Рыбный Мурман. 1955 г. Август.
№ 104 (344), 31 августа 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Новому, передовому — широкую дорогу Р а с п р о с т р а н и т ь о п ы т п риме н е н и я геркулесовых поводцов Промысел сельди на глубинах, особенно в осенне-зимний период, требует достаточной прочности дрифтерных порядков. Важной частью их вооружения являются верхние и нижние поводцы. В прак тике работы сельдяного флота, в указанный период лова, нередки случаи, когда из-за недостаточной прочности, как буйковых, так и вожаковых поводцов, происходят потери дрифтерных порядков с боль шим уловом рыбы. Вопрос о подборе материалов для поводцов возник еще в 1952 году. В 1953 году для поводцов был приме нен комбинированный канат «Гер кулес» размером 17 мм. Испытания таких поводцов были организованы и проведены на средних траулерах № 839 и № 437. Испытания дали удовлетворительные результаты. Однако в производство они не были внедрены лишь потому, что не был решен вопрос о системе подвязыва ния геркулесовых поводцов к во жаку. В конце 1954 г. одним из инже нерно-технических работников сель дяной экспедиции был предложен комбинированный поводец из кана та «Геркулес» и растительного ка ната. Таким образом, был найден способ закрепления поводцов и на вожаке и на кухтылях. Испытания комбинированных по водцов, проведенные на траулерах № 4200 и № 4239, а в последую щем на траулерах №№ 4167, 835, 834, 143, 353 и других, показали, что в период лова сельди на боль ших глубинах геркулесовые повод цы могут вполне заменить менее прочные растительные поводцы из сизальских и пеньковых канатов. В настоящее время такими по- водцами работает ряд судов сельдя ного флота. Старшие мастера по до быче траулеров № 836 тов. Нику- лов, № 122 тов. Еосмовский и дру гие с большим удовлетворением от зываются об этих поводцах. Для возможности облова сельди на /}ггху*ес полностью или частично через три — пять сетей, чередуясь с расти- тельными иоводцами. В период про мысла, когда преобладают штормо вые погоды, геркулесовые поводцы надо ставить в начале и конце по рядка, а также через пять сетей ставить так называемые сквозные поводцы: при работе с вожаком «поверху» — от кухтыля до сети, далее по боковой подборе к нижней подборе, а при работе с вожаком «пониву» — от кухтыля до сети. Канат «Геркулес» 14— 15 мм. хо рошо ставить в качестве «уздечек» при работе с вожаком «поверху» и вспомогательного каната, идущего от верхней подборы первой сети к во жаку, при работе с вожаком «пони зу». (Риге. № 2). Применение поводцов из каната «Геркулес» полностью себя оправда ло. То, что они прочнее раститель- ных канатов,— бесспорно. Разрыв- Риоунок 1 Растительная часть поводца с од ной стороны имела огон, а с другой стороны оклетневанный траловой прядью конец (кноп). Геркулесовые поводцы диаметром 14— 15 мм. применялись и без растительных надставок на ряде траулеров. Но для увеличения срока их служ бы следует растительные кон цы к поводцам все же применять „А . „ и по мере износа их заменять но- ное усилие их на ^0 ^0 процентов Плавбазы простаивают и з - з а о т с у т с т в и я тары выми. Соединение нижних поводцов, а также соединение верхних повод цов щш работе порядком с вожаком «понизу» с гужиками сетей произ водилось огон в огон с продеванием конца. Необходимо отметить, что хотя канат «Геркулес» и жестче, чем растительные канаты, в соеди' нениях частей поводца и в соедине ниях поводца с сетями никаких из ломов огонов «геркулеса» не проис ходит. Многие промысловики не охотно применяют геркулесовые по водцы только лишь потому, что, ра ботая с длинными верхними повод- цами, они опасаются намотки их на винт. Несомненно, что намотка на винт является серьезной ава рией, так как геркулесовые по водцы снять с винта труднее, чем растительные. Однако намот ку поводцов на винт можно исключить применением прочного «проводника» (каната, соединяюще го кухтыли между собой). Этим ка натом кухтыли и поводцы подтяги ваются к борту еще до того, как они попадут в струю гребного винта. Материалом для «проводника» дол- выше, чем пеньковых, и на 40 про центов выше, чем сизальских. Об этом убедительно говорят следующие факты. 4 января с. г. траулер № 843 имел хороший улов на по рядок, но поднять его не смог, выб рав только две сети на геркулесо вых поводцах. Из этих сетей было взято 38 бочек сельди, а остальные сети утонули, так как сизальские поводцы под тяжестью улова лопну ли. Траулер № 143 15 января с. г. из 40 сетей сохранил две сети, кото рые были на геркулесовых повод цах. Траулер № 180 16 февраля, выбирая порядок, оборвал 10 вояса- ковых поводцов из растительного каната, и порядок в 70 сетей пол ностью затонул. Опыт применения геркулесовых поводцов надо распространить на весь флот. Внедрение их в промысел сельди в осенне-зимний период дол жно проводиться настойчиво. Потери промвооружения при их применении значительно уменьшатся. Чтобы по водцы были изготовлены качествен но, управлению «Мурмансельдь» на- разных глубинах верхние поводцы Iжен вш ь растительный канат т - £ н , 7 = «Терку- 4° - 45 “ — й ■ " * « » — ■ лес», диаметром 14— 15 мм. и ниж ние (вожаковые) поводцы из такого же каната длиной по 10 м. Перед изготовлением поводцов канат «Гер кулес», для уничтожения излишней крутки, «размолаживался» (букси ровался за судном в течение 15— 20 минут). Каждый конец с той и дру гой стороны имел огоны (гаши). С той целью, чтобы обнаженные стальные проволочки каната «Гер кулес» не рвали сети, сросты огонов концов поводца хорошо оклетневы- вались траловой прядью. Соединение же отдельных частей между собой в поводец производилось обычным по рядком огон в огон с продеванием конца. Конец поводца, к которому дол жен подвязываться кухтыль, осна щался 65-миллиметровым сизаль- ским или 40-миллиметровым двой ным пеньковым канатом длиной 1,5 метра. Такой же канат имел конец верхнего поводца, к которому под вязывается вожак при работе по рядком с вожаком «поверху» и ко нец вожакового поводца, к которому подвязывается вожак при работе порядками с вожаком «поверху» и «понизу» (рис. № 1). Моряки сельдяного флота в боль шом долгу у государства. Недолов сельди составляет с начала года около 100 тысяч центнеров. Чтобы покрыть этот недолов, необходимо привести в действие все резервы. Длительное время промысловая об становка не благоприятствовала мо рякам. Теперь положение меняется в лучшую сторону. Из Северной Ат лантики приходят вести, что мно гие средние траулеры уже подыма ют на борт за один дрейф до 15 тонн сельди. Чтобы полностью использовать теперешнюю обстановку, нужно иметь в районах промысла сельди максимальное количество плавбаз. Однако в Северной Атлантике нахо дится сейчас только две плавбазы. «Атлантика» в ближайшие дай бу дет возвращаться в порт, а «Ворку та» только пришла на место про мысла. Плавбаза «Корсунь-Шевчен- ковсшй» 27 августа вышла из пор та. Остальные базы стоят в рыбном порту. Как же могло произойти, что основной состав плавбаз вместо то го, чтобы находиться в море и при нимать сельдь, простаивает у при чалов? Дело в том, что плавбазы плохо, крайне медленно снабжаются бочко тарой. Простои по этой причине ис ключительно велики. «Корсунь- Шевченковский» потратил для приема тары 12 суток. 10 суток стоял «Новосибирск», ожидая, ког да в его трюмы будет погружено не обходимое количество бочек. Плав базе «Памяти Ильича» нужно взять на борт 35 тысяч бочек. Судно сто ит уже по этой причине восемь суток. Простаивает и плавбаза «Ан тарктика». На нее нужно погрузить 30 тысяч бочек, а их нет. Все это очень дорого обходится государству. Каждые еутки простоя базы составляет 16— 20 тысяч рублей. Если взять время простоя хотя бы трех баз: «Корсунь-Шев- чеяковского», «Новосибирска» и «Памяти Ильича», то получится в общей сложности уже 30 суток. Легко подсчитать, во сколько обо шелся этот общий простой трех баз — более полумиллиона рублей! Виновники в создавшемся поло жении — управление «Мурмаи- селвдь» и бондарные заводы. Ру ководители «Мурмансельди» в ре зультате неоперативности и необду манных распоряжений о снявши баз с района промысла допустили их скопление в порту. Руководители же бондарных заводов — Мурман ского (главный инженер тов. Руб цов) и Нашрновского (директор тов. Новиков) не сумели создать запас бочкотары, хотя для этого и были все возможности. Мурманский бондарный завод выпускает в сутки 2600— 2800 заливной тары, Нагорновский — более полутора тысяч. Однако тар ные предприятия в свое время со кратили выпуск заливной тары, а изготовление сухой тары увеличили. Рисунок № 2 канат размером 30 мм. Чтобы вы- метка порядка сетей с геркулесовы ми шгаодцами происходила безопас но, поводцы обязательно койлать по отдельности бухтами и привыметке сетей бухта за бухтой выбрасывать за борт. Геркулесовыми иоводцами дриф терный порядок можно оснащать Переход флота к облову сельди в толще воды и на больших глубинах в 1955 году должен, быть обеспечен прочными и качественными повод- цами. И. АХЛЫНОВ. Инженер-инструктор по до быче рыбы управления «Мурмансельдь». С а м о о т в е р ж е н н ы й т р у д Недавно на траулере «Полярная Правда», промышлявшем в море, сели топки. Корабль потерял ход. Как только об этом стало известно в порту, на помощь промысловому i мые меры и привел траулер в порт. кораблю был направлен буксир «Мурманрыба». Экипаж буксира, возглавляемый капитаном тов. Шо тиным, быстро принял необходи- Хорошо несут спасательные вах ты и моряки буксирного парохода «Богатырь», где капитаном тов Шейн. Сейчас для плавбаз бочки с заво дов берутся , прямо сказать, из- под молотка. Но их явно недоста точно. Так, Мурманский бондарный завод отпустил «Мурмансельди» 22 августа— 1915 бочек, 23 — 270 бочек, 2 4 — 1650 бочек и лишь 25 августа — 5213 бочек. С Нагорнов- ского бондарного завода берется ежедневно до тысячи бочек. А ведь для «Мурмансельди» ежедневно требуется шесть тысяч бочек. Положение со снабжением бочко тарой внущает в настоящий момент большую тревогу. И не только сей час. В середине июля плавбаза «Ат лантика» простояла по этой причи не 24 дня. Это заставило работни ков «Мурмансельди», в частности отдела рыбообработки, обратиться к помощи Главмурманрыбпрома и Ми кояновского райкома КПСС. С этого времени моряки и рыбообработчики сельдяного флота вынуждены были затаривать сельдь в полихлодовило- вые мешки. Однако применение их в открытом море, при работе на сред них траулерах, приводит к сниже нию качества сельди, трудоемкость работы увеличивается почти вдвое, а в конечном итоге юсе это отражает ся на себестоимости продукции. Од нако до сих пор, несмотря на ряд си гналов, в отдел обработки Главмур манрыбпрома (начальник тов. Об разцов), конкретные меры не при нимаются. В результате — бочек нет, а плавбазы простаивают. Имеются ли возможности у Мур манского и Нагорновского бондар ных заводов увеличить производст во бочек для нужд сельдяного фло та? Конечно, имеются. Недавно На- горновский бондарный завод посе тили представители «Мурмансель ди». Они зачитали коллективу письмо моряков и рыбообработчиков с просьбой увеличить выпуск бочек. Выступавшие на собрании рабочие предприятия вскрыли ряд недостат ков в организации труда, в вопросах снабжения сырьем и подсказали администрации завода пути для увеличения выпуска продукции. Неоперативно налажена транс портировка готовой продукции в порт и доставка сырья на Нагор новский завод. Машины рыбного порта идут из Мурманска мимо ле сопильных заводов лесотариого ком бината порожними. Нагрузившись бочками, они направляются в обрат ный путь. А вслед за ними с бон дарного завода выходят порожние машины за сырьем на лесопильные заводы. Неужели нельзя сделать так, чтобы машины из Мурманска заходили на лесопильный завод за сырьем, выгружали его на бондар ном заводе, брали бочки и возвра щались в порт. А машины, назна ченные для доставки сырья, также выполняли такие же операции. Решения июльското Пленума ПК КПСС обязывают руководителей предприятий использовать все ре зервы для увеличения выпуска продукции. ' Е. КАРАЧЕВСКИИ. Мастерской нужна помощь Коллектив тралово-такелажной мастерской обеспечивает орудиями лова траловый флот, «Мурман сельдь», Базу государственного активного лова и другие органи зации. Вступив по примеру моряков траулеров «Аксай» и «Арга» в со циалистическое соревнование, по священное XX съезду КПСС, рабочие мастерской приняли на себя повы шенные социалистические обяза тельства. Выполнив июльский план на 107,3 процента, коллектив пред приятия и в августе трудится, не жалея сил. Особенно хорошо рабо тают бригады, которыми руководят тт. Пашина, Куколева и другие. Мастерские могли бы работать значительно лучше. К сожалению, этому мешает то, что ремонт поме щений, начатый еще 30 мая, до сих пор не закончен. Плохо удовлетворяет наши нуж ды и отдел снабжения Главмурман рыбпрома. На его окладах отсутст вует двухрядная траловая дель, нет посадочного троса и других мате риалов. Партийная организация ма стерской несколько раз ставила во прос о необходимости улучшить снабжение предприятия, но положе ние не меняется. Из-за отсутствия необходимых материалов нам при ходится пользоваться их замените лями. Это приводит к повышению себестоимости орудий лова, а подчас из-за этого снижается их прочность. С. КУЛИН. Секретарь партийной орга низации тралово-такелаж ной мастерской.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz