Рыбный Мурман. 1954 г. Ноябрь.

№ 136 (220), 14 ноября 1954 г. 1 шуттшшятит ,. — п к д м лгяттт лятшж a — p j Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Л Ю Д И Н А Ш Е Г О Б А С С Е Й Н А M R T P O C П Е Р В О Г О К Л Я С С Л С Иваном Еляскиным, молодым матросом среднего рыболовного трау­ лера «Орочен», мы встретились на борту парохода «Памяти Ильича». Он недавно вернулся из отпуска и теперь шел на плавбазе «пассажи­ ром», чтобы в море перейти на про­ мысловый корабль. — В отделе кадров сказали: «дойдешь до промысла, а там сту­ пай на любое судно».— Еляскин не­ торопливо, с подчеркнутой небреж­ ностью моряка раскурил новую трубку. — Решил перейти на та­ бак, — пояснил он, — у нас, между прочим, многие обзавелись трубка­ ми: в море, пожалуй, оно и удоб­ ней. — У кого это «у нас»? — Да у нас же, на корабле. Вот я и ответил «кадровикам». Можно, говорю, в крайнем случае пойти и на другое судно, только имейте в ви­ ду: рано или поздно доберусь до своего. Это было сказано так, что не оставляло сомнений во всех очевид­ ных преимуществах того корабля, на котором плавает он, матрос пер­ вого класса Иван Еляскин. Ему и на этот раз необыкновенно повезло. , — Ну, Еляскин, будь наготове, — в первый же день прихода на промысел предупредил его замести­ тель начальника отдела кадров тов. Грохотков, бывший тогда на плавбазе. — Скоро тебе подадут па­ роход. — Какой? 189-й? — игнорируя шутливый тон, вполне серьезно, с надеждой и тревогой спросил матрос. — Увидишь сам. Собирайся жи­ вей! Он еще издали опознал свой ко­ рабль, похожий на десятки других, стоящих на рейде или у высоких бортов пловучих баз. А вскоре, то­ ропливо спустившись по штормтра­ пу, он вступил на зыбкую палубу своего судна. Его окружили старые товарищи, с которыми он делил все трудности и удачи долгих плаваний в Северной Атлантике. Боцман Па­ вел Стенин, матрос Иван Родионов, мастер по рыбообработке Павел Ку­ стов, дрифмейстер Миша Сюмкин крепко жмут ему руки, по-дружески хлопают по плечам, по спине. — А ты, брат, как-то изменился, похудел вроде. Отчего бы такое? — заглядывая в смущенное лицо моло­ дого матроса, шутливо спрашивает Миша Сюмкин. — Ничего, в море поправлюсь,— в тон ему отвечает Еляскин. Вот он и снова на родном корабле, в кругу старых товарищей, каждый из которых оставил след в его жиз­ ни, оказал какое-то влияние на фор­ мирование его характера. Ему не было и 18 лет, когда он впервые пришел на средний рыбо­ ловный траулер № 189 «Орочен». Сейчас он бы сам с трудом узнал себя в том робком, неуклюжем юно­ ше, которому все на корабле каза­ лось в диковинку и который долго не мог привыкнуть к суровому быту рыбаков. Выросший в степных просторах Алтая, Ваня Еляскин еще на школь­ ной скамье увлекался морской ро­ мантикой, с увлечением читал и пе­ речитывал рассказы и повести о мор­ ских путешествиях и приключениях. Но настоящая морская жизнь оказа­ лась далеко не такой, какой она рисовалась в воображении. Все было проще, будничней, но несравненно трудней, и уже по одному этому со­ держательней, богаче, чем любая легкокрылая мечта. Он скоро понял, что здесь ценят и уважают человека не за показную храбрость, а за то, насколько он старательно и хорошо выполняет по­ рученное ему дело, не сбиваясь с об­ щего размеренного и четкого ритма работы, будь то при выметке или выборке сетей, при уборке рыбы. Картина первого испытанного в жизни шторма поразила Еляскина и навсегда запечатлелась в памяти. Он, точно завороженный, со смешанным чувством страха и недоумения смот­ рел как на маленькое суденышко с шумом и грохотом надвигается страшная громада вздыбленной волны. Еще миг и, казалось, она об­ рушится на палубу, -все сметет на своем пути. Но, к удивлению нович­ ка, ничего страшного не случилось: судно легко и свободно поднялось на пенистый гребень волны, а люди, точно не замечая нависшей над ни­ ми угрозы, привычно и спокойно делали свое дело и лишь кто-то сер­ дито крикнул Еляскину: — Дель, дель подтягивай, да пото­ рапливайся! Уже после, когда выборка сетей была закончена, боцман Павел Сте­ нин спросил новичка: — Ну, как, страшновато? В тоне вопроса не было ни нас­ мешки, ни иронии* и потому Еля­ скин доверчиво рассказал боцману о своих переживаниях. — Теперь, наверно, меня считают все трусом,— уныло заключил он. — Никто этого не считает,— ус­ покоил боцман. — Все дело, видишь ли, в том, что ты смотрел на море глазами праздного человека. От это­ го и мечтания всякие. А ведь штор- ма-то настоящего и не было. Эта простая мысль «море не лю­ бит праздного человека» вначале удивила Еляскина, а потом он и сам убедился, что в упорном труде, в борьбе с трудностями рождаются уверенность в себе, превосходство человека над стихией. От природы сильный, выносливый, наделенный живым воображением и сметкой, к концу своего первого промыслового плавания в Северной Атлантике Иван Еляскин заметно изменился. Он обогатился новыми знаниями и опытом, приобрел навы­ ки, необходимые каждому моряку сельдяного флота, да и внешне стал как-то подтянутей, аккуратней. Все­ ми этими новыми качествами он был, конечно, обязан воздействию друж­ ного и крепкого экипажа корабля. Случилось так, что во время меж­ дурейсовой стоянки в порту Еляскин совершил грубый дисциплинар­ ный проступок, порочащий добрую славу корабля, где дисциплина и организованность стояли всегда.вы ­ соко. Капитан корабля А. И. Семенов еще в рейсе оценил молодого матро­ са, возлагал на него большие надеж­ ды, и не сразу, не без внутренних колебании решил списать его с судна незадолго до отхода . в Северную Атлантику. — Не мешало бы обсудить посту­ пок Еляскина на общем собрании экипажа, — предложил секретарь судовой парторганизации матрос Иван Родионов. — Это будет уроком и для него самого и предупрежде­ нием для других. — Ну, что ж, не возражаю, — согласился капитан. — Послушаем голос коллектива. И коллектив сказал свое веское слово. Если до этого молодой матрос еще рассчитывал на сочувствие и даже поблажку своих товарищей по работе, то на собрании он еще более осознал свою вину перед экипажем. Растерянный и подавленный, он слу­ шал гневные слова боцмана Стени­ на, мастера по добыче Белко, матро­ са Родионова — людей, которых он больше всего уважал и у которых учился. И тогда, на этом собрании, он с особенной остротой почувство­ вал, как дорог стал для него этот корабль, где началась его морская жизнь. — Не могу, поверьте, не могу я вот таким уйти с нашего судна. Об одном прошу: испытайте меня на самой трудной работе, — прерываю­ щимся от волнения голосом попро­ сил он. Капитан поверил в его искренность и оставил молодого матроса на ко­ рабле. — Верю, что ты сдержишь свое слово и будешь работать хорошо,— сказал он после Еляскину. — Но это еще не все. Парень ты молодой, вся еще жизнь впереди. Но глупо будет и преступно растранжирить ее по пустякам. Надо учиться, гото­ вить себя к достойной цели, чтобы идти в ногу с народом. Вот почитай- ка еще раз Николая Островского. Ког­ да бывает трудно и сумрачно на душе, я всегда обращаюсь к этой необык­ новенной книге и каждый раз точно прикасаюсь к живительному источ­ нику. На корабле все заметили ту внут­ реннюю перемену, которая произошла в Еляскине. Он стал строже, требо­ вательней к себе. Работал он уже на самых трудных и ответственных опе­ рациях и не только учился сам, но и охотно помогал новичкам. В свобод­ ное от работы время много читал, стал увлекаться шахматами, начал принимать активное участие в обще­ ственной жизни корабля. Секретарь комсомольской организации судна штурман Иван Чернышев взял как бы шефство над молодым матросом, давал ему отдельные поручения, и вскоре Еляскин был единодушно принят в ряды Ленинского комсо­ мола. * * * Три года плавания на промысловом корабле многому научили молодого матроса. Он прошел суровую жизнен­ ную школу, возмужал, закалился в борьбе с трудностями и испытания­ ми, стал отличным моряком. Планы его на будущее просты и определенны: — Буду учиться. Хочу стать штурманом. Верится, что так оно и будет.. И. НАУМОВ. Северная Атлантика. Новая станция метро В канун празднования 37-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции вступила в строй новая станция Московского метрополитена на Покровском радиусе — «Первомай­ ская». Новая линия связывает новый густонаселенный район Из­ майлова со всей сетью столичной подземной дороги. На снимке: поезд на станции метро «Первомайская». Фото В. Кунова и М. Харлампиева. Прессклише ТАСС. Д о б ы ч а р ы б ы Сводка на 11 ноября 1954 года а « к ф я 8. с 5 ° 39 U я О © Я л и о я Ч« £ ООП СЬС Я о s Ся и н к о И я Я ©Фгг еЗ Я SB Я И О ч О ев о-о © ч Я С Я с С б о г а т ы м у л о в о м Траловый флот 96,2 38,0 Сельдяной флот 98,0 29,1 Кольский госрыбтрест 114,8 114,3 Рыбаки Мурмана, закрепив успе­ хи предпраздничного соревнования, добились в первой декаде ноября но­ вых достижений. Плановое задание первой декады по Мурманской обла­ сти, включая и дополнительное правительственное задание, перевы­ полнено. Выловлено 127,1 тыс. центнеров рыбы вместо 124,5 тыс. центнеров. Это результат хорошей работы в первую очередь моряков тралового флота и рыбаков прибреж­ ного промысла. Коллектив флота задание первой пятидневки ноября реализовал на 111,7 процента, второй—да 116,3 процента. Это дало возможность уже за первую декаду выполнить месячный план на 38,0 процента. Особенно хорошо траловый флот работал в праздничные и после- праздничные дни. В немалой степе­ ни это объясняется и тем, что ко­ личество судов на лову во второй пятидневке было выше, чем преду­ сматривалось планом. Успешно промышляли в первой декаде траулеры — «Анатолий Бре­ дов», экипаж которого выловил 2.358 центнеров, реализовав месяч­ ный план на 81,3 процента, «Ново­ российск», добывший 2.637 центне­ ров, или 65,9 процента месячного задания, «Волхов», взявший 2.070 центнеров, что составляет 64,3 про­ цента месячного плана. Сырьевая база попрежнему остается хорошей. Поисковые кораб­ ли обнаружили косяки рыбы вМед- вежинском районе, где траулер «Се­ вастополь» за пятидневку выловил 1.341 центнер, и на Демидовской банке. В этих районах можно хоро­ шо ловить и морского окуня. Самоотверженно, трудились моря­ ки тралового флота в дни предок­ тябрьского социалистического со­ ревнования, чтобы встретить знаме­ нательную дату достойными трудо­ выми подарками. Большим трудовым достижением отметили это знаменательное собы­ тие моряки траулера «Ереван». Не­ смотря на трудности промысла в зимний период, они выловили, об­ работали и доставили в порт 275 тонн свежей и соленой рыбы и вы­ работали за рейс 16.200 банок кон­ сервов и 8 тонн рыбьего жира. Во второй пятидневке ноября они выловили свыше тысячи центнеров рыбы. Сейчас на счету моряков уже 49 тысяч центнеров рыбы, годовой план перевыполнен ими на 12 ты­ сяч центнеров. До выполнения со­ циалистического обязательства им осталось выловить всего две тыся­ чи центнеров. План четвертого уже на 77,2 квартала реализован процента. С хорошим грузом вернулись в порт моряки недавно! вступившего в строй траулера «Латвия». Ими до­ ставлено в порт 230 тонн рыбы, 17 тысяч банок консервов, 16 тонн рыбной муки и 8 тонн рыбьего жи­ ра. За четыре рейса он выловил 13.047 центнеров рыбы. Кварталь­ ный план траулера уже близок к завершению. . Однако, как и раньше, наблюдает­ ся пестрота в уловах у кораблей, ра­ ботающих в одном и том же районе, в одном и том же квадрате. Так, например, траулер «Касаткам выло­ вил за пятидневку 1.170 центнеров, а «Тбилиси» — только 567 цент­ неров, «Волхов» — 1.098 центне­ ров, а траулер «Сириус» — 468 центнеров. Моряки сельдяного флота в ми­ нувшей декаде ноября работали очень неровно. Задание первой пя­ тидневки было реализовано всего на 59,8 процента. Во вторую пяти­ дневку положение на промысле не­ сколько улучшилось, но тем не ме­ нее сельдяной флот задолжал за декаду 2.069 центнеров. Это яв­ ляется следствием того, что на ло­ ву еще немало нарушений промыс­ лового судовождения, правил рабо­ ты с дрифтерными сетями, влеку­ щих за собой многочисленные пу­ стые дрейфы, потери порядков се­ тей и т. д. Значительно улучшилось положе­ ние на прибрежном промысле. В районе Печенги, где сконцентриро­ вались ловецкие суда, происходит успешный облов богатых концентра­ ций сельди. Именно благодаря это­ му рыбаки базы активного лова Кольского госрыбтреста за декаду перевыполнили месячный план, вы­ ловив 8.207 центнеров вместо 7.050 центнеров по плану. Замеча­ тельных результатов добились рыба­ ки мотобота «Альбатрос», реализо­ вавшие за декаду два квартальных плана. За 6, 7 и 8 ноября рыбаки при­ брежного промысла взяли, по не­ полным данным, 4.600 центнеров сельди, за 9— 10 ноября 3.280 центнеров. Всего с начала облова в Печенге выловлено и сдано на при­ емные базы свыше 22 тысяч цент­ неров сельди. Базы уже почти за­ полнены. Поэтому, чтобы не было перебоев в облове сельдяных кося­ ков, надо быстро послать в район Печенги дополнительные приемные базы, снабженные всем необходи­ мым для успешного промысла. Все силы и возможности должны быть использованы для увеличения до­ бычи сельди в Печенге. Новое обязательство моряков траулера „Россия 44 Экипаж большегрузного траулера «Россия» добился в этом году, заме­ чательных успехов на промысле. Бо­ рясь за вылов 70 тысяч центнеров рыбы, коллектив судна за 10 меся­ цев добыл более 63.000 центнеров трески, пикши и окуня. Сейчас моряки передового корабля пересмотрели свое социалистическое \ обязательство. Они решили выловить в 1954 году не менее 72.000 цент­ неров рыбы. На судне развернулась напряженная борьба за осуществле­ ние нового обязательства. И. МОРАРЬ. Экономист отдела труда н зарплаты управления трало­ вого флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz