Рыбный Мурман. 1955 г. Август.
РЫБ НЫЙ МУРМАН № 100 (340), 21 августа 1955 г. Такими ли должны быть беседы? Морякам нашего судна приходится подолгу находиться в море. Естест венно, что при таких условиях поли-1 тико-массовая и культурно-воспита- тельная работа должна удовлетворять требованиям моряков. Но на трауле ре «Ваер» эта работа налажена слабо. Я плаваю на корабле с октября 1953 года, и за этот период мне при ходилось наблюдать немало недо статков в деятельности первого по- 1 мощника капитана тов. Клепча. На первый взгляд, работа тов. Клепча кажется активной, мероприятий про - ' водится немало. Но они не могут удовлетворить экипаж. Беседы, о которых говорится в по- литдонесенпях нашего первого п о - ! мощника капитана, сводятся лишь к громкой читке газет, притом далеко несвежих. Многие моряки уже рань ше читали эти статьи или' слушали их по радио. Читая газетные материалы, тов. Клепча не увязывает их содержание с задачами, поставленными перед на шим коллективом. Моряки не раз го ворили об этом первому помощнику | капитана, однако тов. Клепча к на- j шим замечаниям не прислушивается. < Последний рейс нашего судна продолжался 24 суток. Были большие переходы. У тов. Клепча были все возможности для того, чтобы хорошо подготовиться к выступлениям перед экипажем. Этого сделано не было. Он нам прочел первый раздел доклада Председателя Совета Министров СССР тов. Н. А. Булганина на июль- сков Пленуме ЦК КПСС, не увязав этот документ с задачами моряков траулера. Ничего не говорилось о наших резервах, о путях повышения производительности труда. Мне ду мается, что по докладу тов. Н. А. Булганина пебходимо было прове сти несколько конкретных, содержа тельных, целеустремленных бесед, мобилизовать в них коллектив на решение задач, поставленных июль ским Пленумом ЦК КПСС. Политико-массовая работа на ко раблях должна проводиться на вы соком уровне, а не носить отвлечен ный характер, как это имеет место в так называемых беседах первого помощника капитана траулера «Ваер» тов. Клепча. Е. АХРОМОВИЧ. Председатель судового ко митета профсоюза траулера «Ваер». В п о м о щ ь а г и т а т о р у О вреде религиозны х праздников Иногда и в наше время приходит ся наблюдать такую картину: в го рячую пору сельскохозяйственных работ люди какой-нибудь деревни или села справляют религиозный праздник, сопровождающийся, как правило, пьянством. Праздничные и послепраздничные прогулы не изжиты полностью и на промышленных предприятиях, осо бенно на тех, которые близко нахо дятся к сельской местности. Факты говорят, что на этих предприятиях в дни «престольных» праздников далее при отсутствии прогулов пада ет выработка и снижается качество продукции. Объясняется это тем, что на отдельных рабочих и работниц влияет «праздничное» настроение в семье или у знакомых. Пьяный разгул порой сопровож дается всевозможными преступле ниями, несчастными случаями, по жарами, драками, хулиганством. Наиболее часто отмечаются мест ные, так называемые престольные праздники — заговенье, день Флора и Лавра, Власьев день и другие. Многие из этих праздников берут свое начало от времен крепостниче ского строя. Помещики для внуше ния крестьянам большей привержен ности к религии строили церкви в честь какого-либо «святого» или ре лигиозного праздника и день этого «святого» или праздника объявляли «престольным», или «храмовым» праздником. Престольные праздники, веками насаждавшиеся эксплуататорскими классами, глубоко вкоренились в быт дореволюционной России. Царское правительство, помещики и капиталисты усиленно насаждали религию в народных массах, поддер живали и культивировали религиоз ные обряды и праздники. Церковь именем бога оправдывала жестокую эксплуатацию трудящихся, призыва ла их безропотно, как говорил В. И. .Тенин, «переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая» (Соч., т. 5, стр. 311). Тяжелые условия жизни трудя щихся способствовали распростране нию религиозных верований. Раз дробленное и отсталое сельское хо зяйство дореволюционной России не могло давать высоких урожаев, оно часто страдало от засух, суховеев, саранчи, разных вредителей. Земле делец жил в постоянном страхе пе ред стихийными силами природы. Это бессилие перед природой, а также жестокий классовый гнет пи тали и поддерживали у тружеников земли веру в богов, чертей, чудеса. Крестьяне часто обращали свои взо ры к небу, просили оттуда помощи и спасения, молились богу и различ ным «святым», совершали те или иные религиозные обряды и обычаи. В дни престольных праздников эксплуатируемые труженики искали забытья в пьяном угаре, заливали водкой тягость своей беспросветной и униженной жизни. Помещикам и капиталистам это было выгодно, так как водка подрывала физические и духовные силы трудящихся, делала людей безвольными. А такие люди не могли быть сознательными и ак тивными борцами за свое освобожде ние от рабства и нищеты. Религия, как известно, призывает верующих соблюдать всевозможные посты и воздержания. Однако все время держать людей в таком со стоянии опасно: ведь всякому тер пению может прийти конец. Вот по чему для трудящихся были установ лены кратковременные передышки в виде разгульных религиозных празд ников. С победой Великой Октябрьской социалистической революции и по строением социализма в нашей стра не коренным образом изменились ус ловия жизни народных масс. Ушли в прошлое классовое рабство во всех его видах, разорение и нищета масс. Трудящиеся СССР все больше овла девают наукой п техникой, покоря ют силы природы, ставят их на службу себе. Все это привело к то му, что подавляющее большинство населения нашей страны давно уже отошло от религии, перестало верить в несуществующих богов и загроб ную жизнь. Но полностью религия еще не исчезла в нашей стране. Она продолжает существовать как пере житок, как наследие старого, эксп луататорского общества. Религиозные пережитки держат верующих людей во власти непра вильных, антинаучных представле ний о природе и обществе и тем са мым мешают делу коммунистического строительства. Они особенно дают себя знать во время многочисленных религиозных праздников, когда со вершаются богослужения и другие обряды, усиленно проповедуются различные «божественные» поуче ния, отравляющие сознание людей неверием в свои силы, в могущество человеческого разума. Религиозные праздники нередко приносят большой материальный ущерб народному хозяйству, отвле кают людей от работы, подрывают трудовую дисциплину. Этим особен но отличаются престольные празд ники, наибольшее количество кото рых приходится на летние и осенние месяцы — на самый ответственный период сельскохозяйственного произ водства. Религиозные праздники, обряды и обычаи не только наносят опреде ленный урон народному хозяйству. Связанный с ними пьяный разгул сильно подрывает здоровье людей, уродует их морально. Борьба против религиозных пережитков — это борьба за коммунистическое воспита ние трудящихся, за превращение всех советских людей в сознатель ных и активных строителей комму низма. Н. АМОСОВ. „3 а п и Так называется вновь изданное ценное пособие для агитаторов и про пагандистов, выпущенное Госполит- издатом УССР. Здесь собраны сведения о съездах и конференциях Коммунистической j партии Советского Союза, об админи стративно-территориальном делении с н а я к н и ж к а а г и т а т о р а " IСоветского Союза, показатели эконо мического развития СССР. В «Записной книжке» помещены необходимые сведения о коммунисти ческих и рабочих партиях стран ми ра, в которых указано наименование партии, дата ее основания и количе ственный состав. В конце книжки помещены табель-календарь и «День за днем», где на четных страницах указаны даты важнейших событий, а на нечетных — оставлено место для заметок. Книжка издана удобным форматом и в хорошем переплете. «Записная книжка агитатора» приобретена для агитаторов кораблей тралового флота. И. САЛЬНИК. Переписка рыбаков Польши и Мурманска На днях в адрес рыбаков нашего" бассейна пришло письмо из поль- ского города Свиноуйсьце от рыба- ков управления дальнеморских про мыслов и рыбачьего обслуживания. В своем письме польские рыбаки рассказывают о своих делах, о стро ительстве новой жизни в родной стране, выражают благодарность со ветским людям за ту огромную бес корыстную, дружественную помощь, которую они оказывают польскому народу. Письмо польских рыбаков обсуж далось на кораблях тралового и сель дяного флотов. Промысловики нашего бассейна направили коллективу дальнеморских промыслов и ры бачьего обслуживания в Свиноуйсь- це ответное письмо. «Здравствуйте, дорогие друзья! — пишут рыбаки Мурмана. — Моряки тралового и сельдяного флотов шлют вам свой искренний привет и жела ют успеха в работе, в борьбе за по строение социализма в вашей стране. Мы, как и все советские люди, ра дуемся и гордимся успехами Народ ной Польши, уверенно идущей по но вому, социалистическому п у т Под руководством Объединенной рабочей партии и своего правительства дру жественный нам польский народ развивает свою промышленность и сельское хозяйство, добивает ся достижений в культурном строительстве. Постоянно крепнет нерушимая дружба между наро дами наших стран. Ярким проявлением этой дружбы является письмо, присланное вами в наш адрес. Мы уверены, что это письмо положит начало дружеской переписке между рыбаками Мурмана и Народной Польши». Моряки промысловых флотов на шего бассейна рассказывают в пись ме польским друзьям о своих трудо вых успехах, о лучших людях пред приятий, о развертывании социали стического соревнования в честь XX съезда Коммунистической пар тии Советского Союза. В заключение они пишут: «Нас вдохновляет на славные трудовые дела во имя любимой Родины ленин ская миролюбивая внешняя полити ка, проводимая Советским государ ством. Наш народ стремится жить в мире и дружбе со всеми народами. Пусть крепнет дружба и разви вается братская взаимопомощь меж ду советским и польским народами!». Судьба предложений рационализатора Первушина Каждый раз при чистке котла на | плавбазе сельдяного флота «Воркута» j необходимо сменить около 450 пара -! нитовых прокладок. Эти прокладки' вырубались и вырубаются вручную,1 с помощью зубпла. Изготовление | каждой прокладки нетрудоемкий процесс, требует затраты всего пя ти— семи минут, но в общей слож ности на это уходит очень много ! времени, не говоря уже о том, что , качество прокладок оставляет же лать лучшего. В 1953 году старший механик' плавбазы «Воркута» Геннадий Семе- j нович Первушин задумался над тем, j как упростить, облегчить и ускорить j изготовление прокладок, и предложил j довольно простую конструкцию ры- | чажного штампа. В июле он внес та кое предложение в Бриз управления «Мурмансельди». Оно было оценено но достоинству и принято без задерж ки. Были разработаны чертежи и 6 августа 1953 года утверждены. Оста валось изготовить штамп. Начались длительные переговоры с бывшим тогда директором Мурман ской судоверфи тов. Фоминым, с ди ректором Абрам-мысских судоре монтных мастерских тов. Дзятко и главным инженером тов. Чиркиным и с работниками судоремонтного за вода Главмурманрыбпрома. Все они категорически отказались от изго товления штампа, ссылаясь... на от сутствие необходимых станков и оборудования. Не помогло и вмеша тельство главка, в частности его бывшего главного инженера тов. Ку- рочко. Тогда, через полтора года, Перву шин упростил конструкцию — скон струировал червячный штамп. От за водов требовалось, чтобы они сделали только пуансон и штамп, т. е. две металлических планки с несколькими отверстиями. Остальное предполага лось доделать и собрать пресс на са мой плавбазе. Но даже и эти две простейших детали судоремонтные предприятия отказались сделать. Пошел уже третий год, приспособле ние не сделано, прокладки вырубают ся попрежнему зубилом. Каждому члену машинной команды известно, как трудно чистить от на кипи трубки водотрубных котлов вручную, с помощью металлических ершей, и насколько это несовершен ный способ. В последнее время стали появляться, так называемые, элек трошарошки, значительно облегчив шие дело. Тот же Первушин сконст руировал гидротурбинку для очистки трубок котла во время котлочистки от накипи. Маленькая остроумная машинка значительно облегчит труд котлочистов. Она может быть легко приспособлена для ошкрабки корпуса судна. Гидротурбинка принята в уп равлении «Мурмансельдь», но не пу щена в производство потому, что... некогда изготовить чертежи. Имеет ся только единственный экземпляр на «Воркуте», где гидротурбинка с успехом и применяется. Эта’ гидротурбинка, конечно, слож нее, чем пресс, о котором шла речь выше, и тем не менее она была изго товлена коллективом машинной команды «Воркута», под руководст вом тов. Первушина, на обычном то карном станке с помощью простых, но остроумных приспособлений. Десятки и сотни тысяч бочек с сельдью проходят через плавбазы и береговые рыбообрабатывающие предприятия. Очень часто требуется в бочки доливать тузлук. Для этого у бочки ослабляются обручи, вы нимается дно бочки, доливается туз лук, бочка снова закупоривается. Это длительный процесс, нередко со провождающийся порчей доньев и т. д. Было бы гораздо проще вынуть имеющиеся в верхнем дне две дере вянные пробки, долить тузлук и сно ва забить пробки. Тот же Первушин разработал приспособление для из влечения деревянных пробок из бо чек и сделал три экземпляра. Один работает на «Воркуте», а два других начальник «Мурмансельди» тов. Гу- нин взял с собой и передал другим базам. Им же разработаны и изготовлены на «Воркуте» пресс для продавлива- нпя отверстий в автопокрышках, употребляемых в качестве подвес ных кранцев, оригинальная насечка со взаимозаменяемым конусом, даю щая экономию металла. Ряд этих новшеств одобрен Бри зом «Мурмансельди», некоторые на ходятся на рассмотрении и вместе с тем усиленно применяются на плав базе «Воркута». Непосредственный рост социали стического производства может осу ществляться лишь на базе высшей техники, при условии неуклонного технического прогресса, — указывал в своем докладе на июльском Плену ме ЦК КПСС тов. Н. А. Булганин. Только неуклонный технический про гресс обеспечивает рост производи тельности труда. Было бы глубокой ошибкой думать, что вопросы технического прогресса касаются только крупных вещей, что это не относится к мелочам. Даже такое простое приспособление, как для штамповки прокладок или для извлечения деревянных пробок из бо чек, облегчает труд, повышает про изводительность труда, экономит много средств. И поэтому более чем странной является позиция ряда ру ководителей таких предприятий, как судоверфь, судоремонтный завод, ме- Iханические мастерские Абрам-мыса, | Кандалакшский механический завод, | которые могли бы по своей мощно с ти , по своему техническому обору дованию, при наличии высококвали фицированных кадров помочь своим «смежникам», в данном случае про мысловикам, не имеющим механиче ской производственной базы. Непонимание общегосударственных интересов, узковедомственный под ход иногда доходит до нелепости. Шлюпбалки после ремонта приходит- _я обязательно испытывать. Управ ление «Мурмансельдь» разработало чертежи специального стенда и предложило их судоремонтному заво ду Главмурманрыбпрома, который производит этот ремонт и испытания. «Мурмансельдь» предложила дать заказ и оплатить его. Завод категори чески отказался. И вот шлюпбалки после ремонта устанавливаются на судно, приходит мастер отдела техни ческого контроля завода, созывают матросов, сажают их в шлюпку и производят испытание «живым ве сом», после чего мастер составляет акт о состоявшемся «испытании». Трудно представить себе большую косность! Пора убрать все рогатки с пути технического прогресса, открыть са мую широкую дорогу рационализато рам, изобретателям, новаторам, ока зывать им самую действенную под держку, ценить творческую мысль, создавать такую обстановку, в кото рой она, могла бы принести богатые плоды, не позволять бюрократам и кенсерваторам ставить рогатки на пути технического прогресса. В. КОВАЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz