Рыбный Мурман. 1955 г. Август.
№ 95 (335), 10 августа 1955 г. Р ЫБ НЫЙ МУРМАН 3 МОРЯКИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА! Находитеи приводитевдействие резервы увеличения вылова рыбы. ☆ Почему траулер не отошел в срои отпускать продукты. Опять нача- ^ Наш корабль недавно вступил в стро£. Механизмы у него в полной исправности, ремонта почти не тре буется, за исключением устране ния мелких недоделок. И тем не ме нее, собираясь в июльский рейс, мы не ушли на промысел в наз наченный срок. Произошло это так. Из предыдущего плавания нами было доставлено в порт 250 тонн полуфабриката и большое ко личество субпродуктов. Вместо того, чтобы поставить корабль к причалу, оборудованному стеллингами, трау лер был поставлен к такому прича лу, где выгрузка производится при помощи крана. Здесь разгрузка во обще идет вдвое медленнее, а на этот раз она затянулась: Как только вы вешивались штормовые сигналы, об работка судна прекращалась, хотя шторма и не было. Затянувшаяся выгрузка не смогла не отразиться на качестве свежей рыбы: доставлен ные нами четыре тонны рыбы выс шего сорта были приняты поэтому йервым сортом. Задержка в выгрузке привела к задержке в начислении нам зарпла ты. Пришлось вместо нее выдавать личному составу аванс. На графике 24 июня отход был назначен нам на 0 часов 25 июня, хотя но ходу выгрузки было видно, что порт не справится с обработкой судна. Только утром 24 июня была дана береговая бригада и личный состав был отпущен для отдыха, но так как отход был назначен на 25 июня, пришлось на траулер вызвать команду, сорвав отдых моряков. Получение продуктов также не обошлось без потери времени. Преж де всего заведующий магазином по требовав внести деньги... за непро данный товар в судовой лавочке и этим задержал выписку и получение продуктов, создал нам напрасные хлопоты. Моряки, посланные для получения продуктов, не имели воз можности захватить с собой халаты. Заведующий магазином, заняв стро го официальную позицию, отказался лась беготня. Спрашивается, неуже ли нельзя иметь в магазине двад цать— тридцать халатов вместо то го, чтобы держать несколько сот ха латов на кораблях. В результате всего этого мы за тратили на получение продуктов во семь часов вместо того, чтобы сде лать это за один— два часа. Наконец, выгрузка была законче на. Рыбный порт приступил к мой ке трюмов. Не успел я придти домой, чтобы отдохнуть перед отходом ко рабля, как явился посыльный и пе редал требование, чтобы я немедлен но прибыл на судно, так как траулер должен встать под погрузку соли. Оказалось, что трюмы еще не гото вы. Только в 21 час 30 минут была закончена мойка и дезинфекция трюмов. На их сборку требуется ми нимум 2,5— 3 часа и, следователь но, под погрузку соли траулер по ставили с большим опозданием. На графике 25 июня стало ясно, что первый срок отхода судна в мо ре сорван. Назначили новый срок — на 4 часа 26 июня с тем, что в 24 часа 25 июня корабль поставят под бункеровку топливом. Но и этот срок оказался нереальным, так как бун керовка была закончена лишь в 8 часов 30 минут 26 июня. Подошел буксир, чтобы отвести нас обратно в рыбный порт. Он ока зался настолько маломощным, что не мог справиться со своей задачей и нам пришлось отдать якорь на рейде ниже угольной базы, что усложнило связь с рыбным портом. Такое «обслуживание» привело к тому, что личный состав траулера не смог отдохнуть, часть команды про вела бессонную ночь в диспетчер ской тралового флота в ожидании траулера е угольной базы и, не дож давшись его, разбрелась. Сумели мы выйти из порта только в 15 часов 26 июня с неполной командой, что не могло не отразиться на работе в море. И, БОГДАНОВ. Капитан траулера «Веха». Хорошо работают в нынешнем году моряки траулера «Россия». Экипаж корабля успешно справляется с планом. На снимке: (слева направо): передовые люди траулера — стар ший моторист Н. ШУЛАКОВ и матрос Н. БРЕНЬ. Увеличивается з а го т о в к а свеж ья Особенно ценной по вкусовым и питательным качествам является рыба, заготовленная в свежем виде. Среди моряков тралового флота сей час развернулось движение за уве личение доставки свежья в порт. В борьбе за свежьевые рейсы по- заготовку свежей рыбы, некоторые члены команды высказывали опасе ние, что рыба будет низкой сорт ности, так как за девять— десять дней, оставшихся до окончания рейса, она может испортиться. Их опасения не оправдались, качество казательна работа экипажа трауле- сданной рыбы было хорошим. ра «Арга». Здесь все проникнуты одной мыслью, как больше обработать и привезти свежей рыбы. В одном из последних рейсов командование суд на уже на четвертый день промысла приняло решение брать рыбу только под свежье. Уловы были очень боль шие, но благодаря слаженной рабо те матросов разделка рыбы шла бы стро. Это позволило без помощи ма шинной команды и других моряков, только силами палубной команды, обрабатывать под свежье по три— четыре тонны трески за время тра ления. Интересно отметить, что когда капитан принял решение перейти на Экипаж траулера «Арга» досрочно выполнил годовой план в полуфаб рикате и сдал уже 16707 центнеров охлажденной рыбы, что в полтора раза превышает задание 1955 года по свежью. Успешная работа «Арги» и дру гих шести судов, которым план дан в полуфабрикате, подтверждает мне ние ряда капитанов флота о значи тельном преимуществе этого меро приятия для увеличения выработки свежей рыбы, особенно окуня, и це лесообразность в будущем перевода значительного числа кораблей на планирование в полуфабрикате. Е. МИХАИЛОВ. О поиске рыбы в прибрежных районах Прибрежными можно называть районы, отстоящие: от берега на 10— 12 миль и даже больше. Но здесь речь идет о местах, пригодных для. траления, расположенных в непосредственной близости от берега, в нескольких кабельтовых от него. Работа с тралом в таких местах осложняется тем, что берега Мурма- на скалистыми дно моря, являющее ся продолжением этих берегов, так же скалисто. Судовождение вблизи берегов требует особого внимания в целях обеспечения безопасности плавания. Площадки для безаварий ной работы орудий лова обычно очень невелики, поэтому курсы с тралом должны выбираться с осо бой тщательностью. Ероме всего, в случаях навально го (с моря) ветра и волны работать у берегов нельзя. Весной и летом, когда видимость хорошая и светло круглые сутки, рыбы у берегов осо бенно много и работать тралом в это время также удобно. Все дело в том, чтобы отыскать среди скалистых мест такие, по ко торым, трал пройдет безаварийно. Тажие меета есть. Их очень много. Правда, они невелики по площади, но здто богаты густыми концентра циями рыбы. Здесь короткие, по 20— 30 минут, траления приносят уловы во много обильнее, чем это бывает в открытом море. Море беспрерывно разрушает бе рег. Сильный прибой разбивает кам ни, размельчая их. Мелкие обломки скал заравнивают дно. Реки и ручьи выносят в море массу песка, раз мытого грунта и откладывают их вблизи устьев по дну моря. Сильное у берегов приливо-отливное тече ние разносит эти отложения и от кладывает их в таких местах, из которых они уже не вымываются. Так образуются площадки, пригод ные для траления рыбы. Практика работы в непосредст венной близости у берегов показала, что при поиске ровных, безаварий ных площадок на дне, разведчику или промысловику необходимо изу чать самому берег, т. е. направление горных хребтов, продолжение кото рых может быть под водою, наличие рек, ручьев, очертания береговой линии, наличие больших и малых островов, обсушных камней. Все это важно для того, чтобы предположить характер дна — грун та у берега. Мы знаем, что: там, где берег образует ровную излучину — дно обычно ровное; там, где много островов и остров ков, — немало и подводных камней (скал); траления следует располагать по курсам, близким к направлению горных хребтов на берегу; в местах с резко меняющимися глубинами лучше тралировать «на гору», чем «под гору», так как при этом меньше рвутся сети. Но так как при этом увеличивается возмож ность задевов за грунт, то не сле дует крепко зажимать стопора тра ловой лебедки, чтобы ваер, в случае, задева, мог потравиться; в некоторых местах ходить тра лом можно вообще только в одну сторону, «по уступам» или, как мы говорим, «по шерсти» и что при по пытке ходить тралом в обратную сторону, «против шерсти», доски не изменно упирались в скалы. От судоводителя работа с тралом у берегов требует особой тщательности и внимания. Ходить тралом следует точно по тем местам, которые опре делились, как пригодные для трале ния, безаварийные. Это - возможно только при условии, если будет по ставлен буй. Во время траления штурман работает без рулевого и ему трудно отвлекаться от управле ния кораблем для пеленгования бе реговых предметов и приметных мест. Полагаться при этом «на глаз» нельзя, и буй самое верное средство для правильной ориентировки, для чистое, сохранения тралов и увеличения уловов. Течения у берегов очень сильные. Наблюдение за ними надо вести обя зательно. В промысловой обстановке какого- либо участка моря, где работает группа траулеров, могут происхо дить резкие изменения как в сторону улучшения, так и в сторону ухудше ния ее. Если уловы у траулеров вдруг резко снизились, не следует думать, что рыба ушла из района. Под влиянием различных, не всегда известных нам причин, рыба может уйти в соседний квадрат, может из менить глубину, отойти в сторону или приподняться над грунтом. В этих случаях, независимо от того, есть рядом поисковый траулер или нет его, промысловые суда должны веером разойтись во все стороны с целью вновь обнаружить рыбу. За трачиваемое при этом промысловыми судами время всегда оправдает се бя, так как 10— 15 траулеров, идя в разные стороны тралами, за пять— шесть часов могут охватить большой район, на обследование которого раз ведчику понадобилось бы много вре мени. Какой-либо из промысловых кораблей при этом обнаружит рыбу и остальные должны постепенно, тралируя, подтягиваться к нему. Такой «местный» поиск должен производиться организованно, по назначению флагмана и в этом слу- Неиспользованные возможности 6 августа траулер «Трал» возвра тился из очередного рейса. По пред варительным данным, его экипаж доставил на базу 255 тонн рыбного полуфабриката. Кроме того, в тече ние рейса было изготовлено вместо положенных 10 тонн рыбной муки 20 тонн этого ценного продукта. Экипаж корабля перевыполнил так же рейсовое задание и по выработке других субпродуктов. На первый взгляд может пока заться, что наш рейс прошел ус пешно. Но так ли это? 28 июля «Трал» снялся с про мысла и направился не в порт, (до выполнения плана было далеко), а к лихтеру «Кия», чтобы взять топ ливо, воду и соль. Таким образом, если бы экипаж корабля не имел возможности пополнить запасы, рей совое задание по добыче рыбы не было бы выполнено. Кое-кто на нашем корабле скло нен объяснить подобное положение неблагоприятной промысловой обста новкой. Но это неправильно. Беда в том, что на корабле не были исполь зованы резервы промысла. Много времени мы потеряли на чинку орудий лова. Наш корабль промыш лял в прибрежных районах Баренце ва моря. Здесь очень неудобное, за- девистое морское дно. На тех кораб лях, где штурманы точно соблюдают правила промыслового судовождения, повреждений орудий лова было ма ло. У нас же на корабле то и дело возникали простои из-за неисправ ности тралов. Происходило это пото му, что наши штурманы, в частно сти старший помощник капитана тов. Соковых, сбивались с курсов, плохо ориентировались в море. В результате траулер часто лежал в дрейфе из-за чинки орудий лова. На корабле очень плохо организо вана техническая учеба. Достаточно сказать, что ни один наш матрос не умеет ремонтировать тралы. На сколько низка их квалификация го ворит хотя бы такой пример. Перед отходом в море заболел мастер по до быче рыбы, заменить его было по ручено одному из матросов. В море же оказалось, что он не знаком с устройством орудий лова. Сейчас на кораблях тралового флота ширится социалистическое со ревнование, посвященное XX съезду КПСС. Промысловики вскрывают свои резервы, берут на себя новые повышенные социалистические обя зательства. Но на нашем корабле до сих пор не было проведено собра ние по поводу обращения экипажей траулеров «Арга» и «Аксай». А у нашего коллектива есть все возмож ности выйти в число передовиков социалистического соревнования. Траулер «Трал» может возвращаться в порт своевременно и с хорошими уловами. Б. БОРИСОВ. Машинист рыбомучной уста новки траулера «Трал». Годовой план есть! Всеобщим уважепием пользуется на траулере «Семга» консервный мастер тов. Аксенов. Из рейса в рейс он перевыполняет задания по выра ботке консервов. Хорошо поработал он п в последнем рейсе. Вместо 6 тысяч банок консервированной тре сковой печени он выработал 8.500 банок. Включившись в социалистическое , „ соревнование в честь XX съезда чае, обычно через короткий проме- КПСС, тов. Аксенов уже одержал жуток времени, он дает хорошие ре зультаты. Капитан Г. ПОПОВ. первую трудовую победу. Он досроч но выполнил годовой план по изго товлению консервов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz