Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.

№ 17 (257), 0 февраля 1055 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А В 3 Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А ТАК РАБОТАЮТ МОРЯКИ ТРАУЛЕРА „ПЕЧОРА“ i t ☆ ☆ Экипаж траулера «Печора» занимает одно нз первых мест по вылову рыбы в Архангельском траловом флоте. Работая в одинаковых условиях с другими промысловыми кораблями, моряки этого судна выловили в минувшем году 52.192 центнера рыбы вместо 33.500 центнеров по плану, значи­ тельно перевыполнив задания по выработке суб­ продуктов. Этот успех был обеспечен умением судоводи­ тельского состава и всей команды траулера добы­ вать и обрабатывать рыбу, правильно использо­ вать промысловую обстановку и хорошей органи- : задней труда. Промысловым отделом управления Мурманско­ го тралового флота совместно с редакцией «Рыб­ ного Мурмана» было организовано совещание с участием судоводителей-промыеловиков Мурман­ ского тралового флота, на котором капитан трау­ лера «Печора» т. Аранович рассказал об опыте экипажа своего корабля. Этот опыт заслуживает серьезного внимания, в особенности в отношении организации труда на корабле, и должен быть ис­ пользован нашими промысловиками. Ниже мы помещаем выступления тов. Аранови­ ча и других участников совещания. Успех решает правильная организация труда Ия доклада капитана траулера „Печора 1 тов. Арановича ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ В МОРЕ Подготовка к очередному рейсу на траулере «Печора» начинается, как правило, в море перед окончани­ ем текущего рейса. Старший помощ­ ник капитана, старший механик, старший мастер по добыче рыбы и боцман дают свои наметки, в кото­ рых указывают, какие ремонтные работы нужно будет выполнить в период междурейсовой стоянки. С учетом этих наметок в управление флота заранее дается заявка. В ней, кроме перечня ремонта, указывает­ ся также, какие материалы потре­ буются на следующий рейс. Е ж только корабль прибывает в порт, начинается подготовка к сле­ дующему рейсу: завозятся необходи­ мые материалы, продовольствие, сна­ ряжение и оборудование, и за сутки до отхода судно уже готово к от­ правлению в рейс. Это дает возмож­ ность избегать непроизводительных простоев, выйти на промысел в на­ значенный графиком срок. Время перехода к месту лова ис­ пользуется с максимальной пользой для дела. Мастера по добыче осмат­ ривают орудия лова и устраняют по­ вреждения. Помощники капитана организуют по вахтам технические занятия, знакомят моряков с прави­ лами техники безопасности. В это же время на траулере обычно про­ водятся общие собрания экипажа, на которых подводятся итоги работы за прошлый рейс, ставятся задачи на предстоящий. ВЫБОР РАЙОНА п ром ы сл а оружается 4 00 -миллиметровыми бо- бинцами. Еухтыли на мешке не ставим, так как считаем, что это ухудшает работу трала. Чтобы избежать попадания в трал камней, в нижней части однорядно­ го мешка делаем прорези, через ко­ торые выпадают камни. Мы считаем, что это мероприятие также себя оп­ равдывает. Траулер «Печора» работает об­ легченным тралом на большой ско­ рости. В среднем она равна 3,8 ми­ ли в час, достигая иногда четы­ рех миль. Однако эксперименталь­ ных работ по влиянию скорости хо­ да на улов мы не проводили и поэ­ тому сказать с уверенностью, что надо тралить на еще больших ско­ ростях не можем; во всяком случае нас эта скорость удовлетворяет. Простоев траулера из-за порывов трала н а судне почти не бывает. Как показала практика, 25-метровый трал значительно реже рвется, чем 35-метровый, даже при работе на каменистых грунтах. Однако и в этом деле большое значение имеет нас обычно организуется на три ры- бодела. Но никогда еще не было слу­ чая, чтобы из-за завалов рыбы или из-за неразворотливое™ команды судно ложилось в дрейф. Даже когда уловы за траление достигают пя­ ти — шести тони, до следующего подъема вся рыба убирается. Когда на палубе работает много людей, в трюме нередко создаются завалы рыбы, засольщики не успе­ вают ее убирать. Но это обстоятель­ ство нас мало тревожит. Как толь­ ко начинается выборка или травле­ ние ваеров (а при спуске и подъеме это в общей сложности занимает немало времени), все матросы, ко­ торым не нужно быть при подъеме трала на палубе, спускаются в трюм. Некоторые из них в это вре­ мя выполняют обязанности засоль­ щиков, укладывая рыбу в чердаки, а менее опытные набивают рыбу солью и передают ее засольщикам, которые доводят до конца процесс засолки. К тому времени, когда за­ канчивается травление ваеров, ры­ ба в трюме, как правило, бывает убранной, и люди выходят на па- ☆ ☆ Капитан—ведущая фигура на промысле ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА -НАСТАВНИКА ! ТОВ. ГЛУЩЕНКО Сейчас, когда ряд судов тралового флота не выполняет рейсовых зада­ ний, опыт экипажа траулера «Печо­ ра», имеющего высокие уловы, за­ служивает особого внимания и широ­ кого распространения. Как видно из доклада тов. Арано­ вича, 25-метровый трал, который применяется на траулере «Печора», полностью себя оправдал. В период работы на траулере «Стрелок» мне приходилось пользоваться таким тралом. И, нужно сказать, уловы бы­ ли хорошие. Правда, при работе в прибрежных районах случались по­ рывы, но весьма незначительные по сравнению с повреждениями, кото­ рым подвергались 35-метровые тра­ лы, находившиеся на вооружении траулеров, также работавших в при­ брежных районах. Но значит ли это, что на все су­ да нужно рекомендовать 25-метро­ вый трал? Нет, не значит. Такой траулер, как «Киров», например, успешно промышляет 35-метровым тралом, а траулер «Ереван» работа­ ет тралом Маклакова. Значит глав­ ное — это организация труда на судне. И основное здесь зависит от капитана, который является веду­ щей фигурой на промысле. У нас, к сожалению, есть еще такие капита­ ны, которые по-настоящему не сле­ дят за ходом промысла, не анализи­ руют сводки, не занимаются вопро­ сами организации труда на корабле. Не чувствуется роли промыслового отдела ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА ПОИСКОВОГО ТРАУЛЕРА ; «СОМ» ТОВ. ЕДЕМСКОГО 25-метровый трал я применяю дах. Но это предложение не нашло уже более трех лет и сделал для се- | поддержки. бя вывод, что при работе на плохих | Давно нужно было бы разработать грунтах он незаменим. Пользовать- ' инструкцию о том, каким тралом ся им значительно легче, чем трала- ' нужно пользоваться и на каких ми других систем, переход с трала грунтах. Пока такой инструкции не н а трал осуществляется быстрее, по- : имеется. рывы бывают (реже, сетематериалов Много разговоров шло о том, что расходуется меньше, а уловы не ху- при работе с 25-метровым тралом же, чем при работе 35-метровым обыкновенные траловые доски тя- тралом. желы. Но, как видно из практики Еще в 1953 году, имея обстоя- работы траулера «Печора», э т о уг- тельные данные о преимуществах ; верждеиие не соответствует дейст- „ I витальности. Мне, например, при этого трала, я предложил промысло- работе с таким тралом С х о д и л о с ь вому отделу управления тралового флота внедрить его на наших су- польэоваться облегченными досками и они вели себя хуже обычных. вооружение трала. Мы, например, убедились, что чем сети ближе к ' лубу, подборе, тем они меньше рвутся. | з а рыбоделами работа органи- Г л а в н о е —и н и ц и а т и в а ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА-НАСТАВНИКА ТОВ. ФОРОЩУКА В январе нынешнего года Мур- !Арановича является то, что он ее Помимо того, что 25-метровый j зуется так: первый рыбодел з аш - ыанский траловый флот работал ху- ждет, когда рыба подойдет к месту трал меньше подвергается порывам | мает подвахта, второй — вахта, же, чем Архангельский. Одна из нахождения судна, а ищет ее, ис- и дает возможность экономить боль- j третий — свободные от вахты ме- причин этого заключается в том, ’пользуя весь свой опыт и знания, ше сетематериалов, он удобен еще и j ханик, кочегар, юнга и один из ма- ( что некоторые капитаны у нас не ищет в разных местах и на различ­ аем, что нри работе с ним быстрее i стерев по добыче рыбы. Если при - 1 проявляют должной инициативы. А ных глубинах и всегда обаспешва- осуществляется переход е трала на ходится устанавливать четвертый о том, что именно инициатива ре- ет высокие уловы. разделочный стол, то за него ста- шает успех дела, можно сделать вы- j. Умению проявлять творческую, нювятся радист, его дублер, помощ- вед вз практики работы капитана разумную инициативу у тов. Арано- трал. Это позволяет увеличить вре­ мя нахождения трала в воде. КАК ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА НА КОРАБЛЕ Еще перед выходом корабля из порта я знакомлюсь с положением дел на промысле, узнаю, в каких районах в настоящее время наблю­ даются наибольшие концентрации рыбы. Проложив в соответствии с этим курс судна, я тем не менее во время перехода слежу за обстанов­ кой, которая иногда меняется очень внимание" быстро. Бывает, что во время пере­ хода приходится спускать трал и производить пробные траления. Это делается обычно в тех случаях, ког­ да встречаются большие скопления птицы, наличие которой указывает на присутствие рыбы. Однако начать промысел в опре­ деленном районе моря, ще хорошо ловится рыба, не значит еще обеспе­ чить успешную работу в течение всего рейса. Во время промысла не­ редко приходится делать переходы в связи с миграцией рыбы. И чем большую оперативность в таких слу­ чаях проявляет капитан, чем быст­ рее принимает он продуманные а обоснованные решения, тем лушпе бывают результаты работы. Из всех факторов, влияющих на результаты промысла, основным яв­ ляется организация труда на кораб­ ле. Как бы тщательно ни была осу­ ществлена подготовка, какие бы ме­ роприятия ни проводил капитан, они не дадут положительных результа­ тов, если вопросу организации тру­ да не будет уделено первостепенное ник повара и боцман. Несколько ускоряет работу и то обстоятельство, что при работе на три рыбодела за первыми двумя столами обрабатывается подряд вся рыба, а за третьим только мелкая. На три стола, таким образом, тре­ буется всего два рубщика. С СОЗНАНИЕМ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОИ траулера «Печора» тов. Арановича. ;вича должны учиться капитаны на- Характерным в деятельности тов. шего флота. Скоростное траление—вопрос ВООРУЖЕНИЕ ОРУДИЙ ЛОВА. СКОРОСТНОЙ р еж и м . Траулер «Печора» работает 25-мет- ровым тралом и с нашей точки зрения он полностью себя оправды­ вает. Подборы трала мы удлиняем на шесть метров. На верхнюю подбору ставим двадцать два кухтыля. Для работы на любых грунтах трал во- Одно из непременных условий успешной работы коллектива — обу­ чение людей как своей Непосредст­ венной специальности, так и смеж­ ным профессиям. У нас, например, большинство матросов, хорошо зная свое дело, могут также выполнять обязанности засольщиков или масте­ ров по добыче рыбы, и в любое вре­ мя готовы стать на их место. А это имеет немаловажное значение в тех случаях, когда по каким-либо причи­ нам тот или иной специалист выходит из строя. Этого мы добились благодаря хорошо организованной технической, учебе, передаче опыта передовиков отетавпд а , систематическому про­ изводственному обучению непосред­ ственно на рабочем месте. Такие члены нашего экипажа, как юнга, помощник повара и другое, при пер­ вой возможности учатся обрабаты­ вать рыбу и, когда в этом бывает не­ обходимость, выходят к рыбоделу и оказывают помощь в уборке улова, причем выполняют не вспомога­ тельные операции, а основные по разделке удюва. При нормальных уловах работа у те моменты, когда спускается или поднимается трал. Капитан траулера «Печора» тов. Аранович применяет скоростное тра­ ление. Сейчас мы не можем пока рекомендовать этот опыт на все су- завтрашнего дня ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВМУРМАНРЫБПРОМА ТОВ. ТАРАНА В работе экипажа траулера «Пе­ чора» имеется ряд положительных моментов. Основное — это правиль- Как видно, основными условия- j иая организация труда на каждом ми. обеспечивающими успешную ра- , участке производства. Сколько бы боту экипажа траулера «Печора», рыбы ни было поднято на борт, вся являются: своевременная и всесто -, она убирается до очередного подъе- | да, но каждый из нас должен по- ронняя подготовка судна к выходу (ма трала. Морякам Мурманского тра- нять, что в дальнейшем наши кораб- в море, умелый выбор района про- >лового флота особенно необходимо ли, вероятно, будут работать на по­ мысла, оперативность при перемене районов лова, правильное вооруже­ ние промысловых орудий и, главное, четкая организация труда. Не меньшее значение в достиже­ нии успеха имеет также хорошо по­ ставленная воспитательная работа на корабле. У нас установлена тес­ ная связь между командованием судна, партийной, профсоюзной и комсомольской организациями. Среди моряков повседневно проводятся читки, беседы, доклады, лекции, об­ щие собрания и производственные совещания. перенять такой ценный опыт трау- вышенных скоростях, лера «Печора», как использование 1 0шрюсшое трал™ ~ и » т из ОСНОВНЫХ ВОН з в трюме на засолке рыбы в дня. Больше оперативности ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА ТОВ. КУЗНЕЦОВА Одна из причин, которая мешает 'лучив в конце концов такое разре- кораблям тралового флота работать !шеоие, мы получили возможность де- высокшроизводительно, состоит в неоперативном руководства промыс­ лом, перестановкой кораблей. Вьпва- срочно выполнить . свое обязатель­ ство. Ежедневно по радио у нас прово­ дятся совещания капитанов—промы- ют случаи, когда суда задерживают­ ся руководством в тех районах, где еловые советы. В их работе имеется рыба ловится плохо, хотя в других много недостатков. Если, например, Люди у нас трудятся с чувством ' местах в это время имеются большие выступают капитаны кораблей, име- додга перед Родиной. Каждый анает, j ее скопления. В сентябре прошлого ющих хорошие уловы, то они, обычно, говорят только в каком районе про­ мышляют их траулеры, каким кур­ сом ходят. Между тем в таких слу- что от него требуется для обеейече- i года, например, траулер «Россия» ния успешной работы экипажа. В | полмесяца промышлял н а Демвдов- этом залог успешного выполнения j ской банке. А в это время рыба го- моряками траулера «Печора» зада - 1 рошо ловилась у беретов. На наши „ , ний Коммунистической партии и . неоднократные просьбы разрешить i нужно рассказывать оо опыте, Советского правительства по вылову ' переход, руководство промыслом ни- {0 том пенном, что помогает экипа- рыбы. как не реагировало. И только п о - 1 жам добиваться высоких уловов.-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz