Рыбный Мурман. 1954 г. Сентябрь.

№ 108 (192) 10 сентября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н МОРЯКИ^ ТРАЛОВОГО ФЛОТА! ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ Др у жный к о л л е к т и в Недавно моряки траулера «Днепр» рапортовали об одержанной ими про­ изводственной победе: за восемь ме­ сяцев был выполнен годовой план добычи рыбы. Вместо 30500 центне­ ров экипажем этого судна уже вы­ ловлено на 1 сентября 31.000 цент­ неров рыбы. Экипаж досрочно реализовал план в результате напряженного труда, умелого использования внутренних резервов и промысловой обстановки, четкой работы машиной и палубной команд. Экипаж траулера «Днепр» — это дружный, сплоченный коллектив, способный успешно преодолевать любые трудности. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Семеном Яковлевичем Рознатовским, с первых же дней этого года повела решительную борьбу за сокращение стоянок в порту. Тщательно наблю­ дая за состоянием механизмов, свое­ временно производя профилактиче­ ские ремонты, машинная команда до­ бивается того, что в порту суд­ но не только не задерживается сверх графика, но, наоборот, уходит в промысловые рейсы досрочно. Если по норме междурейсовые стоянки корабля должны составлять четверо суток, то фактически они продолжа­ лись по 3— 3,5 суток. Судоводительский состав во главе с капитаном Николаем Ильичем Щин умело использует промысловую об­ становку, добивается высоких уло­ вов. Не раз корабль возвращался в порт с полным грузом. За весь год был только один случай, когда ко­ рабль, совершая окуневый рейс, не справился с заданием. И в этом, кстати, нетвины экипажа, который был введен в заблуждение промыс­ ловой разведкой. На траулере «Днепр» много опыт­ ных мастеров своего дела, дисципли­ нированных моряков, у которых ЭКИПАЖ ТРАУЛЕРА «ДНЕПР» ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОЙ ПЛАН 't- учатся, с которых берут пример остальные членыэкипажа. Матрос первого класса комсомолец Вячеслав Тюрин на судне плавает второй год. Сюда он пришел, не имея никаких навыков в обработке рыбы. Внима­ тельный и наблюдательный, он по­ вседневно учился у своих товарищей и через некоторое время показал се­ бя хорошим моряком. От матроса третьего класса тов. Тюрин вырос на этом корабле до матроса первого класса, а недавно сдал экзамен на засольщика и сейчас успешно справ­ ляется с этим ответственным делом. Немало на корабле моряков, кото­ рые здесь стали опытными специа­ листами. К ним, в частности, отно­ сится и Семен Ильич Терентьев, ны­ не матрос первого класса. А на суд­ но он пришел человеком, не имев­ шим понятия о том, как разделывает­ ся рыба. То же самое следует сказать и о матросе первого класса Иване Ивано­ виче Назарове. Он здесь вырос, стал хорошим специалистом и недавно сдал экзамен на засольщика. Актив­ ныйкомсомолец, хороший товарищ, он пользуется заслуженным автори­ тетом среди моряков. Комсомольцы траулера избрали его секретарем су­ довой комсомольской организации. — Большую помощь морякам в приобретении ими необходимых на­ выков, — рассказывает капитан Ни­ колай Ильич Щип, — оказывает старший помощник капитана Петр Карпович Иващенко. Он повседневно учит моряков технике разделки ры­ бы, показывает, как следует доби­ ваться быстроты и хорошего качест­ ва в работе. Опытные матросы тт. Тюрин, Терентьев и другие во мно­ гом обязаны тов. Иващенко тем,что сейчас стали хорошими специали­ стами. Обязанности боцмана на корабле исполняет Леонид Петрович Авсее- вич. На траулере «Днепр» тов. Авсе- евич так же пришел матросом треть­ его класса, но благодаря помощи то­ варищей хорошо освоился с делом и сейчас не только сам трудится само­ отверженно, но этому обучает и других моряков. Большой вклад в дело успешного выполнения плана экипажем вносят мастера по добыче рыбы. Старший мастер Александр Павлович Кочурин и егопомощник ЕвгенийАлександро­ вич Владыкин четко и умело работа­ ют на промысле, много внимания уделяют экономному расходованию сетематериалов. За это они неодно­ кратно премировались. Когда судно находится в порту, тт. Кочурин и Владыкин значительную часть вре­ мени расходуют на подготовку к промыслу. Не былотакого случая, чтобы в период рейса экипаж по ви­ не Кочурина и Владыкина испыты­ вал в чем-либо недостаток. Мастером по жиротоплению на суд­ не является Семен Павлович Мошни- ков. Этот скромный труженик еще в июне рапортовал о том, что годовое задание по выработке рыбьего жира им выполнено. Сейчас он успешно трудится в счет задания будущего года. В начале года экипаж траулера «Днепр» принял на себя обязатель­ ство выловить 32.000 центнеров ры­ бы. На счету моряков имеется уже 31 тысяча центнеров. Воодушевлен­ ные постановлением Советского пра­ вительства об увеличении добычи рыбыв Мурманском бассейне, моря­ ки траулера «Днепр» стремятся к достижению новых успехов. 3. ВАГИН. Уход за орудиями лова ----- - Помощники мас­ тера по добыче S тт. С. Инюхин и А. Борькин поль­ зуются заслужен­ ным авторитетом среди коллектива траулера «Ваер». Своим добросовест­ ным трудом и без­ упречным поведе­ нием они по пра­ ву завоевали пер­ венство в социа­ листическом со­ ревновании на ко­ рабле. В том, что трау­ лер успешно ведет промысел, нема­ лая заслуга этих скромных труже­ ников. Они всегда внимательно отно­ сятся к подготов­ ке орудий лова к промыслу. Еще находясь в порту, тт. Инюхин и Борькин тщатель­ но просматривают Есе принимаемое' траловое вооруже­ ние, приводят в порядок износившиеся части. Благодаря этому траулер «Ваер» уже имеетна своем счету 37.353 рубля экономии по орудиям лова. N На снимке: (слева направо) тт. С. Инюхин и А. Борькин за про­ смотром тралового вооружения. В ПОМОЩЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ Как работать в Канинском районе Неиспользованные резервы нашего корабля Экипаж траулера «Амдерма» в | этом годупо плану должен выло­ вить 45, тысяч центнеров рыбы. Отвечая на обращение моряков тра­ улера «Киров», команда нашего судна взяла обязательство дать не менее 50 тысяч центнеров рыбной' продукции. На 1 сентября нами вы­ ловлено 37.720 центнеров рыбы. Таким образом, за девять истекших месяцев годовое задание реализова­ но на 84 процента. План третьего квартала экипаж траулера «Амдерма» почти пол- : ностью выполнил за два месяца. В июлеи августе выловлено 11.773 , центнера трески, вместо 12 тысяч центнеров, предусмотренных квар­ тальным заданием. Если в августе мы по плану должны были выло­ вить 4.600 центнеров и. кроме то­ го, 300 центнеров, предусмотренных правительственным заданием, то фактически экипаж дал в том ме­ сяце 5555 центнеров. Несмотря на хорошую работу в третьем квартале, принятое эки­ пажем обязательство выполняется медленно. До конца года нам оста­ лось выловить не мене 12 тысяч центнеров. Чтобы добиться этого, требуется самоотверженная работа экипажа, умелое использование про­ мысловой обстановки. Необходимо покончить с недостатками, которые еще имеются на нашем судне, до конца использовать все резервы и возможности. Следует сделать вы­ воды из итогов работы экипажа ко­ рабля во втором квартале, когда за­ дание нами не было выполнено, не говоря уже о реализации принятого обязательства. Как обстояло дело во втором квар­ тале? У нас не было такого рейса, чтобы судр в назначенное время отправилось на промысел. Обычно оно задерживалось в порту из-за недисциплинированности отдель­ ных членов экипажа. Несмотря на то, что машинная команда, высту­ пившая инициатором соревнования на флоте за проведение безремонт­ ных стоянок, много внимания уде­ ляла уходу за механизмами, во­ время готовила судно к отправке, дезорганизаторы производства на- нет сводили усилия механиков, ма­ шинистов и кочегаров. Так, напри­ мер, по вине матросов Каримулина, Губина, Ермолаева и других судно неоднократно задерживалось впорту. Второй существенный недостаток, повлиявший на работу экипажа во втором квартале, заключается в том, что наши штурманы еще плохо умеют держаться в районах хорошей концентрации рыбы. Руководство тралового флота не оказывало необходимой помощи эки­ пажу нашего корабля, борющегося ' за вылов 50 тысяч центнеров рыбы, j Об этомсвидетельствует хотя бы ;такой факт. В июне наше судно бы- :ло направлено на Медвежинскую \ банку, в то время как в Централь­ ном районе другие суда поднимали |хорошие уловы. Свыше двух суток ;занял переход на Медвежинскую , балку. Концентрация рыбы там ока­ залась плохой, и мы быливынуж- 1дены возвратиться назад, в Цент­ ральный район. Таким образом, око­ ло пяти суток промыслового време- |ни было потрачено впустую. Как уже. отмечалось, в третьем |квартале экипаж нашего траулера ! заметно улучшил свою работу. Но недостатки имеются до сих пор. В I одномиз рейсов, который траулер совершал в июле, по вине рыбооб­ работчиков не хватило соли до кон­ ца рейса. В результате этого коман­ да была вынуждена около двух су­ ток выбрасывать за борт мелкую рыбу, так как под свежье ее брать было нельзя. Попрежнему наблюдаются задерж­ ки корабля в порту. В последнем рейсе отстали от судна засольщик Фирсов, матрос Аникиев, а третий механик Васильев, будучи пьяным, перед самым отходом убежал с ко­ рабля. По распоряжению заместите­ ля начальника флота тов. Орлова в Тюва-губу мы шли без третьего ме­ ханика. Там свыше суток ждали замены. Это было 14 августа, в хо­ рошее промысловое время, когда большинство судов брало большие подъемы. Таким образом, только за сутки нами было потеряно,, по скромным подсчетам, 15 — 20 тонн рыбы. Администрация судна и экипаж корабля прикладывают все усилия к тому, чтобы эти недостатки были устранены, чтобы моряки моглира­ ботать еще лучше, делом ответили на постановление Советского прави­ тельства об увеличении добычи ры­ бы трудящимися Мурманского бас­ сейна. Широкий размах соревнования, всестороннее использование резер­ вов и возможностей помогут моря­ кам нашего корабля устранить недо­ статки, наверстать упущенное во втором квартале, с честью выпол- i нить задачи, поставленные Совет- ' ским правительством перед трудя­ щимися рыбного Мурмана. А. СУРОВЦЕВ. Первый помощник капитана траулера «Амдерма». Сейчас большая группа судов тра­ лового флота ловит рыбу в Канин­ ском районе. Это старый, дагвно освоенный флотом район промысла. Однако в последние годы здесь не наблюдалось значительных подходов рыбы и поэтому промысловые кораб­ ли не посещали Канинскую банку. Канинский районотличается от других промысловых районов тем, что он мелководен. Берег довольно сильно изрезан, грунт камени­ стый. Здесь имеется много камней, каменных гряд и задевов. В этом районе довольно сильное течение, причем оно часто меняет свою силу и направление. Сильно сказываются здесь и приливо-отливные течения. Поэтому рыба в зависимости от те­ чения часто изменяет место, бывает подвижной. . Чтобы успешно вести промысел, судоводитель должен тщательно учи- :тывать всю обстановку: грунты, те- 1чения и поведение рыбы. Пользова- ' ние специальным атласом течений, Iкоторый имеется для этого района, обязательно. Если судоводитель не будет учитывать течения, то корабль всегда окажется в пролове. Особенности грунта в Канинском районетребуют специального воору­ жения орудий лова. Во избежание частых порывов тралы надо воору­ жать крупными металлическими бо- бинцами или, в крайнем случае, крупными комбинированными бобин- цами как в центре, так и по крыль­ ям." Мешку следует давать большую пловучесть путем прикрепления к середине кутка (между дележным стропом и кутком) на лине бочки из пенопласта. Этот способ дает возмож­ ность предохранить куток от проти­ рания, не утяжеляя4мешка фартука­ ми. Однако необходимо обеспечить мешок от протирания в районе при­ крепления первого фартука. Опытработы прошлых лет в Ка­ нинском районе показывает, что здесь во время прилива рыба отка­ тывается от берега, а во время от­ лива подходит ближе к берегам. На передвижку рыбы оказывает влия­ ние и ветер: при прибойных ветрах рыба отходит мористее, при отбой­ ных ветрах она подходит к берегу, нередко заходя в каменистые места. В зависимости от приливов и отли­ вов, а также ветров того илидруго­ го характера и следуетрасполагать курсы при тралении. Тралить рекомендуется здесь только прямыми курсами без пово­ ротов. Продолжительность траления устанавливать в зависимости от длины площадки, на которой рабо­ тает траулер, и от характера грунта. Как показал опыт, продолжитель­ ность траления должна непревышать полутора часов, а в некоторых слу­ чаях быть менее этого срока. Ни в коем случае не следует хо­ дить поперек течения, так как под влиянием течения корабль сильно дрейфует, его сносит со скопления рыбы, и уловы уменьшаются. Необходимо учесть еще одну осо­ бенность работы в этоммелководном районе. Обычно при подъеме тра­ ла, как только доски оторвут­ ся от грунта, корабль приводится кормой к ветру, и выборка ваеров продолжается вплоть до подхода до­ сок, а затем, после взятиях их на цепки, заканчивается циркуляция. Если так поступать у Канина на мелких глубинах, то может быть за- верт трала. Поэтому лучше всего, перед отдачей ваеров со стопора, корму привести к ветру и затем уже выбирать ваера. Лишних циркуляций следует избегать. В основном у Канина ловят пик­ шу. Эта рыба отличается тем, что она, как говорят моряки, быстро «за­ пивается», тонет. И если своевремен­ но не выбрать линь удавного стропа, то двухрядный мешок может отор­ вать. Ни в коем случае нельзя допу­ скать задержки пикши на палубе, а организовать быструю уборку улова. Вместе с этим надо помнить, что у пикши мелкая печень. Поэтому сле­ дует тщательно собирать ее для то­ го, чтобы обеспечить сырьем как консервное производство, так и вы- грев рыбьего жира. П. КОРЕХОВ. Капитан-наставник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz