Рыбный Мурман. 1954 г. Ноябрь.

№ 140 (224), 24 ноября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А Т а к о с т и г а е т с я у с п е х п р о м ы с л а Р а с с к а з к а п и т а н а т р а у л е р а „Р о с с и я “ Б. С. К И С О В А Траулер «Россия» находится в эксплуатации с 1951 года, и все это время экипаж судна идет в первых рядах промысловиков тралового фло­ та, систематически перевыполняя государственный план по добыче ры­ бы, выработке консервов и жира. В нынешнем году благодаря на­ пряженному труду всего коллектива годовой план вылова рыбы — 46.500 центнеров — был завершен к 1 августа, после чего экипаж вновь пересмотрел (узой обязательст­ ва и решил выловить в 1954 году 70.000, а затем 72.000 центнеров рыбы. Это обязательство успешно пре­ творяется в жизнь, к 21 ноября уже добыто более 67.000 центнеров ры­ бы, перевыполнен годовой план по выработке консервов и рыбьего жира. ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ ------------------------------------- А------------------ Рейс траулера «Россия» длится два с половиной — три месяца, что накладывает на экипаж особую от­ ветственность за подготовку судна к выходу на промысел. Всякая недо­ работка в порту может болезненно отразиться на ходе промысла. В период междурейсовой стоянки проверяется качество произведенных ремонтных работ, наличие и соот­ ветствие заявкам орудий лова, снаб­ жения, топлива, воды, продовольст­ вия и т. п. Значительный объем ремонтных работ выполняется ма­ шинной командой траулера. Орудия лова готовятся в порту,а промер ваеров производится еще при возвращении в порт из очеред­ ного рейса. В течение междурейсовой стоянки судоводительский состав регулярно знакомится с промысловыми радио­ сводками о работе флота в море, что­ бы знать о ходе промысла и по вы­ ходе в море сразу же иметь отчет­ ливое представление о состоянии сырьевой базы и об обстановке на лову. Это позволяет избегать такти­ ческих ошибок в начале рейса и с первых дней его полностью вклю­ чаться в работу. В начале рейса производится оз­ накомление новичков с их рабочим местом, правилами техники безопас­ ности. Для того, чтобы новые члены экипажа быстрее освоились со сво­ ими обязанностями, производится прикрепление их для индивидуаль­ ного обучения к наиболее опытным специалистам. Палубная команда разбивается на вахты, причем особое внимание при комплектации вахт уделяется тому, чтобы они были примерно равноцен­ ными по производительности труда. Каждая вахта состоит из шести ма­ тросов. Во главе ее стоит старши­ на, который назначается из числа наиболее опытных матросов. Все распоряжения с мостика даются старшине, а он организует правиль­ ное и четкое их выполнение. На переходе к месту промысла экипаж занят подготовкой к тому моменту, когда пойдет рыба: матро­ сы готовят рыборазделочный инст­ румент, обработчики — трюмы для укладки рыбы, штурманы изучают промысловую обстановку, механики проверяют регулировку главного двигателя, мастера по добыче воору­ жают тралы. РАБОТА СУДОВОДИТЕЛЕЙ Идя на промысел в назначенный руководством флота район, судово­ дители нашего корабля тщательно изучают промысловую обстановку по ралиосводкам, особое внимание обра­ щая на курсы и глубины траулеров, имеющих наиболее высокие уловы. Ориентиры, имеющиеся в районе предстоящей работы (буи, плавма- як), заранее наносятся на рабочий планшет, а также на промысловую карту для сличения глубин и кур­ сов траулеров с данными промысло­ вой карты. Такая подготовка позволяет сразу по приходе на место промысла бы­ стро обнаружить ориентиры и на­ чать работу, повторяя курсы и глу­ бины траулеров, имеющих лучшие результаты на лову. В ходе работы на промысловом планшете систематически наносятся все курсы судна с тралом с учетом дрейфа от ветра и течения. Каждые пять минут измеряется глубина. Глубины записываются в промысло­ вый журнал, в котором также от­ мечаются все курсы, повороты, слу­ чаи повреждения трала и т. д. После нескольких тралений, про­ веденных на новом месте, произво-- дится анализ обстановки, имеющий целыо выяснить направление дви­ жения рыбы, после чего курсы суд­ на располагаются так, чтобы оно по­ стоянно бьш в «голове» косяка. Показателем этого является харак­ тер изменения ассортимента, то-есть размерного состава уловов. Как пра­ вило, крупная рыба движется в го­ ловной части косяка. В этом отно­ шении характерен следующий при­ мер. Осенью 1953 года траулер «Рос­ сия» работал у южного мыса остро­ ва Шпицберген. Подъемы равнялись 1J3—2,0 тонны за траление. Затем подъемы начали нарастать, а ассор­ тимент рыбы изменился к лучшему. Прошло еще некоторое время, в те­ чение которого «Россия» держалась на одних и тех же курсах и глуби­ нах, — подъемы уменьшились и рыба стала мельче. Отойдя без тра­ ла на 5 миль к северо-западу от старого места, начали тралить — подъемы увеличились, и рыба ста­ ла крупнее. Тогда мы применили и следующий прием. Идя по северо- западному склону острова, делали два траления подряд курсом на се- веро-северо-запад, а затем одно тра­ ление противоположным курсом. В течение нескольких суток судно, «оседлав» косяк, держалось на нем, имея подъемы от двух до пяти тонн за каждое траление. Зная о том, что передвижения рыбы часто являются следствием из­ менения температурного режима в придонных слоях моря, судоводите­ ли корабля используют в своей прак­ тике глубинные термометры. При работе у берегов Мурмана штурманский состав использует специальные планшеты, подготов­ ленные промысловым отделом флота. В условиях прибрежного промысла уделяется особое внимание точному определению места судна, которое производится с помощью секстана по пеленгам береговых предметов. До того, пока не будет полной уверенности в месте нахождения судна, трал за борт не спускается. Еслп, после подъема трала, судно оказалось в стороне от рекомендо­ ванной планшетом промысловой площадки, то капитан без трала под­ ходит к назначенному месту, а затем травит ваера строго по рекомендо­ ванному курсу. Такой порядок поз­ воляет избегать задевистых мест, экономить время и орудия лова. При работе на задевистых грунтах время траления сокращается, а ско­ рость траления увеличивается до 3,5—3,7 узла. При этих условиях давление трала на грунт умень­ шается, что позволяет избежать протирания двухрядного мешка. Су­ доводители траулера на плохих грунтах стараются избегать поворо­ тов с тралом, чтобы не допустить переворачивания мешка верхней нластыо вниз. Для того, чтобы увеличить веро­ ятность попадания рыбы в трал при промысле на крутых завалах, судо­ водители стараются за время трале­ ния несколько раз пересечь весь ди­ апазон глубин, где по ранее получен­ ным данным концентрируется рыба. При необходимости тралить с по­ воротом на обратный курс, эти повороты выполняются за 30— 40 минут для того, чтобы трал не за­ крывался п не прекращал лова. На собственном опыте работы в прибрежных районах мы пришли к выводу, что при промысле у Харлова и прилежащих местах ваера лучше травить от берега на северо-восток, так как при травлении ваеров в бе­ рег тралы повреждаются чаще. Для того, чтобы избежать переко­ сов трала, у нас принято, исполь­ зуя большой дрейф корабля, травить ваера с места. В штилевую погоду носовая доска обязательно травится до лебедки и делается циркуляция. При этом кабеля также травятся с места. Спуская трал в штормовую по­ году, при наличии на палубе улова, судно разворачивается к волне в бакштаг рабочим бортом, чем предо­ храняется от попадания в ящик с рыбой штормовой волны, которая может смыть улов за борт. Спустив трал и вытравив кабеля и доски, при необходимости травить ваера по ветру, судно, работая задним ходом, разворачивается кормой на ветер, после чего руль ставится прямо, ма­ шине дается полный ход вперед и травятся ваера. При подъеме трала в штормовую погоду подрабатывают машиной зад­ ним ходом, что дает возможность уменьшить динамические рывки на ваерах. Судно при этом разворачи­ вается к волне в бакштаг рабочего борта, чем улучшаются условия ра­ боты матросов на палубе и умень­ шается вероятность повреждения орудий лова. После выборки кабелей и подъема на борт центрального грунтропа подбирается удавноп линь, и в это время судно, работая задним ходом, разворачивается под ветер. Улов в штормовую погоду .поднимается с подветренного борта. На основании практического опы­ та мы предпочитаем в штормовую погоду работать тралом левого бор­ та, ибо при этом на заднем ходу кор­ ма легче идет на ветер. Хорошее знание и умелое ис­ пользование мореходных качеств траулера при различных вариантах его загрузки позволяет судоводите­ лям корабля вести промысел в штор­ мовую погоду при ветре в 8 баллов и волне до 6 баллов. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОРУДИИ ЛОВА В течение 1954 года траулер «Россия» работал тремя видами тра­ лов: стандартным 35-метровым тра­ лом Михова, 40-метровым тралом, предложенным бывшим тралмейсте­ ром корабля тов. Маклаковым и мной, и 46-метровым тралом ПИНРО. Работа трала нашей конструкции дала обнадеживающие результаты, в настоящее время ведется работа по его усовершенствованию. 46-метровый трал ПИНРО на, на­ шем траулере не привился. По мне­ нию моряков корабля его нужно пе­ ределать, сократив длину подбор. Вооружение тралов производится согласно действующих на флоте ин­ струкций. В процессе их эксплуата­ ции на судне выработались опреде­ ленные схемы вооружения нижней подборы трала для различных грун­ тов,. При переходе из одного района в другой перенабивка грунтропов не производится. Это достигается тем, что на судне имеются заранее приготовленные центральные грунт- ропьт для тяжелых и чистых грун­ тов. В зависимости от места работы центральный грунтроп заменяется на другой, соответствующий грунто­ вым условиям. Крыловые же груит- ропы всегда вооружены одинаково. Верхняя подбора оснащена не­ сколько отличным образом: на крылья ставятся обычные стальные шаровые кухтыли, а на верхний гуж — силумнновые гидродинамические кухтыли типа К-200 в количестве 8 штук. Крепятся эти кухтыли не на поводцах, а привязываются каж­ дый отдельно бензелем к верхней подборе. Это дает наилучшпе резуль­ таты, ибо кухтыли на поводцах за­ вертываются под подбору и рвут сет­ ное полотно. Квартропы имеют несколько мень­ шую против инструкции длину — 24 метра. Кухтыли к двухрядному мешку пришиваются не снаружи, а ставятся внутрь и крепятся к то­ пенантам в количестве 20— 24 штук. Это значительно увеличивает срок службы мешка и представляет удобство в работе, так как, нахо­ дясь внутри двухрядного мешка, кухтыли ни за что не цепляются, лини от стропов не путаются и се­ ти носового крыла не рвутся. Кух­ тыли к мешку ставятся при работе во всех районах промысла. Проверка ваеров*у нас произво­ дится через каждые 10— 15 дней. На переходе в порт они тщательно проверяются и смазываются. При вооружении грунтропов мас­ тер по добыче придерживается сле­ дующих положений: центральный грунтроп загружается больше по концам и меньше в середине; пер­ вый крыловой грунтроп загружает­ ся больше, чем второй; излишняя загрузка грунтропов считается вред­ ной. Каждым тралом делается 10— 12 тралений, после чего переходим на трал другого борта. Дело в том, что после 10— 12 тралений, даже при наилучших условиях эксплуатации, трал нуждается в просушке и ре­ монте. Кроме того, после каждых 5— 6 тралений крылья трала и од­ норядный мешок поднимаются на джпльсонах к сушилке для профи­ лактического осмотра сетей и соеди­ нений нижней подборы с грунтро- пом. Только за зимнее полугодие — четвертый квартал 1953 года и пер­ вый квартал 1954 года—благодаря умелой эксплуатации орудий лова на этом сэкономлено 157 тысяч руб­ лей. РАЗДЕЛКА И ОБРАБОТКА УЛОВА С появлением на палубе первого улова рыбы начинается напряжен­ ная работа по ее разделке и обра­ ботке. ' Выходя на вахту, старшина про­ веряет, в каком состоянии находится рыборазделочный инструмент каж­ дого матроса. Каждый матрос на ко­ рабле имеет по три хорошо отточен­ ных ножа, а вахта—два головоруба. Когда один нож затупился, берут второй, не теряя лишнего времени на точку инструмента. Для правки ножей каждая вахта имеет несколько карманных брусков, а также набитый на деревянную ко­ лодку кусок парусины, что устра­ няет распространенный на судах флота способ правки ножей о рокон и буксы, при котором портится спец­ одежда. Принимая вахту, старшина следит за тем, чтобы было подготовлено ра­ бочее место после предыдущей вах­ ты: смыт рыборазделочный стол, убраны внутренности и головы. За рыборазделочным столом ма­ тросы расставляются так, чтобы первым от рубщика рыбных голов работал менее опытный матрос, так как ему придется отвлекаться от ос­ новной работы* и заниматься подтал­ киванием рыбы вдоль стола для ос­ тальных шкерщиков. В процессе разделки рыбы каждый опытный матрос считает своей обязанностью следить за качеством работы рядом стоящего товарища. Рубщик рыбных голов перед вах­ той точпт инструмент, заранее под­ готавливает доску, на которой про­ изводится рубка голов. В кармане его спецовки всегда имеются гвозди для быстрой замены доски. Исправность рыборазделочного ин­ струмента в большой мере обеспечи­ вается механиками и мотористами траулера, которые, не считаясь со временем, закаливают, оттачивают и направляют ножи и головорубы, а при наличии хорошей стали и сами делают высококачественный инст­ румент. Матросы, стоящие на подаче ры­ бы, крупную рыбу подают пикой или руками, а мелкую — специаль­ ным сачком. Для подталкивания ры­ бы в ящике применяются деревян­ ные гребки, которыми также поль­ зуются засольщики при работе в трюмах. Подталкивание рыбы нога­ ми строго воспрещается. Во время подъема и спуска трала разделка рыбы продолжается за но­ совым рыборазделочным столом, где одновременно могут работать до восьми человек. Для того, чтобы при обильных уловах рыба не задерживалась на палубе, к разделке ее привлекаются все свободные от вахты члены эки­ пажа. Кроме вахты и подвахты на уборку рыбы вызывается так назы­ ваемая «четвертая вахта», в кото­ рой, в зависимости от занятости по основной работе, участвуют подвах­ тенный помощник капитана, меха­ ник, два моториста, электромеханик, врач, боцман, плотник. При обиль­ ных уловах, а также на мелкой ры­ бе на палубе одновременно работает до 28 человек на четырех рыбораз­ делочных столах. В крайних случаях, при особенно обильных уловах, на разделку рыбы выходят также вахтенные помощники капитана и механик, которых заме­ няют на мостике капитан, а в машинном отделении—старший ме­ ханик. Благодаря такой организации тру­ да и мобилизации всего личного со­ става экипаж траулера убирает за сутки 15— 20 тонн мелкой рыбы и до 40— 50 тонн крупной. Для обеспечения высокого каче­ ства рыбопродукции рыбмастер тов. Захаров и его помощники принима­ ют ряд мер еще перед выходом в рейс: проверяют годность плинтусов для горизонтальных площадок и за­ меняют пришедшие в негодность, тщательно следят за качеством мой­ ки трюмов, и в процессе мойки за­ благовременно делают подбор трюм­ ных досок, что ускоряет их сборку. На промысле многое зависит от того, насколько удачно распределе­ ны в трюмах запасы соли. На нашем корабле в каждый трюм берется та­ кое количество соли, которого долж­ но хватить для засолки всей рыбы, поступающей в этот трюм. На переходе к месту промысла производится подготовка трюмов для укладки рыбы. В первую очередь проверяется состояние колодцев и при необходимости они очищаются, что .гарантирует от подмывания со­ ли водой и от засорения водоотлив­ ной магистрали. Начиная засаливать рыбу, соль берут только из одного чердака. При обильных уловах, для того, чтобы избежать завалов рыбы и пустот между горизонтальными площадка­ ми, работу ведут равномерно во всех трюмах. * * * Такая организация работы на ко­ рабле и обеспечивает морякам трау­ лера успешное выполнение плана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz