Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.
№ 126 (210), 22 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 СОЗДАВАТЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ К чему приводит неоперативность Траулер лЕреван» следовал с про мысла в порт. В трюмах его находи лось 220 тонн рыбы, около 30 тонн рыбьих голов и непромысловой ме лочи, 12 тысяч банок консервов, 8 тонн жира. Неплохо потрудились в рейсе моряки, значительно перевы полнив задание. Когда корабль шел в порт, члены экипажа рассчитыва ли, что рыбообработчики сделают все от них зависящее для быстрей^ шей обработки судна, для досрочной отправки его в очередной рейс. Но ожидания моряков не оправдались. Еще в 5 часов утра 13 октября капитан траулера Владимир Викто рович Корабельников дал в управ ление тралового флота радиограмму. В ней говорилось о количестве вы ловленной рыбы, указывался срок подхода к Кольскому заливу. Ориен тировочно этот срок намечался на 10 часов утра. Промысловых кораблей в то вре мя в порту было очень немного. Имелись все возможности к тому, чтобы траулер «Ереван» был обра ботан быстро, без всяких задержек. Но только потому, что в работе дис петчерского аппарата тралового флота и рыбного порта нет необхо димой оперативности и согласован ности, корабль много времени поте рял совершенно напрасно. Случай, происшедший с трауле ром «Ереван», свидетельствует о неумении, а подчас и о нежелании оперативных работников по-настоя- щему руководить движением и раз грузкой судов. В диспетчерской тра лового флота забыли о том, что нужно дать «добро» для входа в Кольский залив. Потратив некоторое время на ожидание его, капитан принял решение (хотя это и являет ся нарушением правил) следовать в порт. И когда уже траулер прошел чуть ли не половину Кольского за лива, «добро» было получено. В два часа дня 13 октября траулер «Ереван» стал на рейде рыбного порта. Несмотря на гудки, которыми корабль извещал о своем приходе, никто не позаботился о том, чтобы судно сразу же было поставлено под обработку. Поч ти два часа простояло оно на рейде. После этого, наконец, траулер был поставлен к одно му из причалов, который плохо ме ханизирован. В 17 часов началась разгрузка. До 4 часов утра следую щего дня было выгружено всего три тонны. Сколько бы времени потре бовалось, если бы корабль до конца стал обрабатываться на этом при чале? Речь могла идти уже не о днях, а о неделях. Вот почему этот вопрос не мог не волновать моряков. Еще в конце суток 13 октября ка питан тов. Корабельников позвонил в диспетчерскую тралового флота и обратился с просьбой поставить суд но к механизированному причалу. Дежуривший в то время диспетчер тов. Масленов заверил капитана, что через час корабль будет пере ставлен. Фактически же это обеща ние было выполнено только через четыре часа. Но и на. этот раз траулер «Ере ван» оказался у причала, где не возможно разгружать свежье. Све жую рыбу грузили на автомашины, которые отправляли ее на другой причал. Поэтому работы шли очень медленно. Почти за 8 часов было выгружено всего 10 тонн свежья. Капитан тов. Корабельников был вынужден о создавшемся положении поставить в известность отдел ры бообработки тралового флота. И. о. начальника отдела тов. Калашни ков пообещал ускорить дело. Но все оказалось безрезультатно. Только после того, как о волоките с раз грузкой траулера «Ереван» сооб щили в вышестоящие организации, судно поставили к механизирован ному причалу. Это было в 21 час 30 минут 14 октября. К 8 часам утра следующего дня корабль был пол ностью обработан. Таким образом, на разгрузку ос новной массы доставленной рыбы и другой рыбной продукции ушло очень немного времени. А в резуль тате неорганизованности, неопера тивности диспетчерского аппарата тралового флота и рыбного порта, в ожидании настоящей обработки эки паж потерял свыше полутора су ток. Так получается, когда ответствен ные товарищи, которым поручено руководство движением флота, ор ганизация выгрузки и т. д., за нимаются не конкретными делами, а разговорами, и вместо оказания морякам действенной помощи в сок ращении стоянок судов в порту увеличивают срок этих стоянок своей неоперативностью и нераспо рядительностью. В. ЗОРИН. С аттестатом зрелости—в училище ☆ П о р о ч н а я практика Траулер «Кировск» возвратился из девятого рейса 9 сентября. От ход в море был назначен на 17 ча сов 11 сентября. Весь экипаж, стремясь поскорее выполнить оче редное рейсовое задание, собрался на судне в срок. Однако в назна ченное время траулер не вышел. На судне нехватало двух кочега ров. В отдел кадров тралового флота была заранее сделана на них заявка. Но работники отдела кадров, про явив как и обычно неоперативность, не прислали своевременно кочега ров. Судно из-за этого не могло выйти в море. Траулер «Кировск» простоял в порту до четырех часов утра 12 сентября’. Потом руководители тра лового флота постарались избавигь- ся от него и направили в Тюпа губу. Кочегары так и не явились. В Тюва-губе траулер стоял в ожи дании их до 20 часов 13 сентября. О чем говорит этот факт? О том, что не только наш корабль вынуж ден был несколько дней потерять из-за плохой, неоперативной рабо ты отдела кадров. В Тюва-губе и на рейде было несколько траулеров и все они не могли выйти в море из- за того, что также дожидались матросов, кочегаров, механиков. Экипажи кораблей высказывают справедливое недовольство работой отдела кадров и «тактикой» руко водителей тралового флота. По вине отдела кадров суда простаивают. Чтобы это не бросалось в глаза, ру ководители тралового флота стара ются отправить суда с глаз долой — куда угодно, только бы они не стояли в порту. Корабль покидает порт. Создается видимость, что он уходит в море на промысел. На | самом же деле он находится в Тюва- губе, и там стоит сутки, двое, трое, а то и больше. То нехватает лю дей, то неполностью принято сна ряжение, материалы, лед, вода и прочее необходимое для рейса, а ру ководители флота довольны: в пор ту мало кораблей. Не мешало бы им заглянуть лично, что делается в Тюва-губе, когда причалы Мурман ского порта почти свободны. Н. КЛЕЩЕВНИК. Консервный мастер трауле ра «Кировск». Ш Ш И тЩШЩШж Sill и Москва. В техническом училище № 9 начались учебные заня тия. На снимке: мастер технического училища И. В. АРХИПОВ знакомит учащихся с токарным станком. Фото В Кунова. Прессклише ТАСС. Увеличить вылов сельди в Баренцовом море Результаты могли быть лучше Моряки траулера «Сталин», горя чо поддержав патриотический почин экипажа траулера «Ленин», приняли новые, повышенные обязательства. В своей работе моряки нашего корабля! добились некоторых успехов. Так, сверх программы третьего квартала выловлено 2.678 центнеров рыбы, а план сентября выполнен на 167,2 процента. Очередной седьмой рейс проходил с 21 сентября по 15 октября. По рейсовому заданию мы должны были доставить 98 тонн рыбы, 8 тысяч банок консервов, 3,7 тонны рыбьего жира и 3,7 тонны рыбной муки. Эки паж траулера «Сталин» доставил из рейса 160 тонн рыбы, 7 тысяч банок консервов. 6 тонн рыбьего жира и 14 тонн рыбной муки. Результаты неплохие, но они мог ли быть намного лучше, если бы на судне были заранее устранены неко торые недостатки, которые в зна чительной степени повлияли на ход выполнения наших обязательств. Так, из-за беспечности старшего мастера по добыче рыбы тов. Петро ва наши тралы были вооружены неправильно. По инструкции грун- тропы 29-метрового трала должны быть длиной 40,6 метра, а он по ставил 46 метров, кухтылей для пловучести и лучшего раскрытия трала привязывалось мало, имелась разница и в марках ваеров. Все эго вместе взятое привело к большому пролову в этом рейсе. Недобросовестное отношение к де лу тов. Петрова разбиралось на партийном собрании корабля. Ком мунисты подвергли резкой критике тов. Петрова. Здесь же выяснилось, что Петров запустил все траловое хозяйство. Например, тралы воору жаются неправильно, ролики, чеке- ля, скобы находятся в запущенном состоянии, ваера систематически не смазываются, Партийное собрание потребовало устранения этих недостатков. Но Петров остался верен себе: он по- прежнему безответственно относился! к работе. Необходимо подобрать и направить на траулер «Сталин» нового квали фицированного старшего мастера по добыче рыбы. Следует также напра вить на судно одного мастера, так как у нас обязанности обоих масте ров по добыче выполняют матросы. Это также влияет на ход работы с тралом. Ниже своих возможностей рабо тает машинная команда. Траулер «Сталин» вышел из ремонта в мае, но среди механиков до сих пор не налажена по-настоящему организа ция труда. Технический отдел за это время сменил трех старших механи ков, двух вторых механиков. Ны нешний второй механик Власов си стематически пьянствует в порту и на корабле, не выполняет ремонтных работ. Машинная команда не обеспечивает полностью обороты винта. Это, без условно, отражается на ходе выпол нения обязательств и вызывает серьезную тревогу у экипажа судна. Руководство флота не добилось четкости в работе лихтеров. На них отсутствуют бригады грузчиков. Снабжение ограничено: например, нет консервных банок. В этом рейсе мы могли бы изготовить дополни тельно не менее четырех тысяч ба нок консервов, но из-за отсутствия тары не имели возможности этого сделать. Экипаж траулера «Сталин» при нял ответственные социалистические обязательства. Отделы управления тралового флота должны помочь нам в их осуществлении. В. СОБОЛЕВ. Первый помощник капитана траулера «Сталин». Большие задачи по увеличению вылова рыбы поставлены партией и правительством перед трудящимися нашего бассейна. Вот почему нужно полнее использовать сложившиеся благоприятные условия промысла мурманской сельди как в открытом море, так и в прибрежных районах. Сейчас сельдь держится на обшир ной акватории моря. Поисковые суда установили наличие сельди на грани цах северо-восточного склона Мур манской банки и северного склона Мурманского мелководья. Промысло вый лов сельди начался 17 сентября, когда было добыто на порядок 0,5 тонны сельди. Позднее уловы посте пенно возрастали. 29 сентября сред ний траулер № 687. (капитан тов. Романов В. П.) на порядок в 55 се тей взял 10 тонн. Затем 5 октября поисковый сейнер X; 632 на порядок в 60 сетей выловил 12 тонн. Большие уловы сельди имели суда прибрежно го промысла и в последующие дни. Общий вылов крупной дрифтерной сельди с начала лова составил свы ше 5.000 центнеров. Во всех районах дрифтерного про мысла наиболее уловистыми оказа лись сети с ячеей в 2 0— 22 мм. Главным объектом промысла яв ляется пятилетняя сельдь весьма многочисленного поколения 1950 го да, размерами 19— 22 см. Более мелкая и сельдь свыше 22 см. встречалась в меньших количествах. 2 октября при возвращении в порт поисковое судно 687 зарегистри ровало эхолотом рассеянные стайки сельди севернее острова Кильдина и в районе входа в Мотовский и Коль ский заливы. Поисковые суда № 19 (капитан тов. Кувакин) и средний траулер № 686 обнаружили много разроз ненных стай сельди на восточном побережье Мурмана, а поисковое суд но Яг 18 (капитан тов. Симонов) — в районе входа в губу Печенги. Таким образок, сельдь занимает обширную площадь от Печенги до острова Большого Оленьего в приб режных районах и в открытом море, в основном на Мурманском мелко водье и его северном склоне. Есть указание на наличие сельди и в дру гих районах. Например, по сообще нию капитана траулера «Водник» тов. Щукина, в октябре крупная сельдь попадала в трал в Северо- Центральном районе. По данным встречаемости в желудках трески, в этом году сельдь в летний период откармливалась по всей южной части Баренцева моря и отмечалась в боль ших количествах в его северо-восточ ных районах, на Гусиной банке и даже попадала в трал в качестве прилова в северной части Новозе- мельского мелководья. Сельдь поколения 1950 года, на которой базируется дрифтерный про мысел, — созревающая. Она должна постепенно отходить в западном на правлении к местам нереста. Главный путь отхода этой сельди будет лежать в пределах струи Нордкапского течения. Сейчас сельдь медленно продвигается с востока на запад. Меньшая часть сельди, кото рая в летний период откармливалась в юго-восточцых районах Баренцова моря (на Канинской банке, Канино- Колгуевском мелководье, на северном склоне Канино-Колгуевского мелко водья), будет проходить на запад в пределах прибрежной ветви, при этом не исключена возможность ее заходов в губы. Лов ее в губах и за ливах Мурманского побережья будет возможен за счет двух высокоуро жайных поколений: крупной сельди поколения 1950 года — размерами около 20 см, и мелкой сельди — по коления 1953 года — размерами около 14 см. Немаловажную роль в наблюдении за продвижением сельди должны сыграть поисковые суда, вооружен ные гидроакустическими приборами. Двух поисковых судов, занимающих ся в настоящее время разведкой сельди в море, совердненно недоста точно. Необходимо в ближайшие дни усилить разведку поисковыми су дами. Наблюдения за подходами сельди в губы и заливы, производят поиско вые суда №№ 18 и 19, которые должны работать круглосуточно. Не обходимо усилить контроль за подхо дами сельди в губы и со стороны за порных станций. Очень часто заходы сельди в губы бывают кратковремен ными, поэтому необходимо вести тщательный контрольный лов став ными сетями и другими орудиями лова, чтобы не упустить возможно сти перекрытия этих губ. Сейчас задача состоит в том, что бы наиболее полно использовать сырьевую базу. На дри<]ггерный про мысел вышла уже большая часть флота, но еще далеко не все суда достаточно хорошо подготовлены для осеннего дрифтерного промысла сель ди. Крайне необходимо отрегулиро вать средства связи с флотом и си стематически проводить совещания рыбаков о ходе промысла. Промысло вые суда должны работать с полны ми порядками. Следует применять для лова сельди 9-метровые сети на ботах и малых траулерах и 12-мет ровые сети на средних траулерах. Последние должны обрабатывать не менее 8 0— 100 штук сетей, суда ти па «Касатка» — не менее 70 штук и малые траулеры — не менее 55 штук сетей. Это значительно увеличит вылов. И. КОРЖ. Научный сотрудник ПИНРО,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz