Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 109 (193) 12 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ПИСЬМА С ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВНИ 6. Самая передовая в мире На площадке, позади павильона рыбного хозяй­ ства, группа посе­ тителей рассмат­ ривает установ­ ленные машины. Многие из них видят эти меха­ низмы впервые. Вот стоит машина со шлангом боль­ шого диаметра. На ней марка Кандалакшского ме­ ханического завода. Это рыбона­ сосная установка РБУ-100. Она предназначена для выгрузки рыбы из орудии лова и судов. Рыбонасос устанавливается на промысловых и приемотранспортных кораблях и на береговых предприятиях. В характе­ ристике к нему говорится, что он выгружает до 15 тонн мелкой ры­ бы — хамсы, кильки и тюльки — в час. Применение этой установки постоянно растет. По сравнению с 1951 годомв 1952 году их исполь­ зование составило 280 процентов, а в 1953 году — 423 процента. Подходим к следующей машине — электролебедке для выборки стяжно­ го троса при кошельковании невода и выполнения грузовых операций. Она также находит широкое приме­ нение в рыбной промышленности и в 1953 годуиспользовалась в 15 раз больше, чемв 1951 году. Эта лебед­ ка устанавливается на сейнерах. Скорость выбирания троса с плав­ ными изменениями можно регулиро­ вать от 10 до 60 метров в минуту. А вот и неводовыборочная маши­ на конструкции Осташенко. Это — новинка. Машина устанавливается на поворотной кошельковой площад­ ке сейнера. Она приводится в дей­ ствие от электромотора. Компактный механизм облегчает труд рыбаков, ускоряет процесс выборки невода в 1,5— 2 раза. Не меньший интерес представляют «теярусоподъемная машина, элект­ ролебедка для тяги речных закид­ ных неводов, кулачковая сетеподъем­ ная машина для выборки на судно ставных шаберных сетей и другие механизмы. Все они изготовлены на отечественных заводах. Посетители долго задерживаются у этих экспонатов, интересуются процессом их работы. — Здорово придумано, — выска­ зывает свои мысли седоволосыйста­ рик.— А мы раньше кроме бредня ничего не знали. На площадку выходит экскурсо­ вод. — Товарищи, — обращается он к посетителям. — Здесь представле­ на очень незначительная часть того, что имеетнаша рыбная промышлен­ ность, так как невозможно показать на выставке всю сложную технику, применяемую на промысле и обра­ ботке рыбы. Экскурсовод начинает интересный рассказ о технической оснащенно­ сти рыбной промышленности Совет­ ской страны, о мощных траулерах, о пловучих базах, о китобойном промысле в Антарктике и на даль­ немВостоке. С группой посетителеймы входим в павильон рыбного хозяйства. Здесь представлены красноречивые материалы о самой передовой в ми­ ре социалистической рыбной про­ мышленности. «Впервые в Совет­ ском Союзе осуществлена механиза­ ция добычи и обработки рыбы. Рыб­ ная промышленность — технически оснащенная отрасль народного хо­ зяйства», — читаем на стенде. Эти слова подкреплены многочис­ ленными диаграммами и экспози­ циями. Механизация лова рыбы по сравнению с 1950 годом в 1953 го­ ду составила 130 процентов, меха­ низированная выгрузка рыбной про­ дукции — 156 процентов, а погруз­ ка — 273 процента. На рыбообраба­ тывающих предприятиях за послед­ нее время появилось много новой техники, промысловыйфлот получил сотни совершенных судов. Особенный интерес у посетителей вызывает таблица производства рыб­ ной продукции. В 1953 году по сравнению с 1940 годом ьыпуск ох­ лажденной, живой, мороженой рыбы и филе увеличился на 51 процент, сельди соленой и маринованой — на 53 процента, копченостей — па 72 процента, балыков — на 11.4 процентов, консервов — на 237 процентов, икры — на 63 процен­ тов и кормовой муки — на 194 про­ цента. За это же время на 80 процен­ тов возросла емкость холодильникеи рыбной промышленности. Такие темпы роста производства рыбных продуктов — результат ши­ рокоймеханизации добычи и обра­ ботки рыбы, применения передовых методов труда. За последние годы советские ры­ баки и зверобои освоили много но­ вых промысловых районов, особен­ но в северо-восточной Атлантике и Антарктике. Вылов рыбы и добыча морского зверя в СССР с 1950 года по 1953 год возрос более, чем в полтора раза. Наша страна занимает первое место в мире по техниче­ ской оснащенности зверобойного промысла. За годы пятилеток на Дальнем Востоке и в Антарктике создан мощный китобойный промы­ сел. Все эти цифры и факты вызыва­ ют законное восхищение у посети­ телей павильона. Иони еще внима­ тельнее всматриваются в экспонаты. Группа экскурсантов остановилась у диаграммы, на которой отображен рост добычи рыбы в Дальневосточ­ ном бассейне. В 1953 году он давал рыбы в 3,36 раза больше, чем в 1929 году. Но самое бурное развитие рыб­ ная промышленность получила в На стройках пятой пятилетки Заполярье. В северном бассейне вы- юв рыбы в 1953 году по сравнению ! 1929 годом увеличился в 10,6 раза. Некоторые посетители с недовери­ ем относятся к этой цифре. Чтобы рассеять их сомнение, экскурсовод рассказывает о самом мощном Мур- ! манском траловом флоте, об освое-I нии сельдяного промысла в Север- J ной Атлантике, о замечательных делах экипажей передовых кораб- j лей, которые вылавливают по 60 , тысяч центнеров рыбы в год — ! значительно больше, чем любой иностранный траулер. Да, за 14 лет вылов рыбы на се­ вере возрос почти в 11 раз! Такие темпы возможны только в нашей стране, экономика которой не знает кризисов, а неустанно двигается вперед. Волею партии и правитель­ ства на Кольском полуострове соз­ дана мощная рыболовная база. Мур­ манская область дает сейчас более одной пятой всей рыбы, добывае­ мой в Советском Союзе. Промысло­ вый флот Заполярья все время по­ полняется новейшими траулерами, мощными пловучими базами, а бере­ говые предприятия — совершенны­ ми механизмами. Рыбная промышленность дает не только ценные продукты питания, но и является дополнительным источником сырья для промышлен­ ности. На Выставке представлены шкуры зверей и продукция, которая вырабатывается из морских водо­ рослей, ценные химические препа­ раты, витамины, медицинский и технический жиры. Ряд этих экспо­ натов, как рыбий жир, кормовая мука, шкуры зубатки, беломорские водоросли — анфельсия и люмина- рия — доставлены в Москву с Кольского полуострова. Павильон рыбного хозяйства по­ сетили уже десятки тысяч людей, в том числе много трудящихся Мур­ манской области. Здесь онинаглядно познакомились с самой передовой в мире социалистической рыбной про­ мышленностью. — На Всесоюзной сельскохозяй­ ственной выставке, — сказал нам депутат Верховного Совета СССР капитан траулера «Ереван» Андрей Яковлевич Маклаков, — представ­ лены достижения всех отраслей сельского хозяйства нашей страны. Многому здесь могут поучиться и рыбаки Заполярья. Они должны лучше использовать вверенную им технику, в ответ на заботу партии и правительства досрочно выпол­ нить годовой план и взятые обяза­ тельства. Надо, чтобы в будущем году наш басейн был еще шире представлен во всенародной акаде­ мии изобилия. Все возможности для этого есть. М. НИКОЛАЕВ. г. Москва. (Наш спецкорр.). Неи з гл Недавно мне удалось побывать в Москве, на Всесоюзной сельскохо- j зяйственной выставке. Посещение ! Выставки запомнится мне на всю j жизнь. То, что пришлось увидеть там, наглядно доказывает, каких ус­ пехов может добиться народ, свои­ ми силами строящий свое счастье. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка занимает обширную пло­ щадь. Это по существу небольшой город, с красивейшими зданиями — павильонами, внешне отделанны­ ми по последнему слову архитек­ туры. Здесь можно увидеть самые мощные в Советском Союзе фонта­ ны: «каменный цветок», изготовлен- j ный из разноцветных светящихся j камней по мотивам уральских на-; родных сказок, фонтан «Дружба на- j родов», состоящий из шестнадцати j колонн, выполненных из бронзы и , светящихся на солнце. Огромные достижения, которых' а димые впе ч а добилось социалистическое сельское хозяйство, можно увидеть в каждом павильоне. Подолгу осматривают по­ сетители замечательный сад, за­ нимающий огромную площадь, где можно увидеть различные фрукты, выращенные садоводами-мичурин- цами во всех уголках нашей не­ объятной Родины. Привлекает внимание посетите­ лей и внутренняя отделка павильо­ нов. Но больше всего интересуют экскурсантов экспонаты, представ­ ленные на Выставке, стенды, где размещены высокоурожайные сорта различных сельскохозяйственных культур. Для того, чтобы детально ознако1 миться со всеми экспонатами и стендами, обойти всю территорию Выставки, времени потребуется не мене недели. Я, например, посещал Выставку в течение двух дней. Но, к сожалению, увидел лишь незначи- т л е н и я тельную часть экспонатов, которые |там представлены. Даже в некото- i рых павильонах побывать не уда- \ лось. А ведь ежедневно на Выставке я проводил не менее, чем по десять часов. Наряду с другими областями и краями нашей страны, на Выставке представлена и наша Мурманская область. Здесь можно увидеть экспо­ наты из совхоза «Индустрия», Тери- берской МРС и других хозяйств. Это свидетельствует о том, что и в на­ шей заполярной области мощными темпами развивается сельское хо­ зяйство. А. КИРЬЯНОВ. Заместитель секретаря парт­ кома тралового флота. Новая Каховка. На строительстве Каховского гидроузла мон­ тируется первая турбина гидроэлектростанции. На снимке: участок строительства, где будут установлены первая и вторая турбины Каховской ГЭС. Фото Ю. Лихуты. Прессклише ТАСС. Почему траулер „Чайка 11 не выполнил рейсовое задание Экипаж траулера «Чайка» непло­ хо потрудился в весенне-летний про­ мысловый период. Корабль совершил 8 рейсов, из них четыре полногруз­ ных и досрочных. За три месяца мо­ ряки нашего судна сумели выпол­ нить полугодовойплан добычи ры­ бы. Нужно было не успокаиваться на достигнутом, а закрепив пер­ вые успехи, направить все силы и энергию на выполнение годового плана и принятых обязательств по вылову рыбы. Однако в последнем рейсе экипаж «Чайки» работал плохо. Судно предъявило к сдаче только 73 тон­ ны рыбы. Рейсовое задание было сорвано. Низкие показатели — ре­ зультат недостатков в работе экипа­ жа, а также необдуманных распоря­ жений из управления тралового флота. При выходе в восьмой рейс судно простояло целые сутки на рейде только потому, что отдел кадров не направил на корабль двух кочега­ ров. Весь экипаж осудил также по­ ведение двух недисциплинированных матросов Мосина и Биссерова. Ко­ рабль ожидал их, теряя промысло­ вое время, а эти нарушители, забыв о своем долге, пьянствовали. Когда Мосин и Биссеров все же явились на корабль, капитан не стал тратить время на ожидание но­ вых кочегаров, а направил судно в район промысла. Обязанности коче­ гаров выполняли два матроса. От­ сутствие специалистов отрицатель­ но сказалось на нашей работе. Командование флота хорошо зна­ ет, что «Чайка» — старое судно, мореходные качества у него плохие, но все же дало указание следовать в такой район, до которого траулер шел более трех суток. Когда, наконец, траулер подошел к месту промысла (район острова Надежды), то нам удалось выловить там лишь несколько тонн рыбы. Ры­ ба куда-то исчезла. Все корабли, на­ ходившиеся здесь, сразу же покину­ ли это место и пошли в другой рай­ он. На наше судно поступило рас­ поряжение тов. Киреева оставаться на месте и «охранять» косяк. Нап­ расно наш капитан несколько раз докладывал командованию флота о том, что здесь охранять нечего и просил разрешения следовать в дру­ гой район.Но разрешения не посту­ пало. Так на этом месте мы провели несколько суток. Вместе с нами в этом районебыл и траулер «Револю­ ция», также «охранявший» косяк. Его экипаж выловил здесь только 25 тонн рыбы. Наконец, капитан доложил коман­ дованию, что на судне кончается за­ пас угля и воды. Поступило «добро» следовать в порт. Корабль вернулся бы в порт вообще с пустыми трюма­ ми, но по пути мы завернули в приб­ режные районы и все-таки довели количество выловленной рыбы до 73 тонн. Можно было здесь успеш­ но вести промысел и дальше, но на судне действительно кончились все запасы. Надо сказать, что в этомрейсе не на высоте положения оказались и руководители вахт, производивших спуск и подъем трала. Вместо 40 ми­ нут по нормативу — первая вахта тратила на спуск и подъем трала 48 минут, вторая — 42, а третья — 49 минут. Это происходило не слу­ чайно. Наши штурманы еще недоста­ точно уделяют внимания техниче­ ской учебе среди экипажа. В этом рейсе занятия почти не проводились, несмотря на то, что на судне много молодых матросов. Матросы Мосин, Богищев и другие, находящиеся на судне уже несколько рейсов, до сих нор не могут самостоятельно рабо­ тать с тралом. Многие матросы не могут производить и чинку орудий лова. Все это снижает производи­ тельность труда, особенно в то вре­ мя, когда промысел ведется в приб­ режных районах, где преобладает плохой, задевистый грунт. Из-за всех этих причин траулер «Чайка», имевший все возможности выполнить рейсовое задание, вер­ нулся в порт с низким уловом. Этот случай должен послужить тревож­ ным сигналом как для экипажа суд­ на, так и для командования флота. Экипаж траулера — работоспо­ собный, организованный коллектив. Он может трудиться честно и само­ отверженно. Об этом говорят резуль­ таты предыдущих рейсов. Нужно только бороться с такими недостат­ ками, с которыми нам пришлось столкнуться в этом рейсе. Тогда мо­ ряки «Чайки» успешно выполнят свое обязательство — реализуют го­ довой план добычи рыбы к 7 ноября 1954 года. С. ДЕУЛИН. Старший кочегар траулера «Чайка». Второй рейс лихтера „Яреныа“ Три неделинаходился в станови­ ще Могильное лихтер «Яреньга», обеспечивая промысловые корабли тралового флота топливом, водой, солью, продовольствием. На днях судно возвратилось в порт. Здесь на борт корабля принято !все необходимое для обслуживания траулеров. Лихтер «Яреньга» снова отправляется в один из пунктов по- iбережья, где будет снабжать углем, (водой,консервирующими материала­ ми и хлебом суда промыслового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz