Рыбный Мурман. 1955 г. Апрель.
№ 47 (287), 20 апреля 1955 г. РЫБНЫЙ м у р м а н 3 улова. Опыт работы траулера «Слава» на протяжении последних трех лет показывает, что окуия можно ло вить успешно в течение семи — восьми месяцев в году, даже при Оперативно руководить промыслом морского окуня Среди промысловых рыб Варен- j невых рейсов, а в 1954 году — i Мало этого, в конце мая 1953 цова моря и Северной Атлантики, 'уже 91 рейс. j года промысловые корабли покида- являющихся объектом тралового ! Однако огромные возможности 1ли, как правило, Копытовскую бан- лова, большое значение имеет мор- окуневого промысла были исполь- 1ку, хотя в июие можно было про- ской окунь. Этот прекрасный пи- зованы только в незначительной должать ловить здесь по 180—200 щевой продукт пользуется большим степени. Если в 1951 году удель- центнеров окуня в сутки. Можно спросом у советских потребителей, ный вес морского окуня в общей было брать его и на Медвежинской Из него вырабатываются замеча- добыче тралового флота составил , банке, где он в это время состаз- тельные товары холодного и горя- 12,5 процента, то в 1952 году — | лял 50 — 60 процентов общего чего копчения. j 7,5 процента, в 1953 году — 5,5 Ареал распространения морского процента и в 1954 году — 5,9 про окуня весьма обширен. Он водится цента. Об огромных же возможно- в значительных количествах не стях окуневого промысла весьма только в Баренцовом море, но и у убедительно говорит работа трауле- северо-западного побережья Норве ра «Слава», экипаж которого во ..... ................ гии, во всей северной части Атлан- главе с капитаном тов. Сухопятки- ^нынешнем уровне наших знаний о тического океана до берегов Шот- ным по-государственному отнесся к местах его нахождения, миграциях ландии и Ирландии, встречается у л*>ву окуня, и брал его не только в | и поведении берегов Исландии. Гренландии, относительно короткие весенние , в ньшешнем годаг перед МОрЯка- Нью-Фаундленда и у атлантиче- периоды наиболее максимальных !дш Мурманского Е лово го флота ских берегов Северной Америки, j концентрации, но и летом и поста^ ена ^ a4a — выловить 320 Морской окунь уже давно добы- °сены°. тысяч центнеров морского окуня; вается траловым флотом, во вся-, Успешно справляясь с годовыл из них во второе квартале, в пе ком случае с тех пор, как были планом вылова рыбы, моряки тра>- , рИОд наиболее мощных и плотных открыты для тралового промысла леРа «Слава» довели удельный вес концентраций его на Копытовской ближние западные районы, такие, дооычи окуня в 19э2 году до 42,9 бапке __ 240 тысяч Ц0НТНеров Это как Мурманская, Рыбачья, Варгаев- процента и в 19оЗ год> до 27,9 нелегкая но вьшолнимая задача, ская и Нордкинская банки, а впос- процента, а удельный вес окуня - - ледствии и Демидовская банка. в полуфабрикате соответственно со- В 1932 году его добыча составила ставил 52,7 процента и 39 процен- 25 процентов от всего годового вы- тов. Иначе говоря, траловый флот, лова Мурманского тралового фло- работая так, как экипаж траулера та. И тем не менее это был только «Слава», мог бы выловить в год по прилов при добыче тресковых по- 700 — 80° тысяч центнеров мор- род. Специального промысла мор- ского окуня. Вместо этого трало- ск'ого окуня не существовало. И да- вы* флот не справлялся даже с ^ ^ ^ ^ ^ же в тех случаях, когда в уловах планом добычи окуня и терял на : (13^5^ суток" промысла) —~4\824 окунь значительно преобладал или эт°м большие суммы, в 1952 году центнера, траулера «Полярный» за уловы состояли только из одного он недодал государству 9,5 мил- 20 д суток плавания (11,9 суток окуня, промысловики уходили из рублей, а в 1953 году iпромысла) — 4,351 центнер окуня, этих мест в другие, предпочитая 12,7 миллиона рублей только из- j Ппя, тая обя^анность и dvkoboiih - облавливать треску. за невыполнения плана добычи okvhct •телеи отделов Главмурманрыбпро- Это объясняется исключительно Неелов четвотштельнор испольчо- Iма и Руководства тралового флота д а - “ «>гатой “ 1 >ьевой базь,! осо- урош из прошлых ошибок сравнению с обработкой тресковых бенно плотных и мощных окуневых пород, что лимитировало добычу концентраций в весенние месяцы, рыбы, нередко ставило под угрозу Р е ^ снижение вылова окуня выполнение траулером и всем фло- в 1952~ 53 п \ . невыполнение пла- “ оа вД°маГИ1947 “i ВпСЫРЦ8' прямое°следотеи^^^ценки^уко- тЗг когда водством флота и многими промыс- р траулера «Мудьюжанин» ловиками добычи этой рыбы, не- Первая победа Об этом свидетельствуют факты работы кораблей в прошлом году. Моряки траулера «Волхов» за 34,2 суток плавания (26 суток промыс ла) выловили 7 тысяч центнеров окуня, траулера «Киев» за 31,6 су ток плавания (23,3 суток промыс ла) — 6.983 центнера, траулера •«Поллуке» за 22,1 суток плавания уроки из прошлых и не допустить их повторения в ны нешнем году, своевременно подго товиться к облову окуня, начать его без малейшего опоздания, опе ративно руководить окуневым про со стороны береговых организаций. Вместе с этим уже в нынешнем году следует начать в широких раз- наиболыией плотности. Усилившийся в связи с этим ин терес к морскому окуню, как объекту промысла, и активизиро вавшаяся деятельность промысло вой разведки завершились откры тием окуневых банок у северо-за падного побережья Норвегии, в Норвежском жолобе. Применение скоростных окуне- Д°шел только 20 апреля, вых рейсов позволило траловому флоту в 1951 году довести вылов морского окуня до 274,4 тысячи центнеров в год. Из этого количе- j окуня и в первой декаде ства только на Норвежском жолобе ушел в порт с полным (напитан К. Патон) сумати за во- удовлетворительного снабжения ко -:4”** U1C^ C1 ricx'1Qlu D п^ ппд семь суток, вместе с переходами к З а б л е й слябогти n v - м е Р а х лов окУня не только весной, месту промысла и обратно, доста-1 ^ в а д с ^ нГ^^^вГи ^ д ^ п е н к и но и летом и осенью 3 Т6Х местах' вить в порт 180 тонн окуня, в том скотюстных окуневых тийсот? Iгде’ как известн°. он находится и числе 160 тонн в круглом (нерас- , в ^ 952 год/косяки о к у н я на Ко- где он попаДает 8 ТР2-4 в большом З Г Е й & Ж JSS НаЙДеНСП°- п ь ™ й Га Г б ^ и ^ < 40 - , 5 0 пРОЦентов). 2 * богатые окуне' ’ны 20 апреля, уловы за 30 — 50 Добыче окуня (как и доставке вые концентрации в моменты их минут траления у поисковиков до- свежья) очень мешает планирова- стигали 10 — 12 тонн, а первые ние Работы траулеров в сырце, а три промысловых траулера подош- не в полуфабрикате. Пора всерьез ли сюда только 12 мая. В 1953 го- заняться ликвидацией подобного ду экипаж поискового траулера порочного планирования и переве- «Ковда» обнаружил здесь окуня в сти траловый флот на планироза- начале апреля, поисковики «Сом», ни© в товарной продукции. «Кронштадт» и «Салют» быстро на-) Коммунистическая партия и брали полные грузы и ушли в порт, ' Советское правительство организу- ‘1!= а первый промысловый корабль по- ют сейчас новый мощный подъем 5 апреля средний рыболовный траулер «Горностай» вернулся из первого промыслового рейса. Построенный киевским заводом «Ле нинская кузница», он в сложных метеорологических условиях зим него плавания был приведен из Одессы в Мурманск, вокруг всей Европы. Первый промысловый рейс должен был выявить при годность всех корабельных устройств к траловому лову. 23 марта новый корабль вышел на тресковый промысел в Барен- цово море. На ранее построенных за рубежом однотипных средних траулерах имелись недостатки в отдаче и взятии ваеров на стопор. Нам предстояло выяснить, как эта операция будет осуществляться на отечественном судне. Оказалось, что если при подъеме или спуске трала ваера не отводить далеко от корпуса судна, работа со стопором не представляет никаких трудностей. Успех промысла решил самоотверженный труд всего экипажа. В подготовку корабля к промыслу много сил вложил мастер по добыче рыбы тов. Герасимовский. Несмотря на то, что многие матросы впервые в жизни увидели трал, под руководством тов. Герасимовско- го он был правильно вооружен и в течение рейса не было допуще но ни одной аварии орудий лова. Хорошо работали матросы тт. За дорожный, Смирнов и другие. Внесла свой вклад в обеспечение бес перебойной работы механизмов и машинная команда. В этом большая заслуга второго механика тов. Черемисина и моториста тов. Дегтя рева. Судоводители приложили много сил к обеспечению правильных маневров корабля на промысле, к организации труда моряков. Отли чился и радист тов. Заика, который успешно справлялся со своими обязанностями и помогал в уборке рыбы. Дружные усилия всего коллектива, решившего встретить перво майский праздник трудовой победой, принесли успех. При задании выловить и обработать в течение 24-суточного рейса 79 тонн рыбы, мы за двенадцать суток1взяли более 100 тонн. Возвращаясь в род ной порт, мы послали коллективу завода «Ленинская кузница» ра диограмму, в которой сообщили о том, что их первенец успешно прошел испытания в промысловой обстановке. Моряки сельдяного флота, как и все труженики Мурманского рыб ного бассейна, упорно борются за претворение в жизнь планов уве личения вылова рыбы. Трудовая победа экипажа «Горностая» — первый шаг по этому пути. Мы приложим все свои силы и знания для выполнения и перевыполнения государственных заданий, будем так эксплуатировать технику, чтобы она никогда нас не подвела. А. ГЛУШКОВ. Капитан среднего траулера «Горностай». И. СТАДНИК — старший механик. На снимке — траулер' «Горностай» у причала рыбного порта. Фото П. Быстроумова. было добыто 152 тысячи центнеров окуня. В 1952 году был открыт новый окуневый район — Копы товская банка. В 1953 году здесь было выловлено 101 тысяча цент неров, в том числе только в мае 71,4 тысячи центнеров. В 1954 го ду на Копытовской банке было до быто 252 тысячи центнеров, из них 185 тысяч центнеров за один май. В 1953 году Мурманским трало вым флотом было сделано 48 оку- всех отраслей народного хозяйства. | Д Л Я у В в Л И Ч в Н И Я ЗаПЭСОВ С вМ ГИ В 1954 году поисковый траулер На это направлены решения ян- g прошлом году на Кольском по- «В. Головнин» 29 марта нашел на \ варского Пленума ЦК КПСС и g начаты ;работы по Копытовской банке концентрации ; второй сессии Верховного Совета ™ Ы 1 ” ™ СССР. Рыбная промышленность • выращиванию семги, Мурмана, и в частности траловый июкуоствшньш путем, Первый же промысловый траулер флот, оснащенный новейшей тех- «Слава» подошел только 13 апреля ; никой и мощными судами, должна да молодь этой ценной рьхоы спу- и за пять суток взял 170 тонн. В >до конца использовать богатые сеется из р-ек в мор'е. В текущем более или менее значительных раз-1 возможности, которые предостави- Г(цу фотрудатаки Всесоюзного науч- выведеннои до так на зываемого штатного возраста, ког- лн ей партия и правительство, зна чительно увеличить вылов рыбы, в том числе морского окуня, и вы- для мерах лов начался лишь в конце апреля и только 5 мая здесь было сосредоточено 30 промысловых ко- раблей, а через десять суток их Jработку ценных рыботоваров число сократилось вдвое; в среднем же участвовала в мае в облове оку ня едва ли третья часть судов, на ходившихся в море. но-^исследовательско-го института речиото и озерного хозяйства про должат эти работы. Оли будут п«ро- k / Q V A z * Л V i-^ v * 1 1 1 1 L I L A i r i • * I m и / ТЛ всемерного удовлетворения все воз- водиться^на Таиоольеком и Варлот растающего спроса трудящихся на шей страны. В. КОВАЛЕВ. Неиспользованные возможности одного рейса Последний рейс траулера «Акула» | сто промысла, когда весь флот имел длился четырнадцать с половиной хорошие уловы, подъемы достигали суток вместо предусмотренных во семнадцати. Экипаж доставил в порт 132 тонны соленой рыбы и 93,5 тонны свежья, выполнил задание цо выработке консервов и рыбной му ки. На первый взгляд все как будто обстоит благополучно: план рейса перекрыт по всем показателям, сро ки нахождения корабля на промысле сокращены. Однако если учесть исключительно благоприятную промысловую обста новку, создавшуюся в море, то ста нет очевидно, что моряки не исполь зовали до конца имевшиеся возмож ности. восьми — десяти тонн. Но на трау лере «Акула» в этот день только «настраивались». Так начался рейс. В последующие дни положение улучшилось, и теперь все зависело от моряков, в первую очередь от капитана, от его умения организовать уборку. Но организации тфуда при обработке уловов на кораб- Рыбу под свежье на трауле ре начали заготавливать всего лишь за четыре дня до прихода в порт. За это время на борт было поднято 115 тонн. Трюмы оказались до отказа заполненными. А если бы на «Аку ле» рыбу стали заготавливать за двух— трех лет, то есть до покатно- го возраста. Благодаря внедрению новых ме тодов. разведения и выращивалия молоди предсташтся возможность значшелшо увеличить запасы цен ной рыбы. Подсчитано, что обрат но будет возвращаться уже не 0,3 процента, а 10 процентов взрослой оемги от кол 1 Ичдатва выпущенной молоди покатного возраста. Проведены изыскания для стром- еком рыбозаводах, где молодь семги j тельства нового ^рыборазводного за- решено выращивать в специальных , »»да и в Княжой. Он также будет питомниках. сооружаться с учетом последних до стижений науки и техники, в об- До сих пор мальки семги, выве денные на рыборазводных заводах, выпускаются в реку в возрасте од ного месяца. Подавляющее большин ство ик гибнет, истребляется хищ- ласти искусственного рыборазведе ния . На этом заводе предполагает ся разводить не только семгу, но и сита. В этом году начнется строитель ными рыбами. Подсчитано, что об- ство рыбоаода на реке Воронья в ратно в реки возвращается только 0,3 процента взрослой семги от об щего количества выпущенных мачтьков. Выращивание же молоди 27 марта траулер прибыл на ме- лась рыба. ле не уделялось должного внимания. Несмотря на завалы рьгбы, не было такого дня, чтобы обработка шла на трех рыборазделочных столах. 7 ап реля, например, было сделано всего лишь два траления. Остальное вре мя судно лежало в дрейфе: убира- семь — восемь дней до окончания до одного года и более позволит в промысла, то, во-первых, судно в ер -1 десятки -раз увеличить возврат в нулось бы в порт на несколько дней I взрослой семги. | По решению правительства в этом году в Кандалакше должно на- ■Последнии рейс траулера «Акула» чаться строительство нового рыбо- свидетельствует о том, что командо- разводного завода. Для этой цели вание судна^не использовало всех ассигнуется более шести миллионов возможностей для сокращения рейса, •рублей. Завод будет оборудован по для увеличения доставки рыбы в последнему слову техники. Семга свежем виде. К. КЕДРОВ. . здесь будет выращиваться в спе циальных проточных прудах до Терибергком районе. Сейчас семга не может проходить в верховья этой реки на нерест, потому что на ее пути стоит большой водопад. Ступенчатый 50ччетровыи рыбо ход обогнет эту преграду и даст возможность рыбе проникать в вер ховья реки. В настоящее в.ремя на Кольском полуострове имеются три рыбораз- воцньгх семужьих завода. В этом го ду сии выпустят на несколько мил лионов мальков больше, чем в про шлом. Введение в строй новых за водов позволит еще больше выращи вать молоди семги. М. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz