Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 111 (195) 17 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Р Ы Б А К И М У Р М А Н А ! ПРИВЕДЕМ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА РЫБЫ! ☆ За 3.800 центнеров сельди сверх плана 2G августа — знаменательная да­ та для моряков среднего рыболовного траулера М 833. В этот деньв 10 часов утра на борт были подняты и уложены в бочки последние кило­ граммы рыбывсчет годового плана, а во второй половине дня подняты последние килограммы сельди в счет выполнения плана третьего квартала. У моряков есть чем гордиться. Вы­ ходя на промысел, каждый думал, как бы быстрее выполнить план. За первые девять дней пребывания судна на промысле было выловлено около 800 центнеров сельди. Еще на пути к месту лова капитан тов. Яковлев и его помощники внима­ тельно изучали промысловые сводки, чтобы выбрать место для лова. Об­ становка в районе, где находится весь флот, была явно неудовлетвори­ тельная. Поэтому тов. Яковлев ре­ шил идтив северо-восточный район, где поисковое судно «Кораблестрои­ тель» имелонеплохие уловы. В это время матросы во главе с дрифмей- стером тов. Ивановым готовили дрифтерное вооружение. Первые дни работы в северо-во- сточном районе дали хорошие ре­ зультаты. За пять днейбыло вылов­ лено 400 центнеров сельди. Несмот­ ря на то, что значительная часть матросов впервые вышла на промы­ сел, люди быстро справлялись с уборкой рыбы. Мастер по обработке рыбы тов. Плахов сумел правильно расставить силы на обработке рыбы. 19 августа, например, улов в 200 центнеров был обработан за 15 часов. Следуя за ходом рыбы, наш ко­ рабль подошел в район, где находи­ лось значительное количество судов флота. Все это время уловы были хорошими. Таких успехов экипаж нашего судна добился благодаря развернуто­ му социалистическому соревнованию среди всех моряков. Каждый член экипажа имеетиндивидуальные обя­ зательства, люди однойпрофессии со­ ревнуются между собой. Судовойко­ митет(профорг боцман тов. Попов) регулярно подводит итоги соревнова­ ния, лучшие люди заносятся на До­ ску почета. На всех участках у нас имеются комсомольско-молодежные посты, ко­ торые следят за качеством работ. Следует отметить хорошую рабо­ ту в августе матросов тт. Великано­ ва, Корсакова, Тарасова, помощника дрифмейстера тов. Мышкина, рыб- мастсра тов. Плахова, помощников капитана тт. Евсеева, Петунина, ме­ хаников тт. Кононова, Романова. Вкусно, питательно готовит пищу для моряков повар тов. Гапонов, кото­ рыйпользуется всеобщим уважением на судне. Радист тов. Трухин надежно обес­ печивает связь не только с промыс­ ловыми судами, но и с берегом. На­ ходясь вдали от родных берегов, мо­ ряки чувствуют повседневную забо­ ту, которую проявляют о них пар­ тия и правительство. Приятно после работы зайти в кают-кампанию судна. Здесь чисто, уютно, вывешены стенгазета, лозун­ ги, плакаты, имеется художествен­ ная и политическая литература. Часто проводятся лекции, беседы, демонстрируются кинофильмы. Так, за полмесяца для моряков прочитаны лекции: «О международном положе­ нии», «Религиозные суеверия и их вред», «О здоровом бытесреди насе­ ления». Просмотрены кинокартины: «Их было пятеро», «Варвары», «Мо­ лодойКарузо», «Вернись в Соренто» и другие. На собрании, посвященном выпол­ нению годового плана добычи сель­ ди, моряки пересмотрели ранее при­ нятое обязательство и приняли но­ вое, повышенное: выловить до конца года еще 3800 центнеров сельди. Экипаж вызвал на соревнование' пе­ редовой корабль флота средний трау­ лер № 837. Моряки нашего траулера сейчас прилагают все силы к тому, чтобы повышенное обязательство бы­ ло также претворено в жизнь. И. СЕРЕДИН. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота. Северная Атлантика. ☆ Так было потеряно четверо суток РЕЗУЛЬТАТЫ НЕОПЕРАТИВНОГО РУКОВОДСТВА ФЛОТОМ Траулер «Латвия» промышлял на Демидовской банке. Вскоре капитану доложили, что кончается запас угля. Из управления флота сообщили, что­ бы корабль снимался с промысла п направился в район Кильдина. Там у Могильного должен был находиться лихтер «Яренга» с запасом угля. На переход к этому месту было затраче­ но полтора суток. Но когда «Латвия» подошла к месту, где должен был на­ ходиться лихтер «Яренга», его там не оказалось. Из управления ;на запрос с судна поступило снова распоряжение следо­ вать в Тюва-губу. Когдапришли ту­ да, то перед нами уже стояли в оче­ реди два траулера. Чтобы погрузить уголь на эти суда, нужно было по­ тратить сутки. На бункеровку наше­ го корабля потребовалось быполови­ на суток. Капитан запросил добро зайти на Угольную базу. Этимсудно сэкономи­ ло бымного времени. Но вместо раз­ решения из управления поступило распоряжение отбуксировать лихтер «Яренга» на рейд. В связи с этим былопотрачено также около суток. Таким образом, траулер «Латвия», чтобыпополнить запас угля, потерял около четырех суток. За это время мы могли, бывыловить 40— 50 тонн рыбы и доставить в порт не 174 тонны, а больше 200 тАнн рыбы. Все это говорит о том, что в уп­ равлении тралового флота работают неоперативно. Нужно было сразу дать разрешение следовать на Уголь­ ную базу, тогда не пришлось бы по­ пусту тратить время. Из-за этого промысловое время потеряло нетоль­ ко наше судно. Такая же участь по­ стигла и траулеры «Сельдь», «Не­ нец», «Жемчуг», «Челябинск», «Молдавия», «Магнитогорск». Руко­ водителям тралового флота не меша­ ло бы подсчитать, сколько тонн ры­ бы могли бы выловить эти корабли за период напрасно потраченного времени? П. РЯЗАНОВ. Мастер по рыбообработке траулера «Латвия». ☆ ☆ Промысел не прекращался Рыболовный траулер «Рига» вел промысел в прибрежном районе. Трал поднимал на палубу богатые уловы. Моряки быстро и ловко разделывали рыбу, засольщики бережно уклады­ вали ее в трюмы, солили. Количест­ во выловленной рыбы все возрастало. Но вот на мостик к капитану под­ нялся старший механик тов. Ка­ занцев. — Юрий Иванович, — тихо про­ говорил он, обращаясь к капитану,— опять котел подвел, секции вышли из строя. Что делать будем? Старший механик Казанцев, каза­ лось, угадал мысли капитана. — Юрий Иванович, разрешите устранить неисправность на ходу. Ведь были в практике такие случаи. Не будем же из-за этого прекращать промысел? Разрешение было получено. — Ну, ребята, — спустившись в котельное отделение, окликнул он кочегаров и машиниста, — будем ре­ монтировать. Помогайте мне. Товарищи по знаку Казанцева принесли ватную фуфайку, зимнюю шапку, валенки, обильно намочили все это водой. Старший механик об­ лачился в такую одежду и подошел к люку, ведущему в огневую камеру котла. Кочегары закрыли поддувало, прекратили шуровать топки. Но все равно в огневой камере парил горя­ чий воздух. Казанцева облили еще раз водойи он, захватив с собойне­ обходимый инструмент, полез в люк. Лицо и телодаже через намокшие !шапку, фуфайку и валенки обдавало жаром. Но он это терпеливо перено­ сил. Вот и вышедшая из строя сек­ ция. Старший механик сразу понял в чемдело. В секции лопнули труб­ ки. Нужно было выключить секцию и поставить в трубки заглушки. Одна­ ко оставаться здесь дальше былоуже невозможно. Он вылез. Его опять об­ лили водой, и он снова скрылся в люке. Товарищи с напряжением ожи­ дали, готовые в любую минуту прит- ти к нему на помощь. Через некото­ рое время Казанцев опять вылез из камеры котла, облился водой. Так. продолжалось четыре часа. Наконец, измученный непосильным трудом, но удовлетворенный своим делом старший механик Иван Степа­ нович Казанцев сбросил с себя уже пожелтевшее от жары тряпье, уста­ ло улыбнулся и сказал кочегару: — Ну вот, теперь все в порядке. А на верхней палубе трудились матросы, даже и не подозревая о том, что делалось в это время в котель­ ном отделении. Промысел не прекра­ щался! Е. КАРАЧЕВСКИИ. Пре одолевая ТРАУЛЕР «СТАЛИН». (По радио). Коллектив нашего корабля прила­ гает все свои силы для того, чтобы дать нашей Родине больше рыбных продуктов. 12 сентября мы добились производственной победы — завер­ шили выполнение квартального пла­ на по всем видам субпродуктов. В этомрейсе мывстретились с ря- ' дом трудностей: недостаточная сырь- |евая база, в уловах очень много мел­ кой рыбы, свежая погода подчас за­ трудняла промысел. Однако моряки I принимают все меры, чтобы обеспе- iчить выполнение дополнительного I правительственного задания на вто- Iрое полугодие в размере 1800 цент- . неров. Особенно хорошо работает утили­ затор тов. Куликов. Рейсовое задание он перевыполнил в два раза. Образ­ цы труда показывают матросы трудности т т . Прохоров, Озерков, Харанов, ко­ чегар тов. Попов, боцман тов. Зама- рин, третиймеханик тов. Истомин и другие. Вахты соревнуются за быстрый спуск и подъем трала и улучшение режима траления. Агитаторы корабля проводят сре­ ди личного состава беседы. Так, на­ пример, капитан тов. Бронзов провел беседыо моральном облике советско­ го моряка. Он призвал членов экипа­ жа ликвидировать простои корабля в порту, поднять трудовую дисцип­ лину. Агитатор тов. Шелудько про­ вел беседу на тему: «Больше рыбы и рыбнойпродукции стране». Агита­ ционно-массовая работа способствует мобилизации личного состава на вы­ полнение годового плана. Поягаолнт В. СОБОЛЕВ. Пути перевыполнения задания по вылову сельди в Северной Атлантике Положение с выполнением плана вылова на сельдяном промысле в морях Северной Атлантики послед­ ние два месяца было явно неблаго­ получным. По состоянию на 1 сен­ тября текущего года общий недолов по Мурманской флотилии сельдяной экспедиции составил более 70 тысяч центнеров. Образовавшийся пролов сельди был обусловлен ошибками, допущен­ нымируководством экспедиции, ко­ торое не учло особенности нынеш­ него года. В этом году, в связи с боле ранним продвижением основ­ ной массы старших категорий сель­ ди на откорм в северном направле­ нии, а также весьма бедной кор­ мовой базой, сырьевая база промыс­ ла к концу июня продвинулась в район Западного Шпицбергена. Отсутствие разведки в северных районах привело к весьма большому отставанию флота. Сельдяная экспе­ диция в течение июля и августа изо дня в день не выполняла планового вылова, а общий недолов все более и более увеличивался. Только начи­ ная с конца августа, основные про­ мысловые концентрации сельди ста­ ли постепенно отходить из северных районов, сырьевая база улучшилась и производительность лова резко увеличилась. Теперь до конца года условия бу­ дут благоприятными для промысла и имеется полная возможность не только выполнить государственный план, но и перевыполнить дополни­ тельное правительственное задание по вылову сельди. Имеется очень много резервов, использование кото­ рых позволит достигнуть необходи­ мой производительности промысла. Крупным резервом является сни­ жение пустых дрейфов, которые имеют место вследствие того, что происходит смещение промысловых скоплений в смежные районы, не ох­ ваченные ловом. Уменьшение безре­ зультатных дрейфов в таких слу­ чаях является вполне возможным только при широком развертывании исследовательской работы, а также организации подлинной разведки и повышении опыта судовождения. Однако до сих пор насущные- воп­ росы, обуславливающие действен­ ность разведки сельди, остаются неразрешенными. Так, явно непра­ вильно установлена система оплаты труда^ поисковых кораблей и потому общий заработок поисковиков за се­ зон получается значительно ниже среднего заработка промысловых команд. Для того, чтобы поисковые корабли могли активно и широко проводить разведку сельди, система оплаты труда должна быть построе­ на с учетом заинтересованности команд этих кораблейв выполнении и перевыполнении общего плана вы­ лова как в отдельные месяцы, так и за год в целом. Необходимо вырабо­ тать такую систему оплаты, чтобы поисковики большую часть времени занимались поисками и обследова­ нием районов, а в случае большого улова им было бы выгодно переда­ вать контрольные порядки ближай­ шему промысловому кораблю, имею­ щему слабый улов. Не менее крупным резервом яв­ ляется также возможное увеличение количества обрабатываемых сетей при лове вожаком снизу и в еще большей степени при лове вожаком поверху. Главная причина большого снижения количества обрабатывае­ мых сетей в осенне-зимние месяцы кроется в том, что почти на всех судах отсутствуют хорошие прожек­ торы, вследствие чего выметывается не более 40—50 сетей, чтобы мож­ но былопри большом улове выбрать весь порядок сетей засветло. Нужно приложить все усилия к тому, что­ бы обеспечить каждое судно двумя прожекторами — один для освеще­ ния палубы, а второй должен быть обязательно лучевым, направленного действия, для освещения дрифтер­ ного порядка при выборке его ночью. Уменьшение количества сетей в порядке часто зависит от недостатка светящихся буев, которые крайне необходимы при наблюдении в штормовую погоду. Поэтому все плавбазы, отправляющиеся в район промысла в осенне-зимний период, должны иметьсветящиеся буи для снабжения ими промысловых судов. Чрезвычайно большое значение для перевыполнения планового зада­ ния по вылову сельди в оставшийся короткий период до конца года должно иметь бесперебойное обслу­ живание промысла плавбазами. Не­ обходимо принять решительные ме­ ры к тому, чтобы предотвратить уг­ розу большой потери промыслового времени из-за ожидания разгрузки судов. Вместе с тем следует тщательно готовить плавбазы к отправке в район промысла, чтобы на них было погружено все необходимое для полного обслуживания промысловых jсудов. В прошлом году большая по­ теря промыслового времени была :допущена из-за некомплектного снабжения, в результате чего для (получения полного снабжения судам jприходилось подходить к несколь- !ким плавбазам и в каждом случае (терять много времени в ожидании очереди. Особенно важно обеспечить снаб­ жение промыслового флота всем не­ обходимым для глубинного лова сельди дрифтерными сетями с вожа­ ком поверху. С этойцелью нужно в срочном порядке отправить в район промысла потребное количество тросов для поводцов и так называе­ мого «проводника» между кухтыля- ми каждойсети, а также вполне до­ статочное количество грузиков, что­ бы можно былоперевооружить весь промысел на глубинный лов. Весьма большим резервом при по­ вышении производительности глу­ бинного лова может быть широкое внедрение в практику, промысла высокостенных сетей, опыт приме* нения которых в прошлом году ка­ питаном Семеновым на среднем тра­ улере «Орочен» показал увеличение уловистости таких сетей во много раз против обычных, используемых промысловым флотом в данный мо­ мент. Резервы сельдяного промысла чрезвычайно велики. Наиболее пол­ ное использование их при творче­ ском взаимодействии береговых снабженческих предприятий с про­ мыслом поможет морякам сельдяно­ го флота перевыполнить правитель­ ственное задание по вылову сельди в промысловых районах Северной Атлантики. И. ЮДАНОВ. Старший научный сотруд­ ник ПИНРО, кандидат био­ логических наук ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz