Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 116 (200) 29 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й 1Й У Р М А В Р Ы Б А М И М У РМ А Н А ! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕВОЗМОЖНОСТИДЛЯУВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА РЫБЫ ☆ ☆ ☆ Перейти от слов . , к делу Траулер «Латвия» вышел в пер-1 его помощник тов. Баранов, чтооы вый промысловыйрейс 20 июля. К приучить матросов работать с тра- Освоение опыта передовых эки- На новом корабле На стройках пятой пятилетки Ж этому времени на счету у многих кораблей тралового флота были уже десятки тысяч центнеров выловлен­ ной рыбы, тысячи банок изготовлен­ ных консервов. До конца года трау­ леру «Латвия» надо выловить девять тысяч центнеров рыбы. Для старых промысловых кораб­ лей, имеющих уже сплоченный,друж­ ный экипаж, свои традиции, свой опыт, выловить до конца года такое количество рыбы — дело не труд­ ное. А вот для траулера «Латвия» такое задание — нелегкое. Экипаж этого корабля должен был с честью выдержать первый экзамен, пока­ зать свою организованность и спло­ ченность, способствовать бороться с суровой стихией Баренцова моря, умение побеждать и добиваться вы­ соких уловов. Когда на судно перед первым рейсом стала собираться команда, выяснилось, что больше половины личного состава выходит в море пер­ вый раз. До этого они даже и пред­ ставления не имелио том, как ло­ вить и разделывать рыбу. Перед капитаном судна Михаилом Александровичем Соколовым, перед штурманами и отдельными товарища­ ми, бывавшими уже в море, стояла большая задача — научить молодых матросов промышлять, разделывать рыбу, работать с тралом, привить им морские навыки, любовь к морю и к своейновой профессии. Перед выходом в первый рейс на корабле состоялось общее собрание. Моряки говорили о том, что Родина доверила им новый корабль, осна­ щенный передовой техникой,создала все условия для высокопроизводи­ тельного труда. Моряки дали слово бережно относиться к корабельному оборудованию, правильно эксплуати­ ровать машины и механизмы. Но чтобы это осуществить, необходимо хорошо изучить судно, освоить все до самой последней мелочи. На траулере «Латвия» разверну­ лась техническая учеба. Судоводи­ тельский состав ознакомил моряков с устройством корабля. Были проведе­ ны занятия на темы: «Якорное уст­ ройство. Назначение якорей и их типы», «Рулевое устройство и уход за ним». Четыре часа было отведе­ но на изучение и ознакомление с навигационными приборами. Мастер по рыбообработке прямо у рыборазделочного стола показывал новичкам, как брать рыбу и подавать ее на стол, как обезглавливать ры­ бу, разделывать под свежье и под соль,- Потом он заставлял повторять этиоперации. Много труда приложи­ ли мастер по добыче тов. Кузьмин и лом, производить его починку. |пажей промысловых судов всеми от- Знания и умения нигде не при- стающими кораблями является делом виваются так быстро, как на прак- первостепенной важности для повы- гической работе. Молодойматрос Да- шения добычи рыбы и производства выдов, внимательно присматриваясь рыбных продуктов, к труду своих товарищей, старался Наша печать на своих страницах подражать им. Уже в середине пер- уделяет много места этому вопросу и вого рейса он ловко и быстро пода- оказывает промысловикам большую вал рыбу на рыборазделочный стол, помощь. Однако следует сказать, что а к концу рейса и сам стал разде- вести пропаганду передового опыта лывать ее. I только через печать недостаточно. Ее Матрос Изместьев также вначале следует подкрепить не мене эффек- не имел никаких навыков в работе тивной устной пропагандой, непо- на судне. Но благодаря помощи то- средственно среди промысловиков, варищей он неплохо освоил работу Такая пропаганда принесла бы с тралом, научился быстро и сноро- значительную пользу. Она преду- висто разделывать рыбу. сматривает непосредственное обще- Экипаж траулера перевыполнил ние с людьмии носит в известной задание первого рейса, а из второго мере инструктивный характер, осно- — вместо 153 тонн рыбы доставил ванный на глубоком анализе и обоб- 174 тонны. щении передового опыта. Во втором рейсе траулер «Латвия» Между тем в перечне, состоящем промышлял в северных районах у I из 13 тематических лекций, подго- острова Надежды. Здесь двое суток I товленных и объявленных руковод- ловилась крупная и ровная рыба. 1ством тралового флота для промысло- Команда работала дружно. На уборку ! внков, нет ни одной, посвященной рыбы выходили все свободные чле- передаче передового опыта, ны экипажа. Затем судно взяло курс Создается впечатление, что внед- на Демидовскую банку, где былаJрение передового опыта является де- обнаружена концентрация морского лом только печати, а не руководите- окуня. Первый же^ подъем трала лей промыслового, технического принес 4 тонны этой рыбы. За пол- I ц других отделов тралового флота, тора суток на Демидовской банке до- Похоже на то, что руководство тра- были 26 тонн окуня. I лового флота стоит в стороне от этого На Канинском мелководье, куда деда, судно перешло из района Демидов- Не случайно поэтому руково- ской банки, ловилась мелкая пикша, дители отделов или их инженерно- Тогда между вахтами с новой силой технические работники и инструкто- развернулось социалистическое со- ])ы совсем не выступают или очень ревнование. По спуску и подъему I редко выступают на судах с докла- Эстонская ССР. Строительство здания Нарвской гидроэлект- Прессклише ТАСС. ростанции. Фото В. Самусенко. В помощь промысловикам Применение эхолота при глубинном лове сельди Существенное значение для про-1perfHCTTMpyiOTictf нещр^ышьши пш- мысла име т глубина нахождения I лосами. Поэтому при хорошем ходе сельди. В летнее время основные I рыбы время дрейфа может быть зна- массы сельди держатся вблизи по-1 чительно сокращено,. Очень густые верхности моря до глубины 20— 30 и плотные скопления на глубине метров. Осенью рыба начинает сельдь образует в ноябре— декабре, опускаться на глубины более 30 I Для того, чтобы успешно искать метров, поэтому определение глуби- I и ловить рыбу, надо знать некото- ны нахождения сельди в осеннее рые особенности ее поведения, в время имеетособое значение. частности ее вертикальные упереме- Наиболее быстро глубину нахож- щения. дения рыбы можно определить эхо- В результате многочисленных на- лотом, по верхней кромке записи на I блюдении примерная картина вер- ленте самописца или по шкале, ви-1 тикальных перемещении сельди в зуального индикатора. При получе- осеннее время следующая: в сентяб- нии эхозаписей, для большей досто- ре— октябре наюлюдаегСлЯадртикаль- верности, можно проверить их конт- ное перемещение сельди с амплиту трала первое место закрепилось за I 'и ш ' 1ПП бесегпшпо передаче опы- рольной сетью. Контрольная сеть дои в несколько десятков метров. - - ' - _ I дами илиосоедами по передан опы , опускаться с боюта судна на Наличие таких вертикальных пере- та передовиков траловой, флота, хо- у К этоТнадо нещеннй рыбы было установлено третьей вахтой (старший штурман тов. Недопахин, старшина тов. Люб-■ тя оы по своей отрасли. чи?/- „ I Недостаточная работа промыслово­ го время второго рейса моряки |го отдела тралового флота в этом от- траулера «Латвия» узнали о поста­ новлении Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы, улучшения качества и ассортимента рыбных товаров в Мурманском бас­ сейне. В ответ на это постановление экипаж обязался выловить до конца года не девять, а двенадцать тысяч центнеров рыбы, изготовить сверх плана тысячу банок консервов. Хороших результатов во втором рейсе добился мастер по жиротопле- кию тов. Володин. Он выполнилрей­ совое задание на 150 процентов. Перевыполнил рейсовое задание по выработке муки и машинист рыбо­ мучной установки тов. Попенко. Два первых рейса нового корабля прошли успешно. Морякам траулера «Латвия» нужно не снижать темпов промысла, стремиться к лучшим ре­ зультатам. А для этого у них есть все возможности. Е. САМОХИН. Устр анить недостатки в приемке рыбы с траулеров Постановление Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы, улучшения качества и расши­ рения ассортимента рыбных товаров ставит перед моряками рыбного Мур • мана ответственные задачи. Обсуж­ дая постановление правительства на общем собрании, моряки траулера «В. Чкалов» одобрили его и приняЬ ли к неуклонному выполнению. Эки­ паж судна обязался использовать все возможности для улучшения обра­ ботки и качества рыбной продукции. Но моряки часто встречают пре’1- пятствия со стороны работников рыб­ ного порта и рыбокомбината. Так, г рейсе в августе моряки заготовили но предварительным подсчетамшесть тонн высших сортов соленойтрески в отдельные чердаки был уложен окунь в количестве около восьми тонн. После выгрузки продукции ры бокомбинатом в приемном акте поя­ вилась запись о доставке всего лишь ; 948 килограммов окуня, а высших сортов, согласно актам, якобы вооб­ ще не оказалось, что значительно повлияло на общую сортность груза. Такие факты не единичны. Анало­ гичные явления имели место и е предыдущих рейсах, когда в актах сдачи не значилась доставка четы­ рех тонн привезенной зубатки идру­ гого ассортимента рыбы. Отделу рыбообработки Главмурман- рыбпрома и тралового флота нужно изменить существующий сейчасспо­ соб приемки рыбы и добиться пол­ ной разбраковки рыбы на конвейе­ ре, по породному составу и виду об­ работки, так как существующийпо­ рядок приводит к занижению сорт ности продукции и резко отражает­ ся на выполнении плана добычи раз­ личных пород рыбы. С. АНТУФЬЕВ. Старший помощник капита­ на траулера «В. Чкалов». ношении подтверждается, например, тем, что направленные на траулер «Одесса» инструкторы по добыче ры­ бы тт. Попов и Безбородов не были достаточно проинструктированы и смогли передать экипажу только свои личный опыт. Больше того, тов. Безбородов не знал об особенностях работы с тралом новой конструкции, применяемом на больших дизельных траулерах. С чертежами этого трала он познакомился впервые на нашем судне. Руководители отделовне проводят беседы о внедрении передового опыта со старшими механиками, мастерами лова, мастерами по обработке и дру­ гимиспециалистами судов, приходя­ щих в порт. Руководству тралового флота сле­ дует не только призывать к внедре­ нию передового опыта, но и практи­ чески помогать осваивать его отстаю­ щими экипажами. И. НИКОНОВ. Первый помощник капитана траулера «Одесса». следить за тем, чтобы опускаемая научно-исследовательским судном и сеть соответствовала по глубине поисковыми судами с помощью эхо­ верхней кромке записи рыбы. В лота. Получено много записей, фик- этом случае, когда толщина записи сирующих положение сельди в тече- значительно больше высоты сети, I Н0е суток. Днем сельдь поднималась сеть можно опустить несколько ни-1 в поверхности, а в темное время же верхней кромки записи. Следует опускалась на глубину' в несколько помнить, что горизонт нахождения десятков метров, рыбы может меняться. В связи с Опускание и поднятие сельди, этим рекомендуется производить как показывают записки эхолота, эхолотом, непрерывно или через 20 происходят постепенно, при этом 30 минут, наблюдение за пере- размеры стай и их очертания ме- мещениямн рыбы в толще воды. няются. Соответственно это име т Существующее среди части капи- отражение и на эхозаписях. В днев- танов мнение, что эхолот ipaicnym- нос время на ленте самописца запи­ вает рыбу, является неправильным. си РеДкпе 1 имеют вид отдельных Экспериментальными опытами, а оттяжек, полос, идущих от линии также наблюдениями из гидростата посылки. Это объясняется тем, что показано, что эхолот не оказывает эхолот не регистрирует рыбу, нахо- никакого действия на сельдь. Заме- ДяЩУюся выше виораторов прибора, чено иногда, что сельдь может ухо- ® светлое время, как мы уже отмеча- дитьна глубину от шума винта ма- ли>сельДь находится у самой поверх- шины и работы вспомогательных но^™и поэтому не м<рсет бытьобна- двигателей. Затем с проходом судна Ряжена эхолотом. Это оостоятельство она вновь поднимается. иногда вводит в заблуждение про- „ мысловиков о наличии сельди в При известном навыке можно ме-1 ,pajf0He,_£ шотуплотием темноты(ры­ ба начинает опускаться м на лейте самописца появляются типичные за­ писи. Принимая во внимание такое по- Плавбаза „Атлантика ” Еозаратилась в порт В субботу, 25 сентября, в порт возвратилась плавбаза «Атлантика». Хорошо поработал коллектив ко­ рабля в минувшем рейсе. Плавание завершено досрочно. Задание значи­ тельно перевыполнено. Моряки плавбазы и рыбообработ­ чики показали образцы самоотвер­ женного труда. Быстро обрабатыва­ лись у борта плавбазы промысловые корабли, без задержки принимался улов, велась напряженная борьба за повышение качества продукции. Сейчас плавбаза «Атлантика» стоит под разгрузкой. Коллектив ко­ рабля оказывает помощь портови­ кам, которые приняли обязатель­ ство высококачественно обработать судно, разгрузить его досрочно на 10 часов. тать дрифтерныи порядок по записи эхолота без постановки контроль­ ных сетей. В этомотношении пока­ зателен опыт работы средних трау­ леров XiXi 1, 122, 123, 131, 150, 158, 189 и т. д. На этих судах за­ писи эхолота почти всегда совпада­ ют с уловами. Эхолот надежный и точный прибор*). Он позволяет об­ наруживать стан рыбы до глубины в несколько десятков и сотен мет­ ров. Расшифровка записей эхолота не представляет трудностей, экипа­ жи многих рыболовных судов, умеЬ ло используя показание эхолота, имеют хорошие уловы. Осенью стаи сельди увеличивают­ ся в размерах и образуют значи­ тельные скопления, состоящие из многочисленных стай. Иногда стай бывает так много, что они образуют несколько рядов. На ленте самоппс- ца эхолота такие скопления сельди *) Сведения о разведке сельди эхолотом даны в наставлении по разведке океанической сельди,изд. I ПИНРО 1954 г. ведение .сельди, поиск ее в светло1 время лучше производить с по­ мощью других приборов, а в темное время — эхолотом. Особенно вакно учитывать такое поведение сельди при выметке дрифтерного порядка. Во второйполовине октября суточ­ ные вертикальные перемещения осла­ бевают, и рыба находится большей частью на глубине, постепенно со временем опускаясь все ниже и ни­ же. Это, очевидно, объясняется на­ ступлением полярной ночи, прекра­ щением питания. В ноябре— декаб­ ре сельдь опускается на глубины 60, 100, 150 и болееметров, хотя в отдельных случаях может нахо­ диться и в поверхностных слоях. В 1952 — 53 гг. суда ловили ее на глубине до 130 метров. О. КИСЕЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz