Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.

На трибуну собрания актива предприятий р ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ПРАВИТЕЛ ☆ ☆ ☆ ☆ Рефрижераторные суда— на прибрежный промысел В течение ряда лет предприятия Кольского госрыбтреста, в результа­ те невыполнения плана сортности рыбной продукции, имели убытки, которые измерялись многими мил­ лионами рублей. Моторно-рыболовецкие станции также не выполняют плана сортно­ сти сдаваемой рыбы, списывая на убытки сотни тысяч рублей госу­ дарственных средств. За восемь ме­ сяцев 1954 года фактически сдано первыми и высшими сортами 77,7 процента от общего количества до­ бытой рыбы при плане 89,2 про­ цента. За последние пять лет добыча ры­ бы на Мурмане увеличилась в не­ сколько раз, а береговая рыбоприем­ ная и рыбообрабатывающая промыш­ ленность попрежнему базируется на фактории, как основную производст­ венную единицу, с ручным способом труда. Береговые предприятия резко1 отстают от роста добывающего флота и начинают сдерживать и тормозить дальнейшее увеличение добычи рыбы. Промысловый флот Мурманского и Архангельского областных управле­ ний МРС теряет ежегодно тысячи часов ценного промыслового времени в ожидании приемки рыбы у прича­ лов факторий и на переходы к месту сдачи рыбы и обратно на промысел. Только корабли МРС Мурманской об­ ласти на переходы к месту сдачи[ рыбы затратили 631 судосутки, за которые могли выловить дополни­ тельно около 30 .000 центнеров ры­ бы. Сверхплановые простои кораблей у причалов факторий составляют более 100 судосуток, из-за чего не- доловлено более 5.000 центнеров. Флот Архангельского упраьления МРС, базирующийся на мурманские береговые предприятия, теряет столько же, если не больше, промыс­ лового времени. Если к указанным потерям времени добавить потери флота Кольского госрыбтреста, то окажется, что промысловый флот, занимающийся добычей рыбы в при­ брежной полосе Баренцова моря, из- за непроизводительных переходов к месту сдачи рыбы и обратно на про­ мысел и простоев в ожидании очере­ ди для сдачи рыбы, недолавливает десятки тысяч центнеров рыбы. Фактории и рыбозаводы не в со­ стоянии сохранить качество приня­ той продукции, в результате чего пищевой продукт используется для приготовления рыбной муки. В пром­ финплане Кольского госрыбтреста вся запланированная в добыче мойва утверждена как сырье для выработ­ ки рыбной муки, тогда как свеже­ мороженая мойва явилась бы боль­ шим подспорьем в рыбном балансе страны. В нашем бассейне добывается бо­ лее ста тысяч центнеров мойвы, но даже в областном центре не бывает в продаже свежей мойвы, на кото­ рую имеется большой спрос у насе­ ления, так как она обладает хоро­ шими вкусовыми качествами. Безусловно, мойву можно реали­ зовать и в других городах страны, но пока вопросом использования мойвы для пищевых целей никто не занимается. • Несколько лет назад проводился на рыбокомбинате опыт по изготовлению консервов «мойва в томате». Качество консервов было признано хорошим, но дальше опыта дело не пошло. Как видно, обилие рыбы, добывае­ мой в Баренцовом море, вызывает у руководителей отделов министерства и Главмурманрыбпрома пренебреже­ ние к вопросу о возможных методах использования мойвы для пищевых целей. Не мешает перенять опыт работы южных бассейнов рыбной промыш­ ленности, нашедших способы перера­ ботки и реализации в качестве пи­ щевого продукта тюльки, салаки и корюшки. Так, в мурманских мага­ зинах мы часто видим в продаже «Паштет из тюльки» или «Килька в томате», изготовленные в Астра­ хани, на Каспии. Вопросы коренного улучшения ка­ чества рыбной продукции^ добывае­ мой в прибрежной зоне Баренцова моря, следует рршать не за счет строительства факторий, а за счет выделения рефрижераторного флота, который должен базироваться в ме­ стах работы промыслового флота и производить приемку рыбы непосред­ ственно на местах лова, прпчем за­ мораживать ее и доставлять по­ требителям высокоценную продук­ цию высшими и первыми сортами. Такой способ приемки и пе­ реработки рыбы позволит без до­ полнительных затрат, за счет эко­ номии промыслового времени на переходы и ожидание сдачи, уве­ личить добычу рыбы минимум на 2 0— 30 процентов и резко повысить качество продукции, дать дополни­ тельные рыбные товары в виде мойвы — свежемороженой и в кон­ сервах — и сохранить за счет по­ вышения качества рыбной продук­ ции миллионы рублей государствен­ ных средств, ликвидировав потери от невыполнения плана сортности. Решающее слово по затронутому вопросу — о выделении приемного рефрижераторного флота в прибреж­ ную зону Баренцова моря — за Министерством рыбной промышлен­ ности. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного уп­ равления МРС. В борьбе за высокие уловы Экипаж траулера «Моржовец», претворяя в жизнь задачи, постав­ ленные перед Мурманским трало­ вым флотом Советским правитель­ ством, принял обязательство выло­ вить в этом году не менее 50.000 центнеров рыбы. Свое слово моря­ ки держат крепко. Ими уже вы­ ловлено свыше 44 .000 центнеров рыбы. На траулере «Моржовец» широ­ ко развернуто социалистическое соревнование. Одно из первых мест среди других членов экипажа дер­ жат матрос тов. Деревяшкин и второй помощник капитана тов. Уразов. Они не только хорошо тру­ дятся сами, но и повседневно пе­ редают свои богатый опыт дру­ гим членам экипажа. На снимке: матрос И. А. Дере­ вяшкин и второй помощник капи­ тана Л. С. Уразов. Фото «Полярной правды». Сельдяной флот может работать лучше Моряки средних рыболовных трау­ леров сельдяного флота широко развернули в этом году социалисти­ ческое соревнование за успешное выполнение плана добычи сельди. В суровых условиях Северной Атлан­ тики экипажи многих кораблей сво­ им самоотверженным трудом доби­ лись значительных успехов. Так, средние траулеры MIMI 640, 682, 688, 4123, 4124 и другие вылови­ ли по 7 .500 и более центнеров сельди. Эти успехи могли быть значи­ тельно выше, если бы не ряд при­ чин, сдерживающих рост добычи сельди. Одним из самых важных и основ­ ных условий успешной работы сель­ дяного флота является своевремен­ ный и высококачественный ремонт кораблей. Однако график ремонта из года в год не выполняется и являет­ ся тормозом в деле увеличения до­ бычи сельди. Вот некоторые факты. В прошлом году простои промысло­ вых судов в сверхплановом ремонте и в олвдании ремонта составили 2.207 судосуток, а за девять месяцев этого года — 700 судосуток. Если считать, что за сутки нахождения в море можно выловить 29 центнеров рыбы, то за потерянные 700 судс- суток можно было бы добыть 20,3 тысячи центнеров рыбы. В прошлом году произведено 9 средних ремонтов вместо '21 , пре­ дусмотренных по плану, а за 9 ме­ сяцев 1954 года — 13 вместо 36. Это свидетельствует о том, что необ­ ходимый ремонт судам не произво­ дится и корабли флота эксплуати­ руются на износ. Такое положение известно в Главмурманрыбпроме и Министерстве рыбной промышлен­ ности, однако решительные меры к расширению судоремонтных баз и увеличению мощностей, несмотря на реальный рост флота, не при­ нимаются. Успешному ведению промысла ме­ шает и ряд других причин. На про­ тяжении нескольких лет флот не обеспечивается в нужном количест­ ве резиновыми буями, из-за недо­ статка которых в дрифтерном поряд­ ке ставили меньше сетей. Особенно это наблюдалось в первом квартале. Большинство средних траулеров не обеспечено поверхностными и глубо­ ководными термометрами, буйковыми фонарями, что также отрицательно влияет на ход промысла. На протяжении ряда лет промыс­ ловый флот теряет много времени на сдачу сельди и получение снабжения в море из-за недостаточного количе­ ства плавбаз. В прошлом году по этой причине потеряно 2 .120 судо­ суток. Такое же положение было и в текущем году. Крайне неудовлетворительно по­ ставлена еще научно-поисковая ра­ бота и перспективная разведка сель­ ди. В результате этого сельдяной флот весь июль и 20 дней августа текущего года (а это решающий пе­ риод в добыче сельди) не был обес­ печен сырьевой базой и поэтому ока­ зался в долгу перед государством. За этот период было недодано 110 тысяч центнеров сельди и ни одно судно не справилось с планом. Перед моряками сельдяного флота поставлена серьезная и ответствен­ ная задача — покрыть образовав­ шийся недолов в июле и августе, выполнить правительственное зада­ ние, выловить сверх плана во втором полугодии 80 тысяч центнеров атлантической сельди. Для этого морякам необходимо создать все ус­ ловия. Нужно своевременно обеспе­ чивать их в достаточном количестве орудями лова высокого качества, специальной одеждой и другими не­ обходимыми материалами, с учетом трудностей работы в осенне-зимний период промысла. Необходимо также высококачественно и в установлен­ ные сроки ремонтировать корабли. Главмурманрыбпром и Министер­ ство рыбной промышленности СССР должны уделять больше внимания и оказывать больше помощи сельдяно­ му флоту. Моряки промысловых кораблей приложат все силы, чтобы с честью выполнить свои обязательства и пра­ вительственное задание по вылову сельди. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника планово-производственного отдела «Мурмансельди». На снимке: передовики град» матросы ЧУГУНОВ, ТИХ! Почему мало в Рыбное филе пользуется у coBf ских потребителей большим спросс Однако до сих пор филейный зав не удовлетворяет запросов покуп телей — на прилавках магазин рыбное филе почти отсутству( Руководители рыбокомбината, з щищая узковедомственные интер сы, вынуждают коллектив заво неправильно организовать свой тру а работники главка не только i препятствуют, а, наоборот, способа вуют этому. Положение, создавшееся сейчас \ заводе, вызывает серьезную тр вогу. В период интенсивного лова, ко| да траулеры доставляют в порт мн! го рыбы и предприятие можно обе! печить необходимым сырьем для и: готовления филе, наших работн] снимают с завода и переключают уборку рыбы, в помощь коллектива! рыбозавода М! 2 и холодильник» Квалифицированным филейщица приходится в течение многих дне возить тачкп с рыбой, заниматься е| уборкой. Свое же дело стоит. Заво, не работает. Это приводит к прекращению вьг пуска филе. К тому же работницы С АРЕНЦОВО море и Северная Ат- лантика изобилуют не только тресковыми породами, но и более ценными рыбами — морским оку­ нем и камбаловыми. Однако эти цен­ ные породы облавливаются слабо. Если в 1951 году было выловлено 274 тысячи центнеров окуня, то в 1952 году — 189 тысяч, в 1953 году 147 тысяч центнеров, а в ны­ нешнем году девятимесячное задание по вылову окуня реализовано всего на 88 ,6 процента. Добыча камбало­ вых — только случайный прилов при облове тресковых. Удельный вес свежего полуфабриката в ассорти­ менте продукции тралового флота очень низок, задания по свежью не выполняются, хотя на вооружение флота поступили даже суда с реф­ рижераторными трюмами. Почему же капитаны неохотно, только под очень большим нажимом идут на облов даже исключительно мощных концентраций окуня, да и само руководство тралового флота всегда медлит с переключением ко­ раблей на окуневый промысел? По­ чему потребитель получает мало свежих рыботоваров, а производство филе не обеспечивается сырьем? По­ чему расход сырца на единицу гото­ вой продукции не снижается, не­ смотря на большие возможности в этом отношении? Только потому, что в основу пла­ нирования работы как тралового флота в целом, так н каждого трау­ лера в отдельно­ сти положен неп­ равильный пока­ затель — так называемый «сырец». Каждый траулер является не толь­ ко добывающим, но и перераба­ тывающим пловучим предприяти­ ем, дающим уже готовую про­ дукцию — так называемый «по­ луфабрикат» — свежую и' соленую рыбу, рыбий жир, консервы, рыбную муку. Эта продукция иногда требу­ ет небольшой дообработки — замо­ розки, фильтрации, выдержки в тер­ мостатных камерах. И вот вместо то­ го, чтобы планировать работу каж­ дого траулера и тралового флота в единственно разумном показателе, в готовой продукции (в полуфабрика­ те), она планируется в сырце. Это показатель чисто бумажный, фиктивный, так как никто и никог­ да этот сырец фактически не взве­ шивал, не взвешивает и не контро­ лирует, который выводится кабинет­ ным путем — путем пересчета до­ ставленной траулером готовой про­ дукции, по особым переводным коэ- фпциентам, так как по условиям производства нет такой возможности взвешивать поднятую из глубин мо­ ря на борт траулера рыбу. Эти переводные коэфициенты тех­ нологически правильны и поэтому, казалось бы, что п ничего плохого получаться не может. В действитель- Ликвидировать поре ности же их отрицательное воздейст­ вие на работу флота абсолютно не­ оспоримо, потому что они начисто зачеркивают необходимость борьбы за наилучшее, наиболее разумное расходование выловленного сырца, за сокращение потерь и утечек, за выработку более ценной в пищевом отношении продукции, искажают ра­ боту кораблей и флота, не стимули­ руют лов более ценных пррод рыб. В мае нынешнего года траулеры «Пикша», «Полярный», «Абхазия» сделали по два полногрузных досроч­ ных рейса (вместо обычных одного с четвертью рейса), доставив окуня значительно больше рейсового зада­ ния. Но эти суда были зачислены в разряд отстающих, потому что ме­ сячный план в сырце не выпол­ нили. Едва ли капитанов и моряков этих траулеров можно будет угово­ рить в следующем году, чтобы они пошли на облов окуня, как бы не были мощны его концентрации и вы­ соки его уловы. Да и траловый флот в целом, выполнив в мае план по окуню на 239 процентов, дав све­ жих рыботоваров (за счет уменьше­ ния доставки соленой рыбы) на 25,9 тысячи центнеров больше задания, а всего товарной продукции на 18 тысяч центнеров больше плана, ока­ зался в числе отстающих предприя­ тий рыбной промышленности, пото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz