Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
№ 61 (145), 23 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ПУСТЬ ПРОЦВЕТАЕТ И КРЕПНЕТ ДРУЖ БА НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ ! ☆ Плечом к плечу с русскими Работницы Фплейного завода Мур манского рыбокомбината, как и весь советский народ, радостно отмечают историческое знаменательное собы тие— 300-летие воссоединения Ук раины с Россией. В часы досуга в нашем коллекти ве было немало проведено бесед и громких читок о нерушимой дружбе народов нашей необъятной Родины — этого важнейшего фактора силы и могущества Советского государ ства. Как крепка дружба народов на шей страны, можно наблюдать и на примерах нашего небольшого кол лектива, где рядом с русскими пле чом к плечу трудятся украинцы, белоруссы, карелы, татары и дру гие представители нашего многона ционального государства. На заводе хорошо знают Катю Си доренко. Она жила и училась в Харьковской области. А когда по требовались люди для работы в рыб ной промышленности Мурманской области, Катя приехала сюда. Она окончила школу ФЗО рыбокомбината, н сейчас вместе с русскими девуш ками, приехавшими пз Архангель ской, Вологодской, Куйбышевской и других областей, самоотверженно трудится на благо Родины. С далекой Волги приехала в Мур манск и татарская девушка Мотя Арсланова. Здесь она крепко подру жилась со своими сверстницами по школе ФЗО, а теперь дружно рабо тает на производстве. Так же от лично трудится и карелка Зина Ла зарева. Настойчивая и трудолюбивая, она пользуется большим авторите том у работниц, которые охотно при слушиваются к ее советам, часто об ращаются за помощью. Зину Лаза реву выдвинули мастером техниче ского контроля. Одну из смен филейного завода возглавляет украинка Надежда Сав вична Чумакова (Лысенко). В смене ее любят за веселый характер и не утомимость в работе, за чуткое, внимательное отношение к людям. Жизнь ее протекала на берегу Днеп ра, красота которого не раз воспева лась русскими и украинскими по этами. В 1948 году она окончила техникум в Херсоне. Русские братья и сестры оказывали ей помощь в учебе и в работе. Глубокой любовью к своей великой Родине переполнено сердце Надежды Саввичны. У нее одна мысль, одно желание — рабо тать так, чтобы честно выполнять свой долг перед советским народом. Слаженно и четко организует рабо ту своей смены. Где шуткой, а где и внушительным словом она хорошо направляет труд работниц смены. С каждым днем крепнет производ ственная дружба на филейном заво де. Эта дружба способствует успеху на производстве. За работу в пер вые дни мая наш коллектив полу чил благодарность от администрации комбината. Сейчас девушки завода приступили к изготовлению филе из морского окуня, изо дня в день на ращивают темпы производства. Л. КОВТУШЕНКО. Мастер филейного завода. ☆ / ☆ ☆ К а п и т а н А л е к с а н д р Б о р и с е н к о Спасибо за помощь У мурманчан давно установилась большая дружба с рабочими-украип- цами. Эта дружба не случайна. Ведь все мы боремся за общее дело — за дальнейшее процветание нашей лю бимой Родины. Русские товарищи помогают иам, украинцам, овладевать нужными специальностями. Я сам в прошлом году, когда при ехал из Украины вМурманск и по ступил на работу в траловый флот на траулер «Метеор», сумеловладеть специальностью машиниста. Помог мне в этом старшиймеханик корабля Николай Николаевич Томилов. С особой теплотой вспоминаю те дни, когда в первый раз пришел на судно, ещене зная суровости Барен цева моря. Но я не чувствовал себя одиноким. Окруженный заботой то варищей и помощью старшего меха ника Н. Н. Томилова, я в короткий срок освоился с морем и теперь ус пешно справляюсь со своей работой. Этот пример не единичен. У нас во флоте естьмного украинцев, кото рым русские помогли овладетьмор скими специальностями. Трудовое содружество украинцев и русских направлено на достижение единой цели — повышение добычи рыбы, осуществление задач, поставленных перед нами партией и правитель ством. Вспоминая начало своей трудовой жизни в Мурманске, я всегда говорю: — Спасибо за помощь нашим русским друзьям. А. ФЕДАН. Машинист траулера «Метеор». Ворошиловград с его заводскими корпусами... Маленькая станция Ли хая... В этих местах Александр Бо рисенко провел свое детство.Навсег да вошли в память и густые украин ские ночи, и цветение акаций в ве сеннюю пору, и мальчишеские вы лазки на баштаны. Окончив школу, восемнадцатилет ний Саша решил стать моряком. Капитан транспортного парохода «Петровский», окинув взглядом ни зенькую фигуру новичка, с недове рием спросил: — Справитесь ли? Работа в море — нелегкая... — Справлюсь, — ответил Алек сандр без особой, впрочем, уверен ности. В первом же рейсе на долю моло дого матроса выпало немало трудно стей. Свирепый ветер поднял боль шую волну. С непривычки кружи лась голова. Хотелось уйти подальше от кппящпх водяных валов, прилечь на койку в уютном кубрике. Но падо было/ работать — заводить дополни тельные крепления на трюмные лю ки. И Александр, пересилив слабость, старался не отстать от других. Он выдержал первое испытание и на всегда сроднился с морем. Прошло десять лет. Александр Бо рисович освоил несколько морских специальностей. Плавал на транс портных судах кочегаром, боцманом. Побывал во многих странах мира. В годы Великой Отечественной воины он участвовал в перевозке грузов для фронта. Работал под бомбежками, при атаках вражеских субмарин. II всег да проявлял выдержку и умение. — Настоящий моряк! — говорили о нем товарищи. Но вот Александр Борисович Бори сенко прпшел в рыбную промышлен ность Мурмана. Многое здесь ока залось новым для бывалого моряка. Но он твердо решил овладеть про мысловым делом, в свободные мину ты подолгу засиживался над учеб ными пособиями. Изучал устройство тралов и дрифтерных сетей, правила промыслового судовождения. Вскоре Александра Борисовича послали на учебу. В 1950 году он был назначен старшим штурманом на один пз средних траулеров «Мурмансельди». Первый рейс в Северную Атлантику многоедал промысловику. Борисенко научился по незначительным, на первый взгляд, признакам опреде лять, где именно держится сельдяной косяк, освоил передовые приемы ра ботыс дрифтерным порядком. Через год Александр Борисович стал капи таном п возглавляет теперь команду среднего траулера № 438. Моряки судна хорошо уяснили стоящие передними задачи и решили энергично бороться за высокие уло вы, чтобы помочь этим созданию обилия пищевых продуктов в нашей стране. Экппаа; принял обязатель ство: добыть в нынешнем году 14.000 центнеров трески и сельди. 14.000! Такого вылова не имел еще ни один средний траулер. ...Мы сидим в небольшой, но уют ной капитанской каюте. Александр Борисович рассказывает о прошед ших плаваниях. — Во всех рейсах, — говорит он, — мы намного перевыполняли зада ния. Вот и из последнего рейса до ставили 90 тонн трески вместо 64 по плану. Как достигался успех? Прежде всего дружной работой эки пажа. Наши судоводители старались точнее удерживать корабль на рыб номкосяке. Для этого несколько раз в сутки производили астрономиче ские определения. Экономилось время и на вспомогательных операциях. Например, спуск и подъем трала производился в среднемна пять ми нут быстрее, чем полагалось по норме. Борисенко задумывается на мину ту, потом продолжает: — Между вахтами развернуто по- настоящему боевое соревнование. Со ревнование — это прежде всего то варищеская взаимопомощь. Во время ооильных подъемовморяки, не счи таясь со временем, выходят на под- вахту. Частенько бывает, что я — капитан — становлюсь к штурвалу, а в машинном отделении остается один старший механик. Все штур маны и мотористы помогают, матро сам разделывать рыбу. Ведь каждо му хочется поскорее набрать полный груз. Большую роль играет учеба. Опытные моряки постоянно помогают новичкам. На корабле немало передо виков промысла. Матросы тт. Мали новский, Кочегаров, Садилов отлич но работают с тралом и быстро раз делывают добычу. ...Судно готовится к отходу на промысел. В каюту капитана то и дело заходят моряки — боцман, штурман, мастер по добыче. Они докладывают о получении необходи мого снаряжения. Борисенко внима тельновыслушивает доклады, тут же дает советы, указания. А потом сам выходит на палубу. — Надо самому проверить, — го ворит он, — в порту важно каждую мелочь учесть. Только тогда в море будет успех. Сейчас на счету среднего трауле ра № 438 уже более 7.000 центнеров рыбы, добытой с начала года. Он — в числе лучших судов «Мурман сельди». ...Советский народ отмечает зна менательнуюдату: 300-летпе воссое динения Украины с Россией. На ко раблях промыслового флота работает немалоукраинцев. Здесь— на суро вых просторах Баренцова моря — вдалеке от привольных украинских степей— своим самоотверженным трудом они борются за процветание нашейсоциалистической Отчизны, за процветание роднойУкраины. И в числе лучших моряков рыбо ловного флота — упорных и настой чивых в работе — капитан среднего траулера украинец Александр Бори сович Борисенко. К. НИКОЛАЕВ. Борьба за успех ведется общими силами Экипаж траулера «Поллукс» со вершил два скоростных рейса за окунем. Два раза он возвращался с Копытовской банкп в порт с бога тыми уловами. В успехе моряков есть значительный вклад и машин ной команды корабля. Этот небольшой коллектив воз главляет старший механик комсомо лец Айнетула Хасянов. Он еще толь ко два рейса работает на этом ко рабле и в этой должности, но, опи раясь на лучших людей коллекти ва, успешно справляется со своими обязанностями. Большую помощь тов. Хасянову оказывает опытный специалист второй механик Иван Лукич Левицкий. Среди кочегаров отличается трудолюбием и дисцип линированностью тов. Климов. Машинная команда траулера «Пол лукс», умело ухаживая за судовы ми механизмами, сделаладве без ремонтные стоянки. Обеспечивая экипажу корабля выполнение государственного плана по вылову рыбы, машинная коман да на промысле помогает палубной команде в обработке уловов. Так, трудовое содружество моряков раз ных национальностей, их взаимная помощь друг другу обеспечивают успех. Ж И З Н Ь В Ц В Е Т У .До чего же хороши эти погожие майские дни в Аполянке, что на Киевщине! Солнце заливает луче зарным светом сельские улицы, ку пается в зеленой листве, золотит спокойные воды небольшой речуш ки, протекающей через село. Но са мое большое богатство Аполянки — сады.. Они протянулись сплошной стеной вдоль всей местности и не видно им ни конца, ни края. А чу десные ночи — с чем могутони .сравниться! Андрей Никитович Мазуренко вновь п вновь перечитывает письмо, полученное пз далекой Аполянки. До чего же хотелось ему, уроженцу Украины, увидеть вновь родные ме- .ста, побродить по знакомым еще с детства улочкам и переулкам, свои ми глазами увидетьцветущие сады, насладиться прохладой тихих ук раинских вечеров. — Ридна Украина, — тихо и нежно произносит Андрей Никито вич. Правда, чуть ли не ежегодно, получая очередной отпуск, ездил Мазуренко -на Киевщину, в Апо- лянку, в колхоз имени Сталина. Ез дил вмеете со всей семьей. И ныне он снова собирается наведаться в родные края. Дети уже пристают к отцу: — Папа, скоро ли поедем?.. А младший брат, работающий в аполянском колхозе имени Сталина старшим бухгалтером, еще более подзадоривает Андрея Никйтовича красочным описанием яблоневых деревьев, одевших белоснежный ве сенний наряд. «Деревья уже в пол ном цвету, выйдешь на улицу, пря мо загляденье...». Из окна служебного кабинета Андрея Никитовича видны горы слежалой соли. Возле них хлопотли во суетится электрический кран. Дверь кабинета то и дело откры вается, пропуская посетителей. Все они торопятся, спешат, считая, что дело, с которым они обращаются, самое важное, самое главное. Анд рей Никитович умело решает все возникающие споры и вопросы, и человек, минуту назад взволнован но вбежавший в кабинет, теперь спокойно выходит на улицу. Начальником сольбазы рыбного порта Андрей Никитович Мазуренко работает второй год. До этого он плавал матросом на траулере «Аку ла». Было этов 1935 году. Многое с тех пор переменилось и в родном колхозе, с которым Андрей Никито вич расстался почти двадцать лет назад, и в Мурманске, ставшем для Мазуренко родным городом. — А ведь и в Мурманске жизнь в полном цвету,— говорит Андрей Никитович,— и у нас в Заполярье все цветет п хорошеет... На корабле, на котором продол жительное время плавал Андрей Мазуренко, с первых же шагов тру довой деятельности обстановка по требовала от него усердия и при лежания. Но этих качеств ему не надо было занимать. Еще работая учетчиком в колхозе, он всей ду шой отдавался любимому делу. И на корабле, под командованием опыт ного капитана Константина Петро вича Чухчина, он быстро привык к своим новым обязанностям, к кол лективу, деля с ним и радости и неудачи. Мазуренко много раз премировали за хорошую работу, за старательное отношение к производству. А он, получая премии, думал: «Премия — это хорошо. Но работать надо еще лучше, еще упорнее. В этом смысл нашей жизни». За новую жизнь воевал на фрон тах войны с белофиннами и в годы Великой Отечественной войны. И сейчас, работая на посту руководите ля соляной базы, он попрежнему думает о том, чтобы с каждым днем все лучше п краше становилась на ша советская жизнь. — Жизнь должна быть в цве ту, как сады в родной Украине, — любит повторять Андрей Н и к и т о в и ч . Для этого Мазуренко рабо тает много и упорно, обеспечивая вместе со своим коллективомсолью траулеры тралового флота, корабли «Мурмансельди», пункты побережья для судов Кольского госрыбтреста. Несколько лет назад переработка соли производилась на базе способом ручной транспортировки. Уходило много времени и сил. Сейчас на сольбазе имеются два экскаватора, один электрический кран, два ме ханизированных расходных склада непосредственно на причалах; обо рудована железнодорожная линия для электрического крана. Но Андрей Никитович задумы вается над тем, как бы сделать, что бы работа шла ещеболее производи тельно, подсчитывает, прикиды вает. В июне прошлого года Андрея Никитовича выбралп секретарем це ховой парторганизации первого уча стка порта. И с тех пор он, умелосо четая хозяйство и политику, ведет партийную работу на участке. Мазуренко намечает провести партийное собрание, чтобы обсудить Ьопрос о скоростной обработке про мысловых судов и росте производи тельности труда в сменах и брига дах. Докладчики по этому вопросу уже подобраны. Это старшие стиви доры смен беспартийный Харинов и Комм унист Истомин. В том, что коллектив сольбазы систематически выполняет произ водственные планы, а апрельскую программу закончил на шесть дней досрочно — немалая заслуга ком- мунпста-хозяйственника Андрея Ни китовича Мазуренко, сумевшего поднять коллектив на борьбу за на стоящие ударные темпы в работе. ...Жизнь должна быть в цвету. К этому стремится и этого добивает ся сын славного украинского наро да Андрей Никитович Мазуренко. М. БОРИСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz