Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.
№ 105 (189) 3 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Рыбаки Мурмана! Равняйтесь в работе на передовиков! ☆ ☆ Результаты коллективного труда Рассказ капитана траулера «Капитан Демидов» В. Д. ЛЕБЕДЕВА. Траулер «Капитан Демидор» отно сится к третьей группе судов трало вого флота. На однотипных этому судну траулерах годовой план добы чи рыбы значительно ниже. Однако экипаж нашего корабля, используя все внутренние резервы и возможно сти, глубоко понимая задачи, по ставленные перед промысловиками Мурманского бассейна, стремится вы ловить рыбы значительно больше, чем это предусмотрено годовым за данием. В этом году наш траулер совер шил уже 12 промысловых рейсов. Десять раз мы возвращались, пере выполнив задание, сделали два ско ростных рейса за окунем, че!ыре раза доставляли полный груз. Эки паж отдавал все силы и энергию, чтобы успешно справиться с выпол нением годового плана. Добросовестный труд моряков дал хорошие результаты. По плану суд но должно было выловить в течение года 28 тысяч центнеров рыбы (с учетом того, что корабль встанет в октябре в ремонт). Но уже 2 авгу ста моряки рапортовали о том, что экипажем выловлено 28.600 центнеров рыбы. Продолжая нахо диться в море, экипаж наращивал темпы промысла и 6 августа, вер нувшись в порт и сдав полностью рейсовый улов, довел количество выловленной с начала года рыбы до 28.800 центнеров. Таким образом, годовое задание уже в начале авгу ста быловыполнено моряками трау лера «Капитан Демидов» на 102,9 процента. Такого успеха траулер добился благодаря сплоченному и здоровому коллективу. Многие моряки плавают на судне давно, имеют достаточный опыт в режиме тралирования, раз делке и уборке рыбы, привыкли ра ботать друг с другом плечом к пле чу, по-настоящему болеют душой за честь корабля и отдают все, чтобы выловить как можно больше рыбы. Большая работа ведется на судне лова, борется за скоростные спуск и подъем трала, быстро и четко произ водит его ремонт. За первое полугодие мастера по добыче рыбы сэкономили на 232 тысячи рублей сетематериалов. Та кой экономии за этотпериод не до бился еще ни один траулер на нашем флоте. Как она была достигнута? Кораблю часто приходится промыш лять в таких районах, где имеется плохой, задевистый грунт. Несмотря на предосторожности, трал получает повреждения. На других судах, если в трале обнаруживают много рваных Мест, его сдают и получают взамен новый. У нас. не так. Мастера по добыче рыбы не стараются в таких случаях поскорее отделаться от по врежденного трала. Они тщательно заделывают рваные места отдель ными частями и трал можно снова использовать. Так, в первом кварта ле мы работали одним тралом четы ре рейса, во втором — три. ПИСЬМА С ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ 4. МРС ведущая сила в рыболовецких к о л х о з а х Много места в ния Полярной МРС, которы.е широко павильоне рыбно-1представлены на Всесоюзной сель- го хозяйства от-, скохозяйственной выставке, ведено показу pa- I У стенда этой станции всегда боты моторно-ры- много посетителей, их интересует боловных стан ций. В централь ном зале привле кает внимание большой стенд. Над ним золотят ся слова: «МРС — организуют ра боту рыбаков-колхозников на ло ву рыбы, учат рыбаков технике и правилам промыслового рыболов ства, помогают осваивать передовые методы труда». За годы советской власти во всех промысловых бассейнах нашей стра ны созданы мощные моторно-рыбо ловные станции. Они так же, как машинно-тракторные станции, об служивающие сельскохозяйствен ные колхозы, снабжают рыбаков всем необходимым. Через МРС рыбо ловецкие артели получают промыс ловые суда, орудия лова. Эти стан ции располагают опытными кадра- опыт ее работы, успехи рыбаков Кольского полуострова. В центре стенда — большая экс позиция «Суда в море». Здесь же рассказывается о том, что на кораб лях МРС используются самые эф фективные методы промысла. По- 53 капитана и штурмана, 62 меха ника и моториста, 72 тралмейстера. В большинстве своем это опытные рыбаки, хорошо знающие особенно сти промысла в Баренцовом море. Лучшие из них уже побывали в Мо скве на Всо^оюзной сельскохозяй ственнойвыставке. В один из августовских дней по сетители встретили в павильоне рыбного хозяйства человека, в ко тором сразу же узнали передового лярная моторно-рыболовная станция капитана колхозного флота Мурмац- механизировала добычу рыбы на 95 ской области тов. Ойена.- Они уже процентов. Это позволило обслужи- ■ видели его на экспозиции — малый ваемым ею колхозам значительно перевыполнить план прошлого года. i p 9 Ш:ГМ:'Г При работе в прибрежных райо- j ми капитанов, механиков и других нах, где плохие грунты, мы облег- специалистов. чаем нижнюю подбору трала, заме няя металлические бобинцыдеревян ными. В уборке рыбы принимают уча- Коммунистическая партия и Со ветское правительство проявляют огромную заботу о развитии рыбо ловецких колхозов. Это наглядно стие все свободные члены экипажа, подтверждают материалы, представ- Каждый по своей инициативе стре- ,ленные на Всесоюзной сельскохо- мится оказать помощь палубной {зяйственной выставке. Неуклонно команде в разделке и уборке рыбы. | растет техническая база МРС. На Если подъемы большие, то Hjt па- !стенДе tMb| видим интересные циф- лубе устанавливаются три рыбораз-1 Ры- Количество судов в моторно- делочных стола. На столе, которыйрыболовецких станциях страны с устанавливается на носу судна, ста новятся три лучших шкерщика и го- ловоруб, разделывающие рыбу под свежье. На кормовом столе рыбу шкерят под соль, чтобы быстрее убирать ее в резервный трюм. На судне широко развернуто со циалистическое соревнование между вахтами и отдельнымиматросами. Итоговые показатели соревнования всегда вывешиваются в салоне. При спуске и подъеме трала первенство на судне держит третья вахта, но ч второй вахты. Моряки траулера «Капитан Деми- за' образцовый режим тралирования, |зато в уборке рыбы рна отстает от за экономию сетематериалов. Масте ром по добыче рыбы у нас работает Александр Петров. Это молодой, но дов», стремясь делом ответить на умелый специалист своего дела.1постановление Советского прави- Раныне он плавал матросом, затем 1тельства об увеличении добычи .ры- выучился на помощника мастера, а бы, единодушно решили на общесу- сейчас ему доверен ответственныйдовом собрании выловить до 1 ок- участок на корабле. Вместе со свои- , тября дополнительно три тысячи ми помощниками тт. Пархоменко и центнеров рыбы. За выполнение это- Стаценко Александр Петров всегда го обязательства настойчиво борется заранее приводит в порядок орудия ' весь экипаж. Рейс поискового судна Поисковый траулер «Киев» полу чил недавно задание — обследовать Норвежский жолоб, Демидовскую банку и прибрежные районы. Сборы были недолгими. Корабль вышел из Кольского залива и взял курс к Нор вежским берегам. Обследование на чали производить с Норвежского жо- лоба. Низкая дымка часто закрыва ла берег, по утрам появлялись гу стые туманы, потом бесконечно мо росили дожди. Работать приходилось исключительно по пеленгам. На Нордкапской банке корабль об наружил окунь. За час траления на палубу было поднято около двух с половиной тонн. Благодаря сосре доточенной работе судоводительского состава все операции производились по намеченным глубинам. Было на несено несколько обсервованных то чек с глубинами. Радист корабля поддерживал постоянную связь с бе регом и с промысловыми кораблями. На Демидовской банке «Киев» также обнаружил крупного морского окуня, но, видимо, вследствие штор мовой погоды косяк его все время передвигался. Окунь двигался от бе регов Нордкапа сначала на север до Демидовской банки, а потом на вос ток и юго-воеток. В конце рейса мы обнаружили такой же крупный окунь в одном из квадратов. За одно трале ние мы подняли на судно до четырех тонн этойрыбы. Косяк был большой. На этом месте наши моряки поста вилибуй. Через некоторое время поднялся сильный шторм. Волнение моря до ходило до девяти баллов. Окунь пе решел из этого квадрата в другой. Все данные о движении косяка были переданы по радио. В порт мы до ставили 54 тонны выловленной ры бы. Рейс траулера «Киев» получил заслуженную оценку командования. Во время рейса с экипажем судна систематически проводились занятия по устройству корабля, о работе с орудиями лова и т. д. Хорошо рабо талив этом рейсе матросы тт. Га- таулин, Елхин, Пименов. Симонов, мастера по добыче тт. Мосеев и Александров. Сейчас судно снова находится на выполнении задания. В. ГРИГОРЬЕВ. Второй помощник капитана траулера «Киев». 1950 по 1953 год увеличилось по чти в два с половиной раза. Мощ ность колхозного флота за эти три года возросла на 81 процент. В со седнем зале представлены макеты новейших промысловых судов, кото рыми оснащаются МРС. Здесь сей неры различных типов, приспособ ленные для дрифтерного, кошелько вого, тралового и других видов ло ва. На них совершенные механиз мы, облегчающие труд рыбаков. Посетители внимательно знако мятся с диаграммами, которые рас сказывают об успехах моторно-ры боловных станций, о их техниче ском росте. По сравнению с 1940 годоммощность и число мастерских по постройке орудий лова в МРС увеличились более чем в три раза. В таких же размерах возросла за это время мощность электростанций при МРС, а мощность механиче ских мастерских за 13 лет увели чилась на 230 процентов. Все это позволяет рыбакам-кол- хозникам повысить вылов рыбы, Ве сти активный промысел вдали от берегов на морских просторах, при менять совершенные орудия лова. О результатах роста технической ба зы МРС говорят такие цифры. Уло вы рыбы по моторно-рыболовным станциям страны с 1946 по 1953 год возросли почти вдвое, а на од ного рыбака еще больше. Доходы МРС за это же время поднялись до 165 процентов, а одного рыбака — до 180 процентов. Эти цифры убе дительнеевсяких слов. Развитие моторно -рыболовных станций, оснащение их новейшей техникой ставят перед колхозными промысловиками новые ответствен ные задачи. На стенде написано указание А. И. Микояна, сделанное им на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза: «Теперь от рыбаков требуется мастерство по управлению современными самоход ными морскими судами, оснащенны ми совершенными орудиями лова». (Из речи А. И. Микояна на XIX съезде КПСС). О том, как это указание претво- На снимке: капитан малого траулера «Фрунзе» тов. ОЙЕН на Всесоюзной сельскохозяйст венной выставке. Фото «Полярной правды». ------* ★ ------ В послевоенный период МРС по лучила от государства много новых промысловых кораблей. Сейчас ее флот состоит в основном из быстро ходных малых траулеров. В этом году сюда стали поступать сейнеры — металлические суда, которые мо гут длительное время находиться в море, отправляться в плавание за десятки миль от берегов. Хочется привести полностью* не сколько диаграмм, представленных на стендеПолярной МРС. Они, без условно, представляют интерес для рыбаков Заполярья. Вылов рыбы в центнерах колхо зами, обслуживаемыми станцией: 1948 год 1951 год 1953 год 13300 цнт. 27300 цнт. 50571 цнт. Вылов рыбы на одно судно: 1948 год 1951 год 1953 год 850 цнт. 1.887 цнт. 2.540 цент. За это же время неизмеримо воз росли добыча на одного рыбака, за работки промысловиков, поднялось материальное благосостояние кол хозников. Посетители долго рас сматривают и такие диаграммы. Вылов рыбы на одного рыбака: 1948 год 1951 год 1953 год 132 цнт. 200 цнт. 285 цнт. Средний заработок одного ры- бэкэ * 1948 год 1951 год 1953 год 7.036 руб. 17.103 руб. 18.803 руб. — Здорово л ое ят , хорошо живут, — говорит пожилой рыбак из Лат вии. — Нам еще далеко до таких показателей. Но и мы скоро так ло вить будем.В МРС на Балтике тоже сейчас малыетраулеры, тоже тра ловый лов применяется. Новая техника требует квалифи- ряется в жизнь, об огромном значе-1цированных кадров. Полярная МРС нии моторно-рыболовных станций|придает их воспитанию первосте- для рыболовецких колхозов особен- пенное значение. За последние пять но хорошо рассказывают достиже- лет она подготовила из колхозников траулер «Фрунзе». Возглавляя команду этого судна, тов. Ойен обес печил в прошлом году выполнение плана на 145 процентов. Когда МРС получила новые сейнеры, опытного капитана назначили на одиниз них. Ойен быстро освоил сложную технику. Его экипаж уме ло ведет траловый лов в Баренцо вом море ,и добивается значитель ных успехов. Капитан сумел спло тить экипаж, в котором оказалось много новичков, научить их мето дам работы с тралом, обработке улова. Встретили мы в Москве капитана малового траулера «Боец» колхоза «Энергия» Сергея Иосифовича Бел кова. В столицу он приехал не с пустыми руками. В прошлом году экипаж судна почти в полтора раза перекрыл план. Нынче передовое судно тоже досрочно завершило го довую программу. Передовые колхозы, обслуживае мые Полярной МРС, используют все |резервы для увеличения вылова ры бы. Первыми еще в июле выполни- 1ли план этого года рыболовецкие 1 артели «Северная звезда» и «Удар ник». В счет будущего года сдает продукцию ряд судов. Однако в работе станции еще не мало недостатков. Здесь не изжиты простои судов. Некоторые капитаны не проявляют инициативы, не ведут активных поисков рыбы, слабо при меняют комбинированные методы лова. Высокая честь, которой удостоена Полярная МРС, представленная на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, обязывает ее коллектив, экипажи всех судов работать луч ше, обеспечить безусловное выпол нение государственного задания. Выставку посетило несколько промысловиков и колхозников По лярного района. Директор МРС тов. Казимиров, доярка из колхоза «Энергия» тов. Филина, колхозница из артели «Ударник» тов. Попова и другие. Все они с большим интере сом знакомились в народном уни верситете с достижениями самого передового в мире социалистическо го сельского хозяйства, с успехами рыболовецких колхозов других рай онов страны. Все они уезжали из Москвы с чувством восхищения ус пехами нашей страны в коммуни стическом строительстве, с чувством огромной благодарности партии и правительству за заботу о благе народа, с желанием еще лучше тру диться на благо Родины. В этом письме мы рассказали о моторно-рыболовных станциях и на примере одной из них показали, ка кую огромную роль имеют МРС для развития рыболовецких колхозов, для дальнейшего увеличения выло ва рыбы и создания обилия продук тов питания в нашей стране. Уча стники выставки и все рыбаки-кол хозники Кольского полуострова должны усилить темпы добычи ры бы, добиться в этом году новых ус пехов ^а промысле, чтобы в буду щем году вновь завоевать почетное право быть участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. М. НИКОЛАЕВ. г. Москва. (Наш спецкорр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz