Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.

№ 121 (205), 10 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н В Ц Е Н Т Р Е А Р К Т И К И Весной нынешнего года советская высокоширотная экспедиция выса­ дила в Центральной Арктике две постоянные научные станции. Ско­ ро исполнится полгода с тех пор, как отважные ученые обосновались на дрейфующем льду. За прошедшее время обе станции переместились в Северном Ледовитом океане на боль­ шие расстояния. Как протекал до сих пор их дрейф? Научная станция «Северный по- люс-З» была создана, как известно, на 86 градусе северной широты и 175 градусе 45 минуте западной долготы. При ее высадке предпола­ галось. что она пройдет над подвод­ ным хребтом имени М. В. Ломоносо­ ва, достигнет района Северного по­ люса. Прогнозы советских ученых блестяще оправдались. Льдина, на которой находится станция, действи­ тельно пересекла подводный хребет имени М. В. Ломоносова, а в конце августа прошла в каких-нибудь двадцатп километрах от полюса. В середине сентября станция 'находи­ лась примерно на 89 градусе 30 ми­ нутах северной шпроты и 80 граду­ се западной долготы. Высадка другой станции — «Се­ верный полюс-4» произошла в пунк­ те 75 градуса 48 минуты северной широты и 175 градуса 25 минуты западной долготы. Сейчас она до­ стигла района так называемого «по­ люса относительной недоступности». К середине сентября станция оказа­ лась в тысяче километров от берегов Советской Чукотки, в пункте при­ мерно 79 градуса 40 минут север­ ной широты и 176 градуса 30 ми­ нут восточной долготы. В отдельные периоды дрейф стан­ ций протекал по-разному. Льды дви­ гались в различном направлении, их перемещение то ускорялось, то замедлялось. В июле, например, станция «Северный полюс-4» оста­ валась в одном и том же районе. За­ то в августе под влиянием цикло­ нов, сильны* южных ветров дрейф резко ускорился. В отдельные дни станция дрейфовала со скоростью свыше шести морских миль в сутки (морская миля равна 1.852 метрам). На обеих дрейфующих станциях по широкой программе ведутся на­ учные исследования Центрального полярного бассейна. Советские экспе­ диции в Арктике в послевоенные го­ ды, дрейфующая станция «Север­ ный полюс-2» (1950 — 1951 гг.) и, наконец, высокоширотная воздуш­ ная экспедиция весной нынешнего года ознаменовались новыми круп­ нейшими открытиями. Установлено, что Северный Ледовитый океан разделен подводным хребтом имени М. В. Ломоносова на два относитель­ но обособленных бассейна: Атланти­ ческий (к западу от хребта) и ТиЬ хоокеанский (простирающийся к во­ стоку от хребта). В настоящее вре­ мя дрейфующая станция «Северный полюс-3», пройдя над подводным хребтом, перешла из Тихоокеанского в Атлантический бассейн Северного Ледовитого океана. А станция «Се­ верный полюс-4» продолжает иссле­ дования в Тихоокеанском бассейне океана. Программа научных исследований на обеих станциях чрезвычайно об­ ширна. Регулярно производятся гид­ рологические наблюдения. Ежеднев­ но, а нередко и несколько раз в сут­ ки, измеряется глубина океана. По­ лучены ценные данные о рельефе дна. Гидрологи станции «Северный^ полюс-3» выяснили, что подводный хребет имени М. В. Ломоносова со­ стоит не из одной гряды гор, а имеет отроги. Со дна океана берутся про­ бы грунта. Измеряется температура воды на различной глубине, иссле­ дуются морские течения. Анализу подвергается физико-химический со­ став воды. Непрерывно ведутся метеорологи­ ческие наблюдения. Восемь раз в сутки с обеих дрейфующих станций на Большую землю передаются свод­ ки о погоде. Изучаются не только приземные слои воздуха, но и стра­ тосфера. С этой целью систематиче­ ски выпускаются радиозонды. За пять месяцев аэрологи станции «Се­ верный полюс-4» п о д г о т о в и л и и вы­ пустили триста радиозондов. На обеих дрейфующих станциях ученые наблюдали интересный про­ цесс ежегодного «омолаживания» льда за счет стаиванпя его верхне­ го слоя и нарастания нижнего слоя. Эти наблюдения продолжаются. Не прекращаются исследования животного мира океана. Выявлено большое разнообразие форм живых организмов, населяющих толщу океанских вод и дно океана. Напри­ мер, в те дни, когда станция Север­ ный полюс-3» находилась на 88 градусе северной широты, были взя­ ты пробы воды с 21 горизонта — от поверхности до самого дна. И каждая проба воды была исследова­ на микробиологами. Ученые как бы опустились с микроскопом в глуби­ ны океана. Выяснилось, что нет та­ кого слоя воды, где бы отсутствова­ ли живые организмы. Научные наблюдения производят­ ся не только на самих станциях. Исследованиями охвачена широкая полоса по обе стороны от льдин, на которых дрейфуют научные город­ ки. Такие наблюдения осуществ­ ляются с помощью вертолетов. Вот как описывает одно из на­ учных путешествий на вертолете заместитель начальника станции «Северный полюс-4» гидролог А. Дралкин: «Как только погода стала улучшаться, мы быстро погрузили на вертолет необходимое снаряжение. Мы покинули свой лагерь, взяв курс на восток. В полете, как и на льдине, у каждого своя работа. Мо­ лодой гидролог Извеков вниматель­ но наблюдает за ледяным покровом, время от времени фотографирует ха­ рактерные ледяные образования. Мы выходим из вертолета. Все с невольным восхищением смотрят во­ круг. Нашему взору открывается удивительный по своей красоте ле­ дяной пейзаж. Но долго любоваться окружающей картпной некогда: ско­ рей за работу! Устанавливаем лебед­ ку, измеряем глубину океана, берем пробы воды... Вот вся программа ра­ бот в этом пункте выполнена. Науч­ ное оборудование быстро грузим об­ ратно в вертолет. Машина поднимает­ ся вверх и ложится на курс — к месту следующей высадки на лед. Спустя несколько часов наша груп­ па возвращается на станцию с ин­ тересными материалами, характери­ зующими ранее неизведанный район Северного Ледовитого океана ». В суровых условиях живут и тру­ дятся смелые исследователи. В райо­ нах, где дрейфуют станции, начи­ нается долгая полярная ночь. Уче­ ные не увидят солнца около шести месяцев. Е арктической зиме коллек­ тивы обеих станций подготовились заблаговременно. Передвижные до­ мики и палатки тщательно утепле­ ны. Оборудованы бани и другие вспомогательные помещения. На каждой станции отремонтированы трактор и автомобиль. Износившие­ ся части машин заменены новыми, доставленными с Большой земли. Радисты проложили электрические линии. В домиках, палатках — оби­ лие электрического света. На рабочих площадках установлены фонари и небольшие прожектора. Это облег­ чит работу в условиях полярной ночи. Исследователи хотя и находятся далеко в океане, но не чгувствуют себя оторванными от родной земли. К ним регулярно совершают рейсы самолеты. Родина обеспечила поляр­ ников всем необходимым для ж и з н и и плодотворной работы во льдах океана. В. ВАВИЛОВ. Настройкахпятойпятилетки ЯГ**- Ш ж На строительстве Новосибирской гидроэлектростанции. В кот­ ловане под здание ГЭС и в первой камере шлюза идет укладка бе­ тона. Гидромеханизаторы (ведут намыв пойменной части плотины. Мощные земснаряды уже намыли в тело плотины около трех мил­ лионов кубометров грунта. На снимке: сооружение котлована под здание ГЭС на левом бе­ регу Оби. На переднем плане — бетоно-укладочная эстакада. Фото В. Лещинского. /Прессклише ТАСС. В помощь промысловикам Работа в прибрежных районах Успех выполнения государствен­ ного плана добычи рыбы в основном решается непосредственно на кораб­ ле. В первую очередь он зависит от работы судоводительского итралмей- стерского состава. Чем правильнее, чем грамотнее осуществляется про­ мысловое судовождение, чем лучше организован труд мастеров по добы­ че рыбы, тем выше уловы, тем боль­ ше будет добыто рыбы. При облове рыбных, косяков можно путем правильного и точного при­ менения правил судовождения удер­ живать траулер на лучшей концент­ рации рыбы. В особенности это име­ ет значение при работе в прибреж­ ных районах и в районах с плохими грунтовыми условиями и сложным рельефом дна. Судоводительский со­ став должен через каждые 10 — 15 минут производить определение ме­ ста судна по береговым приметам ((ориентирам). Это самый лучший способ определения вблизи берегов. Необходимо брать секстаном два го­ ризонтальных угла между тремя бе­ реговыми предметами. Если на ко­ рабле нет протрактора или кальки, удобно пользоваться целлулоидной пластинкой, на которой нужно зара­ нее нанести два угла по 90 граду­ сов. Нужно также тщательно следить за исправностью эхолота, так как своевременное и точное измерение глубин является хорошим ориенти­ ром и помогает удерживать корабль на заданном курсе при обнаружении хорошей концентрации рыбы. Рабо­ тая на площадке' с хорошим грунтом, нужно обязательно ставить буй. При работе в прибрежном районе необходимо уделить очень большое внимание правильному вооружению нижней подборы трала. На центр не­ обходимо ставить 600-миллиметро- вые бобинцы, предпочтительно ме­ таллические, а на крыловые грун- тропы — по три металлических бо- бинца. Один из них^ следует ставить вблизи голого грунтропа. Работая осенью в прибрежных районах, нужно укоротить двухряд­ ные мешки примерно на два с по­ ловиной метра и из этих обрезанных кусков (фартуков) сделать шпиго­ ванные маты и употреблять их вза­ мен шкур. Маты весят гораздо мень­ ше, чем шкуры, и на песчаных ,или ракушечных грунтах не так быстро протираются по сравнению со шку­ рами. Для изготовления мата следу­ ет применять старые сизальские тро­ сы. Маты можно изготовлять непо­ средственно на корабле, используя для этого штормовую погоду. Г. ФОРОЩУК. Кашгган-наставник тралово­ го флота. Третий рейс плавбазы „Атлантика" Огромный, красивый океанский пароход дал последний прощальный гудок и, медленно развернувшись, стал проходить по Кольскому за­ ливу. — «Атлантика», — с гордостью говорили в порту * грузчики, — в океан пошла, за сельдью. — И они долго смотрели вслед уходящему судну. Это было во второй декаде авгу­ ста. Плавбаза «Атлантика» вышла в свой третий рейс. 23 августа паро­ ход уже достиг района промысла атлантической сельди и стал близ острова Ян-Майен. Здесь к плавбазе должны подходить средние траулеры, сдавать сельдь, принимать снаряже­ ние и продовольствие. Перед экипа­ жем плавбазы стояла большая зада­ ча — своевременно принять сельдь с траулеров и одновременно снабдить их необходимыми материалами и продовольствием. На пароходе раз­ вернулось социалистическое соревно­ вание по вахтам, в сменах и брига­ дах. Опыт прошлого рейса показал, что у плавбазы можно сразу обрабаты­ вать по 4— 5 средних траулеров. Правда, этому сильно мешала ветре­ ная погода. Волны бросали из сторо­ ны в сторону маленькие, по сравне­ нию с плавбазой, траулеры, и это затрудняло погрузо-разгрузочные операции. Однако, несмотря на труд­ ности, бригады грузчиков и рыбооб­ работчиков трудились уверенно, бы­ стро и сноровисто. На полную обра­ ботку каждого траулера тратилось в среднем по 17— 18 часов. Отдель­ ные корабли разгружались и нагру­ жались за 9— 12 часов. Это — ре­ зультат самоотверженного, добросо­ вестного труда экипалш плавбазы «Атлантика». В авангарде социалистического со­ ревнования шли бригады JsT»№ 1 и 5, возглавляемые коммунистами тт. Бойцовым и Журенко. Оба коллекти­ ва соревнуются между собой в изго­ товлении готовой продукции, в раз­ грузке большего количества сельди, в быстроте погрузочных работ. Каж­ дую смену здесь аккуратно вывеши­ вались итоги соревнования и груз­ чики живо интересовались их ре­ зультатами. Первенство в соревновании заняла бригада № 1, руководимая коммуни­ стом тов. Бойцовым. Она изготовила 266 бочек готовой продукции и при­ няла от траулеров за рейс 8501 боч­ ку сельди. Бригада № 5 отстала в этом рейсе от соревнующегося с ней i коллектива. Она приняла 7815 бочек сельди и изготовила 125 бочек гото­ вой продукции. Однако грузчики бригады № 5, руководимые коммуни­ стом тов. Журенко, решили в следую­ щем рейсе приложить все силы, что­ бы не только догнать, но и перегнать своих товарищей по работе. В прошлом рейсе на плавбазе ре­ кордной выработкой считалось сдать за смену 18 бочек сельди рядовой укладки. Больше этого количества продукции никто из рыбообработчи­ ков дать не мог. Но вот укладчица тов. Булдакова, работая вместе с на­ парницей, обеспечивающей ей сорти­ ровку сельди, добилась в этом рейсе нового рекорда — она сдавала за смену по 34 бочки сельди рядовой укладки. Таких высоких результа­ тов она достигла при штормовой по­ годе, когда палуба огромного парохо­ да почти уходила из-под ног, а качка бросала и рыбообработчиков и бочки из стороны в сторону. Укладчицы тт. Галкина и Комар укладывали сельдь за смену по 26 бочек каждая, а ком­ сомолка Надя Береснева сдавала за смену 27 бочек. Опыт передовых укладчиц nepel- давался и другим рыбообработчи- цам.^Укладчицы, соревнуясь между собой, старались приготовить за рейс как можно больше бочек сельди. В разгрузо-погрузочных работах активно участвовали все члены эки­ пажа. Лучших результатов в сорев­ новании между вахтами добилась вахта, возглавляемая третьим помощ­ ником капитана комсомольцем Юри­ ем Уткиным. Его. вахта производила одновременно и разгрузку траулеров и погрузочные работы. Такой метод намного сокращал обработку судов и они, не теряя времени, снова выхо­ дили на промысел. Хороших резуль­ татов добилась и вахта, руководимая четвертым помощником капитана комсомольцем Игорем Елисеевым. За хорошую работу оба комсомольца по­ вышены сейчас в должности. Юрий Уткин стал вторым помощником, а Игорь Елисеев — третьим помощни­ ком капитана. Самоотверженно трудились в рейсе матросы комсомольцы Запанков и Кармановский, лебедчик комсомолец Журавлев, боцман Шаповалов. В третьем рейсе больших успехов добилась машинная команда, руко­ водимая старшим механиком Алек­ сандром Афанасьевичем Макаровым. Члены команды не только производи­ ли ремонт механизмов своими сила­ ми, но и изготовляли запасные де­ тали не только для базы, но и для средних траулеров, нуждающихся в ремонте. За рейс члены машинной команды «Атлантики» произвели те­ кущий ремонт на 30 средних трау­ лерах, а на пяти кораблях провели такие ремонтные работы, которые раньше считались выполнимыми только на заводе. 37 суток находилась плавбаза «Атлантика» в рейсе. Она вернулась в порт на 9 суток раньше срока, доставив 47,5 тысячи центнеров сельди. Рейсовое задание было пере­ выполнено более чем на 16 тысяч центнеров сельди. Экипаж базы явился инициатором соревнования за лучшее обслужива­ ние средних траулеров мелсду плав­ базами Ленинградской, Калининград­ ской, Клайпедской и других сельдя­ ных флотилий. В этом соревновании первенство держит экипаж плавбазы «Атлантика». Работа экипажа могла быть зна- чптельно лучше, если бы были уст­ ранены некоторые недостатки. У ры­ бообработчиков нехватает специаль­ ной одежды, нет рукавиц, фартуков. Непродуманно составлены расценки на оплату за рядовую укладку сель­ ди. Так, бочка, доставляемая с трау­ лера на борт базы и укладываемая в трюм, оплачивается грузчикам в сум­ ме 2 руб. 90 коп. Укладка же сель­ ди рядами в одну бочку — оплачи­ вается в сумме 90 коп. Это вызывает законные претензии со стороны ры­ бообработчиков. Е. САМОХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz