Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.
№ 116 (200) 29 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й 1Й У Р М А В Р Ы Б А М И М У РМ А Н А ! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕВОЗМОЖНОСТИДЛЯУВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА РЫБЫ ☆ ☆ ☆ Перейти от слов . , к делу Траулер «Латвия» вышел в пер-1 его помощник тов. Баранов, чтооы вый промысловыйрейс 20 июля. К приучить матросов работать с тра- Освоение опыта передовых эки- На новом корабле На стройках пятой пятилетки Ж этому времени на счету у многих кораблей тралового флота были уже десятки тысяч центнеров выловлен ной рыбы, тысячи банок изготовлен ных консервов. До конца года трау леру «Латвия» надо выловить девять тысяч центнеров рыбы. Для старых промысловых кораб лей, имеющих уже сплоченный,друж ный экипаж, свои традиции, свой опыт, выловить до конца года такое количество рыбы — дело не труд ное. А вот для траулера «Латвия» такое задание — нелегкое. Экипаж этого корабля должен был с честью выдержать первый экзамен, пока зать свою организованность и спло ченность, способствовать бороться с суровой стихией Баренцова моря, умение побеждать и добиваться вы соких уловов. Когда на судно перед первым рейсом стала собираться команда, выяснилось, что больше половины личного состава выходит в море пер вый раз. До этого они даже и пред ставления не имелио том, как ло вить и разделывать рыбу. Перед капитаном судна Михаилом Александровичем Соколовым, перед штурманами и отдельными товарища ми, бывавшими уже в море, стояла большая задача — научить молодых матросов промышлять, разделывать рыбу, работать с тралом, привить им морские навыки, любовь к морю и к своейновой профессии. Перед выходом в первый рейс на корабле состоялось общее собрание. Моряки говорили о том, что Родина доверила им новый корабль, осна щенный передовой техникой,создала все условия для высокопроизводи тельного труда. Моряки дали слово бережно относиться к корабельному оборудованию, правильно эксплуати ровать машины и механизмы. Но чтобы это осуществить, необходимо хорошо изучить судно, освоить все до самой последней мелочи. На траулере «Латвия» разверну лась техническая учеба. Судоводи тельский состав ознакомил моряков с устройством корабля. Были проведе ны занятия на темы: «Якорное уст ройство. Назначение якорей и их типы», «Рулевое устройство и уход за ним». Четыре часа было отведе но на изучение и ознакомление с навигационными приборами. Мастер по рыбообработке прямо у рыборазделочного стола показывал новичкам, как брать рыбу и подавать ее на стол, как обезглавливать ры бу, разделывать под свежье и под соль,- Потом он заставлял повторять этиоперации. Много труда приложи ли мастер по добыче тов. Кузьмин и лом, производить его починку. |пажей промысловых судов всеми от- Знания и умения нигде не при- стающими кораблями является делом виваются так быстро, как на прак- первостепенной важности для повы- гической работе. Молодойматрос Да- шения добычи рыбы и производства выдов, внимательно присматриваясь рыбных продуктов, к труду своих товарищей, старался Наша печать на своих страницах подражать им. Уже в середине пер- уделяет много места этому вопросу и вого рейса он ловко и быстро пода- оказывает промысловикам большую вал рыбу на рыборазделочный стол, помощь. Однако следует сказать, что а к концу рейса и сам стал разде- вести пропаганду передового опыта лывать ее. I только через печать недостаточно. Ее Матрос Изместьев также вначале следует подкрепить не мене эффек- не имел никаких навыков в работе тивной устной пропагандой, непо- на судне. Но благодаря помощи то- средственно среди промысловиков, варищей он неплохо освоил работу Такая пропаганда принесла бы с тралом, научился быстро и сноро- значительную пользу. Она преду- висто разделывать рыбу. сматривает непосредственное обще- Экипаж траулера перевыполнил ние с людьмии носит в известной задание первого рейса, а из второго мере инструктивный характер, осно- — вместо 153 тонн рыбы доставил ванный на глубоком анализе и обоб- 174 тонны. щении передового опыта. Во втором рейсе траулер «Латвия» Между тем в перечне, состоящем промышлял в северных районах у I из 13 тематических лекций, подго- острова Надежды. Здесь двое суток I товленных и объявленных руковод- ловилась крупная и ровная рыба. 1ством тралового флота для промысло- Команда работала дружно. На уборку ! внков, нет ни одной, посвященной рыбы выходили все свободные чле- передаче передового опыта, ны экипажа. Затем судно взяло курс Создается впечатление, что внед- на Демидовскую банку, где былаJрение передового опыта является де- обнаружена концентрация морского лом только печати, а не руководите- окуня. Первый же^ подъем трала лей промыслового, технического принес 4 тонны этой рыбы. За пол- I ц других отделов тралового флота, тора суток на Демидовской банке до- Похоже на то, что руководство тра- были 26 тонн окуня. I лового флота стоит в стороне от этого На Канинском мелководье, куда деда, судно перешло из района Демидов- Не случайно поэтому руково- ской банки, ловилась мелкая пикша, дители отделов или их инженерно- Тогда между вахтами с новой силой технические работники и инструкто- развернулось социалистическое со- ])ы совсем не выступают или очень ревнование. По спуску и подъему I редко выступают на судах с докла- Эстонская ССР. Строительство здания Нарвской гидроэлект- Прессклише ТАСС. ростанции. Фото В. Самусенко. В помощь промысловикам Применение эхолота при глубинном лове сельди Существенное значение для про-1perfHCTTMpyiOTictf нещр^ышьши пш- мысла име т глубина нахождения I лосами. Поэтому при хорошем ходе сельди. В летнее время основные I рыбы время дрейфа может быть зна- массы сельди держатся вблизи по-1 чительно сокращено,. Очень густые верхности моря до глубины 20— 30 и плотные скопления на глубине метров. Осенью рыба начинает сельдь образует в ноябре— декабре, опускаться на глубины более 30 I Для того, чтобы успешно искать метров, поэтому определение глуби- I и ловить рыбу, надо знать некото- ны нахождения сельди в осеннее рые особенности ее поведения, в время имеетособое значение. частности ее вертикальные упереме- Наиболее быстро глубину нахож- щения. дения рыбы можно определить эхо- В результате многочисленных на- лотом, по верхней кромке записи на I блюдении примерная картина вер- ленте самописца или по шкале, ви-1 тикальных перемещении сельди в зуального индикатора. При получе- осеннее время следующая: в сентяб- нии эхозаписей, для большей досто- ре— октябре наюлюдаегСлЯадртикаль- верности, можно проверить их конт- ное перемещение сельди с амплиту трала первое место закрепилось за I 'и ш ' 1ПП бесегпшпо передаче опы- рольной сетью. Контрольная сеть дои в несколько десятков метров. - - ' - _ I дами илиосоедами по передан опы , опускаться с боюта судна на Наличие таких вертикальных пере- та передовиков траловой, флота, хо- у К этоТнадо нещеннй рыбы было установлено третьей вахтой (старший штурман тов. Недопахин, старшина тов. Люб-■ тя оы по своей отрасли. чи?/- „ I Недостаточная работа промыслово го время второго рейса моряки |го отдела тралового флота в этом от- траулера «Латвия» узнали о поста новлении Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы, улучшения качества и ассортимента рыбных товаров в Мурманском бас сейне. В ответ на это постановление экипаж обязался выловить до конца года не девять, а двенадцать тысяч центнеров рыбы, изготовить сверх плана тысячу банок консервов. Хороших результатов во втором рейсе добился мастер по жиротопле- кию тов. Володин. Он выполнилрей совое задание на 150 процентов. Перевыполнил рейсовое задание по выработке муки и машинист рыбо мучной установки тов. Попенко. Два первых рейса нового корабля прошли успешно. Морякам траулера «Латвия» нужно не снижать темпов промысла, стремиться к лучшим ре зультатам. А для этого у них есть все возможности. Е. САМОХИН. Устр анить недостатки в приемке рыбы с траулеров Постановление Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы, улучшения качества и расши рения ассортимента рыбных товаров ставит перед моряками рыбного Мур • мана ответственные задачи. Обсуж дая постановление правительства на общем собрании, моряки траулера «В. Чкалов» одобрили его и приняЬ ли к неуклонному выполнению. Эки паж судна обязался использовать все возможности для улучшения обра ботки и качества рыбной продукции. Но моряки часто встречают пре’1- пятствия со стороны работников рыб ного порта и рыбокомбината. Так, г рейсе в августе моряки заготовили но предварительным подсчетамшесть тонн высших сортов соленойтрески в отдельные чердаки был уложен окунь в количестве около восьми тонн. После выгрузки продукции ры бокомбинатом в приемном акте поя вилась запись о доставке всего лишь ; 948 килограммов окуня, а высших сортов, согласно актам, якобы вооб ще не оказалось, что значительно повлияло на общую сортность груза. Такие факты не единичны. Анало гичные явления имели место и е предыдущих рейсах, когда в актах сдачи не значилась доставка четы рех тонн привезенной зубатки идру гого ассортимента рыбы. Отделу рыбообработки Главмурман- рыбпрома и тралового флота нужно изменить существующий сейчасспо соб приемки рыбы и добиться пол ной разбраковки рыбы на конвейе ре, по породному составу и виду об работки, так как существующийпо рядок приводит к занижению сорт ности продукции и резко отражает ся на выполнении плана добычи раз личных пород рыбы. С. АНТУФЬЕВ. Старший помощник капита на траулера «В. Чкалов». ношении подтверждается, например, тем, что направленные на траулер «Одесса» инструкторы по добыче ры бы тт. Попов и Безбородов не были достаточно проинструктированы и смогли передать экипажу только свои личный опыт. Больше того, тов. Безбородов не знал об особенностях работы с тралом новой конструкции, применяемом на больших дизельных траулерах. С чертежами этого трала он познакомился впервые на нашем судне. Руководители отделовне проводят беседы о внедрении передового опыта со старшими механиками, мастерами лова, мастерами по обработке и дру гимиспециалистами судов, приходя щих в порт. Руководству тралового флота сле дует не только призывать к внедре нию передового опыта, но и практи чески помогать осваивать его отстаю щими экипажами. И. НИКОНОВ. Первый помощник капитана траулера «Одесса». следить за тем, чтобы опускаемая научно-исследовательским судном и сеть соответствовала по глубине поисковыми судами с помощью эхо верхней кромке записи рыбы. В лота. Получено много записей, фик- этом случае, когда толщина записи сирующих положение сельди в тече- значительно больше высоты сети, I Н0е суток. Днем сельдь поднималась сеть можно опустить несколько ни-1 в поверхности, а в темное время же верхней кромки записи. Следует опускалась на глубину' в несколько помнить, что горизонт нахождения десятков метров, рыбы может меняться. В связи с Опускание и поднятие сельди, этим рекомендуется производить как показывают записки эхолота, эхолотом, непрерывно или через 20 происходят постепенно, при этом 30 минут, наблюдение за пере- размеры стай и их очертания ме- мещениямн рыбы в толще воды. няются. Соответственно это име т Существующее среди части капи- отражение и на эхозаписях. В днев- танов мнение, что эхолот ipaicnym- нос время на ленте самописца запи вает рыбу, является неправильным. си РеДкпе 1 имеют вид отдельных Экспериментальными опытами, а оттяжек, полос, идущих от линии также наблюдениями из гидростата посылки. Это объясняется тем, что показано, что эхолот не оказывает эхолот не регистрирует рыбу, нахо- никакого действия на сельдь. Заме- ДяЩУюся выше виораторов прибора, чено иногда, что сельдь может ухо- ® светлое время, как мы уже отмеча- дитьна глубину от шума винта ма- ли>сельДь находится у самой поверх- шины и работы вспомогательных но^™и поэтому не м<рсет бытьобна- двигателей. Затем с проходом судна Ряжена эхолотом. Это оостоятельство она вновь поднимается. иногда вводит в заблуждение про- „ мысловиков о наличии сельди в При известном навыке можно ме-1 ,pajf0He,_£ шотуплотием темноты(ры ба начинает опускаться м на лейте самописца появляются типичные за писи. Принимая во внимание такое по- Плавбаза „Атлантика ” Еозаратилась в порт В субботу, 25 сентября, в порт возвратилась плавбаза «Атлантика». Хорошо поработал коллектив ко рабля в минувшем рейсе. Плавание завершено досрочно. Задание значи тельно перевыполнено. Моряки плавбазы и рыбообработ чики показали образцы самоотвер женного труда. Быстро обрабатыва лись у борта плавбазы промысловые корабли, без задержки принимался улов, велась напряженная борьба за повышение качества продукции. Сейчас плавбаза «Атлантика» стоит под разгрузкой. Коллектив ко рабля оказывает помощь портови кам, которые приняли обязатель ство высококачественно обработать судно, разгрузить его досрочно на 10 часов. тать дрифтерныи порядок по записи эхолота без постановки контроль ных сетей. В этомотношении пока зателен опыт работы средних трау леров XiXi 1, 122, 123, 131, 150, 158, 189 и т. д. На этих судах за писи эхолота почти всегда совпада ют с уловами. Эхолот надежный и точный прибор*). Он позволяет об наруживать стан рыбы до глубины в несколько десятков и сотен мет ров. Расшифровка записей эхолота не представляет трудностей, экипа жи многих рыболовных судов, умеЬ ло используя показание эхолота, имеют хорошие уловы. Осенью стаи сельди увеличивают ся в размерах и образуют значи тельные скопления, состоящие из многочисленных стай. Иногда стай бывает так много, что они образуют несколько рядов. На ленте самоппс- ца эхолота такие скопления сельди *) Сведения о разведке сельди эхолотом даны в наставлении по разведке океанической сельди,изд. I ПИНРО 1954 г. ведение .сельди, поиск ее в светло1 время лучше производить с по мощью других приборов, а в темное время — эхолотом. Особенно вакно учитывать такое поведение сельди при выметке дрифтерного порядка. Во второйполовине октября суточ ные вертикальные перемещения осла бевают, и рыба находится большей частью на глубине, постепенно со временем опускаясь все ниже и ни же. Это, очевидно, объясняется на ступлением полярной ночи, прекра щением питания. В ноябре— декаб ре сельдь опускается на глубины 60, 100, 150 и болееметров, хотя в отдельных случаях может нахо диться и в поверхностных слоях. В 1952 — 53 гг. суда ловили ее на глубине до 130 метров. О. КИСЕЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz