Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
№ 57 (141), 14 мая 1954 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Моторист Борис Малахов В январе нынешнего года траулер «Россия» вел щромысел в Централь ном районе. Как обычно бывает в это время, море штормило. В это время случилось то, чего никак нельзя было предусмотреть— лопнул чугун ый стяжной червяк (как известно, чугун слабеет на мо розе). На судне забеспокоились. Неис правность могла вызвать досрочный уход с промысла. На вопрос капитана — как устранить неисправность, — стар ший механик А. И. Гейн не совсем определенно ответил:«Попытаемся»! и спустился в машинное отделение. Старший моторист Борис Яковле вич Малахов нес вахту у главной машины. Ему подробно рассказали о случившемся. «Конечно, Малахов токарь неплохой, — думал Гейн,— но выточить стяжной червяк не каждый сможет». — Сделаю! — прервал его раз мышления Малахов. Борис Яковлевич зашел в мастер скую. В маленьком светлом помеще нии установлены токарный, свер лильный, наждачный станки. Среди запасных частей он оты скал металлическую 'болванку и только тут вспомнил, что на ма ленькомсудовом станке нельзя на резать червячную резьбу. После не которых расчетов Малахов пришел к выводу, что если вместо червяч ной сделать простую резьбу, то и она выдержит необходимую на грузку. На корабле в штормовую погоду работать у токарного станка гораздо труднее, чем на берегу. Судно ка чается, ноги скользят по металличе скому настилу, но из-под резца, как в береговой мастерской, ■беспрерывно вьется серебристая стружка. II вот Деталь готова.. Вскоре зара ботала лебедка и за борт пошел оче редной трал. Во время промысла, когда на пу ти корабля встают штормы и моро зы, могутслучиться всякие неприят ности. В этом нет ничего необычно го. И мурманские рыбаки стремят ся быстрее своими силами ввести механизмы в строй, предупредить ту или иную неисправность. Только за последний рейс и междурейсовую стоянку в порту былипроизведены такие трудоемкие работы, как реви зия всех топливных насосов и фор сунок главного двигателя, перетяж ка мотылевых подшипников главно го двигателя и много других работ общим объемом в две тысячи нормо- часов. В это большое дело значи тельный вклад внес Борис Яковле вич Малахов. Он — старший моторист. Свои основные обязанности — обслужи вание механизмов — выполняет об разцово. А когда нужно произвести какие-либо станочные работы, их поручают Малахову, будучи уверен ными, что тот никогда не подведет. Сейчас траулер («Россия» нахо дится на промысле. В один из пер вых днейработы в штормовую пого ду лопнул соединительный храповик траловой лебедки — у него разо шелся сварочный шов. Каждому ясно, что на траулере сварочных работ произвести нельзя. Малахов творчески подошел к делу и нашел выход. На станке он просверлил от верстие, сверху и снизу храповика поставил металлические планки, ко торые затем соединил болтами. Вы ход был найден. В большом машинном отделени траулера «Россия» есть много при способлений, сделанных руками Ма лахова. Как-то перестал работать насос гидрофора морской воды. Это случилось потому, что лопнул при водной ремень. Запасного не было. Малахов выточил специальный под весной блок и через него пропустил ремень большого размера. Насос и по сей день работает безотказно. Таких примеров можно привести много.Все они свидетельствуют о стремлении моряка большесделать для увеличения добычи рыбы. И поэтому, когда на судне в ны нешнем рейсе состоялось собрание машинной команды, старший мото рист Малахов, выступая, горячо поддержал начинание механиков траулера «Амдерма», и вместе со всей машинной командой траулера «Россия» принял обязательство до конца года произвести ремонтных работ своими силами в объеме 4500 часов. Нет сомнения, что старший мото рист, судовой токарь Борис Яковле вич Малахов внесет в это свой вклад. А. ОЛЕШИН. Экипаж траулера «Ленин» успешно облавливает косяки мор ского окуня на Копытовской банке. Закрепляя успехи пред майского соревнования, моряки этого судна обязались во втором квартале выловить сверх плана 2500 центнеров рыбы. На снимке: капитан траулера «Ленин» Николай Николаевич СТРЕЛКОВ. Рейсовое задание перевыполнено Успешно работает в этом году пловучая база «Воркута». Ее эки паж из рейса в рейс перевыполняет задания. Хорошо потрудился он и в последнем плавании. Корабль доста вил в порт атлантической сельди на 3000 бочек больше, чем было запла нировало. Пловучая база ускорила обработ ку каждого среднего траулера на один — два часа против нормы, хо тя на судне нехватало пятнадцати человек. Хорошо поработала палуб ная команда под руководством боц мана тов. Иванова. Она не только быстро выполнила все грузовые операции, но и произвела покраску судовых надстроек. Среди матросов отличились тт. Савинов, Цветков, Волков и Ли- щенюк. Каждый из них умело об служивает лебедки, добивается ускорения погрузки и выгрузки про мысловых судов. В последнем рейсе на «Воркуте» была организована заготовка про дукции, которая не требует допол- ■ нительной обработки в порту. В Мурманск доставлена сельдь рядо войкладки, для которойпотребуется 15 вагонов. Первенство среди рыбообработчи ков завоевала комсомольско-моло дежная смена, руководимая мастером тов. Куклаш. Ее членытт. Нэлипа, Коваленко, Сергей и Алексей Смир новы и другие в отдельныедни вы полняли до трех — четырех смен ных норм. Большую помощь промысловикам оказала машинная команда. Второй механик тов. Первушин и токарь тов. Пестов произвели ремонт более чем на тридцати судах, в том чис ле много сварочных работ. Токарь тов. Пестов изготовил в плавании ряд ответственных деталей для су довыхдвигателей. Для промысловиков на пловучей базе было продемонстрировано много кинофильмов, прочитаны лекции о диалектическом и историческом ма териализме, о международном поло жении и на другие темы. На н о в ы х к о р а б л я х колхозного флота Промысловый флот моторно-рыбо ловных станцийМурманскойобласти с каждым годом оснащается все бо лее совершенными судами, которые позволяют вести лов рыбы вдали от берегов. Сейчас он состоит в основ ном из малых рыболовных трауле ров. В этом годуколхозным рыбакам передано пять новых металлических быстроходных кораблей-сейнеров. На них назначены опытные капи таны. Экипаж одного из этих судов воз главляет старый промысловик, всю свою жизнь плавающийна колхоз ных судах, Рихард Ялмарович Ойен. Он одним из первых стал осваивать кошельковый лов в открытом море и начал работать тралом на судах МРС. Сейчас капитан тов. Ойен умело командует сейнером, настой чиво обучает новичков. Хорошие уловыимеет и сейнер колхоза «Энергия», капитаном ко торого является Сергей Иосифович Елисеев. Он добыл уже более 400 центнеров трески. Большую помощь экипажам новых судов оказывает техник. по добыче Полярной МРС тов. Бойков. Он по стоянно бывает на промысле, обу чает колхозников работе с тралом. .Как сообщили нашему корреспон денту в областном управлении мо- торно-рьгболовных станции, в этом году рыбаки-колхозники Кольского полуострова получат еще восемь сейнеров. Семь из них будет переда ны Полярной, а один— Териберской МРС. Пять новых судов уже при нято. Скоро они придут в Мур манск. В конце июня сейнерыбудут пос ланы на лов сельди за 250 миль. Надо сказать, что дрифтерныйлов мурманской сельди вдали от берегов в широком масштабе будет возрожден в послевоенный период впервые. Сейчас к нему началась подготовка. рем судовой комсомольской органи зации Иваном Чернышевым, сказал: — Надо полагать, что эта встря ска не пройдет даром для Еляскипа. Но вы, комсомольцы, должны ему помочь крепко стать на ноги, втя нуть его в общественную жизнь ко рабля. Сам Родионов часто по-дружески беседовал с молодым матросом и тот доверчиво раскрывал переднимсвою душу. — Иван Васильевич, — обратил ся к нему однажды Еляскин, — вот вы служили на флоте. Мне, быть может, тоже придется там служить, если примут. Скажите, трудно дает ся морская служба? — А трудностей, Ваня, да еще мо ряку, бояться не гоже,— заметил Родионов. И тут же он рассказывал обступившим его молодым рыбакам о североморцах, их жизни, учебе, вспоминал о героических подвигах моряков в годы Великой Отечествен ной войны. Затем не навязчиво, но убеди тельно и последовательно Родионов подводил своих слушателей к повсе дневным вопросам производственной жизни и быта своего коллектива. — В армии, на флоте добиваются четкого взаимодействия всех служб, всех видов оружия,— говорил он.— Это — основа успеха. И мына своем маленьком рыбацком корабле долж ны так взаимодействовать, помогать друг'другу, чтобы работа шла друж но, организованно. Вот вчера Генна дий Нечаев кое-как, небрежно укла дывал поводцы нижней подборы, а сегодня во время выметки сетей пришлось из-за него помучиться дрифмейстеру. Хорошо, что все удач но сошло, а то могло бы намотать сети на винт. Моряки промысловых кораблей— эти поистине скромные и мужест венные труженики моря, не любят людей, которые говорят красно, а работают с прохладцей. Родионов тем и пришелся по душе всему кол лективу корабля, что слово у него никогда не расходится с делом. За каждое самое трудное дело он берет ся без оглядкии работает в полную силу, не жалея себя. Если уж тря сет сети, то сельдь серебряными брызгами с шумом и плеском осы пается на палубу, есликупорит го товые бочки, то молоток так и игра ет в его сильных, выносливых ру ках. Секретарь судовой партийной ор ганизации уме т случайные, каза лось бы на первый взгляд, явления и факты повседневной жизни оце нивать в их непосредственной связи с большими государственной значи мости задачами. Однажды он заметил, что молодой матрос нерадиво выполняет обязан ности засольщика: бросит лопатку соли в бочку и отойдет. — Нет, браток, так дело не пой дет,— вмешался Родионов,— не за солка получается, а какой-то слое ный пирог: сначала слой сельди, а потом слой соли. Какое же будет ка- :чество рыбы при твоем посоле? На- ! до обязательно перемешивать сельдь, !чтобы она просолилась ровно. И он тут же показал смущенному матросу, как надо производить за солку сельди. Вечером, после рабо ты, Родионов рассказал об этом слу чае мастеру по рыбообработке Ку стову. — Решения пятой сессии Верхов ного Совета СССР мы обсуждали, одобрили, а воттаких фактов не за мечаем. Надо вопрос о повышении качества засолки обсудить на об щем производственном собрании. На собрании выявились и другие недостатки в организации рыбообра ботки на судне. Было решено выде лить на засолку сельди наиболее опытных, знакомых с технологией рыбообработки матросов, повысить их ответственность за качество ра боты. Комсомольская организация про явила ценную инициативу, создав контрольные посты, которые помог ли устранить вскрытые недостатки, улучшить качество обработки сель ди на судне. Коммунисты были душой каждого нового начинания на корабле, они будили творческую инициативу мо ряков, горячо поддерживая каждое дельное практическое предложение. Так, в ходе коллективного обсужде ния итогов одного из первых рейсов были вскрыты дополнительные про мысловыерезервы. — Объем наших трюмов ограни чен,— сказал на общем собрании старпом Бпкмулин,— мы можем до ставить на базу за рейс не больше 700 бочек сельди. А вы знаете, что уже через сутки сельдь в бочках оседает иногда на одну треть. — Это неизбежно. — заметил кто-то. — Но этовместес тем исправимо, — подхватил мысль своего помощ ника капитан.— Надо увеличить вес бочек за счет вторичнойдоклад- ки и тогда мы будем доставлять на плавбазу на 80— 100 центнеров сельди больше в том же количестве тары. — Хлопотное дело, — высказал сомнение один из моряков.— Успеем ли? — Должны успеть,—-убежденно сказал Родионов.— В наших силах сделать каждый рейс полногрузным. Подсчитайте, сколько мы на этом сэкономим времепи на переходах, под выгрузкой. Так началось на судне соревнова ние за полногрузные рейсы. Во гла ве этого соревнованяи, как всегда, шли коммунисты, увлекая личным примером весь экипаж. В августе 1953 года, досрочно выполнив годовой план. «Орочен» пришел в порт, чтобы вскоре вер нуться снова на промысел. Глядя на заметно осунувшееся ли цо Родионова, капитан спросил его: — Ты давно в отпуске не был? — Да вот уж годадва с лишним. — Можно бы насчет путевки по хлопотать,— предложил капитан. — Путевка сейчасодна— в море, — рассмеялся Родионов.— Вот вы ловим 10 тысяч центнеров, тогда можно и в отпуск махнуть. Кстати, Анатолий Иванович,— без всякой видимой последовательности сказал он,— ты знаешь, что Еляскин подал заявление о вступлении в комсомол? — Как же, знаю,— улыбнулся капитан.— Он уж приходил ко мне, советовался. — А ведь вы хотели когда-тэ исключить его из судовой роли? Капитан положил руку на плечо Родионову и задумчиво произнес: — Да. Судовая роль— это толь ко документ, но вотроль коллектива и его передового отряда в делах, в формировании человека, действи тельно велика.— И как бы усты дившись своего порыва, Семенов, вообще не любящий громких фраз, добавил: — Может быть это звучит несколько выспренне? — Нет, это сказано хорошо пото му, что верно,— убежденно сказал Родионов. * * * Весть о награждении большой группы работников сельдяного флота орденами и медалями застала Родио нова и его товарищей по судну на промысле, далеко от берегов Роди ны. Вместе с капитаном Семеновым, дрифмейстером Белко, мастером по рыбообработке Кустовым моряк ком мунист Родионов был отмечен высо кой правительственной наградой — орденом Ленина. — Эта награда, — взволнованно сказал он,— безмерно радует, но п ко многому обязывает, зовет к но вым успехам в трудена благо наше го отечества. И. НАУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz