Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

2 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н №111 (195) 17 сентября 1954 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Когда забывают о главном Экипаж траулера «Севгосрыб- трест» справляется с выполнением рейсовых заданий вылова рыбы. Но достижения коллектива в промысло­ вой работе могли быть значительно лучшими, если бы партийная орга­ низация (секретарь тов. Гаврилин) в своей практической работе по­ стоянно вскрывала причины, меша­ ющие успешному выполнению и пе­ ревыполнению производственных за­ даний, нацеливала экипаж на уст­ ранение этих недостатков. Факты говорят о том, что партий­ ная организация зачастую проходит мимо главного в партийной работе, не учитывает вопросов, выдвигае­ мых жизнью. На обсуждение комму­ нистов неоднократно ставились воп­ росу производственной работы, ук­ репления трудовой дисциплины и ряд других. Но эти собрания прово­ дились без должной подготовки. По­ этому на них не делалось правиль­ ного и глубокого анализа причин, порождающих недостатки, не вскры­ вались конкретные виновники. Не случайно, что решения, принимае­ мые на собраниях, носили общийха­ рактер и не способствовали подня­ тию уровня организационной и пар­ тийно-политической работы. После собраний положение оставалось по- старому, ничего не изменялось. Вот конкретные примеры. На соб­ раниях часто говорилось о необхо­ димости укрепить дисциплину, улуч­ шить организацию труда. Между тем, до сих пор наблюдаются слу­ чаи недисциплинированности, опоз­ дания выхода на работу со стороны отдельных членов экипажа. Не еди­ ничны случаи и аварий в работе с орудиями лова. Так, в последнем рейсе по вине бывшего мастера по добыче рыбы Майорова было допу­ щено несколько завертов трала. За­ верти трала происходят и от невни­ мательности, и от халатного отно­ шения к исполнению своих служеб­ ных обязанностей со стороны штур­ манского состава, в особенности по вине старшего помощника капитана Гнедунец. Все это приводит к простоям, к большим потерям промыслового вре­ мени, к недолову сотен центнеров рыбы. Однако эти факты не встре­ вожили партийную организацию. Она попрежнему не осуществляет должного контроля за деятельностью администрации, остается безразлич­ ной к существенным недостаткам в организации труда, в производствен­ ном обучении молодых моряков. В запущенном состоянии находит­ ся и важнейший участок — полити­ ко-воспитательная работа с личным составом. Отдельные моряки не зна­ ют даже о событиях, происходящих в родной стране и за рубежом. Это и неудивительно. Лекции и докла­ ды на политические темы организу­ ются от случая к случаю. К прове­ дению их не привлекается команд­ ный состав, имеющий достаточную теоретическую подготовку. Да и сам секретарь парторганизации тов. Гав­ рилин уже длительное время не вы­ ступил перед моряками с докладами. Политинформации, беседы прово­ дятся крайнередко. Посещение их низкое. По существу морякам нече­ го на них делать, гак как тематика политинформаций и бесед носит со­ вершенно случайный характер, не увязывается с задачами, стоящими перед коллективом в деле увеличе­ ния добычи рыбы. Являясь руководителем агиткол­ лектива, тов. Гаврилин не руково­ дит агитаторами. Он не оказывает им помощи в подборе литературы, не подсказывает, как лучше прове­ сти беседу, на что необходимо боль­ ше обратить внимания. Не мобилизует моряков на само­ отверженный труд, на выполнение задач, поставленных Советом Мини­ стров на второе полугодие и нагляд­ ная агитация. В салоне висят ло­ зунги, содержание которых не отве­ чает требованиям сегоднящнего дня. Так, до сих пор висит лозунг, при­ зывающий коллектив не допускать лежания судна в дрейфе. Спраши­ вается, к чему призывает этот ло­ зунг? Ведь наступил период, когда уловы рыбынизкие, когда успех ре­ шает максимальное увеличение су­ точного режима тралирования. Борьба с пьянством, с наруше­ ниями трудовой дисциплины не но­ сит конкретного и целеустремлен­ ного характера и, как правило, не приносит должных результатов. Так, в одном из рейсов не явился к отходу помощник мастера по добыче Дьячков. По возвращению его на корабль этот возмутительныйпосту­ пок не получил должной оценки со стороны парторганизации, не встре­ тил осуждения со стороны личного состава. Покровительственное отношение к дезорганизаторам производства, ! пьяницам порождает и ряд других недостатков. Во время стояцок в порту отдельныеморяки считают ■ нормальным появляться в рабочее время в пьяном виде, а то и попро- ;сту не приходить на работу. Неудовлетворительный контроль парторганизации над хозяйственной деятельностью администрации, пло- хое состояние воспитательной рабо- Iты в известной степени сказались на результатах промысловой работы судна, которые могли быть значи­ тельно лучше. Секретарю парторганизации неод­ нократно указывалось, что партий­ ная^ организация в своей практиче­ ской работе зачастую проходит мимо главных, решающих вопросов, не использует многообразия форм и ме­ тодов организаторской и воспита­ тельной работы по мобилизации кол­ лектива на успешное выполнение производственных заданий.Но пока положение в партийной организации траулера «Севгосрыбтрест» остается без перемен. Н. РЯБИНИН. На стройнах пятой пятилетии « Г .- Строители Камского гидроузла подводят первые итоги своего труда. Уже сдан в эксплуатацию судоходный шлюз. В сентябре две турбины гидроэлектростанции да дут промышленный ток. Сейчас навешиваются провода высоковол ьтной линии Молотов — Свердловск. На снимке: общий вид водосливной плотины Камской гидроэлектростанции. Фото Б. Визуля. Прессклише ТАСС. Л ю д и н аше г о б а с с е й н а М О Р С К А Я П Р О Ф Е С С И Я рыболовного Действенная наглядная агитация Партийная организация траулера «Касатка» серьезное внимание уде­ ляет мобилизации коллектива на ус­ пешное решение задач, поставлен­ ных правительством перед рыбаками Мурманского бассейна на второе по­ лугодие. Большое значение в этой работе придается нагляднойагита­ ции. В красочно оформленных лозун­ гах, плакатах, в стенойпечати под­ робно отражается многогранная жизнь экипажа. Парторганизация не ограничивается общими призывами. Каждое хорошее начинание в коллек­ тиве, каждый промах в работе сразу становится достоянием всех моряков, через стенную газету, бюллетень, плакат-«молнию». На самом видном месте в судовой столовойвисит на красном щите со­ циалистическое обязательство эки­ пажа на 1954 год. Рядом с ним вы- вешаны обязательства каждой вах­ ты. Наглядно показывается ход вы­ полнения моряками своего слова. Все это способствует тому, что экипаж «Касатки» идет в первых рядах со­ ревнующихся за досрочное выполне­ ние годового плана. Большое значение наглядной аги­ тации уделяют также партийные ор­ ганизации траулеров «Одесса», «За­ сольщик» и других судов. Они стре­ мятся сделать ее действенной и зло­ бодневной, конкретной, отвечающей задачам, поставленным перед коллек­ тивами предприятий рыбной про­ мышленности Мурмана, перед эки­ пажами кораблей промыслового флота. П. ВЛАДИМИРОВ. Моряком сельдяного флота Ники­ фор Белко стал как-то неожиданно даже для себя. Во всяком случае ни­ когда до этого и не мечтал об этом. Выросший в родном, далеком от морских просторов Полесье, он ни разу не видел моря и имел самое смутное представление о корабельной службе. А случилось это так. Никифор Белко заканчивал службу в Совет­ ской Армии на Дальнем Востоке. — Куда думаешь теперь податься? Домой? — спросил его как-то ста­ рый товарищ по службе. — По правде сказать, все еще не выбрал себе пути, — признался Ни­ кифор. — Дома остались только брат да сестра. У них свои семьи, своя жизнь, неизвестно еще как встре­ тят. Да мне. самому хочется по-свое­ му устроить свою судьбу. — Так в чемже дело? Работы у нас всюду непочатый край, есть где применить силы да способности. — Это так, — согласился Белко, — но вот только жаль, специаль­ ности у меня настоящей нет. — Это дело наживное, — убеж­ денно сказал его собеседник и после некоторого раздумья посоветовал.— Поезжай-ка ты, брат, в Мурманск, на мою родину. . — В Мурманск? Зачем? — ис­ кренне удивился Никифор. — Тебя я знаю не первыйдень,— ответил тот. — Человек ты вынос­ ливый, напористый и, верное слово, из тебя выйдет добрый моряк. А та­ кие люди там очень нужны. — Ну, какойже я моряк, — ус­ мехнулся Никифор. — Я и моря-то в жизни в глаза не видел. Но мурманчанин, влюбленный в свой суровый, овеянный океанским дыханием, край, не сдавался. Он рассказал Белко о трудном, но бла­ городном труде рыбаков, о новых кораблях, которые бороздят морские просторы. Белко слушал сначала не­ доверчиво, но незаметно для себя все больше п больше проникался инте­ ресом к начатому разговору, и воз­ можность испробовать свои силы в морских условиях казалась уже не столь недоступной. — Так меня, наверное, и не возь­ мут на корабль? — все еще сомне­ ваясь, спросил он. — Примут, обязательно примут. — Допустим, что примут. А вот «примет» ли море? — А ты трудностей напугался? — в свою очередь спросил приятель. — Нет, этого за мной не водится, — твердо сказал Никифор. После долгих колебаний он все же решил ехать в Мурманск. «Схожу рейс, два, а там— видно будет»,— подумал он. С этоймыслью, не без тайной ро­ бости, — его беспокоила неизвест­ ность н неопытность в морском деле, — он и вступил впервые на борт среднего рыоол вного траулера № 159. Вначале, как и каждому новичку, все казалось ему здесь удивитель­ ным, странным: и мудренные мор­ ские термины, и сам распорядок ра­ боты, н многое другое в быту моря­ ков. Но самым поразительным «чу­ дом» для новичка, конечно, былоса­ мо море, вечно изменчивое, грозное и неотразимо величавое. К немалому удивлению Никифора Белко море «приняло» его довольно милостливо, и он вовсе не ощущал перед ним суеверного трепета, но почтение перед его грозными силами сохранил п сейчас. Морская профессия, полная труд­ ностей и опасностей, не только не отпугнула ^го, но еще больше обо­ стрила те качества, которые были заложены в нем воспитанием в семье, в школе, службой в Советской Армии. Никифор Белко уже в первом рейсе, стал выделяться среди нович­ ков вдумчивым, серьезным отноше­ нием к порученному делу. Сметли­ вый и расторопный, он быстро на­ учился вязать морские узлы, сращи­ вать поводцы, подвязывать кухтыли, обращаться с брашпилем, лебедкой, — словом, делать все то, что поло­ жено матросу промыслового корабля. Но особенно его заинтересовала сама техника дрифтерного промысла сельди и он стремился досконально познать все особенности вооружения дрифтерного порядка, расспрашивал опытных матросов, обращался за со­ ветом к мастеру по добыче. Случилось так, что в море вне­ запно заболел мастер по добыче и его надо былоотправлять в порт. — Кем же тебя заменить? — спросил его капитан. — Я бы посоветовал назначить Белко, — после некоторого раздумья ответил тот. — Но ведь он и плавает только три месяца? — И все-таки это самая подходя­ щая кандидатура. У этого новичка есть хорошее качество — он трудо­ любив, обладает практической смет­ кой, требовательностью к себе и то­ варищам по работе. Капитан поручил исполнять обя­ занности мастера по добыче молодо­ му матросу Белко и не ошибся в вы­ боре. Новыймастер спокойно, уве­ ренно руководил спуском и подъемом орудийлова, умело расставлял лю­ дей, чутко улавливая в каждом из них практические способности к то­ му или иному производственному процессу. Вместе с тем он постоянно учился и сам, накапливал опыт, подмечал отдельные недостатки в технике дрифтерного лова. После окончания курсов к практи­ ческим навыкам он добавил и из­ вестные теоретические познания. Но по-настоящему широко его дело­ вые качества проявились на среднем рыболовном траулере «Орочен». Инициативныймолодойкапитан это­ го корабля АнатолийИванович Се­ менов сразу оценил способности но­ вого мастера по добыче и вскоре привык советоваться с ним по самым различным вопросам промысловой работы. Так было, когда здесь впервые применили оградитель винта. Со свойственнойему практической сметкойНикифор Белко внес в за­ мысел капитана свои поправки, об­ легчившие затем технику выметки сетей. Простое приспособление — наклонная жердь — позволила избе­ жать таких неприятных случаев, при которых верхняя подбора подре­ зает нижнюю и зачастую сети идут за борт спутанными. Таких неприметных на первый взгляд, но существенных поправок в технику дрифтерного лова на «Орочене» было сделано немало и в каждом из них есть доля труда Ни­ кифора Белко, который в любое дело вкладывает творческую инициативу. Природе этого человека чужды вялое отношение к труду, недисцип­ линированность, распущенность. Среди палубной команды— он пер­ выйработник. За какое быдело он ни брался, все ловко спорится в его трудолюбивых руках. Во время вы­ борки сетей его можно видеть не только у мальгогера, но и у рола, и всюду, где возникает заминка. На уборке рыбы он становится к рыбо­ разделочному столу и работает, как всегда, в полную силу. Даже когда судно подходит к плавбазе для вы­ грузки, то и в это время Белко не может оставаться безучастным— он помогает боцману при швартовке, а после сам накатывает бочки на сет­ ку, работает у шпиля. Было время, когда на починку сетей на промысловых кораблях не обращали особого внимания. От­ служит сеть положенный срок — можно и заменить новой. А если уж требовался небольшой ремонт, то де­ лали это кое-как, чаще всего огра­ ничивались привычными узелками. Никифор Белко взялся за ремонт се­ тей по-насто-ящему, завел сетевя­ зальные иглы и исподволь научил владеть ими сначала своего помощ­ ника, а затем и матросов. Так была достигнута на этом корабле значи­ тельная экономия сетематериалов. Честный, самоотверженный труд моряка промыслового флота был от­ мечен высокой правительственной наградой. Никифор Белко в числе других работников рыбнойпромыш­ ленности Мурмана награжден орде­ ном Ленина. Сейчас Белко учится в школе усовершенствования командного со- ства. Пройдут месяцы упорной учебы и он станет судоводителем, поведет промысловый корабль в далекие мор­ ские просторы. Морскую профессию он теперь уже выбрал окончательно и навсегда. П. ГРИГОРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz