Рыбный Мурман. 1955 г. Апрель.

№ 43 (283), 10 апреля 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 Т О В А Р И Щ И Р Ы ^ ^ В Р А ^ О Т Ч М К И 1 БОЛЬШЕ РЫБНЫХ ТОВАРОВ СТРАНЕ ☆ ☆ ☆ Правильно использовать производительность морозильных баков Морозна рыбы на холодильном за­ воде комбината производится глав­ ным образом в морозильных баках. При правильном их использовании можно ежесуточно выпускать свыше 200 тонн мороженой рыбы. Морозна рыбы в баках — дело нехитрое. Нужно только, чтобы все работники, обслуживающие баки, правильно их эксплуатировали. При выполнении этого условия проект­ ную производительность баков мож­ но значительно превысить. Какие недостатки наблюдаются сейчас в использовании баков? Во время процесса морозки часть соли из рассола проникает в тело рыбы, а в рассол одновременно добавляет­ ся вода, которую вносит с собой све­ жая рыба. В связи с этим концент­ рация соли в рассоле становится меньше. Для охлаждения рассола в баках установлены специальные аппараты- испарители, состоящие из стальных трубок; внутри трубок содержится аммиак, понижающий температуру до минус 25—28 градусов Цельсия. Омывающий с наружной стороны эти трубки рассол с удельным весом 1,17— 1,18 охлаждается до минус 17— 18 градусов. В таком рассоле происходит нормальная морозка рыбы. Когда в рассоле соли становится меньше, то он замерзает при более высокой температуре. Происходит это на наружной поверхности тру­ бок испарителя, в котором аммиак продолжает развивать прежнюю тем­ пературу — минус 25—28 граду­ сов. Трубки начинают покрываться тонким слоем льда, который не дает рассолу быстро охлаждаться. А так как в баки продолжает поступать теплая свежая рыба, то слабо охлаж­ денный рассол начинает нагреваться до температуры минус 12— 13 гра­ дусов. И рыба замораживается не через полтора — два часа, а через 5—6 часов и более. Производитель­ ность баков резко снижается. Если заглянуть в журналы, кото­ рые ведутся в машинном отделении, то ежедневно можно видеть записи, указывающие, что удельный вес рассола доходил до 1,15 и даже до 1,12. Так, например, утром 29 мар­ та в баке № 9 плотность рассола была 1,14, а в баках 7—8 — но 1,15. Неудивительно, что и тем­ пература рассола при этом была также значительно выше необходи­ мой. Большое значение при правильной эксплуатации баков имеет также равномерная их загрузка во время смены. На холодильном заводе часто к концу смены из баков производит­ ся усиленная выгрузка рыбы и заг­ рузка их свежей. При большой загрузке баков све­ жей рыбой происходит резкое нагре­ вание рассола и, следовательно, тре­ буется дополнительное время для его охлаждения. Часть баков на холодильном заво­ де — конвейерные. Через рассол рыба протаскивается в них медлен­ но движущейся металлической сет­ кой. Расстояние между дном бака и сеткой составляет около 350— 400 мм, то есть такое, которое поз­ воляет свободно проходить не более двум — трем рыбам. Чтобы обес­ печить правильную работу конвейер­ ных баков, необходимо непрерывно загружать их небольшими порциями. Однако часто бывает так, что в за­ грузочный бункер заваливается од­ новременно свыше половины тачки свежей рыбы, а затем работница палкой заталкивает рыбу под кон­ вейерную сетку. При замораживании получается ком из рыбы. Затем он постепенно увеличивается в разме­ рах, начинает гнуть и ломать уголь­ ники крепления сетки. В результате этого морозильные баки выходят из строя на три — четыре дня. Так было в ночь на 29 марта, ког­ да мастер тов. Шалашский настоль­ ко забпл рыбой конвейерные баки, что их пришлось останавливать на два часа. Пока разбивши смерзшие­ ся комы рыбы, прошло немало вре­ мени. Мало того, что это задержало процесс работы, но и могло привести к серьезной аварии. Следовательно, для максимального использования морозильных баков руководителям завода (директор тов. Иудин, главный инженер тов. Глу­ щенко) нужно постоянно следить, чтобы обеспечивалась необходимая концентрации рассола, а также пра­ вильно и своевременно загружались и разгружались баки М. ЛИТВИН. Инженер производственно­ технического отдела Глав- мурманрыбпрома. Так работает укладчица Прохоренкова Диана Васильевна Прохо]>еши>- ®а — укладчица рыбозавода. Л! 2. ■Основательно изучи® свое дело, ©недоля передовые методы, она до­ бивается значительных успехов на производстве. Выполнить смежную норму на 100 процентов — это значит уло­ жить в бочки 5.000 килограммов фыбы. Диана Васильевна успевает наполнить в бочжи до 6.640 ки­ лограммов рыбы за смену. В чем секрет ее успешной ра­ боты? Обычно укладчицы подво­ зят к месту своей работы по од­ ной тачке, груженой рыбой. По­ ка она раздружается, укладчице приходится отрываться от дела, подтаскивать к бочке доугуто тач­ ку. Так происходит в течение всей смены. Диана Васильевна поступает иначе. Она оиружает свое рабо­ чее место гружеными тачками с таким расчетом, чтобы ей удобно было брать рыбу с любой стороны. Разгрузит одну тачку — сразу же переходит к другой. Успешной работе тов. Прохо- ренковой способствует и сокраще­ ние лишних движений во время укладки рыбы. Многие укладчи­ цы берут из тачки рыбу одной рукой, затем перекладывают ее в другую и лишь потом опускают в бочку. Тов. Прохоренкова работает обеими руками. Если рыба сред­ няя или крупная, Диана Василь­ евна берет ее поштучно. Если мелкая — то каждая рука захва­ тывает по две рыбины. Продук­ ция укладывается плотными кре­ стообразными рядами. При укладке рыбы в бочки тов. Прохоренкова всегда находится на одном месте, с левой стороны, тог- I да как обычно другие работницы меняют свое первоначальное ме­ сто. Кроме того, Диана Васильев­ на производит прошивку рядов рыбы, чем увеличивает емкость тары. Передовой метод тов. Прохорен- ковой должен найти широкое рас­ пространение среди работниц ры­ бозаводов MIMs 1 и 2. Он поможет коллективам успешнее реализовать ■годовой план но выпуску рыбо­ продукции. С. КАРЦЕВ. Нормировщик рыбозавода № 2 . На снимке — укладчица Д. ПРОХОРЕНКОВА за рабо­ той. Фото Б. Алексеева. Нарушаются правила санитарии Спецодежда и халаты у рабочих холодильного завода должны всегда находиться в хорошем санитарном со­ стоянии. Однако за последнее время это правило на предприятии не вы­ полняется. Рыбообработчицы вынуж­ дены работать в давно не стиранных халатах, а заменить их чистыми нельзя, так как в кладовой завода горой навалены грязные халаты. Получается так потому, что хала­ ты негде стирать. Необходимо наладить регулярную стирку, чтобы работницы имели воз­ можность постоянно получать чи­ стые халаты. О. ОСТРЯКОВА. Заведующая хозяйством хо­ лодильного завода. О консервах из печени пятнистой зубатки Морякам тралового флота нередко (приходится сталкиваться с фактами, когда в тралы попадает значительное количество пятнистой зубатки. Эту рыбу члены экипажей аккуратно убирают. А зот печень пятнистой зубатки у нас обычно выкидывают за борт. Между 1 ем, это—исключитель­ но ценный продукт, который в кон­ сервированном виде имеет приятный вкус и хорошие питательные каче- »ства. В связи с этим мне хочется озна­ комить моряков тралового флота с поучительным фактом из своей прак­ тики . Еще в 1937 году, когда я был капитаном траулера «Димит­ ров», в одном из зимних рейсов, проходившем на северном склоне Мурманского мелководья, мы имели в прилове много пятнистой зубатки. Я обязал консервного мастера изго­ товить несколько банок консервов из печени этой рыбы. Он принял это за шутку, но после моего реши­ тельного распоряжения заявил: «Бу­ дет сделано!» Вскоре он изготовил ! пять банок таких консервов, и моря­ ки убедились в их хороших вкусо­ вых качествах.«После этой «пробы» у консервщика не хватало бракован­ ных банок, чтобы удовлетворить «за­ казы» членов команды на подобного рода консервы. В следующем рейсе была изготов­ лена пробная партия в количестве 50 банок и доставлена в порт для дегустации. Она показала, что печень пестрой зубатки в консервированном виде значительно лучше, чем печень трески. Однако этот опыт в траловом флоте почему-то так и не получил широкого распространения. И до сих пор ценный пищевой продукт — пе­ чень пестрой зубатки — идет за борт. Настало время со всей решитель­ ностью поднять этот вопрос. Необхо­ димо обязать капитанов траулеров, чтобы они потребовали от моряков тщательно собирать печень пестрой зубатки, организовать изготовление консервов из нее или непосредствен­ но на судне, или доставлять печень в бидонах на рыбокомбинат. С. копытов. Заместитель начальника промысловой - разведки Главмурманрыбпрома. I На протяжении ряда лет добыча морского окуня *лимитировалась технологией его обработки на прон мысловых кораблях. Положение улучшилось только несколько лет тому назад, когда траулер «Мудью- жанин» провел экспериментальный рейс по хранению и доставке мор­ ского окуня в порт в круглом, не- разделанном виде. В периоды больших скоплений этой рыбы траулер за четыре—пять суток мог набрать полный груз. Скорост­ ные окуневые рейсы оказались очень полезными при облове мощ­ ных косяков окуня в ближних западных районах. Но при пере­ ходе к облову окуня в отдаленных районах промысловики встрети­ лись с новыми затруднениями — хранение окуня, притом мелкого, органичивалось весьма кратким сроком — не свыше шести суток, включая и обратный переход ко­ рабля. В прошлом году бы!ли проведены опытные работы, которые позволи­ ли в значительной степени пере­ смотреть установившиеся взгляды на обработку окуня и создали пред-1 посылки для более рационального ] использования концентраций этой j рыбы. ' На основе этих опытов для эф -! фективого облова окуня на Копы- j товской банке в этом году можно, ; мне кажется, рекомендовать еле-; дующие мероприятия. В первые! О брабо тке окуня— новую техноло гию дни после обнаружения поискови­ ками косяков окуня, корабли долж­ ны вести заготовку рыбы с обыч­ ной разделкой, а затем, за десять дней до окончания промысла, заго­ товлять окуня, разделанного на ко лодку, под свежье. Если уловы бу­ дут составлять 25—30 тонн в сут­ ки в сырце, следует перейти на заготовку обезглавленного окуня, с частичным удалением внутренно­ стей, как это делалось в прошлом году на траулере «Треска». В этих случаях, по нашему мнению, заго­ товку обезглавленного окуня под соль можно вести семь—восемь суток, а в последующие четыре— пять дней брать окуня в круглом виде. Обезглавленный соленый окунь (с оставлением части внут­ ренностей) дает стойкий продукт и может храниться в пределах одного — полутора месяцев. Такой полу­ фабрикат может пойти на балычное производство как в Мурманске, так и на комбинатах Главрыбторга. При увеличении суточного вылова до 30—35 тонн и выше следует переходить на скоростные рейсы. В прошлом году срок заготовки неразделанного окуня был сокра­ щен до четырех суток. Однако рейс траулера «Поллукс» показал, что, применяя охлаждение трюмов и другие мероприятия, можно дове­ сти срок хранения окуня до девяти -—десяти суток, в||лючая обратный переход траулера в порт. Это впол­ не может обеспечить кораблю пол­ ный груз. Поэтому в свежьевые окуневые рейсы в первую очередь должны быть направлены суда типа «Поллукс» с исправными холо­ дильными установками. С нашей точки зрения можно бы­ ло бы рекомендовать следующую технологию. Корабль должен брать на промысел 4 5—50 тонн льда. По выходе траулера из залива, необ­ ходимо включить рефрижератор­ ную установку для охлаждения рыбных трюмов и держать в них температуру минус пять градусов. Для траулеров без рефрижератор­ ных установок следует применить охлаждение трюмов льдо-солевой смесью, для чего в трюмах нужно установить два чана, загружая их льдом и солью в пределах 30 про­ центов от веса льда. Образующие­ ся тузлуки время от времени необ­ ходимо откачивать, добавляя в ча­ ны лед и соль. Срок хранения окуня опреде­ ляется главным образом скоростью эго обработки, т. е. укладки в лед. Существующую практику, когда промысловики стремятся макси­ мально наловить окуня, завалить оба борта, а потом лечь в дрейф й производить его уборку, нужно считать неправильной. Дело в том, что в этом случае значительное ко­ личество окуня долгое время лежит на палубе большим слоем, согре­ вается и резко снижает свою стой­ кость. Предпочтительнее рекомен­ довать такой метод работы: перед подъемом трала тщательно скатить палубу и как только будет поднята на борт первая часть улова, силами подвахты сразу же убирать окунь в трюм; вахта в это время за­ нимается дележкой мешка; перед подъемом второй части оставшую­ ся неубранную рыбу передвинуть в кормовой ящик и во время подъема мешка убирать ее в кормовой трюм, и так продолжать до выборки всего улова. Если после этого на палубе останется 5—8 тонн окуня, то трал сразу не спускать за борт, а силами вахты и подвахты быстро убрать рыбу в трюм и начинать но­ вое траление только тогда, когда на палубе останется всего две—три тонны. Для ускорения спуска оку­ ня в трюм можно, помимо пик, при­ менять небольшие сачки. В трюмах окунь нужно уклады­ вать не в один—два чердака, а од­ новременно в пять—шесть черда­ ков тонким слоем, чтобы рыба мог­ ла охладиться. При этом в начале заготовки нужно давать 25 — 30 процентов льда, а в конце — 15— 18 процентов, укладывая рыбу на четыре площадки. Серьезным вопросом является обработка окуня на берегу. При применении скоростных рейсов каждый траулер может выловить в месяц до 6.000 центнеров рыбы. Таким образом средне-суточное по­ ступление окуня на комбинат мо­ жет составить 750—800 тонн и бо­ лее. Существующая сейчас мощ­ ность машинной морозки может обеспечить заморозку только 270 —300 тонн в сутки. Поэтому обра­ ботка его на рыбокомбинате долж­ на быть весьма продуманной. На­ чинать надо с правильной разгруз­ ки кораблей. Судовой состав следу­ ет обязать по приходе в порт сда­ вать диспетчерам комбината и пор­ та грузовой план с точным указа­ нием на каждом чердаке даты вы­ лова окуня. Выгрузку окуня по­ следних дней промысла следует производить отдельно, с тем, чтобы комбинат убирал его в* охлажден­ ном виде. Для повышения мощности холо­ дильного завода можно было бы, вместо морозки до минус восьми градусов в теле рыбы, перейти на так называемое глубокое охлажде»- иие, то есть до температуры ми­ нус 3 ,5—4 градуса, с тем, чтобы отгружать этот окунь в вагоны с машинным охлаждением без льда | Это мероприятие позволило бы по­ высить мощность холодильника не менее чем на 20 процентов. М. СВИТАШЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz