Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 110 (194) 15 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ЗА 50— 70 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР Ходвыполнения обязательств по состоянию на 11 сентября 1954 г, Наименование траулеров !; 1 « -Я , ; я « а. I i ё t = 2 i Оz I о Люди творческих дерзаний В борьбе за высокие уловы на ] ото дна. Он уже не попадает под | траловом и сельдяном флотах боль- (бобинцы. Нововведение тов. Петров- шая роль принадлежит рационали- !ского с успехом используется на заторам, новаторам промысла. Они стремятся усовершенствовать мето- 35еs ggS§ |s- -н с О - £ £ « Й° 8.5к 3 н сз га 3J о о «Новороссийск» «Аскольд» «Моржовец» «Россия» «Трал» «Победа» «Касатка» «Ереван» «Нева» «Лосось» «Амдерма» «Сталинград» «Киров» «Ленин» «А. Бредов» «Сатурн» «Щука» «Кремль» «Петрозаводск» «Марс» 55.000 50.000 50.000 70.000 50.000 63.000 52.000 51.000 52.000 50.000 50.000 61.000 60.000 50.000 50.000 50.000 50.000 60.000 52.000 52.000 99.3 84.1 83,6 83.0 82.4 81,9 80,8 80.5 78.3 77.3 76.4 75,8 75.4 75.0 73.4 72.2 69.5 64.2 64.1 58.2 ЗА Ю — U ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ Ходвыполнения обязательств передовиками сельдяного флота по состоянию на 11 сентября 1954 г. ды раооты с орудиями лова, обеспе­ чить бесперебойное действие судо­ вых механизмов, сберечь драгоцен­ ные минуты и часы. Таких люден на флотах немало. ЧТОБЫ ЛУЧШЕ РАБОТАЛ ТРАЛ... №Л* средних траулеров I rS 55 га d д- г- X X ~ С О х gSS* - - - 5о Чef 3 х га сз н о £ 5^ X~CJ о гн =г2ей О н » с- 5 _ ~ о -•со На сельдяном лову 640 10.000 68,7 346 10.150 66,3 688 10.150 65,6 244 10.000 61,6 845 10.150 61,2 4123 10.000 59,6 На тресковом лову 175 10.000 131,6 438 14.000 88,1 Большой дизельный траулер «Россия» является передовым на флоте. На счету его экипажа уже свыше 58 тысяч центнеров вылов­ ленной рыбы. Моряки «России» приняли обязательство: довести го­ довой улов до 70 тысяч центнеров. Исключительно важную роль в борь­ бе за успех играет сбережение вре­ менина операциях с тралом. — Мы экономим время за счет применения двух заблаговременно вооруженных грунтропов, — рас­ сказывает капитан корабля Борис Саввич Кисов. — Дело тут в сле­ дующем. Как известно, при промыс­ ле на тяжелых каменистых грунтах на центральный грунтроп трала ставят большие металлические бо­ бинцы: они легче переходят через подводные препятствия, предохраня­ ют сети от повреждений. При ров­ ном дне, наоборот, предпочтитель­ нее малые бобинцы. В одном и том же плавании приходится вести про­ мысел в районах и с легкими с тя­ желым грунтом. Мастер по добыче должен каждый раз перевооружать трал: снимать с грунтропов преж­ ние бобинцы, ставить новые. «Это долго», — решили мы и изготовили два центральных грунтропа: один — с малыми бобинцами, для ровно­ го дна, другой — с большими, для каменистого. Какой нужно, такой и ставим. За счет этого экономим в каждом рейсе немало времени. Заблаговременное вооружение двух грунтропов практикуется и на многих кораблях тралового флота. Нынешним летом часть промыс­ ловых судов работала в прибрежной зоне на тяжелых каменистых грун­ тах. На первых порах в сводках не- ! редко появлялись сообщения: «про­ терло мешок». Протирание двухряд­ ного мешка приносило большой вред: из-за этого терялись десятки и сотни центнеров рыбы. Здесь не помогали даже дополнительные кух- тыли,подвязанные к мешку. Тогда моряки стали облегчать мешок пе­ нопластовой бочкой от буя. Порывы сетей резко уменьшились. Сейчас трудно сказать — кто же первый додумался применить бочку. Об этой новинке можно былоуслы­ шать на траулерах «Стрелок» и «Тралмейстер» и на многих других судах флота. Ясно одно: новинка получила заслуженное распростра­ нение. С особой силой творческая ини­ циатива моряков проявилась в ве­ сенний период на промысле окуня. Известно, что. в нынешнем году впервые практиковалась сдача уло­ ва на пловучие базы. Делалось это так. При подъеме трала, после пер­ вой дележки улова, моряки при­ крепляли к сетям специальный бук­ сировочный мешок. Рыба перепуска­ лась в этот мешок, затем его отсое­ диняли и сдавали на базу. В дальнейшем промысловики усо­ вершенствовали способ передачи улова. Мастера по добыче траулера «Умба», например, стали пришивать буксировочный мешок заранее — до начала траления. На траулере «Киев» вовсе обходились без бук­ сировочного Мешка — передавали на базу заполненный рыбой двух­ рядный мешок трала. На окуневом промысле серьезным недостатком являлись частые поры­ вы сетей. При обильных уловах других промысловых судах, в част- ности на траулерах «Касатка» и 'мешки тралов нередко лопались, «Ф. Дзержинский». Это дает, по от- едва достигнув • поверхности моря, зывам капитанов, значительный эф-,На траулере «Киев» был разработан Фект. ■ эффективный способ «аккуратного» подъема трала. Он заключался в Заслуженная благодарность Боцману траулера «Касатка» Александру Савельевичу Козловско­ му немногим более четверти века. Но за его плечами уже большой жизненныйопыт. На корабле он счи­ тается однимиз передовых произ­ водственников, который превыше всего ставит интересы коллектива. Добросовестно выполняя обязан­ ности боцмана, тов. Козловский, ес­ ли требуется, всегда приходит на помощь морякам, обрабатывающим рыбу. Часто его можно видеть у ры­ боразделочного стола, где он то по­ дает рыбу, то обезглавливает ее... Любому матросу не уступит он в ра­ боте. А матросы в свою очередь, когда возникает необходимость, по­ могают боцману. Моряки траулера «Ка.сатка» вспо­ минают немало случаев, когда во время шторма, если случались об­ рыв или заверт трала, боцман Коз­ ловский по своей инициативе выхо­ дил на палубу, помогал матросам и мастерам по добыче устранять по­ вреждения. В последнем рейсе Александр Са­ вельевич проделал большие работы. Он сам, без всякой посторонней по­ мощи, окрасил часть надстроек, слу­ жебные помещения, коридоры. Ра­ бота, как и всегда, им выполнена отлично. За доброшвестноё отноше­ ние к делу, за инициативу и само­ отверженный труд приказом по суд­ ну боцману Козловскому объявлена благодарность. ...На поисковом траулере «Ры­ бец» обращают на себя внимание 600-миллиметровые бобинцы, стоя­ щие у клячевок. .В каждом бобинце прорезано по четыре отверстия. — Наша новинка, — поясняет капитан судна Борис Григорьевич Зайцев. И тут же рассказывает о ее существе. Бобинцы ставятся перед' клячев- ками с той целью, чтобы клячевки лучше переходили через неровности дна. Но здесь есть один''недостаток: большие бобинцы имеют некоторую пловучесть, они приподнимают кля­ чевки, а, значит, и крылья трала от грунта. Трал начинает хуже ло­ вить. Отверстия служат как раз для устранения этого недостатка: бобин­ цынаполняются водойи уже не от­ рываются от грунта. — Обратите внимание, — про­ должал свой рассказ тов. Зайцев, — отверстия прорезаны лишь на одной стороне бобинца — на той, что об­ ращена к тралу. Если бы сделать отверстия с противоположной сто­ роны — в бобинец неизбежно стал бы набиваться ил и песок. Много дельных предложений вно­ сят инициативные мастера по до­ быче. Еще недавно на ряде судов часто случалось провисание квартропов трала. Квартропы тащились по грунту, цеплялись за камни, неред­ ко попадали под бобинцы, обрыва­ лись или запутывали сети. Это за­ трудняло работу с орудиями лова, снижало продуктивность тралений. Мастер по добыче траулера «Слава» тов. Петровский нашел выход из по­ ложения. Он приспособил к каждо- многократнои циркуляции при вы­ борке ваеров. На траулере «Пол- лукс» стали обшивать мешок ку­ сками старых сетей. Это также со­ кратило число аварии с орудиями лова. ИНИЦИАТИВА МЕХАНИКОВ Большие дизельные корабли мо­ гут взять в рейс значительный за­ пас топлива и в то же время весьма ограниченный запас воды. В сере­ динерейса этим судам приходится заходить в Тюва-губу для пополне­ ния пресной водой. На это затрачи­ вается от трех до пяти суток, в за­ висимости от района промысла. Нехватка воды-волновала всех ме­ хаников. На одном из кораблейпо­ пробовали искусственным путем со­ кратить подачу воды на бытовые нужды — ставили в краники спе­ циальные шайбочки. Вскоре, одна­ ко, от этого пришлось отказаться: морякам в продолжительном плава­ нии должны быть созданы нормаль­ ные бытовые условия, а ограничение расхода воды противоречило этому. На траулере «Одесса» стали брать дополнительный лед, -чтобы затем растоплять его. Эта мера также не оправдала себя, со льдом быломно­ го возни. Механики траулера «Севасто­ поль» пошли по другому, самому правильному пути: уменьшили за­ пасы топлива и за счет этого стали брать дополнительно пресную воду. С этой целью былаНесколько рекон­ струирована система трубопроводов. Водой стали заполняться три топ­ ливных бункера (конечно, после соответствующей их очистки) и, На полях страны вдобавок — средняя жировая ци- му-квартропу связку из трех кухты- !стерна, которая в большинстве слу- лей. Кухтыли оттягивают квартроп iчаев остается в рейсе пустой. В осуществлении этого новшества принял активное участие старший механик траулера «Севастополь» Константин Алексеевич Мыльников. И вот результат: в одном из не­ давних плаваний запаса пресной во­ ды хватило с избытком.’ Часть воды быладаже передана другим кораб­ лям. — Если применять это новшество на всех больших судах флота, — делится своими мыслями тов. Мыль­ ников, — то это позволит сберечь в течение годачуть ли не сто суток промыслового времени и выловить дополнительно тысячи центнеров рыбы. А вот что рассказывает о творче­ ской инициативе моряков старший механик траулера «Победа» Григо­ рий Иванович Игнатович: — На нашем корабле, как и на других однотипных судах, имеется небольшой паровой котел. Он даег пар в жиротопно-консервный цех и на ховяйственныс нужды. Раньше вода, 'поступающая в котел, не -филь­ тровалась. В котле осаждалось мно­ го накипи. После каждого рейса его надо было чистить. По инициативе третьего механика тов. Шинаева, перенесшего опыт с траулера «Но­ вороссийск», мы наготовили и уста­ новили фильтр питательной воды. Теперь котел может вполне служить без чистки два рейса. Налицо — экономия времени. Для машиной команды среднего траулера «Сигнал», управления «Мурмансельдь», также характерен творческий подход к делу. Когда главный двигатель сред­ него траулера долго не работает — он охлаждается и при запуске «кап­ ризничает», сразу не заводится. Кроме того, при заводке быстро са­ дятся аккумуляторы, изнашивается стартер. Старший механик тов. Оси­ пов разработал простой способ подо­ грева двигателя. Он соединил тру­ бопроводом распределительную ко­ робку установленного на судне па­ рового котла и систему охлаждения мотора. Теперь достаточно открыть кран, как горячая вода заполнит зарубашечное пространство цилинд­ ров, и двигатель быстро нагреется. Нагретыйже, он заводится букваль­ но «с полоборота». * * * Настойчивость в труде и инициа­ тива — постоянные спутники мно­ гих промысловиков. Характерно, что люди не только создают новое, но в дальнейшем стараются усовершенст­ вовать это новое, добиться от него максимального эффекта. В этом отношении заслуживает внимания инициатива судоводителей пловучей базы «Памяти Ильича»: Раньше при швартовке промысло­ вых судов к борту базы применя­ лись только пловучие кранцы. Они недостаточно защищали борта сред­ них траулеров от повреждений, осо­ бенно при сильной волне. Еще в прошлом году на «Памяти Ильича» наряду с пловучими кранцами стали использоваться и подвесные — из старых •автомобильных покрышек. — Мы не остановились на этом, — рассказывает старший помощник капитана корабля Эрос Федорович Антипин, — в минувшем рейсе из­ менили конструкцию подвесных ;кранцев. Раньше покрышки скреп­ лялись друг с.другом наподобие тре­ угольника: две сверху, одна внизу. Теперь мы стали скреплять их це- jпочкой. Такой удлиненный кранец !свешивается от фальшборта плавба- j зы чуть ли не до самойведы и на- ;дежно предохраняет корпус промыс­ лового корабля от повреждений. ...Людейтворческих дерзании мно- jго на флоте. Они смело отыскивают ' новые пути повышения темпов про- (мысла. Их искания направлены к Iодной цели помочь морякам дать больше рыбы родной стране, с честью справиться с правительст­ венным заданием. Чувашская АССР. На уборке хлебов механизаторы Ядринской МТС значительно перевыполни- ji ют нормы. На снимке: уборка ржи в кол­ хозе имени Буденного Ядринско- ' го района. - Фото Б. Мясникова. Прессклише ТАСС. Успехи рыбообработчиков БОРТ ПЛАВБАЗЫ «АТЛАНТИКА». В последнее время в связи с боль­ шой концентрацией сельди и благо­ приятной погодой для лова в район промысла судов «Мурмансельди» стя­ гиваются из других районов все су­ да Мурманской, Клайпедской, Кали­ нинградской, Карело-Финской флоти­ лий. Корабли промыслового флота продолжают облавливать богатые концентрации сельди. Экипаж плавбазы «Атлантика» все шире развертывает соревнование за досрочное выполнение принятых на себя обязательств. Коллектив смены, руководимый мастером тов. Карзи- ным, к 1 сентября принял от про­ мысловых судов 2320 бочек сельди и приготовил 230 бочек готовойпро­ дукции. Хорошо трудятся укладчики этойсмены. За 18 часов работытов. Булдакова уложила 34 бочки, тов. Комар 27 бочек и тов. Галкина 26 бочек сельди рядовой укладки. Коллективторой смены, руково­ димый мастером тов. Струниным, за это же время принял от промысло­ виков 2598 бочек сельди и приго­ товил сельдь рядовой укладки. Ус­ пешно работают укладчики этойсме­ ны. За 6 часов работы комсомолка Надя Береснева уложила 12 бочек, тов. Окунева — 10. Весь экипаж плавбазы «Атланти­ ка» бе 1 >ет пример с инициаторов 'со­ циалистического соревнования тов. Бересневой, Курилова, Галкиной, Ко­ мара, Окуневой. Е. БЫСТРОВ. Северная Атлантика. (По радио). Вдали от берегов Советское государство оснащает рыбную промышленность Мурмана новой, совершенной техникой, поз­ воляющей значительно увеличить добычу рыбы. Кольский госрыбтрест получил несколько рыболовных сейнеров, имеющих большой радиус действия. Эти суда, оснащенные новейшими навигационными приборами, уходят далеко в море на промысел. В сентябре особенно удачно про­ мышляет команда сейнера № 74)5 (капитан тов. Ивахов). Промышляя в районе Канина, моряки этого ко­ рабля, вооруженного тралом, за 10 дней выполнили месячный план на 130 процентов. Там же, далеко от берегов, где промышляют и корабли тралового флота, находятся и сейнера треста 708, 545 и 546. Их команды также значительно перевыполняют суточные задания. Моряки сейнера Л» 708, под командованием капи- V г и о р п п / и п 1 тана тов- Шевелева, уже завершают к. с и в ь р с к и и . ’ сентябрьский план.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz