Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.
№ 111 (195) 17 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Р Ы Б А К И М У Р М А Н А ! ПРИВЕДЕМ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА РЫБЫ! ☆ За 3.800 центнеров сельди сверх плана 2G августа — знаменательная да та для моряков среднего рыболовного траулера М 833. В этот деньв 10 часов утра на борт были подняты и уложены в бочки последние кило граммы рыбывсчет годового плана, а во второй половине дня подняты последние килограммы сельди в счет выполнения плана третьего квартала. У моряков есть чем гордиться. Вы ходя на промысел, каждый думал, как бы быстрее выполнить план. За первые девять дней пребывания судна на промысле было выловлено около 800 центнеров сельди. Еще на пути к месту лова капитан тов. Яковлев и его помощники внима тельно изучали промысловые сводки, чтобы выбрать место для лова. Об становка в районе, где находится весь флот, была явно неудовлетвори тельная. Поэтому тов. Яковлев ре шил идтив северо-восточный район, где поисковое судно «Кораблестрои тель» имелонеплохие уловы. В это время матросы во главе с дрифмей- стером тов. Ивановым готовили дрифтерное вооружение. Первые дни работы в северо-во- сточном районе дали хорошие ре зультаты. За пять днейбыло вылов лено 400 центнеров сельди. Несмот ря на то, что значительная часть матросов впервые вышла на промы сел, люди быстро справлялись с уборкой рыбы. Мастер по обработке рыбы тов. Плахов сумел правильно расставить силы на обработке рыбы. 19 августа, например, улов в 200 центнеров был обработан за 15 часов. Следуя за ходом рыбы, наш ко рабль подошел в район, где находи лось значительное количество судов флота. Все это время уловы были хорошими. Таких успехов экипаж нашего судна добился благодаря развернуто му социалистическому соревнованию среди всех моряков. Каждый член экипажа имеетиндивидуальные обя зательства, люди однойпрофессии со ревнуются между собой. Судовойко митет(профорг боцман тов. Попов) регулярно подводит итоги соревнова ния, лучшие люди заносятся на До ску почета. На всех участках у нас имеются комсомольско-молодежные посты, ко торые следят за качеством работ. Следует отметить хорошую рабо ту в августе матросов тт. Великано ва, Корсакова, Тарасова, помощника дрифмейстера тов. Мышкина, рыб- мастсра тов. Плахова, помощников капитана тт. Евсеева, Петунина, ме хаников тт. Кононова, Романова. Вкусно, питательно готовит пищу для моряков повар тов. Гапонов, кото рыйпользуется всеобщим уважением на судне. Радист тов. Трухин надежно обес печивает связь не только с промыс ловыми судами, но и с берегом. На ходясь вдали от родных берегов, мо ряки чувствуют повседневную забо ту, которую проявляют о них пар тия и правительство. Приятно после работы зайти в кают-кампанию судна. Здесь чисто, уютно, вывешены стенгазета, лозун ги, плакаты, имеется художествен ная и политическая литература. Часто проводятся лекции, беседы, демонстрируются кинофильмы. Так, за полмесяца для моряков прочитаны лекции: «О международном положе нии», «Религиозные суеверия и их вред», «О здоровом бытесреди насе ления». Просмотрены кинокартины: «Их было пятеро», «Варвары», «Мо лодойКарузо», «Вернись в Соренто» и другие. На собрании, посвященном выпол нению годового плана добычи сель ди, моряки пересмотрели ранее при нятое обязательство и приняли но вое, повышенное: выловить до конца года еще 3800 центнеров сельди. Экипаж вызвал на соревнование' пе редовой корабль флота средний трау лер № 837. Моряки нашего траулера сейчас прилагают все силы к тому, чтобы повышенное обязательство бы ло также претворено в жизнь. И. СЕРЕДИН. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота. Северная Атлантика. ☆ Так было потеряно четверо суток РЕЗУЛЬТАТЫ НЕОПЕРАТИВНОГО РУКОВОДСТВА ФЛОТОМ Траулер «Латвия» промышлял на Демидовской банке. Вскоре капитану доложили, что кончается запас угля. Из управления флота сообщили, что бы корабль снимался с промысла п направился в район Кильдина. Там у Могильного должен был находиться лихтер «Яренга» с запасом угля. На переход к этому месту было затраче но полтора суток. Но когда «Латвия» подошла к месту, где должен был на ходиться лихтер «Яренга», его там не оказалось. Из управления ;на запрос с судна поступило снова распоряжение следо вать в Тюва-губу. Когдапришли ту да, то перед нами уже стояли в оче реди два траулера. Чтобы погрузить уголь на эти суда, нужно было по тратить сутки. На бункеровку наше го корабля потребовалось быполови на суток. Капитан запросил добро зайти на Угольную базу. Этимсудно сэкономи ло бымного времени. Но вместо раз решения из управления поступило распоряжение отбуксировать лихтер «Яренга» на рейд. В связи с этим былопотрачено также около суток. Таким образом, траулер «Латвия», чтобыпополнить запас угля, потерял около четырех суток. За это время мы могли, бывыловить 40— 50 тонн рыбы и доставить в порт не 174 тонны, а больше 200 тАнн рыбы. Все это говорит о том, что в уп равлении тралового флота работают неоперативно. Нужно было сразу дать разрешение следовать на Уголь ную базу, тогда не пришлось бы по пусту тратить время. Из-за этого промысловое время потеряло нетоль ко наше судно. Такая же участь по стигла и траулеры «Сельдь», «Не нец», «Жемчуг», «Челябинск», «Молдавия», «Магнитогорск». Руко водителям тралового флота не меша ло бы подсчитать, сколько тонн ры бы могли бы выловить эти корабли за период напрасно потраченного времени? П. РЯЗАНОВ. Мастер по рыбообработке траулера «Латвия». ☆ ☆ Промысел не прекращался Рыболовный траулер «Рига» вел промысел в прибрежном районе. Трал поднимал на палубу богатые уловы. Моряки быстро и ловко разделывали рыбу, засольщики бережно уклады вали ее в трюмы, солили. Количест во выловленной рыбы все возрастало. Но вот на мостик к капитану под нялся старший механик тов. Ка занцев. — Юрий Иванович, — тихо про говорил он, обращаясь к капитану,— опять котел подвел, секции вышли из строя. Что делать будем? Старший механик Казанцев, каза лось, угадал мысли капитана. — Юрий Иванович, разрешите устранить неисправность на ходу. Ведь были в практике такие случаи. Не будем же из-за этого прекращать промысел? Разрешение было получено. — Ну, ребята, — спустившись в котельное отделение, окликнул он кочегаров и машиниста, — будем ре монтировать. Помогайте мне. Товарищи по знаку Казанцева принесли ватную фуфайку, зимнюю шапку, валенки, обильно намочили все это водой. Старший механик об лачился в такую одежду и подошел к люку, ведущему в огневую камеру котла. Кочегары закрыли поддувало, прекратили шуровать топки. Но все равно в огневой камере парил горя чий воздух. Казанцева облили еще раз водойи он, захватив с собойне обходимый инструмент, полез в люк. Лицо и телодаже через намокшие !шапку, фуфайку и валенки обдавало жаром. Но он это терпеливо перено сил. Вот и вышедшая из строя сек ция. Старший механик сразу понял в чемдело. В секции лопнули труб ки. Нужно было выключить секцию и поставить в трубки заглушки. Одна ко оставаться здесь дальше былоуже невозможно. Он вылез. Его опять об лили водой, и он снова скрылся в люке. Товарищи с напряжением ожи дали, готовые в любую минуту прит- ти к нему на помощь. Через некото рое время Казанцев опять вылез из камеры котла, облился водой. Так. продолжалось четыре часа. Наконец, измученный непосильным трудом, но удовлетворенный своим делом старший механик Иван Степа нович Казанцев сбросил с себя уже пожелтевшее от жары тряпье, уста ло улыбнулся и сказал кочегару: — Ну вот, теперь все в порядке. А на верхней палубе трудились матросы, даже и не подозревая о том, что делалось в это время в котель ном отделении. Промысел не прекра щался! Е. КАРАЧЕВСКИИ. Пре одолевая ТРАУЛЕР «СТАЛИН». (По радио). Коллектив нашего корабля прила гает все свои силы для того, чтобы дать нашей Родине больше рыбных продуктов. 12 сентября мы добились производственной победы — завер шили выполнение квартального пла на по всем видам субпродуктов. В этомрейсе мывстретились с ря- ' дом трудностей: недостаточная сырь- |евая база, в уловах очень много мел кой рыбы, свежая погода подчас за трудняла промысел. Однако моряки I принимают все меры, чтобы обеспе- iчить выполнение дополнительного I правительственного задания на вто- Iрое полугодие в размере 1800 цент- . неров. Особенно хорошо работает утили затор тов. Куликов. Рейсовое задание он перевыполнил в два раза. Образ цы труда показывают матросы трудности т т . Прохоров, Озерков, Харанов, ко чегар тов. Попов, боцман тов. Зама- рин, третиймеханик тов. Истомин и другие. Вахты соревнуются за быстрый спуск и подъем трала и улучшение режима траления. Агитаторы корабля проводят сре ди личного состава беседы. Так, на пример, капитан тов. Бронзов провел беседыо моральном облике советско го моряка. Он призвал членов экипа жа ликвидировать простои корабля в порту, поднять трудовую дисцип лину. Агитатор тов. Шелудько про вел беседу на тему: «Больше рыбы и рыбнойпродукции стране». Агита ционно-массовая работа способствует мобилизации личного состава на вы полнение годового плана. Поягаолнт В. СОБОЛЕВ. Пути перевыполнения задания по вылову сельди в Северной Атлантике Положение с выполнением плана вылова на сельдяном промысле в морях Северной Атлантики послед ние два месяца было явно неблаго получным. По состоянию на 1 сен тября текущего года общий недолов по Мурманской флотилии сельдяной экспедиции составил более 70 тысяч центнеров. Образовавшийся пролов сельди был обусловлен ошибками, допущен нымируководством экспедиции, ко торое не учло особенности нынеш него года. В этом году, в связи с боле ранним продвижением основ ной массы старших категорий сель ди на откорм в северном направле нии, а также весьма бедной кор мовой базой, сырьевая база промыс ла к концу июня продвинулась в район Западного Шпицбергена. Отсутствие разведки в северных районах привело к весьма большому отставанию флота. Сельдяная экспе диция в течение июля и августа изо дня в день не выполняла планового вылова, а общий недолов все более и более увеличивался. Только начи ная с конца августа, основные про мысловые концентрации сельди ста ли постепенно отходить из северных районов, сырьевая база улучшилась и производительность лова резко увеличилась. Теперь до конца года условия бу дут благоприятными для промысла и имеется полная возможность не только выполнить государственный план, но и перевыполнить дополни тельное правительственное задание по вылову сельди. Имеется очень много резервов, использование кото рых позволит достигнуть необходи мой производительности промысла. Крупным резервом является сни жение пустых дрейфов, которые имеют место вследствие того, что происходит смещение промысловых скоплений в смежные районы, не ох ваченные ловом. Уменьшение безре зультатных дрейфов в таких слу чаях является вполне возможным только при широком развертывании исследовательской работы, а также организации подлинной разведки и повышении опыта судовождения. Однако до сих пор насущные- воп росы, обуславливающие действен ность разведки сельди, остаются неразрешенными. Так, явно непра вильно установлена система оплаты труда^ поисковых кораблей и потому общий заработок поисковиков за се зон получается значительно ниже среднего заработка промысловых команд. Для того, чтобы поисковые корабли могли активно и широко проводить разведку сельди, система оплаты труда должна быть построе на с учетом заинтересованности команд этих кораблейв выполнении и перевыполнении общего плана вы лова как в отдельные месяцы, так и за год в целом. Необходимо вырабо тать такую систему оплаты, чтобы поисковики большую часть времени занимались поисками и обследова нием районов, а в случае большого улова им было бы выгодно переда вать контрольные порядки ближай шему промысловому кораблю, имею щему слабый улов. Не менее крупным резервом яв ляется также возможное увеличение количества обрабатываемых сетей при лове вожаком снизу и в еще большей степени при лове вожаком поверху. Главная причина большого снижения количества обрабатывае мых сетей в осенне-зимние месяцы кроется в том, что почти на всех судах отсутствуют хорошие прожек торы, вследствие чего выметывается не более 40—50 сетей, чтобы мож но былопри большом улове выбрать весь порядок сетей засветло. Нужно приложить все усилия к тому, что бы обеспечить каждое судно двумя прожекторами — один для освеще ния палубы, а второй должен быть обязательно лучевым, направленного действия, для освещения дрифтер ного порядка при выборке его ночью. Уменьшение количества сетей в порядке часто зависит от недостатка светящихся буев, которые крайне необходимы при наблюдении в штормовую погоду. Поэтому все плавбазы, отправляющиеся в район промысла в осенне-зимний период, должны иметьсветящиеся буи для снабжения ими промысловых судов. Чрезвычайно большое значение для перевыполнения планового зада ния по вылову сельди в оставшийся короткий период до конца года должно иметь бесперебойное обслу живание промысла плавбазами. Не обходимо принять решительные ме ры к тому, чтобы предотвратить уг розу большой потери промыслового времени из-за ожидания разгрузки судов. Вместе с тем следует тщательно готовить плавбазы к отправке в район промысла, чтобы на них было погружено все необходимое для полного обслуживания промысловых jсудов. В прошлом году большая по теря промыслового времени была :допущена из-за некомплектного снабжения, в результате чего для (получения полного снабжения судам jприходилось подходить к несколь- !ким плавбазам и в каждом случае (терять много времени в ожидании очереди. Особенно важно обеспечить снаб жение промыслового флота всем не обходимым для глубинного лова сельди дрифтерными сетями с вожа ком поверху. С этойцелью нужно в срочном порядке отправить в район промысла потребное количество тросов для поводцов и так называе мого «проводника» между кухтыля- ми каждойсети, а также вполне до статочное количество грузиков, что бы можно былоперевооружить весь промысел на глубинный лов. Весьма большим резервом при по вышении производительности глу бинного лова может быть широкое внедрение в практику, промысла высокостенных сетей, опыт приме* нения которых в прошлом году ка питаном Семеновым на среднем тра улере «Орочен» показал увеличение уловистости таких сетей во много раз против обычных, используемых промысловым флотом в данный мо мент. Резервы сельдяного промысла чрезвычайно велики. Наиболее пол ное использование их при творче ском взаимодействии береговых снабженческих предприятий с про мыслом поможет морякам сельдяно го флота перевыполнить правитель ственное задание по вылову сельди в промысловых районах Северной Атлантики. И. ЮДАНОВ. Старший научный сотруд ник ПИНРО, кандидат био логических наук ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz