Рыбный Мурман. 1954 г. Май.

№ 59 (143), 19 мая 1954 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ДОБЫЧЕ РЫБЫ! ☆ ☆ ☆ Новый метод организации промы сла м о р с к о г о о к у н я Главмурманрыбпром совместно с траловым фЛйтом решили в этом го­ ду организовать интенсивный облов морского окуня, концентрирующего­ ся ежегодно в апреле—мае в боль­ шие косяки на вновь освоеннойКо­ пытовской банке. В прошлые годы успешному обло­ ву окуня мешала удаленность про­ мыслового района от порта, вынуж­ давшая шкерить окунь под соль в первое время лова. Шкерка окуня в первые днп резко ограничивает его добычу, к томуже, длительные пере­ ходы в порт делали промысел на этой банке маловыгодным и не обеспечи­ вали выполнение плана даже при благоприятных условиях. Чтобы избавить промысловый флот от первичной обработки окуня, значительно сдерживающей его до­ бычу, Главмурманрыбпром в этом году решил организовать передачу улова на плавбазы непосредственно в районе промысла. С этой целью коллектив инжене- ров-добытчиков ППНРО, главка и тралового флота, глубоко изучив все предложения, нашел простой способ передачи улова при помощи отсте- гиванря и передачи мешка трала с уловом пли передачи специального мешка, с предварительно перепущен­ ным в него уловом из основного'. Этот метод передачи чрезвычайно прост. В тот момент, когда трал под. нят на палубу, улов находится за бортом в кутке трала. Последний от­ стегивают при помощи распускного шва от трала, сшивают кромки меж­ ду собой, чтобы рыба не вышла, и опускают его за борт, предваритель­ но подвязав к концу удавного линя поплавок из пенопласта или 3— 1 кухтыля. Если куток уже старый п нет подготовленного, улов из ос­ новного мешка перепускают в букси­ ровочный мешок п также после от­ стегивания зашивают его кромки и выбрасывают за борт. Когда про­ мысловый корабль отойдет от меш­ ка с уловом на безопасное расстоя­ ние, к последнему подходит плавба­ за, принимает удавной линь и про­ изводит дележку и подъем улова по частям к себе на палубу. Работа рефрижераторов № 7 и № 168, направленных впервые в район промысла для приемки окуня, показала, что указанный метод пе­ редачи улова полностью себя оправ­ дал. В первые же дни работы стало ясно, что каждая плавбаза, в зави­ симости от наличия подъемных средств, высоты надводного борта и других условий, может принять на палубу таким способом не менее 75 тонн окуня в течение суток. Однако в настоящее время прием­ ку рыбы ограничивает исключитель­ но обработка и уборка рыбы на плавбазах. Это не было бы помехой, если бы инженеры Главмурманрыб- прома и тралового флота по-настоя­ щему взялись за разработку новой технологии и серьезно отнеслись к опыту экспериментального трауле­ ра «Треска». Пока нельзя сказать, что плову- чие базы, направленные в район промысла, позволят резко увели­ чить вылов окуня. Методы обработ­ ки рыбы, на которые ориентирова­ ныплавбазы, непозволяют этогосде­ лать. Чтобы улучшить работу плав­ баз, начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе на днях дал указа­ ние плавбазе «Онега» производить засолку обезглавленного окуня в бочки при повышенной дозировке соли. Этот метод обработки в не­ сколько раз увеличит приемку и об­ работку окуня на плавбазе. Непро­ стительная бездеятельность инжене- ров-обработчиков в этом направле­ нии тормозит увеличение добычи морского окуня. Необходимо отметить,что управ­ ление тралового флота до сих пор относится с недоверием к этому цен­ ному начинанию. В результате все плавбазы укомлектованы неквали­ фицированными обработчиками, ра­ ботают с большими перебоями. В организации окуневого промыс­ ла есть много и других неполадок. Только плохой организацией можно объяснить случай простоя 5 мая па­ рохода «Онега» в ожидании прием­ ки рыбы. В то же время рыболов­ ные траулеры №М! 116, 137 и 58 лежали в дрейфе из-за неубранной рыбы. С точки зрения экономической це­ лесообразности добывающих пред-- приятии некоторые работники пред­ лагают в качестве приемных баз ис­ пользовать средние рыболовные траулеры, которые смогут в течение двух суток набрать полный груз рыбы и доставить его в порт в круг­ лом виде. Применение средних рыбо­ ловных траулеров в качестве плав­ баз позволяет избавиться от трудо­ емкой обработки окуня на плавба­ зах, ускорить приемку и добычу ры­ бы, а на береговых рыбообрабаты­ вающих предприятиях те же обра­ ботчики могут быть использованы значительно лучше, чем на плавба­ зах. Элементарные расчеты и пер­ вый опыт хранения окуня в круг­ лом виде, его приемка и транспор­ тировка показывают, что наиболее целесообразной и эффективной плав­ базой будет приемное судно типа обычного траулера. Оно выгоднее среднего рыболовного траулера тем, что может привезти рыбы, примерно, в три раза больше. С введением механизации шкерки окуня пли новых технологических методов обработки, позволяющих ус­ корить приемку окуня и продлить его хранение, наиболее целесообраз­ ной и экономичной плавбазой будет судно типа рефрижератора Ms 7, ко­ торый может без посторонней помо­ щи, своим ходом подойти к мешку с уловом и принять его. Коллектив тралового флота обя­ зался в течение текущего! сезона выловитьнеменее 300 тысяч цент­ неров морского окуня. Для выполне­ ния этойзадачи есть все возможно­ сти: выделены плавбазы— парохо­ ды «Атлантика», «Онега», лихтер «Медвежий», рефрижераторы М1№7, 168, а также пять промысловых средних траулеров «Мурмансельди». Промысловый флот полностью обес­ печен буксировочными мешками и промысловым снаряжением. Необ­ ходимо только, чтобы управление •тралового флота и промысловики использовали в полной мере богатую технику и сырьевую базу морского окуня, умело организовали его про­ мысел. Осуществление этих мероприятий позволит траловому флоту резко уве­ личить добычу рыбы, выполнить и перевыполнить план второго квар­ тала. В. БЛИНОВ. Начальник отдела добычи Главмурманрыбпрома. ☆ ☆ Из в д е ч Ь у р о к и В апреле этого года в районе Ко­ пытовской банки была обнаружена крупная концентрация морского окуня. Для облова этого мощного ко­ сяка руководство тралового флота направило группу траулеров и при­ дало им две плавучие базы для при­ емкиуловов окуня. Мысль о передаче уловов рыбы (в мешках) на пловучие базы в от­ крытом море, т. е. в районе промыс­ ла, только впервые зародилась в этом году среди коллектива моряков тралового флота. Неудивительно, что первые опыты совместной работы пловучих баз и траулеров были не­ удовлетворительными. Сама организация работы трауле­ ров и пловучих баз былане продума­ на. Так, например, руководители флота в начале организации и по­ сылки пловучих баз в районпромыс­ ла не укомплектовали их квалифи­ цированным штатом, не обеспечили круглосуточную вахту радистов на «Онеге» и рефрижераторе № 7, что, безусловно, отразилось на работе тра­ улеров. Суда не имели возможности держать постоянной связи с базой, вынуждены были ожидать флагман­ ского срока или совещания. Поэтому сдача уловов траулерами первое вре­ мя задерживалась. Так, например, траулер «Аджаристан» в течение 26 апреля не имел возможности свя­ заться с рефрижератором № 7 и передать свой улов рыбы. Кроме того, руководители флота, не проверив, как пловучие базы справляются с приемкой и обработ­ кой окуня, выделили большое коли­ чество траулеров для передачи на базу уловов. В результате получи­ лось, что каждую базу обслуживало по 5— 6 траулеров, а фактически пловучие базы «Онега» и рефриже­ ратор Л? 7 могли принимать в сутки не более чем по 15— 20 тонн каж­ дый. В то же время выделенные тра­ улеры для передачи уловов могли добывать за сутки не менее чем по 25— 30 тонн каждый. Отсутствие подлинно оперативно­ го руководства на промысле окуня в этом районе привело к тому, что большая часть траулеров, вместо до­ бычи рыбы, вынуждена была зани­ маться обработкой мелкого окуня. К примеру, коллективу траулера «Аджаристан» за восемь суток про­ мыслаудалось передать на базу все­ го о,5 тонны. Количество часов тра­ ления за этотпериод составило всего 50 часов, а на обработку выловлен­ нойрыбы — 230 тонн— затрачено более 95 часов. Моряки траулера «Аджаристан» внесли ряд практических предложе­ ний по освоению передачи уловов и стремились внедрить их на промыс­ ле. Мастера добычи рыбы предло­ жили пришивать дополнительный цешок для передачи улова не во вре­ мя подъематрала, как это указано в инструкции, а раньше, до спуска трала за борт. Это позволяет значи­ тельно сократить процесс подготовки мешка с уловом для передачи на ба­ зу. Тралирование производится двумя двухрядными мешками, при­ шитыми последовательно к тралу; второй двухрядный мешок приши­ вается к кутку первого двухрядного мешка, который пришит к тралу. При спуске трала куток первого мешка остается незавязанным, а куток последнего мешка завязывает­ ся, и в таком виде производится тра­ лирование. * В будущем надо лучше продумать организацию работы пловучих баз. Базы должны находиться в том ме­ сте, гд^ работают траулеры, которые будут передавать свои уловы, с та­ ким расчетом, чтобы все траулеры имели возможность передать свой уловв любоевремя. Наконец, руководители флота до­ пустили грубую ошибку, когда боль­ шую группу траулеров направили в этот район с большими запасами угля и с малым количеством пресной воды. В то же время они не позабо­ тились о том, чтобы пополнение за­ пасов воды можно было произвести в районе промысла. Руководители флота поздно при­ няли решение об организации скоро­ стных рейсов и ряд траулеров был вынужден заниматься не добычей, а обработкой окуня, корабли потеря­ ли много времени и выловили значи­ тельно меньше, чем могли. Тем не менее опыт работы пловучих баз яв­ ляется ценным, заслуживающим серьезного внимания и изучения, для того, чтобы более успешно приме­ нять их на окуневой путине. Н. БРЕДЕЛЕВ. Инструктор политотдела тра­ лового флота. Добиться ритмичной работы Радиоцех судоремонтного завода Главмурманрыбпрома успешно справ­ ляется с выполнением производст­ венной программы. Но мы могли ра­ ботать значительно лучше, если бы былп устранены серьезные недостат­ ки, которые мешают коллективу це­ ха трудиться ритмично, добиваться своевременного и качественного вы­ полнения ремонтных работ. Взять, к примеру, взаимодействие судоремонтных предприятий: наше­ го завода и Мурманской судоверфи. Корабли стоят в капитальном ремон­ те на судоверфи месяцами и, не­ смотря на это, ремонт радиоаппара­ туры там не производится. Этурабо­ ту поручают нам, когда корабли приходят с судоверфи в порт, го­ товые выйти в первый рейс. Ясно, что сроки здесь сжаты до предела, при этом нарушается график рабо­ ты радпоцеха, начинается спешка, а у нас, к тому же, большая нагрузка и по выполнению междурейсового ре­ монта. Часто цех получает заказы на ка­ питальный ремонт радиоаппаратуры, но так как сроки выполнения ра­ бот невелики, то капитальным (в полном смысле этого слова) такой ремонт назвать нельзя. К тому же, мы не имеем для этого необходимой базы. Неверно, на мой взгляд, происхо­ дит и специализация радиомонте­ ров. Промысловый флот сейчас ос­ нащен разнообразной, п шг назначе­ нию н по тинам, радиоаппаратурой. Радиотехника имеет несколько само­ стоятельных отраслей и от ремонт­ ников требуется знание всех ти­ пов средств радиосвязи, радиотран­ сляции, акустики н другойаппарату­ ры. По-моему, такой универсализм в настоящее время не нужен. Было бы значительно лучше, еслибы опреде­ ленная группа радиомонтеров зани­ малась, например, ремонтом пере­ датчиков, а другая — ремонтом вспомогательной аппаратуры и т. д. Это дало бы возможность значитель­ но лучше изучить разнообразную аппаратуру данного тина и умело устранять ее неисправности. В радиоцехе в течение ряда лет не ведется никакой учебы монтеров высоких разрядов. Все новшества, связанные с развитием радиотехники, и способы ремонта радиоаппаратуры приходится постигать только в ходе практической работы. Хуже того, большой и ценный опыт, накопленный радиомонтерамн, не обобщается и не распространяет­ ся. У нас почти по соседству рабо­ тают три судоремонтных предприя­ тия. Судоверфь, Абрам-мысские су­ доремонтные мастерские и наш за­ вод заняты одним и тем же делом и польза обмена опытом практики ремонта всех видовсудовых меха­ низмов и аппаратуры очевидна, но пока никто этим не занимается. Мало интересуется работой наше­ го цеха технический отдел Главмур­ манрыбпрома, а начальник связи главка тов. Хазов у нас редкий гость. Радпоцех остро ощущает недо­ статок в материалах. Заводской от­ дел снабжения н «Муррыбснаб» не интересуются нашими нуждами. Уз­ кий ассортимент отдельных радио- деталей существенно влияет на ка­ чество ремонтных работ. У нас нет обмоточного провода, антенного ка­ натика, текстолита, лакоткани, не­ велик выбор и количество радио­ ламп. Недостаток этих материалов вынуждает нас, чтобы не задержать корабли в ремонте, ставить неполно­ ценные заменители, причем, иногда в нарушение технических норм и требованийрегистра. Например, на траулерах «Ерш» и «Комсомолец» судовые антенны сделаны не из мед­ ного, а из стального канатика. Принято считать, что самое труд­ ное в нашей работе — найти неис­ правность. Радиомонтеры завода мо­ гут авторитетно заявить, что глав­ ное для нас в ремонте — это «изо­ бретательство» и «находчивость» при замене неисправных деталей. Продолжительное время у нас «утрясается» вопрос о крепежном материале. При монтаже аппарату­ ры применяется очень большое ко­ личество мелких болтов и гаек с резьбой 6 миллиметровили одна четверть дюйма, а их у нас почти никогда не бывает в достаточном ко­ личестве. Правда, в последнеевре­ мя снабженцы обеспечили нас болта­ ми, но без гаек. Так, из пустяка соз­ дается целая проблема, а это отра­ жается на нашей работе. Безобразно поставлено дело хра­ нения радиодеталей на заводском складе. Кладовщицы не знают, где и что лежит, и на получение радио­ деталей уходит много рабочего вре­ мени. Об этом дирекция завода знает, но мер никаких не прини­ мает. Плохо снабжается электрорадио­ цех и инструментом: паяльными лампами, электродрелями, кусачка­ ми и т. п. Много значит в нашей работе оформление заказчиками дефектных ведомостей. Небрежное оформление ведомостей особенно «Мурмансель- дыо», где имеется много групповых радиотехников, приводит к непроиз­ водительной трате рабочего времени. Из инженерно-технических работни­ ков «Мурмансельди» только один техник-гидроакустик тов. Калашни­ ков помогает нам в ремонте аппара­ туры. Техники тралового флота тт. Шмонев и Бурков, несмотря на то, что здесь велика оборачиваемость судов, всегда грамотно и своевре­ меннооформляют ремонтные ведомо­ сти, помогают отыскивать неисправ­ ности аппаратуры, являются хоро­ шими консультантами. На промысловых кораблях еще плохо подготавливаются рабочие ме­ ста. Вот характерный пример. Не­ давно в рейс ушел с неотремонтиро- ванным аварийным передатчиком траулер «Архангельск», так как всю стоянку до самого отхода ра­ дист не являлся на корабль п в ра­ диорубку попасть было невозможно. Это не единичный случай. Указанные недостатки мешают нормальной работе нашего цеха и предприятия в целом. Если учесть, что еще допускаются нарушения технических норм и требований регистра (что может привести к авариям аппаратуры в море в слож­ ной обстановке, когда радиосвязь особенно нужна), то станет ясно, что такое положение дальше нетер­ пимо. Только устранив эти недостатки, можно значительно улучшить пока­ затели работы судоремонтников. Р. ПОТАПОВ. Радиомонтер судоремонтного завода Главмурманрыбпрома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz