Рыбный Мурман. 1954 г. Октябрь.

№ 119 (203), 6 октября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н «и Б О Л Ь Ш Е РЫБЫ И РЫБНЫХ ТОВАРОВ СТРАНЕ! ☆ ☆ ☆ Увеличим выработку консервов Консервщики траулера «Киров» трудятся с одним желанием, с одной мыслью — дать любимой Родине больше консервов высокого каче­ ства. Штамп, выбиваемый на бан­ ках с номером траулера, обязывает нас работать добросовестно, честно относиться к своему делу, чтобы по­ купатель, беря в магазине консервы, мог с благодарностью подумать о тех, кто их изготовлял в открытом море. На траулере «Киров» я работаю уже пятый год. За все это время ко­ рабль перевыполняет план по кон­ сервам. В этом году нашей группе нужно было изготовить по плану 77 тысяч банок консервов. Когда экипаж судна, выступая инициато­ ром соревнования за досрочное вы­ полнение годового плана добычи рыУ бы, взял повышенные обязатель­ ства, члены нашего небольшого кол­ лектива, взвесив свои силы и воз!- можности, обязались довести изго­ товление продукции до 85 тысяч банок консервов, учитывая, что суд­ но в конце года должно стать в ре­ монт. О том, как мы работали, выполняя свое ■ обязательство, говорит тот Факт, что уже 3 августа траулер реализовал годовой план по изго­ товлению консервов. К сдаче предъ­ явлено 86.050 банок консервов. Из этого количества 67 процентов из­ готовлено высшими сортами, что превышает установленную нам нор­ му по сортности. Когда на судне стало известно по­ становление Совета Министров СССР о мерах увеличения добычи рыбы и улучшения качества и ассортимента рыбных товаров в Мурманском бас­ сейне, консервщики траулера в от­ вет на это решили довести число изготовленной продукции за год до 121 тысячи банок. Взятое нами повышенное обяза­ тельство, безусловно, будет выполне­ но, но для этого потребуется напря­ жение всех сил и возможностей, четкая и слаженная работа нашего небольшого коллектива, правильная организация труда в консервном це}- хе, а также помощь палубной команды. Какие резервы и возможности имеются у нас, чтобы успешно вы­ полнить повышенное обязательство? Прежде всего это правильное рас­ пределение обязанностей между кон­ сервщиками, применение передового опыта, борьба за рациональное ис­ пользование рабочего времени. Когда траулер отправляется в рейс, наша группа занимается подго- Рассказ консервного мастера траулера «Киров» тов. КОЛЕСНИКОВА. товкой специй: просматривается пе­ рец, лавровый лист, просушивается и просеивается соль. Все это бывает заранее подготовлено до начала изго­ товления консервов. Один из передовых членов экипажа мастер консервной уста­ новки траулера «Киров» Иван Митрофанович КОЛЕСНИКОВ. - л . 'U' V При разделке рыбы я, мой помощ­ ник тов. Рак и ученик консервщши всегда находимся на верхней палубе. Для заготовки печени на палубе стоят бочки. Нам приходится смот­ реть, чтобы матросы не бросали крупную белую печень в одну бочку с мелкой розовой. Как только бочка наполняется, мы перекладываем со;- держимое в чистые бидоны и несем в цех. Там начинается чистка и про­ мывка сырья. В этом участвует вся группа. После этого готовим чистые 420 банок и приступаем к' расфасов- ке. При этом каждый выполняв) свои обязанности. Ученик консерв­ щика кладет на дно банки перец, лавровый лист, определенное коли­ чество соли, я заполняю банки пе­ ченью, а тов. Рак определяет их вес на весах и кладет в ящики. Затем я приступаю к закатке ба­ нок. Тов. Рак принимает у меня за­ катанные банки и кладет их в авто­ клав. Когда эти операции произве­ дены, я приступаю к стерилизации, а тов. Рак и ученик консервщика идут на верхнюю палубу на заготов­ ку печени. На каждую зарядку мы готовим 420 банок. При высоких уловах мы отбираем крупную белую печень для консер­ вов, а из остальной вырабатываем жир. Если уловы богатые и стоит хорошая погода, мы стараемся произ­ вести две — три зарядки. Прихо­ дится жертвовать отдыхом, но зато мы уверены, что план будет выпол­ нен, если даже корабль попадет в шторм и работать на установке будет уже гораздо труднее. Группа консервщиков, стремясь из­ готовить больше продукции, никог­ да не забывает и о ее качестве. Борь­ ба за качество — наше первостепен­ ное дело. Обычно высшие сорта кон­ сервов изготовляются из крупной бе­ лой печени. Такую печень имеет крупная треска. Но бывает, что боль­ шинство v,ioBa состоит из средней, а то и мелкой трески. Тогда мы рас­ фасовываем в каждую банку 5— 6 кусочков печени и один большой от крупной трески. Такое распределе­ ние также относится к стандарту высших сортов. При расфасовке пен чени от рыбы среднего ассортимен­ та в банку кладем 2— 3 кусочка и добавляем мелочь. Консервы полу­ чаются также высшим сортом. Дело в консервном цехе траулера пошло бы гораздо быстрее, если бы электромотор установки работал на полную мощность. Много раз гово­ рилось о его замене в отделе рыбо­ обработки тралового флота, но меры не принимаются. При хорошем мото­ ре закатку банок можно производить за 2 0— 25 минут. С нашим мотором на это тратится 40 минут, а иногда и час. Кроме того, при закатке на флянце банок получаются зубцы. Такое положение приводит иногда к выпуску бракованных банок. Несмотря на, отдельные трудности и недостатки, консервщики настойчи­ во борются за выполнение взятого обязательства. Нам осталось еще совершить 3— 4 рейса, чтобы дове­ сти количество изготовленных кон­ сервов до 121 тысячи банок. Для этого у нас есть все возможности. Мы с радостью думаем, что наш скромный труд явится вкладом в об­ щее дело рыбообработчиков Мурмана, выполняющих правительственное за­ дание. Эта мысль обязывает нас тру­ диться еще лучше, еще производи­ тельнее. Вместе с другими членами экипажа траулера «Киров» консерв­ щики отдадут все силы тому, чтобы дать нашей Родине как можно боль­ ше ценной пищевой продукции. Сельдь подошла к берегам... Не медлить с обловом ее косяков Сигналы об обилии сельди вдали от берегов Мурмана, например в Центральном районе и на Гусиной банке, поступали уже давно. Однако организовать облов этой сельди нель­ зя было из-за отсутствия судов, об­ ладающих большим радиусом дейст­ вия. В начале последней декады сен­ тября поисковые корабли обнаружи­ ли большие косяки сельди, значи­ тельной плотности, уже гораздо бли­ же — на Мурманском мелководье. 24 сентября поисковый сейнер X» 632, выметав дрифтерный поря­ док, в этом районе взял по 100— 120 килограммов на сетку. Шесть тонн сельди на 70 сетей поднял в тот же день средний траулер INs 687. Каждый день косяки сельди про­ двигались все ближе и ближе к бе­ регам Мурмана. Это подтверждается уловами поисковых судов во все по­ следующие дни. По данным поиско­ виков, подошла крупная сельдь дли­ ной в 20 — 25 сантиметров, боль­ шой упитанности. Держится она в слое воды — от поверхности до 25 метров глубины. Наличие сельди вблизи Мурман­ ского побережья установил и сейнер Полярной МРС № 5203, под коман­ дой опытного промысловика капита­ на тов. Елисеева. Уходя на траловый лов трески, капитан тов. Елисеев захватил и дрифтерные сети. Выбрав свободное время, он ставил дрифтер­ ный порядок. 27 сентября, обнару­ жив косяк сельди, выметал сети и взял шесть тонн. Второй дрейф при­ нес сейнеру восемь тонн сельди. На лов сельди вышли сейнеры По­ лярной МРС и базы активного лова, а также малый траулер «Вихрь». Сейнеры имеют сейчас хорошие уло­ вы: по 6— 10 тонн за дрейф. Малый траулер «Вихрь» 30 сентября взял за один дрейф пять тонн сельди. Проверяя 1 октября прибрежные районы, средний траулер № 686 в районе острова Большой Олений и Рынды обнаружил скопление сельди на большой площади на глубине 5 — 25 метров. В тот же день сей­ нер № 632 установил наличие боль­ ших скоплений сельди вблизи Тери- берки. Обнаружены стайки сельди и в Печенге. Итак сельдь подошла к самым берегам Мурмана. За 29 сентября было выловлено 215 центне­ ров, 30 сентября — 658 цент­ неров, 1 октября — 653 центнера, хотя в облове сельди принимают уча­ стие всего девять судов. Опыт малого траулера «Вихрь» показывает, что на лов сельди могут быть переключены все малые трау­ леры, все суда типа «касатки» и уд­ линенной «касатки». При достаточ­ ном снабжении ловецкого флота дрифтерными сетями и прочим воо­ ружением ежесуточную добычу сель­ ди можно без затруднения довести до трех — четырех тысяч центнер в в сутки. Сейчас чрезвычайно важно без ма­ лейшего промедления вывести все суда прибрежного промысла на облов сельди, не затягивая их перевоору­ жения. Не менее важно организовать приемку сельди на береговые рыбо­ заводы, приемные пункты и плавба­ зы, не допуская простоев ловецких судов в ожидании приемки. Следует так организовать обработку мурман­ ской сельди, чтобы вырабатывать из нее высококачественные товары: мороженые, слабосоленые, пряного и деликатесного посолов, копченые; и консервы. Когда-то «мурманская копчушка» славилась по всему Советскому Сою­ зу п пользовалась большим спро­ сом советских потребителей. Если этого удалось добиваться еще давно, то теперь это тем более возможно. Мурманский рыбокомбинат имеет в своем распоряжении два рефриже­ раторных судна. Он должен так ор­ ганизовать их работу, чтобы коп­ тильный и консервный заводы были полностью обеспечены сырьем для выпуска высококачественных копче­ ных товаров, консервов типа «шпрот», «сардины» и презервов... Однако уже сейчас, в первые дни сельдяного лова, вскрывается ряд недостатков в его организации. Как сообщают со среднего траулера J m I 687, качество сетей низкое, под­ боры и дели обрываются. Это вызы­ вает большую потерю рыбы. Сетей вообще нехватает, особенно разме­ ром ячеи 20— 22— 24 мм. Суда за­ держиваются в порту. Все эти недостатки необходимо не­ медленно устранить, суда должны обслуживаться быстро, не теряя. ни одной минуты. Сейчас все внимание руководи­ телей Кольского госрыбтреста, об­ ластного управления МРС, рыболо­ вецких колхозов должно быть на­ правлено на организацию высокоэф­ фективного дрифтерного сельдяного промысла. Задача состоит в том, что­ бы брать сельдь в море, не ожидая ее захода в губы. В. КОВАЛЕВ. П Е Р ВЫЕ С Д В И Г И Рыбный сейнер № 5207 Полярной моторно-рыболовецкой станции всту­ пил в строй действующих промысло­ вых кораблей в апреле этого года. Экипаж сейнера с первого же дня на­ хождения на промысле с энтузиазмом принялся за выполнение плана добы­ чи рыбы. Однако успех на промысле в большой степени зависит от того, насколько прочно укрепились дело­ вые связи между экипажем и капи­ таном судна, насколько матросы ува­ жают и ценят своего капитана как хорошего товарища, знающего спе­ циалиста и опытного промысловика. Такой связи и не было на нашем судне, когда оно впервые вышло в море. Капитан сейнера тов. Ордин не сумел сплотить и организовать кол­ лектив на успешное выполнение за­ дания. В первом рейсе трал доставил на палубу значительные уловы. Од­ нако тов. Ордин, объявив себя опыт­ ным промысловиком, заявил, что он знает районы, где рыбы еще больше, и приказал направить сейнер в дру­ гой квадрат. В этом месте рыбы не оказалось. Не оказалось ее и в дру­ гом районе. Так сейнер переходил из района в район в бесплодных поисках рыбы, не задерживаясь на одном ме­ сте. Рейс подходил к концу, а в трю­ мах рыбы почти не было. Промышляя в этих безрыбных районах, часто рвали орудия лова, а иногда их и во­ обще теряли. В порт приходили поч­ ти без рыбы. Все это подорвало авторитет капи­ тана Ордина среди экипажа. Моряки разочаровались, на судне стала раз­ лагаться трудовая дисциплина. Сам капитан Ордин пьянствовал, первым покидал сейнер во вермя прихода в порт, возвращался на судно послед­ ним перед отходом в море. Являясь на сейнер всегда в нетрезвом состоя­ нии, капитан не интересовался, все ли принято на борт, все ли матросы я е и л и с ь с берега. У капитана наш­ лись и последователи, некоторые матросы стали являться на судно пьяными, работали вяло, приказания старших выполняли неохотно. Такое ненормальное положение от­ рицательно сказывалось на выполне­ нии плана. Члены машинной команды тт. Иванов, Баранов, старший по­ мощник капитана тов. Гусев и другие не могли терпеть, чтобы такие безоб­ разия продолжались на судне и даль­ ше. Неоднократно обращались к пред­ седателю колхоза «Энергия», к ди- ректору^ МРС тов. Казимирову с просьбой принять решительные меры к капитану Ордину, вплоть до спи­ сания его с судна. Однако к нашим просьбам не прислушивались. Старые, опытные матросы не жела­ ли работать с таким капитаном и уходили на другие суда; молодые моряки не хотели идти на сейнер, где капитан — хвастун, пьяница и бездельник. Результаты работы судна за 3,5 месяца под руководством капитана Ордина оказались печальными. Было выловлено всего 120 тонн рыбы. А за это время многие суда МРС уже за­ вершили годовые плацы. Экипаж сейнера оказался под угро­ зой срыва государственного плана. Странную позицию заняли председа­ тель колхоза «Энергия» и директор МРС. Им докладывали о положении на судне, они знали, к чему ведет «деятельность» Ордина, наблюдали плохую работу корабля и... молчали, не принимали мер. Только когда на судне сложилось почти катастро­ фическое положение, они сняли Ор­ дина с должности капитана и при­ слали на сейнер нового капитана тов. Приходько. Меры были приняты правильные, но только сделать это нужно было значительно раньше. С приходом на сейнер тов. При­ ходько работа на судне пошла по- другому. Новый капитан поставил перед экипажем ясные задачи, пра­ вильно организовал труд, убедил мо­ ряков, что они имеют все возмож­ ности достигать на промысле хоро­ ших результатов. В первом же рей­ се экипаж во главе с капитаном При­ ходько добился высокого улова. Ав­ торитет нового капитана рос. Во вся­ ком деле он был образцом для моря­ ков. Его приказания выполнялись беспрекословно, быстро и точно. За короткий промежуток времени судно выловило рыбы значительно больше, чем за три с половиной месяца, ког­ да судном руководил Ордин. Моряки решили наверстать упу­ щенное время, успешно завершить годовой план. При высоких уловах на помощь палубной команде выходят все свободные члены экипажа. На судне широко развернулось социали­ стическое соревнование за сокраще­ ние времени на спуск и подъем тра­ ла, за быстрейшую обработку рыбы, за безаварийную эксплуатацию ма­ шины и механизмов. В честь 37-й годовщины Великой Октябрьской со­ циалистической революции наш эки­ паж принял повышенные обяза­ тельства, чтобы встретить всенарод­ ный праздник новыми трудовыми по­ дарками. Однако следует отметить, что мы не всегда получаем необходимую по­ мощь от МРС. На сейнере имеется 18-метровый трал, а нам нужен 23- метровый. Этим тралом можно ло­ вить рыбы гораздо больше. Но та­ ким тралом нас не обеспечивают. На сейнер получены запасные части для 18-метрового трала (так указано на бирках), а на самом деле эти запча­ сти подходят к 15-метровому тралу. Эта грубейшая ошибка со стороны снабженцев тяжело отразилась на промысле. Машинную команду не обеспечивают журналами для учета работы. Нет на сейнере радио — приемника. После работы матросы не имеют возможности хорошо и культурно отдохнуть. Необходимо уделять морякам боль­ ше внимания, заботиться об их куль- турно-бытовых условиях. Сейчас экипаж нашего судна имеет все воз­ можности для успешного выполнения годового плана добычи рыбы. Моряки приложат все силы и энергию, чтобы справиться с этой задачей. П . ГОЛОЛОБОВ. Старший механик сейнера № 5207.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz