в условиях промысла не всегда можно выпол нять план работы кружка или по литшколы. Жизнь вносит в него свои коррективы. Но было бы совер шенно неправильно утверждать, как это делают некоторые секретари партийных организаций, что в рейсе нет никакой возможности проводить занятия. Эта ошибочная точка зре ния и недооценка политической уче бы со стороны ряда политработни ков привели к тому, что на многих кораблях флота партийное просве щение оказалось наиболее запущен ным участком партийной работы. На траулере «Ногин», например, политическая учеба вовсе не орга низована. А между тем у моряков имеется большая тяга к знаниям. Здесь хотят заниматься, повышать сьой идейно-политический уровень не только коммунисты, но и многие комсомольцы, командный состав ко рабля. Они выражают желание соз дать кружок по изучению текущей политики, чтобы быть постоянно в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за границей. Второй механик траулера комсомолец тов. Ивашенцев заявил о том, что отдель ные моряки хотят изучать историю партии и политическую экономию. Но секретарь партийной организации тов. Насонов ничего не сделал для того, чтобы была налажена учеба коммунистов и комсомольцев. Со многими товарищами он даже не бе седовал по этому вопросу. Не лучше дела и на траулере «Аскольд». Здесь есть коммунисты, насчитывается 14 комсомольцев, од нако по-настоящему никто из них не повышает политические знания. Сек ретарь партийной организации тов. Петров все еще собирается потолко вать с людьми о выборе формы поли тической учебы. Особенно неблагополучное положе ние с. политической учебой созда лось на кораблях за последние два месяца. Большая группа политработ ников, являющихся одновременно пропагандистами, занималась на курсах, и работа кружков и полит школ фактически прекратилась. А ведь этого могло не быть, если бы своевременно были приняты меры по подбору заместителей пропаганди стов. В партийном комитете придер живаются мнения, что на судах нет коммунистов, которые бы могли спра виться с этим поручением. Нельзя согласиться с таким мнением, так как партком по сути дела и не стре мился иметь на траулерах замести телей пропагандистов. При желании, конечно, была возможность подо брать на эту работу людей, если не на все, то на многие корабли. Вызывает серьезную тревогу и положение с политическим самообра зованием коммунистов. Число това рищей, решивших самостоятельно работать над книгой, велико, а по мощи им оказывается очень мало. Только этим можно объяснить тот факт, что, например, на траулере «Поллукс» почти все коммунисты изучали первую главу Краткого кур са истории партии в течение трех и больше месяцев, а член КПСС тов. Ковалев уже третий год подряд на чинает изучение истории партии с первой главы и дальше третьей не идет. Подавляющее большинство комму нистов, работающих в управлении тралового флота, изъявило желание самостоятельно изучать марксистско- ленинскую теорию. Но лишь немно гие из них действительно занимают ся учебой. Партийные организации слабо контролируют политическое самооб разование коммунистов. Этот конт роль должен сводиться не к беседам формально-бюрократического харак тера и не к учинению «разноса», а к проведению хорошо подготовлен ных теоретических собеседований, индивидуальных бесед по теоретиче ским вопросам. Вину и ответственность за серьез ные недостатки в политическом про свещении несут партком тралового! флота и в первую очередь его руко водители тт. Киселев и Кирьянов. В парткоме ведется специальный жур нал учета работы кружков и полит школ, куда аккуратно вносятся дан ные, получаемые с кораблей. А под линного контроля за политической учебой коммунистов и комсомольцев, действительного руководства этим важнейшим участком нет. Красноре чиво об этом свидетельствует уже тот факт, что партком еще ни разу в нынешнем учебном году не обсудил деятельность сети партийного про свещения ни на одном из кораблей, ни в целом на флоте. Как видно из заявлений тт. Киселева и Кирьяно ва, они знают о неблагополучном по ложении дел с политической учебой, но ждут... возвращения на корабли политработников, занимавшихся на курсах. С недооценкой политической уче бы на кораблях тралового флота должно быть покончено. Партийные организации и партком обязаны неустанно совершенствовать методы руководства партийным просвещени ем, проявлять заботу о том, чтобы все коммунисты строго выполняли уставную обязанность — повышали свои политические знания. В. ПОПОВ. Е. БРОИДО. НАШИ КАНДИДАТЫ Он оправдает высокое доверие избирателей Коллектив управления тралового флота выдвинул кандидатом в депу таты Мурманского городского Совета депутатов трудящихся первого по мощника капитана траулера «Киров» Алексея Федоровича Трапезникова. Большой жизненный путь прошел Алексей Федорович, и на всех участ ках, куда его посылала Коммунисти ческая партия, успешно справлялся с порученным делом. Он был в числе первых североморцев, которые при няли активное участие в превраще нии северных морских границ в не приступные рубежи Заполярья. Пос ле демобилизации из рядов Военно- Морского флота тов. Трапезников остается в Мурманске. В годы Великой Отечественной войны он снова возвращается на ко рабли Северного флота и участвует в боях с немецко-фашистскими зах ватчиками. Более десяти лет Алексей Федоро вич плавает на судах тралового флота, выполняя обязанности перво го помощника капитана. На этой ра боте он отдает все свои силы и зна ния воспитанию моряков, мобилиза ции их на борьбу за высокие уловы. Особенно хорошо раскрылись боль шие организаторские способности тов. Трапезникова на траулере «Ки ров», где он работает с августа 1950 года. На протяжении всех этих лет траулер «Киров» уверенно занимает одно из первых мест на флоте, не раз выступал инициатором социали стического соревнования за досроч ное выполнение государственного плана. В 1954 году моряки этого ко рабля выловили свыше 60 тысяч центнеров рыбы. Руководимая тов. Трапезниковым партийная организация умело ис пользует предоставленное ей право контроля деятельности судовой ад министрации. В результате этого на партийных собраниях систематиче ски обсуждаются вопросы, связанные не только с увеличением вылова ры бы, но и повышением качества про дукции, снижением ее себестоимо сти, ростом производительности труда. На траулере «Киров» хорошо по ставлена работа по воспитанию мо ряков. Здесь систематически прово дятся доклады, беседы, политиче ские информации. К проведению этих мероприятий тов. Трапезников привлек командный состав, членов судового агитколлектива. Много вни мания уделяется вопросам укрепле ния трудовой дисциплины, пропа ганде здорового быта. Моряки изу чают историю своего корабля, пере нимают и приумножают лучшие Флотские традиции. В 1953 году Алексей Федорович Трапезников был избран депутатом Мурманского городского Совета де путатов трудящихся. Оказанное до верие он оправдал. Не раз он встре чался со своими избирателями, от кликался на их запросы, оказывал посильную помощь. Когда моряки траулера «Жемчуг» обратились к не му за содействием в связи с непра вильным начислением заработной платы, депутат городского Совета тов. Трапезников добился правиль ного решения этого вопроса. Алексей Федорович Трапезников— верный сын советского народа. Он предан делу нашей Коммунистиче ской партии. Я призываю всех избирателей 301 избирательного округа по выборам в Мурманский городской Совет депутат тов трудящихся в день выборов — 27 февраля 1955 года — отдать свои голоса за кандидата нерушимого бло ка коммунистов и беспартийных, первого помощника капитана пере дового траулера «Киров» Алексея Федоровича Трапезникова. А. МОКРЕЦОВ. Доверенное лицо. Лекция на агитпункте Многолюдно было в прошедшее воскресенье на агитпункте избира тельного участка JM1 42. Лектор по литуправления рыбопромыслового флота Министерства рыбной промыш ленности СССР тов. Двинских высту пил перед избирателями с лекцией о международном положении. Лекция была прослушана присут ствующими с большим вниманием. В ПОМОЩ Ь ПРОМЫСЛОВИКАМ О зимнем лове сельди Лов сельди в зимнее время в из вестных нам промысловых районах Норвежского и Северного морей име ет свои особенности, которые зависят от биологического состояния сельди и среды ее обитания. В поведении сельди в зимнее время отмечаются три характерных периода: преднере стовый, нерестовый и переходный от преднерестового к нерестовому. Чтобы успешно ловить сельдь, сле дует иметь в виду эти биологические особенности и использовать их для достижения наилучших результатов промысла. В чем же они зак лючаются? С ноября сельдь начинает опус каться на глубину и к декабрю про мысел ее становится более устойчив. В этот период сельдь почти не пере мещается в горизонтальном направ лении и совершает главным образом вертикальные миграции — опускает ся все глубже и глубже, достигая го ризонта 6 0— 80 метров, а возможно и глубже. Наблюдения показывают, что скопления сельди на указанных глубинах иногда достигают толщины в несколько десятков метров. Про мысловики наблюдали и суточные вертикальные миграции, когда сельдь ночью поднимается до глубин 50— 40 метров от поверхности, а затем вновь опускается. Эти явления хорошо фиксируются приборами — эхолотами, что дает возможность | промысловикам устанавливать сети | на соответственную глубину. В этих условиях наилучший про- j мысловый успех может дать группо- I вая тактика лова — отрядом, при соответствующей высокой организа ции, надежной своевременной связи и внимательности личного состава команд судов. Групповая тактика лова сводится к следующему: капитан-флагман совместно с кораблями своего отряда устанавливает площадь, занимаемую косяком или скоплениями сельди и глубину ее залегания; выяснив это, капитан-флагман выходит в центр площади зафиксированных скоплений и располагает корабли своего отряда вокруг флагманского корабля на рас- j стоянии длины порядка сетей. Каж- ! дое судно должно расположить свой порядок так, чтобы быть удаленным от ближайших кораблей на расстоя ние, равное величине порядка. Сцеплений порядков не произойдет при условии, если все корабли отря да будут иметь одинаковое количест во сетей в порядке и одинаковую установку их по глубине. Это объ ясняется тем, что сети всех судов будут находиться в одинаковых ус ловиях дрейфа от воздействия силы течений и усилий ветра на корабли, т. к. все они однотипные. В 1950 году подобный метод груп пового лова был испытан отрядом в десять судов и дал положительные результаты. Делалось так: один корабль определял площадь скоп ления сельди, занимал место вымет- ки сетей в центре указанной площа- | ди и располагал корабли вокруг себя на расстояние, равное длине по рядка. Для того, чтобы определить длину порядка соседнего судна, от которо го начинается выметка сетей, необхо димо проделать следующий маневр: идущий на выметку сетей корабль | заходит с кормы лежащего в дрейфе и располагает свой курс вдоль вы метанного порядка. Дойдя до кораб ля-ориентира, засекает момент, когда находится на траверзе и, продолжая следовать курсом вдоль порядка, вы держивает равное число оборотов главного двигателя. Дойдя до конце вого буя порядка, вновь засекает время. Таким образом, по первому и второму моменту мы получим отре зок времени, за который был прой ден порядок. Это и дает расстояние, которое занимает порядок корабля- флагмана или ориентира, от которо го выходят на замет своего порядка. В то же время представляется воз можность просчитать буи (кухтыли) и таким путем определить количество сетей в порядке. Отойдя на расстоя ние, которое определили, следует смело метать сети. Если выметка производится под ветер, то необходи мо пройти двойное расстояние и взять запас на возможные задержки перед выметкой Этот прием исполь зовался и дал положительные ре зультаты. Глубинный лов нынешнего сезона требует большой бдительности, так как имелось много случаев гибели орудий лова от обильного улова сель ди. Для того, чтобы не допускать этих аварий, необходимо на каждом корабле выставлять контрольные се ти. Практикой установлено, что при улове на контрольную сеть 50— 60 ко1., улов в дрифтерном порядке 'до стигает 300— 400 кг. на сеть. В зависимости от вылова на контроль ную сеть и следует начинать выбор ку всего дрифтерного порядка, не до жидаясь рассвета. Поэтому организация труда и рас порядок дня при зимнем глубинном промысле могут (быть изменены в соответствии с требованиями обста новки промысла, т. е. основная ра бота по выборке сетей должна начи наться не с 8— 9 часов, а с 4-х часов. Особенно следует вести наблюде ние за состоянием порядков и окру жающей обстановкой, используя все технические средства для того, что бы определить положение своего по рядка и соседних кораблей. В переходный период сельдь поки дает места зимнего залегания и уст ремляется к местам нереста. В боль шинстве случаев нам не удается ис пользовать этот период по той при чине, что он очень кратковременный, и может составлять всего лишь не сколько дней. Если эти дни выпадают на штормовую погоду, после которой все корабли заняты поисками сельди, то мы сталкиваемся с фактом, что весь флот оказывается без рыбы, и в то же время на местах нереста обнаруживаются промысловые скоп ления. В этих случаях флот сразу следует направлять на северные склоны отмели Северного моря к ме стам нерестилищ, так как там про- 1мысел гораздо легче, поскольку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz