Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.

№ 12 (96) 27 января 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Насущные вопросытралового флота В статье капитана траулера «Победа» тов. Тарана затронут ряд вопросов, касающихся тактикипро­ мысловой и поисковой работы, со­ стояния сырьевой базы донных рыб в Баренцевом море и использования этой сырьевой базы. Вопросы эти подняты оченьсвое­ временно и их широкое обсуждение, несомненно, будет способствовать улучшению промысловой деятельно­ сти тралового флота. А это особенно важно и нужно теперь, когда партия и правительство поставили перед рыбной промышленностью Северного рыбопромыслового района огромные задачи, решить которые надо в бли­ жайшие два— три года. Тов. Таран совершенно прав, го­ рячо выступал против стандарта в тактике промысловой и поисковой работы. Несомненно, что никаких стандартных приемов, раз навсегда данных рецептов в организации по­ иска и облова косяков рыбы, не мо­ жет и не должно быть. И не только потому, что по-разному ведет себя посленерестовая и незрелая, зимую­ щая и ходовая, крупная и меткая рыба. Опыт показывает,что все эти группы рыб в сходные сезоны раз­ личных лет ведут себя не одинако­ во, в зависимости от условийвнеш­ ней среды. А, как известно, не бы­ вает двух лет, абсолютно схожих по своим условиям. Примеры тов. Копытова, отмечаю­ щего, что при обилии пищикрупная треска образует стойкие скопления, и тов. Попова, связывающего боль­ шую подвижность трески в послед­ ние годы с отсутствием основного кормового объектаэтой рыбы в лет­ нийпериод — капшажа, можно было бы дополнить десятками подобных же примеров, показывающих, между прочим, что не всегда и не везде дает стойкие концентрации и мел­ кая рьгба. Следовательно, промысловая и по­ исковая тактика должна строиться с учетом сезона, района и условий промысла. Промысловая и, особенно, поисковая работа должна быть под­ линно творческой работой, лишенной непреложных стандартов, тем более, что ни промысловики, ни ученые не познали еще в должной мере слож­ ных целей взаимосвязей рыбы и среды. II это познание может быть достигнуто лишь совместными и дружными усилиями промысловиков и научных работников. Система зарплаты поисковиков нуждается в пересмотре Система зарплаты поисковиков, действительно, как указывает тов. Таран, не способствует творческой работе наших разведчиков. Особен­ но это относится к судам перспек­ тивной разведки, работающим в большем или меньшем удалении от районов с установившимся промыс­ лом. Перспективная разведка должна искать, не только районы концент­ раций рыбы на ближайшие сезоны, но и места скопления рыбы лучшего ассортимента, также новые райо­ ны, где и в данный сезон можно ожидать высоких концентраций. Од­ нако система оплаты поисковиков построена так, что суда, назначаемые на перспективную разведку, «отбы­ вают» ее KaiK тяжелую повинность, работают «(без души» и стремятся в те районы, где по аналогии с рядом лет в данныйсезон могутбыть скоп­ ления рыбы, обеспечивающие оплату за косяк. Это обстоятельство не мо­ жет не отражаться на характере ра­ боты промразведки. Оно связывает ее инициативу, стандартизирует ее, привязывает к определенным райо­ нам, тогда как в зависимости от ме­ няющихся условийв море, могут ме­ няться и миграционные пути и ме­ ста наибольших скопленийрыб. Промысловый режим— не самодавлеющий показатель Не лишено основания возмущение тов. Тарана против рабского подчи­ нения тактики промысла нормам режима промыслового времени. Ре­ жим работы траулера в море, конеч­ но, не должен быть самодавлеющим показателем. Основным критерием успеха промысла следует считать количественные и качественные по­ казатели вылова рыбы за сутки, за рейс, за месяц, за год, кажим бы способом эти показатели не были до­ стигнуты. Опыт показывает, что вы­ полнение норм режимапромыслово­ го времени далеко не всегда дает положительные результаты и что даже передовые траулеры достигают своего успеха различными путями: одни за счет улучшения режима, другие за счет более оперативной работы. Более того, планирование режима Промыслового времени, как равно­ значного с выловом рыбы показате­ ля работы, приводит к большим ис­ кажениям в отчетных дан ых трау­ леров, которые дезориентируют и руководство промыслом и работни­ ков науки. Искусственно увеличи­ вая число часов траления и умень­ шая уловы, некоторые капитаны для того, чтобы подвести «объек­ тивную» базу под недостатки своей работы, получают возможность ссы­ латься на недостаточность сырьевой базы даже в тех случаях, когда последняя не лимитирует добычи. Несомненно, что чем крупна рьгба, тем беспокойнее ее ловить. Но нельзя согласиться с тов. Тараном, что поисковики не ищут рыбы хо­ рошего ассортимента. При всех неудобствах этих поисков,при не­ совершенстве оплаты труда поиско­ виков, они регулярно обследуют районы, где можно ожидатьскоп­ лений рыбы хорошего ассортимента, и находят их. Однако нередки слу­ чаи, ковда промысловые корабли либо вовсе не подходят к ним, предпочитая облавливать более стойкие косяки мелкой рыбы, либо подходят с большим опозданием, вы­ зывая материальную и моральную неудовлетворенность поисковиков. Бывают и такие случаи, когда руководство тралового флота, при- наличииустойчивого промысла мел­ кой рыбы, добивается перевода ча­ сти поисковых судов на промысло­ вую работу. Эго чрезвычайно опас­ ное и вредное мероприятие. Оно не (только ослабляет разведку вообще, но и ограничивает возможности перспективной разведки и обнару­ жения скоплений рыбылучшего ас­ сортимента. Как правило, траловый флот, добиваясьэтой мерой некото­ рого временного успеха, жестоко платится впоследствии, при ухуд­ шении обстановкив облавливаемом районе. Ошибка тов. Тарана Тов. Таран упрекает ПИНРО втом, что, оперируя данными промыс­ ла, оно вольно или невольно, делает неверные выводы о составе про­ мыслового стада рыб и неправильно ориентирует в этом отношениитра­ ловый флот. Это неверно. Выводы о составе промыслового стада де­ лаются со значительной заблаговре­ менностью, на основании ежегодных работ по учету молоди, материалов, собираемых на поисковых траулерах во всех районах моря, а в послед­ ний год используя и материалы, со­ бираемые на траулере. «Победа», на которомпостоянно плавает бригада ПИНРО. Используется и промысло­ вая статистика, но лишь для про­ веркисделанных выводов и соответ­ ственной корректировки их. Усилить промысел крупной р ы б ы Делая заключение, что в послед­ ние годы в уловах будет преобла­ дать мелкая рыба, институт опи­ рался на реальный факт колебания численности (урожайности) отдель­ ных поколений трески и пикши. Этот факт подтверждается результа­ тами работ экспериментальных су­ дов, поисковиков и ходом промысла. Значит ли это, что в море исчез­ ла более крупная рыба? Конечно, нет. Она может и должна успешно облавливаться, хотя лов ее 'беспокойнее п концентра­ ции не столь мощны. И ин­ ститут неоднократно рекомендо­ вал флоту использовать эти возмож­ ности: усилить поискив районах обитания более крупной рыбы и пе­ реключать туда группы промысло­ вых траулеров.Хотя уловы этойры­ бы в последние годы значительно ниже, чем в районах скопления мелкойрыбы, общий эффектработы, как правильно отмечает тов. Та­ ран, был бы не хуже, за счет более полного использования вылова, увеличения добычи крупной ТРИБУНА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ☆ ☆ Штормоустойчивые дрифтерные порядки При работе с дрифтерными сетя­ ми промысловые суда крепятстоя­ ночный вожак («геркулес»), кото­ рый идет от порядка через киповую планку на носовомкозырьке фальш­ борта, на носовых кнехтах правого борта. При вынужденном штормова- нии с сетями на крупной волне во­ жак часто соскакивает с киповой планки, хотя его и крепят дополни­ тельно переносными стопорами, при­ жимая к палубе. Подкладка на ки­ повой планке из скотских шкур, старой дели, мешковины и проч. не всегда достигает цели: вожак трет­ ся не только о планку, но и о ште­ вень судна. При работе на длинных поводцах геркулес в штормовую погоду под­ вергаетсяизлому на той же план­ ке, т. к. вожак идет в воду под большим углом к горизонту от план­ ки, а килеваяже качка судна спо­ собствует этому излому вожака. Это доказанонеоднократными фактами обрывов вожака именно на килевой планке. Перетравливание вожака в штор­ мовую погоду на 3— 5 метров на кнехтах и подрабатывание маши­ ной вперед с целью предохранить вожак от перетирания и обрыва должных результатов не дает, а уда­ ры волн в носовую часть судна,при которых вожак испытывает сильное напряжение на разрыв и лопается, часто является причиной обрыва и потери судном порядка в условиях осенне-зимнего промысла в период штормов. Чтобы избежать перетираний и обрывов вожака на среднем рыболов- Чп^т! 1Ж6 ДаВН° назрела 1К‘о(’,ходи' ном траулере № 459 в дополнение новых Р.аионов’ к вожаку пз геркулесакрепят пра- /тпаu • статистике заруоежных | BbIg якорный канат, которыйна зы- W 1 бывают 1 ои при удареволн как бы служит очень высокими (район вдоль севе- ро-западного побережья Норвеги , .банки Нью-Раундленда, Зап. Грен­ ландии). Но руководство рыбной промышленности Мурмана делает чрезвычайно медленные, неохотные и робкие шаги в этом направлении. Проблема рационального типа траулера Траулер«Победа»— один из пе­ редовых промысловых кораблей тралового флота. Опыт его работы 'очень интересени его следует тща­ тельно анализировать и изучать. Но можно ли этот опыт безоговорочно переносить на весь траловый флот? Невидимому, нельзя. «Победа» и другие траулеры с трехмесячным сроком плавания могут «дерзать»и («рисковать», отыскивая косяки на­ иболее удобного и выгодного ассор­ тимента. Оки могут пожертвовать на это одну — две недели промыс- аммортизатором. Как показалмного­ кратный опьгт стоянки на якорном канате, цель была достигнута: суд­ но в штормовую погоду на сетях держалось по 57 часов при ветре силой временами до 10— 11 бал­ лов. Порядок оказался штормоустой­ чивым. Для этого нужно травить од­ ну смычку якорь-цепи, при повод­ цах 70 — 80 метров. Постановка на вожак и выборка его проста и за­ нимает мало времени. Постановка на якорный канат заключается в следующем: геркуле­ са вырубается 300 — 350 метров и с обоих его концов заделываются огоны. В тот огон, который будет соединяться с якорнымканатом, для предохранения геркулесаот пере­ тирания соединительной скобой, за­ делывается коуш. Затем из того же геркулеса вырубается конец длиной 25 — 30 метров для проводника, в котором также с обоих концов заде­ лываются огоны. Правый якорь за- лового времени, зная, что впоследст- Ва‘™ ‘1ется на па£У% п отклепы- вии наверстают его. Подавляющее Рин ат а . Вытравливают за же большинство судов тралового (Флота, плавающих 14— 18 суток (из которых часть уходит на перехо­ ды и шторма), не могут позволить себе такой «роскоши». Чтобы не оказаться в пролове, они вынуж­ дены использовать те районы, где в момент выхода в море наблюдаются наиболее высокие и стойкие уло­ вы, хотя бы они состоялииз самой мелкой рыбы. В этом одно из основных несча­ стий тралового флота. И руководст­ во его должно со всей категорич­ ностью ставить вопрос о рацио­ нальном типе траулера для нашего водоема, добиваться дальнейшего пополнения флота судами, более свободными в выборе районов про­ мысла, с учетом экономической целесообразности. В. ТРАВИН. Кандидат биологических наук, заместитель директора ПИНРО по научной части. Оорт 10— 12 метров якорного ка­ ната, от клюза до планширя обтяги­ вают его втугую,чтобы он не сту­ чал при качке судна по обшивке, а слабина вся выбирается на палубу. Якорный канат крепится с герку­ лесом и проводником одновременно. Постановка на геркулес с якорным канатом Перед выметкой сетей берется тройник от топрика грузовой стре­ лы. К нему скобками крепятся якорь-цепь, вожак и проводник. Предварительно вожак, как обычно перед выметкой, обносится чисто по борту. Когда сети выметаны, вожак травится за борт. Когда его остает­ ся на палубе несколько метров, за борт выбрасывается соединенный тройник с якорной цепью, вожаком и проводником. Проводник же дру­ гим своим огоном набрасывается на кнехты и должен быть всегда со слабиной, иначе судно будет стоять не на якорном канате, а на провод­ нике. Судно станет под ветер и об­ тянет вожак, и корабль начинает дрейф с сетями. На этом и заканчи­ вается постановка на вожак с якор­ ным канатом. Выборка вожака Снимают с кнехтов проводник, на­ брасывают его на головку шпиля, подбирают вожак до тройника, за­ тем отдают скобу якорь-цепи. Сла­ бину цепи из-за борта выбирают вручную и крепят глагольгаком (от шлюпки или переносный стопор от якоря)^ на палубе у фальшборта. Дальнейшая выборка вожака идет обычным путем. Стоя на вожаке с якорным кана­ том, держать его следует на ленточ­ ном стопоре брашпиля, а не на сто­ поре Легофа или винтовом, т. к. в первом случае напряжение распре­ деляется на звездочке каната, а во втором только на одно звено, кото­ рое при рывке может лопнуть. Не следует якорь-цепь брать скобой за огон вожака, т. к. при выборке во­ жака огон пойдет на разрыв, если же братьза огон проводника, тодер­ жать будет не вожак, а проводник, огон которого также пэйдет на раз­ рыв. Как показала практика, поль­ зоваться лучше всего грузовым тройником от топрика стрелы или шкентелей. Вязка поводцов к вожаку При выметке сетей с длинными поводами много неудобств создает подвязка поводцов к вожаку. На ••реднем траулере Л? 459 был при­ менен способ вязки поводцов од­ ним узлом, который себя полностью оправдал в промысловой практике. Заключается он в следующем: повед- цх .1 вырубаются длиной 40 метров. От сеток., в расстоянии 10 метров, вращивается вноводец того же раз­ мера трос длиной 1‘/2— 2 метра. При выметке сетей этим концомвя­ жется только один узел, вместо двух узлрв— кухтыльного п вожа- кового поводцов. В дополнение к основному пород- ПУ в 40 метров в зависимости от обстановки, добавляются поводцы длиной по 10 метров, которые заго­ тавливаются заранее и вяжутся к основному во время выметки сетей. Конечно, можно основной поводец сделать в 50— 60 метров, но, по­ жалуй, целесообразнее будет все же делать поводцы в 40 метров, т. к. основные горизонты облова рыбы в осенне-зимнее время находятся в пределах 40— 60 метров. Ф. ФИЛАТОВ. Капитан среднего траулера № 459. Передовикам—переходящее Красное Знамя Хорошо поработал в IV квартале 1953 года коллектив траулера «Пикша», где капитаном тов. Скребцов. План четвертого квартала по добыче рыбы был выполнен на 126,7 процента, по сдаче полуфаб­ риката на 122,1 процента и по вы­ работке консервов на 115,4 про­ цента. Рыбопродукция сдана выс­ шими и первыми сортами на 96,4 процента при плане— 96,3 про­ цента. За хорошую работу в IV кварта­ ле прошлого года экипажу траулера «Пикша» 22 января было вручено переходящее Красное знамя управ­ ления тралового флота и базового комитета. И. МОРАРЬ. Экономист отдела труда и зарплаты тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz