Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.

№ 14 (98), 31 января 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Й ТРИБУНА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА Что обеспечило нам вылов 9.000 центнеров сельди Если проанализировать работу сельдяного флота за последние три тода, то станет очевидно, что дриф­ терныйлов сельди в СевернойАтлан­ тике с каждым годом совершенст­ вуется, осваиваются районы про­ мысла, изучается новейшие сельди в различные периоды года, а личный состав кораблей накапливает опыт, совершенствует своюработу с ору­ диями лова, вводит новшества, ус­ пешно применяет технику. И не слу­ чайно, что годовой план 1951 года оказался равным квартальному пла­ ну 1953 года и в два с лишним ра­ за меньше плана первого квартала нынешнего года. Какие, собственно, произошли из­ менения в технике самого промысла и что способствовало такомубыст­ рому росту добычи сельди? Во-первых, сейчас для подавляю­ щего большинства промысловиков дрифтерный лов не является новин­ кой: если первое время на выметку порядка в 80 сетей затрачивалось четыре часа, то в минувшем году на выметку 120 сетейуходило всего 20 минут, причем порядки сталираспо­ лагать в наиболее выгодном положе­ нии в отношенииулова.Еслирань­ ше промысловики выметывали по­ рядки наугад, не зная как выбрать наилучшее место для дрейфа, то те­ перь эта загадка, хотя и не пол­ ностью, но разгадана. Во-вторых, раньше при погруже­ ниисельди на глубину в 30— 40 метров, мы не могля ее взять, она была для нас недосягаема. Теперь мы ее ловимна глубине 70— 80 мет­ ров и даже глубже, организовали зимний глубинный лов, ликвидиро­ вали сезонность сельдяного -промыс­ ла в Северной Атлантике. Как работал средний траулер № 837 в минувшем году Мынеможем похвастать наличием у себяна корабле особойтехники,за исключением усовершенствованных компасов и термометра. Темне менее за 9 месяцев плавания в минувшем году мы добыли 9000 центнеров сельди. При наличиитаких прибо­ ров, как эхолот, радиопеленгатор и приборовдля обнаружения сельди мы могли бы значительно увеличить до­ бычу сельди. Выбор места для дрейфа Мы ежедневно анализировали про­ мысловые сводки, внимательно при­ слушивались к выступлениям капи­ танов на радиосовещаниях. Все дан­ ные наносились на промысловый планшет и затем уже принималось решение о выборе наилучшегоместа для очередного дрейфа с сетями. Практика показала, что наилучшее место для дрейфа— это стык вод с различными температурами. Однако надо учитывать ири этом движение рыбыи температуры, какойона при­ держивается. Приведем пример. Рыбадвижется с севера на юг и придерживается наиболее высоких температур. В этом случае разность температур на­ до стараться найти так, чтобы хо­ лодная вода простиралась к югу, ибо рьгба в своем движении, упираясь в холодную струю, концентрируется, как бы скосячивается. Если холод­ ная вода будет простираться к севе­ ру, то никакого улова быть не мо­ жет. Поэтому нередко случается, что когда отдельные суда мечут сети на разности температур, но без учета этого фактора, то уловов они не имеют. В летний период чрезвычайно важно обращать внимание на при­ сутствие в воде пищи для сельди, избегать выметки порядка в районах бурного «цветения», стараясь при­ держиваться кромки последнего, но также с учетом направления движе­ ния сельди. В темный осеннийпериод можно успешновести поиски сельди с по­ мощью электрического света. Этим мы и пользовались, так как сельдь хорошо видна в воде. Можно вести поиски сельди и ис­ пользуя свечениесельди, когда ее движение и плотность концентраци видны исключительно хорошо. Если вэтомслучае изменить обычныйрас­ порядок рабочегодня, то можно сети метать 'без 'промаха и ловить доволь­ но успешно. Как метать сети Сети мымечем только ходом. Ско­ рость хода должна быть- не менее 5,5 шэдивчас, но для этого спосо­ ба вымети весьличныйсостав дол­ жен быть хорошо натренирован. У нас случаев порыва сетейи запуты­ вания порядка небыло. Порядок рас­ полагали в любом, желательном для нас направлении. Оградителя в этом году мы не применяли. Я «с ним работал еще в 1951— 52 гг. л пришел к заключе­ нию, что существующий оградитель устарел, не отвечает требованиям. Надо идти по пути изыскания более совершенногооградителя и огражде­ ния непосредственно самого винта, которые бы исключили и возмож­ ность намотки, а главное порчи се­ тей. Выборка порядка Порядок -мы выбирали обычным путем. Сеть с рола шла на приспо­ собление, устроенноениже носовой стрелы, и после освобождения сети от сельди, сеть тут же набиралась. Сети с незначительнойрванью сразу же исключались из порядка, промы­ вались, просушивались и ремонтиро­ вались, а порядок дополнялся ране отремонтированными сетя!ми.. Подобныйспособ дает возможность периодически просушивать и ремон­ тировать все сети, находящиеся в порядке, что, безусловно, увеличи­ вает срок их службы и, кроме того, дает возможностьболее тщательно проверить состояние приухов, под­ бор, поперечин и вообще всех соеди­ нений. При перевооружении порядка с вожаком по верху мыприменяли вме­ сто грузиков 19-миллиметровый ста­ рыйгеркулесовый вожак, [который рубили на куски длиною 26— 28 метров и привязывалипо всейдлине нижней подборы. Опыт показал, что при этом сеть стоит правильнее, удобнее работать при выметке, вы­ борке и обработкесетей, да это, соб­ ственно говоря, и дешевле, чем гру­ зики. * * * Одним из основных условий ус­ пешной работыкорабля и выполне­ ния плана является организация со­ циалистического соревнования. Как же было организовано социалистиче­ ское соревнование на нашем ко­ рабле? Помимо общего договора, который мы заключили со средним траулером № 835, каждый член экипажа имел индивидуальное обязательство. Ин­ дивидуальные обязательства про­ верялись систематически в конце каждогомесяца и но результатам их выполнения оценивалась работа со­ ревнующихся. Решением общего собрания утвер­ ждались результаты проверки и лучшиелюди заносились на судовую Доску почета,ход всей работы ре­ гулярноосвещался в стеннойпечати. Поэтому не случайно, что у нас четырнадцать человек являются от­ личниками производства. Среди них такие, как дрифмейстер комсомолец тсв. Авдеев, боцман ком унисттов. Тарасов, помощник дрифмейстера тов. Тычкин, второй механик тов. Бричко, матрос комсомолец тов. Ко­ валев и другие. Ими по праву гор­ дится весьнаш экипаж. В заключение мне бы хотелось сказать несколько слов и о том, что мешает морякам работать еще более успешно. Это недостаточное и не совсемдоброкачественное снабжение, плохаяоборачиваемость баз и вооб­ ще их неудовлетворительная работа. Мало уделяется внимания удовлетво­ рению культурных и бытовых за­ просов моряков. Мало также уде­ ляется внимания морякам и в порту, когда они приходят после долгого и трудного плавания в порт. Капитан В. ЗЕМСКОВ. В лаборатории сельди Полярного института морского рыбного хозяйства и океанографии. На снимке: М. М. ВЫХРИСТЮК (в центре) проверяет работу лаборанток Ф. В. ГАЛЕЕВОИ и А. Н. ЛЯПУСТИНОИ, опреде­ ляющих возраст сельди. Вырабатывать больше малосольной с е л ь ди Вместо промысловой работы •Средний рыболовный траулер № 834 успешно завершил работу в минувшем году. Он должен был до­ быть 5.490 центнеров сельди. Мо­ билизовав все свои силы на выпол­ нение государственного плана, мо­ ряки не только справились с годо­ вой программой, но и дали сверх плана почти две тысячи центнеров сельди. Успешная работа в минувшем году вызвала новый трудовой подъ­ ем у моряков этого промыслового корабля. Все они были охвачены единым желанием как можно скорее провести ремонт механизмов и сно­ ва выйти на промысел, чтобы и в нынешнем году столь же успешно бороться за перевыполнение госу­ дарственного плана, за све*рхплано- вую добычу рыбы, за то, чтобы сделать свой вклад в дело создания обилия рыбных продуктов в нашей стране. Внимательное и заботливое отно­ шение машинной команды к меха­ низмам и хорошо поставленная экс­ плуатация их позволяли одрани- читься незначительным профилак­ тическим ремонтом главного дви­ гателя и дизель-аинамо № 2. Нуж­ но было также провести некоторые ремонтные (работы по палубе. Короче говоря, при своевремен­ ном начале работ междурейсовая стоянка корабля могла бы уложить­ ся всего в 18— 20 суток, м мы имели бы возможность снова выйти на промысел. Так мы и рассчиты­ вали. Но, к сожалению, наши ра­ счеты не оправдались. i B ot уже две недели мы стоим в порту, но к ремонту нашеготрау­ лера вплоть до 25 января еще ни­ кто не приступал, хотя все, что от нас требовалось, мы сделали свое­ временно: заполнили дефектные ве­ домости и оформили все документы. Время, 'отведенное на ремонт кораб­ ля, уже по сути дела истекло, а — простой когда мы выйдем на промысел — никто не знает. Часть ремонтных работ машин­ ная команда могла бы провести соб­ ственными силами. Однако нам не дают необходимого инструмента, не снабжают нас нужными запасными частями.оНет ножовочных полотен и ключей. Кстати, ножовочные по­ лотна мы не получаем уже в тече­ ние полутора лет. ■Мы взяли на себя серьезное обя­ зательство на нынешний год по до­ быче рыбы. И мы настоятельно требуем, чтобы управление сельдя­ ного флота и береговые судоремонт­ ные организации приняли все меры к тому, чтобы обеспечить нам воз­ можность выполнения наших социа­ листических обязательств, создать все условия для нашей успешной работы. 1 В. РАЧИНСКИИ. Старший механик среднего траулера № 834, Атлантическая сельдь, в особен­ ноститак называемая «полярная», обладает весьма высокими пищевы­ ми качествами и являетсяпрекрас­ ным сырьем для приготовления ма­ лосольной, деликатесной продукции. Однако основную массу этой сельди промышленность выпускает с из­ лишней соленостью, что портит ее вкус и вызывает справедливые на­ рекания потребителей. Поэтому на выпуск малосольной, нежного посо­ ла, сельди необходимо обратить са­ мое серьезное внимание. Малосольную сельдь можно приго­ товлять двумя способами. Первый способ заключается в том, что сельдь засаливается с применением небольших доз соли. Если для креп­ кого посола сельди в бочках берут 18— 20 процентов солик весу ры­ бы, то для приготовления малосоль­ ной продукции соли должно быть взято 15— 16 процентов и даже меньше. Таким образом, соленость готового продукта регулируется здесь дозировкой соли. Надо, однако,сказать, что для приготовления малосолшой сельди этим способом необходимы соответ­ ствующие условия. Так, например, посол рыбыследует производить при понижен ых температурах. Дозиров­ ка соли должна быть взята точно. Необходимо весьма тщательное пе­ ремешивание рыбы с солью. Тара не должна давать течи. За процес­ сом посоланеобходимо тщательное наблюдение. Малейшее несоблюде­ ние этих условий может прив'ести к полной порче продукта. Поэтому этот способ посолана промысловых судах не может найти широкого применения. Более приемлемым в этих услови­ ях надо считать другой способ по­ сола сельди, получивший название «прерванного» или «ускоренного». Он заключается в том, что сельдь на- промысловых судах засаливается как обычно — без рядовой укладки с 18 — 20 процентами соли к ве­ су рыбы, но посол не доводится до конца,а прерывается, когда сельдь просолитсядо желательной солено­ сти. Таким образом, при этом спосо­ бе посола соленость готового про­ дукта регулируется временем, т. е. продолжительностью посола. (Когда же надо прервать посол, чтобы получить малосольную сельдь? Наши наблюдения за скоро­ стью просаливания в бочках жир­ ной («полярной») сельди с дозиров­ кой соли 20 процентов показали, чтосельдь достигает солености 8—9 процентов на 7— 9 день посола, что видно из следующих данных: Д н и п о с о 1 3 | 5 6 7 9 10 16 20 Соленость мяса сельди в процентах 3,0 5,2 6,2 7,0 8,0 9,0 I 10,4 00 О т— • 11,0 Надо, однако,заметить, чтО1ско­ рость просаливания рыбыможет ме­ няться в зависимости от ряда фак­ торов. Но если для посола брать одинаковую дозировку солии сельдь одинаковой свежести и сравнитель­ но одинакового размера, то колеба­ ния в скорости просаливания будут незначительны. Для того, чтобы прервать посол, сельдь надо переложить в другие бочки, тщательно отмыв ее от остатков нерастворившейся соли. Для заливки уложенной в бочки ма­ лосольнойсельди надобрать тузлук, крепость которого соответствовала бы концентрации соли в соках ры­ бы. Химические анализыпоказыва­ ют, что в мясе малосольной жирной сельди— с соленостью 8— 9 про­ центов — содержится около 50 про­ центов влаги. Следовательно, в со­ ках такой сельди содержится около 18 процентов соли. Значит для за­ ливки малосольной сельди надо брать тузлук, содержащий такой же процент соли, т. е. тузлук удельно­ го веса 1,14. Еакова же стойкость малосольной сельди при хранении? Наблюдения показали, что правильно просоле- ную сельдь с содержанием соли в мясе 8— 9 процентов вполне мож­ но доставлять на берег даже в не- охлаждаемых трюмах пловучих баз. В дальнейшем она должна быть по­ мещена на хранение при темпера­ туре около 0 градусов по Цельсию. В этих условиях малосольная сельдь может сохраняться не менее шести месяцев. Созревшая малосольная «поляр­ ная» сельдь является деликатесным продуктом весьма высокого качества. В настоящее время на промысло- вых судах (средних рыболовных траулерах) производится, как из­ вестно, лишь первичная обработка (засолка) сельди. Окончательно же сельдь — полуфабрикат дообраба- тывается на береговых заводах, куда она доставляется пловучими базами. За это время сельдь сильно проса­ ливается. Следовательно, для полу­ чениямалосольной продукции дооб- работку сельди надо производить в море, на пловучих базах. Организа­ ция этогодела должна быть осуще­ ствлена в самое ближайшее время М. СЕДУНОВ, А. ШВЕЦОВ. Научные сотрудники ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz