Рыбный Мурман. 1954 г. Январь.

№ 3 (87), 6 января 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ, УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ПРЕДПРИЯТИЙ! ☆ За творчество в промысловой работе Известно, что основную базу на-' денни промысловиков не на круп- шего тралового промысла состав-,ную, а на мелкую рыбу, дяет рыба, кочующая за пищей, | Экипаж поискового траулера, об1- так называемая — нагульная. Облов наружив косяк рыбы, может полн­ ее концентраций имеет ряд особен-,чить оплату за этот косяк по сле- ностей, отличительных от промысла дующемупринципу, нерестовой и приходящей на нерест рыбы. Долголетним опытом тралового промысла установлено, что в зим­ ний период времени концентрации рыбы в местах ее зимовки менее подвижны. Зимовать в районах южной части Баренцова моря остается рыба молодых возрастов— неполовозрелая, в основном мелкий ассортимент. В весенне-летний пе­ риод крупная и отнерестовавшая ровная рыба, пришедшая с запада, более подвижна. Мелкая же рыба и летом менее подвижна, чем круп­ ная. Следовательно, и промысловая тактика и способы облова концент­ раций рыбы, так же как и методи­ ка разведки, должны соответство­ вать степени подвижности сырьевой базы. Нельзя, например, применять с успехом одну и ту же промысло­ вую тактику при облове зимующей рыбы (менее подвижной) и при об­ лове весенне-летней рыбы крупно­ го ассортимента, кочующей за пи­ щей (более подвижной). Однако в траловом флоте суще­ ствует одна и та же промысловая тактика как для зимнего, так и для летнего периода промысловой работы. Это не может не отражать­ ся отрицательно на результатах до­ бычирыбы. если обнаруженная рыба про­ стоит на одном месте трое суток, то поисковику оплачивается за кон­ центрацию малой мощности; еслиобнаруженная рыба простоит на месте от трех до пяти суток, то поисковик получает за концентра­ цию средней мощности; если косяк простоит на месте свыше пяти суток, то поисковик получает наивысшую оплату— за концентрацию большой мощности. Практика показывает, что круп­ ная рыба, как правило, более суток или двух суток не задерживается на одном месте, она находится в движении за пищей. Легко понять из вышеприведеннойшкалы оплаты за обнаруженные косяки, что как бы ни старался поисковик, он ни­ чего не может заработать на круп­ ной рыбе, так как косяки крупной рыбы не стоят на месте, они под­ вижны. Ясно, что поисковику выгоднее навести флот на мелкую рыбу, как «более устойчивую». Получается, что и промысловая разведка ориен­ тирует флот на облов мелкой, а не крупной рыбы. ИСЧЕЗЛА ЛИ В МОРЕ КРУПНАЯ РЫБА? ПРОТИВ СТАНДАРТА В ТАКТИКЕ ПРОМЫСЛА Что представляет собой сущест­ вующая в траловомфлоте промысло­ вая тактика? Это— выработавшиеся годамиос­ новные правила для руководителя промыслом и для руководителя фло­ та в целом. Сводятся такие правила к следующему:поменьше «пере стройки» флота,т. к. из-за этого теряется промысловое время; по­ меньше перебежек, т. е. подвижно­ сти флота, так как на это также тратится промысловое время; по­ больше выдержки на одном и том же месте лова, так как это способ­ ствует улучшению режима промыс-. ловоговремени. Указанные принципы сущест­ вующей у нас промысловой тактики можно признать приемлемыми в тех случаях, когда флот работает на рыбе менее подвижной— на моло­ дой рыбе, мелкого ассортимента. Они, эти правила, могут соответст­ вовать, например, Зимнему периоду промысла, когда флот рассредоточен в местах зимовки молодой рыбы. Но можно ли считать правиль­ ным положение, когдате же прин­ ципы руководства флотом на про­ мысле остаются в силе и в весенне­ летний период с появлением в на­ ших районах промысла более под­ вижной рыбы крупного ассорти­ мента?Очевидно, что такую такти­ ку нельзя считать правильной для весенне-летнего периода, так как она ориентирует флот попрежнему на облов мелкой рыбы, а более под­ вижную— крупную рыбу— мыте­ ряем и мало облавливаем. ПОЧЕМУ ПОИСКОВИКИ 1ШНР0 довольно добросовестно ведет статистику промысла, анали­ зируя ассортимент добытой трало­ вым флотом рыбы. Из этой., ста­ тистики видно, что как будто бы и на самомделе крупной рыбыстало в море меньше. Таким образом, вольно или невольно, но институт тоже не ориентирует траловый флот на облов крупного ассортимента рыбы. Это и неудивительно, пото­ му что ПИНРО оперирует данными а промысла, а промысел базируется на мелком ассортименте. Можно ли после этогоудивляться тому, что у нас на флоте (да и не только на флоте) все чаще и чаще появляются рассуждения и «теорий­ ки» о том, что рыба в море мель­ чает, что крупной рыбыстановится меньше и меньше? Но не лучше ли будет признать тот неприятный факт, что мы,до сих пор мало зани­ малиськрупной рыбой, так как ловить ее гораздо беспокойнее, чем рыбу мелкого ассортимента. Однако каждому промысловику должно быть известно, что финан­ совый эффект от добычи рыбы крупного ассортимента гораздо вы­ ше и что вылов крупной рыбы способствует более быстрому выпол­ нению плана по всем показателям. Для того, чтобы выполнить эти обязательства, командование кораб­ ля должно было интересоваться не только количеством выловленной рыбы, но и ее ассортиментом. Мы не могли ориентироваться на мел­ кую рыбу потому, что печень такой рыбы не обеспечивает сколько-ни­ будь значительной выработки вы­ сококачественных консервов и рыбьего жира. Для осуществления принятых нами социалистических обязательств по всем показателям пришлось изыскивать возможности облова рыбы крупного и среднего ассортимента. Флот в это время в основном ра­ ботал на мелком ассортименте, что не могло удовлетворить наши по­ требности в сырье для консервного и жирового цехов. Командование корабля учитывало и то обстоятельство, что «погоня» (как выражаются в траловом фло­ те) за крупной рыбой связана риском— можно не угнаться за ней и вместе с тем потерять в уловах и мелкую рыбу. Все же было ре­ шено ориентироваться на крупный ассортимент рыбы. В своем решении мы не ошиб­ лись. В первом рейсе набрали свы­ ше 1000 тонн рыбы и полностью обеспечили консервныйи жировой цехи, которые изготовили 104 ты­ сячи банок консервов и свыше 30 тонн рыбьего жира. После второго рейса мы также сдали около 1000 тонн рыбы, 102 тысячи банок кон­ сервов и 30 тонн жира. Сверх­ плановая прибыльза эти два рейса составила 953 тысячи рублей. Таким образом, нужно иногда смелее отходить от укоренившихся методов промысла и облавливать не толькомелкую, но и крупную ры­ бу. Вместе с этим необходимо соз­ дать поисковикам условия для на­ ведения флота на крупную рыбу. Наконец, и работникам ПИНРО не следует довольствоваться только средними цифрами промысловой статистики, а своевременно под­ правлять методику поисковой рабо­ ты и облова косяков рыбы, помо­ гать флоту внедрять новое в про­ мысловую практику. Шире внедрять глубинный лов сельди Моряки Мурманского сельдяного флота в 1953 году добились нема- целыйряд трудностей. Но эти труд­ ности преодолимы при хорошем лыхуспехов. Онизначительно пере- снабжении судов промысловым во- выполнили план добычи сельди, дав |оружением, удовлетворяющим требо- стране сверх плана свыше 70.000 центнеров этойценнойрыбы. Многие корабли значительно раньше срока справились со своими годовыми про­ граммами. Так, например, средний траулер Ks 4124 (капитан тов. Пав­ лов) завершил годовуюпрограмму до­ бычи сельди еще 22 августа 1953 т. Коллектив траулера «Орочен», вы­ ступившийв начале 1953 года ини­ циатором соревнования за вылов в течение года десяти тысяч центне­ ров сельди, с честью выполнил свое обязательство. В 1954 году моряки «Мурмая- сельди» должны дать стране 880 тысяч центнеров рыбы и в том чи­ сле 660 тысяч центнеров сельди, а в 1956 году — 1.080 тысяч цент­ неров сельди. Такой уровень добычи должен быть достигнут не столько за счет пополнения флота, сколько за счет улучшения качества работы, освоения новых районов, внедрения передовых методов труда. Передовики сельдяного флота, но­ ваторы сельдяного промысла указы­ вают пути для достижения этой це- ваниям работы в зимнее штормовое время. В 1953 году, например, на кораблях «Мурманссльди» в каче­ стве поводцов применялся только смольный пеньковый трос., который при глубинном лове не всегда вы­ держивает натрузку и лопается. А ведь случается, что при обрыве хотя бы одного поводцатонет весь дриф­ терный порядок. Учитывая, что глубинный лов сельди занимает больше третьей части всего промыслового времени в течение года, к его организации на­ до подходить со всей серьезностью как в отношении промыслового снаб­ жения, так и в самой организации промысла. В моренаходится все ещенедо­ статочное 'количество поисковых судов, на многих из них ценные приборы для поисков сельди— в не­ исправном состоянии. Следует так­ же обратить особое внимание на во­ оружение и промысловых судов необходимыми приборами. Прак­ тика показала, что на судах, имею­ щих эти приборы, улов в среднем на ли и доказывают, что такое новы- сеть значительно выше, чем на ко­ шениедобычи рыбывполневоэмож- раблях, не имеющих таких прибо- но. Уже сейчас такие корабли, как, > рсш' й _ nunл Нужно признать, Что оооощение например, траулер «Орочен», раоо- • 1 - 10 КЙ глша ! опыта работы по глубинномуепосо- тают на уровне темпов195Ь года. I яявгев,та ;бу лова сельди до сих пор преиэво- Харажтер сельдяного промысла s ! дится еще неудовлетворительно, ии- значителшо изменялся по сравнению д . с тем, что было два года тому на- пажи ряда промысловых судов еще ОБ ОДНОМ ПРИЕМЕ МЕСТНЫХ ПОИСКОВ РЫБЫ О ЧЕМ ГОВОРИТ ОПЫТ НЕ ИЩУТ КРУПНОЙ р ы б ы ? Возникает вопрос — как промыс;- ловая разведка ориентирует флот в весенне-летнийпериод времени? Для этого достаточно посмотреть построе­ ние зарплаты для поисковиков и станет ясно, что экипажи поиско­ вых судов заинтересованы в наве- ТРАУЛЕРА «ПОБЕДА» 0 том, что более выгодно добы­ вать крупную рыбу, убедительно свидетельствуютопыт работы трау­ лера «Победа» и результаты произ­ водственной деятельности экипажа с февраля по октябрь, т. е. за пе­ риод весенне-летнего промысла в 1953 году. В первый промысловый рейс «Победа» вышла в феврале и вер­ нулась в порт в мае. Во второе пла­ вание судно вышло в конце мая и прибылов порт в сентябре. Как в первом, так и во втором рейсах экипаж корабля принимал на себя социалистические обязательства: вернуться в порт с полным грузом Вместес этим мне хочется рас­ сказать об одном приеме местных поисков при облове рыбыкрупного ассортимента, которая является чрезвычайно подвижной. Суть его сводится к следующему. При значи­ тельном снижении уловов вследст­ вие перемещения рыбы корабли «прочесывают» тралами всю окру­ жающую акваторию. Группа рас­ пределяется широким фронтом и движется с тралами в направлении вероятного передвижения рыбы. Часть же кораблей в это время пе­ ребегает несколько вперед, спускает тралы и «прочесывает» райондаль­ ше. Затем, спустя примерно сутки, эти траулеры снова сгруппировы­ ваются. Это означает, что они снова на косяке. 0 применении этого приема в нашей практике следует серьезно подумать. Таким образом, главное в трало­ вом промысле —работать творчески, не ограничиваться старыми приема­ ми, а менять их в зависимости от обстановки. А. ТАРАН. Капитан траулера «Победа». * * * ОТ РЕДАКЦИИ: Редакция просит капитанов, штурманов, работников главка, тралового флота, ПИНРО т не знакомы с техникой глубинною зад. Ликвидирован сезонный, путин-< „„„„„ „ - Tfvrai-kt тл лова. Надо в самом срочном порядке ный характер промысла. Теперь до- л 1 « снабдить экипажи всех судов, б ы х о - быча сельди идет круглый год. : А „ дящих на глубинным лов сельди, всеми необходимымиинструкциями и пособиями, широко организовать консультации для промысловиков, послать в море работников промыс­ ловогоотдела управления «Мурман- сельдь», активизировать работу на- ставниковнкапитанов и дрифмейсте- ров. Это является перво череднойза­ дачей руководства управления «Мурмансельдь». Глубинный лов сельди является Оказалось, что сельдь никуда не исчезает из осенних районов лова со второйполовиныоктября и до конца февраля, как это казалось раньше, она только опускается на большую глубину. Это доказали передовики !сельдяного промысла, начавшие ста- j вить глубинные дрифтерные поряд- i ки с верхним положением вожака. Смелыйопыт новаторов оправдал себя полностью. Уловы сельди с больших глубинна сетку в зимнее ^мощным резервом повышения добы- время не меньше, чем в летнее и |чи сельди_ Этот резерв должен быть а / . « г « . т т л я - п п л и г /-г гг'. /Л.ТТТ ТлП O Q if* ТТЛГ*1* П — I ж г ------ • ; iirx осеннее время. Этот опыт заслужи- ; йшолштан полностью, вае-т самого пристального внимания и широкого внедрения в практику сельдяного промысла в Северной Атлантике. Правда, ему свойственен п. долгов. Капитан поискового средне­ го траулера № 176. рыбы (не менее 1000 тонн), выра- iвысказаться на страницах газеты ботатьв рейсе 100 тысяч банок по вопросам, поднятым в статье тов. консервов и 30 тоннрыбьегожира. Таран. Ф. Е. Мирошниченко по праву считается одним из лучших про­ изводственников судоремонтного завода Главмурманрыбпрома. Он всегда значительно перевыполняет производственные задания. На снимке: Ф. Е. МИРОШНИЧЕНКО за работой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz