Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.
№ 12 (96) 27 января 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Насущные вопросытралового флота В статье капитана траулера «Победа» тов. Тарана затронут ряд вопросов, касающихся тактикипро мысловой и поисковой работы, со стояния сырьевой базы донных рыб в Баренцевом море и использования этой сырьевой базы. Вопросы эти подняты оченьсвое временно и их широкое обсуждение, несомненно, будет способствовать улучшению промысловой деятельно сти тралового флота. А это особенно важно и нужно теперь, когда партия и правительство поставили перед рыбной промышленностью Северного рыбопромыслового района огромные задачи, решить которые надо в бли жайшие два— три года. Тов. Таран совершенно прав, го рячо выступал против стандарта в тактике промысловой и поисковой работы. Несомненно, что никаких стандартных приемов, раз навсегда данных рецептов в организации по иска и облова косяков рыбы, не мо жет и не должно быть. И не только потому, что по-разному ведет себя посленерестовая и незрелая, зимую щая и ходовая, крупная и меткая рыба. Опыт показывает,что все эти группы рыб в сходные сезоны раз личных лет ведут себя не одинако во, в зависимости от условийвнеш ней среды. А, как известно, не бы вает двух лет, абсолютно схожих по своим условиям. Примеры тов. Копытова, отмечаю щего, что при обилии пищикрупная треска образует стойкие скопления, и тов. Попова, связывающего боль шую подвижность трески в послед ние годы с отсутствием основного кормового объектаэтой рыбы в лет нийпериод — капшажа, можно было бы дополнить десятками подобных же примеров, показывающих, между прочим, что не всегда и не везде дает стойкие концентрации и мел кая рьгба. Следовательно, промысловая и по исковая тактика должна строиться с учетом сезона, района и условий промысла. Промысловая и, особенно, поисковая работа должна быть под линно творческой работой, лишенной непреложных стандартов, тем более, что ни промысловики, ни ученые не познали еще в должной мере слож ных целей взаимосвязей рыбы и среды. II это познание может быть достигнуто лишь совместными и дружными усилиями промысловиков и научных работников. Система зарплаты поисковиков нуждается в пересмотре Система зарплаты поисковиков, действительно, как указывает тов. Таран, не способствует творческой работе наших разведчиков. Особен но это относится к судам перспек тивной разведки, работающим в большем или меньшем удалении от районов с установившимся промыс лом. Перспективная разведка должна искать, не только районы концент раций рыбы на ближайшие сезоны, но и места скопления рыбы лучшего ассортимента, также новые райо ны, где и в данный сезон можно ожидать высоких концентраций. Од нако система оплаты поисковиков построена так, что суда, назначаемые на перспективную разведку, «отбы вают» ее KaiK тяжелую повинность, работают «(без души» и стремятся в те районы, где по аналогии с рядом лет в данныйсезон могутбыть скоп ления рыбы, обеспечивающие оплату за косяк. Это обстоятельство не мо жет не отражаться на характере ра боты промразведки. Оно связывает ее инициативу, стандартизирует ее, привязывает к определенным райо нам, тогда как в зависимости от ме няющихся условийв море, могут ме няться и миграционные пути и ме ста наибольших скопленийрыб. Промысловый режим— не самодавлеющий показатель Не лишено основания возмущение тов. Тарана против рабского подчи нения тактики промысла нормам режима промыслового времени. Ре жим работы траулера в море, конеч но, не должен быть самодавлеющим показателем. Основным критерием успеха промысла следует считать количественные и качественные по казатели вылова рыбы за сутки, за рейс, за месяц, за год, кажим бы способом эти показатели не были до стигнуты. Опыт показывает, что вы полнение норм режимапромыслово го времени далеко не всегда дает положительные результаты и что даже передовые траулеры достигают своего успеха различными путями: одни за счет улучшения режима, другие за счет более оперативной работы. Более того, планирование режима Промыслового времени, как равно значного с выловом рыбы показате ля работы, приводит к большим ис кажениям в отчетных дан ых трау леров, которые дезориентируют и руководство промыслом и работни ков науки. Искусственно увеличи вая число часов траления и умень шая уловы, некоторые капитаны для того, чтобы подвести «объек тивную» базу под недостатки своей работы, получают возможность ссы латься на недостаточность сырьевой базы даже в тех случаях, когда последняя не лимитирует добычи. Несомненно, что чем крупна рьгба, тем беспокойнее ее ловить. Но нельзя согласиться с тов. Тараном, что поисковики не ищут рыбы хо рошего ассортимента. При всех неудобствах этих поисков,при не совершенстве оплаты труда поиско виков, они регулярно обследуют районы, где можно ожидатьскоп лений рыбы хорошего ассортимента, и находят их. Однако нередки слу чаи, ковда промысловые корабли либо вовсе не подходят к ним, предпочитая облавливать более стойкие косяки мелкой рыбы, либо подходят с большим опозданием, вы зывая материальную и моральную неудовлетворенность поисковиков. Бывают и такие случаи, когда руководство тралового флота, при- наличииустойчивого промысла мел кой рыбы, добивается перевода ча сти поисковых судов на промысло вую работу. Эго чрезвычайно опас ное и вредное мероприятие. Оно не (только ослабляет разведку вообще, но и ограничивает возможности перспективной разведки и обнару жения скоплений рыбылучшего ас сортимента. Как правило, траловый флот, добиваясьэтой мерой некото рого временного успеха, жестоко платится впоследствии, при ухуд шении обстановкив облавливаемом районе. Ошибка тов. Тарана Тов. Таран упрекает ПИНРО втом, что, оперируя данными промыс ла, оно вольно или невольно, делает неверные выводы о составе про мыслового стада рыб и неправильно ориентирует в этом отношениитра ловый флот. Это неверно. Выводы о составе промыслового стада де лаются со значительной заблаговре менностью, на основании ежегодных работ по учету молоди, материалов, собираемых на поисковых траулерах во всех районах моря, а в послед ний год используя и материалы, со бираемые на траулере. «Победа», на которомпостоянно плавает бригада ПИНРО. Используется и промысло вая статистика, но лишь для про веркисделанных выводов и соответ ственной корректировки их. Усилить промысел крупной р ы б ы Делая заключение, что в послед ние годы в уловах будет преобла дать мелкая рыба, институт опи рался на реальный факт колебания численности (урожайности) отдель ных поколений трески и пикши. Этот факт подтверждается результа тами работ экспериментальных су дов, поисковиков и ходом промысла. Значит ли это, что в море исчез ла более крупная рыба? Конечно, нет. Она может и должна успешно облавливаться, хотя лов ее 'беспокойнее п концентра ции не столь мощны. И ин ститут неоднократно рекомендо вал флоту использовать эти возмож ности: усилить поискив районах обитания более крупной рыбы и пе реключать туда группы промысло вых траулеров.Хотя уловы этойры бы в последние годы значительно ниже, чем в районах скопления мелкойрыбы, общий эффектработы, как правильно отмечает тов. Та ран, был бы не хуже, за счет более полного использования вылова, увеличения добычи крупной ТРИБУНА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ☆ ☆ Штормоустойчивые дрифтерные порядки При работе с дрифтерными сетя ми промысловые суда крепятстоя ночный вожак («геркулес»), кото рый идет от порядка через киповую планку на носовомкозырьке фальш борта, на носовых кнехтах правого борта. При вынужденном штормова- нии с сетями на крупной волне во жак часто соскакивает с киповой планки, хотя его и крепят дополни тельно переносными стопорами, при жимая к палубе. Подкладка на ки повой планке из скотских шкур, старой дели, мешковины и проч. не всегда достигает цели: вожак трет ся не только о планку, но и о ште вень судна. При работе на длинных поводцах геркулес в штормовую погоду под вергаетсяизлому на той же план ке, т. к. вожак идет в воду под большим углом к горизонту от план ки, а килеваяже качка судна спо собствует этому излому вожака. Это доказанонеоднократными фактами обрывов вожака именно на килевой планке. Перетравливание вожака в штор мовую погоду на 3— 5 метров на кнехтах и подрабатывание маши ной вперед с целью предохранить вожак от перетирания и обрыва должных результатов не дает, а уда ры волн в носовую часть судна,при которых вожак испытывает сильное напряжение на разрыв и лопается, часто является причиной обрыва и потери судном порядка в условиях осенне-зимнего промысла в период штормов. Чтобы избежать перетираний и обрывов вожака на среднем рыболов- Чп^т! 1Ж6 ДаВН° назрела 1К‘о(’,ходи' ном траулере № 459 в дополнение новых Р.аионов’ к вожаку пз геркулесакрепят пра- /тпаu • статистике заруоежных | BbIg якорный канат, которыйна зы- W 1 бывают 1 ои при удареволн как бы служит очень высокими (район вдоль севе- ро-западного побережья Норвеги , .банки Нью-Раундленда, Зап. Грен ландии). Но руководство рыбной промышленности Мурмана делает чрезвычайно медленные, неохотные и робкие шаги в этом направлении. Проблема рационального типа траулера Траулер«Победа»— один из пе редовых промысловых кораблей тралового флота. Опыт его работы 'очень интересени его следует тща тельно анализировать и изучать. Но можно ли этот опыт безоговорочно переносить на весь траловый флот? Невидимому, нельзя. «Победа» и другие траулеры с трехмесячным сроком плавания могут «дерзать»и («рисковать», отыскивая косяки на иболее удобного и выгодного ассор тимента. Оки могут пожертвовать на это одну — две недели промыс- аммортизатором. Как показалмного кратный опьгт стоянки на якорном канате, цель была достигнута: суд но в штормовую погоду на сетях держалось по 57 часов при ветре силой временами до 10— 11 бал лов. Порядок оказался штормоустой чивым. Для этого нужно травить од ну смычку якорь-цепи, при повод цах 70 — 80 метров. Постановка на вожак и выборка его проста и за нимает мало времени. Постановка на якорный канат заключается в следующем: геркуле са вырубается 300 — 350 метров и с обоих его концов заделываются огоны. В тот огон, который будет соединяться с якорнымканатом, для предохранения геркулесаот пере тирания соединительной скобой, за делывается коуш. Затем из того же геркулеса вырубается конец длиной 25 — 30 метров для проводника, в котором также с обоих концов заде лываются огоны. Правый якорь за- лового времени, зная, что впоследст- Ва‘™ ‘1ется на па£У% п отклепы- вии наверстают его. Подавляющее Рин ат а . Вытравливают за же большинство судов тралового (Флота, плавающих 14— 18 суток (из которых часть уходит на перехо ды и шторма), не могут позволить себе такой «роскоши». Чтобы не оказаться в пролове, они вынуж дены использовать те районы, где в момент выхода в море наблюдаются наиболее высокие и стойкие уло вы, хотя бы они состоялииз самой мелкой рыбы. В этом одно из основных несча стий тралового флота. И руководст во его должно со всей категорич ностью ставить вопрос о рацио нальном типе траулера для нашего водоема, добиваться дальнейшего пополнения флота судами, более свободными в выборе районов про мысла, с учетом экономической целесообразности. В. ТРАВИН. Кандидат биологических наук, заместитель директора ПИНРО по научной части. Оорт 10— 12 метров якорного ка ната, от клюза до планширя обтяги вают его втугую,чтобы он не сту чал при качке судна по обшивке, а слабина вся выбирается на палубу. Якорный канат крепится с герку лесом и проводником одновременно. Постановка на геркулес с якорным канатом Перед выметкой сетей берется тройник от топрика грузовой стре лы. К нему скобками крепятся якорь-цепь, вожак и проводник. Предварительно вожак, как обычно перед выметкой, обносится чисто по борту. Когда сети выметаны, вожак травится за борт. Когда его остает ся на палубе несколько метров, за борт выбрасывается соединенный тройник с якорной цепью, вожаком и проводником. Проводник же дру гим своим огоном набрасывается на кнехты и должен быть всегда со слабиной, иначе судно будет стоять не на якорном канате, а на провод нике. Судно станет под ветер и об тянет вожак, и корабль начинает дрейф с сетями. На этом и заканчи вается постановка на вожак с якор ным канатом. Выборка вожака Снимают с кнехтов проводник, на брасывают его на головку шпиля, подбирают вожак до тройника, за тем отдают скобу якорь-цепи. Сла бину цепи из-за борта выбирают вручную и крепят глагольгаком (от шлюпки или переносный стопор от якоря)^ на палубе у фальшборта. Дальнейшая выборка вожака идет обычным путем. Стоя на вожаке с якорным кана том, держать его следует на ленточ ном стопоре брашпиля, а не на сто поре Легофа или винтовом, т. к. в первом случае напряжение распре деляется на звездочке каната, а во втором только на одно звено, кото рое при рывке может лопнуть. Не следует якорь-цепь брать скобой за огон вожака, т. к. при выборке во жака огон пойдет на разрыв, если же братьза огон проводника, тодер жать будет не вожак, а проводник, огон которого также пэйдет на раз рыв. Как показала практика, поль зоваться лучше всего грузовым тройником от топрика стрелы или шкентелей. Вязка поводцов к вожаку При выметке сетей с длинными поводами много неудобств создает подвязка поводцов к вожаку. На ••реднем траулере Л? 459 был при менен способ вязки поводцов од ним узлом, который себя полностью оправдал в промысловой практике. Заключается он в следующем: повед- цх .1 вырубаются длиной 40 метров. От сеток., в расстоянии 10 метров, вращивается вноводец того же раз мера трос длиной 1‘/2— 2 метра. При выметке сетей этим концомвя жется только один узел, вместо двух узлрв— кухтыльного п вожа- кового поводцов. В дополнение к основному пород- ПУ в 40 метров в зависимости от обстановки, добавляются поводцы длиной по 10 метров, которые заго тавливаются заранее и вяжутся к основному во время выметки сетей. Конечно, можно основной поводец сделать в 50— 60 метров, но, по жалуй, целесообразнее будет все же делать поводцы в 40 метров, т. к. основные горизонты облова рыбы в осенне-зимнее время находятся в пределах 40— 60 метров. Ф. ФИЛАТОВ. Капитан среднего траулера № 459. Передовикам—переходящее Красное Знамя Хорошо поработал в IV квартале 1953 года коллектив траулера «Пикша», где капитаном тов. Скребцов. План четвертого квартала по добыче рыбы был выполнен на 126,7 процента, по сдаче полуфаб риката на 122,1 процента и по вы работке консервов на 115,4 про цента. Рыбопродукция сдана выс шими и первыми сортами на 96,4 процента при плане— 96,3 про цента. За хорошую работу в IV кварта ле прошлого года экипажу траулера «Пикша» 22 января было вручено переходящее Красное знамя управ ления тралового флота и базового комитета. И. МОРАРЬ. Экономист отдела труда и зарплаты тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz