Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.
2 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н №111 (195) 17 сентября 1954 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Когда забывают о главном Экипаж траулера «Севгосрыб- трест» справляется с выполнением рейсовых заданий вылова рыбы. Но достижения коллектива в промысло вой работе могли быть значительно лучшими, если бы партийная орга низация (секретарь тов. Гаврилин) в своей практической работе по стоянно вскрывала причины, меша ющие успешному выполнению и пе ревыполнению производственных за даний, нацеливала экипаж на уст ранение этих недостатков. Факты говорят о том, что партий ная организация зачастую проходит мимо главного в партийной работе, не учитывает вопросов, выдвигае мых жизнью. На обсуждение комму нистов неоднократно ставились воп росу производственной работы, ук репления трудовой дисциплины и ряд других. Но эти собрания прово дились без должной подготовки. По этому на них не делалось правиль ного и глубокого анализа причин, порождающих недостатки, не вскры вались конкретные виновники. Не случайно, что решения, принимае мые на собраниях, носили общийха рактер и не способствовали подня тию уровня организационной и пар тийно-политической работы. После собраний положение оставалось по- старому, ничего не изменялось. Вот конкретные примеры. На соб раниях часто говорилось о необхо димости укрепить дисциплину, улуч шить организацию труда. Между тем, до сих пор наблюдаются слу чаи недисциплинированности, опоз дания выхода на работу со стороны отдельных членов экипажа. Не еди ничны случаи и аварий в работе с орудиями лова. Так, в последнем рейсе по вине бывшего мастера по добыче рыбы Майорова было допу щено несколько завертов трала. За верти трала происходят и от невни мательности, и от халатного отно шения к исполнению своих служеб ных обязанностей со стороны штур манского состава, в особенности по вине старшего помощника капитана Гнедунец. Все это приводит к простоям, к большим потерям промыслового вре мени, к недолову сотен центнеров рыбы. Однако эти факты не встре вожили партийную организацию. Она попрежнему не осуществляет должного контроля за деятельностью администрации, остается безразлич ной к существенным недостаткам в организации труда, в производствен ном обучении молодых моряков. В запущенном состоянии находит ся и важнейший участок — полити ко-воспитательная работа с личным составом. Отдельные моряки не зна ют даже о событиях, происходящих в родной стране и за рубежом. Это и неудивительно. Лекции и докла ды на политические темы организу ются от случая к случаю. К прове дению их не привлекается команд ный состав, имеющий достаточную теоретическую подготовку. Да и сам секретарь парторганизации тов. Гав рилин уже длительное время не вы ступил перед моряками с докладами. Политинформации, беседы прово дятся крайнередко. Посещение их низкое. По существу морякам нече го на них делать, гак как тематика политинформаций и бесед носит со вершенно случайный характер, не увязывается с задачами, стоящими перед коллективом в деле увеличе ния добычи рыбы. Являясь руководителем агиткол лектива, тов. Гаврилин не руково дит агитаторами. Он не оказывает им помощи в подборе литературы, не подсказывает, как лучше прове сти беседу, на что необходимо боль ше обратить внимания. Не мобилизует моряков на само отверженный труд, на выполнение задач, поставленных Советом Мини стров на второе полугодие и нагляд ная агитация. В салоне висят ло зунги, содержание которых не отве чает требованиям сегоднящнего дня. Так, до сих пор висит лозунг, при зывающий коллектив не допускать лежания судна в дрейфе. Спраши вается, к чему призывает этот ло зунг? Ведь наступил период, когда уловы рыбынизкие, когда успех ре шает максимальное увеличение су точного режима тралирования. Борьба с пьянством, с наруше ниями трудовой дисциплины не но сит конкретного и целеустремлен ного характера и, как правило, не приносит должных результатов. Так, в одном из рейсов не явился к отходу помощник мастера по добыче Дьячков. По возвращению его на корабль этот возмутительныйпосту пок не получил должной оценки со стороны парторганизации, не встре тил осуждения со стороны личного состава. Покровительственное отношение к дезорганизаторам производства, ! пьяницам порождает и ряд других недостатков. Во время стояцок в порту отдельныеморяки считают ■ нормальным появляться в рабочее время в пьяном виде, а то и попро- ;сту не приходить на работу. Неудовлетворительный контроль парторганизации над хозяйственной деятельностью администрации, пло- хое состояние воспитательной рабо- Iты в известной степени сказались на результатах промысловой работы судна, которые могли быть значи тельно лучше. Секретарю парторганизации неод нократно указывалось, что партий ная^ организация в своей практиче ской работе зачастую проходит мимо главных, решающих вопросов, не использует многообразия форм и ме тодов организаторской и воспита тельной работы по мобилизации кол лектива на успешное выполнение производственных заданий.Но пока положение в партийной организации траулера «Севгосрыбтрест» остается без перемен. Н. РЯБИНИН. На стройнах пятой пятилетии « Г .- Строители Камского гидроузла подводят первые итоги своего труда. Уже сдан в эксплуатацию судоходный шлюз. В сентябре две турбины гидроэлектростанции да дут промышленный ток. Сейчас навешиваются провода высоковол ьтной линии Молотов — Свердловск. На снимке: общий вид водосливной плотины Камской гидроэлектростанции. Фото Б. Визуля. Прессклише ТАСС. Л ю д и н аше г о б а с с е й н а М О Р С К А Я П Р О Ф Е С С И Я рыболовного Действенная наглядная агитация Партийная организация траулера «Касатка» серьезное внимание уде ляет мобилизации коллектива на ус пешное решение задач, поставлен ных правительством перед рыбаками Мурманского бассейна на второе по лугодие. Большое значение в этой работе придается нагляднойагита ции. В красочно оформленных лозун гах, плакатах, в стенойпечати под робно отражается многогранная жизнь экипажа. Парторганизация не ограничивается общими призывами. Каждое хорошее начинание в коллек тиве, каждый промах в работе сразу становится достоянием всех моряков, через стенную газету, бюллетень, плакат-«молнию». На самом видном месте в судовой столовойвисит на красном щите со циалистическое обязательство эки пажа на 1954 год. Рядом с ним вы- вешаны обязательства каждой вах ты. Наглядно показывается ход вы полнения моряками своего слова. Все это способствует тому, что экипаж «Касатки» идет в первых рядах со ревнующихся за досрочное выполне ние годового плана. Большое значение наглядной аги тации уделяют также партийные ор ганизации траулеров «Одесса», «За сольщик» и других судов. Они стре мятся сделать ее действенной и зло бодневной, конкретной, отвечающей задачам, поставленным перед коллек тивами предприятий рыбной про мышленности Мурмана, перед эки пажами кораблей промыслового флота. П. ВЛАДИМИРОВ. Моряком сельдяного флота Ники фор Белко стал как-то неожиданно даже для себя. Во всяком случае ни когда до этого и не мечтал об этом. Выросший в родном, далеком от морских просторов Полесье, он ни разу не видел моря и имел самое смутное представление о корабельной службе. А случилось это так. Никифор Белко заканчивал службу в Совет ской Армии на Дальнем Востоке. — Куда думаешь теперь податься? Домой? — спросил его как-то ста рый товарищ по службе. — По правде сказать, все еще не выбрал себе пути, — признался Ни кифор. — Дома остались только брат да сестра. У них свои семьи, своя жизнь, неизвестно еще как встре тят. Да мне. самому хочется по-свое му устроить свою судьбу. — Так в чемже дело? Работы у нас всюду непочатый край, есть где применить силы да способности. — Это так, — согласился Белко, — но вот только жаль, специаль ности у меня настоящей нет. — Это дело наживное, — убеж денно сказал его собеседник и после некоторого раздумья посоветовал.— Поезжай-ка ты, брат, в Мурманск, на мою родину. . — В Мурманск? Зачем? — ис кренне удивился Никифор. — Тебя я знаю не первыйдень,— ответил тот. — Человек ты вынос ливый, напористый и, верное слово, из тебя выйдет добрый моряк. А та кие люди там очень нужны. — Ну, какойже я моряк, — ус мехнулся Никифор. — Я и моря-то в жизни в глаза не видел. Но мурманчанин, влюбленный в свой суровый, овеянный океанским дыханием, край, не сдавался. Он рассказал Белко о трудном, но бла городном труде рыбаков, о новых кораблях, которые бороздят морские просторы. Белко слушал сначала не доверчиво, но незаметно для себя все больше п больше проникался инте ресом к начатому разговору, и воз можность испробовать свои силы в морских условиях казалась уже не столь недоступной. — Так меня, наверное, и не возь мут на корабль? — все еще сомне ваясь, спросил он. — Примут, обязательно примут. — Допустим, что примут. А вот «примет» ли море? — А ты трудностей напугался? — в свою очередь спросил приятель. — Нет, этого за мной не водится, — твердо сказал Никифор. После долгих колебаний он все же решил ехать в Мурманск. «Схожу рейс, два, а там— видно будет»,— подумал он. С этоймыслью, не без тайной ро бости, — его беспокоила неизвест ность н неопытность в морском деле, — он и вступил впервые на борт среднего рыоол вного траулера № 159. Вначале, как и каждому новичку, все казалось ему здесь удивитель ным, странным: и мудренные мор ские термины, и сам распорядок ра боты, н многое другое в быту моря ков. Но самым поразительным «чу дом» для новичка, конечно, былоса мо море, вечно изменчивое, грозное и неотразимо величавое. К немалому удивлению Никифора Белко море «приняло» его довольно милостливо, и он вовсе не ощущал перед ним суеверного трепета, но почтение перед его грозными силами сохранил п сейчас. Морская профессия, полная труд ностей и опасностей, не только не отпугнула ^го, но еще больше обо стрила те качества, которые были заложены в нем воспитанием в семье, в школе, службой в Советской Армии. Никифор Белко уже в первом рейсе, стал выделяться среди нович ков вдумчивым, серьезным отноше нием к порученному делу. Сметли вый и расторопный, он быстро на учился вязать морские узлы, сращи вать поводцы, подвязывать кухтыли, обращаться с брашпилем, лебедкой, — словом, делать все то, что поло жено матросу промыслового корабля. Но особенно его заинтересовала сама техника дрифтерного промысла сельди и он стремился досконально познать все особенности вооружения дрифтерного порядка, расспрашивал опытных матросов, обращался за со ветом к мастеру по добыче. Случилось так, что в море вне запно заболел мастер по добыче и его надо былоотправлять в порт. — Кем же тебя заменить? — спросил его капитан. — Я бы посоветовал назначить Белко, — после некоторого раздумья ответил тот. — Но ведь он и плавает только три месяца? — И все-таки это самая подходя щая кандидатура. У этого новичка есть хорошее качество — он трудо любив, обладает практической смет кой, требовательностью к себе и то варищам по работе. Капитан поручил исполнять обя занности мастера по добыче молодо му матросу Белко и не ошибся в вы боре. Новыймастер спокойно, уве ренно руководил спуском и подъемом орудийлова, умело расставлял лю дей, чутко улавливая в каждом из них практические способности к то му или иному производственному процессу. Вместе с тем он постоянно учился и сам, накапливал опыт, подмечал отдельные недостатки в технике дрифтерного лова. После окончания курсов к практи ческим навыкам он добавил и из вестные теоретические познания. Но по-настоящему широко его дело вые качества проявились на среднем рыболовном траулере «Орочен». Инициативныймолодойкапитан это го корабля АнатолийИванович Се менов сразу оценил способности но вого мастера по добыче и вскоре привык советоваться с ним по самым различным вопросам промысловой работы. Так было, когда здесь впервые применили оградитель винта. Со свойственнойему практической сметкойНикифор Белко внес в за мысел капитана свои поправки, об легчившие затем технику выметки сетей. Простое приспособление — наклонная жердь — позволила избе жать таких неприятных случаев, при которых верхняя подбора подре зает нижнюю и зачастую сети идут за борт спутанными. Таких неприметных на первый взгляд, но существенных поправок в технику дрифтерного лова на «Орочене» было сделано немало и в каждом из них есть доля труда Ни кифора Белко, который в любое дело вкладывает творческую инициативу. Природе этого человека чужды вялое отношение к труду, недисцип линированность, распущенность. Среди палубной команды— он пер выйработник. За какое быдело он ни брался, все ловко спорится в его трудолюбивых руках. Во время вы борки сетей его можно видеть не только у мальгогера, но и у рола, и всюду, где возникает заминка. На уборке рыбы он становится к рыбо разделочному столу и работает, как всегда, в полную силу. Даже когда судно подходит к плавбазе для вы грузки, то и в это время Белко не может оставаться безучастным— он помогает боцману при швартовке, а после сам накатывает бочки на сет ку, работает у шпиля. Было время, когда на починку сетей на промысловых кораблях не обращали особого внимания. От служит сеть положенный срок — можно и заменить новой. А если уж требовался небольшой ремонт, то де лали это кое-как, чаще всего огра ничивались привычными узелками. Никифор Белко взялся за ремонт се тей по-насто-ящему, завел сетевя зальные иглы и исподволь научил владеть ими сначала своего помощ ника, а затем и матросов. Так была достигнута на этом корабле значи тельная экономия сетематериалов. Честный, самоотверженный труд моряка промыслового флота был от мечен высокой правительственной наградой. Никифор Белко в числе других работников рыбнойпромыш ленности Мурмана награжден орде ном Ленина. Сейчас Белко учится в школе усовершенствования командного со- ства. Пройдут месяцы упорной учебы и он станет судоводителем, поведет промысловый корабль в далекие мор ские просторы. Морскую профессию он теперь уже выбрал окончательно и навсегда. П. ГРИГОРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz