Рыбный Мурман. 1954 г. Ноябрь.

№ 137 (221), 17 ноября 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Тщательно учитывать промысловую обстановку В нынешнем году на сельдяном промысле создалась сложная обста­ новка. Промысловая тактика капи­ тана приобрела особенное значение в деле выполнения суточных зада­ ний. Сложность промысла в отличие от прошлых лет заключается в том, что поверхностные воды прогрелись мало, вследствие чего цветение мо­ ря почти отсутствовало и тем самым затормозилось развитие корма сель­ ди (рачков), а это в свою очередь воспрепятствовало скосячиванию сельди в крупные стаи. Небольшие температурные перепады поверхност­ ных вод привели к тому, что сельдь рассеялась по большому водному массиву в толще воды. Кроме того, тяжелые метеорологические условия еще более усугубили напряженность промысла. Несмотря на эти трудно­ сти, моряки успешно борются за вы­ полнение взятых обязательств. Успех промысла зависит от капи­ танов средних траулеров, от их зна­ ний и действий. Капитаны передо­ вых судов лично следят за тща­ тельной подготовкой корабля к ра­ боте, строго контролируют ход ре­ монта оборудования и снабжения судна. Они понимают, что в море трудно, а порой невозможно будет исправить промах, допущенный в порту. Беззаботность капитана при подго­ товке судна к плаванию — одна из причин того, что на промысле сры­ ваются вдруг темпы работы и ко­ рабль начинает пролавливать. Капи­ таны средних рыболовных траулеров 641 и 156, доверившись ма­ стерам по добыче, не проверили правильность маркировки вожака, размеры сетей и длин нижних и верхних • поводцов. Неправильное вооружение порядка вызвало пере­ кос сетей и тем самым понизило их уловистость. На среднем траулере Л? 439 (старший мастер лова тов. Гордеев) (линии, проведенной на планшете | чертеже это получается следующим марки на вожаке пробиты на 28 хода судна с запада на восток. На 1образом. (Рис. № 2). метров, в то время как длина сетей 27—27,5 метра. Такая пробивка явно Еедет к перекосу ячеи в сетях, а следовательно к пролову. Капитан тов. Митрофанов — старый опыт­ ный промысловик — не замечает этих недостатков в работе и только благодаря своему огромному опы- iy правильно располагает сети по отношению хода рыбы, но из-за пе­ рекоса сетей снижает общий улов на порядок. Тов. Гордеев не проме­ ряет сети и не понимает, что при та­ ких размерах вожак должен быть размаркирован через 27 метров. Лишь тогда сети правильно будут стоять в воде, а значит и улови­ стость их будет выше. Наиболее важным условием успе­ ха на дрифтерном промысле являет­ ся правильный выбор места лова и правильность постановки ^порядка. Многие капитаны сельдяной флоти­ лии не учитывают этого фактора, не используют опыт передовых про­ мысловиков и выметывают сети на «авось». Только этим можно объяс­ нить пустые дрейфы ряда судов там, где другие корабли берут хо­ рошие уловы. Показательна в этом отношении работа капитана тов. Овчинникова (средний траулер № 156 «Аму-|надо рассчитать время сноса в ука- Дарья»). После выборки сетей этот-занном месте. Первый дрейф может корабль обычно лежит в свободном быть и неудачным, зато второй, с дрейфе, капитан ждет сводки или j учетом сноса судна, размера сельди прогноза погоды, потом ведет сред- в этом районе,-пищи сельди и дру- ний траулер в группу судов, кото- J гих визуальных данных, обязатель- рые уже лежат в дрейфе с сетями, но даст положительный результат. Отсюда видно, что наиболее вы­ годное положение порядка будет в том случае, когда сети выметаны перпендикулярно изотермам. Выметку сетей нужно произво­ дить с таким расчетом, чтобы сети прфшли через температурный гра­ диент, хотя бы в период одной зари (вечерней — в 17—20 часов и ут­ ренней — в 3— 7 часов). Для этого и выметывает порядок сетей в сере­ дине их без замера температурного режима, без пробы планктона. Иног­ да тов. Овчинников пытался за­ ниматься поисками, но что предста­ вляют эти поиски, можно судить из следующего примера. ЗРе и г « о * * 4 Л5 156 за 20 мая 1954 года. Как видно из этой схемы, капи- Рис. № 1. На рисунке Л? '1 изображены по- , ет забираться в гущу су- иски и дрейф среднего траулера !дов; во-первых, попеки надо произ­ водить по методу треугольника, т. е. идти с востока на запад или с тан очень слабо ориентируется в запада на восток, при этом учиты- промысловой обстановке. После >вая время года. Известно, что в мае хождения по морю в одном месте в !сельдь движется с юга на север, течение 5,5 часа он выметал сети, т. е. от мест нереста к местам от­ корма, поэтому в это время лучше начинать температурный разрез с причем сделал это только потому, что кончилось время вечерней зари. При этом он совершенно не думал, куда корабль с сетями будет дрей­ фовать и почему именно ему потре­ бовалась температура 8,3 градуса. Не нанося на планшете изотермы, тов. Овчинников не знал, как он положил порядок по отношению к ходу рыбы и, конечно, на другой день при подъеме сетей улова не оказалось. С момента подхода к месту про­ мысла опытный капитан наносит на планшет уловы всех кэрабдей, слу­ шает сообщения на совещаниях капитанов, записывает, при каких температурах воды суда метали се­ ти, уточняет направления и вели­ чины сноса судна течением. Еще до прихода к месту промысла он по планшету определяет основное на­ правление движения сельди. Таким образом, только основательно изу­ чив обстановку, опытные промысло­ вики выбирают то или иное место для работы, после чего приступают к поискам по методу треугольника. При поисках сельди каждый су­ доводитель должен, прежде всего, точно знать место нахождения свое­ го корабля при помощи астрономи­ ческих обсерваций и по радиомая­ кам. Надо сказать, что пеленгация по радиомаякам применяется дале­ ко не всеми капитанами флота, хо­ тя на все суда розданы нужные для этого планшеты и инструкции. К сожалению, многие штурманы не знают, как пользоваться этими планшетами, а отдел флота управ­ ления «Мурмансельди» не обраща­ ет на это внимания. Всю прокладку во время поиска сельди вахтенный штурман должен вести на планшете с указанием за- запада на восток и ложиться в меров температур поверхностной воды через каждые 15 минут. Ка­ питан обязан вести дневник, и за­ писывать помимо температурного дрейф в месте перехода меньшей температуры на более высокую. Для этого нужно идти на восток до тех пор, пока температура не ста- •Режима свои наблюдения за морем: нет повышаться с 8,1 до 8,5 и л и ;за поведением птиц, зверя, количе- 8,9 градуса, после чего идти на ством планктона в море и т. д. чистый юг около часа, при этом все | Нужно знать физиологическое со- У о и стояние сельди, чем она питается в брать планктонной сетью планктон Опытные промысловики поступа- , поверхностных слоев йоря. Затем Даннь!и момент, интересоваться ют иначе. Они помнят, что, !следует идти на северо-запад в точ- прозрачностью воды, количеством во-первых, никогда не следу- ку наименьшей температуры — !планктона, так как эти факторы яв­ ляются важными для обнаружения сельди. Если в воде оказалось мно­ го белого рачка, то здесь не следу­ ет ложиться в дрейф с сетями. Ког­ да в воде много только начинающе­ го цветения (мелких зеленоватых водорослей), в этом месте также сельди нет. Не будет сельди и там, где немало мелких медуз или зверя. Эти элементарные приметы значи­ тельно помогают в поисках сельди. Часто бывает, что некоторые ка­ питаны, не анализируя обстановки, мечут сети где попало, лишь бы лечь в дрейф к 19—20 часам, не учитывая куда будет дрейфовать судно. Результат, как правило, при этом отрицательный. Иногда, увидав на своем пути следования судно, ле­ жащее в дрейфе с сетями, капитан, недолго думая, не проверив -тем­ ператур, мечет свой порядок па­ раллельно первому кораблю. Неред­ ко капитан третьего судна, проходя мимо, и увидев, что лежат в дрей­ фе уже два корабля, тоже выметы­ вает сети за борт без проверки про­ мысловой обстановки. На другое утро, как правило, у всей группы судов сети оказываются пустыми. Многие корабли были в этом году в пролове только потому, что не ус­ певали заходить на косяки рыбы или заходили, но сети выметывали рано и на хвост косяка. В результа­ те сети проходили поверх рыбы и улова утром не было. В этом году большая часть команд судов была в пролове толь­ ко потому, что ставили ступенчатые порядки. У некоторых экипажей су­ дов дрифтерный порядок доходил до 4— 5 ступеней и захватывал толщу воды до 25—30 метров, а попада­ ние сельди бывало чаще на каком- нибудь одном горизонте. Таким об­ разом из 100—200 штук сетей в порядке ловили только 20— 40 се­ тей, а остальные выбирались пу­ стыми. Ступенчатые порядки следу­ ет ставить только поисковым судам; промысловые же должны ставить сети на один горизонт и контроль­ ную сеть с борта судна. Тщательное изучение опыта эки­ пажей передовых судов и распрост­ ранение его среди кораблей сельдя­ ного флота поможет молодым капи­ танам в деле увеличения добычи сельди. А. БОЧКОВ. Инженер-инструктор груп­ пы кораблей сельдяного флота. ЗА 50—72 ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств по состоянию на 11 ноября 1954 г, Наименовании траулеров СЗ S3 I I g s § Sg§ S.5§ В I о «Победа» 63.000 98,1 «Моржовец» • 50.000 97,6 «Касатка» 52.000 97,2 «Ереван» 51.000 95,9 «Сталинград» 61.000 92,4 «Россия» 72.000 91,3 «Новороссийск» 71.000 90,4 «Амдерма» 50.000 89,5 «Киров» 60.000 89,2 «Нева» 52.000 88,7 «Ленин» 50.000 88,4 «Сатурн» 50.000 87,8 «Щука» 50.000 . 87,5 «Аскольд» 50.000 86,4 «А. Бредов» 50.000 86,3 «Трал» 50.000 83,0 «Вайгач» 50.000 80,9 «Одесса» 50.000 80,2 «Петрозаводск» 52.000 78.9 «Лосось» 50.000 77,3 «Кремль» 60.000 76,2 ЗА 10—16 ТЫСЯЧ, ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ Ход выполнения обязательств передовиками сельдяного флота по состоянию на 11 ноября 1954 г. №№ средних траулеров а я 55 Я f а с SS*5 я “ §2 S О - ев 0,3 Я В О О с о В Кольском тресте не заботятся об экономии средств Свежая рыба, доставляемая Коль­ ским трестом на рыбокомбинат, уби­ рается на рефрижераторных судах в ящики № 5, предназначенные холо­ дильному заводу под мороженую рыбу. При погрузке сельди в этих ящи­ ках на судно, а затем с судна па берег и в морозильные баки около трети тары приходит в полную не­ годность, а 70 процентов требует капитального ремонта. А стоимость каждого ящика составляет 15 руб- лей 60 копеек. | - Ящики грузятся на рефрижерато- i ры с верхними крышками, а возвра­ щаются в порт без них1. Потом, что- : бы изготовить крышку, приходится | разбивать ходоише ящики. ' В разговоре с технологом Коль­ ского госрыбтреста тов. Ткачевым я предложил ему заказать инвентар­ ные ящики по образцу филейных. Он же ответил мне: — Не стоит возиться, все равно стоимость ящика включается в стоимость сданной продукции.. Чтобы не создавать себе излиш­ него беспокойства, руководители Кольского треста (управляющий 5тов. Чукчин) не хотят изготовить : себе 2—3 инвентарных комплекта (ящиков по типу филейных. А это j принесло бы экономию не одной ты- , сячи рублей, так как бой тары при доставке свежей сельди и-мойвь: достигает больших размеров. П. ИУДИН. Директор филейного завода. 439 • 10.000 436 11.130 688 10.500 4123 10.000 640 10.000 154 16.000 833 12.500 95.8 95,0 92,2 91,7 91,6 91,4 77.9 За десять дней два квартальных плана Замечательно работает в нынеш­ нем году команда рыболовного судна базы активного лова Кольского гос­ рыбтреста — «Альбатрос». Досрочно* реализовав годовой план добычи ры­ бы, промысловики взяли на себя обя­ зательство — дать вторую годовую норму, и сдержали свое слово также, досрочно. Как только рыбаки узнали, что в Печенге появилась сельдь, они немед­ ленно, одними из первых, направи­ лись на облов ее косяков. Большой опыт капитана тов. Новожилова поз­ волил рыбакам с первых же дней ве­ сти успешный промысел. Редкий за­ мет кошелькового невода не приносил им богатого улова. За десять дней ноября рыбаки «Альбатроса» выловили 1.004 цент­ нера высококачественной сельди, реализовав за декаду два кварталь­ ных плана. Сейчас они завершили и выполне­ ние годового задания добычи сельди: на их счету 2.692 центнера сельди при плане 2.100 центнеров. Всего с начала года рыбаки «Аль­ батроса» добыли 8.70.8 центнеров рыбы, выполнив годовой план на 290,2 процента. Успех консервного мастера Большого успеха добился консерв­ ный мастер траулера «Моржовец» тов. Чередниченко, который, значи­ тельно перевыполнив годовой план выработки консервов, сдал 82 про­ цента продукции ВЫСШИМ СОРТОМ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz