Рыбный Мурман. 1955 г. Август.
№ 92 (332), 3 августа 1955 г РЫБ НЫП МУРМАН 3 Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А Пути у в е лич е ния з а г о т о в ки с в еже й рыбы На днях в Баренцевом море состоялось занятие школы передового опыта, проведенное по радио редакцией газеты «Рыбный Мурман» совместно с руководством тралового флота на промысле. Занятие началось вступительным словом капи- тана-наставника тов. Кузнецова. Говоря о решениях июльского Пленума ЦК КПСС, тов. Кузнецов подчеркнул, что перед ры баками Мурмана стоят сейчас большие и ответст венные задачи. Готовясь достойно отметить XX съезд КПСС, промысловики должны не только добыть как можно больше рыбы, но и выработать из нее продукцию возможно лучшего качества. Осо бенно важно увеличить доставку в порт высоко сортной свежей продукции. Этого можно добить ся лишь на основе широкого распространения опыта передовиков производства. Затем с докладом «Мой опыт заготовки и хра нения свежей рыбы» выступил мастер по обработ ке траулера «Веха» тов. Синев. Опытом своей работы поделились также мастер по обработке траулера «Новороссийск» тов. Перов и другие участники занятия. Ниже мы публикуем материалы занятия школы передового опыта. * Мой опыт заготовки и с в е ж е й ры хранения б ы Исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС поставили перед промышленностью нашей страны большие задачи первостепенной важ ности. Особенно серьезная ответст венность за их выполнение ложится на нас — рыбников. Ведь в реше ниях Пленума прямо сказано об от ставании рыбной промышленности. Все ее работники, в том числе и мы, моряки тралового флота, обяза ны не пожалеть сил, чтобы преодо леть это отставание. Особенно важно сейчас наряду с (Из доклада мастера по об2шботке рыбы траулера „Веха 1 тов. СИНЕВА ) дый вид рыбы требует особых мето дов обработки и хранения. Обычно, если рейс не является полностью свежьевым, моряки на чинают заготовлять свежую рыбу во второй половине рейса. В частности, увеличением добычи рыбы добиться j се§час разрешается заготовлять улучшения качества доставляемого свежье за восемь суток до прихода в Работа на большегрузном н о р а б л е (Из выступления мастера по обработке рыбы траулера „Новороссийск 1 тов. ПЕРОВА ) в порт полуфабриката. Надо увели чить выработку ценных продуктов. Одним из наиболее ценных во всех отношениях видов продукции, выпускаемых на траулерах, являет ся свежая и охлажденная рыба. Свз- жая рыба лучше соленой. Она обла дает более высокими питательными и вкусовыми качествами и, кроме то го, свежую рыбу легче разделывать, чем рыбу, идущую в посол. И, нако нец, при засолке рыбы велики тех нологические потери: соленая рыба в трюмных чердаках спрессовывает ся, большой процент ее как бы раст воряется в тузлуке и пропадает да ром. К сожалению, на кораблях трало вого флота заготовка свежья произ водится все еще неудовлетвори тельно. Некоторые моряки старают- ся, особенно в летние месяцы, по меньше заготавливать свежей рыбы, мотивируя это тем, что в теплую по году ее трудно хранить, рьгба пор тится, и сортность сдаваемой на ры бокомбинат продукции снижается. Слов нет, летом хранить свежую рыбу труднее, чем в холодное время года. Однако^ как показывает опыт ряда кораблей, при умелой организа ции труда, при точном соблюдении правил инструкции, а также исполь зуя передовые методы работы, мож но хорошо сохранить свежую ры'бу. Обработкой рыбы в море я за нимаюсь уже давно. Всюду, где бы ни приходилось мне плавать — и на на траулере «Капитан Демидов», и теперь на траущере «Веха», я и за сольщики активно боремся за повы шение качества продукции, особенно за наилучшее сохранение свежей ры бы. Практика говорит о том, что по высить качество доставляемого в порт свежья можно на каждом ко рабле тралового флота. Вот, напри мер, как организуем мы работу на своем траулере. Если хочешь доставить с промыс ла как можно больше доброкачест венной свежей рыбы, готовься к этому в порту, чтобы на весь рейс . хватило консервирующих материа лов и всего необходимого. Готовясь к выходу в море, я интересуюсь, в каком районе предстоит вести про мысел, какого ассортимента, пород и размеров рыба там ловится. Знать это заранее очень важно. Ведь каж- порт. В первые дни необходимо укладывать в лед наиболее крупную треску. У нас на корабле работа органи зуется так. Сразу же после подъе ма на палубу очередного улова ры ба сортируется. Вся крупная рыба обрабатывается в первую очередь. Если рыба лежит на палубе более двух часов, то мы уже не укладыва ем ее в лед, а засаливаем. Таким образом уже с самого начала при нимаются меры к тому, чтобы как можно лучше и дольше сохранить свежий полуфабрикат. Большая ответственность за ка чество продукции лежит на мастере по обработке и засольщиках. Мы строго следим за тем, чтобы матросы разделывали улов по установленным правилам. Если кто-либо из нович ков не совсем еще усвоил правила шкерки, сами становимся за рыбо разделочный стол и показываем, как нужно правильно работать. Никогда нельзя забывать, что метод обуче ния путем практического показа яв ляется самым доходчивым. Время и труд, затраченные на обучение мо лодых кадров, всегда себя оправды вают. Для сохранения качества свежья в трюме большое значение имеет пра вильное распределение рыбы в чер даках. Прежде всего свежую рьгбу нужно укладывать в чердаки ров ными рядами, обязательно спинками вверх. Если этого не делать, то вода, образующаяся от таяния льда, будет задерживаться в брюшной полости рыбы, и сортность продукции сни зится. На некоторых кораблях укладка свежья в первую очередь произво дится в центральные чердаки. Мы считаем это неправильным. В пер вую очередь мы укладываем полу фабрикат в носовые чердаки и ук ладку производим ступенчатым мето дом. Почему мы так делаем?! Да по тому, что бегущая из мойки вода по падает в центральные чердаки, и ры ба, находящаяся там особенно дли тельное время, может испортиться. Мы всегда помним, что вода — это враг свежей рыбы. Присутствие в чердаках воды ведет к ускорению таяния льда и способствует порче продукции. Укладку производим на четыре — пять горизонтальных площадки. Вы сота каждого слоя не должна пре вышать 60—75 сантиметров. Если не соблюдать этого правила и де лать слой рыбы толще, то рыба будет мяться. Свежая рыба под давлением не только приобретает неправильный вид и теряет высокое качество, но также может и испортиться. Свежая рыба, особенно в теплое время года, подвергается целому ряду неблагоприятных влияний извне. Поэтому заполненный чердак нужно закрыть, ни в коем случае нельзя оставлять чердаки неполностью за груженными, а потом через несколь ко дней заполнять их свежей ры бой. Кое-где на кораблях тралового флота чердаки со свежей рыбой за крывают досками. Мы избегаем де лать это, так как в досках могут быть гнилостные бактерии, микробы. ■Чтобы предохранить рыбу от пора жения бактериями, мы чердак засы паем сверху слоем льда, плотно за крываем рогожей и потом брезентом, чтобы туда не попадала вода. В течение рейса необходимо си стематически проверять состояние уложенной в чердаки свежей рыбы, чтобы иметь возможность в случае необходимости принять меры к со хранению высокого качества продук ции. Если хочешь сдать на рыбоком бинат хорошую рыбопродукцию, сам присутствуй при выгрузке или оставь вместо себя засольщика. Это правило должно стать непреложным законом для каждого мастера по об работке. У нас в порту при выгруз ке, к сожалению, часто варварски обращаются с рыбой. Ее топчут но гами, мнут, стампами наносят ей механические повреждения. Не до пускать подобных явлений — долг не только рыбообработчиков, но и каждого работника рыбной промыш ленности. Моряки траулера «Веха» по при меру экипажей траулеров «Аксай» и «Арга» включились в соревнова ние в честь XX съезда нашей родной Коммунистической партии. Мы при ложим все силы к тому, чтобы дать Родине как можно больше высокока чественной свежей рыбы. Чтобы до биться этого, будем внимательно изучать опыт работы наших товари щей с других траулеров. А учиться нам есть чему. Как стало известно, экипажи траулеров «Сталинград» и «Арга» уже закон чили выполнение годовых заданий по вылову рыбы. Это значит, что моряки этих траулеров правильно используют внутренние резервы и возможности, трудятся так, как и подобает советским людям. Все чле ны экипажей этих судов, в том числе и мастера по обработке рыбы, как видно, накопили немало положитель ного опыта. Наша задача — пере нять этот опыт, работать еще лучше, чем сейчас. Заготовка свежей рьгбы в большом количестве будет нашим подарком XX съезду Коммунистиче ской партии Советского Союза. Как и моряки траулера «Веха», экипаж нашего корабля поставил пе ред собой задачу — добиться в пе риод предсъездового соревнования не только увеличения вылова рыбы, но и повышения ее качества. Нас обязывает к этому повседневная за бота Коммунистической партии и Советского правительства о нас, рыбаках Советского Заполярья. В своем докладе тов. Синев гово рил о ценности и значении свежей рыбы. Моряки «Новороссийска» также стремятся доставлять в порт больше свежья. В связи с тем, что наш траулер является большегруз ным кораблем, рейсы длятся про должительное время и большая часть рыбы нами доставляется в порт в соленом виде. Однако свежую рыбу мы также привозим на базу. Заготовка ее начинается, как и на других кораблях, __в конце рейса. Особенно серьезное внимание уде ляется у нас содержанию трюмов: от чистоты чердаков и всех трюмных помещений во многом зависит хоро шая сохранность рыбы. Поэтому мы следим, чтобы сразу же после раз грузки корабля в порту трюмы были хорошо и чисто вымыты горячей во дой. Если после мойки где-нибудь бывает обнаружена грязь, то трюмы перемывают заново. Дезинфекцию трюмов производим только после их полной сборки. Если дезинфекцию делать раньше, то при сборке трю мов доски снова могут (загрязниться. Борьба за хорошую сохранность свежей рыбы на «Новороссийске» начинается сразу же после подъема улова на палубу. У нас на флоте случается, что, несмотря на пра вильное хранение на корабле свежей рьгбы, она все же сдается на рыбо комбинат вторым сортом, а подчас совсем бессортной. Отчего это про исходит? Да оттого, что рьгба на этих судах разделывается недоброкачест венно. Мы строго следим, чтобы при разделке разрез был ровным, как предусмотрено инструкцией, чтобы при рубке рыбных голов плечевые кости не были оголенными. Некоторые мастера по обработке и засольщики не придают значения качеству получаемого в Тюва-губе льда. Мы принимаем лед не «на гла зок», как это делают на других ко раблях, а замеряем его. При этом следим, чтобы лед был чистым и чтобы размеры кусков льда не пре вышали четырех—пяти сантимет ров. Если лед попадается крупнее, мы, прежде чем пугстить его в дело, размельчиваем, так как при пере сыпке крупным льдом неминуемо повреждение рыбы, и она начнет портиться. В летнее время мы, как правило, берем в рейс тонн на семь—восемь льда больше, чем обычно. Таким об разом, если даже часть льда растает в течение рейса, то мы все равно полностью обеспечены необходимыми консервирующими материалами. Нужно помнить, что даже при самой тщательной мойке и дезинфекции, в досках, плинтусах и на переборках все же остаются бактерии и микро бы. Чтобы они не проникали в све жую рыбу и не вызвали ее порчу, мы не только перекладываем каждый ряд трески льдом, но и ограждаем им рыбу от соприкосновения со стенка ми чердаков и плинтусами. Так же, как и на траулере «Ве ха», заполненные чердаки тщательно закрываем брезентом. Это позволяет, во-первых, предохранить их от до ступа воды и грязи, а, во-вторых, дает возможность в некоторой мере замедлить процесс таяния льда. Накопленный нами опыт показы вает, что на болыпетрузных кораб лях типа «Новороссийск» лучше всего закладывать свежье на пять горизонтальных площадок. При этом она меньше мнется. Удобнее всего хранить свежую рыбу в трюме № 2, в первом и втором пролетах. Правильно обрабатывать улов (Из выступления мастера.по обработке рыбы траулера „Полярная правда* тов. НИКИФОРОВА ) В настоящее время в северо-за падных районах Баренцева моря, где ведет промысел вместе с другими кораблями траулер «Полярная прав да», хорошо ловится крупная тре ска, как нельзя лучше пригодная для заготовки свежего полуфабрика та. Вступая в соревнование в честь XX съезда КПСС, мы поставили пе ред собой задачу — дать стране возможно больше продукции хоро шего качества, а, следовательно, и свежем виде. Как же мы боремся за выполнение этой задачи? Прежде всего, мы заранее готовим к рейсу трюмы. Как и моряки «Но вороссийска», мы не проникновения в чердаки с рыбой вредных микробов, тщательно укла дываем рыбу спинками вверх. Для лучшего стока воды пересыпаем слой рыбы слоем мелко дробленого льда. В жаркое время берем на палубу парную рыбу, закрываем ее брезен том и охлаждаем забортной водой. На нашем корабле работает много молодых малоквалифицированных моряков. Все опытные промысловики считают своим долгом помогать но вичкам, учат их правильно обраба тывать и сохранять улов. Без этого невозможно обеспечить высокое ка- допускаем Iчество продукции. * * * На занятии школы передового ставник подчеркнул далее, что за- опыта выступил также находящийся на траулере «Одесса» рыбмастер- наставник тов. Епифанов. Он отме тил, что за годы своей работы в траловом флоте мастер по обработке тов. Синев накопил богатый произ водственный опыт. Немало опытных работников плавает сейчас и на большегрузных траулерах. Однако на очень многих промысловых судах работает немало еще недостаточно квалифицированных рыбообработчи ков. Изучение ими опыта бывалых кадровых промысловиков — боль шое и важное дело. Рыбмастер-на- жей рьгбы. готовка свежей рыбы на траловом флоте в целом ведется пока еще не удовлетворительно: недостаточно, в частности, используются рефриже раторные установки, имеющиеся на траулерах типа «Рига». Решения июльского Пленума ЦК КПСС обязывают рыбаков Мурмана лучше использовать современную технику, работать так, как работают передовики промысла. Нужно, чтобы отдел обработки тралового флота усилил контроль за заготовкой све-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz