Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.
№ 109 (193) 12 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ПИСЬМА С ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВНИ 6. Самая передовая в мире На площадке, позади павильона рыбного хозяй ства, группа посе тителей рассмат ривает установ ленные машины. Многие из них видят эти меха низмы впервые. Вот стоит машина со шлангом боль шого диаметра. На ней марка Кандалакшского ме ханического завода. Это рыбона сосная установка РБУ-100. Она предназначена для выгрузки рыбы из орудии лова и судов. Рыбонасос устанавливается на промысловых и приемотранспортных кораблях и на береговых предприятиях. В характе ристике к нему говорится, что он выгружает до 15 тонн мелкой ры бы — хамсы, кильки и тюльки — в час. Применение этой установки постоянно растет. По сравнению с 1951 годомв 1952 году их исполь зование составило 280 процентов, а в 1953 году — 423 процента. Подходим к следующей машине — электролебедке для выборки стяжно го троса при кошельковании невода и выполнения грузовых операций. Она также находит широкое приме нение в рыбной промышленности и в 1953 годуиспользовалась в 15 раз больше, чемв 1951 году. Эта лебед ка устанавливается на сейнерах. Скорость выбирания троса с плав ными изменениями можно регулиро вать от 10 до 60 метров в минуту. А вот и неводовыборочная маши на конструкции Осташенко. Это — новинка. Машина устанавливается на поворотной кошельковой площад ке сейнера. Она приводится в дей ствие от электромотора. Компактный механизм облегчает труд рыбаков, ускоряет процесс выборки невода в 1,5— 2 раза. Не меньший интерес представляют «теярусоподъемная машина, элект ролебедка для тяги речных закид ных неводов, кулачковая сетеподъем ная машина для выборки на судно ставных шаберных сетей и другие механизмы. Все они изготовлены на отечественных заводах. Посетители долго задерживаются у этих экспонатов, интересуются процессом их работы. — Здорово придумано, — выска зывает свои мысли седоволосыйста рик.— А мы раньше кроме бредня ничего не знали. На площадку выходит экскурсо вод. — Товарищи, — обращается он к посетителям. — Здесь представле на очень незначительная часть того, что имеетнаша рыбная промышлен ность, так как невозможно показать на выставке всю сложную технику, применяемую на промысле и обра ботке рыбы. Экскурсовод начинает интересный рассказ о технической оснащенно сти рыбной промышленности Совет ской страны, о мощных траулерах, о пловучих базах, о китобойном промысле в Антарктике и на даль немВостоке. С группой посетителеймы входим в павильон рыбного хозяйства. Здесь представлены красноречивые материалы о самой передовой в ми ре социалистической рыбной про мышленности. «Впервые в Совет ском Союзе осуществлена механиза ция добычи и обработки рыбы. Рыб ная промышленность — технически оснащенная отрасль народного хо зяйства», — читаем на стенде. Эти слова подкреплены многочис ленными диаграммами и экспози циями. Механизация лова рыбы по сравнению с 1950 годом в 1953 го ду составила 130 процентов, меха низированная выгрузка рыбной про дукции — 156 процентов, а погруз ка — 273 процента. На рыбообраба тывающих предприятиях за послед нее время появилось много новой техники, промысловыйфлот получил сотни совершенных судов. Особенный интерес у посетителей вызывает таблица производства рыб ной продукции. В 1953 году по сравнению с 1940 годом ьыпуск ох лажденной, живой, мороженой рыбы и филе увеличился на 51 процент, сельди соленой и маринованой — на 53 процента, копченостей — па 72 процента, балыков — на 11.4 процентов, консервов — на 237 процентов, икры — на 63 процен тов и кормовой муки — на 194 про цента. За это же время на 80 процен тов возросла емкость холодильникеи рыбной промышленности. Такие темпы роста производства рыбных продуктов — результат ши рокоймеханизации добычи и обра ботки рыбы, применения передовых методов труда. За последние годы советские ры баки и зверобои освоили много но вых промысловых районов, особен но в северо-восточной Атлантике и Антарктике. Вылов рыбы и добыча морского зверя в СССР с 1950 года по 1953 год возрос более, чем в полтора раза. Наша страна занимает первое место в мире по техниче ской оснащенности зверобойного промысла. За годы пятилеток на Дальнем Востоке и в Антарктике создан мощный китобойный промы сел. Все эти цифры и факты вызыва ют законное восхищение у посети телей павильона. Иони еще внима тельнее всматриваются в экспонаты. Группа экскурсантов остановилась у диаграммы, на которой отображен рост добычи рыбы в Дальневосточ ном бассейне. В 1953 году он давал рыбы в 3,36 раза больше, чем в 1929 году. Но самое бурное развитие рыб ная промышленность получила в На стройках пятой пятилетки Заполярье. В северном бассейне вы- юв рыбы в 1953 году по сравнению ! 1929 годом увеличился в 10,6 раза. Некоторые посетители с недовери ем относятся к этой цифре. Чтобы рассеять их сомнение, экскурсовод рассказывает о самом мощном Мур- ! манском траловом флоте, об освое-I нии сельдяного промысла в Север- J ной Атлантике, о замечательных делах экипажей передовых кораб- j лей, которые вылавливают по 60 , тысяч центнеров рыбы в год — ! значительно больше, чем любой иностранный траулер. Да, за 14 лет вылов рыбы на се вере возрос почти в 11 раз! Такие темпы возможны только в нашей стране, экономика которой не знает кризисов, а неустанно двигается вперед. Волею партии и правитель ства на Кольском полуострове соз дана мощная рыболовная база. Мур манская область дает сейчас более одной пятой всей рыбы, добывае мой в Советском Союзе. Промысло вый флот Заполярья все время по полняется новейшими траулерами, мощными пловучими базами, а бере говые предприятия — совершенны ми механизмами. Рыбная промышленность дает не только ценные продукты питания, но и является дополнительным источником сырья для промышлен ности. На Выставке представлены шкуры зверей и продукция, которая вырабатывается из морских водо рослей, ценные химические препа раты, витамины, медицинский и технический жиры. Ряд этих экспо натов, как рыбий жир, кормовая мука, шкуры зубатки, беломорские водоросли — анфельсия и люмина- рия — доставлены в Москву с Кольского полуострова. Павильон рыбного хозяйства по сетили уже десятки тысяч людей, в том числе много трудящихся Мур манской области. Здесь онинаглядно познакомились с самой передовой в мире социалистической рыбной про мышленностью. — На Всесоюзной сельскохозяй ственной выставке, — сказал нам депутат Верховного Совета СССР капитан траулера «Ереван» Андрей Яковлевич Маклаков, — представ лены достижения всех отраслей сельского хозяйства нашей страны. Многому здесь могут поучиться и рыбаки Заполярья. Они должны лучше использовать вверенную им технику, в ответ на заботу партии и правительства досрочно выпол нить годовой план и взятые обяза тельства. Надо, чтобы в будущем году наш басейн был еще шире представлен во всенародной акаде мии изобилия. Все возможности для этого есть. М. НИКОЛАЕВ. г. Москва. (Наш спецкорр.). Неи з гл Недавно мне удалось побывать в Москве, на Всесоюзной сельскохо- j зяйственной выставке. Посещение ! Выставки запомнится мне на всю j жизнь. То, что пришлось увидеть там, наглядно доказывает, каких ус пехов может добиться народ, свои ми силами строящий свое счастье. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка занимает обширную пло щадь. Это по существу небольшой город, с красивейшими зданиями — павильонами, внешне отделанны ми по последнему слову архитек туры. Здесь можно увидеть самые мощные в Советском Союзе фонта ны: «каменный цветок», изготовлен- j ный из разноцветных светящихся j камней по мотивам уральских на-; родных сказок, фонтан «Дружба на- j родов», состоящий из шестнадцати j колонн, выполненных из бронзы и , светящихся на солнце. Огромные достижения, которых' а димые впе ч а добилось социалистическое сельское хозяйство, можно увидеть в каждом павильоне. Подолгу осматривают по сетители замечательный сад, за нимающий огромную площадь, где можно увидеть различные фрукты, выращенные садоводами-мичурин- цами во всех уголках нашей не объятной Родины. Привлекает внимание посетите лей и внутренняя отделка павильо нов. Но больше всего интересуют экскурсантов экспонаты, представ ленные на Выставке, стенды, где размещены высокоурожайные сорта различных сельскохозяйственных культур. Для того, чтобы детально ознако1 миться со всеми экспонатами и стендами, обойти всю территорию Выставки, времени потребуется не мене недели. Я, например, посещал Выставку в течение двух дней. Но, к сожалению, увидел лишь незначи- т л е н и я тельную часть экспонатов, которые |там представлены. Даже в некото- i рых павильонах побывать не уда- \ лось. А ведь ежедневно на Выставке я проводил не менее, чем по десять часов. Наряду с другими областями и краями нашей страны, на Выставке представлена и наша Мурманская область. Здесь можно увидеть экспо наты из совхоза «Индустрия», Тери- берской МРС и других хозяйств. Это свидетельствует о том, что и в на шей заполярной области мощными темпами развивается сельское хо зяйство. А. КИРЬЯНОВ. Заместитель секретаря парт кома тралового флота. Новая Каховка. На строительстве Каховского гидроузла мон тируется первая турбина гидроэлектростанции. На снимке: участок строительства, где будут установлены первая и вторая турбины Каховской ГЭС. Фото Ю. Лихуты. Прессклише ТАСС. Почему траулер „Чайка 11 не выполнил рейсовое задание Экипаж траулера «Чайка» непло хо потрудился в весенне-летний про мысловый период. Корабль совершил 8 рейсов, из них четыре полногруз ных и досрочных. За три месяца мо ряки нашего судна сумели выпол нить полугодовойплан добычи ры бы. Нужно было не успокаиваться на достигнутом, а закрепив пер вые успехи, направить все силы и энергию на выполнение годового плана и принятых обязательств по вылову рыбы. Однако в последнем рейсе экипаж «Чайки» работал плохо. Судно предъявило к сдаче только 73 тон ны рыбы. Рейсовое задание было сорвано. Низкие показатели — ре зультат недостатков в работе экипа жа, а также необдуманных распоря жений из управления тралового флота. При выходе в восьмой рейс судно простояло целые сутки на рейде только потому, что отдел кадров не направил на корабль двух кочега ров. Весь экипаж осудил также по ведение двух недисциплинированных матросов Мосина и Биссерова. Ко рабль ожидал их, теряя промысло вое время, а эти нарушители, забыв о своем долге, пьянствовали. Когда Мосин и Биссеров все же явились на корабль, капитан не стал тратить время на ожидание но вых кочегаров, а направил судно в район промысла. Обязанности коче гаров выполняли два матроса. От сутствие специалистов отрицатель но сказалось на нашей работе. Командование флота хорошо зна ет, что «Чайка» — старое судно, мореходные качества у него плохие, но все же дало указание следовать в такой район, до которого траулер шел более трех суток. Когда, наконец, траулер подошел к месту промысла (район острова Надежды), то нам удалось выловить там лишь несколько тонн рыбы. Ры ба куда-то исчезла. Все корабли, на ходившиеся здесь, сразу же покину ли это место и пошли в другой рай он. На наше судно поступило рас поряжение тов. Киреева оставаться на месте и «охранять» косяк. Нап расно наш капитан несколько раз докладывал командованию флота о том, что здесь охранять нечего и просил разрешения следовать в дру гой район.Но разрешения не посту пало. Так на этом месте мы провели несколько суток. Вместе с нами в этом районебыл и траулер «Револю ция», также «охранявший» косяк. Его экипаж выловил здесь только 25 тонн рыбы. Наконец, капитан доложил коман дованию, что на судне кончается за пас угля и воды. Поступило «добро» следовать в порт. Корабль вернулся бы в порт вообще с пустыми трюма ми, но по пути мы завернули в приб режные районы и все-таки довели количество выловленной рыбы до 73 тонн. Можно было здесь успеш но вести промысел и дальше, но на судне действительно кончились все запасы. Надо сказать, что в этомрейсе не на высоте положения оказались и руководители вахт, производивших спуск и подъем трала. Вместо 40 ми нут по нормативу — первая вахта тратила на спуск и подъем трала 48 минут, вторая — 42, а третья — 49 минут. Это происходило не слу чайно. Наши штурманы еще недоста точно уделяют внимания техниче ской учебе среди экипажа. В этом рейсе занятия почти не проводились, несмотря на то, что на судне много молодых матросов. Матросы Мосин, Богищев и другие, находящиеся на судне уже несколько рейсов, до сих нор не могут самостоятельно рабо тать с тралом. Многие матросы не могут производить и чинку орудий лова. Все это снижает производи тельность труда, особенно в то вре мя, когда промысел ведется в приб режных районах, где преобладает плохой, задевистый грунт. Из-за всех этих причин траулер «Чайка», имевший все возможности выполнить рейсовое задание, вер нулся в порт с низким уловом. Этот случай должен послужить тревож ным сигналом как для экипажа суд на, так и для командования флота. Экипаж траулера — работоспо собный, организованный коллектив. Он может трудиться честно и само отверженно. Об этом говорят резуль таты предыдущих рейсов. Нужно только бороться с такими недостат ками, с которыми нам пришлось столкнуться в этом рейсе. Тогда мо ряки «Чайки» успешно выполнят свое обязательство — реализуют го довой план добычи рыбы к 7 ноября 1954 года. С. ДЕУЛИН. Старший кочегар траулера «Чайка». Второй рейс лихтера „Яреныа“ Три неделинаходился в станови ще Могильное лихтер «Яреньга», обеспечивая промысловые корабли тралового флота топливом, водой, солью, продовольствием. На днях судно возвратилось в порт. Здесь на борт корабля принято !все необходимое для обслуживания траулеров. Лихтер «Яреньга» снова отправляется в один из пунктов по- iбережья, где будет снабжать углем, (водой,консервирующими материала ми и хлебом суда промыслового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz