Рыбный Мурман. 1955 г. Февраль.
№ 17 (257), 0 февраля 1055 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А В 3 Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А ТАК РАБОТАЮТ МОРЯКИ ТРАУЛЕРА „ПЕЧОРА“ i t ☆ ☆ Экипаж траулера «Печора» занимает одно нз первых мест по вылову рыбы в Архангельском траловом флоте. Работая в одинаковых условиях с другими промысловыми кораблями, моряки этого судна выловили в минувшем году 52.192 центнера рыбы вместо 33.500 центнеров по плану, значи тельно перевыполнив задания по выработке суб продуктов. Этот успех был обеспечен умением судоводи тельского состава и всей команды траулера добы вать и обрабатывать рыбу, правильно использо вать промысловую обстановку и хорошей органи- : задней труда. Промысловым отделом управления Мурманско го тралового флота совместно с редакцией «Рыб ного Мурмана» было организовано совещание с участием судоводителей-промыеловиков Мурман ского тралового флота, на котором капитан трау лера «Печора» т. Аранович рассказал об опыте экипажа своего корабля. Этот опыт заслуживает серьезного внимания, в особенности в отношении организации труда на корабле, и должен быть ис пользован нашими промысловиками. Ниже мы помещаем выступления тов. Аранови ча и других участников совещания. Успех решает правильная организация труда Ия доклада капитана траулера „Печора 1 тов. Арановича ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ В МОРЕ Подготовка к очередному рейсу на траулере «Печора» начинается, как правило, в море перед окончани ем текущего рейса. Старший помощ ник капитана, старший механик, старший мастер по добыче рыбы и боцман дают свои наметки, в кото рых указывают, какие ремонтные работы нужно будет выполнить в период междурейсовой стоянки. С учетом этих наметок в управление флота заранее дается заявка. В ней, кроме перечня ремонта, указывает ся также, какие материалы потре буются на следующий рейс. Е ж только корабль прибывает в порт, начинается подготовка к сле дующему рейсу: завозятся необходи мые материалы, продовольствие, сна ряжение и оборудование, и за сутки до отхода судно уже готово к от правлению в рейс. Это дает возмож ность избегать непроизводительных простоев, выйти на промысел в на значенный графиком срок. Время перехода к месту лова ис пользуется с максимальной пользой для дела. Мастера по добыче осмат ривают орудия лова и устраняют по вреждения. Помощники капитана организуют по вахтам технические занятия, знакомят моряков с прави лами техники безопасности. В это же время на траулере обычно про водятся общие собрания экипажа, на которых подводятся итоги работы за прошлый рейс, ставятся задачи на предстоящий. ВЫБОР РАЙОНА п ром ы сл а оружается 4 00 -миллиметровыми бо- бинцами. Еухтыли на мешке не ставим, так как считаем, что это ухудшает работу трала. Чтобы избежать попадания в трал камней, в нижней части однорядно го мешка делаем прорези, через ко торые выпадают камни. Мы считаем, что это мероприятие также себя оп равдывает. Траулер «Печора» работает об легченным тралом на большой ско рости. В среднем она равна 3,8 ми ли в час, достигая иногда четы рех миль. Однако эксперименталь ных работ по влиянию скорости хо да на улов мы не проводили и поэ тому сказать с уверенностью, что надо тралить на еще больших ско ростях не можем; во всяком случае нас эта скорость удовлетворяет. Простоев траулера из-за порывов трала н а судне почти не бывает. Как показала практика, 25-метровый трал значительно реже рвется, чем 35-метровый, даже при работе на каменистых грунтах. Однако и в этом деле большое значение имеет нас обычно организуется на три ры- бодела. Но никогда еще не было слу чая, чтобы из-за завалов рыбы или из-за неразворотливое™ команды судно ложилось в дрейф. Даже когда уловы за траление достигают пя ти — шести тони, до следующего подъема вся рыба убирается. Когда на палубе работает много людей, в трюме нередко создаются завалы рыбы, засольщики не успе вают ее убирать. Но это обстоятель ство нас мало тревожит. Как толь ко начинается выборка или травле ние ваеров (а при спуске и подъеме это в общей сложности занимает немало времени), все матросы, ко торым не нужно быть при подъеме трала на палубе, спускаются в трюм. Некоторые из них в это вре мя выполняют обязанности засоль щиков, укладывая рыбу в чердаки, а менее опытные набивают рыбу солью и передают ее засольщикам, которые доводят до конца процесс засолки. К тому времени, когда за канчивается травление ваеров, ры ба в трюме, как правило, бывает убранной, и люди выходят на па- ☆ ☆ Капитан—ведущая фигура на промысле ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА -НАСТАВНИКА ! ТОВ. ГЛУЩЕНКО Сейчас, когда ряд судов тралового флота не выполняет рейсовых зада ний, опыт экипажа траулера «Печо ра», имеющего высокие уловы, за служивает особого внимания и широ кого распространения. Как видно из доклада тов. Арано вича, 25-метровый трал, который применяется на траулере «Печора», полностью себя оправдал. В период работы на траулере «Стрелок» мне приходилось пользоваться таким тралом. И, нужно сказать, уловы бы ли хорошие. Правда, при работе в прибрежных районах случались по рывы, но весьма незначительные по сравнению с повреждениями, кото рым подвергались 35-метровые тра лы, находившиеся на вооружении траулеров, также работавших в при брежных районах. Но значит ли это, что на все су да нужно рекомендовать 25-метро вый трал? Нет, не значит. Такой траулер, как «Киров», например, успешно промышляет 35-метровым тралом, а траулер «Ереван» работа ет тралом Маклакова. Значит глав ное — это организация труда на судне. И основное здесь зависит от капитана, который является веду щей фигурой на промысле. У нас, к сожалению, есть еще такие капита ны, которые по-настоящему не сле дят за ходом промысла, не анализи руют сводки, не занимаются вопро сами организации труда на корабле. Не чувствуется роли промыслового отдела ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА ПОИСКОВОГО ТРАУЛЕРА ; «СОМ» ТОВ. ЕДЕМСКОГО 25-метровый трал я применяю дах. Но это предложение не нашло уже более трех лет и сделал для се- | поддержки. бя вывод, что при работе на плохих | Давно нужно было бы разработать грунтах он незаменим. Пользовать- ' инструкцию о том, каким тралом ся им значительно легче, чем трала- ' нужно пользоваться и на каких ми других систем, переход с трала грунтах. Пока такой инструкции не н а трал осуществляется быстрее, по- : имеется. рывы бывают (реже, сетематериалов Много разговоров шло о том, что расходуется меньше, а уловы не ху- при работе с 25-метровым тралом же, чем при работе 35-метровым обыкновенные траловые доски тя- тралом. желы. Но, как видно из практики Еще в 1953 году, имея обстоя- работы траулера «Печора», э т о уг- тельные данные о преимуществах ; верждеиие не соответствует дейст- „ I витальности. Мне, например, при этого трала, я предложил промысло- работе с таким тралом С х о д и л о с ь вому отделу управления тралового флота внедрить его на наших су- польэоваться облегченными досками и они вели себя хуже обычных. вооружение трала. Мы, например, убедились, что чем сети ближе к ' лубу, подборе, тем они меньше рвутся. | з а рыбоделами работа органи- Г л а в н о е —и н и ц и а т и в а ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА-НАСТАВНИКА ТОВ. ФОРОЩУКА В январе нынешнего года Мур- !Арановича является то, что он ее Помимо того, что 25-метровый j зуется так: первый рыбодел з аш - ыанский траловый флот работал ху- ждет, когда рыба подойдет к месту трал меньше подвергается порывам | мает подвахта, второй — вахта, же, чем Архангельский. Одна из нахождения судна, а ищет ее, ис- и дает возможность экономить боль- j третий — свободные от вахты ме- причин этого заключается в том, ’пользуя весь свой опыт и знания, ше сетематериалов, он удобен еще и j ханик, кочегар, юнга и один из ма- ( что некоторые капитаны у нас не ищет в разных местах и на различ аем, что нри работе с ним быстрее i стерев по добыче рыбы. Если при - 1 проявляют должной инициативы. А ных глубинах и всегда обаспешва- осуществляется переход е трала на ходится устанавливать четвертый о том, что именно инициатива ре- ет высокие уловы. разделочный стол, то за него ста- шает успех дела, можно сделать вы- j. Умению проявлять творческую, нювятся радист, его дублер, помощ- вед вз практики работы капитана разумную инициативу у тов. Арано- трал. Это позволяет увеличить вре мя нахождения трала в воде. КАК ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА НА КОРАБЛЕ Еще перед выходом корабля из порта я знакомлюсь с положением дел на промысле, узнаю, в каких районах в настоящее время наблю даются наибольшие концентрации рыбы. Проложив в соответствии с этим курс судна, я тем не менее во время перехода слежу за обстанов кой, которая иногда меняется очень внимание" быстро. Бывает, что во время пере хода приходится спускать трал и производить пробные траления. Это делается обычно в тех случаях, ког да встречаются большие скопления птицы, наличие которой указывает на присутствие рыбы. Однако начать промысел в опре деленном районе моря, ще хорошо ловится рыба, не значит еще обеспе чить успешную работу в течение всего рейса. Во время промысла не редко приходится делать переходы в связи с миграцией рыбы. И чем большую оперативность в таких слу чаях проявляет капитан, чем быст рее принимает он продуманные а обоснованные решения, тем лушпе бывают результаты работы. Из всех факторов, влияющих на результаты промысла, основным яв ляется организация труда на кораб ле. Как бы тщательно ни была осу ществлена подготовка, какие бы ме роприятия ни проводил капитан, они не дадут положительных результа тов, если вопросу организации тру да не будет уделено первостепенное ник повара и боцман. Несколько ускоряет работу и то обстоятельство, что при работе на три рыбодела за первыми двумя столами обрабатывается подряд вся рыба, а за третьим только мелкая. На три стола, таким образом, тре буется всего два рубщика. С СОЗНАНИЕМ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОИ траулера «Печора» тов. Арановича. ;вича должны учиться капитаны на- Характерным в деятельности тов. шего флота. Скоростное траление—вопрос ВООРУЖЕНИЕ ОРУДИЙ ЛОВА. СКОРОСТНОЙ р еж и м . Траулер «Печора» работает 25-мет- ровым тралом и с нашей точки зрения он полностью себя оправды вает. Подборы трала мы удлиняем на шесть метров. На верхнюю подбору ставим двадцать два кухтыля. Для работы на любых грунтах трал во- Одно из непременных условий успешной работы коллектива — обу чение людей как своей Непосредст венной специальности, так и смеж ным профессиям. У нас, например, большинство матросов, хорошо зная свое дело, могут также выполнять обязанности засольщиков или масте ров по добыче рыбы, и в любое вре мя готовы стать на их место. А это имеет немаловажное значение в тех случаях, когда по каким-либо причи нам тот или иной специалист выходит из строя. Этого мы добились благодаря хорошо организованной технической, учебе, передаче опыта передовиков отетавпд а , систематическому про изводственному обучению непосред ственно на рабочем месте. Такие члены нашего экипажа, как юнга, помощник повара и другое, при пер вой возможности учатся обрабаты вать рыбу и, когда в этом бывает не обходимость, выходят к рыбоделу и оказывают помощь в уборке улова, причем выполняют не вспомога тельные операции, а основные по разделке удюва. При нормальных уловах работа у те моменты, когда спускается или поднимается трал. Капитан траулера «Печора» тов. Аранович применяет скоростное тра ление. Сейчас мы не можем пока рекомендовать этот опыт на все су- завтрашнего дня ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВМУРМАНРЫБПРОМА ТОВ. ТАРАНА В работе экипажа траулера «Пе чора» имеется ряд положительных моментов. Основное — это правиль- Как видно, основными условия- j иая организация труда на каждом ми. обеспечивающими успешную ра- , участке производства. Сколько бы боту экипажа траулера «Печора», рыбы ни было поднято на борт, вся являются: своевременная и всесто -, она убирается до очередного подъе- | да, но каждый из нас должен по- ронняя подготовка судна к выходу (ма трала. Морякам Мурманского тра- нять, что в дальнейшем наши кораб- в море, умелый выбор района про- >лового флота особенно необходимо ли, вероятно, будут работать на по мысла, оперативность при перемене районов лова, правильное вооруже ние промысловых орудий и, главное, четкая организация труда. Не меньшее значение в достиже нии успеха имеет также хорошо по ставленная воспитательная работа на корабле. У нас установлена тес ная связь между командованием судна, партийной, профсоюзной и комсомольской организациями. Среди моряков повседневно проводятся читки, беседы, доклады, лекции, об щие собрания и производственные совещания. перенять такой ценный опыт трау- вышенных скоростях, лера «Печора», как использование 1 0шрюсшое трал™ ~ и » т из ОСНОВНЫХ ВОН з в трюме на засолке рыбы в дня. Больше оперативности ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА ТОВ. КУЗНЕЦОВА Одна из причин, которая мешает 'лучив в конце концов такое разре- кораблям тралового флота работать !шеоие, мы получили возможность де- высокшроизводительно, состоит в неоперативном руководства промыс лом, перестановкой кораблей. Вьпва- срочно выполнить . свое обязатель ство. Ежедневно по радио у нас прово дятся совещания капитанов—промы- ют случаи, когда суда задерживают ся руководством в тех районах, где еловые советы. В их работе имеется рыба ловится плохо, хотя в других много недостатков. Если, например, Люди у нас трудятся с чувством ' местах в это время имеются большие выступают капитаны кораблей, име- додга перед Родиной. Каждый анает, j ее скопления. В сентябре прошлого ющих хорошие уловы, то они, обычно, говорят только в каком районе про мышляют их траулеры, каким кур сом ходят. Между тем в таких слу- что от него требуется для обеейече- i года, например, траулер «Россия» ния успешной работы экипажа. В | полмесяца промышлял н а Демвдов- этом залог успешного выполнения j ской банке. А в это время рыба го- моряками траулера «Печора» зада - 1 рошо ловилась у беретов. На наши „ , ний Коммунистической партии и . неоднократные просьбы разрешить i нужно рассказывать оо опыте, Советского правительства по вылову ' переход, руководство промыслом ни- {0 том пенном, что помогает экипа- рыбы. как не реагировало. И только п о - 1 жам добиваться высоких уловов.-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz