Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.

№ 14 (254), 2 февраля 1955 г. Р Ы Б Н Ы И М У Р М А Н 3 З А ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ^ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ НА ВСЕХ УЧАСТКАХ БОРЬБЫ ЗАПЛАННАРАЩИВАТЬ ТЕМПЫ РАБОТЫ! ☆ ☆ Почему траулер „Днестр" работает неудовлетворительно Двадцать семь суток проплавал траулер «Днестр» в первом рейсе нынешнего года. И вот результаты его работы: свежей и соленой рыбы доставлено 126 тонн, рыбьего жира — 13,8 центнера, рыбной муки — 54 ,6 центнера, консервов — 8.173 банки. Рейсовое задание было вы­ полнено, что называется, еле-еле. РЕЙС НАЧАЛСЯ С ЗАДЕРЖЕК Уже сама подготовка траулера «Днестр» к плаванию показывала, что трудно ждать хороших результа­ тов от предстоящего рейса. Судоре­ монтники закончили ремонт траловой лебедки, а опробовать ее было невоз­ можно из-за отсутствия пара. Подъем пара задержался на 1 2 часов — ко­ тел оказался неподготовленным, золь­ ники чуть ли не до отказа были за­ биты золой. О необходимости полной очистки загрязненных, забитых льял было известно еще за пять суток до отхода корабля в море, но их стали чистить в последнюю минуту и за­ тратили на это тоже двенадцать ча­ сов вместо каких-нибудь трех часов. Второй механик Шмелев пропьян­ ствовал всю стоянку. Четыре рапор­ та старшего механика тов. Осника по этому поводу остались безрезуль­ татными. И даже в так называемом «оперативном приказе» хотя и был констатирован многочасовой простой корабля, но виновные не были ука­ заны и на них, понятно, не было на­ ложено взыскание. Необходимо было сменить трало­ вые доски, однако командование судна, несмотря на длительную сто­ янку, i t удосужилось сделать это, и траулер ушел в рейс с дефектными досками. АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ ПОД СЕКРЕТОМ Злоключения продолжались и пос­ ле выхода в море. В первые же дни плавания — 31 декабря — произо­ шло два заверта трала и на вахте самого капитана Павлова были об­ рублены ваера — сутки были поте­ ряны. Однако в вахтенном и про­ мысловом журналах записей об этом не сделали. Они были занесены только после того, как капитан-на­ ставник тов. Глущенко, находивший­ ся на борту траулера, проверяя журналы, обнаружил отсутствие та­ ких записей и категорически потре­ бовал их внесения. Кстати сказать, о правильности записей в промысло­ вом журнале на этом корабле и не думают — подъем трала, например, длится два часа, а записывается в журнале... 2 0 минут, остальное же время относится на «штормы» и т. п. В зимнее время, когда господст­ вуют штормы и почти всегда прихо­ дится промышлять в свежую погоду, труднее спускать и поднимать трал, чаще бывают порывы трала. Трал- мейстерский состав в это время, бес­ спорно, должен работать на три вах­ ты. Здесь же решили, что тралмей­ стеры должны работать на две вахты. Это не замедлило сказаться на тем­ пах и качестве работы, на состоянии орудий лова. И только во второй по­ ловине рейса, после неоднократных настояний капитана-наставника, пе­ решли на три вахты, выделив для этой цели боцмана, что в свою оче­ редь не могло не отразиться на ряде других работ. КОГДА ОТСУТСТВУЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Организация производства на суд­ не, организация труда из рук вон плоха. Капитан Павлов, заменивший капитана Попова, ходил на корабле второй рейс. И оба рейса он ничего не делал для того, чтобы улучшить организацию труда, промысловое су­ довождение, укрепить трудовую дис­ циплину. В течение двух рейсов он ни разу не спускался в трюм, не ин­ тересуясь тем, как идет обработка и укладка рыбы, не посещал консерв­ ного цеха. Какими курсами ходят с тралом помощники, как у них идет работа — капитан не интересовался. Палубная команда выходила на работу несвоевременно. Выйдя на вахту, матросы начинали разыски­ вать ножи, головорубы и пики, при­ водить в порядок инструмент, то­ чить его, затрачивая на это каждый раз 15—20 минут. За правильным вытравливанием ваеров никто не следил, и нередко один ваер вытравливался на 80 — 100 метров больше другого. Разве можно ждать в этом случае улова?! Если под посол на высшие сорта хоть немного подрезали рыбы, то высшие сорта свежей рыбы совсем не заготовляли, на подрезку и обес­ кровливание матросы не выделялись. Крупную и ровную рыбу свежьем можно было начать заготовлять зна­ чительно раньше; этого не было сде­ лано, в результате задание по свежью оказалось невыполненным. Старший помощник капитана Хохлин такое неудовлетворительное положение с организацией труда, с i трудовой и производственной дис­ циплиной, с социалистическим сорев- Iнованием объяснял потом на разборе Iрейса тем, что на корабле не было | помполита. Но с каких пор органи­ зация труда на корабле стала прямой служебной функцией помполита, и только одного помполита, а не капи­ тана и его помощников, не команд­ ного состава судна? А ведь на корабле имеются четыре коммуниста и одиннадцать комсо­ мольцев. Вот на кого надо было опи­ раться капитану Павлову, на них и на передовых, честных, добросовест­ но несущих службу моряков! Чуть немного улов рыбы поболь­ ше — на палубе завал. Рыба лелшт, качество снижается. Это происходит не только потому, что организация труда неудовлетворительна, но и по- | тому, что здесь не заботятся о систе­ матическом повышении квалифика­ ции палубной команды, о техниче­ ской учебе. О КОМАНДИРСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Капитан не контролирует ведение судовой документации. Книга дви­ жения личного состава ведется из рук вон плохо — в ней оказались не занесенными почти половина налич­ ной команды. Журнал по техниче­ ской учебе заставил завести уже в конце рейса капитан-наставник. Журнала увольнений нет. Журнал технического осмотра заведен только в последнем рейсе по настоянию ме» ханика-наставника Анкудинова. В промысловый журнал, как правило, не заносятся заверты, задевы и про­ чие происшествия. Командирская учеба отсутствует. Отсутствует и на­ стоящая командирская дисциплина — указания наставников или совсем не выполнялись или выполнялись только.под большим нажимом. Судно запущено — уже три рейса санитарное состояние его признается неудовлетворительным, а старший помощник капитана Хохлин разводит только руками. * * * Все эти недостатки, мешающие траулеру успешно работать, были об­ наружены только потому, что на судне в рейсе пошли два вниматель­ ных наставника — капитан тов. Глущенко и механик тов. Анкудинов, которые и рассказали обо всем этом на разборе рейса. А ведь траулер «Днестр» не вы­ зывал в управлении тралового флота особой тревоги. Он числился «серед­ няком», так как справился с годовым планом на 105 процентов. Теперь же стало ясным, что это не «середняк», а отстающий корабль, что его про­ шлогодний «успех» это следствие исключительно богатой сырьевой ба­ зы, которую экипаж не сумел по-на­ стоящему использовать, и выловил значительно меньше рыбы, чем это было возможно. Это^ серьезный сигнал. Таких ко­ раблей как «Днестр», которые в прошлом году как будто успешно j справлялись с планом, а сейчас ра- I ботают явно неудовлетворительно, • найдется в траловом флоте немало. И I то, что ими раньше не занялись | всерьез ни руководство, ни техниче- | ский и промысловый отделы, пн от­ дел главного капитана, ни партий­ ная организация флота — большая ошибка, явившаяся следствием само­ успокоения, наступившего после ус­ пехов прошлого года. Сейчас должно быть обращено са­ мое серьезное внимание не только на отстающие корабли, но и на «се­ редняков» с тем, чтобы изучать и устранять все недостатки, все поме­ хи, чтобы наладить на них органи­ зацию труда, грамотное промысловое судовождение, организовать дейст­ венное социалистическое соревнова­ ние, укрепить судовые кадры, по­ мочь вскрыть и привести в действие все внутренние резервы корабля, мо­ билизовать массы на перевыполнение плана и социалистических обяза­ тельств, а не ограничиваться кон­ статацией 'недостатков на разборах рейсов. В. КОВАЛЕВ. ПередовЬяе механики Успеху промысла во многом спо­ собствует хорошая работа машинной команды. От умелой и добросовестной эксплуатации судовых механизмов зависит успешная работа промысло­ виков. Много и упорно работает машинная команда среднего траулера Л! 640 «Мурмансельди», обеспечивая моря­ кам судна возможность ловить много рыбы. Выполняя своими силами не­ обходимый ремонт непосредственно в море, механики и мотористы корабля создают все условия для бесперебой­ ной работы на промысле. На этом снимке фотограф заснял старшего механика среднего траулера Хг 640 тов. А. П. Слышова (слева) и треть­ его механика Л. В. Новожилова за осмотром судовых механизмов. Фото Б. Алексеева. Кошельковый лов сельди в Северной Атлантике Лов сельди дрифтерными сетями является пассивным по сравнению с обловом рыбы кошельковым неводом. Достаточно сравнить интенсивность промысла сельди дрифтерными сетя­ ми и кошельком, чтобы представить каких успехов можно добиться, при­ менив кошельковый лов в Северной Атлантике. Если при нормальном две­ надцатичасовом дрейфе с сетным по­ рядком улов в 15— 20 тонн рыбы яв­ ляется выдающимся, то при слажен­ ной работе экипажа с кошельковым неводом, как правило, после получа­ сового кошелькования (включая сю­ да пятиминутный замет невода) бе­ рут по 6 0— 90 тонн сельди. Промысловые суда могут делать в сутки даже по два замета кошелька. Это достигается благодаря сдачи ры­ бы рефрижераторам и приемным пунктам, находящимся недалеко от промысла. Уборка (вычерпывание) рыбы из кошелька на палубу занима­ ет в несколько раз меньше времени, чем йытряхивание такого же коли­ чества из дрифтерных сетей. На уборку рыбы потребуется меньше людей, облегчится труд рыбаков, а качество продукции станет намного выше. При состоянии современной техни­ ки кошельковый лов является наибо­ лее эффективным. Что же обеспечивает успех этого вида промысла? Во-первых, благо­ приятная погода, дающая возмож­ ность работать в рабочей шлюпке при кошельковании, и, во-вторых, безупречно действующие приборы об­ наружения рыбы. Необходимо выде­ лить для промысловых судов поис­ ковый корабль-наводчик, и добить­ ся четкой, слаженной работы эки­ пажа, чтобы обеспечить своевремен­ ный охват концентрации сельди ко­ шельковым неводом. Опытные работы с кошельком в Северной Атлантике были поручены Новые обязательства судоремонтников в минувшем году среднему траулеру № 187. На борту судна находился командированный для этой цели Ми­ нистерством рыбной промышленно­ сти СССР капитан-наставник тов. Путинцев. Однако эти работы не да­ ли ожидаемого эффекта из-за того, что не были соблюдены все условия, обеспечивающие успех кошелько­ вого лова. Уже одно то обстоятельство, что судно начало промышлять лишь со второй половины августа, сказалось на результатах, потому что свежая погода препятствовала промыслу ко­ шельковым неводом. Самописец эхо­ лота не годился для промысловой работы, а когда много поздое «Ко­ раблестроитель» стал наводить па­ ше судно на косяки, осенние свежие погоды воспрепятствовали промыслу. Капитан судна тов. Носков по возвращении в порт поставил воп­ рос о замене эхолота, но в конце сентября судно опять вышло в Се­ верную Атлантику на поисковую ра­ боту с неисправным прибором. При проведении повторного экспе­ риментального лова необходима особо тщательная подготовка. Необходи­ мо также оборудовать эксперимен­ тальное судно безупречно действую­ щими приборами обнаружения ры­ бы, желательно двумя эхолотами, четко отработать действия промыс­ ловиков, уменьшить размер ячей невода так, чтобы сельдь не застре­ вала в ячее. Нужно посылать судно на промысел в благоприятное в ме­ теорологическом отношении время года и продумать оплату труда за экспериментальный лов. Тогда и ус­ пех промысла будет обеспечен. Ю. ГОНТАРЕВ. Старший помощник капита­ на среднего траулера № 187. Северная Атлантика. По вине рыбокомбината и мастерских Включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполне­ ние государственного плана 1955 года, деревообработчики Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских приняли на себя повышенные обя­ зательства в честь выборов в Вер­ ховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся. Стремясь внести свой вклад в де­ ло досрочного выполнения пятого 1 пятилетнего плана, коллектив цеха обязался план первого квартала вы­ полнить досрочно — к 24 марта, а 'годовой — ко дню Конституции СССР, выпустив дополнительно до конца года продукции на 150 тысяч рублей. За счет внедрения механизации, совершенствования производствен­ ных процессов и экономии материа­ лов намечено снижение на 5 про­ центов себестоимости выпускаемой продукции. Капитальный ремонт про­ мысловых судов коллектив обязался завершить досрочно на пять суток, средний ремонт — на двое суток, а текущий — на сутки раньше спока. А. СУВОРОВ. Нормировщик. F причала Порт-Владимирского рыбокомбината создаются большие очереди судов, особенно в сезоны обильных уловов мойвы и сельди. Из-за плохой организации приемки корабли теряют много времени и вы­ лавливают гораздо меньше рыбы. Так, например, малый траулер «Ми­ нога» колхоза «Всходы коммуниз­ ма» выловил 4 .220 центнеров рыбы при плане в 2 .620 центнеров, а мог бы взять без особых затруднений еще 2 — 2,5 тысячи центнеров. В то время как летний профилак­ тический ремонт должен длиться 12— 15 суток, Териберские мастер­ ские держат судно нередко целый месяц. А ведь за эти лишние две недели во Еремя хода сельди можно выловить 5 0 0— 1.000 центнеров. Устранение всех этих недостатков позволит рыбакам в нынешнем году добиться значительно больших успе­ хов в работе. В. ЧУНИН. Капитан малого траулера «Минога».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz