Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.

Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 7 (91), 15 января 1954 г. Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Лучше использовать сырьевую базу В статье тов. Тарана поднятряд насущнейших вопросов промысловой тактики тралового флота. Значи­ тельная часть высказанных автором положений совершенно правильно отражает состояние дел на траловом промысле. Однако в некоторых вопросах, поднятых тов. Тараном, нужно ра­ зобраться более детально, чтобы не ввести в заблуждение промыслови­ ков, особенно молодых, начинаю­ щих судоводителей тралового флота. Тов. Таран совершенноправиль­ но утверждает, что крупная треска более подвижна. Это объясняется тем, что такая треска, особенно от- нерестовавшая, приходящая на от­ корм в центральные, северо-восточ­ ные и северные районы Баренцова моря, как хищная рыба, в погоне за пищей, безусловно, передвигается более быстро, чем мелкая треска. И в осенний период, когда крупная треска возвращается после откорма к местам нереста, она движется так же быстро, хотя в этом случае на ее поведение действуют другие причины — инстинкт размноже­ ния. Однако следует ли из этого де­ лать вывод, что крупная треска во­ обще держится в пределах двух — трех квадратов одного района не Солее 1— 2 суток? По-моему, такого вывода сделать нельзя. Вспомним довоенные годы, когда крупной трескив уловах бы­ ло значительно! больше. При нали­ чии обилия пищи крупную и ров­ ную треску облавливали в одном районе нередко в течение полумеся­ ца и более. Так не раз бывало на. Гусиной банке. В послевоенном, 1950 году, концентрациякрупной трески, обнаруженная поисковым траулером «Иртыш» на возвышен­ ности Персея, держалась на одном месте, питаясь мойвой , более двух недель. Известно,что и так называемая мойвенная треска, подходящая к бе­ регам Мурмана, на которой также часто приходится работать флоту, в своем большинстве крупная или ' переходящая в стадию крупной. И она держится вполне “устойчива. Кстати сказать, именно эту мой- веную треску, главным образом, и облавливал траулер «Победа» в те­ чение тех рейсов, которые приводит в качествепримера тов. Таран. Однако! указания тов. Тарана, что на устойчивость косяков крупной трескивлияют такие факторы, как питание, температурный режиммо­ ря и т. д., безусловно, правильны. В зависимости от учета факторов, от поведения рыбы в те или другие периоды года и должна строиться тактика облова косяков. Для того, чтобы правильно построить такти­ ку промысла, нужно знать влияние этих факторов на поведение рыбы. Первейшей обязанностьюПолярного института морского рыбного хозяй­ ства п океанографии (ИИНРО) ияв­ ляется изучение этих факторов л помощь траловому флоту в выработ­ ке такой тактики. Никак нельзя согласитьсяс ут­ верждением тов. Тарана о том, что поисковики не ищуткрупной рыбы, что они предпочитают нацеливать промысловиков на облов рыбы мел­ кого ассортимента. Поисковые трау­ леры ищут рыбу во всех районах, всех пород и любого ассортимента, в том числе и крупного. А вот почему промысловый флот не облавливает концентраци крупной трески— это другой вопрос. Можно было бы привести ряд примеров, когда по­ исковые траулеры обнаруживали косяки крупной трески, а промыс­ ловые корабли или совсем не подхо­ дили на облов этих, концентраций, или приходили с большим опозда­ нием. Вот пример последних дней. В 'первой декаде декабря поисковый траулер «Сом» обнаружил на запад­ ном склоне Медвежинскойбанки кон­ центрацию трески, состоявшую на 20 процентов из крупной и на 80 процентов из ровной рыбы. Подъемы составляли от однойдо трех тонн за полтора часа траления. В это же время большая группа судов работа­ ла на южном склоне этой банки, в 25— 30 милях от поисковика. Груп­ па облавливала треску, состояв­ шую на 50 процентов из ровной и на 50 процентов из мелкой рыбы. Однако уловы здесь были от двух до пяти тонн и выше за одно тра­ ление. Траулерылежали в дрейфе из-за уборки рыбы, а на облов бо­ лее крупного ассортимента трески не подошли. Почему же корабли избегали об­ лавливать концентрацию, обнару­ женную поисковым траулером «Сом»? На это тов. Таран сам дал ответ: ловить крупную рыбу гораз­ до беспокойнее, чем рыбу мелкого ассортимента. Вместе с этим нельзя, однако, от­ рицать тот факт, что имеются, как утверждает наука, «урожайные» и «неурожайные»годы. Н действи­ тельно, за последние годы крупной баренцовоморской трески наблю­ дается меньше, чем в довоенные. Поэтому на обнаруживаемых по­ исковыми траулерами концентра­ циях крупной рыбы уловы значи­ тельно ниже, чем на косяках мел­ койи ровной трескиурожайных по­ колений. Понятно, что промыслови­ ки предпочитают иметь вылов боль­ ше, не считаясь с ассортиментом. На выборе объекта промысла нередко сказывается и характер районов. Бесспорно, что условия промысла крупной преднерестовой трескив районах северо-западного побережья Норвегии,а также круп­ ной и ровной отнерестовавшей ры­ бы в районах нашего западного! и восточного побережья в несколько раз труднее, чем промысел мелкой рыбы в центральных и восточных районах моря. Однако умело постав­ ленное промысловое судовождение, хорошее изучение промысловых ба­ нок и районов и правильное воору­ жение орудий лова помогут преодо­ леть трудности облова рыбы круп­ ного ассортимента. С. копытов. Заместитель начальника про­ мысловой разведки Главмур- манрыбпрома. За рубежом Возрождение авиационного концерна Мессершмита в Западной Германии Совершенствовать промысловую тактику Как совершенно правильно ука­ зывает в своей статье тов. Таран, в организации облова косяков рыбы кораблями тралового флота сейчас господствует стандарт. Особенно отрицательно сказывает­ ся этот стандарт в те периоды, когда флот имеет дело с оолое подвижной рыбой. Так, например, в весенне­ летнийпериод в южную часть Ба­ ренцоваморя подходят значительные концентрацииотнерестовавшейрыбы крупного ассортимента. Эта рыба в первуюполовину сво­ его пребывания в южной частиБа­ ренцова моря питается главным об­ разом мойвой, подходящей к бере­ гам Мурмана. В погоне за мойвой крупная и ровная рыба, откармли­ вающаяся после нереста, совершает быстрые передвижения. Поэтому не­ редки случаи, когда большая груп­ па промысловых кораблей, начавшая облавливать какую-либо концентра­ цию крупной и ровной трески, ока­ зывается без рыбы. Это означает, что косяки мойвы передвинулись под влиянием ветров или приливо-отлив­ ных течений иногда на небольшое расстояние от места промысла, а сле­ дом за нейпередвинулась и треска крупного ассортимента. Обычно промысловики в таких случаях делают скороспелый вывод — рыба, дескать, ушла из этого рай­ она. В действительности это только местное, незначительное передвиже­ ние косяка. Достаточно проявить не­ много разворотливости и оператив­ ности, как флот может снова облав­ ливать ту же концентрацию рыбы. Именно в этом случае и полезно применить способ «прочесывания», который рекомендует в своей статье ; тов. Таран. Нередко бывает, что не только на крупном, но и на мелком ассорти­ менте рыбы у флота резко снижают­ ся уловы, и создается впечатление, что рыбаушла. Это случается тогда, когда на относительно небольшой площади (один—два квадрата) соби­ рается большая группа судов. В действительности рыба никуда не ушла, а распуганная тралами немно­ го передвинулась. И в этом случае прием, рекомендованный тов. Тара­ ном, может оказаться весьма полез­ ным. Но при этом корабль, снова на­ шедший утерянную было концентра­ цию рыбы, не должен дожидаться времени, назначенногодля-очередной радиосводкп, а передать сообщение о своем улове и все остальные данные в ближайший флагманский срок. Остальным коааолям следует в этом случае,подняв тралы на борт, не­ медленно подходить к месту хороших подъемов. Местные перемещения рыбы очень часто наблюдаются в прибрежных районах, где на ее поведение оказы­ вают сильное влияние приливо-от-1 ливные течения. Здесь всегда надо учитывать, что при приливе рыба подходит ближе к берегу, а при от­ ливе — отходит от берегов. В зави­ симости от этого и должна строиться тактикаоблова косяков в прибреж­ нойзоне. Имеется еще одно обстоятельство, которое надо учитывать промыслови­ кам в своейповседневнойработе. По­ исковые траулеры, как правило, производят короткие траления, про­ должительностью около часа. Переда­ вая сведения для радиосводок, поис­ ковики указывают свой фактический улов за час траления. В большинст­ ве же случаев в траловом флоте про­ должительность траления два часа, и данные об уловахтакимобразом со­ ответствуют 'двухчасовому тралению. Капитаны промысловых кораблей, знакомясь с ходом промысла по ра- диосводкам, не учитывают этого об­ стоятельства. Поэтому бывают слу­ чаи, что поисковик имеет за один час траления одну тон у рыбы, а промысловик за 2—3 часа — две тонны. И вот, увидев такиеданные в сводке, промысловики подтягиваются не к поисковику, у которогопромыс­ ловая обстановка значительно лучше и уловы выше, а к тому промысло­ вому кораблю, который показал в сводке двухтонный подъем. Мне кажется, что капитан поис­ кового траулера должен или систе­ матически указыватьпродолжитель­ ность траления и величину подъема за каждое траление, или же показы­ вать свой улов в переводе на двух­ часовое траление. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник. БЕРЛИН. (ТАСС). Прямым след­ ствием политики Аденауэра являет­ ся возрождение в Западной Герма­ нии старых милитаристских сил, которые помогли Гитлеру подгото­ вить и развязать вторую мировую войну. Наряду с восстановлением пози­ ции старых магнатов рурской ме­ таллургической промышленности воз­ рождаются и гитлеровские авиа­ ционные концерны «Мессершмит», «Хейнкель», «Фокке - Вульф», «Дорнье» и др. Крупнейшие из этихконцернов, как известно, объе­ динились в конце июля 1953 года с акционерным обществом «Даймлер- Бенц» и образовали «Люфтунион». Доминирующую роль в западно- германской авиапромышленности иг­ рает попрежнему старый концерн «Мессершмит». Выходящая в демо­ кратическом секторе Берлина газета «Ди Впртшафт» в статье «Концерн Месершмита — ядро западногер­ манской военной авиапромышлен о­ сти» дает картину послевоенного развития этого концерна. Мессершмиту, как и другим спод­ вижникам Гитлера, быстро удалось преодолеть трудности, связанные с поражением гитлеровской Германии. При проведении в Западной Герма­ нии в июне 1948 года сепаратной денежной реформы основной капи­ тал акционерногобщества «Мессер­ шмит» в сумме 5,6 млн. марок; был обменен таким образом, что концерн не потерял ни одной марки. В ре­ зультате помощи и поддержки со стороны боннского правительства концерн Месершмита уже в 1951 году,_ по данным самого акционерно­ го общества, имел 1.900 рабочих и служащих. В настоящее время кон­ церн расширил и укрепил свои по­ зиции. Помимо главного предприя­ тия в Аугсбурге, в него входят так­ же семь других обществ. Капитал общества «Мессершмит» (Реген­ сбург), составлявший во время вой­ ны 7 млн. марок,уже в 1951 г. до­ стиг 3,5 млн. марок. 90 проц. капи­ тала этого общества принадлежит главному акционерному обществу «Мессершмит» в Аугсбурге. Акцио­ нерное общество «Лихтбау» (Реген­ сбург) с основным капиталом в 1 млн. марок находится полностью во владении «Мессершмит-Ауг- сбург». К другим акционерным об­ ществам с ограниченной ответствен­ ностью, господствующее положение среди которыхпринадлежит акцио­ нерному обществу концерна «Мес­ сершмит» в Аугсбурге, относятся «Регенсбургер шталь унд металь- бау» с капиталом в 600.000 марок, «Мессершмит» в Кематене (Австрия) с основным капиталом в 100.000 шиллингов, «Швебише формхольц» (Гаунштеттен, близ Аугсбурга), Эйзо-Шраубен (Мюнхен) с капита­ лом в 1 млн. марок и акционерное общество «Мессершмит-Рейнланд». Последнее образовано концерном Мессершмитасовсем недавно. Еще в 1952 году Мессершмит объявил о своем намерениисоздать на принадлежащей Круп у тер ито­ рии авиационный завод. Рурские магнаты встретили планы Мессер­ шмита с радостью и не замедлили их поддержать. «После длившихся несколько месяцев переговоров, — пишет газета «Ди виртшафт», — в эссенский реестрторговых фирм бы­ ло занесено «акционерное общество с ограниченной ответственностью Мессершмит-Рейнланд». В Эссене должен быть создан завод с 10.000 рабочих и служащих, который бу­ дет отвечать всем требованиям се­ рийного производства самолетов». Производственно-техническая под­ готовка к выпуску военной продук­ ции концерном «Мессершмита» за­ кончена. Однако, не довольствуясь восста­ новлением своих позиций в Запад­ ной Германии, Мессершмит в пос­ ледние годы развернул активную деятельность и за границей. По- :скольку в Западной Германии фор-, мально запрещено конструирование и испытание новых типов самоле­ тов, Мессершмит обратился за «по­ мощью» к другим странам. Уже в 1951 г. он посетил Испанию, где вскоре после этого было открыто «бюро» концерна Мессершмита. В последние два года там появились улучшенный тип самолета «Мессер- шмит-109» и реактивный истреби­ тель. Эти самолеты были построены и испытаны испано-швейцарским военным концерном «Испано-Суиза». Таким образом, поставщик воен­ ных самолетов для гитлеровской ар­ мии Мессершмит с благословения боннских правителей снова готов работать на^ возрождающийся вер­ махт, на войну. Как и все западно- германские магнаты вооружения, для полного и открытого разверты­ вания своей деятельности он ждет лишь сигнала— вступления в си­ лу военного договора о «европей­ ском оборонительном сообществе». Газета „Паэзе сера происках РИМ. (ТАСС). Газета «Паэзе се­ ра» сообщает из Тегерана, что иранское правительство дало согла­ сие на прибытие в Иран большой группы экспертов, консультантов и служащих Международного банка реконструкции и развития. Прибы­ тие но крайней мере 80 лиц ука­ занных категорий ожидается в кон­ це этого месяца. Предварительные расчеты и проекты американских экспертов основаны на предложениях, сфор­ мулированных специальным совет­ ником государственного секретаря по международным нефтяным про­ блемам Гербертом Гувером-Младшим. Эди предложения предусматривают, в частности, создание в Иране «международной компании по экс- плоатации нефтепромыслов Южного Ирана», находящейся в руках аме­ риканцев,и создание «смешанной англо-американской компании по продаже иранской нефти». Группу экспертов будет возглав- (I об американских в Иране лять один из исполнительных ди­ ректоров Международного банка ре­ конструкции и развития. Однако ее деятельность будет фактически под­ чинена руководителю американской миссии по осуществлению экономи­ ческих мероприятий в Иране Уор­ ну. Хорн имеет широкие связи в столице Ирана. Его имя упомина­ лось такжев тесной связи с имена­ ми тех американских эмиссаров, которые принимали участие в госу­ дарственном перевороте в Иране. Наблюдатели подчеркивают, что предстоящее прибытие этой группы служащих Международного банка реконструкции и развития будет свидетельствовать о начале практи­ ческой реализации обязательств, взятых на себя иранским прави­ тельством перед Соединенными Штатами. Очевидно предполагается фактическая ^ликвидация закона о национализации нефтяной промыш­ ленности Ирана. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3 -96 , промышленный отдел и отдел культуры и быт?» — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 205 Тир. 2.500 ПН 03528

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz