Рыбный Мурман. 1955 г. Август.
№ 96 (336), 12 августа 1955 г. РЫБ НЫЙ МУРМАН Опыту передовиков—широкое распространение Преодолевая трудности Рассказ капитана траулера «Стрелок» П. Ф. TEJIOBA. Июльский Пленум ЦК КПСС в ' препятствия, подтирания мешка не своем постановлении подчеркнул, j было, пойманная рыба не терялась, что догжно быть обеспечено безус-;как это обычно бывает при порывах ловное выполнение государственного; и подтираниях. Поэтому суточный плана каждым предприятием по вы- j вылов достигал 20 25 тонн, пуску продукции в установленной j Курсы с тралом, работая у Хар- номенклатуре и ассортименте. Для того, чтобы обеспечить без условное выполнение плана, каждое предприятие должно работать плано мерно, без рывков и штурмовщины, т. е. ритмично, систематически вы полнять суточные, декадные, месяч ные планы. В работе рыболовного траулера имеются свои, специфические труд ности. Для обеспечения выработки продукции нужно сырье. Таким сырьем является рыба, чье поведе ние определяется рядом факторов, в значительной мере нам неизвестных. Промысел ры бы осложняется вмешательством стихии — штор мами, морозами, туманами. Следо вательно, самым важным для каж дого траулера яв ляется обеспече ние себя в любых условиях сырьем для выработки продукции. Пять рейсов сделал в нынеш нем году наш траулер и сейчас находится в ше стом. Суммарное задание пяти рейсов по полуфабри кату реализовано на 142 процента и по добыче рыбы на 145,4 про- цента. Рейсовые задания значитель но перевыполнялись, даже в труд- ных условиях промысла у берегов, на тяжелом грунте и при подвижной рыбе. В пятом рейсе, например, при работе в районе Харлова — Рын ды было выловлено свыше пяти ты сяч центнеров рыбы. С начала июля промысел рыбы в основном идет в трудных прибреж ных районах — от Варгаевской банки до Святоноской. Моряки трау лера «Стрелок» рейсовые задания перевыполняют, возвращаются в порт с полным грузом, июльскую программу реализовали на 108 про центов, тогда как другие корабли привозили в порт значительно мень ше рыбы. У берегов можно успешно ловить рыбу. Только надо работать умеючи, строго соблюдать все правила. Прежде всего следует правильно вооружить трал; особенно нижнюю подбору и мешок трала. У нас были поставлены 600-миллиметровые бо- бинцы: по центру четыре бобинца и на концах крыльев — по одному. Подбора была облегчена: вместо двух чугунных катушек было оставлено по одной. На крыльях поставили по восемь кухтылей. К мешку были Некоторые вопросы промыслового судовождения Промысловое судовождение — j чающий десятки квадратов, во основной фактор, влияющий на многих случаях не удовлетворит успех сельдяного промысла. Поиск 1точности промыслового судовож- косяков сельди, определение 1дения при поиске сельди, а потому направления их движения, держа- i попутно следует заметить, что на- ния промыслового корабля на ко-1 ряду с использованием обширного Капитан П. Ф. ТЕЛОВ. лова, Рынды и Лицких, прокладыва ли вдоль берега: днем по изобате 60— 70 метров, ночью мористее — по изобате 140— 160 метров. Мори стее рыба попадала более крупная. При глубинах 70— 100 метров да вали 175 метров ваеров, при 180-метровой глубине — 250 мет ров. Внимательно мы следили за тече ниями, пользуясь атласом приливо- отливных течений, так как при приливе рыба у берега, при от ливе — откатывается на глубину. Поэтому оператив- -4'v7 ность и м-аиев- . p e H 1 H ( K . T b ( щ р а е д а - ны, иначе коракмь будет в пролове. Здесь системаг тичеаки пользова лись шланшетом йгрибрежнык райо нов, все время оп ределялись по бе реговым ориенти рам, неленш бра ли по углам и при 'этом обязательно ставили буи. Судоводители на шего траулера при работе у беретов строго соблюдают правило — трал •спускать в ошре- деленой точке. Это вызывается малы ми размерами площадок, Если спу стить трал с того места, где была закончена его выборка, без учета сноса судна течением за время подъема трала, то удобного чистого места для траления не останется. Тогда трал выскочит на каменистый грунт, порвется, рыба выйдет. Та ким образом лучше потратить 10 15 минут, чтобы зайти без трала и спустить его в прежней точке, Вот основные приемы, которые обеспечили нашему экипажу хоро шие результаты промысла в при брежных районах. Умелое вооружение трала, с уче том особенностей района, старшим мастером по добыче рыбы тов. Гурье вым и его помощниками тт. Натахи- ным и Филипповым, хороший уход за орудиями лова и правильная ор ганизация труда позволили до ми нимума сократить потери времени на починку тралов. Хорошее качество продукции объ ясняется тем, что рыба не залежи валась на палубе, работа шла на трех рыбоделах,. Клипфискник тов. Агафонов вырабатывает до семи тонн клипфиска за рейс. Мастер по жи ротоплению тов. Квасов изготовляет за рейс 13— 18 тонн рыбьего жира. Моряки траулера «Стрелок» пол ны решимости закрепить и приумно- иодвязаны три шкуры и кухтыли.1жить достигнутые успехи, досрочно Результат такого облегчения трала выполнить план, достойно встретить налицо — он легко переходил через XX съезд КПСС. сяке целиком и полностью зависят от точности промыслового судо вождения. Поэтому встает вопрос о постоянном знании точного места корабля. Использование радиопе ленгов маяков не всегда возмож но, да и, в зависимости от метео рологической обстановки, дает большие ошибки в определении места нахождения корабля. Астро номические же обсервации, как самый надежный, общепризнан ный способ определения места судна на промысле, также во многих случаях нет возможности использовать. Дело в том, что вы сота светила не может быть изме рена в нужный момент из-за сплошной облачности, мглы, дож дя, снежных зарядов и других ме теопричин, имеющих место, осо бенно в зимнее время, в Северной Атлантике. Поэтому, наряду с при менением всех возможных способов определения места судна в откры том море, наибольшее значение приобретает точность ведения на вигационной прокладки на про мысловом планшете, тем более после получения обсервованного места, когда нет уже светил. Я не останавливаюсь на способах изготовления достаточно точного промыслового планшета, но для судоводителей нашего флота впол не очевидно, что изготовленный по единому масштабу широт — долгот промысловый планшет для большого района промысла, вклю- плаишета, для перехода из квад рата в квадрат, надлежит изго товить и использовать и планшеты небольших промысловых районов, включающих не свыше десяти об щепринятых промысловых квадра тов. Такие более точные план шеты, изготовленные для наибо лее обильных сельдью промысло вых квадратов, помогут вести бо лее точную навигационную прок ладку при поиске сельди. При промысловом маневрирова нии (особенно при поиске сельди) с частой сменой курса, замером по верхностных температур, стопо- реньем хода для замера глубин ных температур, использованием гидроакустики и эхолота, работа вахтенного штурмана сильно ус ложняется, зачастую отвлекая его от обязанности — обеспечить точ ность промыслового судовождег ния. А между тем приходится все делать самому: «схватить» во-вре- мя выглянувшую из-за туч звезду секстаном, выслушать доклад гид роакустика о контакте, рассчи тать истинный и компасный кур сы для подачи команды рулевому, наблюдать за показаниями эхоло та, решать астрономическую зада чу, опускать лебедкой глубинный термометр и т. д., делать проклад ку и одновременно наблюдать за окружающей обстановкой с целью предотвращения аварий (столкно вение с другими судами, намотка на винт поводцев выметанных по рядков других судов и т. д.). Так как все выше перечисленные дей ствия вахтенному помощнику ка питана приходится делать почти одновременно, то и надлежит орга низовать работу на мостике так, чтобы отвлечение его, выше пере численными 'вопросами, не ущемля ло точность промыслового судовож дения. И, как показала практика, вахтенный помощник капитана бо лее всего занят при поиске рыбы, при частой смене курсов корабля. Поэтому остановимся на способах, помогающих одновременно точно вести прокладку. Во-первых, на каждом судне, где штурманская служба отвечает своему назначению, имеется табличка соответствия скорости судна в милях в час по вре мени прохождения кораблем бро шенного в воду деревянного бруска (между марками на планшире фальшборта корабля). Таким образом, скорость судна мы можем всегда замерить с доста точной точностью. Далее, так как при поиске рыбы, прослуши вании гидроакустикой, определе нии температур, промысловое ма неврирование происходит в основ ном на глазных четвертных рум бах или курсах, близких к ним, то для точности счисления надлежит замерить вышеперечисленным об щепринятым способом скорости корабля при данной гидрометео рологической обстановке на вось ми румбах (главных и четвертных) в ходе самого маневрирования. Эти данные надлежит внести в соответствующую графу маневрен ной карточки, форму которой я и хотел предложить. М А Н Е В Р Е Н Н А Я К А Р Т О Ч К А Компасный Общая Истинный Время Расстояние, Температура Скорость Часы курс поправка курс лежания пройденное воды хода на курса на курсе по куреу восьми румбах ПРИМЕЧАНИЕ 1 8 16-00 С О 0 5 О о — 15е 345= 0-05 0,5 + 5°, 8 С— 6 16-05 60° — 15° 45° 0-10 1Д СВ— 6,6 16-15 288° — 18э 270° 0-15 1,7 + 6°,2 3— 6,8 16-30 197° — 17° ►—* 0 0 О о + 6°,4 Ю— 7,2 ОД миля от 5° п/б. до 60° п/б рас- мин. стояние 5 кбт средний контакт. слабые контакты по все му горизонту. По следам наших выс туплений «УЧЕБА НЕ НАЛАЖЕНА» Так называлось письмо машини-1 общил в редакцию, что факты, при- ста траулера «Минск» тов. Львова веденные в письме, имели место. Ка- («Рыбный Мурман» от 6-го июля с. г.), где говорилось о недостатках в организации технической учебы на корабле. И. о. начальника отдела кадров тралового флота тов. Куренков со- питану траулера «Минбк» тов. Ро- щенко предложено улучшить поста новку технического обучения на судне, обеспечить выполнение плана по подготовке кадров массовых про фессий. «УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ В УХОДЕ ЗА МЕХАНИЗМАМИ» В письме, присланном в редак-1«Якутск» и «Плутон» старшими цию, главный инженер управления механиками на эти корабли на- тралового флота тов. Каменцев со-1 правлены механики-наставники тт. общил, что для улучшения работы | Печаткин и Анкудинов, машинных команд траулеров1 Маневренная карточка имеет де вять граф, вполне достаточных для того, чтобы вахтенный помощник капитана, выбрав свободную мину ту, при более продолжительном курсе или менее сложной окружа ющей обстановке и занятости его текущими вопросами поисковой ра боты, имел возможность точно восстановить прокладку, не до пуская случайных ошибок, а так же разнести на промысловом план шете отраженные в маневренной карточке температурные показания, показания приборов (контакты, за писи эхолота и т. д.). Вести кар точку надлежит непрерывно, удоб нее всего на подоконнике иллюми натора ходовой рубки, для того, чтобы не отвлекаться от наблюде ния за окружающей обстановкой. Графы карточки в основном яс ны, но необходимо некоторое пояс нение к ведению отдельных граф. Изготовить маневренную карточку можно из плотной бумаги. Во-пер вых, не введена графа «пути дрей фа». Нет необходимости при частой перемене курсов (при поиске, обна ружении контактов, температур ных градиентов и т. д.) через каж дые 5—10 минут учитывать дрейф, так как в основном курсы корабля совпадают с противоположными и перпендикулярными румбами, и малое расстояние, проскакиваемое судном, как правило, на полном ходу, почти ликвидирует ошибку от пренебрежения углом дрейфа. При пользовании восьмой графой следует учесть, что после опреде ления скорости корабля на глав ных четвертных румбах (или кур сах, близких к ним) нет необходи мости в дальнейшем определять чающихся от определенных, если гидрометеорологическая обста новка существенно не изменилась. Так, например, если скорость оп ределена на курсе «норд» компас ный, то при нашей практической поправке компаса, погрешность не скажется существенно на точности прокладки и при учете этой скоро сти для истинного курса 360 гра дусов учитываются короткие, по вторяющиеся галсы поиска. В восьмой графе можно проставить и скорость судна, выраженную в де сятых милях в минуту, но в этом нет особой необходимости. В седьмой графе, если взятие температуры существенно отличает ся по времени от момента поворо та судна на новый курс, рядом с показанием температуры можно проставить время замера, для бо лее точного последующего нанесе ния на планшет, сюда же можно вносить и показания глубинных температур. В примечании важно указать схематически или условно (сокращенно буквами, цифрами) краткую характеристику показа ний приборов обнаружения рыбы, опять же для последующего нане сения на планшет. Надо сказать, что при занятости ким курсом продолжать далее ис следование района поиска и т. д. При пользовании подобной фор мой записи маневренной карточки, надо, однако, учитывать, что приме нена она может быть при поиско вой работе на сельдяном лову лишь при вышеизложенных обсто ятельствах. Я, например, применяя форму ведения карточки, никогда не раскаивался в этом, — она не усложняла, а, наоборот, облегчала мою работу, способствуя точности судовождения и правильности про мысловой ориентировки, не отвле кая одновременно от бдительного ?несения вахты. Проверка же обсер вациями (при должной вниматель ности ведения маневренной карточ ки) в начале и в конце более часо вого маневрирования свыше чем десятью курсами дает практиче ски незначительную погрешность в счислении. При сравнительно не больших диаметрах циркуляции на полном ходу наших промысловых судов промежуточный курс при от вороте на угол до 90 градусов практически учитывать нет необхо димости. При поворотах, близких к углу в 180 градусов, легко учесть промежуточный курс, зная диаметр циркуляции судна. Подчеркиваю еще раз, что веде ние маневренной карточки не осво- штурмана на поиске при частой бождает вахтенного помощника ка. смене курсов нет возможности Jпитана от поддержания промысло- упорядочить все эти данные в чер- j ВОй прокладки на уровне совре- новике судового журнала, записи | „„„„„„„„„ „ - же на листе бумаги в произвольном ’ от обязанности при пер- порядке иногда могут спутать вах- вои же возможности по данным тенного помощника капитана, а тем маневренной карточки восстано- более не дадут возможности быстро : вить прокладку на промысловом восстановить промысловое манев-1 ПЛЯНП1ГТР рирование со всеми подробностями : на планшет, а до восстановления на планшет не будет наглядной ориентировки, как вернуться на ра- скорость на курсах, резко не отли- i нее измеренную температуру, ка- Ю. ГОНТАРЕВ. Старший помощник капита на среднего траулера № 682 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz