Рыбный Мурман. 1954 г. Май.

№ 57 (141), 14 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Моторист Борис Малахов В январе нынешнего года траулер «Россия» вел щромысел в Централь­ ном районе. Как обычно бывает в это время, море штормило. В это время случилось то, чего никак нельзя было предусмотреть— лопнул чугун ый стяжной червяк (как известно, чугун слабеет на мо­ розе). На судне забеспокоились. Неис­ правность могла вызвать досрочный уход с промысла. На вопрос капитана — как устранить неисправность, — стар­ ший механик А. И. Гейн не совсем определенно ответил:«Попытаемся»! и спустился в машинное отделение. Старший моторист Борис Яковле­ вич Малахов нес вахту у главной машины. Ему подробно рассказали о случившемся. «Конечно, Малахов токарь неплохой, — думал Гейн,— но выточить стяжной червяк не каждый сможет». — Сделаю! — прервал его раз­ мышления Малахов. Борис Яковлевич зашел в мастер­ скую. В маленьком светлом помеще­ нии установлены токарный, свер­ лильный, наждачный станки. Среди запасных частей он оты­ скал металлическую 'болванку и только тут вспомнил, что на ма­ ленькомсудовом станке нельзя на­ резать червячную резьбу. После не­ которых расчетов Малахов пришел к выводу, что если вместо червяч­ ной сделать простую резьбу, то и она выдержит необходимую на­ грузку. На корабле в штормовую погоду работать у токарного станка гораздо труднее, чем на берегу. Судно ка­ чается, ноги скользят по металличе­ скому настилу, но из-под резца, как в береговой мастерской, ■беспрерывно вьется серебристая стружка. II вот Деталь готова.. Вскоре зара­ ботала лебедка и за борт пошел оче­ редной трал. Во время промысла, когда на пу­ ти корабля встают штормы и моро­ зы, могутслучиться всякие неприят­ ности. В этом нет ничего необычно­ го. И мурманские рыбаки стремят­ ся быстрее своими силами ввести механизмы в строй, предупредить ту или иную неисправность. Только за последний рейс и междурейсовую стоянку в порту былипроизведены такие трудоемкие работы, как реви­ зия всех топливных насосов и фор­ сунок главного двигателя, перетяж­ ка мотылевых подшипников главно­ го двигателя и много других работ общим объемом в две тысячи нормо- часов. В это большое дело значи­ тельный вклад внес Борис Яковле­ вич Малахов. Он — старший моторист. Свои основные обязанности — обслужи­ вание механизмов — выполняет об­ разцово. А когда нужно произвести какие-либо станочные работы, их поручают Малахову, будучи уверен­ ными, что тот никогда не подведет. Сейчас траулер («Россия» нахо­ дится на промысле. В один из пер­ вых днейработы в штормовую пого­ ду лопнул соединительный храповик траловой лебедки — у него разо­ шелся сварочный шов. Каждому ясно, что на траулере сварочных работ произвести нельзя. Малахов творчески подошел к делу и нашел выход. На станке он просверлил от­ верстие, сверху и снизу храповика поставил металлические планки, ко­ торые затем соединил болтами. Вы­ ход был найден. В большом машинном отделени траулера «Россия» есть много при­ способлений, сделанных руками Ма­ лахова. Как-то перестал работать насос гидрофора морской воды. Это случилось потому, что лопнул при­ водной ремень. Запасного не было. Малахов выточил специальный под­ весной блок и через него пропустил ремень большого размера. Насос и по сей день работает безотказно. Таких примеров можно привести много.Все они свидетельствуют о стремлении моряка большесделать для увеличения добычи рыбы. И поэтому, когда на судне в ны­ нешнем рейсе состоялось собрание машинной команды, старший мото­ рист Малахов, выступая, горячо поддержал начинание механиков траулера «Амдерма», и вместе со всей машинной командой траулера «Россия» принял обязательство до конца года произвести ремонтных работ своими силами в объеме 4500 часов. Нет сомнения, что старший мото­ рист, судовой токарь Борис Яковле­ вич Малахов внесет в это свой вклад. А. ОЛЕШИН. Экипаж траулера «Ленин» успешно облавливает косяки мор­ ского окуня на Копытовской банке. Закрепляя успехи пред­ майского соревнования, моряки этого судна обязались во втором квартале выловить сверх плана 2500 центнеров рыбы. На снимке: капитан траулера «Ленин» Николай Николаевич СТРЕЛКОВ. Рейсовое задание перевыполнено Успешно работает в этом году пловучая база «Воркута». Ее эки­ паж из рейса в рейс перевыполняет задания. Хорошо потрудился он и в последнем плавании. Корабль доста­ вил в порт атлантической сельди на 3000 бочек больше, чем было запла­ нировало. Пловучая база ускорила обработ­ ку каждого среднего траулера на один — два часа против нормы, хо­ тя на судне нехватало пятнадцати человек. Хорошо поработала палуб­ ная команда под руководством боц­ мана тов. Иванова. Она не только быстро выполнила все грузовые операции, но и произвела покраску судовых надстроек. Среди матросов отличились тт. Савинов, Цветков, Волков и Ли- щенюк. Каждый из них умело об­ служивает лебедки, добивается ускорения погрузки и выгрузки про­ мысловых судов. В последнем рейсе на «Воркуте» была организована заготовка про­ дукции, которая не требует допол- ■ нительной обработки в порту. В Мурманск доставлена сельдь рядо­ войкладки, для которойпотребуется 15 вагонов. Первенство среди рыбообработчи­ ков завоевала комсомольско-моло­ дежная смена, руководимая мастером тов. Куклаш. Ее членытт. Нэлипа, Коваленко, Сергей и Алексей Смир­ новы и другие в отдельныедни вы­ полняли до трех — четырех смен­ ных норм. Большую помощь промысловикам оказала машинная команда. Второй механик тов. Первушин и токарь тов. Пестов произвели ремонт более чем на тридцати судах, в том чис­ ле много сварочных работ. Токарь тов. Пестов изготовил в плавании ряд ответственных деталей для су­ довыхдвигателей. Для промысловиков на пловучей базе было продемонстрировано много кинофильмов, прочитаны лекции о диалектическом и историческом ма­ териализме, о международном поло­ жении и на другие темы. На н о в ы х к о р а б л я х колхозного флота Промысловый флот моторно-рыбо­ ловных станцийМурманскойобласти с каждым годом оснащается все бо­ лее совершенными судами, которые позволяют вести лов рыбы вдали от берегов. Сейчас он состоит в основ­ ном из малых рыболовных трауле­ ров. В этом годуколхозным рыбакам передано пять новых металлических быстроходных кораблей-сейнеров. На них назначены опытные капи­ таны. Экипаж одного из этих судов воз­ главляет старый промысловик, всю свою жизнь плавающийна колхоз­ ных судах, Рихард Ялмарович Ойен. Он одним из первых стал осваивать кошельковый лов в открытом море и начал работать тралом на судах МРС. Сейчас капитан тов. Ойен умело командует сейнером, настой­ чиво обучает новичков. Хорошие уловыимеет и сейнер колхоза «Энергия», капитаном ко­ торого является Сергей Иосифович Елисеев. Он добыл уже более 400 центнеров трески. Большую помощь экипажам новых судов оказывает техник. по добыче Полярной МРС тов. Бойков. Он по­ стоянно бывает на промысле, обу­ чает колхозников работе с тралом. .Как сообщили нашему корреспон­ денту в областном управлении мо- торно-рьгболовных станции, в этом году рыбаки-колхозники Кольского полуострова получат еще восемь сейнеров. Семь из них будет переда­ ны Полярной, а один— Териберской МРС. Пять новых судов уже при­ нято. Скоро они придут в Мур­ манск. В конце июня сейнерыбудут пос­ ланы на лов сельди за 250 миль. Надо сказать, что дрифтерныйлов мурманской сельди вдали от берегов в широком масштабе будет возрожден в послевоенный период впервые. Сейчас к нему началась подготовка. рем судовой комсомольской органи­ зации Иваном Чернышевым, сказал: — Надо полагать, что эта встря­ ска не пройдет даром для Еляскипа. Но вы, комсомольцы, должны ему помочь крепко стать на ноги, втя­ нуть его в общественную жизнь ко­ рабля. Сам Родионов часто по-дружески беседовал с молодым матросом и тот доверчиво раскрывал переднимсвою душу. — Иван Васильевич, — обратил­ ся к нему однажды Еляскин, — вот вы служили на флоте. Мне, быть может, тоже придется там служить, если примут. Скажите, трудно дает­ ся морская служба? — А трудностей, Ваня, да еще мо­ ряку, бояться не гоже,— заметил Родионов. И тут же он рассказывал обступившим его молодым рыбакам о североморцах, их жизни, учебе, вспоминал о героических подвигах моряков в годы Великой Отечествен­ ной войны. Затем не навязчиво, но убеди­ тельно и последовательно Родионов подводил своих слушателей к повсе­ дневным вопросам производственной жизни и быта своего коллектива. — В армии, на флоте добиваются четкого взаимодействия всех служб, всех видов оружия,— говорил он.— Это — основа успеха. И мына своем маленьком рыбацком корабле долж­ ны так взаимодействовать, помогать друг'другу, чтобы работа шла друж­ но, организованно. Вот вчера Генна­ дий Нечаев кое-как, небрежно укла­ дывал поводцы нижней подборы, а сегодня во время выметки сетей пришлось из-за него помучиться дрифмейстеру. Хорошо, что все удач­ но сошло, а то могло бы намотать сети на винт. Моряки промысловых кораблей— эти поистине скромные и мужест­ венные труженики моря, не любят людей, которые говорят красно, а работают с прохладцей. Родионов тем и пришелся по душе всему кол­ лективу корабля, что слово у него никогда не расходится с делом. За каждое самое трудное дело он берет­ ся без оглядкии работает в полную силу, не жалея себя. Если уж тря­ сет сети, то сельдь серебряными брызгами с шумом и плеском осы­ пается на палубу, есликупорит го­ товые бочки, то молоток так и игра­ ет в его сильных, выносливых ру­ ках. Секретарь судовой партийной ор­ ганизации уме т случайные, каза­ лось бы на первый взгляд, явления и факты повседневной жизни оце­ нивать в их непосредственной связи с большими государственной значи­ мости задачами. Однажды он заметил, что молодой матрос нерадиво выполняет обязан­ ности засольщика: бросит лопатку соли в бочку и отойдет. — Нет, браток, так дело не пой­ дет,— вмешался Родионов,— не за­ солка получается, а какой-то слое­ ный пирог: сначала слой сельди, а потом слой соли. Какое же будет ка- :чество рыбы при твоем посоле? На- ! до обязательно перемешивать сельдь, !чтобы она просолилась ровно. И он тут же показал смущенному матросу, как надо производить за­ солку сельди. Вечером, после рабо­ ты, Родионов рассказал об этом слу­ чае мастеру по рыбообработке Ку­ стову. — Решения пятой сессии Верхов­ ного Совета СССР мы обсуждали, одобрили, а воттаких фактов не за­ мечаем. Надо вопрос о повышении качества засолки обсудить на об­ щем производственном собрании. На собрании выявились и другие недостатки в организации рыбообра­ ботки на судне. Было решено выде­ лить на засолку сельди наиболее опытных, знакомых с технологией рыбообработки матросов, повысить их ответственность за качество ра­ боты. Комсомольская организация про­ явила ценную инициативу, создав контрольные посты, которые помог­ ли устранить вскрытые недостатки, улучшить качество обработки сель­ ди на судне. Коммунисты были душой каждого нового начинания на корабле, они будили творческую инициативу мо­ ряков, горячо поддерживая каждое дельное практическое предложение. Так, в ходе коллективного обсужде­ ния итогов одного из первых рейсов были вскрыты дополнительные про­ мысловыерезервы. — Объем наших трюмов ограни­ чен,— сказал на общем собрании старпом Бпкмулин,— мы можем до­ ставить на базу за рейс не больше 700 бочек сельди. А вы знаете, что уже через сутки сельдь в бочках оседает иногда на одну треть. — Это неизбежно. — заметил кто-то. — Но этовместес тем исправимо, — подхватил мысль своего помощ­ ника капитан.— Надо увеличить вес бочек за счет вторичнойдоклад- ки и тогда мы будем доставлять на плавбазу на 80— 100 центнеров сельди больше в том же количестве тары. — Хлопотное дело, — высказал сомнение один из моряков.— Успеем ли? — Должны успеть,—-убежденно сказал Родионов.— В наших силах сделать каждый рейс полногрузным. Подсчитайте, сколько мы на этом сэкономим времепи на переходах, под выгрузкой. Так началось на судне соревнова­ ние за полногрузные рейсы. Во гла­ ве этого соревнованяи, как всегда, шли коммунисты, увлекая личным примером весь экипаж. В августе 1953 года, досрочно выполнив годовой план. «Орочен» пришел в порт, чтобы вскоре вер­ нуться снова на промысел. Глядя на заметно осунувшееся ли­ цо Родионова, капитан спросил его: — Ты давно в отпуске не был? — Да вот уж годадва с лишним. — Можно бы насчет путевки по­ хлопотать,— предложил капитан. — Путевка сейчасодна— в море, — рассмеялся Родионов.— Вот вы­ ловим 10 тысяч центнеров, тогда можно и в отпуск махнуть. Кстати, Анатолий Иванович,— без всякой видимой последовательности сказал он,— ты знаешь, что Еляскин подал заявление о вступлении в комсомол? — Как же, знаю,— улыбнулся капитан.— Он уж приходил ко мне, советовался. — А ведь вы хотели когда-тэ исключить его из судовой роли? Капитан положил руку на плечо Родионову и задумчиво произнес: — Да. Судовая роль— это толь­ ко документ, но вотроль коллектива и его передового отряда в делах, в формировании человека, действи­ тельно велика.— И как бы усты­ дившись своего порыва, Семенов, вообще не любящий громких фраз, добавил: — Может быть это звучит несколько выспренне? — Нет, это сказано хорошо пото­ му, что верно,— убежденно сказал Родионов. * * * Весть о награждении большой группы работников сельдяного флота орденами и медалями застала Родио­ нова и его товарищей по судну на промысле, далеко от берегов Роди­ ны. Вместе с капитаном Семеновым, дрифмейстером Белко, мастером по рыбообработке Кустовым моряк ком­ мунист Родионов был отмечен высо­ кой правительственной наградой — орденом Ленина. — Эта награда, — взволнованно сказал он,— безмерно радует, но п ко многому обязывает, зовет к но­ вым успехам в трудена благо наше­ го отечества. И. НАУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz