Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.
№ 124 (208), 17 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Такая ли помощь нужна траловому флоту? Азербайджанская ССР. Хач- масский консервный завод в те кущем году выпустит на 10 мил лионов банок консервов больше, чем в прошлом году. Коллектив обязался выполнить годовой план к 5 декабря. На снимке: в томатном цехе. Прессклише ТАСС. Плавбаза „Воркута" в п о р т у В порт из Северной Атлантики вернулась пловучая база «Воркута». Коллектив этого корабля успешно за вершил очередной рейс в район про мысла сельдяного флота. В порт до ставлено 21 .700 бочек атлантиче ской сельди при задании в 14.500 бочек. На базе трудятся две смены по приему со средних траулеров вылов ленной рыбы и обеспечению промыс ловых судов тарой и солью. Хорошо работает вторая смена, руководимая мастером тов. Игнатовым. За 15 ра бочих дней пребывания базы на про мысле силами этой смены принято и обработано 10.643 бочки сельди. В смене мастера тов. Игнатова трудится 13 человек. Рыбообработ чики вскрывают принятые на борт бочки с сельдью, производят до- кладку их рыбой и доведение ее до нужной солености. Хорошо работает здесь бондарь тов. Денгилевский. На переходе в порт судовой коми тет пловучей базы подвел итоги ра боты в последнем рейсе. Победите лем в соревновании признан коллек тив, возглавляемый мастером тов. Игнатовым. Траловый флот за девять месяцев нынешнего года добился некоторых успехов, перевыполнив девятимесяч ный план добычи рыбы, изготовления консервов и завершив годовой план выработки кормовой рыбной муки и рыбьего жира. Однако в его работе есть еще немало недостатков, устра нив которые можно было бы достиг нуть значительно лучших результа тов. Многое зависит исключительно от самих моряков и работников управленческого аппарата. Однако есть и такие недочеты, которые кол лектив тралового флота не может устранить собственными силами. Для этого нужна помощь отделов Глав- мурманрыбпрома. К сожалению, этой помощи флоту оказывается очень мало, ряд недостатков и помех не устраняется. Мало этого, некоторые распоряжения отдела рыбообработки главка никак не стимулируют борь бу моряков флота за увеличение до бычи рыбы ценных пород, таких, как палтус и морской окунь, и заго товки рыбы высших сортов. В нынешнем году отдел рыбообра ботки главка ввел новый порядок приема рыбы рыбокомбинатом от траулеров — по средне-выборочному анализу. Ясно, что путем среднего анализа нельзя точно определить ассортимент рыбы по породам и по способу разделки. Такой «анализ» искажает действительную картину, приводит к большому расхождению между действительностью и приемо сдаточными актами. По «среднему анализу» невозможно практически определить точное количество обез главленной рыбы. Следовательно, контроль за полным использованием рыбьих голов на траулерах фактиче ски уничтожен. Много рыбы ценных пород — окунь, палтус, камбала, зубатка — не попадает в этот анализ и поэтому эти рыбы отсутствуют в приемных актах, хотя траулер нередко достав ляет их по 15—20 тонн. На этом теряет и траулер, и его экипаж, и траловый флот в целом. Неоднократно мы ставили вопрос перед отделом рыбообработки главка 0 восстановлении прежнего порядка, однако работники отдела отказывают ся пересмотреть свое решение на том основании, что «берегу», то есть рыбокомбинату, так удобнее. Но ведь рыбокомбинат все равно должен производить разбраковку рыбы. Не лучше ли это делать на конвейере, при приемке рыбы от траулеров? На траулерах заготовляют рыбу высшими сортами. Однако не было почти ни одного случая, когда бы при сдаче этой рыбы рыбозаводам рыбокомбината не приходилось вы зывать арбитров в лице работников отдела рыбообработки главка и roc- J инспекции по качеству, так как приемщики рыбозаводов системати чески занижают сортность этой ры бы. В подавляющем большинстве случаев вызванные арбитры решают спор в пользу тралового флота. И тем не менее отдел рыбообработки глав ка не принял до сих пор никаких мер в отношении предприятий и их работников, которые допускают та кую практику. А ведь это ведет к тому, что корабли начинают умень шать доставку рыбы высшими сор тами. Советские потребители ждут от моряков тралового флота больше све жей рыбы. Она нужна также для производства филе. Но вот траловый флот в течение ряда лет не полу чает прорезиненных шлангов для мойки рыбы. Плохо промытая рыба в дальнейшем плохо сохраняется. Поэтому приходится значительно уменьшать сроки хранения свежей рыбы, а это ведет к тому, что коли чество этой продукции доставляется ; кораблями тралового флота все мень ше и меньше. Неужели нельзя за ставить отдел снабжения Главмур- манрыбпрома позаботиться о приоб- 1ретении достаточного количества про- ; резиненных шлангов? И второй вопрос. Разве нет воз можности обеспечить корабли доста- | точным количеством заборочных до сок для рыбных трюмов? Ведь хоро- | шо известно, что плохие заборочные доски или недостаток их ведет к 1увеличению механических поврежде ний рыбы, к снижению сортности продукции. Траловый флот в течение ряда лет не получает бидонов типа «молоч ных» для нужд консервного произ водства и для доставки свежей пе чени консервному заводу рыбокомби ната. При наличии таких бидонов консервные мастера могли бы созда вать запас печени и обеспечивать выработку консервов во время пере ходов из района в район, в период шторма или случайного снижения уловов. Наконец, отделу рыбообработки главка давно известно, что на семи траулерах рыбомучные установки не действуют из-за того, что на них от сутствуют электромоторы. А ведь за девять месяцев эти семь кораблей могли бы выработать не менее 7.000 центнеров рыбной муки, столь нуж ной и ценной. Отдел рыбообработки главка до сих пор, несмотря на все наши просьбы, не может решить даже та кого простого вопроса, как выделе ние крытых автомашин для достав ки жестяной тары на траулеры и для перевозки готовых консервов, принятых от траулеров, на склады консервного завода рыбокомбината. И банки и консервы, которые пере возят на открытых машинах, подвер гаются действию атмосферных осад ков, столь частых у нас в Мурман ске, и ржавеют. В результате полу чается брак как тары, так и готовой продукции, который наносит большой ущерб государству. Можно было бы привести и ряд других примеров, свидетельствую щих о явно недостаточной помощи со стороны таких отделов Глав- мурманрыбпрома, как отдел рыбооб работки и отдел снабжения. Этим отделам давно пора перестроить свою работу и оказывать действенную по мощь морякам тралового флота в их борьбе за создание обилия высоко качественных продуктов в нашей стране. Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра ботки тралового флота. В т о р а я с п е ц и а л ь н о с т ь Долгое время мастером но жирото- , ством консервной установки, при- вом же рейсе тов. Боронский намно- плению на траулере «Стрелок» был сматривался к работе консервщика. тов. Боронении. Он зарекомендовал jj КОгда с траулера ушел мастер кон- себя хорошим специалистом, намно- * сервнои установки, тов. Ьоронскии го перевыполнял плановые задания. | у 3 у Без отрыва от своего основного дела | и з ъ я в и л желание заменить его. ата тов. Боронский знакомился с устрой- ; просьба была удовлетворена. В пер- го перевыполнил задание по выра ботке консервов. Так моряк без отрыва от произ водства освоил вторую специаль ность. Горький. В цехе сборки легко вых автомобилей автозавода имени В. М. Молотова хорошо трудится бригада сборщиков, руководимая М. Ф. Батясовым. На снимке: бригадир М. Ф. БАТЯСОВ за работой. Фото П. Вознесенского. Прессклише ТАСС. Промысловики помогают ученым Моряки промысловых флотов про являют большой интерес к научно- исследовательской работе ученых- ихтиологов. Они знают, что деятель ность ученых направлена на всемер ное улучшение ведения рыбного хо зяйства страны. В тралы иногда попадают отдель ные экземпляры рыб с метками — металлическими пластинками, кото рые крепятся к рыбе: на научно-ис- следовательских судах. Так, летом нынешнего года, промышляя у ост рова Надежды, моряки траулера «Щука» выловили крупный экземп ляр трески (длина ее была 1 метр 4 сантиметра) с меткой, сделанной у Лафотенских островов. Позже, рабо тая у острова Харлов, этот траулер также обнаружил меченую рыбу. Метки и часть рыб были посла ны в Москву во Всесоюзный научно- исследовательский институт морско го рыбного хозяйства и океаногра фии. Моряки знают, что это поможет ученым в изучении миграции рыб в Норвежском и Баренцовом морях. За доставку меток боцман трауле ра «Щука» тов. Грязнов институтом премирован. Моряк получил зарплату... Траулер «Касатка» возвращался в порт. В трюмах судна было свыше 200 тонн выловленной рыбы. На подходе к Кольскому заливу тралы уже были убраны, моряки заканчи вали мытье палубы. Каждому хоте лось, чтобы в порт корабль пришел чистым, палуба и надстройки вы глядели опрятно. Приводили себя в порядок и моряки. Люди помылись, оделись во все лучшее. Несмотря на ветреную погоду, большинство членов экипажа собра лось на палубе. Люди делились сво ими мыслями и планами, рассуждая о том, где и как проведут они дни, пока судно будет находиться в пор ту. Многие намечали сразу после по лучения зарплаты отправиться в ма газин, приобрести для себя костюмы, пальто или какие-либо другие цен ные вещи. Думал об этом и молодой засоль щик Владимир Рогушин. Он подсчи тал, что за рейс ему придется полу чить, помимо вычетов в судовую ла вочку, свыше двух тысяч рублей. Значительную часть этих денег он решил израсходовать на приобрете ние хорошего костюма. Но где про вести ему эти дни, что он будет де лать? — это сейчас волновало Ро гушина. Семьи у него нет, квартиры в городе тоже не имеется. Да и хо рошими знакомыми не успел он пока обзавестись. Примерно в таких размышлениях прошло время, и вот уже судно под ходило к причалам рыбного порта. Кроме береговых матросов, да не большой группы знакомых и родст- веников никто не встречал моряков. Стало немного грустно, но когда па луба наполнилась моряками и встре чающими их, это чувство прошло. И мысли Рогушина вновь вернулись к предстоящим дням отдыха. Но первый же вечер принес ему разочарование. Вместе с товарищами Рогушин решил побывать в кино театре «Родина», посмотреть новую картину. Но билетов достать не уда лось. Пришлось возвращаться на суд но. Весь следующий день прошел в хождениях по городу. Владимир посе тил несколько магазинов, надеясь присмотреть костюм, который можно будет купить после получения зар платы. Но по вкусу ничего не нашел. Вечером второй помощник капита на выдал морякам заработанные ими деньги. Магазины уже закрылись, а до отхода судна оставались всего одни сутки, и Рогушина взяло сомне ние — успеет ли он приобрести ко стюм. На следующий день он отпра вился в город с твердой уверен ностью, что его желание осуществит ся. Но все было напрасно. Проходив пять или шесть часов по магазинам, он, огорченный неудачами, направил ся в столовую. Здесь его встретили «дружки» — люди, когда-то работав шие на кораблях, но теперь ничего не делающие. Прикидываясь близки ми друзьями, они уговорили Рогу шина выпить по маленькой. С этого и началось. Когда Владимир пришел в себя, от его зарплаты уже ничего не осталось. Так прошла стоянка, так провел свое время в порту молодой рыбооб работчик Владимир Рогушин. После упорного труда в течение рейса, длившегося чуть ли не целый месяц, в порту он не отдохнул, а больше намучился. Заработанные деньги пролетели бесследно и бесполезно. Владимир Рогушин в этом отноше нии не одинок. И в траловом, и в сельдяном флотах сотни моряков не знают, как провести дни нахождения судна в порту, как найти наиболее правильное применение деньгам, за работанным честным трудом. И моря ки, лишь бы как-нибудь провести время, отправляются туда, где мож но выпить, где их обычно встречают «дружки», «кореша», опустившие ся люди. В связи с этим встает важный воп рос: неужели администрация и обще ственность тралового и сельдяного флотов бессильны, чтобы организо вать досуг экипажей судов в период пребывания кораблей в порту? Дело . не в бессилии, а в нежелании по- настоящему заняться этим важным 1делом. Ведь моряки потому только и пьянствуют, что не знают, как про вести им свой отдых. А разве трудно заранее делать заявки в кино для моряков приходящих в порт судов, организовывать для них культпоходы в театры и т. д. Это можно и нужно делать, одновременно используя и другие средства налаживания куль турного досуга. Пора со всей серьезностью проду мать вопрос о том, как помочь моря кам, особенно молодым, одиноким, не имеющим семей, в правильном расхо довании ими заработанных денег. Если бы засольщику Рогушину с траулера «Касатка» помогли приоб рести костюм, подсказали, где можно хорошо, культурно провести время, с ним не случилось бы того, что про изошло. Почему бы руководству тра лового и сельдяного флотов не орга низовать через сберкассы непосред ственно на кораблях прием вкладов на сберкнижки в период получения моряками заработной платы, не при обретать заранее по их заявкам цен ные вещи? Многое можно придумать для того, чтобы моряк правильно расходовал заработанные им деньги. На том же траулере «Касатка» произошел такой случай. Два ком сомольца — матрос Гуковский и вто рой помощник капитана Богомолов, получив зарплату, отправились что- либо приобрести для себя, а затем посмотреть кинофильм «Мы с вами где-то встречались». Оба эти товари ща — люди серьезные, ничего пло хого за ними не замечалось. Работ ники они замечательные. Походив по городу и не найдя того, что им требо валось, они отправились в кино. По пасть туда было невозможно. Куда пойти, где отдохнуть? — возник пе ред ними вопрос. Постояли, пораз мыслили и решили, что кроме ресто рана «Арктика» податься некуда. А разве мало бывает таких случаев, когда моряки, не зная, чем занять себя, как провести досуг, пьянст вуют? Вопрос о том, чтобы моряки пра вильно расходовали зарплату — не маловажный и решением его следует заняться со всей серьезностью. Но нередко бывает так, что люди не мо гут правильно израсходовать деньги и по другим причинам. Недавно, когда траулер «Амдерма» уже готовился к отходу, на судно только что доставили зарплату: раньше бухгалтерия не могла раскачаться. Получив деньги, люди поторопились отнести их семьям или пойти купить что-нибудь. Но приобрести уже поч ти ничего не удалось, и многие мо ряки перед самым отходом явились на судно пьяными. А ведь такие случаи бывают нередко. Нельзя забывать о том, что вопрос об организации выдачи зарплаты, о правильном использовании заработ ка, — это борьба за здоровый быт моряков. 3. ВАГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz