Рыбный Мурман. 1954 г. Май.
4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 56 (140), 12 мая 1954 г. ИСПОЛЬЗУЯ БОГАТУЮ ПРОМЫСЛОВУЮ ОБСТАНОВКУ— ПОВЫШАТЬ Т Е М П Ы Д О Б Ы Ч И М О Р С К О Г О О К У Н Я ☆ ☆ ☆ ВЕСТИ С КОПЫТОВСКОЙ БАНКИ 2.500 центнеров рыбы сверх плана Моряки траулера «Ленин» успеш но облавливают косяки морского окуня на Копытовской банке. Из своего первого рейса в этот район они доставили полный груз рыбы. Закрепляя достигнутые успехи, эки паж траулера «Ленин» взял на себя повышенное социалистическое обя- зательство: выловить сверх плана второго квартала 2.500 центнеров рыбы, повысить сортность продук ции на полпроцента, сэкономить 30 тонн топлива и два процента пром- снаряжения и сетематериалов, сде лать два скоростных рейса и про вести три безремонтных стоянки в порту. Н. СТРЕЛКОВ — капитан траулера «Ленин». Баренцово море. (По радио). Двойной груз за один рейс Ценную инициативу проявили моряки траулера «Киев». Они реши ли в течение одного рейса дать стране два полных груза морского окуня. Для этой цели им придано четы ре средних рыболовных траулера. В течение первой половины рейса мо ряки «Киева» будут всю выловлен ную ими рыбу передавать в трало вых мешках прикрепленным к ним средним траулерам, которые долж ны будут поднимать окуня к себе на борт и укладывать в трюмы в круг лом виде в лед. Моряки траулера «Киев» рассчитывают, что они в те чение пяти— шести суток загрузят средние траулеры рыбой в количе стве, примерно, 400 тонн. После того, как средние траулеры будут загружены рыбой и уйдут в порт, экипаж траулера «Киев» нач нет ловить рыбу для себя, заготов ляя ее также в круглом виде. * По предварительным расчетам ка питана траулера «Киев» тов. Лоба нова, это позволит экипажу за один свой .рейс дать стране вместо250 тонн морского окуня около 600 тонн. 2.925 тонн окуня за 9 суток Промысловая обстановка в районе лова морского окуня — на Копытов ской банке — продолжает оставать ся благоприятной. Косяки окуня по- прежнему держатся на большой пло щади. Траулеры имеют хорошие уло вы. Суточная добыча окуня в этом районе нарастает. Особенно она ста ла увеличиваться с того времени, когда промысловым кораблям было разрешено перейти на скоростные рейсы и заготовлять окуня в круг лом, непоротом виде. Если 1 мая су точная добыча окуня составила 158 тонн в полуфабрикате, то 9 мая бы ло выловлено455 тонн (в полуфаб рикате). Всего с 1 по 9 мая включительно траловый флот выловил^в этом рай оне 2.925 тонн морского окуня (в полуфабрикате). Сейчас там работают свыше двад цати промысловых кораблей. Уловы судов, перешедших на скоростные рейсы и заготовляющих окуня в круглом виде, составляют в сутки от 30 до 60 тонн. Так, например, тра улер «Плутон» 9 мая взял 50 тонн, траулер «Волхов» за эти же сутки — 60 тонн. Что мешает увеличению добычи о куня На рефрижераторе № 7 a i Уже не первый день в Мурманск возвращаются корабли с богатыми уловами морского окуня. Полный груз этой ценной рыбы доставил в порт и рефрижератор Л1» 7, который принимал ее от траулеров, промыш ляющих на Копытовской банке. Экипаж корабля, возглавляемый капитаном Алексе м Ивановичем Кузнецовым, успешно выполнил рейсовое задание, доставил 1000 центнеров свежемороженой про дукции сверх плана. Правда, на первых порах встре тились серьезные трудности. Эки паж рефрижератора однимиз первых начал осваивать прием рыбы в сет ных мешках в морских условиях. Если с начала на подъем одного мешка с окунем тратилось 45 ми нут, то в конце плавания эта опе рация производилась за 30— 35 минут. Быстро приспособились к работе по-новому мастер по орудиям лова тов. Олейник и боцман тов. Унку. Боцман постоянно следил за такела жем, если стоял во время грузовых операций на лебедке. Четко действо вали при подъеме рыбы матросы тт. Радин, Шабанов и друше. В сутки на рефрижераторе обра батывалось первое время около 20 тонн рыбы. Впоследствии выработка была доведена до 35 тонн рыбы. Лучше всего на уборке продукции трудилась бригада рыбообработчиков во главе с коммунистом тов. Фроло вым. Она своевременно подготавли вала окунь к замораживанию. На корабле имеется четыре моро зильных тоннеля, емкость кото рых 10 тонн. Рыба сначала укладывалась в специальные иро- .тивни, которые заключались в так называемые корзины и подавались j в тоннель. Пока в одном тон еле шла заморозка, загружался .следую щий и т. д. Такой конвейерный ме тод работы позволил равномерно убирать рыбу. Лучше всех работали холодиль- 'ные установки на вахте рефрижера торного механика тов. Монахова. Он -всегда поддерживал в тоннелях не- Jобходимую температуру. Машинная команда обеспечивала , хороший ход судну. Благодаря этому переход на Копытовскую банку и обратно был сокращен на сутки. Второй механик тов. Жидов обес печил в рейсе быстрый ремонт ком- j npeccofpa. Работу, на которую обыч но требуется до двух суток, он вы полнил за шесть часов. — Первый рейс «рефрижератора за окунем,— рассказывает старший помощник капитана тов. Лысенко,— показал, что есть все возможности быстро принимать рыбу в море. Надо сказать, что каждый ме шок необходимо снабдить двумя буйками. Один буек плохо держит пустой мешок. Когда он передается на траулер, сети могут утонуть. Следует установить более опера тивную связь между базами и трау лерами. Экипаж рефрижератора № 7 до ставил в порт продукцию сухой мо- розки, которая не требует дополни тельной обработки, а сразу может быть отправлена потребителю. В следующем рейсе он решил довести ежесуточную выработку морожено го окуня до 400 центнеров, досроч но выполнить задание. А. СИДОРОВ. Сейчас траловый флот ведет об лов окуня на Копытовской банке. В последние дни суточная добыча оку ня в этом районе идет на уровне 350 — 450 тонн. На первый взгляд этот результат может показаться весьма успешным. Да так оно и есть в действительности по сравнению с прошлыми годами. Однако промысел окуня идет все же значительно ни же тех возможностей, которые пре доставляются сырьевой базой. Это видно из примера ряда судов, таких как «Плутон», «Волхов», «Сом», «Белуга», «Кронштадт», «Челябинск», суточный улов кото рых нередко превышает 40 тонн. Траулер «Сом», например, со 2 по 5 мая уложил в трюм 145 тонн оку ня. «Челябинск» за это же время — 143 тонны. Траулер «Сом» с того дия, когда он стал заготовлять оку ня в круглом виде, ежесуточно до бывал в среднем по 60 тонн в по луфабрикате. Ряд же других трау леров берет значительно меньше рыбы. Чем же объясняется эта пестрота в уловах, недостаточное использова ние сырьевой базы? Прежде всего тем, что, как объясняет капитан поискового трау лера «Сом» тов. Едемский, трауле ры, как правило, не ставят буев, не закрепляют своего места промысла. Рассчитывая на то, что окунь имеется везде, они нередко сбивают ся с мест, более обильных рыбой, под влиянием течений и ветра, работают в 20— 25 милях от того места, ка кое они указывают в сводках. Немалую роль в недоиспользова нии сырьевой базы играет большая аварийность орудий лова. Радио- сводки пестрят указаниями на хо, что «порвало мешок», «мешок лоп нул», «порвало» или «протерло трал». Каждая такая авария влечет за собой потерю или части улова или всего улова. 9 мая, когда трау лер «Плутон» выловил 50 тонн, траулер «Москва» добыл только 10 тонн. У него в этот день дважды Лопнул мешок и два раза протерло трал. Так как мешок лопается преимущественно в тех случаях, когда он полон окуня, то это озна чает, что траулер «Москва» потерял за сутки по меньшей мере 20— 25 тонн окуня. По 10 тонн взяли траулеры «И. Сивков» и «Минск», у которых также происходили неодно кратные аварии орудий лова. Промысловики справедливо жа луются на неудовлетворительное ка чество тралового вооружения, на недостаточную прочность тралов. Однако потери рыбы были бы зна чительно меньше, если бы целый ряд судоводителей не злоупотреблял длительностью траления. В то вре мя как судоводители траулеров «Сом», «Кронштадт», «Белуга» тралили всего по 25— 30 минут и самое большее 40 минут, средняя продолжительность траления у тра улера «Москва» составила 9 мая 1 час 20 минут — I час 25 минут, а у траулера «Минск» — даже 1 час 40 минут. Неудивительно, ' что при такой продолжительности трале ния и при обильных уловах окуня тралы не выдерживают. Однако флагманы, руководящие обловом оку ня в этом районе, не принимают решительных мер для того, чтобы устранить эти недостатки в органи зации работы. Вместе с этим траулеры теряют много времени и много рыбы при передаче своего улова плавбазам. Исключительно неудовлетворительно работает плавбаза «Онега», которой руководит капитан тов. Суворов. Находясь на месте лова окуня, «Онега» приняла за 12 суток всего 125 тонн окуня. Таким образом, эта база принимает и обрабатывает в сутки всего 10 тонн. Неудивитель но, что моряки обижаются на та кую работу базы. Ведь они теряют много времени на ожидание, когда «Онега» примет у них улов, тогда как могли бы успешно промышлять рыбу. Мало этого, как указывает капитан траулера «Орион» тов. А. Маклаков, немало окуня при этом пропадает. Слабо работает и плавбаза «Ат лантика», которая приняла пока все го 77 тонн рыбы. Это результат того, что на этих базах неудовлетворительно организо вана обработка принятойрыбы. Успешный промысел морского окуня и скоростные окуневые рей сы тормозятся также ничем неоп равданным сокращением сроков хранения окуня в круглом виде на траулерах. Как сообщает редакции (заместитель начальника Главмур- jманрыбпрома тов. Данилов, «заго- !товка морского окуня в охлажден номкруглом видеразрешена со сро комзаготовки до шести суток. Боле длительный срок заготовки непоро- того морского окуня в охлажденном виде, при наличии неудаленных жабр и внутренностей, а также учитывая некоторый срок хранения доставленного окуня в условиях бе рега, что имеет место при массовом поступлении его, отразится на по нижении его качества». Поистине, это более чем странная мотивировка. За ней скрывается благодушное, примиренческое отно шение к тому, что рыбный порт держит траулеры, доставившие мор ского окуня, на рейде, не сразу разгружает их. За этим скрывается примиренческое отношение к орга низации работ на рыбокомбинате, к тому, что доставленный промысло виками морской окунь по несколько днейздесь лежит в бунтах в ожида нии его отгрузки. И вотвместотого, чтобы повести решительную борьбу за лучшую организацию обслужива ния судов в порту, за быстрейшую разгрузку окуня и за быструю его переработку и отгрузку, отдел ры бообработки Главмурманрыбпрома стал на порочный путь сокращения сроков хранения окуня на трауле рах и этим самым стал на путь сокращения добычи окуня. Сейчас у тралового флота имеются большие возможности по увеличе нию вылова морского окуня. Эти возможности должныбыть исполь зованы. Нужно улучшить организа цию промысла, добиться перелома в работе плавбаз, коренным образом перестроить работу береговых орга низаций. Советский потребитель должен получить как можно больше этой ценной рыбы! К. СТАНИЦКИИ. Почему мы не удовлетворены своим рейсом Наш рейс продолжался с 21 апре ля по 7 мая. Из рейса мы достави ли полный груз морского окуня, выгрузив в порту 237 тонн рыбы. На первый взгляд результаты рейса успешны. Однако мы своим рейсом не удовлетворены, хотя и до ставили полный груз. Делов том, что нам было задано заготовить 230 тонн окуня (это задание мы пере выполнили), но, помимо этого, мы должны быливыловить и сдать на плавбазы 210 тонн. За то время, ко торое мы находились на промысле, мы могли бы справиться и с этим заданием, если бы была по-настоя щему организована работа плавбаз. Возле нас находился рефрижера тор № 7. Однако он не мог обслу жить всю группу траулеров. Таким образом, сдавать рыбу было некуда, а затем, когда количество баз уве личили, то оказалось, что они слиш ком медленно принимают рыбу. 24 апреля за два подъема мы взяли восемь тонн окуня. Палуба была завалена рыбой. Пришлось лечьв дрейф для уборки рыбы. 25 апреля за 30-минутное тра ление подняли четыре тонны оку ня. Рефрижератор № 7 находился от нас в пяти кабельтовых. Рыба была перепущена в передаточный мешок для буксировки к рефрижератору, но последний отказался ее принять. Так как нам пришлось, лежа в дрейфе, в течение шести часов уби рать окуня, выловленного раньше, то рыбу в передаточном мешке, на ходившуюся за бортом в воде, пришлось выпустить, так как каче ство ее снизилось и в обработку она не годилась. 27 апреля мы за два траления подняли восемь тонн. Следующее траление принесло нам полный трал окуня. Мы решили передать его на плавбазу «Онега», но там сумели принять только 28 центнеров, а остальную рыбу в 'количестве 8— 10 тонн упустили. Следующий свой подъемв размере четырех тонн окуня передали среднему траулеру № 686 для буксировки к плавбазе «Онега». Траулер № 686 эту рыбу также упустил. 29 апреля мы приготовили для передачи «Онеге» еще четыре тон ны окуня, но последняя отказалась его принять у нас, и ушла в другой квадрат. Мы продержали эту рыбу в течение шести часов в мешке за бортом и в конце концов были вы нуждены выпустить ее, так как у нас у самих былзавал рыбы, а пе редать ее было некому. При другой организации промыс ла мы могли бы взять два полных груза окуня. Из этого можно сделать вывод, что, при существующей организации обработки рыбы на плавбазах и при их ограниченных возможностях при нимать рыбу во время волнения мо ря, применение плавбаз является нерентабельным. Гораздо лучше бы ло бы, чтобы траулер первые трое — четверо суток брал окуня под соль, а затем приступал к заготовке его в круглом виде. Окунь прекрасно выдерживает шесть суток хранения во льду, а если будет лущена холодильная установка на корабле (а она не ра ботает из-за отсутствия масла), то срок хранения может быть удлинен еще на сутки. ’ Таким образом, наилучший путь в нынешних условиях для увеличе ния добычи окуня — это органи зация скоростных свежьевых рейсов с .преимуществен ой заготовкой ры бы в круглом виде. А. 3. МАКЛАКОВ. Капитан траулера «Орион». Зам. редактора Д. И. ПИРОГОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2 Типография «Полярная -75, зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33 правда». Зак. 2503. Тир. 2.500 ПН 04541
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz