Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
№ 59 (143), 19 мая 1954 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ДОБЫЧЕ РЫБЫ! ☆ ☆ ☆ Новый метод организации промы сла м о р с к о г о о к у н я Главмурманрыбпром совместно с траловым фЛйтом решили в этом го ду организовать интенсивный облов морского окуня, концентрирующего ся ежегодно в апреле—мае в боль шие косяки на вновь освоеннойКо пытовской банке. В прошлые годы успешному обло ву окуня мешала удаленность про мыслового района от порта, вынуж давшая шкерить окунь под соль в первое время лова. Шкерка окуня в первые днп резко ограничивает его добычу, к томуже, длительные пере ходы в порт делали промысел на этой банке маловыгодным и не обеспечи вали выполнение плана даже при благоприятных условиях. Чтобы избавить промысловый флот от первичной обработки окуня, значительно сдерживающей его до бычу, Главмурманрыбпром в этом году решил организовать передачу улова на плавбазы непосредственно в районе промысла. С этой целью коллектив инжене- ров-добытчиков ППНРО, главка и тралового флота, глубоко изучив все предложения, нашел простой способ передачи улова при помощи отсте- гиванря и передачи мешка трала с уловом пли передачи специального мешка, с предварительно перепущен ным в него уловом из основного'. Этот метод передачи чрезвычайно прост. В тот момент, когда трал под. нят на палубу, улов находится за бортом в кутке трала. Последний от стегивают при помощи распускного шва от трала, сшивают кромки меж ду собой, чтобы рыба не вышла, и опускают его за борт, предваритель но подвязав к концу удавного линя поплавок из пенопласта или 3— 1 кухтыля. Если куток уже старый п нет подготовленного, улов из ос новного мешка перепускают в букси ровочный мешок п также после от стегивания зашивают его кромки и выбрасывают за борт. Когда про мысловый корабль отойдет от меш ка с уловом на безопасное расстоя ние, к последнему подходит плавба за, принимает удавной линь и про изводит дележку и подъем улова по частям к себе на палубу. Работа рефрижераторов № 7 и № 168, направленных впервые в район промысла для приемки окуня, показала, что указанный метод пе редачи улова полностью себя оправ дал. В первые же дни работы стало ясно, что каждая плавбаза, в зави симости от наличия подъемных средств, высоты надводного борта и других условий, может принять на палубу таким способом не менее 75 тонн окуня в течение суток. Однако в настоящее время прием ку рыбы ограничивает исключитель но обработка и уборка рыбы на плавбазах. Это не было бы помехой, если бы инженеры Главмурманрыб- прома и тралового флота по-настоя щему взялись за разработку новой технологии и серьезно отнеслись к опыту экспериментального трауле ра «Треска». Пока нельзя сказать, что плову- чие базы, направленные в район промысла, позволят резко увели чить вылов окуня. Методы обработ ки рыбы, на которые ориентирова ныплавбазы, непозволяют этогосде лать. Чтобы улучшить работу плав баз, начальник Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе на днях дал указа ние плавбазе «Онега» производить засолку обезглавленного окуня в бочки при повышенной дозировке соли. Этот метод обработки в не сколько раз увеличит приемку и об работку окуня на плавбазе. Непро стительная бездеятельность инжене- ров-обработчиков в этом направле нии тормозит увеличение добычи морского окуня. Необходимо отметить,что управ ление тралового флота до сих пор относится с недоверием к этому цен ному начинанию. В результате все плавбазы укомлектованы неквали фицированными обработчиками, ра ботают с большими перебоями. В организации окуневого промыс ла есть много и других неполадок. Только плохой организацией можно объяснить случай простоя 5 мая па рохода «Онега» в ожидании прием ки рыбы. В то же время рыболов ные траулеры №М! 116, 137 и 58 лежали в дрейфе из-за неубранной рыбы. С точки зрения экономической це лесообразности добывающих пред-- приятии некоторые работники пред лагают в качестве приемных баз ис пользовать средние рыболовные траулеры, которые смогут в течение двух суток набрать полный груз рыбы и доставить его в порт в круг лом виде. Применение средних рыбо ловных траулеров в качестве плав баз позволяет избавиться от трудо емкой обработки окуня на плавба зах, ускорить приемку и добычу ры бы, а на береговых рыбообрабаты вающих предприятиях те же обра ботчики могут быть использованы значительно лучше, чем на плавба зах. Элементарные расчеты и пер вый опыт хранения окуня в круг лом виде, его приемка и транспор тировка показывают, что наиболее целесообразной и эффективной плав базой будет приемное судно типа обычного траулера. Оно выгоднее среднего рыболовного траулера тем, что может привезти рыбы, примерно, в три раза больше. С введением механизации шкерки окуня пли новых технологических методов обработки, позволяющих ус корить приемку окуня и продлить его хранение, наиболее целесообраз ной и экономичной плавбазой будет судно типа рефрижератора Ms 7, ко торый может без посторонней помо щи, своим ходом подойти к мешку с уловом и принять его. Коллектив тралового флота обя зался в течение текущего! сезона выловитьнеменее 300 тысяч цент неров морского окуня. Для выполне ния этойзадачи есть все возможно сти: выделены плавбазы— парохо ды «Атлантика», «Онега», лихтер «Медвежий», рефрижераторы М1№7, 168, а также пять промысловых средних траулеров «Мурмансельди». Промысловый флот полностью обес печен буксировочными мешками и промысловым снаряжением. Необ ходимо только, чтобы управление •тралового флота и промысловики использовали в полной мере богатую технику и сырьевую базу морского окуня, умело организовали его про мысел. Осуществление этих мероприятий позволит траловому флоту резко уве личить добычу рыбы, выполнить и перевыполнить план второго квар тала. В. БЛИНОВ. Начальник отдела добычи Главмурманрыбпрома. ☆ ☆ Из в д е ч Ь у р о к и В апреле этого года в районе Ко пытовской банки была обнаружена крупная концентрация морского окуня. Для облова этого мощного ко сяка руководство тралового флота направило группу траулеров и при дало им две плавучие базы для при емкиуловов окуня. Мысль о передаче уловов рыбы (в мешках) на пловучие базы в от крытом море, т. е. в районе промыс ла, только впервые зародилась в этом году среди коллектива моряков тралового флота. Неудивительно, что первые опыты совместной работы пловучих баз и траулеров были не удовлетворительными. Сама организация работы трауле ров и пловучих баз былане продума на. Так, например, руководители флота в начале организации и по сылки пловучих баз в районпромыс ла не укомплектовали их квалифи цированным штатом, не обеспечили круглосуточную вахту радистов на «Онеге» и рефрижераторе № 7, что, безусловно, отразилось на работе тра улеров. Суда не имели возможности держать постоянной связи с базой, вынуждены были ожидать флагман ского срока или совещания. Поэтому сдача уловов траулерами первое вре мя задерживалась. Так, например, траулер «Аджаристан» в течение 26 апреля не имел возможности свя заться с рефрижератором № 7 и передать свой улов рыбы. Кроме того, руководители флота, не проверив, как пловучие базы справляются с приемкой и обработ кой окуня, выделили большое коли чество траулеров для передачи на базу уловов. В результате получи лось, что каждую базу обслуживало по 5— 6 траулеров, а фактически пловучие базы «Онега» и рефриже ратор Л? 7 могли принимать в сутки не более чем по 15— 20 тонн каж дый. В то же время выделенные тра улеры для передачи уловов могли добывать за сутки не менее чем по 25— 30 тонн каждый. Отсутствие подлинно оперативно го руководства на промысле окуня в этом районе привело к тому, что большая часть траулеров, вместо до бычи рыбы, вынуждена была зани маться обработкой мелкого окуня. К примеру, коллективу траулера «Аджаристан» за восемь суток про мыслаудалось передать на базу все го о,5 тонны. Количество часов тра ления за этотпериод составило всего 50 часов, а на обработку выловлен нойрыбы — 230 тонн— затрачено более 95 часов. Моряки траулера «Аджаристан» внесли ряд практических предложе ний по освоению передачи уловов и стремились внедрить их на промыс ле. Мастера добычи рыбы предло жили пришивать дополнительный цешок для передачи улова не во вре мя подъематрала, как это указано в инструкции, а раньше, до спуска трала за борт. Это позволяет значи тельно сократить процесс подготовки мешка с уловом для передачи на ба зу. Тралирование производится двумя двухрядными мешками, при шитыми последовательно к тралу; второй двухрядный мешок приши вается к кутку первого двухрядного мешка, который пришит к тралу. При спуске трала куток первого мешка остается незавязанным, а куток последнего мешка завязывает ся, и в таком виде производится тра лирование. * В будущем надо лучше продумать организацию работы пловучих баз. Базы должны находиться в том ме сте, гд^ работают траулеры, которые будут передавать свои уловы, с та ким расчетом, чтобы все траулеры имели возможность передать свой уловв любоевремя. Наконец, руководители флота до пустили грубую ошибку, когда боль шую группу траулеров направили в этот район с большими запасами угля и с малым количеством пресной воды. В то же время они не позабо тились о том, чтобы пополнение за пасов воды можно было произвести в районе промысла. Руководители флота поздно при няли решение об организации скоро стных рейсов и ряд траулеров был вынужден заниматься не добычей, а обработкой окуня, корабли потеря ли много времени и выловили значи тельно меньше, чем могли. Тем не менее опыт работы пловучих баз яв ляется ценным, заслуживающим серьезного внимания и изучения, для того, чтобы более успешно приме нять их на окуневой путине. Н. БРЕДЕЛЕВ. Инструктор политотдела тра лового флота. Добиться ритмичной работы Радиоцех судоремонтного завода Главмурманрыбпрома успешно справ ляется с выполнением производст венной программы. Но мы могли ра ботать значительно лучше, если бы былп устранены серьезные недостат ки, которые мешают коллективу це ха трудиться ритмично, добиваться своевременного и качественного вы полнения ремонтных работ. Взять, к примеру, взаимодействие судоремонтных предприятий: наше го завода и Мурманской судоверфи. Корабли стоят в капитальном ремон те на судоверфи месяцами и, не смотря на это, ремонт радиоаппара туры там не производится. Этурабо ту поручают нам, когда корабли приходят с судоверфи в порт, го товые выйти в первый рейс. Ясно, что сроки здесь сжаты до предела, при этом нарушается график рабо ты радпоцеха, начинается спешка, а у нас, к тому же, большая нагрузка и по выполнению междурейсового ре монта. Часто цех получает заказы на ка питальный ремонт радиоаппаратуры, но так как сроки выполнения ра бот невелики, то капитальным (в полном смысле этого слова) такой ремонт назвать нельзя. К тому же, мы не имеем для этого необходимой базы. Неверно, на мой взгляд, происхо дит и специализация радиомонте ров. Промысловый флот сейчас ос нащен разнообразной, п шг назначе нию н по тинам, радиоаппаратурой. Радиотехника имеет несколько само стоятельных отраслей и от ремонт ников требуется знание всех ти пов средств радиосвязи, радиотран сляции, акустики н другойаппарату ры. По-моему, такой универсализм в настоящее время не нужен. Было бы значительно лучше, еслибы опреде ленная группа радиомонтеров зани малась, например, ремонтом пере датчиков, а другая — ремонтом вспомогательной аппаратуры и т. д. Это дало бы возможность значитель но лучше изучить разнообразную аппаратуру данного тина и умело устранять ее неисправности. В радиоцехе в течение ряда лет не ведется никакой учебы монтеров высоких разрядов. Все новшества, связанные с развитием радиотехники, и способы ремонта радиоаппаратуры приходится постигать только в ходе практической работы. Хуже того, большой и ценный опыт, накопленный радиомонтерамн, не обобщается и не распространяет ся. У нас почти по соседству рабо тают три судоремонтных предприя тия. Судоверфь, Абрам-мысские су доремонтные мастерские и наш за вод заняты одним и тем же делом и польза обмена опытом практики ремонта всех видовсудовых меха низмов и аппаратуры очевидна, но пока никто этим не занимается. Мало интересуется работой наше го цеха технический отдел Главмур манрыбпрома, а начальник связи главка тов. Хазов у нас редкий гость. Радпоцех остро ощущает недо статок в материалах. Заводской от дел снабжения н «Муррыбснаб» не интересуются нашими нуждами. Уз кий ассортимент отдельных радио- деталей существенно влияет на ка чество ремонтных работ. У нас нет обмоточного провода, антенного ка натика, текстолита, лакоткани, не велик выбор и количество радио ламп. Недостаток этих материалов вынуждает нас, чтобы не задержать корабли в ремонте, ставить неполно ценные заменители, причем, иногда в нарушение технических норм и требованийрегистра. Например, на траулерах «Ерш» и «Комсомолец» судовые антенны сделаны не из мед ного, а из стального канатика. Принято считать, что самое труд ное в нашей работе — найти неис правность. Радиомонтеры завода мо гут авторитетно заявить, что глав ное для нас в ремонте — это «изо бретательство» и «находчивость» при замене неисправных деталей. Продолжительное время у нас «утрясается» вопрос о крепежном материале. При монтаже аппарату ры применяется очень большое ко личество мелких болтов и гаек с резьбой 6 миллиметровили одна четверть дюйма, а их у нас почти никогда не бывает в достаточном ко личестве. Правда, в последнеевре мя снабженцы обеспечили нас болта ми, но без гаек. Так, из пустяка соз дается целая проблема, а это отра жается на нашей работе. Безобразно поставлено дело хра нения радиодеталей на заводском складе. Кладовщицы не знают, где и что лежит, и на получение радио деталей уходит много рабочего вре мени. Об этом дирекция завода знает, но мер никаких не прини мает. Плохо снабжается электрорадио цех и инструментом: паяльными лампами, электродрелями, кусачка ми и т. п. Много значит в нашей работе оформление заказчиками дефектных ведомостей. Небрежное оформление ведомостей особенно «Мурмансель- дыо», где имеется много групповых радиотехников, приводит к непроиз водительной трате рабочего времени. Из инженерно-технических работни ков «Мурмансельди» только один техник-гидроакустик тов. Калашни ков помогает нам в ремонте аппара туры. Техники тралового флота тт. Шмонев и Бурков, несмотря на то, что здесь велика оборачиваемость судов, всегда грамотно и своевре меннооформляют ремонтные ведомо сти, помогают отыскивать неисправ ности аппаратуры, являются хоро шими консультантами. На промысловых кораблях еще плохо подготавливаются рабочие ме ста. Вот характерный пример. Не давно в рейс ушел с неотремонтиро- ванным аварийным передатчиком траулер «Архангельск», так как всю стоянку до самого отхода ра дист не являлся на корабль п в ра диорубку попасть было невозможно. Это не единичный случай. Указанные недостатки мешают нормальной работе нашего цеха и предприятия в целом. Если учесть, что еще допускаются нарушения технических норм и требований регистра (что может привести к авариям аппаратуры в море в слож ной обстановке, когда радиосвязь особенно нужна), то станет ясно, что такое положение дальше нетер пимо. Только устранив эти недостатки, можно значительно улучшить пока затели работы судоремонтников. Р. ПОТАПОВ. Радиомонтер судоремонтного завода Главмурманрыбпрома.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz