Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 112 (196) 19 сентября 1954 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 = На стройках пятой пятилетки Промысел в прибрежных районах Иркутская область. На Анга­ ре строится мощная гидроэлект­ ростанция. Значительная часть русла реки уже перегорожена стеной стальных шпунтов, зем­ ляной плотиной; ведется уклад­ ка бетона. На снимке: шагающий экска­ ватор берет гравий со дна Ан­ гары. Прессклише ТАСС. Годовой план завершен ТРАУЛЕР «МЕРКУРИЙ». (По ра­ дио). В результате широко развер­ нутого социалистического соревно­ вания, применения на корабле пере­ довых методов работы наш коллек­ тив 15 сентября с. г. закончил вы­ полнение годового плана добычи рыбы. С начала года выловлено 36 тысяч центнеров. Успешно экипаж справился с про­ граммой и по выработке субпродук­ тов. При плане 101.800 банок вы­ работано 125.000 банок консервов, выгрето вместо 582 центнеров жи­ ра 925 центнеров ценной про­ дукции. Моряки нашего судна продолжают вести настойчивую борьбу за выпол­ нение принятых социалистических обязательств. Капитан МИХАИЛОВ, пом- полит КАПОТОВ, старший механик МАРКЕЛОВ, пред­ седатель судкома БРЫ- ЛОВ, секретарь комсомоль­ ской организации ТОРО- ИОВ. В результате напряженной работы • экипаж траулера «Рига» выполнил квартальное задание и уже выловил сверх плана третьего квартала 2,5 тысячи центнеров рыбы, изготовил 12,5 тысячи банок консервов, выра­ ботал 6 тонн рыбьего жира, 16 тонн рыбной муки. Но моряки на­ шего судна не успокаиваются на этом, а продолжают упорно трудить­ ся, наращивать темпы промысла, етобы своей работой внести долю в общее дело промысловиков Мурма- на, борющихся за выполнение годо­ вого плана и правительственного за­ дания. Моряки траулера «Рига» стре­ мятся успешно работать не только в хорошо изученных районах, где го­ дами успешно ведется промысел, но и в трудных прибрежных районах. Как показал опыт старых капита­ нов, здесь можно круглый год брать хорошие уловы, затрачивая на это сравнительно меньше времени и за­ пасов угля, соли, воды, льда,- Многие капитаны не решаются ловить в прибрежных районах, опа­ саясь плохих, задевистых грунтов. Такого мнения раньше придержи­ вался и я сам. Однако в последнем рейсе, когда наше судно промыш­ ляло в прибрежных районах, убе­ дился, что здесь выгодно ловить ры­ бу, и изменил свой взгляд. Экипаж траулера «Рига», особен­ но судоводительский состав, был очень рад, когда узнал, что в этот рейс на судне идет капитан-настав­ ник Григорий Спиридонович Форо- щук. Это старейший капитан трало­ вого флота, хороший знаток промыс­ ла в прибрежных районах. По выходе из Кольского залива по предложению Григория Спиридо­ новича траулер «Рига» направился в Мотовский залив. Мыкурсировали от Шарапова до Цып-Наволока и об­ ратно. Первые же подъемы трала показали, что эти места богаты ры­ бой. За короткое время трюм судна стал заметно пополняться. В этом месте мы поставили буй и сообщи­ ли на другие суда о своих высоких уловах. Вскоре около нас уже соб­ ралась большая группа траулеров и каждый из них добивался здесь хо­ роших результатов. Суда промыш­ ляли до тех пор, пока держалась концентрация рыбы. Потом она исчезла. Так прошла первая часть ройса траулера «Рига». После этого корабль перешел в район Кильдина. Здесь он пополнил запасы угля, соли, воды. Запасами снабжал стоящий у Могильного лих­ тер «Яренга». Между прочим, руко­ водство тралового флота проявило ценную инициативу, организовав до­ полнительное снабжение траулеров посредством лихтеров. Этим создает­ ся возможность продлить рейс, а следовательно выловить больше ры­ бы. Так, вместо 14— 15 суток мы благодаря пополненным запасам про­ мышляли 23 суток. Положительной особенностью лова в прибрежных районах является то, что здесь можно промышлять почти в любую погоду, при любом ветре. Если, допустим, у Цып-Наволока ве­ тер, можно взять курс на Кильдин, или наоборот. Причем судно можно поставить по любому направлению ветра и идти по местам, богатым рыбой. Трудность работы в при­ брежных районах заключается в том, что здесь неровный, задевистый грунт. Это часто 'Приводитк повреж­ дениям трала. Однако подобных неприятностей не трудно избежать, если бы капитаны имели у себя не­ обходимые карты этих районов. Ка­ питаны вынуждены пользоваться старыми, на .которых неправильно занесены грунтовые особенности. Капитан-наставник Г. С. Форо- щук знает на память особенности каждого квадрата в прибрежных районах. Часто он, стоя вместе со мною на мостике, советовал взять курс ближе к берегу или, наоборот, отойти от берега дальше. Я и мои помощники запоминали каждое его слово, каждый совет. Быть с Г. С. Форощуком, хотя бы в одном рейсе — большая школа для судоводи­ тельского состава. Теперь мы хоро­ шо осведомлены, где и как нужно держать судно, как и по чему ориентироваться. Большую помощь оказал Г. С. Форощук и мастерам по добыче. Он ясно и доходчиво объяснил молодым морякам устройство трала, как им пользоваться, как быстро произво­ дить его чинку. Во время промысла в прибрежных районах часто протираются и при­ ходят в негодность шкуры. Моряки при этом испытывают немалые труд­ ности. Г. С. Форощук собрал моря­ ков, дал им пеньковые шаертстки и показал, как нужно вязать мат. Когда матбыл готов, то им замени­ ли шкуры. Сперва мастера по добы­ че недоверчиво посмотрели на это новшество, но когда мат был приме­ нен на деле, то все увидели, что им пользоваться даже лучше. Так спле­ тенный пеньковыймат прослужил нам целый рейс и остался в хоро­ шем состоянии. В этомрейсе многие моряки суд­ на показали себя добросовестными и усердными работниками. Матрос тов. Лапатько начал плавать только в мае. Он не имел никакого понятия о разделке рыбы. Сейчас, при по­ мощи товарищей он освоил это дело. Отлично работала первая вахта, ру­ ководимая третьим помощником ка­ питана тов. Рябовым. Хорошо потру­ дились старший помощник тсв. Стромилов, второй штурман тов. Прокофьев, мастер по рыбообработ­ ке тов! Беляев, помощник мастера по добыче тов. Виноградов, матросы тт. Четырин, Фирсов и другие. Благодаря дружной работе и со­ ветам капитана-наставника тов. фо- рощука экипаж траулера «Рига» перевыполнил рейсовое задание, до­ ставив в порт вместо 115— 164 тонны рыбы. Безусловно, что успехи экипажа моглибыть значительно лучше, ес­ ли бы на корабле не было отдель­ ных недостатков, которые с по­ мощью технического отдела нужно немедленно устранить. Дело в том, что ритм работы ко­ рабля нередко нарушается из-за котла. Его конструкция такова, что часто выходят из строя секции. Ес­ ли это случается в море, то нужно гасить котел, приступить к ремон­ ту. Когда это случается в тихую по­ году, то еще полдела, а если в шторм, да еще при работе в приб­ режном районе — создается опас­ ность аварии корабля. Не раз старший механик тов. Ка­ занцев обращался с заявлениями в технический отдел флота, чтобы судно обеспечили запасными сек­ циями. До сих пор там глухи к на­ шим просьбам. Такое же положение на траулерах «В. Чкалов», «Якутск», «Минск». На траулере «Рига» есть рефри­ жераторная установка. Но ею нель­ зя пользоваться из-за того, что нет фреона. В установке обнаружена утечка. Также неоднократно мы об­ ращались в технический отдел, что­ бы установку отрегулировали. Од­ нако в отделе ссылаются на по­ стоянную занятостьи отвечают, что, дескать, не на одной «Риге» такое положение, придется ждать. Неис­ правность установки приводит к со­ кращению доставки свежей рыбы. Эти недостатки нужно немедленно устранить и создать морякам трауле­ ра «Рига» все условия для успеш­ ного выполнения годового плана и правительственного задания. Ю. КРИВОУС. Капитан траулера «Рига». Мечение сельди Мечение рыбы име т большое как научное, так и практическое значе­ ние. Путем мечения устанавливают­ ся миграции (передвижения) рыбы, места их зимних скоплений, нере­ ста, нагула и т. д. Мечение сельди широко приме­ няется в современных исследованиях для изучения расового состава и миграции атлантических сельдей. Для мечения употребляются метки, сделанные из самого разнообразного материала, различной формы и цве­ та, которые различными способами прикрепляются к рыбе. Для уточнения миграционных пу­ тей сельди Атлантики, знание кото­ рых столь важно для сельдяного промысла, в 1954 году ПИНРО про­ вело массовые мечения в районе промысла. Метка представляет собой красно­ го цвета целлулоидную пластинку длиной в два сантиметра и шириной в 0,5 см., с одной стороны которой имеются порядковый номер и буквы USSR. В метку продета никелино­ вая проволока, заостренная с одного конца и загнутая колечком с дру­ гого. Метка посредством проволоки прикрепляется в спинную часть те­ ла сельди. Успех работы по метению решает­ ся возвратом меченой сельди, по­ этому необходимо принять меры к обнаружению сельди с метками. Ка­ питаны судов должны оповестить свою команду о проводимых работах по мечению и разъяснить всю важ­ ность и значение мечения и соблю­ дении точности записи.'При обнару­ жении на судне сельди с меткой вахтенному штурману необходимо записать в вахтенныйжурнал номер метки, дату и место поимки рыбы. Сельдь с меткой или метка долж­ ны быть сохранены и при первой возможности доставлены в ШЦСРО с выпиской из вахтенного журнала, заверенной судовой печатью. За поимку меченой сельди будег выдаваться вознаграждение. А. ВИЛЬСОН. Задание перевыполнено На траловом промысле сложилась очень благоприятная обстановка. Стремясь максимально использовать сырьевую базу, экипажи ряда кораб­ лейтралового флота в третьейпяти­ дневке добились хороших результа­ тов в работе. В целом"«оллектив флота успешно справился с пятидневным заданием, реализовав его на 126,7 процента. Рейс длился месяц Перед отходом траулера «Стрелок» в рейс экипаж судна получил зада­ ние: выловить не менее 183 тонн рыбы. Воды, угля и продовольствия судно забрало столько, сколько и предусматривается для обычного рей­ са траулера такого типа. 11 августа корабль покинул рыбный порт и от­ правился на возвышенность Персея. Рыба здесь ловилась хорошо, подъе­ мы доходили до пяти тонн. Но судно не ложилось в дрейф. На уборку рыбы выходили все члены экипажа, начиная от штурманов и механиков и кончая юнгой. Через полмесяца плавания, когда выполнение рейсового задания под­ ходило к концу, оказалось, что во­ ды до конца рейса не хватит. Тогда было решено, не прерывая промысла, принять воду с другого судна. Капи­ тан траулера Лев Николаевич Си­ лантьев, бывший в свое время уча­ стником экспедиции китобойной фло­ тилии«Слава», решил воспользо­ ваться методом приема воды с дру­ гих судов. Для этого были приспо­ соблены пожарные шланги, места их стыков тщательно обмотаны. Траулер «Победа», с которого брали воду, как и «Стрелок», лег в дрейф. Заработали насосы. Но вода поступала очень медленно. Пожарные шланги для этого приспособлены плохо, диаметр их небольшой. ПтГчти ==& за четыре часа с одного траулера на другой поступило всего около четы­ рех тонн воды. Дело оказалось явно невыгодным. Вот почему от приемки воды с траулера «Победа» было ре­ шено отказаться. В это время на судно поступила радиограмма, в которойсообщалось, что в становище Могильное находит­ ся лихтер «Яренга», который снаб­ жает промысловые суда водой, углем и продовольствием. Командование траулера «Стрелок» приняло реше­ ние идти к лихтеру, так как в трю­ мах корабля еще было немало сво­ бодного места и целесообразнее было продолжать рейс. Когда корабль подошел к Цып- Наволоку, оказалось, что лихтера в это время в становище Могильное не было. Он отправился в Тюва-губу под бункеровку. Не теряя времени на ожидание, экипаж принимает ре­ шение продолжать здесь промысел. Таким образом, было сделано еще несколько тралений. Подошедший вскоре лихтер обеспечил траулер водой и углем. Рейс продолжался. Еще одиннадцать суток промыш­ лялтраулер «Стрелок». Недавно он вернулся в рыбный порт, доставив около 200 тонн рыбы, из них 17 тонн — соленая треска высшего сорта. Кроме того, за этот рейс на траулере было выработано 10.320 банок консервов, семь тонн рыбьего жира. В рыбный порт траулер сдал также около 40 тонн рыбьих голов и непромысловой мелочи. Напряженно трудился в истекшем рейсе экипаж траулера «Стрелок». Работать приходилось в трудных ус­ ловиях. Весь штурманский состав и некоторые механики пошли на этом корабле в первый раз. Были нович­ ки и среди членов палубной и ма­ шиннойкоманд. Но за короткий срок люди сработались. Мастер по добыче рыбы Алексей Мефодьевич Гурьев, свыше двадцати четырех лет проработавший на судах тралового флота, добился безаварий­ ной работы орудий лова. Каждую свободную минуту тов. Гурьев и его помощники уделяли починке тралов. Когда была возможность, мастерам по добыче рыбы приходили на по­ мощь матросы. А тов. Гурьев с по­ мощниками, в свою очередь, при необходимости выходили на уборку рыбы. На траулере «Стрелок» Алексей Мефодьевич Гурьев поправу считает­ ся однимиз передовых производст­ венников. Он также зарекомендовал себя рачительным хозяином. В минувшем рейсе хорошую оцен­ ку своей работы заслужил радист тов. Селевин. На этом судне он был первый рейс. Его предшественник вывел из строя аппаратуру. Много пришлось тов. Селевину приложить труда, чтобы привести ее в надле­ жащее состояние, обеспечить беспе­ ребойную радиосвязь. За добросо­ вестную работу капитан судна объя­ вил тов. Селевину благодарность и премировал его. В этом же рейсе приказом по суд­ ну была объявлена благодарность машинисту тов. Моначинскому, боц­ ману тов. Калинину, старшему коче- \ гару тов. Сычеву, кочегару тов. Ма­ карову, матросу тов. Лобастову- Волосникову, консервному мастеру тов. Баронскому и ученику консерв­ щика тов. Бершову. Лучше других разделывал рыбу в прошедшем рейсе матрос первого класса тов. Арсеньев. В прошлом за нарушение дисциплины на тов. Арсеньева было наложено взыскание — строгий выговор. За хорошую и добросовестную работу, образцо­ вое поведение приказом капитана взыскание с тов. Арсеньева снято. Моряков, которые самоотвержен­ нымтрудом искупили свою вину за допущенные ранее проступки, на траулере «Стрелок» несколько. Взять к примеру матроса первого класса тов. Старовойтова. Был такой слу­ чай, когда вахта, возглавляемая тов. Старовойтовым, опоздала на работу. За это на Старовойтова было нало­ жено дисциплинарное взыскание. В этомрейсе оно снято. И этого тов. Старовойтов заслужил упорным тру­ дом, честным отношением к выпол­ нению порученного дела. Траулер «Стрелок» — один из первых в траловом флоте, который совершил месячный рейс, восполь­ зовавшись услугами лихтера. Рейс этого корабля свидетельствует о том, что моряки могут доставлять в порт рыбы больше, если станут произво­ дить бункеровку с лихтера. Но эки­ паж «Стрелка» выражает справед­ ливое недовольство неоперативной работойруководства флота, которое мало заботится об удовлетворении насущных запросов рыбаков. Когда траулер получил разрешение отпра­ виться к лихтеру под бункеровку, в управление флота была дана радио­ грамма, в которой говорилось о необ­ ходимости доставить на «Стрелок» с любым попутным траулером про­ дукты. Но в ответ на это из управ­ ления тралового флота была по­ лучена радиограмма, в которой го­ ворилось, чтобы хлеб был принят на лихтере «Яренга». А о других про­ дуктах, которые запрашивали моря­ ки, в радиограмме ничего не было сказано. И только потому, что эки­ паж лихтера «Яренга» поделился с моряками траулера «Стрелок» частью своих запасов продовольствия, рейс можно было продолжать, Бункеровка траулеров у лихтеров — ценное и полезное начинание. Нужно только поставить дело таким образом, чтобы моряки могли полу­ чать там не только воду и уголь, но и все необходимое продовольствие. А этого не было. 3. ВАГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz