Рыбный Мурман. 1955 г. Декабрь.

№ 151 (391), 18 декабря 1955 г РЫБНЫЙ м у р м а н 3 УМЕЛОИСПОЛЬЗОВАТЬТЕХНИКУ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮПРОИЗВОДСТВА ☆ ☆ Механизмы в надежных руках На плавбазу «Воркута» я прпгаел 29 октября 1954 года. Имея специ­ альность кочегара первого класса, мне, естествепно, хотелось работать у котлов. Но вскоре я убедился, что на этом судне, сравнительно недавно вступившем в эксплуатацию, рабо­ тать много тяжелее. Паропроизводи- тельность котлов была низкой, су­ довые механизмы паром обеспечива­ лись плохо, имелись пропуски пара в атмосферу, в некоторых местах после использования он был выведен наружу еще при постройке корабля. Например, кромптон для удаления мусора из кочегарки работал на све­ жем паре, который, после использо­ вания уходил в атмосферу. Пар из коробок продувания отводился в лья­ ла машины. А все это вело к поте­ рям конденсата, который для водо­ трубных котлов, установленных на нашем судне (и вообще для однотип­ ных установок в других местах), го­ товится заранее. Чем больше были потери конденсата, тем больше рас­ ходовалось пара и топлива. С назначением на должность стар­ шего механика нашего судна тов. Первушина началась решительная борьба с этими потерями, за ликви­ дацию конструктивных недостатков, допущенных судостроителями. Получив необходимое для котло- чпстки приспособление, машинно-ко­ тельная команда корабля повела борьбу за качественную очистку котлов от накипи, за улучшение ис­ пользования всей паросиловой уста­ новки. С мая чистку котлов мы про­ изводили своими силами, освободив от этой работы судоремонтпиков. Те­ перь труд кочегаров значительно об­ легчился, стал более производитель­ ным, а механизмы корабля получают пар необходимого давления в доста­ точном количестве как на перехо­ дах, так и во время стоянки в рай­ оне промысла. В прошлом рейсе был у нас такой случай. С разрешения капитана один котел был потушен, и мы стали производить своими силами ремонт кирпичной кладки. В связи с ухуд­ шением погоды необходимо было сменить место якорной стоянки. Как быть? Вводить в действие ремонти­ рующийся котел значило потерять время. Тогда решено было осущест­ вить переход на одном котле. Судно шло в течение трех часов полным ходом, при 100— 105 оборотах вин­ та, с одним действующим котлом. Этот пример наглядно свидетельству­ ет о высоком уровне содержания и эксплуатации паросиловой установ­ ки нашего корабля. Ликвидированы у нас и имевши­ еся ранее утечки пара. При перехо­ дах в порт и в районы промысла кромптон теперь работает с помощью вакуума, а на стоянках — на све­ жем паре, который после использо­ вания отводится в конденсатор. Тру­ бопроводы от коробок продувания и отопления выведены в последний от­ сек теплого ящика, где нагревается вода, поступающая в котлы. Трубо­ проводы от кипятильников камбуза выведены в главный конденсатор. Пропуски пара через сальники што­ ков и фланцевые соединения пол­ ностью устранены. Проведение ремонта судовых меха­ низмов силами машинной команды на нашем корабле стало привычным, обыденным явлением. Я не помню случая, чтобы в мою бытность на «Воркуте» отказал или был несвое­ временно пущен в действие какой- либо механизм. Все они работают бесперебойно и исправно. Общественный смотр технического состояния судов рыбной промышлен­ ности прошел у нас организованно и показал, что судовая техника нахо­ дится в надежных руках, а моряки не жалеют сил и времени не только для ее эксплуатации, но и для по­ стоянной учебы, совершенствования своих знаний. Техническая учеба у нас проводится регулярно, а не от случая к случаю. Занятия посещают­ ся всеми членами машинной коман­ ды и проходят при большой актив­ ности машинистов и кочегаров, ко­ торые охотно перенимают и пс- пользуют на практике опыт п зна­ ния командиров нашего производ­ ства — механиков тт. Первушина, Бугаева, Лаврентьева и Образцова. В. КАЗАК. Кочегар плавбазы «Воркута». История одного рейса Экипаж траулера «Гоголь», руководимый капитаном К. А. Патоном, умело использует бога­ тую технику. На снимке: капитан траулера «Гоголь» К. А. ПАТОН в рубке. Фото из «Полярной правды». Почему произошла ,,усуиика“ муки? 12 декабря с траулера «Каунас» на мукомольный завод Мурманского рыбокомбината было выгружено 7,5 тонны рыбной муки. Но странное дело, во время вы­ грузки получилась «усушка», так как накладную работники завода вы­ дали всего лишь на 5 тонн. Куда же девалась остальная мука? Муку мы изготовляли из промы­ тых рыбьих голов, и жирность ее не должна была превышать трех процентов. Однако по анализу лабо­ ратории комбината жирность сдан- ' ной нами муки почему-то составила 6 процентов. Дирекции комбината следует за- ! интересоваться правильностью прие- j ма муки на заводе и проведением ла- : бораторных анализов. Н. ГОЛОВИН. Машинист рыбомучной уста­ новки траулера «Каунас». Моряки траулера «Марс» обяза­ лись выловить в этом году 50 ты­ сяч центнеров рыбы. Однако целый ряд причин мешает нам успешно оправляться с этим обязательством. Команды многих кораблей, соревну­ ющихся так же как п наш эки­ паж за достойную встречу XX съез­ да КПСС, обогнали траулер «Марс». 0 причинах этого можно судить на примере 12 рейса нашего судна. По ; заданию мы должны были доставить в порт 129 тонн рыбного полуфаб- •; риката, а доставили всего 120 тонн. ] Почему же не было выполнено рей­ совое задание? Желая как можно скорее уйти на промысел, экипаж объявил стоянку корабля безремонтной. Механики хорошо потрудились, чтобы обеспе­ чить безотказную работу всех судо­ вых механизмов в море. Отход ко­ рабля был назначен на флотском со­ вещании на 5 ноября. Однако он не состоялся. Прежде всего в этом был повинен отдел кадров тралового флота. В ожидании нужных членов команды траулер простоял на рейде до 11 часов 7 ноября. Таким обра­ зом, праздник 38-й годовщины Вели­ кой Октябрьской социалистической революции по вине бюрократов из отдела кадров был испорчен. Толь­ ко в 11 часов 7 ноября вахтенный диспетчер тралового флота передал распоряжение начальника флота следовать в Тюва-губу и там ожи­ дать прибытия требуемых нами спе­ циалистов. Много беспокойства доставили морякам траулера «Марс» и работ­ ники отдела снабжения тралового флота. Отдел снабжения не обеспе­ чил нас ваерами. Пришлось взять первые попавшиеся, которые были доставлены на корабль с большим опозданием. Нужные люди прибыли на ко­ рабль только в 1 час ночи 10 ноября. Наконец, корабль смог выйти в мо- ре. Первый трал в этом рейсе был спущен в воду только в 7 часов 30 минут 11 ноября. На все мытарства в порту и в Тюва-губе, таким обра­ зом, нами было потеряно более че­ тырех суток. К этому надо приба­ вить, что 48 часов экипаж корабля потерял из-за штормовой погоды. 23 ноября траулер «Марс» снялся с промысла и направился на попол­ нение в Тюва-губу. После того, как мы взяли там все необходимое, нам пришлось простоять на рейде до 17 часов 30 минут 26 ноября. Пришед­ ший буксир «Микула», снабженный специальными приборами, вывел нас в тумане из Кольского залива. Только в 17 часов 28 ноября экипаж приступил к промыслу. В результате траулер на переход в Тюва-губу с 'промысла, пополнение нужным сна­ ряжением, стоянку на рейде и воз­ вращение на промысел потерял 5 суток и 4 часа. С 28 ноября по 2 декабря моряки интенсивно ловили рыбу. Они стара­ лись наверстать упущенное не по их вине время, наловить как можно больше рыбы. Однако 2 декабря экипаж нашего корабля вынужден был сняться с промысла. Произошло это потому, что рыбкооп тралового флота при отходе судна в рейс не сумел обеспечить нас нужным коли­ чеством хлеба. Следует отметить, что хлеб был доставлен на судно перед самым отходом корабля в море. В 16 часов 3 декабря мы подошли ко входу в Кольский залив. Буксира, снабженного специальными прибора­ ми, не было. Мы вынуждены были держать судно в дрейфе или на пе­ ременных ходах до 3 часов 5 де­ кабря. Наконец, пришел буксир «Витязь» и провел нас в порт. Итак, в общей «ложности из 26 суток рейса экипажем трау­ лера «Марс» было потеряно бесцель­ но 12 суток. За это время промысло­ вики смогли бы добыть много рыбы и не только выполнить рейсовое зада­ ние, но и значительно перекрыть его. Возникает вопрос: когда же, на­ конец, отделы управления тралово­ го флота улучшат свою работу и будут способствовать успешному вы­ полнению моряками их обяза­ тельств. принятых в честь XX съез­ да КПСС? В. КОРИДЗЕ. Первый помощник капита­ на траулера «Марс» Дело, не доведенное до конца Инструментальный цех судоре­ монтного завода Главмурманрыбпро- ма долгое время был безнадзорным. Здесь выполнялись, с ведома адми­ нистрации предприятия и без ее сог­ ласия, всевозможные заказы, не имевшие никакого отношения к из­ готовлению и ремонту инструмента, нужду в котором судоремонтники испытывали всегда. С организацией на предприятии технического отдела, контроль за ра­ ботой цеха стал осуществлять глав­ ный технолог тов. Кривощекин, а позже — начальник отдела тов. Литинский. Первой «реформой», выз­ вавшей улучшение работы этого цеха-, был приказ № 322 от 29 ноября 1954 года. Основная инстру­ ментальная кладовая была разделена по участкам завода, приближена к производству, ответственными за состояние инструментального хозяй­ ства стали начальники цехов. Мастер инструментального цеха был осво­ божден в связи с этим от много­ численных ненужных хлопот, у не­ го стало больше времени для непос­ редственного руководства коллекти­ вом. Со временем цех был хорошо оснащен оборудованием. Здесь были установлены станки последних вы­ пусков. Но, оказывается, преобразования, о которых рассказано выше, — по­ ловина дела. Занявшись укреплением материально-технической базы цеха, работники отдела забыли о воспита­ нии людей, о том, что нельзя администрированием, грубыми окри­ ками «сломать старую психологию», как выражается тов. Литинский. Наоборот, это вызывает только со­ противление некоторых людей, при­ выкших работать по старинке и не всегда понимающих новые задачи. Взяв бразды правления в свои руки, тов. Литинский вместо помощи и контроля установил над мастером цеха тов. Зайцевым и бригадиром тов. Мигачевым опеку, фактически подменил их. Мягкотелость и невысокая дис­ циплина тов. Зайцева на заводе хо­ рошо известны. Вот почему .он и не стремился воспользоваться своим законным правом «требовать, что­ бы все распоряжения вышестоящих руководителей, а также отмена их, отдавались только через него», — как записано в существующем на заводе «Положении о производствен­ ном мастере». Атов. Литинский, чув­ ствуя беспомощность мастера, лишил его самостоятельности, сковал его инициативу. Вместо чуткого подхода к каждому из работников цеха, вместо опоры на партгруппу, профсоюзную и комсо­ мольскую организации начальник технического, отдела . действовал на­ пролом. Дело дошло до того, что од­ нажды, в конце августа с. г., после очередной стычки с бригадиром тов. Мигачевым, он без всякого основания распустил бригаду. Приказа по это­ му случаю на заводе так и нет до сих пор. ........... Тов. Литинский мотивирует свои действия тем, что, мол, на всех заводах инструментальщики работа­ ют поодиночке. Но этим начальник технического отдела противоречит сам себе. И вот почему. Приказом N° 281 от 22 сентября с. г. инстру­ ментальный цех переименован в цех механизации, инструмента и приспо­ соблений (ЦМПП) и. следовательно, инструментальщики стали рабочими экспериментального цеха. Круто повернув цех по пути реше­ ния задач механизации завода, тех­ нический отдел, и в первую очередь руководитель его тов. Литинский, до­ пустили ошибку в расстановке сил, ликвидировав бригаду. Работа в оди­ ночку вызвала определенные трудно­ сти. Если раньше в бригаде при из­ готовлении одного или нескольких приспособлений, можно было распре­ делить работы так, чтобы менее сложные выполняли слесари 3— 4 разрядов, а сборкой и доводкой зани­ мались высококвалифицированные рабочие, то при работе в одиночку все операции осуществляет один че­ ловек, будь он слесарем третьего или же седьмого разряда. Если в первом случае можно сделать одновременно все заготовки менее ответственных деталей приспособлений (например, каркасы, крышки и т. п), то теперь один слесарь работает над приспо­ соблением от начала до конца. Даль­ ше. Выполняя заказ, бригадир мо­ жет правильно, в соответствии со знаниями и способностями членов бригады, расставить их по станкам, так как оборудование передано цеху без обслуживающего персонала: стро­ гальщиков, фрезеровщиков и т. д. Иными словами, бригада становится комплексной. Трудно отрицать всю выгоду такой бригады. Хуже стало обстоять дело в цехе с оформлением нарядов. Раньше вы­ пиской, расценкой, сдачей нарядов здесь, каж и вообще на предприя­ тии, занимался только бригадир, те­ ряя на это определенное количество времени (хотя это не его обязан­ ность, а дело мастера, который дол­ жен еще до начала выполнения любой работы выдать бригаде рас­ цененные наряды). Сейчас же все перечисленные операции с нарядами проделывает каждый рабочий. Прав­ да, в цех назначен новый мастер тов. Спирин, который уделяет этому больше внимания, но коренного улучшения дела еще не произошло. По Литинскому выходит, что при выполнении заказов в одиночку по­ вышается персональная ответствен­ ность рабочих. Это, конечно, так, но нельзя забывать о том, что в цехе рабочие разной квалификации, раз­ ного уровня знаний, и нельзя к ним подходить с одной меркой. Здесь много учеников, и опыт прошлых лет убедительно говорит о том, что они со временем вырастают в хоро­ ших рабочих. Например, те же тт. Голенищев и Беляков, которым доверяются сейчас ответственные ра­ боты, выросли здесь, в этом цехе, из учеников. И таких примеров много. Нельзя допускать распыления сил и ставить молодых рабочих в поло­ жение подмастерьев. А при работе в одиночку именно так и получится с учениками, только что получившими рабочий разряд. Им ведь надо расти! А расти они смогут быст­ рее и лучше только в бригаде, с по­ мощью и при поддержке более опыт­ ных товарищей по труду. •Вот почему необходимо создать единую комплексную бригаду (куда, между прочим, следует включить сварщика), во главе ее поставить опытного, смелого в решении произ­ водственных задач человека, кото­ рый сумел бы правильно распреде­ лить силы коллектива при выполне­ нии любого заказа. Уже сейчас сле­ сари говорят здесь о том, что брига­ дой они дали бы в два раза больше приспособлений. Мастеру цеха в этом случае будет легче решать вопросы организации производства приспособлений и инст­ румента. Бригадир обеспечит расста­ новку людей, а мастер займется тех­ нической консультацией рабочих. Тов. Спирин говорит сейчас о том, что большую часть рабочего времени он вынужден тратить на распределе­ ние работ между слесарями, на вы­ писку нарядов л решение различных хозяйственных вопросов. Вызывает удивление, что партий­ ная группа цеха не занимается воп­ росами улучшения организации тру­ да рабочих и оказанием помощи ру­ ководителям завода в перестройке работы этого участка. А серьезно, по- деловому разобраться в этом давно пора. Ведь совершенствование орга­ низации производства — одна из задач, поставленных июльским Пле­ нумом ЦК КПСС. П. БЫСТРОУМОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz