Рыбный Мурман. 1955 г. Апрель.
№ 43 (283), 10 апреля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 Т О В А Р И Щ И Р Ы ^ ^ В Р А ^ О Т Ч М К И 1 БОЛЬШЕ РЫБНЫХ ТОВАРОВ СТРАНЕ ☆ ☆ ☆ Правильно использовать производительность морозильных баков Морозна рыбы на холодильном за воде комбината производится глав ным образом в морозильных баках. При правильном их использовании можно ежесуточно выпускать свыше 200 тонн мороженой рыбы. Морозна рыбы в баках — дело нехитрое. Нужно только, чтобы все работники, обслуживающие баки, правильно их эксплуатировали. При выполнении этого условия проект ную производительность баков мож но значительно превысить. Какие недостатки наблюдаются сейчас в использовании баков? Во время процесса морозки часть соли из рассола проникает в тело рыбы, а в рассол одновременно добавляет ся вода, которую вносит с собой све жая рыба. В связи с этим концент рация соли в рассоле становится меньше. Для охлаждения рассола в баках установлены специальные аппараты- испарители, состоящие из стальных трубок; внутри трубок содержится аммиак, понижающий температуру до минус 25—28 градусов Цельсия. Омывающий с наружной стороны эти трубки рассол с удельным весом 1,17— 1,18 охлаждается до минус 17— 18 градусов. В таком рассоле происходит нормальная морозка рыбы. Когда в рассоле соли становится меньше, то он замерзает при более высокой температуре. Происходит это на наружной поверхности тру бок испарителя, в котором аммиак продолжает развивать прежнюю тем пературу — минус 25—28 граду сов. Трубки начинают покрываться тонким слоем льда, который не дает рассолу быстро охлаждаться. А так как в баки продолжает поступать теплая свежая рыба, то слабо охлаж денный рассол начинает нагреваться до температуры минус 12— 13 гра дусов. И рыба замораживается не через полтора — два часа, а через 5—6 часов и более. Производитель ность баков резко снижается. Если заглянуть в журналы, кото рые ведутся в машинном отделении, то ежедневно можно видеть записи, указывающие, что удельный вес рассола доходил до 1,15 и даже до 1,12. Так, например, утром 29 мар та в баке № 9 плотность рассола была 1,14, а в баках 7—8 — но 1,15. Неудивительно, что и тем пература рассола при этом была также значительно выше необходи мой. Большое значение при правильной эксплуатации баков имеет также равномерная их загрузка во время смены. На холодильном заводе часто к концу смены из баков производит ся усиленная выгрузка рыбы и заг рузка их свежей. При большой загрузке баков све жей рыбой происходит резкое нагре вание рассола и, следовательно, тре буется дополнительное время для его охлаждения. Часть баков на холодильном заво де — конвейерные. Через рассол рыба протаскивается в них медлен но движущейся металлической сет кой. Расстояние между дном бака и сеткой составляет около 350— 400 мм, то есть такое, которое поз воляет свободно проходить не более двум — трем рыбам. Чтобы обес печить правильную работу конвейер ных баков, необходимо непрерывно загружать их небольшими порциями. Однако часто бывает так, что в за грузочный бункер заваливается од новременно свыше половины тачки свежей рыбы, а затем работница палкой заталкивает рыбу под кон вейерную сетку. При замораживании получается ком из рыбы. Затем он постепенно увеличивается в разме рах, начинает гнуть и ломать уголь ники крепления сетки. В результате этого морозильные баки выходят из строя на три — четыре дня. Так было в ночь на 29 марта, ког да мастер тов. Шалашский настоль ко забпл рыбой конвейерные баки, что их пришлось останавливать на два часа. Пока разбивши смерзшие ся комы рыбы, прошло немало вре мени. Мало того, что это задержало процесс работы, но и могло привести к серьезной аварии. Следовательно, для максимального использования морозильных баков руководителям завода (директор тов. Иудин, главный инженер тов. Глу щенко) нужно постоянно следить, чтобы обеспечивалась необходимая концентрации рассола, а также пра вильно и своевременно загружались и разгружались баки М. ЛИТВИН. Инженер производственно технического отдела Глав- мурманрыбпрома. Так работает укладчица Прохоренкова Диана Васильевна Прохо]>еши>- ®а — укладчица рыбозавода. Л! 2. ■Основательно изучи® свое дело, ©недоля передовые методы, она до бивается значительных успехов на производстве. Выполнить смежную норму на 100 процентов — это значит уло жить в бочки 5.000 килограммов фыбы. Диана Васильевна успевает наполнить в бочжи до 6.640 ки лограммов рыбы за смену. В чем секрет ее успешной ра боты? Обычно укладчицы подво зят к месту своей работы по од ной тачке, груженой рыбой. По ка она раздружается, укладчице приходится отрываться от дела, подтаскивать к бочке доугуто тач ку. Так происходит в течение всей смены. Диана Васильевна поступает иначе. Она оиружает свое рабо чее место гружеными тачками с таким расчетом, чтобы ей удобно было брать рыбу с любой стороны. Разгрузит одну тачку — сразу же переходит к другой. Успешной работе тов. Прохо- ренковой способствует и сокраще ние лишних движений во время укладки рыбы. Многие укладчи цы берут из тачки рыбу одной рукой, затем перекладывают ее в другую и лишь потом опускают в бочку. Тов. Прохоренкова работает обеими руками. Если рыба сред няя или крупная, Диана Василь евна берет ее поштучно. Если мелкая — то каждая рука захва тывает по две рыбины. Продук ция укладывается плотными кре стообразными рядами. При укладке рыбы в бочки тов. Прохоренкова всегда находится на одном месте, с левой стороны, тог- I да как обычно другие работницы меняют свое первоначальное ме сто. Кроме того, Диана Васильев на производит прошивку рядов рыбы, чем увеличивает емкость тары. Передовой метод тов. Прохорен- ковой должен найти широкое рас пространение среди работниц ры бозаводов MIMs 1 и 2. Он поможет коллективам успешнее реализовать ■годовой план но выпуску рыбо продукции. С. КАРЦЕВ. Нормировщик рыбозавода № 2 . На снимке — укладчица Д. ПРОХОРЕНКОВА за рабо той. Фото Б. Алексеева. Нарушаются правила санитарии Спецодежда и халаты у рабочих холодильного завода должны всегда находиться в хорошем санитарном со стоянии. Однако за последнее время это правило на предприятии не вы полняется. Рыбообработчицы вынуж дены работать в давно не стиранных халатах, а заменить их чистыми нельзя, так как в кладовой завода горой навалены грязные халаты. Получается так потому, что хала ты негде стирать. Необходимо наладить регулярную стирку, чтобы работницы имели воз можность постоянно получать чи стые халаты. О. ОСТРЯКОВА. Заведующая хозяйством хо лодильного завода. О консервах из печени пятнистой зубатки Морякам тралового флота нередко (приходится сталкиваться с фактами, когда в тралы попадает значительное количество пятнистой зубатки. Эту рыбу члены экипажей аккуратно убирают. А зот печень пятнистой зубатки у нас обычно выкидывают за борт. Между 1 ем, это—исключитель но ценный продукт, который в кон сервированном виде имеет приятный вкус и хорошие питательные каче- »ства. В связи с этим мне хочется озна комить моряков тралового флота с поучительным фактом из своей прак тики . Еще в 1937 году, когда я был капитаном траулера «Димит ров», в одном из зимних рейсов, проходившем на северном склоне Мурманского мелководья, мы имели в прилове много пятнистой зубатки. Я обязал консервного мастера изго товить несколько банок консервов из печени этой рыбы. Он принял это за шутку, но после моего реши тельного распоряжения заявил: «Бу дет сделано!» Вскоре он изготовил ! пять банок таких консервов, и моря ки убедились в их хороших вкусо вых качествах.«После этой «пробы» у консервщика не хватало бракован ных банок, чтобы удовлетворить «за казы» членов команды на подобного рода консервы. В следующем рейсе была изготов лена пробная партия в количестве 50 банок и доставлена в порт для дегустации. Она показала, что печень пестрой зубатки в консервированном виде значительно лучше, чем печень трески. Однако этот опыт в траловом флоте почему-то так и не получил широкого распространения. И до сих пор ценный пищевой продукт — пе чень пестрой зубатки — идет за борт. Настало время со всей решитель ностью поднять этот вопрос. Необхо димо обязать капитанов траулеров, чтобы они потребовали от моряков тщательно собирать печень пестрой зубатки, организовать изготовление консервов из нее или непосредствен но на судне, или доставлять печень в бидонах на рыбокомбинат. С. копытов. Заместитель начальника промысловой - разведки Главмурманрыбпрома. I На протяжении ряда лет добыча морского окуня *лимитировалась технологией его обработки на прон мысловых кораблях. Положение улучшилось только несколько лет тому назад, когда траулер «Мудью- жанин» провел экспериментальный рейс по хранению и доставке мор ского окуня в порт в круглом, не- разделанном виде. В периоды больших скоплений этой рыбы траулер за четыре—пять суток мог набрать полный груз. Скорост ные окуневые рейсы оказались очень полезными при облове мощ ных косяков окуня в ближних западных районах. Но при пере ходе к облову окуня в отдаленных районах промысловики встрети лись с новыми затруднениями — хранение окуня, притом мелкого, органичивалось весьма кратким сроком — не свыше шести суток, включая и обратный переход ко рабля. В прошлом году бы!ли проведены опытные работы, которые позволи ли в значительной степени пере смотреть установившиеся взгляды на обработку окуня и создали пред-1 посылки для более рационального ] использования концентраций этой j рыбы. ' На основе этих опытов для эф -! фективого облова окуня на Копы- j товской банке в этом году можно, ; мне кажется, рекомендовать еле-; дующие мероприятия. В первые! О брабо тке окуня— новую техноло гию дни после обнаружения поискови ками косяков окуня, корабли долж ны вести заготовку рыбы с обыч ной разделкой, а затем, за десять дней до окончания промысла, заго товлять окуня, разделанного на ко лодку, под свежье. Если уловы бу дут составлять 25—30 тонн в сут ки в сырце, следует перейти на заготовку обезглавленного окуня, с частичным удалением внутренно стей, как это делалось в прошлом году на траулере «Треска». В этих случаях, по нашему мнению, заго товку обезглавленного окуня под соль можно вести семь—восемь суток, а в последующие четыре— пять дней брать окуня в круглом виде. Обезглавленный соленый окунь (с оставлением части внут ренностей) дает стойкий продукт и может храниться в пределах одного — полутора месяцев. Такой полу фабрикат может пойти на балычное производство как в Мурманске, так и на комбинатах Главрыбторга. При увеличении суточного вылова до 30—35 тонн и выше следует переходить на скоростные рейсы. В прошлом году срок заготовки неразделанного окуня был сокра щен до четырех суток. Однако рейс траулера «Поллукс» показал, что, применяя охлаждение трюмов и другие мероприятия, можно дове сти срок хранения окуня до девяти -—десяти суток, в||лючая обратный переход траулера в порт. Это впол не может обеспечить кораблю пол ный груз. Поэтому в свежьевые окуневые рейсы в первую очередь должны быть направлены суда типа «Поллукс» с исправными холо дильными установками. С нашей точки зрения можно бы ло бы рекомендовать следующую технологию. Корабль должен брать на промысел 4 5—50 тонн льда. По выходе траулера из залива, необ ходимо включить рефрижератор ную установку для охлаждения рыбных трюмов и держать в них температуру минус пять градусов. Для траулеров без рефрижератор ных установок следует применить охлаждение трюмов льдо-солевой смесью, для чего в трюмах нужно установить два чана, загружая их льдом и солью в пределах 30 про центов от веса льда. Образующие ся тузлуки время от времени необ ходимо откачивать, добавляя в ча ны лед и соль. Срок хранения окуня опреде ляется главным образом скоростью эго обработки, т. е. укладки в лед. Существующую практику, когда промысловики стремятся макси мально наловить окуня, завалить оба борта, а потом лечь в дрейф й производить его уборку, нужно считать неправильной. Дело в том, что в этом случае значительное ко личество окуня долгое время лежит на палубе большим слоем, согре вается и резко снижает свою стой кость. Предпочтительнее рекомен довать такой метод работы: перед подъемом трала тщательно скатить палубу и как только будет поднята на борт первая часть улова, силами подвахты сразу же убирать окунь в трюм; вахта в это время за нимается дележкой мешка; перед подъемом второй части оставшую ся неубранную рыбу передвинуть в кормовой ящик и во время подъема мешка убирать ее в кормовой трюм, и так продолжать до выборки всего улова. Если после этого на палубе останется 5—8 тонн окуня, то трал сразу не спускать за борт, а силами вахты и подвахты быстро убрать рыбу в трюм и начинать но вое траление только тогда, когда на палубе останется всего две—три тонны. Для ускорения спуска оку ня в трюм можно, помимо пик, при менять небольшие сачки. В трюмах окунь нужно уклады вать не в один—два чердака, а од новременно в пять—шесть черда ков тонким слоем, чтобы рыба мог ла охладиться. При этом в начале заготовки нужно давать 25 — 30 процентов льда, а в конце — 15— 18 процентов, укладывая рыбу на четыре площадки. Серьезным вопросом является обработка окуня на берегу. При применении скоростных рейсов каждый траулер может выловить в месяц до 6.000 центнеров рыбы. Таким образом средне-суточное по ступление окуня на комбинат мо жет составить 750—800 тонн и бо лее. Существующая сейчас мощ ность машинной морозки может обеспечить заморозку только 270 —300 тонн в сутки. Поэтому обра ботка его на рыбокомбинате долж на быть весьма продуманной. На чинать надо с правильной разгруз ки кораблей. Судовой состав следу ет обязать по приходе в порт сда вать диспетчерам комбината и пор та грузовой план с точным указа нием на каждом чердаке даты вы лова окуня. Выгрузку окуня по следних дней промысла следует производить отдельно, с тем, чтобы комбинат убирал его в* охлажден ном виде. Для повышения мощности холо дильного завода можно было бы, вместо морозки до минус восьми градусов в теле рыбы, перейти на так называемое глубокое охлажде»- иие, то есть до температуры ми нус 3 ,5—4 градуса, с тем, чтобы отгружать этот окунь в вагоны с машинным охлаждением без льда | Это мероприятие позволило бы по высить мощность холодильника не менее чем на 20 процентов. М. СВИТАШЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz