Рыбный Мурман. 1954 г. Ноябрь.
№ 140 (224), 24 ноября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А Т а к о с т и г а е т с я у с п е х п р о м ы с л а Р а с с к а з к а п и т а н а т р а у л е р а „Р о с с и я “ Б. С. К И С О В А Траулер «Россия» находится в эксплуатации с 1951 года, и все это время экипаж судна идет в первых рядах промысловиков тралового фло та, систематически перевыполняя государственный план по добыче ры бы, выработке консервов и жира. В нынешнем году благодаря на пряженному труду всего коллектива годовой план вылова рыбы — 46.500 центнеров — был завершен к 1 августа, после чего экипаж вновь пересмотрел (узой обязательст ва и решил выловить в 1954 году 70.000, а затем 72.000 центнеров рыбы. Это обязательство успешно пре творяется в жизнь, к 21 ноября уже добыто более 67.000 центнеров ры бы, перевыполнен годовой план по выработке консервов и рыбьего жира. ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ ------------------------------------- А------------------ Рейс траулера «Россия» длится два с половиной — три месяца, что накладывает на экипаж особую от ветственность за подготовку судна к выходу на промысел. Всякая недо работка в порту может болезненно отразиться на ходе промысла. В период междурейсовой стоянки проверяется качество произведенных ремонтных работ, наличие и соот ветствие заявкам орудий лова, снаб жения, топлива, воды, продовольст вия и т. п. Значительный объем ремонтных работ выполняется ма шинной командой траулера. Орудия лова готовятся в порту,а промер ваеров производится еще при возвращении в порт из очеред ного рейса. В течение междурейсовой стоянки судоводительский состав регулярно знакомится с промысловыми радио сводками о работе флота в море, что бы знать о ходе промысла и по вы ходе в море сразу же иметь отчет ливое представление о состоянии сырьевой базы и об обстановке на лову. Это позволяет избегать такти ческих ошибок в начале рейса и с первых дней его полностью вклю чаться в работу. В начале рейса производится оз накомление новичков с их рабочим местом, правилами техники безопас ности. Для того, чтобы новые члены экипажа быстрее освоились со сво ими обязанностями, производится прикрепление их для индивидуаль ного обучения к наиболее опытным специалистам. Палубная команда разбивается на вахты, причем особое внимание при комплектации вахт уделяется тому, чтобы они были примерно равноцен ными по производительности труда. Каждая вахта состоит из шести ма тросов. Во главе ее стоит старши на, который назначается из числа наиболее опытных матросов. Все распоряжения с мостика даются старшине, а он организует правиль ное и четкое их выполнение. На переходе к месту промысла экипаж занят подготовкой к тому моменту, когда пойдет рыба: матро сы готовят рыборазделочный инст румент, обработчики — трюмы для укладки рыбы, штурманы изучают промысловую обстановку, механики проверяют регулировку главного двигателя, мастера по добыче воору жают тралы. РАБОТА СУДОВОДИТЕЛЕЙ Идя на промысел в назначенный руководством флота район, судово дители нашего корабля тщательно изучают промысловую обстановку по ралиосводкам, особое внимание обра щая на курсы и глубины траулеров, имеющих наиболее высокие уловы. Ориентиры, имеющиеся в районе предстоящей работы (буи, плавма- як), заранее наносятся на рабочий планшет, а также на промысловую карту для сличения глубин и кур сов траулеров с данными промысло вой карты. Такая подготовка позволяет сразу по приходе на место промысла бы стро обнаружить ориентиры и на чать работу, повторяя курсы и глу бины траулеров, имеющих лучшие результаты на лову. В ходе работы на промысловом планшете систематически наносятся все курсы судна с тралом с учетом дрейфа от ветра и течения. Каждые пять минут измеряется глубина. Глубины записываются в промысло вый журнал, в котором также от мечаются все курсы, повороты, слу чаи повреждения трала и т. д. После нескольких тралений, про веденных на новом месте, произво-- дится анализ обстановки, имеющий целыо выяснить направление дви жения рыбы, после чего курсы суд на располагаются так, чтобы оно по стоянно бьш в «голове» косяка. Показателем этого является харак тер изменения ассортимента, то-есть размерного состава уловов. Как пра вило, крупная рыба движется в го ловной части косяка. В этом отно шении характерен следующий при мер. Осенью 1953 года траулер «Рос сия» работал у южного мыса остро ва Шпицберген. Подъемы равнялись 1J3—2,0 тонны за траление. Затем подъемы начали нарастать, а ассор тимент рыбы изменился к лучшему. Прошло еще некоторое время, в те чение которого «Россия» держалась на одних и тех же курсах и глуби нах, — подъемы уменьшились и рыба стала мельче. Отойдя без тра ла на 5 миль к северо-западу от старого места, начали тралить — подъемы увеличились, и рыба ста ла крупнее. Тогда мы применили и следующий прием. Идя по северо- западному склону острова, делали два траления подряд курсом на се- веро-северо-запад, а затем одно тра ление противоположным курсом. В течение нескольких суток судно, «оседлав» косяк, держалось на нем, имея подъемы от двух до пяти тонн за каждое траление. Зная о том, что передвижения рыбы часто являются следствием из менения температурного режима в придонных слоях моря, судоводите ли корабля используют в своей прак тике глубинные термометры. При работе у берегов Мурмана штурманский состав использует специальные планшеты, подготов ленные промысловым отделом флота. В условиях прибрежного промысла уделяется особое внимание точному определению места судна, которое производится с помощью секстана по пеленгам береговых предметов. До того, пока не будет полной уверенности в месте нахождения судна, трал за борт не спускается. Еслп, после подъема трала, судно оказалось в стороне от рекомендо ванной планшетом промысловой площадки, то капитан без трала под ходит к назначенному месту, а затем травит ваера строго по рекомендо ванному курсу. Такой порядок поз воляет избегать задевистых мест, экономить время и орудия лова. При работе на задевистых грунтах время траления сокращается, а ско рость траления увеличивается до 3,5—3,7 узла. При этих условиях давление трала на грунт умень шается, что позволяет избежать протирания двухрядного мешка. Су доводители траулера на плохих грунтах стараются избегать поворо тов с тралом, чтобы не допустить переворачивания мешка верхней нластыо вниз. Для того, чтобы увеличить веро ятность попадания рыбы в трал при промысле на крутых завалах, судо водители стараются за время трале ния несколько раз пересечь весь ди апазон глубин, где по ранее получен ным данным концентрируется рыба. При необходимости тралить с по воротом на обратный курс, эти повороты выполняются за 30— 40 минут для того, чтобы трал не за крывался п не прекращал лова. На собственном опыте работы в прибрежных районах мы пришли к выводу, что при промысле у Харлова и прилежащих местах ваера лучше травить от берега на северо-восток, так как при травлении ваеров в бе рег тралы повреждаются чаще. Для того, чтобы избежать переко сов трала, у нас принято, исполь зуя большой дрейф корабля, травить ваера с места. В штилевую погоду носовая доска обязательно травится до лебедки и делается циркуляция. При этом кабеля также травятся с места. Спуская трал в штормовую по году, при наличии на палубе улова, судно разворачивается к волне в бакштаг рабочим бортом, чем предо храняется от попадания в ящик с рыбой штормовой волны, которая может смыть улов за борт. Спустив трал и вытравив кабеля и доски, при необходимости травить ваера по ветру, судно, работая задним ходом, разворачивается кормой на ветер, после чего руль ставится прямо, ма шине дается полный ход вперед и травятся ваера. При подъеме трала в штормовую погоду подрабатывают машиной зад ним ходом, что дает возможность уменьшить динамические рывки на ваерах. Судно при этом разворачи вается к волне в бакштаг рабочего борта, чем улучшаются условия ра боты матросов на палубе и умень шается вероятность повреждения орудий лова. После выборки кабелей и подъема на борт центрального грунтропа подбирается удавноп линь, и в это время судно, работая задним ходом, разворачивается под ветер. Улов в штормовую погоду .поднимается с подветренного борта. На основании практического опы та мы предпочитаем в штормовую погоду работать тралом левого бор та, ибо при этом на заднем ходу кор ма легче идет на ветер. Хорошее знание и умелое ис пользование мореходных качеств траулера при различных вариантах его загрузки позволяет судоводите лям корабля вести промысел в штор мовую погоду при ветре в 8 баллов и волне до 6 баллов. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОРУДИИ ЛОВА В течение 1954 года траулер «Россия» работал тремя видами тра лов: стандартным 35-метровым тра лом Михова, 40-метровым тралом, предложенным бывшим тралмейсте ром корабля тов. Маклаковым и мной, и 46-метровым тралом ПИНРО. Работа трала нашей конструкции дала обнадеживающие результаты, в настоящее время ведется работа по его усовершенствованию. 46-метровый трал ПИНРО на, на шем траулере не привился. По мне нию моряков корабля его нужно пе ределать, сократив длину подбор. Вооружение тралов производится согласно действующих на флоте ин струкций. В процессе их эксплуата ции на судне выработались опреде ленные схемы вооружения нижней подборы трала для различных грун тов,. При переходе из одного района в другой перенабивка грунтропов не производится. Это достигается тем, что на судне имеются заранее приготовленные центральные грунт- ропьт для тяжелых и чистых грун тов. В зависимости от места работы центральный грунтроп заменяется на другой, соответствующий грунто вым условиям. Крыловые же груит- ропы всегда вооружены одинаково. Верхняя подбора оснащена не сколько отличным образом: на крылья ставятся обычные стальные шаровые кухтыли, а на верхний гуж — силумнновые гидродинамические кухтыли типа К-200 в количестве 8 штук. Крепятся эти кухтыли не на поводцах, а привязываются каж дый отдельно бензелем к верхней подборе. Это дает наилучшпе резуль таты, ибо кухтыли на поводцах за вертываются под подбору и рвут сет ное полотно. Квартропы имеют несколько мень шую против инструкции длину — 24 метра. Кухтыли к двухрядному мешку пришиваются не снаружи, а ставятся внутрь и крепятся к то пенантам в количестве 20— 24 штук. Это значительно увеличивает срок службы мешка и представляет удобство в работе, так как, нахо дясь внутри двухрядного мешка, кухтыли ни за что не цепляются, лини от стропов не путаются и се ти носового крыла не рвутся. Кух тыли к мешку ставятся при работе во всех районах промысла. Проверка ваеров*у нас произво дится через каждые 10— 15 дней. На переходе в порт они тщательно проверяются и смазываются. При вооружении грунтропов мас тер по добыче придерживается сле дующих положений: центральный грунтроп загружается больше по концам и меньше в середине; пер вый крыловой грунтроп загружает ся больше, чем второй; излишняя загрузка грунтропов считается вред ной. Каждым тралом делается 10— 12 тралений, после чего переходим на трал другого борта. Дело в том, что после 10— 12 тралений, даже при наилучших условиях эксплуатации, трал нуждается в просушке и ре монте. Кроме того, после каждых 5— 6 тралений крылья трала и од норядный мешок поднимаются на джпльсонах к сушилке для профи лактического осмотра сетей и соеди нений нижней подборы с грунтро- пом. Только за зимнее полугодие — четвертый квартал 1953 года и пер вый квартал 1954 года—благодаря умелой эксплуатации орудий лова на этом сэкономлено 157 тысяч руб лей. РАЗДЕЛКА И ОБРАБОТКА УЛОВА С появлением на палубе первого улова рыбы начинается напряжен ная работа по ее разделке и обра ботке. ' Выходя на вахту, старшина про веряет, в каком состоянии находится рыборазделочный инструмент каж дого матроса. Каждый матрос на ко рабле имеет по три хорошо отточен ных ножа, а вахта—два головоруба. Когда один нож затупился, берут второй, не теряя лишнего времени на точку инструмента. Для правки ножей каждая вахта имеет несколько карманных брусков, а также набитый на деревянную ко лодку кусок парусины, что устра няет распространенный на судах флота способ правки ножей о рокон и буксы, при котором портится спец одежда. Принимая вахту, старшина следит за тем, чтобы было подготовлено ра бочее место после предыдущей вах ты: смыт рыборазделочный стол, убраны внутренности и головы. За рыборазделочным столом ма тросы расставляются так, чтобы первым от рубщика рыбных голов работал менее опытный матрос, так как ему придется отвлекаться от ос новной работы* и заниматься подтал киванием рыбы вдоль стола для ос тальных шкерщиков. В процессе разделки рыбы каждый опытный матрос считает своей обязанностью следить за качеством работы рядом стоящего товарища. Рубщик рыбных голов перед вах той точпт инструмент, заранее под готавливает доску, на которой про изводится рубка голов. В кармане его спецовки всегда имеются гвозди для быстрой замены доски. Исправность рыборазделочного ин струмента в большой мере обеспечи вается механиками и мотористами траулера, которые, не считаясь со временем, закаливают, оттачивают и направляют ножи и головорубы, а при наличии хорошей стали и сами делают высококачественный инст румент. Матросы, стоящие на подаче ры бы, крупную рыбу подают пикой или руками, а мелкую — специаль ным сачком. Для подталкивания ры бы в ящике применяются деревян ные гребки, которыми также поль зуются засольщики при работе в трюмах. Подталкивание рыбы нога ми строго воспрещается. Во время подъема и спуска трала разделка рыбы продолжается за но совым рыборазделочным столом, где одновременно могут работать до восьми человек. Для того, чтобы при обильных уловах рыба не задерживалась на палубе, к разделке ее привлекаются все свободные от вахты члены эки пажа. Кроме вахты и подвахты на уборку рыбы вызывается так назы ваемая «четвертая вахта», в кото рой, в зависимости от занятости по основной работе, участвуют подвах тенный помощник капитана, меха ник, два моториста, электромеханик, врач, боцман, плотник. При обиль ных уловах, а также на мелкой ры бе на палубе одновременно работает до 28 человек на четырех рыбораз делочных столах. В крайних случаях, при особенно обильных уловах, на разделку рыбы выходят также вахтенные помощники капитана и механик, которых заме няют на мостике капитан, а в машинном отделении—старший ме ханик. Благодаря такой организации тру да и мобилизации всего личного со става экипаж траулера убирает за сутки 15— 20 тонн мелкой рыбы и до 40— 50 тонн крупной. Для обеспечения высокого каче ства рыбопродукции рыбмастер тов. Захаров и его помощники принима ют ряд мер еще перед выходом в рейс: проверяют годность плинтусов для горизонтальных площадок и за меняют пришедшие в негодность, тщательно следят за качеством мой ки трюмов, и в процессе мойки за благовременно делают подбор трюм ных досок, что ускоряет их сборку. На промысле многое зависит от того, насколько удачно распределе ны в трюмах запасы соли. На нашем корабле в каждый трюм берется та кое количество соли, которого долж но хватить для засолки всей рыбы, поступающей в этот трюм. На переходе к месту промысла производится подготовка трюмов для укладки рыбы. В первую очередь проверяется состояние колодцев и при необходимости они очищаются, что .гарантирует от подмывания со ли водой и от засорения водоотлив ной магистрали. Начиная засаливать рыбу, соль берут только из одного чердака. При обильных уловах, для того, чтобы избежать завалов рыбы и пустот между горизонтальными площадка ми, работу ведут равномерно во всех трюмах. * * * Такая организация работы на ко рабле и обеспечивает морякам трау лера успешное выполнение плана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz