Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.
№ 121 (205), 10 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н В Ц Е Н Т Р Е А Р К Т И К И Весной нынешнего года советская высокоширотная экспедиция выса дила в Центральной Арктике две постоянные научные станции. Ско ро исполнится полгода с тех пор, как отважные ученые обосновались на дрейфующем льду. За прошедшее время обе станции переместились в Северном Ледовитом океане на боль шие расстояния. Как протекал до сих пор их дрейф? Научная станция «Северный по- люс-З» была создана, как известно, на 86 градусе северной широты и 175 градусе 45 минуте западной долготы. При ее высадке предпола галось. что она пройдет над подвод ным хребтом имени М. В. Ломоносо ва, достигнет района Северного по люса. Прогнозы советских ученых блестяще оправдались. Льдина, на которой находится станция, действи тельно пересекла подводный хребет имени М. В. Ломоносова, а в конце августа прошла в каких-нибудь двадцатп километрах от полюса. В середине сентября станция 'находи лась примерно на 89 градусе 30 ми нутах северной шпроты и 80 граду се западной долготы. Высадка другой станции — «Се верный полюс-4» произошла в пунк те 75 градуса 48 минуты северной широты и 175 градуса 25 минуты западной долготы. Сейчас она до стигла района так называемого «по люса относительной недоступности». К середине сентября станция оказа лась в тысяче километров от берегов Советской Чукотки, в пункте при мерно 79 градуса 40 минут север ной широты и 176 градуса 30 ми нут восточной долготы. В отдельные периоды дрейф стан ций протекал по-разному. Льды дви гались в различном направлении, их перемещение то ускорялось, то замедлялось. В июле, например, станция «Северный полюс-4» оста валась в одном и том же районе. За то в августе под влиянием цикло нов, сильны* южных ветров дрейф резко ускорился. В отдельные дни станция дрейфовала со скоростью свыше шести морских миль в сутки (морская миля равна 1.852 метрам). На обеих дрейфующих станциях по широкой программе ведутся на учные исследования Центрального полярного бассейна. Советские экспе диции в Арктике в послевоенные го ды, дрейфующая станция «Север ный полюс-2» (1950 — 1951 гг.) и, наконец, высокоширотная воздуш ная экспедиция весной нынешнего года ознаменовались новыми круп нейшими открытиями. Установлено, что Северный Ледовитый океан разделен подводным хребтом имени М. В. Ломоносова на два относитель но обособленных бассейна: Атланти ческий (к западу от хребта) и ТиЬ хоокеанский (простирающийся к во стоку от хребта). В настоящее вре мя дрейфующая станция «Северный полюс-3», пройдя над подводным хребтом, перешла из Тихоокеанского в Атлантический бассейн Северного Ледовитого океана. А станция «Се верный полюс-4» продолжает иссле дования в Тихоокеанском бассейне океана. Программа научных исследований на обеих станциях чрезвычайно об ширна. Регулярно производятся гид рологические наблюдения. Ежеднев но, а нередко и несколько раз в сут ки, измеряется глубина океана. По лучены ценные данные о рельефе дна. Гидрологи станции «Северный^ полюс-3» выяснили, что подводный хребет имени М. В. Ломоносова со стоит не из одной гряды гор, а имеет отроги. Со дна океана берутся про бы грунта. Измеряется температура воды на различной глубине, иссле дуются морские течения. Анализу подвергается физико-химический со став воды. Непрерывно ведутся метеорологи ческие наблюдения. Восемь раз в сутки с обеих дрейфующих станций на Большую землю передаются свод ки о погоде. Изучаются не только приземные слои воздуха, но и стра тосфера. С этой целью систематиче ски выпускаются радиозонды. За пять месяцев аэрологи станции «Се верный полюс-4» п о д г о т о в и л и и вы пустили триста радиозондов. На обеих дрейфующих станциях ученые наблюдали интересный про цесс ежегодного «омолаживания» льда за счет стаиванпя его верхне го слоя и нарастания нижнего слоя. Эти наблюдения продолжаются. Не прекращаются исследования животного мира океана. Выявлено большое разнообразие форм живых организмов, населяющих толщу океанских вод и дно океана. Напри мер, в те дни, когда станция Север ный полюс-3» находилась на 88 градусе северной широты, были взя ты пробы воды с 21 горизонта — от поверхности до самого дна. И каждая проба воды была исследова на микробиологами. Ученые как бы опустились с микроскопом в глуби ны океана. Выяснилось, что нет та кого слоя воды, где бы отсутствова ли живые организмы. Научные наблюдения производят ся не только на самих станциях. Исследованиями охвачена широкая полоса по обе стороны от льдин, на которых дрейфуют научные город ки. Такие наблюдения осуществ ляются с помощью вертолетов. Вот как описывает одно из на учных путешествий на вертолете заместитель начальника станции «Северный полюс-4» гидролог А. Дралкин: «Как только погода стала улучшаться, мы быстро погрузили на вертолет необходимое снаряжение. Мы покинули свой лагерь, взяв курс на восток. В полете, как и на льдине, у каждого своя работа. Мо лодой гидролог Извеков вниматель но наблюдает за ледяным покровом, время от времени фотографирует ха рактерные ледяные образования. Мы выходим из вертолета. Все с невольным восхищением смотрят во круг. Нашему взору открывается удивительный по своей красоте ле дяной пейзаж. Но долго любоваться окружающей картпной некогда: ско рей за работу! Устанавливаем лебед ку, измеряем глубину океана, берем пробы воды... Вот вся программа ра бот в этом пункте выполнена. Науч ное оборудование быстро грузим об ратно в вертолет. Машина поднимает ся вверх и ложится на курс — к месту следующей высадки на лед. Спустя несколько часов наша груп па возвращается на станцию с ин тересными материалами, характери зующими ранее неизведанный район Северного Ледовитого океана ». В суровых условиях живут и тру дятся смелые исследователи. В райо нах, где дрейфуют станции, начи нается долгая полярная ночь. Уче ные не увидят солнца около шести месяцев. Е арктической зиме коллек тивы обеих станций подготовились заблаговременно. Передвижные до мики и палатки тщательно утепле ны. Оборудованы бани и другие вспомогательные помещения. На каждой станции отремонтированы трактор и автомобиль. Износившие ся части машин заменены новыми, доставленными с Большой земли. Радисты проложили электрические линии. В домиках, палатках — оби лие электрического света. На рабочих площадках установлены фонари и небольшие прожектора. Это облег чит работу в условиях полярной ночи. Исследователи хотя и находятся далеко в океане, но не чгувствуют себя оторванными от родной земли. К ним регулярно совершают рейсы самолеты. Родина обеспечила поляр ников всем необходимым для ж и з н и и плодотворной работы во льдах океана. В. ВАВИЛОВ. Настройкахпятойпятилетки ЯГ**- Ш ж На строительстве Новосибирской гидроэлектростанции. В кот ловане под здание ГЭС и в первой камере шлюза идет укладка бе тона. Гидромеханизаторы (ведут намыв пойменной части плотины. Мощные земснаряды уже намыли в тело плотины около трех мил лионов кубометров грунта. На снимке: сооружение котлована под здание ГЭС на левом бе регу Оби. На переднем плане — бетоно-укладочная эстакада. Фото В. Лещинского. /Прессклише ТАСС. В помощь промысловикам Работа в прибрежных районах Успех выполнения государствен ного плана добычи рыбы в основном решается непосредственно на кораб ле. В первую очередь он зависит от работы судоводительского итралмей- стерского состава. Чем правильнее, чем грамотнее осуществляется про мысловое судовождение, чем лучше организован труд мастеров по добы че рыбы, тем выше уловы, тем боль ше будет добыто рыбы. При облове рыбных, косяков можно путем правильного и точного при менения правил судовождения удер живать траулер на лучшей концент рации рыбы. В особенности это име ет значение при работе в прибреж ных районах и в районах с плохими грунтовыми условиями и сложным рельефом дна. Судоводительский со став должен через каждые 10 — 15 минут производить определение ме ста судна по береговым приметам ((ориентирам). Это самый лучший способ определения вблизи берегов. Необходимо брать секстаном два го ризонтальных угла между тремя бе реговыми предметами. Если на ко рабле нет протрактора или кальки, удобно пользоваться целлулоидной пластинкой, на которой нужно зара нее нанести два угла по 90 граду сов. Нужно также тщательно следить за исправностью эхолота, так как своевременное и точное измерение глубин является хорошим ориенти ром и помогает удерживать корабль на заданном курсе при обнаружении хорошей концентрации рыбы. Рабо тая на площадке' с хорошим грунтом, нужно обязательно ставить буй. При работе в прибрежном районе необходимо уделить очень большое внимание правильному вооружению нижней подборы трала. На центр не обходимо ставить 600-миллиметро- вые бобинцы, предпочтительно ме таллические, а на крыловые грун- тропы — по три металлических бо- бинца. Один из них^ следует ставить вблизи голого грунтропа. Работая осенью в прибрежных районах, нужно укоротить двухряд ные мешки примерно на два с по ловиной метра и из этих обрезанных кусков (фартуков) сделать шпиго ванные маты и употреблять их вза мен шкур. Маты весят гораздо мень ше, чем шкуры, и на песчаных ,или ракушечных грунтах не так быстро протираются по сравнению со шку рами. Для изготовления мата следу ет применять старые сизальские тро сы. Маты можно изготовлять непо средственно на корабле, используя для этого штормовую погоду. Г. ФОРОЩУК. Кашгган-наставник тралово го флота. Третий рейс плавбазы „Атлантика" Огромный, красивый океанский пароход дал последний прощальный гудок и, медленно развернувшись, стал проходить по Кольскому за ливу. — «Атлантика», — с гордостью говорили в порту * грузчики, — в океан пошла, за сельдью. — И они долго смотрели вслед уходящему судну. Это было во второй декаде авгу ста. Плавбаза «Атлантика» вышла в свой третий рейс. 23 августа паро ход уже достиг района промысла атлантической сельди и стал близ острова Ян-Майен. Здесь к плавбазе должны подходить средние траулеры, сдавать сельдь, принимать снаряже ние и продовольствие. Перед экипа жем плавбазы стояла большая зада ча — своевременно принять сельдь с траулеров и одновременно снабдить их необходимыми материалами и продовольствием. На пароходе раз вернулось социалистическое соревно вание по вахтам, в сменах и брига дах. Опыт прошлого рейса показал, что у плавбазы можно сразу обрабаты вать по 4— 5 средних траулеров. Правда, этому сильно мешала ветре ная погода. Волны бросали из сторо ны в сторону маленькие, по сравне нию с плавбазой, траулеры, и это затрудняло погрузо-разгрузочные операции. Однако, несмотря на труд ности, бригады грузчиков и рыбооб работчиков трудились уверенно, бы стро и сноровисто. На полную обра ботку каждого траулера тратилось в среднем по 17— 18 часов. Отдель ные корабли разгружались и нагру жались за 9— 12 часов. Это — ре зультат самоотверженного, добросо вестного труда экипалш плавбазы «Атлантика». В авангарде социалистического со ревнования шли бригады JsT»№ 1 и 5, возглавляемые коммунистами тт. Бойцовым и Журенко. Оба коллекти ва соревнуются между собой в изго товлении готовой продукции, в раз грузке большего количества сельди, в быстроте погрузочных работ. Каж дую смену здесь аккуратно вывеши вались итоги соревнования и груз чики живо интересовались их ре зультатами. Первенство в соревновании заняла бригада № 1, руководимая коммуни стом тов. Бойцовым. Она изготовила 266 бочек готовой продукции и при няла от траулеров за рейс 8501 боч ку сельди. Бригада № 5 отстала в этом рейсе от соревнующегося с ней i коллектива. Она приняла 7815 бочек сельди и изготовила 125 бочек гото вой продукции. Однако грузчики бригады № 5, руководимые коммуни стом тов. Журенко, решили в следую щем рейсе приложить все силы, что бы не только догнать, но и перегнать своих товарищей по работе. В прошлом рейсе на плавбазе ре кордной выработкой считалось сдать за смену 18 бочек сельди рядовой укладки. Больше этого количества продукции никто из рыбообработчи ков дать не мог. Но вот укладчица тов. Булдакова, работая вместе с на парницей, обеспечивающей ей сорти ровку сельди, добилась в этом рейсе нового рекорда — она сдавала за смену по 34 бочки сельди рядовой укладки. Таких высоких результа тов она достигла при штормовой по годе, когда палуба огромного парохо да почти уходила из-под ног, а качка бросала и рыбообработчиков и бочки из стороны в сторону. Укладчицы тт. Галкина и Комар укладывали сельдь за смену по 26 бочек каждая, а ком сомолка Надя Береснева сдавала за смену 27 бочек. Опыт передовых укладчиц nepel- давался и другим рыбообработчи- цам.^Укладчицы, соревнуясь между собой, старались приготовить за рейс как можно больше бочек сельди. В разгрузо-погрузочных работах активно участвовали все члены эки пажа. Лучших результатов в сорев новании между вахтами добилась вахта, возглавляемая третьим помощ ником капитана комсомольцем Юри ем Уткиным. Его. вахта производила одновременно и разгрузку траулеров и погрузочные работы. Такой метод намного сокращал обработку судов и они, не теряя времени, снова выхо дили на промысел. Хороших резуль татов добилась и вахта, руководимая четвертым помощником капитана комсомольцем Игорем Елисеевым. За хорошую работу оба комсомольца по вышены сейчас в должности. Юрий Уткин стал вторым помощником, а Игорь Елисеев — третьим помощни ком капитана. Самоотверженно трудились в рейсе матросы комсомольцы Запанков и Кармановский, лебедчик комсомолец Журавлев, боцман Шаповалов. В третьем рейсе больших успехов добилась машинная команда, руко водимая старшим механиком Алек сандром Афанасьевичем Макаровым. Члены команды не только производи ли ремонт механизмов своими сила ми, но и изготовляли запасные де тали не только для базы, но и для средних траулеров, нуждающихся в ремонте. За рейс члены машинной команды «Атлантики» произвели те кущий ремонт на 30 средних трау лерах, а на пяти кораблях провели такие ремонтные работы, которые раньше считались выполнимыми только на заводе. 37 суток находилась плавбаза «Атлантика» в рейсе. Она вернулась в порт на 9 суток раньше срока, доставив 47,5 тысячи центнеров сельди. Рейсовое задание было пере выполнено более чем на 16 тысяч центнеров сельди. Экипаж базы явился инициатором соревнования за лучшее обслужива ние средних траулеров мелсду плав базами Ленинградской, Калининград ской, Клайпедской и других сельдя ных флотилий. В этом соревновании первенство держит экипаж плавбазы «Атлантика». Работа экипажа могла быть зна- чптельно лучше, если бы были уст ранены некоторые недостатки. У ры бообработчиков нехватает специаль ной одежды, нет рукавиц, фартуков. Непродуманно составлены расценки на оплату за рядовую укладку сель ди. Так, бочка, доставляемая с трау лера на борт базы и укладываемая в трюм, оплачивается грузчикам в сум ме 2 руб. 90 коп. Укладка же сель ди рядами в одну бочку — оплачи вается в сумме 90 коп. Это вызывает законные претензии со стороны ры бообработчиков. Е. САМОХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz