Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.
№ 119 (203), 6 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н «и Б О Л Ь Ш Е РЫБЫ И РЫБНЫХ ТОВАРОВ СТРАНЕ! ☆ ☆ ☆ Увеличим выработку консервов Консервщики траулера «Киров» трудятся с одним желанием, с одной мыслью — дать любимой Родине больше консервов высокого каче ства. Штамп, выбиваемый на бан ках с номером траулера, обязывает нас работать добросовестно, честно относиться к своему делу, чтобы по купатель, беря в магазине консервы, мог с благодарностью подумать о тех, кто их изготовлял в открытом море. На траулере «Киров» я работаю уже пятый год. За все это время ко рабль перевыполняет план по кон сервам. В этом году нашей группе нужно было изготовить по плану 77 тысяч банок консервов. Когда экипаж судна, выступая инициато ром соревнования за досрочное вы полнение годового плана добычи рыУ бы, взял повышенные обязатель ства, члены нашего небольшого кол лектива, взвесив свои силы и воз!- можности, обязались довести изго товление продукции до 85 тысяч банок консервов, учитывая, что суд но в конце года должно стать в ре монт. О том, как мы работали, выполняя свое ■ обязательство, говорит тот Факт, что уже 3 августа траулер реализовал годовой план по изго товлению консервов. К сдаче предъ явлено 86.050 банок консервов. Из этого количества 67 процентов из готовлено высшими сортами, что превышает установленную нам нор му по сортности. Когда на судне стало известно по становление Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы и улучшения качества и ассортимента рыбных товаров в Мурманском бас сейне, консервщики траулера в от вет на это решили довести число изготовленной продукции за год до 121 тысячи банок. Взятое нами повышенное обяза тельство, безусловно, будет выполне но, но для этого потребуется напря жение всех сил и возможностей, четкая и слаженная работа нашего небольшого коллектива, правильная организация труда в консервном це}- хе, а также помощь палубной команды. Какие резервы и возможности имеются у нас, чтобы успешно вы полнить повышенное обязательство? Прежде всего это правильное рас пределение обязанностей между кон сервщиками, применение передового опыта, борьба за рациональное ис пользование рабочего времени. Когда траулер отправляется в рейс, наша группа занимается подго- Рассказ консервного мастера траулера «Киров» тов. КОЛЕСНИКОВА. товкой специй: просматривается пе рец, лавровый лист, просушивается и просеивается соль. Все это бывает заранее подготовлено до начала изго товления консервов. Один из передовых членов экипажа мастер консервной уста новки траулера «Киров» Иван Митрофанович КОЛЕСНИКОВ. - л . 'U' V При разделке рыбы я, мой помощ ник тов. Рак и ученик консервщши всегда находимся на верхней палубе. Для заготовки печени на палубе стоят бочки. Нам приходится смот реть, чтобы матросы не бросали крупную белую печень в одну бочку с мелкой розовой. Как только бочка наполняется, мы перекладываем со;- держимое в чистые бидоны и несем в цех. Там начинается чистка и про мывка сырья. В этом участвует вся группа. После этого готовим чистые 420 банок и приступаем к' расфасов- ке. При этом каждый выполняв) свои обязанности. Ученик консерв щика кладет на дно банки перец, лавровый лист, определенное коли чество соли, я заполняю банки пе ченью, а тов. Рак определяет их вес на весах и кладет в ящики. Затем я приступаю к закатке ба нок. Тов. Рак принимает у меня за катанные банки и кладет их в авто клав. Когда эти операции произве дены, я приступаю к стерилизации, а тов. Рак и ученик консервщика идут на верхнюю палубу на заготов ку печени. На каждую зарядку мы готовим 420 банок. При высоких уловах мы отбираем крупную белую печень для консер вов, а из остальной вырабатываем жир. Если уловы богатые и стоит хорошая погода, мы стараемся произ вести две — три зарядки. Прихо дится жертвовать отдыхом, но зато мы уверены, что план будет выпол нен, если даже корабль попадет в шторм и работать на установке будет уже гораздо труднее. Группа консервщиков, стремясь из готовить больше продукции, никог да не забывает и о ее качестве. Борь ба за качество — наше первостепен ное дело. Обычно высшие сорта кон сервов изготовляются из крупной бе лой печени. Такую печень имеет крупная треска. Но бывает, что боль шинство v,ioBa состоит из средней, а то и мелкой трески. Тогда мы рас фасовываем в каждую банку 5— 6 кусочков печени и один большой от крупной трески. Такое распределе ние также относится к стандарту высших сортов. При расфасовке пен чени от рыбы среднего ассортимен та в банку кладем 2— 3 кусочка и добавляем мелочь. Консервы полу чаются также высшим сортом. Дело в консервном цехе траулера пошло бы гораздо быстрее, если бы электромотор установки работал на полную мощность. Много раз гово рилось о его замене в отделе рыбо обработки тралового флота, но меры не принимаются. При хорошем мото ре закатку банок можно производить за 2 0— 25 минут. С нашим мотором на это тратится 40 минут, а иногда и час. Кроме того, при закатке на флянце банок получаются зубцы. Такое положение приводит иногда к выпуску бракованных банок. Несмотря на, отдельные трудности и недостатки, консервщики настойчи во борются за выполнение взятого обязательства. Нам осталось еще совершить 3— 4 рейса, чтобы дове сти количество изготовленных кон сервов до 121 тысячи банок. Для этого у нас есть все возможности. Мы с радостью думаем, что наш скромный труд явится вкладом в об щее дело рыбообработчиков Мурмана, выполняющих правительственное за дание. Эта мысль обязывает нас тру диться еще лучше, еще производи тельнее. Вместе с другими членами экипажа траулера «Киров» консерв щики отдадут все силы тому, чтобы дать нашей Родине как можно боль ше ценной пищевой продукции. Сельдь подошла к берегам... Не медлить с обловом ее косяков Сигналы об обилии сельди вдали от берегов Мурмана, например в Центральном районе и на Гусиной банке, поступали уже давно. Однако организовать облов этой сельди нель зя было из-за отсутствия судов, об ладающих большим радиусом дейст вия. В начале последней декады сен тября поисковые корабли обнаружи ли большие косяки сельди, значи тельной плотности, уже гораздо бли же — на Мурманском мелководье. 24 сентября поисковый сейнер X» 632, выметав дрифтерный поря док, в этом районе взял по 100— 120 килограммов на сетку. Шесть тонн сельди на 70 сетей поднял в тот же день средний траулер INs 687. Каждый день косяки сельди про двигались все ближе и ближе к бе регам Мурмана. Это подтверждается уловами поисковых судов во все по следующие дни. По данным поиско виков, подошла крупная сельдь дли ной в 20 — 25 сантиметров, боль шой упитанности. Держится она в слое воды — от поверхности до 25 метров глубины. Наличие сельди вблизи Мурман ского побережья установил и сейнер Полярной МРС № 5203, под коман дой опытного промысловика капита на тов. Елисеева. Уходя на траловый лов трески, капитан тов. Елисеев захватил и дрифтерные сети. Выбрав свободное время, он ставил дрифтер ный порядок. 27 сентября, обнару жив косяк сельди, выметал сети и взял шесть тонн. Второй дрейф при нес сейнеру восемь тонн сельди. На лов сельди вышли сейнеры По лярной МРС и базы активного лова, а также малый траулер «Вихрь». Сейнеры имеют сейчас хорошие уло вы: по 6— 10 тонн за дрейф. Малый траулер «Вихрь» 30 сентября взял за один дрейф пять тонн сельди. Проверяя 1 октября прибрежные районы, средний траулер № 686 в районе острова Большой Олений и Рынды обнаружил скопление сельди на большой площади на глубине 5 — 25 метров. В тот же день сей нер № 632 установил наличие боль ших скоплений сельди вблизи Тери- берки. Обнаружены стайки сельди и в Печенге. Итак сельдь подошла к самым берегам Мурмана. За 29 сентября было выловлено 215 центне ров, 30 сентября — 658 цент неров, 1 октября — 653 центнера, хотя в облове сельди принимают уча стие всего девять судов. Опыт малого траулера «Вихрь» показывает, что на лов сельди могут быть переключены все малые трау леры, все суда типа «касатки» и уд линенной «касатки». При достаточ ном снабжении ловецкого флота дрифтерными сетями и прочим воо ружением ежесуточную добычу сель ди можно без затруднения довести до трех — четырех тысяч центнер в в сутки. Сейчас чрезвычайно важно без ма лейшего промедления вывести все суда прибрежного промысла на облов сельди, не затягивая их перевоору жения. Не менее важно организовать приемку сельди на береговые рыбо заводы, приемные пункты и плавба зы, не допуская простоев ловецких судов в ожидании приемки. Следует так организовать обработку мурман ской сельди, чтобы вырабатывать из нее высококачественные товары: мороженые, слабосоленые, пряного и деликатесного посолов, копченые; и консервы. Когда-то «мурманская копчушка» славилась по всему Советскому Сою зу п пользовалась большим спро сом советских потребителей. Если этого удалось добиваться еще давно, то теперь это тем более возможно. Мурманский рыбокомбинат имеет в своем распоряжении два рефриже раторных судна. Он должен так ор ганизовать их работу, чтобы коп тильный и консервный заводы были полностью обеспечены сырьем для выпуска высококачественных копче ных товаров, консервов типа «шпрот», «сардины» и презервов... Однако уже сейчас, в первые дни сельдяного лова, вскрывается ряд недостатков в его организации. Как сообщают со среднего траулера J m I 687, качество сетей низкое, под боры и дели обрываются. Это вызы вает большую потерю рыбы. Сетей вообще нехватает, особенно разме ром ячеи 20— 22— 24 мм. Суда за держиваются в порту. Все эти недостатки необходимо не медленно устранить, суда должны обслуживаться быстро, не теряя. ни одной минуты. Сейчас все внимание руководи телей Кольского госрыбтреста, об ластного управления МРС, рыболо вецких колхозов должно быть на правлено на организацию высокоэф фективного дрифтерного сельдяного промысла. Задача состоит в том, что бы брать сельдь в море, не ожидая ее захода в губы. В. КОВАЛЕВ. П Е Р ВЫЕ С Д В И Г И Рыбный сейнер № 5207 Полярной моторно-рыболовецкой станции всту пил в строй действующих промысло вых кораблей в апреле этого года. Экипаж сейнера с первого же дня на хождения на промысле с энтузиазмом принялся за выполнение плана добы чи рыбы. Однако успех на промысле в большой степени зависит от того, насколько прочно укрепились дело вые связи между экипажем и капи таном судна, насколько матросы ува жают и ценят своего капитана как хорошего товарища, знающего спе циалиста и опытного промысловика. Такой связи и не было на нашем судне, когда оно впервые вышло в море. Капитан сейнера тов. Ордин не сумел сплотить и организовать кол лектив на успешное выполнение за дания. В первом рейсе трал доставил на палубу значительные уловы. Од нако тов. Ордин, объявив себя опыт ным промысловиком, заявил, что он знает районы, где рыбы еще больше, и приказал направить сейнер в дру гой квадрат. В этом месте рыбы не оказалось. Не оказалось ее и в дру гом районе. Так сейнер переходил из района в район в бесплодных поисках рыбы, не задерживаясь на одном ме сте. Рейс подходил к концу, а в трю мах рыбы почти не было. Промышляя в этих безрыбных районах, часто рвали орудия лова, а иногда их и во обще теряли. В порт приходили поч ти без рыбы. Все это подорвало авторитет капи тана Ордина среди экипажа. Моряки разочаровались, на судне стала раз лагаться трудовая дисциплина. Сам капитан Ордин пьянствовал, первым покидал сейнер во вермя прихода в порт, возвращался на судно послед ним перед отходом в море. Являясь на сейнер всегда в нетрезвом состоя нии, капитан не интересовался, все ли принято на борт, все ли матросы я е и л и с ь с берега. У капитана наш лись и последователи, некоторые матросы стали являться на судно пьяными, работали вяло, приказания старших выполняли неохотно. Такое ненормальное положение от рицательно сказывалось на выполне нии плана. Члены машинной команды тт. Иванов, Баранов, старший по мощник капитана тов. Гусев и другие не могли терпеть, чтобы такие безоб разия продолжались на судне и даль ше. Неоднократно обращались к пред седателю колхоза «Энергия», к ди- ректору^ МРС тов. Казимирову с просьбой принять решительные меры к капитану Ордину, вплоть до спи сания его с судна. Однако к нашим просьбам не прислушивались. Старые, опытные матросы не жела ли работать с таким капитаном и уходили на другие суда; молодые моряки не хотели идти на сейнер, где капитан — хвастун, пьяница и бездельник. Результаты работы судна за 3,5 месяца под руководством капитана Ордина оказались печальными. Было выловлено всего 120 тонн рыбы. А за это время многие суда МРС уже за вершили годовые плацы. Экипаж сейнера оказался под угро зой срыва государственного плана. Странную позицию заняли председа тель колхоза «Энергия» и директор МРС. Им докладывали о положении на судне, они знали, к чему ведет «деятельность» Ордина, наблюдали плохую работу корабля и... молчали, не принимали мер. Только когда на судне сложилось почти катастро фическое положение, они сняли Ор дина с должности капитана и при слали на сейнер нового капитана тов. Приходько. Меры были приняты правильные, но только сделать это нужно было значительно раньше. С приходом на сейнер тов. При ходько работа на судне пошла по- другому. Новый капитан поставил перед экипажем ясные задачи, пра вильно организовал труд, убедил мо ряков, что они имеют все возмож ности достигать на промысле хоро ших результатов. В первом же рей се экипаж во главе с капитаном При ходько добился высокого улова. Ав торитет нового капитана рос. Во вся ком деле он был образцом для моря ков. Его приказания выполнялись беспрекословно, быстро и точно. За короткий промежуток времени судно выловило рыбы значительно больше, чем за три с половиной месяца, ког да судном руководил Ордин. Моряки решили наверстать упу щенное время, успешно завершить годовой план. При высоких уловах на помощь палубной команде выходят все свободные члены экипажа. На судне широко развернулось социали стическое соревнование за сокраще ние времени на спуск и подъем тра ла, за быстрейшую обработку рыбы, за безаварийную эксплуатацию ма шины и механизмов. В честь 37-й годовщины Великой Октябрьской со циалистической революции наш эки паж принял повышенные обяза тельства, чтобы встретить всенарод ный праздник новыми трудовыми по дарками. Однако следует отметить, что мы не всегда получаем необходимую по мощь от МРС. На сейнере имеется 18-метровый трал, а нам нужен 23- метровый. Этим тралом можно ло вить рыбы гораздо больше. Но та ким тралом нас не обеспечивают. На сейнер получены запасные части для 18-метрового трала (так указано на бирках), а на самом деле эти запча сти подходят к 15-метровому тралу. Эта грубейшая ошибка со стороны снабженцев тяжело отразилась на промысле. Машинную команду не обеспечивают журналами для учета работы. Нет на сейнере радио — приемника. После работы матросы не имеют возможности хорошо и культурно отдохнуть. Необходимо уделять морякам боль ше внимания, заботиться об их куль- турно-бытовых условиях. Сейчас экипаж нашего судна имеет все воз можности для успешного выполнения годового плана добычи рыбы. Моряки приложат все силы и энергию, чтобы справиться с этой задачей. П . ГОЛОЛОБОВ. Старший механик сейнера № 5207.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz