Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.
Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 7 (91), 15 января 1954 г. Обсуждаем статью капитана А. ТАРАНА „За творчество в промысловой работе“ Лучше использовать сырьевую базу В статье тов. Тарана поднятряд насущнейших вопросов промысловой тактики тралового флота. Значи тельная часть высказанных автором положений совершенно правильно отражает состояние дел на траловом промысле. Однако в некоторых вопросах, поднятых тов. Тараном, нужно ра зобраться более детально, чтобы не ввести в заблуждение промыслови ков, особенно молодых, начинаю щих судоводителей тралового флота. Тов. Таран совершенноправиль но утверждает, что крупная треска более подвижна. Это объясняется тем, что такая треска, особенно от- нерестовавшая, приходящая на от корм в центральные, северо-восточ ные и северные районы Баренцова моря, как хищная рыба, в погоне за пищей, безусловно, передвигается более быстро, чем мелкая треска. И в осенний период, когда крупная треска возвращается после откорма к местам нереста, она движется так же быстро, хотя в этом случае на ее поведение действуют другие причины — инстинкт размноже ния. Однако следует ли из этого де лать вывод, что крупная треска во обще держится в пределах двух — трех квадратов одного района не Солее 1— 2 суток? По-моему, такого вывода сделать нельзя. Вспомним довоенные годы, когда крупной трескив уловах бы ло значительно! больше. При нали чии обилия пищи крупную и ров ную треску облавливали в одном районе нередко в течение полумеся ца и более. Так не раз бывало на. Гусиной банке. В послевоенном, 1950 году, концентрациякрупной трески, обнаруженная поисковым траулером «Иртыш» на возвышен ности Персея, держалась на одном месте, питаясь мойвой , более двух недель. Известно,что и так называемая мойвенная треска, подходящая к бе регам Мурмана, на которой также часто приходится работать флоту, в своем большинстве крупная или ' переходящая в стадию крупной. И она держится вполне “устойчива. Кстати сказать, именно эту мой- веную треску, главным образом, и облавливал траулер «Победа» в те чение тех рейсов, которые приводит в качествепримера тов. Таран. Однако! указания тов. Тарана, что на устойчивость косяков крупной трескивлияют такие факторы, как питание, температурный режиммо ря и т. д., безусловно, правильны. В зависимости от учета факторов, от поведения рыбы в те или другие периоды года и должна строиться тактика облова косяков. Для того, чтобы правильно построить такти ку промысла, нужно знать влияние этих факторов на поведение рыбы. Первейшей обязанностьюПолярного института морского рыбного хозяй ства п океанографии (ИИНРО) ияв ляется изучение этих факторов л помощь траловому флоту в выработ ке такой тактики. Никак нельзя согласитьсяс ут верждением тов. Тарана о том, что поисковики не ищуткрупной рыбы, что они предпочитают нацеливать промысловиков на облов рыбы мел кого ассортимента. Поисковые трау леры ищут рыбу во всех районах, всех пород и любого ассортимента, в том числе и крупного. А вот почему промысловый флот не облавливает концентраци крупной трески— это другой вопрос. Можно было бы привести ряд примеров, когда по исковые траулеры обнаруживали косяки крупной трески, а промыс ловые корабли или совсем не подхо дили на облов этих, концентраций, или приходили с большим опозда нием. Вот пример последних дней. В 'первой декаде декабря поисковый траулер «Сом» обнаружил на запад ном склоне Медвежинскойбанки кон центрацию трески, состоявшую на 20 процентов из крупной и на 80 процентов из ровной рыбы. Подъемы составляли от однойдо трех тонн за полтора часа траления. В это же время большая группа судов работа ла на южном склоне этой банки, в 25— 30 милях от поисковика. Груп па облавливала треску, состояв шую на 50 процентов из ровной и на 50 процентов из мелкой рыбы. Однако уловы здесь были от двух до пяти тонн и выше за одно тра ление. Траулерылежали в дрейфе из-за уборки рыбы, а на облов бо лее крупного ассортимента трески не подошли. Почему же корабли избегали об лавливать концентрацию, обнару женную поисковым траулером «Сом»? На это тов. Таран сам дал ответ: ловить крупную рыбу гораз до беспокойнее, чем рыбу мелкого ассортимента. Вместе с этим нельзя, однако, от рицать тот факт, что имеются, как утверждает наука, «урожайные» и «неурожайные»годы. Н действи тельно, за последние годы крупной баренцовоморской трески наблю дается меньше, чем в довоенные. Поэтому на обнаруживаемых по исковыми траулерами концентра циях крупной рыбы уловы значи тельно ниже, чем на косяках мел койи ровной трескиурожайных по колений. Понятно, что промыслови ки предпочитают иметь вылов боль ше, не считаясь с ассортиментом. На выборе объекта промысла нередко сказывается и характер районов. Бесспорно, что условия промысла крупной преднерестовой трескив районах северо-западного побережья Норвегии,а также круп ной и ровной отнерестовавшей ры бы в районах нашего западного! и восточного побережья в несколько раз труднее, чем промысел мелкой рыбы в центральных и восточных районах моря. Однако умело постав ленное промысловое судовождение, хорошее изучение промысловых ба нок и районов и правильное воору жение орудий лова помогут преодо леть трудности облова рыбы круп ного ассортимента. С. копытов. Заместитель начальника про мысловой разведки Главмур- манрыбпрома. За рубежом Возрождение авиационного концерна Мессершмита в Западной Германии Совершенствовать промысловую тактику Как совершенно правильно ука зывает в своей статье тов. Таран, в организации облова косяков рыбы кораблями тралового флота сейчас господствует стандарт. Особенно отрицательно сказывает ся этот стандарт в те периоды, когда флот имеет дело с оолое подвижной рыбой. Так, например, в весенне летнийпериод в южную часть Ба ренцоваморя подходят значительные концентрацииотнерестовавшейрыбы крупного ассортимента. Эта рыба в первуюполовину сво его пребывания в южной частиБа ренцова моря питается главным об разом мойвой, подходящей к бере гам Мурмана. В погоне за мойвой крупная и ровная рыба, откармли вающаяся после нереста, совершает быстрые передвижения. Поэтому не редки случаи, когда большая груп па промысловых кораблей, начавшая облавливать какую-либо концентра цию крупной и ровной трески, ока зывается без рыбы. Это означает, что косяки мойвы передвинулись под влиянием ветров или приливо-отлив ных течений иногда на небольшое расстояние от места промысла, а сле дом за нейпередвинулась и треска крупного ассортимента. Обычно промысловики в таких случаях делают скороспелый вывод — рыба, дескать, ушла из этого рай она. В действительности это только местное, незначительное передвиже ние косяка. Достаточно проявить не много разворотливости и оператив ности, как флот может снова облав ливать ту же концентрацию рыбы. Именно в этом случае и полезно применить способ «прочесывания», который рекомендует в своей статье ; тов. Таран. Нередко бывает, что не только на крупном, но и на мелком ассорти менте рыбы у флота резко снижают ся уловы, и создается впечатление, что рыбаушла. Это случается тогда, когда на относительно небольшой площади (один—два квадрата) соби рается большая группа судов. В действительности рыба никуда не ушла, а распуганная тралами немно го передвинулась. И в этом случае прием, рекомендованный тов. Тара ном, может оказаться весьма полез ным. Но при этом корабль, снова на шедший утерянную было концентра цию рыбы, не должен дожидаться времени, назначенногодля-очередной радиосводкп, а передать сообщение о своем улове и все остальные данные в ближайший флагманский срок. Остальным коааолям следует в этом случае,подняв тралы на борт, не медленно подходить к месту хороших подъемов. Местные перемещения рыбы очень часто наблюдаются в прибрежных районах, где на ее поведение оказы вают сильное влияние приливо-от-1 ливные течения. Здесь всегда надо учитывать, что при приливе рыба подходит ближе к берегу, а при от ливе — отходит от берегов. В зави симости от этого и должна строиться тактикаоблова косяков в прибреж нойзоне. Имеется еще одно обстоятельство, которое надо учитывать промыслови кам в своейповседневнойработе. По исковые траулеры, как правило, производят короткие траления, про должительностью около часа. Переда вая сведения для радиосводок, поис ковики указывают свой фактический улов за час траления. В большинст ве же случаев в траловом флоте про должительность траления два часа, и данные об уловахтакимобразом со ответствуют 'двухчасовому тралению. Капитаны промысловых кораблей, знакомясь с ходом промысла по ра- диосводкам, не учитывают этого об стоятельства. Поэтому бывают слу чаи, что поисковик имеет за один час траления одну тон у рыбы, а промысловик за 2—3 часа — две тонны. И вот, увидев такиеданные в сводке, промысловики подтягиваются не к поисковику, у которогопромыс ловая обстановка значительно лучше и уловы выше, а к тому промысло вому кораблю, который показал в сводке двухтонный подъем. Мне кажется, что капитан поис кового траулера должен или систе матически указыватьпродолжитель ность траления и величину подъема за каждое траление, или же показы вать свой улов в переводе на двух часовое траление. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник. БЕРЛИН. (ТАСС). Прямым след ствием политики Аденауэра являет ся возрождение в Западной Герма нии старых милитаристских сил, которые помогли Гитлеру подгото вить и развязать вторую мировую войну. Наряду с восстановлением пози ции старых магнатов рурской ме таллургической промышленности воз рождаются и гитлеровские авиа ционные концерны «Мессершмит», «Хейнкель», «Фокке - Вульф», «Дорнье» и др. Крупнейшие из этихконцернов, как известно, объе динились в конце июля 1953 года с акционерным обществом «Даймлер- Бенц» и образовали «Люфтунион». Доминирующую роль в западно- германской авиапромышленности иг рает попрежнему старый концерн «Мессершмит». Выходящая в демо кратическом секторе Берлина газета «Ди Впртшафт» в статье «Концерн Месершмита — ядро западногер манской военной авиапромышлен о сти» дает картину послевоенного развития этого концерна. Мессершмиту, как и другим спод вижникам Гитлера, быстро удалось преодолеть трудности, связанные с поражением гитлеровской Германии. При проведении в Западной Герма нии в июне 1948 года сепаратной денежной реформы основной капи тал акционерногобщества «Мессер шмит» в сумме 5,6 млн. марок; был обменен таким образом, что концерн не потерял ни одной марки. В ре зультате помощи и поддержки со стороны боннского правительства концерн Месершмита уже в 1951 году,_ по данным самого акционерно го общества, имел 1.900 рабочих и служащих. В настоящее время кон церн расширил и укрепил свои по зиции. Помимо главного предприя тия в Аугсбурге, в него входят так же семь других обществ. Капитал общества «Мессершмит» (Реген сбург), составлявший во время вой ны 7 млн. марок,уже в 1951 г. до стиг 3,5 млн. марок. 90 проц. капи тала этого общества принадлежит главному акционерному обществу «Мессершмит» в Аугсбурге. Акцио нерное общество «Лихтбау» (Реген сбург) с основным капиталом в 1 млн. марок находится полностью во владении «Мессершмит-Ауг- сбург». К другим акционерным об ществам с ограниченной ответствен ностью, господствующее положение среди которыхпринадлежит акцио нерному обществу концерна «Мес сершмит» в Аугсбурге, относятся «Регенсбургер шталь унд металь- бау» с капиталом в 600.000 марок, «Мессершмит» в Кематене (Австрия) с основным капиталом в 100.000 шиллингов, «Швебише формхольц» (Гаунштеттен, близ Аугсбурга), Эйзо-Шраубен (Мюнхен) с капита лом в 1 млн. марок и акционерное общество «Мессершмит-Рейнланд». Последнее образовано концерном Мессершмитасовсем недавно. Еще в 1952 году Мессершмит объявил о своем намерениисоздать на принадлежащей Круп у тер ито рии авиационный завод. Рурские магнаты встретили планы Мессер шмита с радостью и не замедлили их поддержать. «После длившихся несколько месяцев переговоров, — пишет газета «Ди виртшафт», — в эссенский реестрторговых фирм бы ло занесено «акционерное общество с ограниченной ответственностью Мессершмит-Рейнланд». В Эссене должен быть создан завод с 10.000 рабочих и служащих, который бу дет отвечать всем требованиям се рийного производства самолетов». Производственно-техническая под готовка к выпуску военной продук ции концерном «Мессершмита» за кончена. Однако, не довольствуясь восста новлением своих позиций в Запад ной Германии, Мессершмит в пос ледние годы развернул активную деятельность и за границей. По- :скольку в Западной Германии фор-, мально запрещено конструирование и испытание новых типов самоле тов, Мессершмит обратился за «по мощью» к другим странам. Уже в 1951 г. он посетил Испанию, где вскоре после этого было открыто «бюро» концерна Мессершмита. В последние два года там появились улучшенный тип самолета «Мессер- шмит-109» и реактивный истреби тель. Эти самолеты были построены и испытаны испано-швейцарским военным концерном «Испано-Суиза». Таким образом, поставщик воен ных самолетов для гитлеровской ар мии Мессершмит с благословения боннских правителей снова готов работать на^ возрождающийся вер махт, на войну. Как и все западно- германские магнаты вооружения, для полного и открытого разверты вания своей деятельности он ждет лишь сигнала— вступления в си лу военного договора о «европей ском оборонительном сообществе». Газета „Паэзе сера происках РИМ. (ТАСС). Газета «Паэзе се ра» сообщает из Тегерана, что иранское правительство дало согла сие на прибытие в Иран большой группы экспертов, консультантов и служащих Международного банка реконструкции и развития. Прибы тие но крайней мере 80 лиц ука занных категорий ожидается в кон це этого месяца. Предварительные расчеты и проекты американских экспертов основаны на предложениях, сфор мулированных специальным совет ником государственного секретаря по международным нефтяным про блемам Гербертом Гувером-Младшим. Эди предложения предусматривают, в частности, создание в Иране «международной компании по экс- плоатации нефтепромыслов Южного Ирана», находящейся в руках аме риканцев,и создание «смешанной англо-американской компании по продаже иранской нефти». Группу экспертов будет возглав- (I об американских в Иране лять один из исполнительных ди ректоров Международного банка ре конструкции и развития. Однако ее деятельность будет фактически под чинена руководителю американской миссии по осуществлению экономи ческих мероприятий в Иране Уор ну. Хорн имеет широкие связи в столице Ирана. Его имя упомина лось такжев тесной связи с имена ми тех американских эмиссаров, которые принимали участие в госу дарственном перевороте в Иране. Наблюдатели подчеркивают, что предстоящее прибытие этой группы служащих Международного банка реконструкции и развития будет свидетельствовать о начале практи ческой реализации обязательств, взятых на себя иранским прави тельством перед Соединенными Штатами. Очевидно предполагается фактическая ^ликвидация закона о национализации нефтяной промыш ленности Ирана. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3 -96 , промышленный отдел и отдел культуры и быт?» — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 205 Тир. 2.500 ПН 03528
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz