Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.

№ 126 (210), 22 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 СОЗДАВАТЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ К чему приводит неоперативность Траулер лЕреван» следовал с про­ мысла в порт. В трюмах его находи­ лось 220 тонн рыбы, около 30 тонн рыбьих голов и непромысловой ме­ лочи, 12 тысяч банок консервов, 8 тонн жира. Неплохо потрудились в рейсе моряки, значительно перевы­ полнив задание. Когда корабль шел в порт, члены экипажа рассчитыва­ ли, что рыбообработчики сделают все от них зависящее для быстрей^ шей обработки судна, для досрочной отправки его в очередной рейс. Но ожидания моряков не оправдались. Еще в 5 часов утра 13 октября капитан траулера Владимир Викто­ рович Корабельников дал в управ­ ление тралового флота радиограмму. В ней говорилось о количестве вы­ ловленной рыбы, указывался срок подхода к Кольскому заливу. Ориен­ тировочно этот срок намечался на 10 часов утра. Промысловых кораблей в то вре­ мя в порту было очень немного. Имелись все возможности к тому, чтобы траулер «Ереван» был обра­ ботан быстро, без всяких задержек. Но только потому, что в работе дис­ петчерского аппарата тралового флота и рыбного порта нет необхо­ димой оперативности и согласован­ ности, корабль много времени поте­ рял совершенно напрасно. Случай, происшедший с трауле­ ром «Ереван», свидетельствует о неумении, а подчас и о нежелании оперативных работников по-настоя- щему руководить движением и раз­ грузкой судов. В диспетчерской тра­ лового флота забыли о том, что нужно дать «добро» для входа в Кольский залив. Потратив некоторое время на ожидание его, капитан принял решение (хотя это и являет­ ся нарушением правил) следовать в порт. И когда уже траулер прошел чуть ли не половину Кольского за­ лива, «добро» было получено. В два часа дня 13 октября траулер «Ереван» стал на рейде рыбного порта. Несмотря на гудки, которыми корабль извещал о своем приходе, никто не позаботился о том, чтобы судно сразу же было поставлено под обработку. Поч­ ти два часа простояло оно на рейде. После этого, наконец, траулер был поставлен к одно­ му из причалов, который плохо ме­ ханизирован. В 17 часов началась разгрузка. До 4 часов утра следую­ щего дня было выгружено всего три тонны. Сколько бы времени потре­ бовалось, если бы корабль до конца стал обрабатываться на этом при­ чале? Речь могла идти уже не о днях, а о неделях. Вот почему этот вопрос не мог не волновать моряков. Еще в конце суток 13 октября ка­ питан тов. Корабельников позвонил в диспетчерскую тралового флота и обратился с просьбой поставить суд­ но к механизированному причалу. Дежуривший в то время диспетчер тов. Масленов заверил капитана, что через час корабль будет пере­ ставлен. Фактически же это обеща­ ние было выполнено только через четыре часа. Но и на. этот раз траулер «Ере­ ван» оказался у причала, где не­ возможно разгружать свежье. Све­ жую рыбу грузили на автомашины, которые отправляли ее на другой причал. Поэтому работы шли очень медленно. Почти за 8 часов было выгружено всего 10 тонн свежья. Капитан тов. Корабельников был вынужден о создавшемся положении поставить в известность отдел ры­ бообработки тралового флота. И. о. начальника отдела тов. Калашни­ ков пообещал ускорить дело. Но все оказалось безрезультатно. Только после того, как о волоките с раз­ грузкой траулера «Ереван» сооб­ щили в вышестоящие организации, судно поставили к механизирован­ ному причалу. Это было в 21 час 30 минут 14 октября. К 8 часам утра следующего дня корабль был пол­ ностью обработан. Таким образом, на разгрузку ос­ новной массы доставленной рыбы и другой рыбной продукции ушло очень немного времени. А в резуль­ тате неорганизованности, неопера­ тивности диспетчерского аппарата тралового флота и рыбного порта, в ожидании настоящей обработки эки­ паж потерял свыше полутора су­ ток. Так получается, когда ответствен­ ные товарищи, которым поручено руководство движением флота, ор­ ганизация выгрузки и т. д., за­ нимаются не конкретными делами, а разговорами, и вместо оказания морякам действенной помощи в сок­ ращении стоянок судов в порту увеличивают срок этих стоянок своей неоперативностью и нераспо­ рядительностью. В. ЗОРИН. С аттестатом зрелости—в училище ☆ П о р о ч н а я практика Траулер «Кировск» возвратился из девятого рейса 9 сентября. От­ ход в море был назначен на 17 ча­ сов 11 сентября. Весь экипаж, стремясь поскорее выполнить оче­ редное рейсовое задание, собрался на судне в срок. Однако в назна­ ченное время траулер не вышел. На судне нехватало двух кочега­ ров. В отдел кадров тралового флота была заранее сделана на них заявка. Но работники отдела кадров, про­ явив как и обычно неоперативность, не прислали своевременно кочега­ ров. Судно из-за этого не могло выйти в море. Траулер «Кировск» простоял в порту до четырех часов утра 12 сентября’. Потом руководители тра­ лового флота постарались избавигь- ся от него и направили в Тюпа­ губу. Кочегары так и не явились. В Тюва-губе траулер стоял в ожи­ дании их до 20 часов 13 сентября. О чем говорит этот факт? О том, что не только наш корабль вынуж­ ден был несколько дней потерять из-за плохой, неоперативной рабо­ ты отдела кадров. В Тюва-губе и на рейде было несколько траулеров и все они не могли выйти в море из- за того, что также дожидались матросов, кочегаров, механиков. Экипажи кораблей высказывают справедливое недовольство работой отдела кадров и «тактикой» руко­ водителей тралового флота. По вине отдела кадров суда простаивают. Чтобы это не бросалось в глаза, ру­ ководители тралового флота стара­ ются отправить суда с глаз долой — куда угодно, только бы они не стояли в порту. Корабль покидает порт. Создается видимость, что он уходит в море на промысел. На | самом же деле он находится в Тюва- губе, и там стоит сутки, двое, трое, а то и больше. То нехватает лю­ дей, то неполностью принято сна­ ряжение, материалы, лед, вода и прочее необходимое для рейса, а ру­ ководители флота довольны: в пор­ ту мало кораблей. Не мешало бы им заглянуть лично, что делается в Тюва-губе, когда причалы Мурман­ ского порта почти свободны. Н. КЛЕЩЕВНИК. Консервный мастер трауле­ ра «Кировск». Ш Ш И тЩШЩШж Sill и Москва. В техническом училище № 9 начались учебные заня­ тия. На снимке: мастер технического училища И. В. АРХИПОВ знакомит учащихся с токарным станком. Фото В Кунова. Прессклише ТАСС. Увеличить вылов сельди в Баренцовом море Результаты могли быть лучше Моряки траулера «Сталин», горя­ чо поддержав патриотический почин экипажа траулера «Ленин», приняли новые, повышенные обязательства. В своей работе моряки нашего корабля! добились некоторых успехов. Так, сверх программы третьего квартала выловлено 2.678 центнеров рыбы, а план сентября выполнен на 167,2 процента. Очередной седьмой рейс проходил с 21 сентября по 15 октября. По рейсовому заданию мы должны были доставить 98 тонн рыбы, 8 тысяч банок консервов, 3,7 тонны рыбьего жира и 3,7 тонны рыбной муки. Эки­ паж траулера «Сталин» доставил из рейса 160 тонн рыбы, 7 тысяч банок консервов. 6 тонн рыбьего жира и 14 тонн рыбной муки. Результаты неплохие, но они мог­ ли быть намного лучше, если бы на судне были заранее устранены неко­ торые недостатки, которые в зна­ чительной степени повлияли на ход выполнения наших обязательств. Так, из-за беспечности старшего мастера по добыче рыбы тов. Петро­ ва наши тралы были вооружены неправильно. По инструкции грун- тропы 29-метрового трала должны быть длиной 40,6 метра, а он по­ ставил 46 метров, кухтылей для пловучести и лучшего раскрытия трала привязывалось мало, имелась разница и в марках ваеров. Все эго вместе взятое привело к большому пролову в этом рейсе. Недобросовестное отношение к де­ лу тов. Петрова разбиралось на партийном собрании корабля. Ком­ мунисты подвергли резкой критике тов. Петрова. Здесь же выяснилось, что Петров запустил все траловое хозяйство. Например, тралы воору­ жаются неправильно, ролики, чеке- ля, скобы находятся в запущенном состоянии, ваера систематически не смазываются, Партийное собрание потребовало устранения этих недостатков. Но Петров остался верен себе: он по- прежнему безответственно относился! к работе. Необходимо подобрать и направить на траулер «Сталин» нового квали­ фицированного старшего мастера по добыче рыбы. Следует также напра­ вить на судно одного мастера, так как у нас обязанности обоих масте­ ров по добыче выполняют матросы. Это также влияет на ход работы с тралом. Ниже своих возможностей рабо­ тает машинная команда. Траулер «Сталин» вышел из ремонта в мае, но среди механиков до сих пор не налажена по-настоящему организа­ ция труда. Технический отдел за это время сменил трех старших механи­ ков, двух вторых механиков. Ны­ нешний второй механик Власов си­ стематически пьянствует в порту и на корабле, не выполняет ремонтных работ. Машинная команда не обеспечивает полностью обороты винта. Это, без­ условно, отражается на ходе выпол­ нения обязательств и вызывает серьезную тревогу у экипажа судна. Руководство флота не добилось четкости в работе лихтеров. На них отсутствуют бригады грузчиков. Снабжение ограничено: например, нет консервных банок. В этом рейсе мы могли бы изготовить дополни­ тельно не менее четырех тысяч ба­ нок консервов, но из-за отсутствия тары не имели возможности этого сделать. Экипаж траулера «Сталин» при­ нял ответственные социалистические обязательства. Отделы управления тралового флота должны помочь нам в их осуществлении. В. СОБОЛЕВ. Первый помощник капитана траулера «Сталин». Большие задачи по увеличению вылова рыбы поставлены партией и правительством перед трудящимися нашего бассейна. Вот почему нужно полнее использовать сложившиеся благоприятные условия промысла мурманской сельди как в открытом море, так и в прибрежных районах. Сейчас сельдь держится на обшир­ ной акватории моря. Поисковые суда установили наличие сельди на грани­ цах северо-восточного склона Мур­ манской банки и северного склона Мурманского мелководья. Промысло­ вый лов сельди начался 17 сентября, когда было добыто на порядок 0,5 тонны сельди. Позднее уловы посте­ пенно возрастали. 29 сентября сред­ ний траулер № 687. (капитан тов. Романов В. П.) на порядок в 55 се­ тей взял 10 тонн. Затем 5 октября поисковый сейнер X; 632 на порядок в 60 сетей выловил 12 тонн. Большие уловы сельди имели суда прибрежно­ го промысла и в последующие дни. Общий вылов крупной дрифтерной сельди с начала лова составил свы­ ше 5.000 центнеров. Во всех районах дрифтерного про­ мысла наиболее уловистыми оказа­ лись сети с ячеей в 2 0— 22 мм. Главным объектом промысла яв­ ляется пятилетняя сельдь весьма многочисленного поколения 1950 го­ да, размерами 19— 22 см. Более мелкая и сельдь свыше 22 см. встречалась в меньших количествах. 2 октября при возвращении в порт поисковое судно 687 зарегистри­ ровало эхолотом рассеянные стайки сельди севернее острова Кильдина и в районе входа в Мотовский и Коль­ ский заливы. Поисковые суда № 19 (капитан тов. Кувакин) и средний траулер № 686 обнаружили много разроз­ ненных стай сельди на восточном побережье Мурмана, а поисковое суд­ но Яг 18 (капитан тов. Симонов) — в районе входа в губу Печенги. Таким образок, сельдь занимает обширную площадь от Печенги до острова Большого Оленьего в приб­ режных районах и в открытом море, в основном на Мурманском мелко­ водье и его северном склоне. Есть указание на наличие сельди и в дру­ гих районах. Например, по сообще­ нию капитана траулера «Водник» тов. Щукина, в октябре крупная сельдь попадала в трал в Северо- Центральном районе. По данным встречаемости в желудках трески, в этом году сельдь в летний период откармливалась по всей южной части Баренцева моря и отмечалась в боль­ ших количествах в его северо-восточ­ ных районах, на Гусиной банке и даже попадала в трал в качестве прилова в северной части Новозе- мельского мелководья. Сельдь поколения 1950 года, на которой базируется дрифтерный про­ мысел, — созревающая. Она должна постепенно отходить в западном на­ правлении к местам нереста. Главный путь отхода этой сельди будет лежать в пределах струи Нордкапского течения. Сейчас сельдь медленно продвигается с востока на запад. Меньшая часть сельди, кото­ рая в летний период откармливалась в юго-восточцых районах Баренцова моря (на Канинской банке, Канино- Колгуевском мелководье, на северном склоне Канино-Колгуевского мелко­ водья), будет проходить на запад в пределах прибрежной ветви, при этом не исключена возможность ее заходов в губы. Лов ее в губах и за­ ливах Мурманского побережья будет возможен за счет двух высокоуро­ жайных поколений: крупной сельди поколения 1950 года — размерами около 20 см, и мелкой сельди — по­ коления 1953 года — размерами около 14 см. Немаловажную роль в наблюдении за продвижением сельди должны сыграть поисковые суда, вооружен­ ные гидроакустическими приборами. Двух поисковых судов, занимающих­ ся в настоящее время разведкой сельди в море, совердненно недоста­ точно. Необходимо в ближайшие дни усилить разведку поисковыми су­ дами. Наблюдения за подходами сельди в губы и заливы, производят поиско­ вые суда №№ 18 и 19, которые должны работать круглосуточно. Не­ обходимо усилить контроль за подхо­ дами сельди в губы и со стороны за­ порных станций. Очень часто заходы сельди в губы бывают кратковремен­ ными, поэтому необходимо вести тщательный контрольный лов став­ ными сетями и другими орудиями лова, чтобы не упустить возможно­ сти перекрытия этих губ. Сейчас задача состоит в том, что­ бы наиболее полно использовать сырьевую базу. На дри<]ггерный про­ мысел вышла уже большая часть флота, но еще далеко не все суда достаточно хорошо подготовлены для осеннего дрифтерного промысла сель­ ди. Крайне необходимо отрегулиро­ вать средства связи с флотом и си­ стематически проводить совещания рыбаков о ходе промысла. Промысло­ вые суда должны работать с полны­ ми порядками. Следует применять для лова сельди 9-метровые сети на ботах и малых траулерах и 12-мет­ ровые сети на средних траулерах. Последние должны обрабатывать не менее 8 0— 100 штук сетей, суда ти­ па «Касатка» — не менее 70 штук и малые траулеры — не менее 55 штук сетей. Это значительно увеличит вылов. И. КОРЖ. Научный сотрудник ПИНРО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz