Рыбный Мурман. 1955 г. Август.

№ 104 (344), 31 августа 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Новому, передовому — широкую дорогу Р а с п р о с т р а н и т ь о п ы т п риме н е н и я геркулесовых поводцов Промысел сельди на глубинах, особенно в осенне-зимний период, требует достаточной прочности дрифтерных порядков. Важной частью их вооружения являются верхние и нижние поводцы. В прак­ тике работы сельдяного флота, в указанный период лова, нередки случаи, когда из-за недостаточной прочности, как буйковых, так и вожаковых поводцов, происходят потери дрифтерных порядков с боль­ шим уловом рыбы. Вопрос о подборе материалов для поводцов возник еще в 1952 году. В 1953 году для поводцов был приме­ нен комбинированный канат «Гер­ кулес» размером 17 мм. Испытания таких поводцов были организованы и проведены на средних траулерах № 839 и № 437. Испытания дали удовлетворительные результаты. Однако в производство они не были внедрены лишь потому, что не был решен вопрос о системе подвязыва­ ния геркулесовых поводцов к во­ жаку. В конце 1954 г. одним из инже­ нерно-технических работников сель­ дяной экспедиции был предложен комбинированный поводец из кана­ та «Геркулес» и растительного ка­ ната. Таким образом, был найден способ закрепления поводцов и на вожаке и на кухтылях. Испытания комбинированных по­ водцов, проведенные на траулерах № 4200 и № 4239, а в последую­ щем на траулерах №№ 4167, 835, 834, 143, 353 и других, показали, что в период лова сельди на боль­ ших глубинах геркулесовые повод­ цы могут вполне заменить менее прочные растительные поводцы из сизальских и пеньковых канатов. В настоящее время такими по- водцами работает ряд судов сельдя­ ного флота. Старшие мастера по до­ быче траулеров № 836 тов. Нику- лов, № 122 тов. Еосмовский и дру­ гие с большим удовлетворением от­ зываются об этих поводцах. Для возможности облова сельди на /}ггху*ес полностью или частично через три — пять сетей, чередуясь с расти- тельными иоводцами. В период про­ мысла, когда преобладают штормо­ вые погоды, геркулесовые поводцы надо ставить в начале и конце по­ рядка, а также через пять сетей ставить так называемые сквозные поводцы: при работе с вожаком «поверху» — от кухтыля до сети, далее по боковой подборе к нижней подборе, а при работе с вожаком «пониву» — от кухтыля до сети. Канат «Геркулес» 14— 15 мм. хо­ рошо ставить в качестве «уздечек» при работе с вожаком «поверху» и вспомогательного каната, идущего от верхней подборы первой сети к во­ жаку, при работе с вожаком «пони­ зу». (Риге. № 2). Применение поводцов из каната «Геркулес» полностью себя оправда­ ло. То, что они прочнее раститель- ных канатов,— бесспорно. Разрыв- Риоунок 1 Растительная часть поводца с од­ ной стороны имела огон, а с другой стороны оклетневанный траловой прядью конец (кноп). Геркулесовые поводцы диаметром 14— 15 мм. применялись и без растительных надставок на ряде траулеров. Но для увеличения срока их служ­ бы следует растительные кон­ цы к поводцам все же применять „А . „ и по мере износа их заменять но- ное усилие их на ^0 ^0 процентов Плавбазы простаивают и з - з а о т с у т с т в и я тары выми. Соединение нижних поводцов, а также соединение верхних повод­ цов щш работе порядком с вожаком «понизу» с гужиками сетей произ­ водилось огон в огон с продеванием конца. Необходимо отметить, что хотя канат «Геркулес» и жестче, чем растительные канаты, в соеди' нениях частей поводца и в соедине­ ниях поводца с сетями никаких из­ ломов огонов «геркулеса» не проис­ ходит. Многие промысловики не­ охотно применяют геркулесовые по­ водцы только лишь потому, что, ра­ ботая с длинными верхними повод- цами, они опасаются намотки их на винт. Несомненно, что намотка на винт является серьезной ава­ рией, так как геркулесовые по­ водцы снять с винта труднее, чем растительные. Однако намот­ ку поводцов на винт можно исключить применением прочного «проводника» (каната, соединяюще­ го кухтыли между собой). Этим ка­ натом кухтыли и поводцы подтяги­ ваются к борту еще до того, как они попадут в струю гребного винта. Материалом для «проводника» дол- выше, чем пеньковых, и на 40 про­ центов выше, чем сизальских. Об этом убедительно говорят следующие факты. 4 января с. г. траулер № 843 имел хороший улов на по­ рядок, но поднять его не смог, выб­ рав только две сети на геркулесо­ вых поводцах. Из этих сетей было взято 38 бочек сельди, а остальные сети утонули, так как сизальские поводцы под тяжестью улова лопну­ ли. Траулер № 143 15 января с. г. из 40 сетей сохранил две сети, кото­ рые были на геркулесовых повод­ цах. Траулер № 180 16 февраля, выбирая порядок, оборвал 10 вояса- ковых поводцов из растительного каната, и порядок в 70 сетей пол­ ностью затонул. Опыт применения геркулесовых поводцов надо распространить на весь флот. Внедрение их в промысел сельди в осенне-зимний период дол­ жно проводиться настойчиво. Потери промвооружения при их применении значительно уменьшатся. Чтобы по­ водцы были изготовлены качествен­ но, управлению «Мурмансельдь» на- разных глубинах верхние поводцы Iжен вш ь растительный канат т - £ н , 7 = «Терку- 4° - 45 “ — й ■ " * « » — ■ лес», диаметром 14— 15 мм. и ниж­ ние (вожаковые) поводцы из такого же каната длиной по 10 м. Перед изготовлением поводцов канат «Гер­ кулес», для уничтожения излишней крутки, «размолаживался» (букси­ ровался за судном в течение 15— 20 минут). Каждый конец с той и дру­ гой стороны имел огоны (гаши). С той целью, чтобы обнаженные стальные проволочки каната «Гер­ кулес» не рвали сети, сросты огонов концов поводца хорошо оклетневы- вались траловой прядью. Соединение же отдельных частей между собой в поводец производилось обычным по­ рядком огон в огон с продеванием конца. Конец поводца, к которому дол­ жен подвязываться кухтыль, осна­ щался 65-миллиметровым сизаль- ским или 40-миллиметровым двой­ ным пеньковым канатом длиной 1,5 метра. Такой же канат имел конец верхнего поводца, к которому под­ вязывается вожак при работе по­ рядком с вожаком «поверху» и ко­ нец вожакового поводца, к которому подвязывается вожак при работе порядками с вожаком «поверху» и «понизу» (рис. № 1). Моряки сельдяного флота в боль­ шом долгу у государства. Недолов сельди составляет с начала года около 100 тысяч центнеров. Чтобы покрыть этот недолов, необходимо привести в действие все резервы. Длительное время промысловая об­ становка не благоприятствовала мо­ рякам. Теперь положение меняется в лучшую сторону. Из Северной Ат­ лантики приходят вести, что мно­ гие средние траулеры уже подыма­ ют на борт за один дрейф до 15 тонн сельди. Чтобы полностью использовать теперешнюю обстановку, нужно иметь в районах промысла сельди максимальное количество плавбаз. Однако в Северной Атлантике нахо­ дится сейчас только две плавбазы. «Атлантика» в ближайшие дай бу­ дет возвращаться в порт, а «Ворку­ та» только пришла на место про­ мысла. Плавбаза «Корсунь-Шевчен- ковсшй» 27 августа вышла из пор­ та. Остальные базы стоят в рыбном порту. Как же могло произойти, что основной состав плавбаз вместо то­ го, чтобы находиться в море и при­ нимать сельдь, простаивает у при­ чалов? Дело в том, что плавбазы плохо, крайне медленно снабжаются бочко­ тарой. Простои по этой причине ис­ ключительно велики. «Корсунь- Шевченковский» потратил для приема тары 12 суток. 10 суток стоял «Новосибирск», ожидая, ког­ да в его трюмы будет погружено не­ обходимое количество бочек. Плав­ базе «Памяти Ильича» нужно взять на борт 35 тысяч бочек. Судно сто­ ит уже по этой причине восемь суток. Простаивает и плавбаза «Ан­ тарктика». На нее нужно погрузить 30 тысяч бочек, а их нет. Все это очень дорого обходится государству. Каждые еутки простоя базы составляет 16— 20 тысяч рублей. Если взять время простоя хотя бы трех баз: «Корсунь-Шев- чеяковского», «Новосибирска» и «Памяти Ильича», то получится в общей сложности уже 30 суток. Легко подсчитать, во сколько обо­ шелся этот общий простой трех баз — более полумиллиона рублей! Виновники в создавшемся поло­ жении — управление «Мурмаи- селвдь» и бондарные заводы. Ру­ ководители «Мурмансельди» в ре­ зультате неоперативности и необду­ манных распоряжений о снявши баз с района промысла допустили их скопление в порту. Руководители же бондарных заводов — Мурман­ ского (главный инженер тов. Руб­ цов) и Нашрновского (директор тов. Новиков) не сумели создать запас бочкотары, хотя для этого и были все возможности. Мурманский бондарный завод выпускает в сутки 2600— 2800 заливной тары, Нагорновский — более полутора тысяч. Однако тар­ ные предприятия в свое время со­ кратили выпуск заливной тары, а изготовление сухой тары увеличили. Рисунок № 2 канат размером 30 мм. Чтобы вы- метка порядка сетей с геркулесовы­ ми шгаодцами происходила безопас­ но, поводцы обязательно койлать по отдельности бухтами и привыметке сетей бухта за бухтой выбрасывать за борт. Геркулесовыми иоводцами дриф­ терный порядок можно оснащать Переход флота к облову сельди в толще воды и на больших глубинах в 1955 году должен, быть обеспечен прочными и качественными повод- цами. И. АХЛЫНОВ. Инженер-инструктор по до­ быче рыбы управления «Мурмансельдь». С а м о о т в е р ж е н н ы й т р у д Недавно на траулере «Полярная Правда», промышлявшем в море, сели топки. Корабль потерял ход. Как только об этом стало известно в порту, на помощь промысловому i мые меры и привел траулер в порт. кораблю был направлен буксир «Мурманрыба». Экипаж буксира, возглавляемый капитаном тов. Шо­ тиным, быстро принял необходи- Хорошо несут спасательные вах­ ты и моряки буксирного парохода «Богатырь», где капитаном тов Шейн. Сейчас для плавбаз бочки с заво­ дов берутся , прямо сказать, из- под молотка. Но их явно недоста­ точно. Так, Мурманский бондарный завод отпустил «Мурмансельди» 22 августа— 1915 бочек, 23 — 270 бочек, 2 4 — 1650 бочек и лишь 25 августа — 5213 бочек. С Нагорнов- ского бондарного завода берется ежедневно до тысячи бочек. А ведь для «Мурмансельди» ежедневно требуется шесть тысяч бочек. Положение со снабжением бочко­ тарой внущает в настоящий момент большую тревогу. И не только сей­ час. В середине июля плавбаза «Ат­ лантика» простояла по этой причи­ не 24 дня. Это заставило работни­ ков «Мурмансельди», в частности отдела рыбообработки, обратиться к помощи Главмурманрыбпрома и Ми­ кояновского райкома КПСС. С этого времени моряки и рыбообработчики сельдяного флота вынуждены были затаривать сельдь в полихлодовило- вые мешки. Однако применение их в открытом море, при работе на сред­ них траулерах, приводит к сниже­ нию качества сельди, трудоемкость работы увеличивается почти вдвое, а в конечном итоге юсе это отражает­ ся на себестоимости продукции. Од­ нако до сих пор, несмотря на ряд си­ гналов, в отдел обработки Главмур­ манрыбпрома (начальник тов. Об­ разцов), конкретные меры не при­ нимаются. В результате — бочек нет, а плавбазы простаивают. Имеются ли возможности у Мур­ манского и Нагорновского бондар­ ных заводов увеличить производст­ во бочек для нужд сельдяного фло­ та? Конечно, имеются. Недавно На- горновский бондарный завод посе­ тили представители «Мурмансель­ ди». Они зачитали коллективу письмо моряков и рыбообработчиков с просьбой увеличить выпуск бочек. Выступавшие на собрании рабочие предприятия вскрыли ряд недостат­ ков в организации труда, в вопросах снабжения сырьем и подсказали администрации завода пути для увеличения выпуска продукции. Неоперативно налажена транс­ портировка готовой продукции в порт и доставка сырья на Нагор­ новский завод. Машины рыбного порта идут из Мурманска мимо ле­ сопильных заводов лесотариого ком­ бината порожними. Нагрузившись бочками, они направляются в обрат­ ный путь. А вслед за ними с бон­ дарного завода выходят порожние машины за сырьем на лесопильные заводы. Неужели нельзя сделать так, чтобы машины из Мурманска заходили на лесопильный завод за сырьем, выгружали его на бондар­ ном заводе, брали бочки и возвра­ щались в порт. А машины, назна­ ченные для доставки сырья, также выполняли такие же операции. Решения июльското Пленума ПК КПСС обязывают руководителей предприятий использовать все ре­ зервы для увеличения выпуска продукции. ' Е. КАРАЧЕВСКИИ. Мастерской нужна помощь Коллектив тралово-такелажной мастерской обеспечивает орудиями лова траловый флот, «Мурман­ сельдь», Базу государственного активного лова и другие органи­ зации. Вступив по примеру моряков траулеров «Аксай» и «Арга» в со­ циалистическое соревнование, по­ священное XX съезду КПСС, рабочие мастерской приняли на себя повы­ шенные социалистические обяза­ тельства. Выполнив июльский план на 107,3 процента, коллектив пред­ приятия и в августе трудится, не жалея сил. Особенно хорошо рабо­ тают бригады, которыми руководят тт. Пашина, Куколева и другие. Мастерские могли бы работать значительно лучше. К сожалению, этому мешает то, что ремонт поме­ щений, начатый еще 30 мая, до сих пор не закончен. Плохо удовлетворяет наши нуж­ ды и отдел снабжения Главмурман­ рыбпрома. На его окладах отсутст­ вует двухрядная траловая дель, нет посадочного троса и других мате­ риалов. Партийная организация ма­ стерской несколько раз ставила во­ прос о необходимости улучшить снабжение предприятия, но положе­ ние не меняется. Из-за отсутствия необходимых материалов нам при­ ходится пользоваться их замените­ лями. Это приводит к повышению себестоимости орудий лова, а подчас из-за этого снижается их прочность. С. КУЛИН. Секретарь партийной орга­ низации тралово-такелаж­ ной мастерской.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz