Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.

р ы б н ы й м у р м а н № 117 (201) 1 октября 1954 г. ОБЕСПЕЧИМУСПЕШНУЮ РАБОТУ КАЖДОГО КОРАБЛЯ ☆ ☆ ☆ ☆ Окуневый рейс Когда экипажу не оказывается помощи На днях вернулся в порт траулер «Днепр». В минувшем рейсе ему было поручено установить возмож­ ность окуневого промысла в это вре­ мя года. Капитан Сухопяткин за 13 суток плавания обследовал целый ряд районов и закончил свой рейс не­ сколько западнее Варгаевской банки. Здесь, обнаружив окунь, он начал его облавливать. Всего пять с поло­ виной суток из всего времени пла­ вания траулер «Днепр» занимался обловом окуня и выловил 1542 центнера этой ценной рыбы, доста­ вив в порт 45 ,6 тонны свежего окуня и 62,8 тонны соленого. Рейсо­ вое задание значительно перевыпол­ нено. Даже с учетом поисковой работы средний вылов на час траления со­ ставил 25,2 центнера, то есть почти вдвое выше, чем был предусмотрен для флота вылов на час траления в сентябре. Если же взять только промысловые траления, то вылов за час достиг в среднем 40 центнеров. Рейс траулера «Днепр» показы­ вает, что даже нынешней осенью, в условиях довольно сложных и труд­ ных, промысел окуня является весь­ ма рентабельным делом. Облавливая окунь, траулер может доставлять в порт рыбы отнюдь не меньше, чем при облове трески или пикши. Если же умело организовать этот промы­ сел, правильно держаться на кося­ ках, как следует вооружать орудия лова с учетом грунтовых условий, то окуня можно вылавливать даже больше, чем трески. Опыт траулера «Днепр» должен быть распространен. Страна ждет от моряков тралового флота такую цен­ ную рыбу, как окунь. К. СТАНИЦКИИ. В этом году по плану моряки трау- 1когда количество завертов трала до- Передовые смены С полным напряжением сил тру­ дятся в эти дни работницы рыбоза­ вода Л? 2 Мурманского рыбокомби­ ната, желая с честью выполнить свои социалистические обязательст­ ва. К 27 сентября смены мастеров тт. Парахневич и Кирюшатовой уже завершили свои месячные задания по выпуску продукции. 27 сентября каждая из этих смен выполнила свои задания на 170 процентов. Коллектив нашего предприятия отдает все силы тому, чтобы отме­ тить приближающийся праздник Ок­ тября новыми трудовыми подар­ ками. А. КУБАСОВА. лера «Метеор» должны выловить 36 тысяч центнеров рыбы. В начале го­ да экипаж принял обязательство — дать стране не менее 37 тысяч цент­ неров рыбы. Первый квартал для мо­ ряков траулера был благоприятным. Тогда задание было реализовано на 125 процентов. Но чем дальше, дела пошли хуже. Во втором квартале мо­ ряки не справились с принятым обя­ зательством, еле реализовав план. А итоги третьего квартала свидетель­ ствуют о том, что экипаж не исполь­ зовал значительную долю имевшихся у него возможностей. Если по плану необходимо было выловить 10.500 центнеров рыбы, то фактически до­ быто всего 7.400 центнеров. Основная причина отставания траулера «Метеор», причина невы­ полнения экипажем этого судна при­ нятых социалистических обяза­ тельств кроется в том, что очень много времени, когда корабль дол­ жен находиться на промысле, расхо­ дуется непроизводительно. Между­ рейсовые стоянки в порту, как пра­ вило, намного превышают плановые. Происходит это в основном потому, что на ремонт механизмов уходит значительно больше времени, чем полагается по существующим нор­ мам. Зачастую ремонт этот непред­ виденный, не запланированный. Пе­ ред выходом в один из последних рейсов портовый надзор задержал корабль в порту только из-за того, что шлюп-балки находились в неис­ правном состоянии. А судоремонт­ ный завод вместо того, чтобы как можно быстрее устранить неисправ­ ность, затянул ремонт. В результате судно почти полмесяца не промыш­ ляло. В связи с этим необходимо остано­ виться на вопросах отношения чле­ нов экипажа к эксплуатации меха­ низмов, к содержанию их в хорошем ходило до тринадцати — пятнадца­ ти за рейс. А со стороны промысло­ вого отдела управления тралового флота экипажу не оказывалось необ­ ходимой помощи в устранении этого существенного недостатка, хотя та­ кая помощь требовалась. . Когда на судно был направлен опытный спе­ циалист, который осмотрел траловые доски и сделал заключение о необ­ ходимости замены их, положение резко изменилось. Заверты трала стали исключительным явлением. О том, что со стороны отделов уп­ равления тралового флота экипажу траулера «Метеор» не оказывается необходимой помощи, свидетельству­ ют и другие многочисленные факты. Сильно влияет на работу экипажа частая сменяемость кадров. И не­ смотря на то, что траулер «Метеор» отстает, что ему требуется помощь со стороны отдела кадров, этой по­ мощи до последнего времени не ока­ зывалось. Только в нынешнем году на корабле сменилось три капитана, три старших механика, одиннадцать машинистов, около двадцати пяти кочегаров и много матросов. Несмот­ ря на особые условия работы на этом траулере, сюда подчас направ­ ляются неопытные люди. Факты свидетельствуют о том, что работники отдела кадров стараются послать на траулер людей или опо­ рочивших чем-либо себя на других кораблях, или впервые пришедших на флот. Дело доходит до анекдотов. Дали, например, с траулера в отдел кадров заявку прислать на судно за­ сольщика и повара. Через некоторое время на судне появился человек с направлением из отдела кадров. В этом документе говорилось, что тов. Подушка направляется на траулер «Метеор» матросом, хотя матросы на судне не требовались. Кроме того, выяснилось, что тов. Подушка до ля олага советских людей рабочем состоянии. Некоторые моря-, тех пор вообще никогда не работал ки, в том числе и члены командного на траулере. Поэтому капитан отос- состава траулера «Метеор», не уделя- лал его в распоряжение отдела кад- ют необходимого внимания уходу за механизмами. Те же шлюп-балки, из-за которых было потеряно много промыслового времени, пришли в плохое состояние только потому, что бывший старший помощник ка­ питана тов. Никифоров не обеспе­ чил надлежащего ухода за ними. На результатах работы экипажа отразилось и неумение мастеров по добыче рыбы правильно обращаться с орудиями лова. Было такое время, ров. Но через некоторое время тот же тов. Подушка возвращается на траулер с другим направлением — уже засольщиком. Вполне понятно, что командование корабля не могло взять на эту ответственную долж­ ность человека, не имеющего поня­ тия об обработке рыбы. И тов. По­ душка снова ушел в отдел кадров. Однако этим дело не кончилось. Работники отдела кадров третий раз мощь, направили тов. Подушку на траулер «Метеор», теперь уже поваром, хо­ тя и поваром он никогда не был. Так как до отхода судна оставалось немного времени, а от отдела кадров ничего ожидать больше не приходи­ лось, на тов. Подушку было возло­ жено исполнение обязанностей по­ вара. Таких примеров, когда отдел кад­ ров направляет неопытных людей или вообще никого не направляет, можно привести немало. В начале рейса № 9 с судна был отозван ра­ дист тов. Цветков, но взамен его от­ дел кадров никого не прислал. Свы­ ше недели судно находилось без ра­ диосвязи, экипаж работал вслепую. А время было туманное, видимость небольшая. Только в конце рейса взамен тов. Цветкова был прислан другой радист. Но он оказался нео­ пытным, не умел наладить связь. Так почти весь рейс экипаж работал «на-авось». Рейсовое задание было выполнено всего на 79 процентов. В последнем рейсе, одиннадцатом по счету, траулер «Метеор» должен был находиться на промысле 15 су­ ток. Но в связи с тем, что корабли теперь бункеруются у лихтеров, рейс траулера был продлен до 22 суток. Бункеровка была произведе­ на, промысловая обстановка благо­ приятствовала. Однако траулер вер­ нулся в порт раньше срока. Произо­ шло так потому, что вышла из строя средняя топка котла. И это уже не первый случай, когда на траулере «Метеор» «садятся» топки. А при­ чина этого в том, что отдел снабже­ ния дает на каждый рейс всего по 50 килограммов кокса, который ис­ пользуется как фильтровочный ма­ териал. Между тем, чтобы нормаль­ но промышлять 15 суток, требует­ ся кокса значительно больше. И те­ перь, когда рейсы увеличились, в отделе снабжения не хотят считать­ ся с этим. В результате кажущаяся на первый взгляд мелочь приводит к досрочному прекращению промысла. Кстати, траулеров типа «Метеор» в траловом флоте несколько и почти на всех такое же положение с со­ стоянием механизмов. Руководство тралового флота должно серьезно изучить вопрос, правильно ли экс­ плуатируются механизмы этих трау­ леров, что нужно сделать для их бесперебойной работы. Траулеру «Метеор», как и другим судам подоб­ ного типа, требуется конкретная по- 3. ВАГИН. ЛОВ С Е Л Ь Д И В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД Сельдяной промысел в Северной I Цельсию), то в осенне-зимний пе- Атлантике в осенне-зимний период является наиболее сложным делом. Для успеха лова необходимо к каж­ дому дрейфу подходить с учетом всех факторов, влияющих на поведение сельди. Средний траулер «Орочен» не­ плохо вел промысел сельди в минув­ ший осенне-зимний сезон только по­ тому, что мы тщательно . учитывали все факторы. Если весной после не­ реста и летом во время нагула пове­ дение сельди в значительной мере определяется поведением тех орга­ низмов, которыми она питается, то в осенне-зимний период пища для сельди не имеет существенного зна­ чения. Б августе — сентябре сельдь, до­ стигнув максимальной жирности (до 38 процентов жира от общего веса) одновременно достигает и своего максимального обхвата. Если в июле — августе сельдь в погоне за пищей заходит в относи­ тельно очень высокие температуры воды (плюс 12 — 14 градусов по риод она держится оолее холодных вод (плюс 3— 4 градуса). Это объяс­ няется тем, что, заходя летом в бо­ лее теплые воды, сельдь повышает температуру своего тела и содейст­ вует этим лучшему усвоению пищи. В осенне-зимний же период, когда пищевая база отсутствует и проис­ ходит созревание половых продуктов, сельдь вынуждена жить за счет на­ копленных ею жировых запасов. Для успешного промысла сельди в осенне-зимний период важно знать распределение ее в толще воды, а оно зависит как от физиологическо­ го состояния сельди, так от верти­ кального распределения температур­ ного скачка. В толще воды — от по­ верхности до 15— 20 метров — располагается мелкая сельдь, в большинстве случаев неполовозре­ лая, а также сельдь средних разме­ ров с незначительно развитыми по­ ловыми продуктами. На глубине от 25— 30 метров и до 8 0— 120 мет­ ров располагается сельдь крупная, хорошо развитыми половыми продук­ тами. Глубина нахождения крупной сельди в районе промысла имеет ме- сельди зависит от глубины подсти­ лающего слоя холодных вод Восточ- но-Гренландского течения. В основном районе зимнего про­ мысла (к северу от Фаррерских ост­ ровов), в восточной его части мы наблюдали следующую картину, если при промере глубинных темпе­ ратур обнаруживались теплые тем­ пературы до значительных горизон­ тов воды, то в таком районе сельди либо не было, либо держалась она в разреженном состоянии. Такую же картину мы наблюдали в западной части этого района. Между же за­ падной и восточной частью этого промыслового района имеется ме­ сто с более низкими температурами, под которыми находился подстилаю­ щий слой холодной воды. С юга этот промысловый район ограничен рез­ ким градиентом теплых вод. В этом «мешке» и концентрируется в основ­ ном промысловое скопление сельди в ноябре—декабре. С конца декабря сельдь начинает перемещаться в юго-восточном направлении к ме­ стам своего нереста. Учет этих об­ стоятельств также помогает правиль­ но выбрать место промысла — глу­ бинного лова. Большое влияние на расположение теорологическая обстановка. При юго- восточных и юго-западных ветрах сельдь держится против ветра, не имея значительного продвижения вперед. При северных и северо- восточных ветрах она опускается на большие глубины. Лучшим расположением порядка является выметка его на границах описанного выше «мешка». Промысловики в осенне-зимний период, точнее в так называемый период «преднерестовой стоянки», когда сельдь не имеет интенсивного продвижения вперед, часто сталки­ ваются с фактом осыпания улова во время выборки сетей. Это происходит по той причине, что сельдь не имеет движения вперед, не сама входит в ячеи дрифтерной сетки, а сетное по­ лотно как бы наносится на находя­ щуюся в толще воды сельдь. Таким образом, происходит не «активное», а «пассиивное» объячеивание сельди. Это означает, чтобы выборка дриф­ терного порядка с уловом должна производиться очень аккуратно. Учет всех этих факторов поможет промысловикам организовать высоко эффективный глубинный лов в Се­ верной Атлантике. Капитан А. СЕМЕНОВ. Ростов-на-Дону. Обувная фаб- ,| рика имени А. И. Микояна. На снимке: Заготовочный уча- сток_цеха рантовой обуви № 2. Письмо в р е д а к ц ию Складсние помещения н зиме не готовы На втором причале рыбного порта расположены склады отдела снабже­ ния тралового флота. Коллектив этих складов выполняет ответственную работу, снабжая экипажи траулеров бельем, специальной одеждой, всеми необходимыми материалами с достав­ кой на суда. Приближается зимнее время, а склады к этому не подготовлены. Помещения не утеплены, сквозь ще­ ли свободно проходит ветер. Здесь нет даже теплой конторки, в кото­ рой счетоводы могли бы обрабаты­ вать картотеки, а кладовщики оформлять документы. Раньше у нас имелась такая кон­ торка. Сюда было проведено паровое отопление. Однако с марта этого года отопление отключили по указанию главного инженера рыбозавода № 2 тов. Алексеева. Кроме того, контору закладывают ящиками с банками, загораживая все проходы. Все это создает ненормальное условие в работе коллектива скла­ дов. Неоднократно мы обраща сь по этим вопросам в управление -■<- лового флота, в отдел снабжения, к тов. Курочко в Главмурманрыб- пром, но положение не изменяется. Работники склада СОКОЛОВ, ВОХМЯНИНА, БАХТИН и другие. По следам наших выступлений «ПОЧЕМУ ТРАУЛЕР «ЧАЙКА» НЕ ВЫПОЛНИЛ РЕЙСОВОЕ ЗАДАНИЕ» Так называлась заметка о неудач­ ном рейсе траулера «Чайка» («Рыб­ ный Мурман» за 12 сентября). Исполняющий обязанности на­ чальника тралового флота тов. Наев- ский сообщил редакции, что от ^"в- шие и неявившиеся к отходу к .J6 - ля в рейс члены экипажа тра' яера «Чайка» привлечены к администра­ тивной ответственности. «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРОМЫСЛУ МОРСКОГО ОКУНЯ» Так называлась заметка, опубли­ кованная в газете «Рыбный Мур­ ман» 10 сентября. Исполняющий обязанности на­ чальника Главмурманрыбпрома тов. Курочко ответил редакции, что в на­ стоящее время на поисках косяков морского окуня находится три трау­ лера. Кроме того, на поиски и про­ мысел морского окуня направлен траулер «Днепр». Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 4663. Тир. 2.500 . ПН 03364

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz