Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.
На трибуну собрания актива предприятий р ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ПРАВИТЕЛ ☆ ☆ ☆ ☆ Рефрижераторные суда— на прибрежный промысел В течение ряда лет предприятия Кольского госрыбтреста, в результа те невыполнения плана сортности рыбной продукции, имели убытки, которые измерялись многими мил лионами рублей. Моторно-рыболовецкие станции также не выполняют плана сортно сти сдаваемой рыбы, списывая на убытки сотни тысяч рублей госу дарственных средств. За восемь ме сяцев 1954 года фактически сдано первыми и высшими сортами 77,7 процента от общего количества до бытой рыбы при плане 89,2 про цента. За последние пять лет добыча ры бы на Мурмане увеличилась в не сколько раз, а береговая рыбоприем ная и рыбообрабатывающая промыш ленность попрежнему базируется на фактории, как основную производст венную единицу, с ручным способом труда. Береговые предприятия резко1 отстают от роста добывающего флота и начинают сдерживать и тормозить дальнейшее увеличение добычи рыбы. Промысловый флот Мурманского и Архангельского областных управле ний МРС теряет ежегодно тысячи часов ценного промыслового времени в ожидании приемки рыбы у прича лов факторий и на переходы к месту сдачи рыбы и обратно на промысел. Только корабли МРС Мурманской об ласти на переходы к месту сдачи[ рыбы затратили 631 судосутки, за которые могли выловить дополни тельно около 30 .000 центнеров ры бы. Сверхплановые простои кораблей у причалов факторий составляют более 100 судосуток, из-за чего не- доловлено более 5.000 центнеров. Флот Архангельского упраьления МРС, базирующийся на мурманские береговые предприятия, теряет столько же, если не больше, промыс лового времени. Если к указанным потерям времени добавить потери флота Кольского госрыбтреста, то окажется, что промысловый флот, занимающийся добычей рыбы в при брежной полосе Баренцова моря, из- за непроизводительных переходов к месту сдачи рыбы и обратно на про мысел и простоев в ожидании очере ди для сдачи рыбы, недолавливает десятки тысяч центнеров рыбы. Фактории и рыбозаводы не в со стоянии сохранить качество приня той продукции, в результате чего пищевой продукт используется для приготовления рыбной муки. В пром финплане Кольского госрыбтреста вся запланированная в добыче мойва утверждена как сырье для выработ ки рыбной муки, тогда как свеже мороженая мойва явилась бы боль шим подспорьем в рыбном балансе страны. В нашем бассейне добывается бо лее ста тысяч центнеров мойвы, но даже в областном центре не бывает в продаже свежей мойвы, на кото рую имеется большой спрос у насе ления, так как она обладает хоро шими вкусовыми качествами. Безусловно, мойву можно реали зовать и в других городах страны, но пока вопросом использования мойвы для пищевых целей никто не занимается. • Несколько лет назад проводился на рыбокомбинате опыт по изготовлению консервов «мойва в томате». Качество консервов было признано хорошим, но дальше опыта дело не пошло. Как видно, обилие рыбы, добывае мой в Баренцовом море, вызывает у руководителей отделов министерства и Главмурманрыбпрома пренебреже ние к вопросу о возможных методах использования мойвы для пищевых целей. Не мешает перенять опыт работы южных бассейнов рыбной промыш ленности, нашедших способы перера ботки и реализации в качестве пи щевого продукта тюльки, салаки и корюшки. Так, в мурманских мага зинах мы часто видим в продаже «Паштет из тюльки» или «Килька в томате», изготовленные в Астра хани, на Каспии. Вопросы коренного улучшения ка чества рыбной продукции^ добывае мой в прибрежной зоне Баренцова моря, следует рршать не за счет строительства факторий, а за счет выделения рефрижераторного флота, который должен базироваться в ме стах работы промыслового флота и производить приемку рыбы непосред ственно на местах лова, прпчем за мораживать ее и доставлять по требителям высокоценную продук цию высшими и первыми сортами. Такой способ приемки и пе реработки рыбы позволит без до полнительных затрат, за счет эко номии промыслового времени на переходы и ожидание сдачи, уве личить добычу рыбы минимум на 2 0— 30 процентов и резко повысить качество продукции, дать дополни тельные рыбные товары в виде мойвы — свежемороженой и в кон сервах — и сохранить за счет по вышения качества рыбной продук ции миллионы рублей государствен ных средств, ликвидировав потери от невыполнения плана сортности. Решающее слово по затронутому вопросу — о выделении приемного рефрижераторного флота в прибреж ную зону Баренцова моря — за Министерством рыбной промышлен ности. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного уп равления МРС. В борьбе за высокие уловы Экипаж траулера «Моржовец», претворяя в жизнь задачи, постав ленные перед Мурманским трало вым флотом Советским правитель ством, принял обязательство выло вить в этом году не менее 50.000 центнеров рыбы. Свое слово моря ки держат крепко. Ими уже вы ловлено свыше 44 .000 центнеров рыбы. На траулере «Моржовец» широ ко развернуто социалистическое соревнование. Одно из первых мест среди других членов экипажа дер жат матрос тов. Деревяшкин и второй помощник капитана тов. Уразов. Они не только хорошо тру дятся сами, но и повседневно пе редают свои богатый опыт дру гим членам экипажа. На снимке: матрос И. А. Дере вяшкин и второй помощник капи тана Л. С. Уразов. Фото «Полярной правды». Сельдяной флот может работать лучше Моряки средних рыболовных трау леров сельдяного флота широко развернули в этом году социалисти ческое соревнование за успешное выполнение плана добычи сельди. В суровых условиях Северной Атлан тики экипажи многих кораблей сво им самоотверженным трудом доби лись значительных успехов. Так, средние траулеры MIMI 640, 682, 688, 4123, 4124 и другие вылови ли по 7 .500 и более центнеров сельди. Эти успехи могли быть значи тельно выше, если бы не ряд при чин, сдерживающих рост добычи сельди. Одним из самых важных и основ ных условий успешной работы сель дяного флота является своевремен ный и высококачественный ремонт кораблей. Однако график ремонта из года в год не выполняется и являет ся тормозом в деле увеличения до бычи сельди. Вот некоторые факты. В прошлом году простои промысло вых судов в сверхплановом ремонте и в олвдании ремонта составили 2.207 судосуток, а за девять месяцев этого года — 700 судосуток. Если считать, что за сутки нахождения в море можно выловить 29 центнеров рыбы, то за потерянные 700 судс- суток можно было бы добыть 20,3 тысячи центнеров рыбы. В прошлом году произведено 9 средних ремонтов вместо '21 , пре дусмотренных по плану, а за 9 ме сяцев 1954 года — 13 вместо 36. Это свидетельствует о том, что необ ходимый ремонт судам не произво дится и корабли флота эксплуати руются на износ. Такое положение известно в Главмурманрыбпроме и Министерстве рыбной промышлен ности, однако решительные меры к расширению судоремонтных баз и увеличению мощностей, несмотря на реальный рост флота, не при нимаются. Успешному ведению промысла ме шает и ряд других причин. На про тяжении нескольких лет флот не обеспечивается в нужном количест ве резиновыми буями, из-за недо статка которых в дрифтерном поряд ке ставили меньше сетей. Особенно это наблюдалось в первом квартале. Большинство средних траулеров не обеспечено поверхностными и глубо ководными термометрами, буйковыми фонарями, что также отрицательно влияет на ход промысла. На протяжении ряда лет промыс ловый флот теряет много времени на сдачу сельди и получение снабжения в море из-за недостаточного количе ства плавбаз. В прошлом году по этой причине потеряно 2 .120 судо суток. Такое же положение было и в текущем году. Крайне неудовлетворительно по ставлена еще научно-поисковая ра бота и перспективная разведка сель ди. В результате этого сельдяной флот весь июль и 20 дней августа текущего года (а это решающий пе риод в добыче сельди) не был обес печен сырьевой базой и поэтому ока зался в долгу перед государством. За этот период было недодано 110 тысяч центнеров сельди и ни одно судно не справилось с планом. Перед моряками сельдяного флота поставлена серьезная и ответствен ная задача — покрыть образовав шийся недолов в июле и августе, выполнить правительственное зада ние, выловить сверх плана во втором полугодии 80 тысяч центнеров атлантической сельди. Для этого морякам необходимо создать все ус ловия. Нужно своевременно обеспе чивать их в достаточном количестве орудями лова высокого качества, специальной одеждой и другими не обходимыми материалами, с учетом трудностей работы в осенне-зимний период промысла. Необходимо также высококачественно и в установлен ные сроки ремонтировать корабли. Главмурманрыбпром и Министер ство рыбной промышленности СССР должны уделять больше внимания и оказывать больше помощи сельдяно му флоту. Моряки промысловых кораблей приложат все силы, чтобы с честью выполнить свои обязательства и пра вительственное задание по вылову сельди. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника планово-производственного отдела «Мурмансельди». На снимке: передовики град» матросы ЧУГУНОВ, ТИХ! Почему мало в Рыбное филе пользуется у coBf ских потребителей большим спросс Однако до сих пор филейный зав не удовлетворяет запросов покуп телей — на прилавках магазин рыбное филе почти отсутству( Руководители рыбокомбината, з щищая узковедомственные интер сы, вынуждают коллектив заво неправильно организовать свой тру а работники главка не только i препятствуют, а, наоборот, способа вуют этому. Положение, создавшееся сейчас \ заводе, вызывает серьезную тр вогу. В период интенсивного лова, ко| да траулеры доставляют в порт мн! го рыбы и предприятие можно обе! печить необходимым сырьем для и: готовления филе, наших работн] снимают с завода и переключают уборку рыбы, в помощь коллектива! рыбозавода М! 2 и холодильник» Квалифицированным филейщица приходится в течение многих дне возить тачкп с рыбой, заниматься е| уборкой. Свое же дело стоит. Заво, не работает. Это приводит к прекращению вьг пуска филе. К тому же работницы С АРЕНЦОВО море и Северная Ат- лантика изобилуют не только тресковыми породами, но и более ценными рыбами — морским оку нем и камбаловыми. Однако эти цен ные породы облавливаются слабо. Если в 1951 году было выловлено 274 тысячи центнеров окуня, то в 1952 году — 189 тысяч, в 1953 году 147 тысяч центнеров, а в ны нешнем году девятимесячное задание по вылову окуня реализовано всего на 88 ,6 процента. Добыча камбало вых — только случайный прилов при облове тресковых. Удельный вес свежего полуфабриката в ассорти менте продукции тралового флота очень низок, задания по свежью не выполняются, хотя на вооружение флота поступили даже суда с реф рижераторными трюмами. Почему же капитаны неохотно, только под очень большим нажимом идут на облов даже исключительно мощных концентраций окуня, да и само руководство тралового флота всегда медлит с переключением ко раблей на окуневый промысел? По чему потребитель получает мало свежих рыботоваров, а производство филе не обеспечивается сырьем? По чему расход сырца на единицу гото вой продукции не снижается, не смотря на большие возможности в этом отношении? Только потому, что в основу пла нирования работы как тралового флота в целом, так н каждого трау лера в отдельно сти положен неп равильный пока затель — так называемый «сырец». Каждый траулер является не толь ко добывающим, но и перераба тывающим пловучим предприяти ем, дающим уже готовую про дукцию — так называемый «по луфабрикат» — свежую и' соленую рыбу, рыбий жир, консервы, рыбную муку. Эта продукция иногда требу ет небольшой дообработки — замо розки, фильтрации, выдержки в тер мостатных камерах. И вот вместо то го, чтобы планировать работу каж дого траулера и тралового флота в единственно разумном показателе, в готовой продукции (в полуфабрика те), она планируется в сырце. Это показатель чисто бумажный, фиктивный, так как никто и никог да этот сырец фактически не взве шивал, не взвешивает и не контро лирует, который выводится кабинет ным путем — путем пересчета до ставленной траулером готовой про дукции, по особым переводным коэ- фпциентам, так как по условиям производства нет такой возможности взвешивать поднятую из глубин мо ря на борт траулера рыбу. Эти переводные коэфициенты тех нологически правильны и поэтому, казалось бы, что п ничего плохого получаться не может. В действитель- Ликвидировать поре ности же их отрицательное воздейст вие на работу флота абсолютно не оспоримо, потому что они начисто зачеркивают необходимость борьбы за наилучшее, наиболее разумное расходование выловленного сырца, за сокращение потерь и утечек, за выработку более ценной в пищевом отношении продукции, искажают ра боту кораблей и флота, не стимули руют лов более ценных пррод рыб. В мае нынешнего года траулеры «Пикша», «Полярный», «Абхазия» сделали по два полногрузных досроч ных рейса (вместо обычных одного с четвертью рейса), доставив окуня значительно больше рейсового зада ния. Но эти суда были зачислены в разряд отстающих, потому что ме сячный план в сырце не выпол нили. Едва ли капитанов и моряков этих траулеров можно будет угово рить в следующем году, чтобы они пошли на облов окуня, как бы не были мощны его концентрации и вы соки его уловы. Да и траловый флот в целом, выполнив в мае план по окуню на 239 процентов, дав све жих рыботоваров (за счет уменьше ния доставки соленой рыбы) на 25,9 тысячи центнеров больше задания, а всего товарной продукции на 18 тысяч центнеров больше плана, ока зался в числе отстающих предприя тий рыбной промышленности, пото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz