Рыбный Мурман. 1955 г. Апрель.

№ 45 (285), 15 апреля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ПРИВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ НА СЕЛЬДЯНОМ ПРОМЫСЛЕ ☆ ☆ ☆ Б О Л Ь Ш О Е П Л А В А Н И Е — Пойдете капитаном, — сказали Евгению Петровичу Цивареву в уп­ равлении. — Надеемся, что справи­ тесь... Штурмана Циварева это назначе­ ние несколько смутило. Правда, он уже плавал в Северной Атлантике, последнее время был старшим помощ­ ником, но возглавлять весь экипаж ему еще не приходилось. Со всей ответственностью подошел молодой капитан к предстоящему рейсу, тщательно проверял промыс­ ловое снаряжение, знакомился с но­ вичками, которые впервые выходили в море. И вот во второй половине ноября, когда в Мурманске уже было по зим­ нему морозно, средний траулер К» 223 взял курс в открытое море. Неприветливо встретила Северная Атлантика моряков. Почти ежедневно стояла штормовая погода. Особенно трудно пришлось молодежи. А ее оказалось половина палубной команды. Сразу же на корабле была налаже­ на техническая учеба. Судоводители обучали моряков основам морской практики, мастер по добыче Васи­ лий Иванович Зубков — работе с дрифтерными сетями, а боцман Ва­ силий Григорьевич Матчин объяснял матросам все премудрости такелаж­ ного дела. Теоретические занятия тесно увязывались с практической работой. И люди день за днем все уверен­ нее действовали на палубе во время выметки и выборки порядка. Капитан и его помощники много внимания уделяли промысловому су­ довождению. Тщательный анализ сводок, использование эхолота, аст­ рономические обсервации, промысло­ вый планшет — все это помогало ежедневно знать, где лучше всего ловится сельдь. Порядок на судне всегда выметывался с учетом тече­ ний и ветра. Мастер по добыче тов. Зубков со­ держал орудия лова в образцовом состоянии, своевременно их ремонти­ ровал. Несмотря на трудности пла­ вания в зимних условиях, в порядок он ставил по 70 — 75 сетей. Ло­ вить сельдь приходилось на глубинах 60 — 80 метров. Чтобы лучше уз­ нать глубину залегания косяка на корабле, как правило, использовали ступенчатый порядок. Во многом по­ могали и контрольные сети. Все моряки особенно бережно от­ носились к промысловому снаряже­ нию. За четыре с половиной месяца не было потеряно ни одной сетки. За весь рейс средний траулер № 223 сделал только 58 дрейфов. Мешала штормовая погода. Но, не­ смотря на трудности, экипаж сумел выловить 3.500 центнеров сельди. Только сверх плана первого кварта­ ла добыто 880 центнеров ценной рыбы. Каждый моряк старался работать как можно лучше. Между вахтами развернулось боевое социалистиче­ ское соревнование. Экипаж с пер­ вых дней решил заложить прочную основу для выполнения своего ответ­ ственного социалистического обяза­ тельства по вылову 10.600 центне­ ров рыбы вместо 7.260 центнеров по плану. Моряки всегда быстро обрабаты­ вали улов. Сельдь разбиралась на рыборазделочном столе, разбитом на три отсека, и укладывалась сразу в три бочки. Поврежденная рыба обез­ главливалась. Рыбный мастер Сергей Александрович Пылаев уделял ис­ ключительное внимание борьбе за качество продукции. На корабле с вечера все необходимые на следую­ щий день бочки заливались забортной водой. Это делалось для проверки их на течь. Капитан Циварев и ето старший помощник Патраков старались так организовать работу в рейсе, чтобы задание было перевыполнено по всем показателям. Машинная команда, руководимая старшим механиком тов. Михеевым, обеспечила бесперебойную работу механизмов. (Особенно хорошо потру­ дился моторист Колбасов. Механики в плавании производили чистку дви­ гателя, выполняли работы по ремон­ ту механизмов. Плавание явилось большой шко­ лой для моряков. — Люди у нас выросли, стали опытнее, — рассказывает старший помощник капитана Александр Сер­ геевич Патраков. — Недавние но­ вички стали заправскими промысло­ виками. А такие из них, как Хорун­ жий и Рябухин, уже сдали испыта­ ния на матроса первого класса. Хорошо потрудились в рейсе мат­ росы Денисов, Горбунов, третий по­ мощник капитана Филиппов и дру­ гие. Матрос Бондарь стал помощни­ ком рыбного мастера. Недавно средний траулер 223 вернулся в порт. Большое плавание осталось позади. Подписывая на днях Обращение Всемирного Совета Мира против угрозы атомной войны, моря­ ки корабля заявили о своей решимо­ сти впредь трудиться еще лучше, большинство работ, предусмотренных профилактическим ремонтом, выпол­ нить своими силами и как можно быстрее снова выйти в море, доказав тем самым свою преданность родной Коммунистической партии. / М. НИКОЛАЕВ. Они выполнили пятилетку Конкретными деламн отвечая на решения январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии .Верховного Совета СССР, моряки сель­ дяного флота с каждым днем усиливают напряжение в труде, стре­ мятся дать Родине как можно больше рыбной продукции. Сейчас в «Мурмансельди» насчитывается пятнадцать средних траулеров, экипажи которых уже выполнили пятилетние задания. Еще в прошлом году о выполнении пятилетки рапортовали моряки средних рыболовных траулеров №№ 189 и 833. Теперь на счету каждого из них имеются тысячи центнеров сельди, выловлен­ ной сверх пятилетнего задания. Больших успехов добились моряки среднего рыболовного траулера № 441. Они выловили 40.711 центнеров рыбы вместо 36 .640 центнеров, предусмотренных заданиемна пять лет. 1.413 центнеров сверх пятилетнего плана имеет на своем счету и экипаж среднего рыболовного траулера № 154, а моряки среднего рыбо­ ловного траулера № 420 уже дали стране в счет 1956 года 4.384 центнера сельди. Успешно справились с заданием пятилетки и сейчас^ уже тру­ дятся в счет будущего года экипажи средних рыболовных трауле­ ров №№ 426, 837, 155, 222, 161, 434, 181, 219, 421 и 837. У моряков сельдяного флота Вертолеты—в Северную Атлантину Общеизвестно, что авиация в не­ которых рыбных бассейнах нашей страны играет большую роль в об­ наружении концентраций рыбы. Авиаразведка с успехом применя­ лась, например, на промысле мур­ манской сельди. Большую помощь может оказать авиация морякам «Мурмансельди»^, промышляющим сельдь в Северной Атлантике — в открытом водном бассейне. Но применение обыкновен­ ных разведывательных самолетов не­ целесообразно ввиду отдаленности мест промысла от материка. В усло­ виях Северной Атлантики с успехом можно применять вертолет. Для вертолета требуется очень не­ большая посадочная площадка, кото­ рую можно оборудовать на каждой пловучей базе. А если учесть, что на промысле постоянно находится не менее четырех плавбаз, то для ус­ пешной работы объединенной пром­ разведки достаточно будет четырех— пяти вертолетов. Применение вертолетов на про­ мысле сельди в Северной Атлантике вполне себя оправдает. Ю. ГОНТАРЕВ. И. о. капитана среднего поискового траулера «Ко­ ряк». СИЛАМИ ЭКИПАЖА Моряки ряда кораблей «Мурман­ сельди» принимают активное уча­ стие в ремонте механизмов своими силами. Только за три месяца этого года экипаж среднего рыболовного траулера М: 4164 отработал на ре­ монте 2.594 нормо-часа. Хорошо потрудились на ремонте механизмов своими силами и моряки средних рыболовных траулеров 688, 4123, 161, 154 и дру­ гих. Всего моряками управления «Мурмансельдь» за первый квартал этого года на ремонте механизмов от­ работано 76.288 нормо-часов. НА СУДОВОМ МОСТИКЕ - КРАСНАЯ ЗВЕЗДА В «Мурмансельди» имеется нема­ ло судов, на мостиках которых мож­ но увидеть красные звезды. Это ко­ рабли, экипажи которых держат пер­ венство в соревновании, успешно выполняя принятые обязательства. Недавно за успешную работу в первом квартале руководство управ­ ления и базовый комитет профсоюза «Мурмансельди» решили отметить почетными красными звездами еще семнадцать судов, работающих на сельдяном лову, и два корабля, про­ мышляющих треску. Среди них сред­ ние рыболовные траулеры №№ 4182, 4215, 4145, 439 и другие. ЗАБОТА О ЛЮДЯХ Профсоюзная организация сельдя­ ного флота систематически оказыва­ ет материальную помощь инвалидам Великой Отечественной войны и тру­ да, семьям погибших воинов и мно­ госемейным. Старшему механику плавбазы «Памяти Ильича» тов. Че- ремных, матросу среднего рыболов­ ного траулера № 845 тов. Пеньков- скому, уборщице тов. Хреновой и другим выданы бесплатные путевки в санатории. Денежная помощь ока­ зана инвалидам тт. Першаковой, Да­ выдову, Истоминой и другим. Всего в этом году на оказание ма­ териальной помощи базовый комитет профсоюза «Мурмансельди» израс­ ходовал около шести тысяч рублей. В САНАТОРИИ И ДОМА ОТДЫХА Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство проявляют большую заботу об отдыхе трудя­ щихся. Это можно проследить и на примерах из жизни коллектива «Мурмансельди». Тридцать девять моряков сельдяного флота уже побы­ вали в санаториях Кавказа и Крыма. Свой отпуск в Алуште провел мат­ рос среднего рыболовного траулера Л1» 838 тов. Лунев; дрифмейстер среднего рыболовного траулера 424 тов. Чеченин отдыхал в Кис­ ловодске, а дрифмейстер среднего рыболовного траулера № 438 тов. Ямщиков — в Светлогорске. Во втором квартале этого года тридцать три моряка сельдяного флота побывают в санаториях юга, двадцать шесть человек проведут свои отпуска в санатории Мурмаши. 64 путевки будет выдано в дома от- дыха. Условия одинаковые, резулЬтатЬи разнЫе Два средних траулера — .\°№ 431 и 154,— работая в оди­ наковых условиях, имея равные возможности, добились разных ре­ зультатов на тресковом промысле. Так, экипаж среднего траулера Л1*» 431, находясь в море четырнад­ цать суток, выловил 120 тонн ры- бы, а моряки среднего . траулера № 154, промышляя девятнадцать суток, доставили в порт 96 тонн трески. Вот что рассказывают о работе экипажа среднего траулера № 431 капитал этого судна тов. Михал- к.ин, мастер по добыче тов. Жарков и второй механик тов. Френкель. Включившись в предмайское социа­ листическое соревнование, моряки корабля обязались выловить до 1 Мая три тысячи центнеров рыбы и повысить ее сортность .против пла­ на на два процента. Рейс был рас­ считан с 16 марта по 8 апреля. Экипаж корабля, уделив серьез­ ное вниманий правильной организа­ ции труда, произвел 70 тралений, потратив на это 149 часов. В порт доставлено 80 тонн соленой, 40 тонн свежей рыбы и 6 тонн треско­ вой печени. Подготовку судна к рейсу экипаж траулера начинает еще в порту. Уже при подходе к Тюва-губе ору­ т - Из опыта работы средних траулеров №№ 431 и 154 + дия лова находятся в полной готов­ ности. Палубная команда заранее расписана по вахтам, каждому мат­ росу отведено свое рабочее место и он знает, чем будет заниматься на промысле. С молодыми моряками, впервые выходящими в рейс, про­ водятся специальные занятия. Выбор места на промысле эки­ паж судна производит так. Подходя к группе траулеров, моряки изу­ чают движение основной массы су­ дов с хорошими уловами, сопостав­ ляют их сводки. После этого трау­ лер INI 431 пристраивается на па­ раллельные курсы в сторону от группы, учитывая движение рыбы. Если рыба в районе промысла от­ ходит и траления дают малые уло­ вы, то траулер переходит в другой район. Хорошая промысловая обстановка позволяет иногда морякам корабля добывать до 6 тонн рыбы за трале­ ние. Уловы до трех тонн обрабаты­ вают вахта и подвахта между тра­ лениями. а при обильных уловах на обработку рыбы выходит весь экипаж судна. В организации работ на палубе большую роль играет судовая партийная организация. Коммунисты показывают морякам как нужно самоотверженно трудить­ ся на благо Родины. Не считаясь со временем, с полным напряжением сил шботают матросы тт. Бабкин, Нилов, Федосеев, мастер по добыче тов. Большаков, мастер по обработ­ ке рыбы тов. Кочкарев, его помощ­ ник тов. Мошков, моторист тов. Ти­ мофеев и другие. Экипаж судна имел бы еще луч­ шие результаты, если бы ему боль­ ше оказывалась практическая по­ мощь со стороны руководителей от­ делов управления сельдяного флота. Но такой помощи оказывается очень мало. Достаточно сказать, что на лову не было флагмана, от­ сутствовал обмен промысловой ин­ формацией. Большие претензии высказывают моряки в адрес отдела снабжения (начальник тов. Никифоров). Так, на траулер было выдано только 15 шкерочнык ножей, хотя их выпи­ сывалось значительно больше. В ог­ раниченном количестве отпускают­ ся на судно рокава и буксы, к тому же они плохого качества п не под­ ходят иногда по размерам. Такое же положение с сапогами. В одинаковых условиях со сред­ ним траулером № 431 работает средний траулер IN* 154. Экипаж этого судна обязался выловить в текущем году 12 тысяч центнеров J рыбы при плане в 11.200 центне- | ров. Из очередного рейса, который , [Проходил с 11 по 30 марта, было доставлено в порт 96 тонн рыбы, из них 70 тонн соленой и 26 тонн свежей. Выполнив фактически рей­ совое задание, экипаж все же имел все возможности доставить в порт значительно больше рыбы. Подготовка к рейсу проходила плохо. Второй борт не был подго­ товлен к работе с тралами только лишь потому, что не был «расхо­ жей» ролик. Пришлось уже 1 на ме­ сте, затрачивая время и упуская момент промысла, спешно готовить орудия лава. Благоприятная промысловая об­ становка позволяла экипажу в бо­ лее короткий срок доставить в порт полный груз рыбы. Однако этого не случилось. Причины'кроются в работе самого экипажа. Командова­ ние корабля, мало обращая внима­ ния на .правильную организацию труда, не всегда удачно расставля­ ло матросов по рабочим местам. Партийная организация в этом на­ правлении не помогала командова­ нию. Техническая учеба на судне не проводится,- к социалистическо­ му соревнованию экипаж подходит формально. Все это приводит к то­ му, что в,работе моряков нет сла­ женности, взаимной товарищеской помощи, и поддержки. На среднем траулере № 154 от­ сутствует настоящая борьба за укрепление трудовой и производст­ венной дисциплины. На судне имел место случай, когда второй помощ­ ник ’капитана Дубик избил матроса Ковалевского, а мастер по добыче рыбы Мошников не во-время явил­ ся к отходу судна. Часто случат нарушения трудовой дисциплины остаются без обсуждения. Командный состав судна не за­ нимается по-настоящему воспита­ нием личного состава, не инте­ ресуется бытом морякэв. Так, про­ дукты, полученные на месяц, ока­ зались «израсходовавши» за полме­ сяца. Обувь в ремонт не сдавалась. Штурманское имущество на сред­ нем^траулере № 154 находится в ^крайне запущенном состоянии. \ Устранение всех этих недостатков i в ц>аботе поможет морякам привести в действие все резервы, мобилизо­ вать все силы и энергию на ус­ пешное осуществление взятых пред- майских социалистических обяза- : тельств и даст возможность выпол­ н и т ь годовой план добычи рыбы. А. САМКОВ. Помполит отряда судов пер­ спективной разведки сельдя­ ного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz